Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке уровня обеспечения продовольственной безопасности российских регионов'

Методические подходы к оценке уровня обеспечения продовольственной безопасности российских регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / FOOD SECURITY FORECASTING / ПРОГНОЗНЫЕ БАЛАНСЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ / FORECAST BALANCES OF FOOD RESOURCES / ДИСБАЛАНС ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / FOOD IMBALANCE / FOOD PROVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевкунова Елена Сергеевна

Целью исследования является оценка уровня продовольственной безопасности российских регионов на примере Ростовской области. Предложена адаптированная региональная методика определения национальной продовольственной безопасности с расчетом критических и оптимистических уровней, что позволяет оценить настоящее положение с обеспечением продовольствием жителей Ростовской области. Рассчитанные интегральные индексы потребления свидетельствуют о недостаточном обеспечении картофелем, молоком, плодами и ягодами. Необходимо отметить незначительное отклонение от нормы коэффициента жиров и углеводов на 0,1. С помощью трендового анализа произведен расчет прогнозных значений продовольственного обеспечения на среднесрочную перспективу до 2020 года. Составлена матрица межрегионального ввоза-вывоза сельскохозяйственной продукции и продовольствия на примере мяса в составе и номенклатуре, соответствующих составу и номенклатуре региональных прогнозных балансов сельскохозяйственных и продовольственных ресурсов всех регионов Российской Федерации. На основе прогнозов снижения объемов производства мясных продуктов в результате влияния различных факторов рассмотрена взаимосвязанная цепочка возникающих дисбалансов в системе прогнозных балансов продовольственных ресурсов на региональном и федеральном уровнях. К 2020 году в Ростовской области производство зерна должно вырасти на 7,5 % по сравнению со средними значениями 2000-2013 годов, картофеля на 14 %, овощей на 78 %, мяса на 72 %, молока на 29 %, яиц на 65 %. Таким образом, регион будет находиться на полном самообеспечении с возможностью вывоза на межрегиональный и зарубежный рынки отдельных продуктов. В ближайшей перспективе Ростовской области необходимо возникающий дисбаланс корректировать не с помощью импорта продукции, а путем межрегионального обмена с близлежащими субъектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF FOOD SECURITY LEVEL OF RUSSIAN REGIONS

The aim of this study is to assess the level of food security of the Russian regions on the example of the Rostov region. It is suggested to adapt the method for determination of regional national food security, with the calculation of critical and optimistic levels, which allows evaluating the present status of the food supply of the inhabitants of the Rostov region. Calculated integral indices of consumption indicate a lack of food security over the potatoes, milk, fruits and berries. It should be noted that there is a slight deviation from the norm of the coefficient of fat and carbohydrates 0.1. Using trend analysis, values of food security were calculated in the medium term until 2020. The matrix of inter-regional import and export of agricultural products and food by the example of meat composition and nomenclature corresponding to regional forecasting balances of agricultural and food resources in all regions of the Russian Federation is composed. Based on forecasts decline in the production of meat products as a result of the influence of various factors is considered as the interconnected chain of emerging imbalances in the forecast balances of food resources at the regional and federal levels. By 2020, in the Rostov region, grain production is expected to increase by 7.5 % compared with the average for 2000-2013, potato by 14 %, vegetables by 78 %, meat by 72 %, milk 29 %, and eggs by 65 %. Thus, the region will be on self-sufficiency, with the possibility for individual products to export to the inter-regional and international market. In the short term the Rostov region should be reoriented to correct an imbalance that occurs not through the importation of foreign products, but by inter-regional exchange with neighboring entities.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке уровня обеспечения продовольственной безопасности российских регионов»

УДК 338.439 Е. С. Шевкунова

Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Целью исследования является оценка уровня продовольственной безопасности российских регионов на примере Ростовской области. Предложена адаптированная региональная методика определения национальной продовольственной безопасности с расчетом критических и оптимистических уровней, что позволяет оценить настоящее положение с обеспечением продовольствием жителей Ростовской области. Рассчитанные интегральные индексы потребления свидетельствуют о недостаточном обеспечении картофелем, молоком, плодами и ягодами. Необходимо отметить незначительное отклонение от нормы коэффициента жиров и углеводов - на 0,1. С помощью трендово-го анализа произведен расчет прогнозных значений продовольственного обеспечения на среднесрочную перспективу до 2020 года. Составлена матрица межрегионального ввоза-вывоза сельскохозяйственной продукции и продовольствия на примере мяса в составе и номенклатуре, соответствующих составу и номенклатуре региональных прогнозных балансов сельскохозяйственных и продовольственных ресурсов всех регионов Российской Федерации. На основе прогнозов снижения объемов производства мясных продуктов в результате влияния различных факторов рассмотрена взаимосвязанная цепочка возникающих дисбалансов в системе прогнозных балансов продовольственных ресурсов на региональном и федеральном уровнях. К 2020 году в Ростовской области производство зерна должно вырасти на 7,5 % по сравнению со средними значениями 2000-2013 годов, картофеля - на 14 %, овощей - на 78 %, мяса - на 72 %, молока -на 29 %, яиц - на 65 %. Таким образом, регион будет находиться на полном самообеспечении с возможностью вывоза на межрегиональный и зарубежный рынки отдельных продуктов. В ближайшей перспективе Ростовской области необходимо возникающий дисбаланс корректировать не с помощью импорта продукции, а путем межрегионального обмена с близлежащими субъектами.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственное обеспечение, прогнозирование уровня продовольственной безопасности, прогнозные балансы продовольственных ресурсов, дисбаланс продовольствия.

Ye. S. Shevkunova

All-Russian Research Institute of Economics and Standards, Rostov-on-Don, Russian Federation

APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF FOOD SECURITY LEVEL OF RUSSIAN REGIONS

The aim of this study is to assess the level of food security of the Russian regions on the example of the Rostov region. It is suggested to adapt the method for determination of regional national food security, with the calculation of critical and optimistic levels, which allows evaluating the present status of the food supply of the inhabitants of the Rostov region. Calculated integral indices of consumption indicate a lack of food security over the potatoes,

milk, fruits and berries. It should be noted that there is a slight deviation from the norm of the coefficient of fat and carbohydrates - 0.1. Using trend analysis, values of food security were calculated in the medium term until 2020. The matrix of inter-regional import and export of agricultural products and food by the example of meat composition and nomenclature corresponding to regional forecasting balances of agricultural and food resources in all regions of the Russian Federation is composed. Based on forecasts decline in the production of meat products as a result of the influence of various factors is considered as the interconnected chain of emerging imbalances in the forecast balances of food resources at the regional and federal levels. By 2020, in the Rostov region, grain production is expected to increase by 7.5 % compared with the average for 2000-2013, potato - by 14 %, vegetables - by 78 %, meat - by 72 %, milk - 29 %, and eggs - by 65 %. Thus, the region will be on self-sufficiency, with the possibility for individual products to export to the inter-regional and international market. In the short term the Rostov region should be reoriented to correct an imbalance that occurs not through the importation of foreign products, but by inter-regional exchange with neighboring entities.

Keywords: food security, food provision, food security forecasting, forecast balances of food resources, food imbalance.

Для оценки уровня продовольственной безопасности субъектов Российской Федерации на текущий период и на перспективу авторами рассмотрено применение различных методических подходов, таких как индексная оценка, составление прогнозных балансов на региональном и федеральном уровнях, трендовый анализ [1-6].

Для определения уровня продовольственной безопасности на текущий период по адаптированной к экономике Ростовской области методике (определение уровня продовольственной безопасности, характерного для зоны соответствующего субъекта на основе индексной оценки) была сформирована база исходных данных и выполнены расчеты (таблица 1) [1].

Таблица 1 - Потребность в основных продуктах, обеспечивающих продовольственную безопасность Ростовской области

В тыс. т

Продукт Год Уровень продовольственной безопасности

2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Критический вариант Оптимистический вариант

1 2 1 2

Зерно 6267 8871 6598 6621 7736 6160 6617 517 563 749 842

Картофель 334 380 305 285 395 401 361 213 320 426 532

Овощи 391 553 477 488 640 683 611 346 519 690 863

Мясо 195 253 269 261 274 265 300 166 249 331 414

Молоко 901 996 1035 1003 1017 1079 1079 729 1094 1455 1819

Яйца, 1393 1398 1485 1598 1723 1783 1889 595 892 1186 1483

млн шт.

С учетом климатических и прочих условий для Ростовской области было выбрано два варианта уровня продовольственной безопасности -критический и оптимистический [1, 3]. Уровни продовольственной безопасности отражают предельно допустимые границы (объемы) производства продукции для обеспечения продовольственной безопасности. В количественном выражении минимальный критический уровень сельскохозяйственного производства - это уровень, ниже которого наступает неустойчивое снабжение на основе собственного производства, появляется зависимость от межрегионального обмена (2-й вариант) и импорта (1-й вариант), происходит ослабление экономической безопасности.

Продовольственные и сырьевые ресурсы, достаточные для обеспечения внутреннего потребления на душу населения, формирования необходимых фондов, резервов и экспортного потенциала, по видам продукции (оптимальный уровень) рекомендуется рассчитывать исходя из научно обоснованных норм потребления (1-й вариант), кроме того, следует стремиться к возможности межрегионального вывоза излишков, экспорту продовольствия (2-й вариант) [4].

В базу исходных данных включены показатели, которые обеспечивают не менее 90 % потребности населения в энергии (в килокалориях) и не менее 85 % - в основных пищевых веществах [2].

Проведенные расчеты показывают, что в Ростовской области состояние продовольственной безопасности обеспечивают зерно, картофель, овощи, молоко, мясо, яйца и продукты их переработки (таблица 1).

Интегральный индекс производства рассчитан по формуле:

1 г

^ = к ? ^ , (1) где J¡ - индекс производства продукции.

Для условий каждого региона определяется количество к базовых видов продукции для оценки продовольственной безопасности, оно может

варьироваться в зависимости от наличия статистической информации. Для расчетов по данным Ростовской области в формулу (1) внесены коррективы:

1 г=9

Л =1 £ ^ .

Е 6 £ г

Чтобы определить критический и оптимистический уровни продовольственной безопасности, необходимо рассчитать соответствующие индексы производства продукции (), равные доле произведенного продукта от его физиологической нормы, путем деления фактического объема производства по каждому виду продукции на предельно допустимый уровень:

т _ _т10 Т т0 (г).

Произведенные расчеты показали оптимистический уровень продовольственной безопасности по зерну и яйцам (таблица 1). По картофелю и мясу индекс производства продукции соответствует второму варианту критического уровня: Ростовская область может обходиться без значительного межрегионального или импортного ввоза данной продукции. Ситуация с молоком и овощами значительно хуже: регион полностью не обеспечивает рекомендуемой минимальной нормы потребления.

Более точную оценку уровня продовольственной безопасности Ростовской области дают таблицы 2 и 3 [4].

В таблице 2 в графе «Норматив» для каждого продукта указывается выбранный для соответствующей зоны Российской Федерации норматив потребления в кг/год. Далее в графах заполняется фактически потребленное количество продуктов (в кг). Значения в графах «Индексы» рассчитываются как отношение фактически потребленного количества соответствующего продукта к нормативу. Аналогично рассчитываются индексы (отношение фактического уровня к нормативному) по белкам, жирам и углеводам.

Таблица 2 - Уровень продовольственной безопасности Ростовской области

В килограммах

Наименование Потребление

Норматив* Фактически Индекс

Год

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Хлеб и хлебные изделия 100 110 111 112 112 106 109 106 106 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1

Картофель 97,5 109 112 112 101 100 92 92 92 1,1 1,1 1,1 1,0 1,0 0,9 0,9 0,8

Овощи 130 99 107 111 124 124 130 137 144 0,8 0,8 0,9 1,0 1,0 1,0 1,1 1,1

Сахар 26 33 38 40 40 38 40 40 40 1,3 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5

Масло растительное 11 15 15 15 15 15 16 15 15,3 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4

Мясо и мясопродукты 72,5 48 52 62 65 65 68 70 71 0,7 0,7 0,9 0,9 0,9 0,9 1,0 1,0

в пересчете на мясо

Молоко и молокопродук- 330 224 230 240 251 258 263 268 278 0,7 0,7 0,7 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8

ты в пересчете на молоко

Яйцо 13 13,1 13,7 14 13,8 13,8 14,7 15,3 15,6 1,0 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,2 1,2

Рыба 20 11 11 12 13 13 14 15 15 0,6 0,6 0,6 0,7 0,7 0,7 0,8 0,8

Плоды и ягоды 95 48 47 54 58 59 64 67 69 0,5 0,5 0,6 0,6 0,6 0,7 0,7 0,7

Итого килограммов 895 710,1 736,7 772 792,8 791,8 810,7 825,3 845,9 0,8 0,8 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9

Итого граммов в сутки 2452 1945 2018 2115 2172 2169 2221 2261 2318 0,8 0,8 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9

Белки 88 72 74 79 80 79 82 83 84 0,8 0,8 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9 1,0

Жиры 105 95 98 103 105 106 111 109 112 0,9 0,9 1,0 1,0 1,0 1,1 1,0 1,1

Углеводы 392 402 421 433 432 417 427 425 428 1,0 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1

* По рекомендациям Минздрава 'оссийской Федерации [4]

К

рэ

у

Л X

Е »

ж

у

43 X

рэ Й

Р

о о о

к

КС о я о ч о

я

43

о а\ Й о

о Й к о

43 рэ

с к

№ (

6

ю о

г

ю о\

Таблица 3 - Интегральные индексы оценки продовольственной безопасности Ростовской области

Наименование Период

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Интегральный индекс потребления продуктов: ЛЕ _ £. Ji 0,9 0,9 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,1

Интегральный индекс производства: _ —о(т) т (г) 2,1 2,4 2,4 2,0 2,1 2,0 2,1 2,5

Интегральный индекс энергетической ценности: Л£ _(лпотр )г 0,9 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0

Коэффициент дефицита калорий: Кэ _1-ЛЭ. +0,1 0 0 0 0 0 0 0

Коэффициент дефицита белков: Кь _1- +0,2 +0,2 +0,1 +0,1 +0,1 +0,1 +0,1 0

Коэффициент дефицита жиров +0,1 +0,1 0 0 0 -0,1 0 -0,1

Коэффициент дефицита углеводов 0 -0,1 -0,1 -0,1 -0,1 -0,1 -0,1 -0,1

Интегральный индекс пищевой ценности (белки, жиры, углеводы): Л£ _ 10 £ г Л потр (а-Р - У )] 0,8 0,9 1,0 1,0 1,0 1,1 1,1 1,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К

рэ

у

Л X

Е »

ж

у

43 X

рэ Й

Р

о о о

к

КС о я о ч о

я

43

о а\ Й о

о Й к о

43 рэ

с к

№ 4

о\

ю о

4 г

ю о\

В строке «Итого килограммов» приводится сумма потребленных продуктов (яйца переводятся в килограммы из расчета: 1 яйцо - 50 г). В строках «Итого граммов в сутки» (белков, жиров, углеводов) в графе «Норматив» указывается рекомендуемое содержание питательных веществ. В графы по годам вносятся фактические значения потребления питательных веществ (белки, жиры, углеводы) [2].

Интегральный индекс потребления - это сумма индексов потребления каждого вида продукта, деленная на количество продуктов (таблица 3). Интегральный индекс производства - это сумма индексов производства каждого вида продукта, деленная на количество продуктов. Интегральный индекс энергетической ценности - сумма индексов потребления продуктов, умноженных на энергетическую ценность соответствующего продукта, деленная на количество продуктов. Коэффициент дефицита калорий -это разница между нормативом потребления калорий, принятым за единицу, и интегральным индексом энергетической ценности. Аналогично рассчитывается коэффициент дефицита белков (жиров, углеводов) как разница между нормативом потребления белков (жиров, углеводов), принятым за единицу, и индексом потребления белков (жиров, углеводов). Интегральный индекс пищевой ценности - сумма индексов потребления, умноженных на удельное содержание в них пищевых веществ (белки, жиры, углеводы), деленная на количество продуктов.

Согласно данным таблицы 2, индексы потребления отдельных продуктов питания (картофеля, молока, плодов и ягод) в Ростовской области меньше 1, следовательно, меньше норматива. Однако в целом общий интегральный индекс потребления продуктов больше 1, что свидетельствует не только о достижении медицинских норм потребления, но и о незначительном превышении данных показателей. Интегральный индекс производства превышает 2 и продолжает возрастать в течение исследуемого периода, значит, Ростовская область в значительной мере обеспечивает себя необходимыми продуктами питания, кроме того, некоторые из них может поставлять

в другие регионы и экспортировать за границу, например зерно.

Интегральный индекс энергетической ценности составляет 1 и в рассматриваемый период не меняется. Тем не менее это положительно характеризует общую энергетическую составляющую продуктов питания, так как данный показатель находится в пределах нормы. Дефицита калорий, соответственно, тоже не наблюдается: рассчитанный коэффициент составляет 0. Однако необходимо обратить внимание на незначительное отклонение от нормы коэффициента жиров и углеводов - на 0,1. Для жителей Ростовской области этот факт может сказываться на снижении основного источника энергии. Кроме того, недостаток углеводов создает организму определенные трудности при переработке жира, это одна из причин набора веса. Общий интегральный индекс пищевой ценности больше 1 - в целом энергетическая ценность потребляемых жителями Ростовской области продуктов находится на высоком уровне.

В целях прогнозирования обеспечения продовольственной безопасности и темпов развития агропромышленного комплекса как Ростовской области, так и Российской Федерации в целом может быть применена система взаимоувязанных натуральных прогнозных балансов производства и потребления продукции животноводства и растениеводства, а также продуктов ее переработки.

Для уточнения прогнозирования состояния продовольственной безопасности предлагаются прогнозные балансы, имеющие ряд существенных особенностей. Прежде всего балансы ресурсов и использования сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки разрабатываются на региональном уровне с учетом долгосрочных программ развития региона.

Федеральные прогнозные балансы формируются на основе региональных балансов. В балансах, формируемых Росстатом, балансирующая статья - «Личное потребление», в прогнозных балансах - статьи «Ввоз» и «Вывоз».

Разработка прогнозных балансов ресурсов и использования сельско-

хозяйственной продукции предусматривается с большей детализацией, чем в отчетных балансах Росстата. В отличие от балансов Росстата предусматривается более детальное прогнозирование потребления продукции. Например, по балансам растениеводческой продукции обязательно предусматривается отдельное выделение в статье «Производственное потребление» зерна на корм скоту и птице и на семена. Подобная детализация позволит обоснованно спрогнозировать объемы производства продукции животноводства. Аналогично предусматривается более детальное прогнозирование переработки зерна по направлениям: продовольственные, кормовые и непищевые цели. Расшивка по направлениям переработки зерна также позволяет обоснованно планировать объемы производства продукции животноводства и переработки зерна.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в настоящее время разрабатывает в рамках «Информационно-аналитической системы АПК» (ИАС АПК) региональные и федеральные прогнозные балансы по четырем рынкам: 1) зерно; 2) молоко и молокопродукты; 3) мясо и мясопродукты; 4) сахар.

Для развития системы в целях прогнозирования сбалансированного развития агропромышленного комплекса в целом и сельского хозяйства в частности, своевременного выявления дисбалансов в развитии и принятия мер по их устранению требуется дальнейшее развитие ИАС АПК [3]:

- дезагрегация комплексных балансов. Например, баланс молока и молокопродуктов прогнозируется в виде балансов молока-сырья, сухого молока и молокопродуктов. Подобная детализация необходима для объективной оценки «узких» мест и возможностей импортозамещения, а также проведения взаимоувязки балансов продукции растениеводства и животноводства;

- взаимоувязка балансов продукции растениеводства и животноводства с помощью балансов кормов;

- расширение номенклатуры разрабатываемых балансов для всех основных рынков, обозначенных в Доктрине продовольственной безопасности.

Предлагаемые дезагрегированные и взаимоувязанные балансы могут быть использованы для проведения оценки текущего и прогнозируемого состояния продовольственной безопасности на территории субъектов Российской Федерации и страны в целом, поддержки выработки и реализации мер государственной экономической и социальной политики в области развития аграрной сферы.

В результате прогнозирование развития агропромышленного комплекса осуществляется в отношении не только объемов производства валовой продукции, но и с учетом всех потребностей в ней. Введение баланса кормов как «мостика» между животноводством и растениеводством позволит обоснованно прогнозировать развитие производства животноводческой продукции в стране. Данные о запасах продовольствия и потребности регионов в продуктах планируется обновлять в онлайн-режиме в единой общероссийской информационной системе.

В новой системе будут содержаться информация об урожаях и прогнозы сбора зерна, данные о потребностях всех регионов и прогнозы продовольственных балансов в стране по всей цепочке движения товаров -от производства до потребления. Минсельхоз также планирует создать несколько малых подсистем, которые помогут чиновникам контролировать движение товаров, их экспорт, а также риски и угрозы в агропромышленном комплексе. При расчетах будут учитываться, в частности, данные об эпидемиях, засухе, снижении доходов населения, а также тенденции на мировых рынках. Система позволит контролировать факторы, которые могут влиять на изменения продовольственной безопасности.

Оперативно обновляемая информация нужна на основе региональных данных, она может служить основой для принятия управленческих решений по перевозке зерна, переброске из разных зон. В декабре 2011 го-

да первая очередь такой системы была опробована в трех регионах - Татарстане, Воронежской и Костромской областях. Как объяснили в Мин-сельхозе Татарстана, это программа, которая в онлайн-режиме предоставляет доступ к информационной системе Минсельхоза, регионы сами загружают свои продовольственные балансы и данные о потребностях. Потом система высчитывает балансы [5].

Формирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия происходит на межрегиональном уровне. Организация эффективного межрегионального информационного обмена позволит своевременно оценивать возможности каждого региона по ввозу (вывозу) продукции и формировать адекватное понимание по требуемым объемам производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия внутри него. В этой связи требуется создание информационного обмена между регионами о планируемых объемах ввоза (вывоза) как произведенной, так и планируемой к производству в будущих периодах продукции сельского хозяйства и продуктов ее переработки. Балансировку спроса и предложения межрегионального рынка предлагается осуществлять на основании матрицы межрегионального ввоза-вывоза.

Матрицу межрегионального ввоза-вывоза сельскохозяйственной продукции и продовольствия следует разрабатывать в составе и номенклатуре, соответствующих составу и номенклатуре региональных прогнозных балансов сельскохозяйственных и продовольственных ресурсов.

В таблице 4 приведен пример матрицы межрегионального ввоза-вывоза мяса. Основой для построения матрицы служат региональные балансы по соответствующему продукту. На основании сформированных в регионах балансов в матрицу вносятся данные по планируемым объемам ввоза и вывоза (в таблице выделены полужирным шрифтом). Одновременно рассчитываются экспортный потенциал или потребность в импорте по данному виду продукции как сальдо межрегионального ввоза-вывоза.

Таблица 4 - Матрица спроса и предложения межрегиональных рынков на мясо

В тыс. т

Декада Возникший дисбаланс за текущую декаду

Экспорт (+) Импорт (-) Несогласованный вывоз Регионы ввоз

- -1990,6 1 2 3 4 5 6 7 8 9

-4368,5 -1692,3 -753,3 -203,5 -450,1 -1608,4 -387,8 -1319,6 -531,9

Несогласованный ввоз -1000 - 600 0 0 0 -300 0 -90,6 0

Регионы вывоз

1 - ЦФО 4569,9 0 -700 -1092,3 -253,3 -450,1 -1308,4 -765,8

2 - СЗФО 1745,7 0 -1000 -500 -245,7

3 - ЮФО 532 0 -368,5 -163,5

4 - РО 68,8 0

5-СКФО 368,8 0 -300 -68,8

6 - ПФО 1034,7 0 -1000 -34,7

7 - УФО 182,9 0 -182,9

8 - СФО 573,8 0 -387,8 -132,1 -53,9

9 - ДФО 113,5 0 -113,5

К

РЭ

у

Л X

Е »

ж

у

43 X

РЭ Й

Р

о о о

к

КС о я о ч о

я

43

о а\ Й о

о Й к о

43 РЭ

с к

№ 4

К)

а\

ю о

4 г

ю о\

Далее проводится согласование межрегиональных поставок с одновременным подсчетом в автоматическом режиме несогласованных объемов ввоза и вывоза (курсив).

Осуществляется мониторинг инфекционных и инвазионных заболеваний, внутренних болезней, данных по падежу и вынужденному убою -технологическому отходу, условий содержания и кормления, породности выращиваемых животных и птицы, проводится оценка возникающих дисбалансов спроса и предложения межрегионального рынка. Далее на основе прогнозов снижения объемов производства мяса в результате влияния технологических и инфекционных факторов рассматривается взаимосвязанная цепочка возникающих дисбалансов в системе прогнозных балансов продовольственных ресурсов на региональном и федеральном уровнях.

Предлагаемая методика идентификации цепочки возникающих дисбалансов в системе прогнозных балансов на региональном и федеральном уровнях вследствие влияния технологических и агроклиматических факторов приводится на примере фуражного зерна. В результате оперативного мониторинга технологических и агроклиматических факторов и оценки размера недобора фуражного зерна возникают следующие цепочки дисбалансов регионального и федерального уровней [6].

Преодоление дисбалансов на региональном уровне, возникающих из-за недостатка фуражного зерна, можно осуществлять по следующим направлениям. Недобор фуражного зерна означает снижение приходной части баланса, следовательно, для его преодоления есть несколько альтернативных путей восстановления регионального баланса фуражного зерна.

Восстановление регионального баланса фуражного зерна возможно через увеличение приходной части баланса за счет других приходный статей, прежде всего ввоза (в случае ввозящих фуражное зерно регионов). Это переводит решение по дальнейшей балансировке спроса и предложения рынка фуражного зерна на межрегиональный уровень. Для регионов, вы-

возящих фуражное зерно, решение, приводящее к переводу внутренних региональных дисбалансов на межрегиональный уровень, состоит в снижении планируемых объемов вывоза из региона фуражного зерна.

Следующая альтернатива состоит в адекватном дисбалансу снижении внутрирегиональной потребности в фуражном зерне, что подразумевает изменение статей в связанных балансах, прежде всего в балансе кормов. Если предусматривается снижение расхода фуражного зерна на корм скоту и птице, это с неизбежностью приведет к сокращению производства продукции птицеводства и свиноводства, если не предусмотреть эквивалентной замены другими видами концентрированных кормов. Эта потребность может быть закрыта, например, за счет отходов маслоэкстракционной промышленности - жмыхов и шротов. Производства мяса крупного рогатого скота и молока это может коснуться в меньшей степени, т. к. возможна замена недостатка фуражного зерна другими видами кормов, а не только концентрированными, но в эквивалентном по питательности объеме -грубыми и сочными. Возникающий в результате подобного решения дисбаланс в балансах продукции животноводства также требует дальнейших решений по балансировке соответствующих региональных рынков. Здесь также возникнет потребность закрыть недостаток производства мяса или молока за счет роста приходных статей (прежде всего статьи «Ввоз» для ввозящих продукцию животноводства регионов) или снижения объемов вывоза для вывозящих продукцию животноводства регионов.

Устранение дисбаланса из-за снижения производства комбикорма в регионе, возникшего по причине сокращения его производства вследствие недостатка сырья - фуражного зерна, может быть также переведено с регионального на межрегиональный уровень. И здесь решением для ввозящего комбикорм региона будет рост статьи «Ввоз» и, соответственно, для вывозящего комбикорм региона сокращение статьи «Вывоз» баланса кормов.

Преодоление дисбалансов на федеральном уровне, возникающих из-за недобора фуражного зерна, следует проводить по следующим направлениям. Недобор фуражного зерна означает снижение приходной части баланса, следовательно, для его преодоления есть несколько альтернативных путей восстановления федерального баланса фуражного зерна. Следует отметить, что восстановление федерального баланса фуражного зерна, как в случае с региональным уровнем, через увеличение приходной части баланса за счет других приходный статей, прежде всего импорта, на сегодняшний момент не рассматривается, так как Российская Федерация является экспортером, в т. ч. и фуражного зерна. Следовательно, решение по переводу внутрирос-сийского дисбаланса рынка фуражного зерна будет состоять в снижении экспорта фуражного зерна. Следующая альтернатива состоит в адекватном дисбалансу снижении потребности в фуражном зерне внутри страны, что подразумевает, как и в случае регионального уровня, изменение статей в связанных балансах, прежде всего в балансе кормов.

С помощью трендового анализа можно рассчитать прогноз продовольственного обеспечения Ростовской области на среднесрочную перспективу до 2020 года (таблица 5).

Таблица 5 - Результаты прогноза продовольственного обеспечения Ростовской области на среднесрочную перспективу до 2020 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В тыс. т

Продукт В среднем за 2000-2013 гг. П рогнозный параметр

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Зерно 6553,9 6916,2 6945,9 6973,5 6999,1 7023,1 7045,7

Картофель 332,9 362,8 366,3 369,8 373,3 376,8 380,4

Овощи 468,5 666,4 697,1 729,2 762,7 797,9 834,6

Мясо 220,7 320,5 332,3 344,0 355,7 367,5 379,2

Молоко 937,7 1118,1 1137,1 1156,1 1175,1 1194,1 1213,0

Яйца 1410,3 1987,8 2056,8 2125,7 2194,7 2263,6 2332,5

Примечание - Рассчитано автором с помощью программы для ЭВМ «ТЛК-ЛКЕЛ-ТЯЕКО», разработанной ГНУ ВНИИЭиН РАСХН, свидетельство № 2008613739 от 05.08.2008.

При проведении прогноза продовольственного обеспечения учиты-

валось, что в Ростовской области по данным Госкомстата фактическая численность населения в 2013 году составила 4246 тыс. чел., а к 2020 году рассчитанная с помощью программы для ЭВМ «FAR-AREA-TREND» (ГНУ ВНИИЭиН РАСХН) прогнозная численность населения составит 4224 тыс. чел.

К 2020 году в Ростовской области производство зерна должно возрасти на 7,5 % по сравнению со средними значениями 2000-2013 годов, картофеля - на 14 %, овощей - на 78 %, мяса - на 72 %, молока - на 29 %, яиц - на 65 %. Таким образом, регион будет находиться на полном самообеспечении с возможностью вывозить отдельные продукты на межрегиональный и зарубежный рынки. В ближайшей перспективе Ростовской области необходимо возникающий дисбаланс корректировать не с помощью импорта продукции, а путем межрегионального обмена.

В таблице 6 спрогнозирован баланс продовольственных ресурсов Ростовской области на среднесрочную перспективу до 2020 г.

Таблица 6 - Баланс продовольственных ресурсов Ростовской области на среднесрочную перспективу до 2020 г.

В тыс. т

Продукт Год Источник Использование

Производство Ввоз товаров в Вывоз това- Фонд личного

продовольственных регион, включая ров, включая потребления

товаров импорт экспорт населением

1 2 3 4 5 6

2015 6916,2 0 6491,6 424,6

2016 6945,9 0 6521,8 424,1

Зерно 2017 6973,5 0 6549,9 423,6

2018 6999,1 0 6575,9 423,2

2019 7023,1 0 6600,3 422,8

2020 7045,7 0 6623,3 422,4

2015 362,8 51,1 0 413,9

л ч 2016 366,3 47,2 0 413,5

2017 369,8 43,2 0 413,0

н л 2018 373,3 39,3 0 412,6

ей 2019 376,8 35,4 0 412,2

2020 380,4 31,4 0 411,8

Овощи 2015 666,4 0 114,5 551,9

2016 697,1 0 145,8 551,3

2017 729,2 0 178,5 550,7

Продолжение таблицы 6

1 2 3 4 5 6

2018 762,7 0 212,5 550,2

2019 797,9 0 248,3 549,6

2020 834,6 0 285,5 549,1

2015 320,5 0 127,0 307,8

2016 332,3 0 24,8 307,5

о о 2017 344,0 0 36,9 307,1

2018 355,7 0 48,9 306,8

2019 367,5 0 61,0 306,5

2020 379,2 0 73,0 306,2

2015 1118,1 282,9 0 1401,0

о 2016 1137,1 262,3 0 1399,4

и о 2017 1156,1 241,8 0 1397,9

ч о 2018 1175,1 221,5 0 1396,6

2019 1194,1 201,1 0 1395,2

2020 1213,0 181,0 0 1394,0

2015 1987,8 0 884,0 1103,8

2016 2056,8 0 954,2 1102,6

ей а 2017 2125,7 0 1024,3 1101,4

2018 2194,7 0 1094,4 1100,3

2019 2263,6 0 1064,3 1099,3

2020 2332,5 0 1234,2 1098,3

Анализируя рассчитанные данные, делаем вывод о необходимости дополнительного ввоза на территорию области картофеля и молока, по остальным продуктам регион будет находиться на самообеспечении.

Органы управления АПК федерального и региональных уровней, используя предлагаемые методические подходы при возникновении дисбалансов в прогнозных балансах планового периода, будут иметь возможность влиять на складывающуюся конъюнктуру рынка, применяя соответствующие меры государственной поддержки. При недостаточности планируемых объемов производства сельскохозяйственной продукции для товаропроизводителей могут быть предусмотрены меры по стимулированию ее производства, а при избытке продукции - меры по развитию экспорта.

Реализация предлагаемых методических подходов к мониторингу и прогнозированию продовольственной безопасности страны позволит оперативно отслеживать ее состояние, своевременно выявлять возникающие дисбалансы, эффективно отслеживать конъюнктуру продовольственного

рынка, организовывать межрегиональный рынок продукции сельского хозяйства и продуктов ее переработки и, следовательно, эффективно управлять продовольственной безопасностью России.

Список использованных источников

1 Прогнозирование производства сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия: методика, сценарии, инструменты: монография / В. В. Кузнецов, А. Н. Тарасов, В. Л. Дунаев [и др.]. - Ростов н/Д.: Изд-во ВНИИЭиН Россельхозакадемии, 2011. -179 с.

2 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1049708, 2014.

3 О концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 г. № 252: по состоянию на ноябрь 2011 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: pravo. levonevsky. org/bazaby 11/republic34/text337. htm, 2014.

4 Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания: Приказ М-ва здравоохранения и соц. развития РФ от 2 августа 2010 г. № 593н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:stavkomtl.ru/doc/npa/pr_593n_minzdrav.rtf, 2014.

5 Ворожейкина, Т. М. Обоснование перспективных вариантов развития сельского хозяйства на основании прогнозных продовольственных балансов / Т. М. Ворожей-кина // Вестник Тамбовского университета. - 2013. - № 2. - С. 128-134.

6 Среднесрочное прогнозирование развития сельского хозяйства и продовольственного рынка Российской Федерации / В. В. Кузнецов, А. Н. Тарасов, В. Л. Дунаев [и др.]. - Ростов н/Д.: ВНИИЭиН, 2008. - 128 с._

Шевкунова Елена Сергеевна - аспирант, Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов, Ростов-на-Дону, Российская Федерация. Контактный телефон: +7 906 428-89-95. E-mail: Fisakova-elena@yandex.ru

Shevkunova Yelena Sergeyevna - Postgraduate Student, All-Russian Research Institute of Economies and Standards, Rostov-on-Don, Russian Federation. Contact telephone number: +7 906 428-89-95. E-mail: Fisakova-elena@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.