Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке функционирования комплексных проектов на региональном уровне'

Методические подходы к оценке функционирования комплексных проектов на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА (ОЭЗ) / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ (ТОР) / THE FACTORS OF INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT / ORGANIZATION OF COMPLEX PROJECTS / METHODOLOGICAL APPROACH / SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT / SPECIAL ECONOMIC ZONE / ADVANCED DEVELOPMENT TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров Сергей Викторович

В статье отмечается важность организации комплексных проектов в виде экономических зон и территорий со специальным режимом. В зависимости от поставленных задач, такие проекты позволяют расширить масштабы внешнеэкономического сотрудничества, решать проблемы занятости, обеспечивать рост жизненного уровня населения, активизировать научно-техническую деятельность и повышать уровень производительности труда предприятий. Для успешной реализации комплексных проектов руководство региона должно учитывать как общие закономерности развития комплексных проектов, так и их специфические черты, которые должны быть адаптированными к реальной собственной экономической ситуации. В результате автором предложены методические подходы к оценке функционирования комплексных проектов с учетом введения следующих параметров: нормативно-правовое обеспечение; формирование систем управления, контроля и мониторинга; обустройство территории и информационное обеспечение; социально-экономические результаты; уровень развития производственной инфраструктуры. Каждый параметр детализирован исходя из количественных оценок действующих комплексных проектов в Российской Федерации. В виде схемы представлена структура предложенного подхода, а необходимость его практического применения обоснована на примере анализа результатов работы территорий опережающего развития «Надеждинская» и «Остров Русский». В заключении отмечено, что применение указанных параметров оценки комплексных проектов позволит избежать рисков в части нормативно-правового и социально-экономического обеспечения комплексного проекта развития территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGICAL APPROACHES TO EVALUATING THE FUNCTIONING OF COMPLEX PROJECTS AT A REGIONAL LEVEL

The article highlights the importance of organizing complex projects in the form of economic zones and territories with special regime. Depending on the tasks assigned, such projects make it possible to expand the scope of foreign economic cooperation, solve the problems of employment, raise the living standards of the population, intensify the scientific and technical activity, and increase the productivity of enterprises. For successful implementation of complex projects, the regional authorities must consider both the general development patterns of complex projects and their specific features that must be adapted for real domestic economic situation. As a result, the author has proposed the methodological approaches to evaluating complex projects, with account of introducing such parameters as regulatory and legal support; the formation of management, control and monitoring systems; spatial planning and information support; social-economic results; the level of industrial infrastructure development. Each parameter is specified on the basis of quantitative assessment of current complex projects in the Russian Federation. The structure of the proposed approach is represented in the schematic form, and the necessity for its practical application is substantiated by the analysis of work results of advanced development territories «Nadezhdinskaya» and «Оstrov Russkii». In conclusion, it is noted that the application of the specified parameters for evaluating complex projects will help to avoid risks in terms of regulatory, legal and social-economic support of the complex territorial development project

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке функционирования комплексных проектов на региональном уровне»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

С.В. Захаров

Шахтинский институт (филиал) Южно-Российского государственного политехнического университета (Новочеркасского политехнического института) им. М.И. Платова Россия, 346500, г .Шахты, пл. Ленина, 1

В статье отмечается важность организации комплексных проектов в виде экономических зон и территорий со специальным режимом. В зависимости от поставленных задач, такие проекты позволяют расширить масштабы внешнеэкономического сотрудничества, решать проблемы занятости, обеспечивать рост жизненного уровня населения, активизировать научно-техническую деятельность и повышать уровень производительности труда предприятий. Для успешной реализации комплексных проектов руководство региона должно учитывать как общие закономерности развития комплексных проектов, так и их специфические черты, которые должны быть адаптированными к реальной собственной экономической ситуации. В результате автором предложены методические подходы к оценке функционирования комплексных проектов с учетом введения следующих параметров: нормативно-правовое обеспечение; формирование систем управления, контроля и мониторинга; обустройство территории и информационное обеспечение; социально-экономические результаты; уровень развития производственной инфраструктуры. Каждый параметр детализирован исходя из количественных оценок действующих комплексных проектов в Российской Федерации. В виде схемы представлена структура предложенного подхода, а необходимость его практического применения обоснована на примере анализа результатов работы территорий опережающего развития «Надеждинская» и «Остров Русский». В заключении отмечено, что применение указанных параметров оценки комплексных проектов позволит избежать рисков в части нормативно-правового и социально-экономического обеспечения комплексного проекта развития территории

Ключевые слова: факторы развития производственной инфраструктуры, организация комплексных проектов, методический подход, социально-экономическое развитие, особая экономическая зона (ОЭЗ), территория опережающего развития (ТОР)

Введение

В настоящее время комплексное и динамичное социально-экономическое развитие регионов, отвечающее современным реалиям, является одной из основных задач российского государства. В Послании Прези-

Для цитирования:

Захаров, С.В. Методические подходы к оценке функционирования комплексных проектов на региональном уровне [Текст] / С.В. Захаров // Организатор производства. - 2016. -№ 4. - С. 67 - 75. Сведения об авторах:

Сергей Викторович Захаров (канд. экон. наук, zsv1977@rambler.ru), доцент кафедры Экономики и управления.

дента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «...Образование, здравоохранение, система социальной помощи, уровень и качество жизни должны стать подлинным общественным благом, служить всем гражданам страны. Нельзя имитировать внимание к людям. Нельзя имитировать преподавательскую деятельность, медицинскую, социальную помощь. Надо научиться уважать себя и вспомнить такое важное понятие, как репу-

тация, что из репутации конкретных больниц, школ, университетов, социальных учреждений складывается общая репутация страны...» [10].

Важнейшим аспектом построения эффективного механизма реализации стратегии социально-экономического развития регионов является институциональное и инфраструктурное обеспечение бизнеса. Речь идет не только о развитии финансово-кредитных институтов, но и о содействии становлению соответствующей инновационной инфраструктуры, способствующей эффективной реализации и коммерциализации научно-технических разработок и нововведений в предпринимательстве и экономике в целом. Также требуется развитие инфраструктуры инновационного процесса, который включает систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-

экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, коммерциализацию идей, систему подготовки и переподготовки кадров, в том числе инновационных менеджеров. Все это могло бы послужить мощным толчком в развитии предприятий, что позволит значительно повысить конкурентоспособность товаров и услуг, а это, в свою очередь, будет способствовать более динамичному развитию территории[6]. Подобная инфраструктура способна обеспечить эффективное функционирование не только наукоемкого сектора, но и инновационное развитие традиционных отраслей, что благоприятствует росту социально-экономического состояния населения и государства в целом. Таким образом, наличие комплексных проектов, постепенная их реализация способствует более динамичному развитию территории.

Основной целью данной статьи является разработка методических подходов к оценке функционирования комплексных проектов с целью повышения эффективности принятия управленческих решений в части принятия данных проектов к реализации.

Теория

Комплексные проекты в целях обеспечения сбалансированности территорий являются своеобразным «двигателем», запускающим схему реформирования администрирования процесса развития территории с параллельным изменением и дополнением законодательной базы с учетом быстро изменяющихся условий в юридической, финансовой и организационно-технической сферах.

Успех реализации комплексных проектов в России напрямую зависит от того, в какой степени в локализованных территориях удастся создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной, -с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимально конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в определенных зонах наиболее благоприятным [3].

Действительно, организация таких комплексных проектов как особые экономические зоны(далее ОЭЗ), территории опережающего развития (далее ТОР), крупные порты, зоны территориального развития, региональные инвестиционные проекты, моногорода, приоритетные инвестиционные проекты, инновационные территориальные кластеры, индустриальные парки и технопарки в регионе позволяет, в первую очередь, стабилизировать и развивать социально-экономическое положение, обеспечивают развитие производственной инфраструктуры, повышают уровень качества жизни граждан, проживающих на данной территории. Однако существование такого расширенного понимания комплексных проектов с набором типов и видов можно выделить, как феномен, на котором остановимся подробнее.

Во-первых, такой широкий спектр функциональных типов комплексных проектов является попыткой территорий в неопределенной социально-политической ситуации «подстраховаться на всякий случай». То есть, если не сработает один тип зоны, то

широкий перечень признаков комплексной зоны в сочетании с соответствующими государственными гарантиями и льготным специальным режимом деятельности позволит органу управления зоной на территории ее расположения экспериментировать, поддерживая комплексные проекты в рабочем состоянии.

Во-вторых, учитывая мировой опыт организации комплексных проектов, разработчики российских ОЭЗ могут трансформировать их специализацию из внешнеторговых в торгово-производственные и научно-технические, удачно используя специализацию на туристической деятельности, что позволяет избежать необходимости проходить сложную процедуру перерегистрации зоны.

В-третьих, основатели комплексных проектов, преследуя идею свободного предпринимательства, не всегда реально оценивали сложность поставленной задачи и необходимость поддержания неизменно привлекательного имиджа. Отсюда разочарование потенциальных инвесторов и пользователей услугами зоны вследствие неподготовленности физического и «предпринимательского» пространства ОЭЗ. Следует отметить, что обмен капиталами и товарами осуществляется на территориально-хозяйственных образованиях в виде комплексных проектов. Они присутствуют в практике многих государств мира, независимо от уровня их развития и социально-политического устройства [2].

Данные и методы

На сегодняшний момент в РФ существует 33 ОЭЗ, которые развиваются в 27 регионах страны. В Московской области - 3, в Приморском крае - 2, в Республике Татарстан - 2.

Что касается ТОРов, то сегодня их 7, которые находятся в 6 регионах (2 ТОРа в Хабаровском крае). Крупнейшие морские порты - 32, расположены в 16 регионах, наибольшее количество их в Приморском крае - 7 портов. На территории РФ функционирует 20 зон территориального развития,

15 региональных инвестиционных проектов, 36 приоритетных инвестиционных проектов (наибольшее количество их в Свердловской области - 5, Оренбургской области - 4, Волгоградской области - 4). Инновационные территориальные кластеры насчитывают 25 проектов, причем больше всего их сосредоточено в Москве и Московской области - 2 и 3 соответственно, а также в Нижегородской области - 2.

Относительно индустриальных парков и технопарков, то на сегодня действующих насчитывается 87 объектов, проектируется создание 80 объектов, уже создаются 65 объектов. Здесь лидерами являются Москва, Московская область и Ленинградская область.

Таким образом, можно сказать, что из 85 регионов Российской Федерации, насыщенными зонами развития являются Москва, Московская область, Ленинградская, Свердловская области, Республика Татарстан и Приморский край. В этих регионах наибольший состав особых экономических зон, технопарков, инвестиционных капиталовложений, а также высокий уровень валового регионального продукта (ВРП):

1. Москва и Московская область (12,8 млрд.руб. и 2,7 млрд. руб.соответственно);

2. Санкт-Петербург - 2,6 млрд. руб.;

3. Краснодарский край - 1,79 млрд. руб.;

4. Республика Татарстан - 1,68 млрд. руб.;

5. Свердловская область - 1,66 млрд. руб.;

6. Красноярский край - 1,4 млрд. руб.;

7. Республика Башкортостан - 1,2 млрд. руб.;

8. Самарская область - 1 млрд. руб.;

9. Нижегородская область - 1,01 млрд. руб.[13].

Модель

Модель проведения анализа результатов деятельности комплексных проектов с позиции управляющих компаний или специально уполномоченных органов исполнительной власти в части социально-экономического развития должна показывать, соответствуют ли социально-экономические процессы, про-

исходящие на территориях с особым статусом заявленной цели, приоритетам, и обеспечивает ли решение ключевых проблем региона. Кроме того, анализ должен выявлять отклонения или нарушения, возникающие в развитии проектов с соответствующей оценкой различного рода рисков (бюджетных, инвестиционных и пр.).

Поэтому необходимо применять новые методические подходы к оценке функционирования комплексных проектов. Схема методического подхода к оценке работы комплексных проектов разработана автором и представлена на рисунке.

Для этого следует выделить параметры оценки, а именно:

1. Нормативно-правовое обеспечение.

2. Формирование систем управления, контроля и мониторинга.

3. Обустройство территории и информационное обеспечение.

4. Социально-экономические результаты и уровень развития производственной инфраструктуры.

Далее более детально рассмотрим каждый параметр оценки комплексного проекта развития территории. Так, при анализе нормативно-правового обеспечения, регламентирующего деятельность конкретного проекта, устанавливается его полнота и качество. В частности, это касается определения статуса особого территориально-хозяйственного образования, норм специального режима и порядка их введения, полномочий органов управления и контроля, процедур рассмотрения и утверждения инвестиционных проектов, определение приоритетных видов экономической деятельности. Данный аспект отражен и в работах Н.Ф. Глазовского и выделен как наиболее важный в части перехода региональной экономики к устойчивому развитию [1] ив зарубежной практике автором Ф. Хагном [14].

Как отмечено в работах зарубежного автора Г. Керцнера, для характеристики систем управления, мониторинга и контроля за развитием комплексного проекта подается информация о наличии и готовности к работе соответствующих органов, источниках и объемах финансирования их деятельности, характере взаимодействия с органами исполнительной власти и местного самоуправления [4].

При определении обустройства территории и достаточности рекламно-информационного обеспечения деятельности комплексного проекта приводятся основные данные об обязательных мерах, которые должны быть проведены для подготовки территории, отведенной под комплексный проект, инфраструктурное обеспечение, а также уровень их выполнения [9]. Для этого представляется перечень объектов, сроки выполнения работ, стоимость (с определением источников финансирования) и фактические данные о степени готовности объектов к эксплуатации.

Для определения социально-экономических и бюджетно-финансовых результатов деятельности комплексных проектов необходимо проанализировать основные социально-экономические и бюджетно-финансовые показатели, которые фактически достигнуты предприятиями, использующими специальный режим [15].

Эффективность функционирования комплексных проектов определяется по следующим критериям социально-экономического развития: инвестиционная деятельность, инновационная деятельность, уровень производительности и реального производства продукции, внешнеэкономическая деятельность, развитие туризма и рекреации, занятость населения, расчеты с бюджетом, реализация экологических программ [11, 12].

Комплексные проекты развития

ОЭЗ, ТОР, крупные порты, зоны территориального развития, региональные инвестиционные проекты, моногорода, приоритетные инвестиционные проекты, инновационные территориальные кластеры индустриальные парки и технопарки

Параметры оценки

1. Нормативно-правовое обеспечение.

2. Формирование систем управления, контроля и мониторинга.

3. Обустройство территории и информационное обеспечение.

4. Социально-экономические результаты, уровень развития производственной инфраструктуры.

Детализация проектов в рамках комплексного направления

Ж

Инфраструктурные проекты

Ж

Образовательные проекты

• Модернизация железнодорожной инфраструктуры и развитие железнодорожных магистралей.

• Автомобильные дороги, в том числе мосты, путепроводы, тоннели.

• Морские и речные порты, предназначенные для создания гидротехнических сооружений.

• Объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения.

• Объекты, используемые для организации отдыха граждан и туриз-ма(гостиницы базы отдыха и дома).

• Населенный пункт для найма персонала.

• Инфраструктура ЖКХ (газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, обслуживание жилого

фонда). -^

• Общеобразовательные школы.

• Техникумы, колледжи, среднее профессиональное образование.

• Спортивно-оздоровительные сооружения.

• Международные форумы.

• Производственные школы на прилегающих территориях заводов.

Л

Ж

Производственная инфраструктура

• Производственные предприятия (различного направления).

• Объекты развития земельной сельскохозяйственной местности (теплицы, животноводство, растениеводство, перерабатывающие заводы сельскохозяйственной продукции).

• Предприятия в сфере недропользования.

А

Индивидуальные оценки проектов на основе методик дисконтирования денежных потоков (NPV, IRR, PI, PBP, DPBP)

Схема методического подхода к оценке работы комплексных проектов

Для нужд анализа авторами Видяпина В.И. [11] и Кочеткова С.А. [12] используется ограниченный круг показателей, позволяющих оценить общие масштабы и динамику соответствующих социально-экономических, бюджетных, производственных и других процессов, которые происходят в рамках комплексных проектов. Естественно, при оценке каждого проекта в отдельности необходимо использовать методику оценки, основанную на дисконтировании денежных потоков.

С целью наиболее полного учета специфики регионов расположения комплексных проектов и основных задач социально-экономического развития, которые ставились при введении конкретных специальных (свободных) экономических зон и территорий приоритетного развития, оценка социально-экономических и бюджетно-финансовых результатов должна проводиться по уточненному перечню показателей [5].

Выходные данные о результатах хозяйственной деятельности в пределах отдельных инвестиционных проектов, по которым заключены соответствующие договора-контракты, представляются предприятиями.

Информация, касающаяся фактических расчетов предприятий с бюджетом по уплате налогов и сборов, пошлин, наполнения бюджетов разных уровней, проверяется и заполняется.

Полученные результаты

Далее, на примере комплексного проекта территории опережающего развития рассмотрим, к чему может привести отсутствие методических подходов в части их принятия. На современном этапе больше работает вероятностный подход, то есть комплексный проект будет развиваться или нет. И это при учете того, что отдельные проекты детально анализируются на основе проверенных методик оценки проектов.

Например, ТОР «Надеждинская» [7], относительно «молодой» проект создания инвестиционной площадки типа «гринфилд», обеспеченной необходимой дорожной и инженерной инфраструктурой для размещения не менее 30 резидентов. Проект предполагает подготовку площадки под размещение 72 ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2016. № 4

объектов промышленного высокотехнологичного производства, в том числе проектов производств строительных материалов, строительство инфраструктуры с учетом предполагаемых потребностей резидентов. Одна из главных специализаций ТОР — мультимодальные перевозки, в частности, контейнерная логистика. Однако, несмотря на его «молодость» официально подано более 70 заявок от потенциальных резидентов на сумму более 260 млрд. руб. Из них уже подписаны первые шесть инвестиционных соглашений на 15,7 млрд. руб.

Как отрицательный пример развития ТОР, можно привести ТОР «Остров Русский» [8]. Решение о создании на территории острова Русский особой экономической зоны было принято в 2010 году. Предполагалось, что после саммита АТЭС в Приморье хлынет поток туристов из Азии, однако этого не произошло. По подсчетам Росстата, в 2014 году в гостиницах Приморского края было размещено 576,9 тысячи человек, что на 22% меньше, чем в 2013 году. Более того, за 3 года существования зоны не было подписано ни одного соглашения с инвесторами. Помимо полного отсутствия инвесторов, также остались проблемы со статусом территории. Часть закрепленной за зоной территории все еще находится в ведении Минобороны, управление и распоряжение участками не было передано Минэкономразвития.

Заключение

Таким образом, применение описанных выше параметров оценки комплексных проектов позволит избежать рисков в части нормативно-правового и социально-экономического обеспечения. Экономические зоны и территории со специальным режимом, в зависимости от поставленных задач, позволяют расширить масштабы внешнеэкономического сотрудничества, решать проблемы занятости, обеспечивать рост жизненного уровня населения и активизировать научно-техническую деятельность. Но для того чтобы опыт зонирования был положительным, важно учитывать как общие закономерности развития комплексных проектов, так и их специфические черты, которые

www.org-proizvodstva.ru

должны быть адаптированы к экономике региона.

Сегодня становится очевидным, что отсутствие комплексных проектов развития территорий приводит к тому, что и предприятия, находящиеся на определенной территории, и сама территория просто перестают развиваться. Нет так называемого «толчка» для развития региона, нет никаких улучшений для населения (социальных, экономических, инфраструктурных), в результате чего регион «застывает». При помощи комплексных проектов развития территории, таких как ОЭЗ, ТОР, моногорода и т.д. можно наблюдать не только положительную динамику с точки зрения экономических показателей, но и с точки зрения повышения уровня развития и удовлетворенности населения. Это связано с тем, что все комплексные проекты направлены, прежде всего, на привлечение инвестиций в развитие региона, в том числе иностранных. А инвестирование в развитие отдельного региона способствует росту благосостояния страны в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Глазовский, Н.Ф. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России [Текст] / Н.Ф. Глазовский. -М.: КМК, 2012 - 444 с.

2. Давыдов, А.Ю. Нужны ли России свободные экономические зоны? [Текст] / А.Ю. Давыдов // США и Канада. Экономика. Политика. Культура. — 2006. — 12.

3. Зубаревич, Н. В. Территориальное развитие России: перспективы, проблемы и пути их решения / Н. В. Зубаревич // Практика муниципального управления. - 2012. - № 10. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www .gkh.rU/j оитаЫ9131/80123(дата обращения: 15.09.16)

4. Керцнер, Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости: Пер с англ. - М.: Компания АйТи: ДМК Пресс, 2013. - 320 с.

5. Курченко, Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни [Текст]: Учебное пособие / ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2016. № 4

Л.Ф. Курченко. - М.: Дашков и К, 2012 - 252 с.

6. Лаженцев, В. Н. Теория территориального развития и практика территориального планирования / В. Н. Лаженцев // Вопросы территориального развития. - 2014. -№ 8 (18). [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://vtr.isert-ran.ru/fil e.php?module= Arti cles&action=view&fil e=artide&aid=4198^ ата обращения: 25.08.16)

7. Официальная информация о ТОР «Надеждинская» / Официальный сайт Aдми-нистрации Приморского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://primorsky.ru/ authorities/executiveagencies/departments/ de-partament-proektov/strategicheskie-proekty/tor-nadezhdinskaya.php (дата обращения: 10.09.16)

8. Официальная информация о ТОР «Остров Русский» / Официальный сайт Лдми-нистрации Приморского края. [Электронный ресурс].Режим доступа: http://primorsky.ru/ news/83497/ (дата обращения: 10.09.16)

9. Пинто Дж.К. Управление проектами [Текст] / Пер. с англ. под ред. В.Н. Фунтова -СПб.: Питер, 2014. - 464 с.

10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlm.ru/events/president/news/47173^ ата обращения: 01.09.16)

11. Региональная экономика и управление [Текст]: учеб. пособие / Е.Г.Коваленко, Г.М.Зинчук, СА.Кочеткова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

12. Региональная экономика[Текст] : учеб. / Под общ. ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: Инфра-М, 2007. - 676 с.

13. Федеральные округа России. Региональная экономика[Текст]: учеб. пособие / В.Г. Глушкова, A.A. Винокуров, С.В. Макар и др.; Под ред. В.Г. Глушковой, ЮА. Сима-гина. - М.: КНОРУС, 2013. - 352с.

14. Hahn Frank. The Next Hundred Years. Economic Journal. - New Jersey, 2013 (January), № 101 (404) - pp. 47-50.

15. Macroeconomics. A European Text. Michael Burda, Charles Wyplosz. Oxford University Press, 2003. - 486 p.

Поступила в редакцию - 2 ноября 2016 г.

Принята в печать - 14 декабря 2016г.

THE METHODOLOGICAL APPROACHES TO EVALUATING THE FUNCTIONING OF COMPLEX PROJECTS AT A REGIONAL LEVEL

S.V. Zakharov

Shakhty Institute (subsidiary) of the Southern-Russian State Polytechnical University

(Novocherkassk Polytechnical Institute), named after M.I. Platov,

1, Lenina Square, Shakhty, Russia, 346500

Abstract

The article highlights the importance of organizing complex projects in the form of economic zones and territories with special regime. Depending on the tasks assigned, such projects make it possible to expand the scope of foreign economic cooperation, solve the problems of employment, raise the living standards of the population, intensify the scientific and technical activity, and increase the productivity of enterprises. For successful implementation of complex projects, the regional authorities must consider both the general development patterns of complex projects and their specific features that must be adapted for real domestic economic situation. As a result, the author has proposed the methodological approaches to evaluating complex projects, with account of introducing such parameters as regulatory and legal support; the formation of management, control and monitoring systems; spatial planning and information support; social-economic results; the level of industrial infrastructure development. Each parameter is specified on the basis of quantitative assessment of current complex projects in the Russian Federation. The structure of the proposed approach is represented in the schematic form, and the necessity for its practical application is substantiated by the analysis of work results of advanced development territories «Nadezhdinskaya» and «Ostrov Russkii». In conclusion, it is noted that the application of the specified parameters for evaluating complex projects will help to avoid risks in terms of regulatory, legal and social-economic support of the complex territorial development project

^y words: the factors of industrial infrastructure development, organization of complex projects, methodological approach, social-economic development, special economic zone, advanced development territory

For citing:

Zakharov, S.V. (2016). Model' ob"edinennogo optimal'nogo razmera postavki [Tekst] [The methodological approaches to evaluating the functioning of complex projects at a regional level [Text]]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production], 4, 67-75.

On authors:

Sergey Viktorovich Zakharov (Candidate of Economic Science, zsv1977@rambler.ru), The Assistant Professor of the Chair of Economics and Administration.

References

1. Glazovskij N.F. (2012). Perehod k ustojchivomu razvitiju: global'nyj, regional'nyj i lokal'nyj urovni. Zarubezhnyj opyt i problemy Rossii [Tekst] [The transition to sustainable development: global, regional and local levels. Foreign experience and problems of Russia [Text]]. Moscow: КМК, 444. 74 ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2016. № 4 WWW. ORG-PROIZVODSTVA.RU

2. Davydov A.Y. (2006). Nuzhny li Rossii svobodnye jekonomicheskie zony? [Tekst] [Are free economic zones needed in Russia? [Text]]. SShA i Kanada. Jekonomika. Politika. Kul'tura [The USA and Canada. Economics. Politics. Culture], 12.

3. Zubarevich N.V. (2012). Territorial'noe razvitie Rossii: perspektivy, problemy i puti ih resh-enija [The territorial development of Russia: prospects, problems and ways of their solution]. Praktika municipal'nogo upravlenija [The Practice of Municipal Government],10. [E-resource]. Access mode: http://www.gkh.ru/journals/9131/80123 (date of address: 15.09.16).

4. Kerzner G. (2013). Strategicheskoe planirovanie dlja upravlenija proektami s ispol'zovaniem modeli zrelosti: Per s angl [Strategic planning for project management using the maturity model: transl. from English]. Moscow: IT Company: DMK Press, 320.

5. Kurchenko L.F. (2012). Bjudzhetnaja sistema Rossijskoj Federacii: subfederal'nyj i mestnyj urovni [Tekst]: uchebnoe posobie [The budgetary system of the Russian Federation: sub-federal and local levels[Text]: a training manual]. Moscow: Dashkov&Co, 252.

6. Lazhentsev V.N. (2014). Teorija territorial'nogo razvitija i praktika territorial'nogo planirovani-ja [The theory of territorial development and practice of territorial planning]. The issues of territorial development,8,18. [E-resource]. Access mode: http://vtr.isert-ran.ru/file.php?module=Articles &action=view&file=artide&aid=4198 (data of access: 25.08.16)

7. Oficial'naja informacija o TOR «Nadezhdinskaja» [The official information about the territory of advanced social-economic development «Nadezhdinskaya»]. Oficial'nyj sajt Administracii Primor-skogo kraja [The official website of the Primorsky Territory Administration]. [E-resource]. Access mode: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/departament-proektov/ strate-gicheskie-proekty/tor-nadezhdinskaya.php (date of address: 10.09.16)

8. Oficial'naja informacija o TOR «Ostrov Russkij» [The official information about the territory of advanced social-economic development «Ostrov Russkii»]. Oficial'nyj sajt Administracii Primor-skogo kraja[The official website of the Primorsky Territory Administration]. [E-resource]. Access mode: http://primorsky.ru/news/83497/(date of address: 10.09.16)

9. Pinto J.K., Funtov V.N. (2014). Upravlenie proektami [Tekst] [V.N.[Text]]. St.Petersburg: Piter, 464.

10. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniju Rossijskoj Federacii ot 4 dekabrja 2014 goda [The message of the RF President to the Federal Assembly of the Russian Fedration, dated 4th December 2014]. [E-resource]. Access mode: http://kremlin.ru/ events/president/news/47173 (date of address: 01.09.16)

11. Kovalenko E.G., Zinchuk G.M., Kochetkova S.A. (2008). Regional'naja jekonomika i upravlenie [Tekst]: ucheb. posobie [The regional economy and management[Text]: a training manual]. 2th edition, revised and updated. St.Petersburg: Piter, 288.

12. Vidyapin V.I., Stepanova M.V. (2007). Regional'naja jekonomika [Tekst]: ucheb. [Regional economy[Text]: a textbook]. Moscow: INFRA-M, 676.

13. Glushkova V.G., Vinokurov A.A., Makar S.V., Simagin Y.A. (2013). Federal'nye okruga Rossii. Regional'naja jekonomika[Tekst]: ucheb. posobie [The federal districts of Russia. Regional economy [Text]: a training manual]. Moscow: KNORUS, 352.

14. Hahn Frank. The Next Hundred Years. Economic Journal. - New Jersey, 2013 (January), 101, 404, 47-50.

15. Macroeconomics. A European Text. Michael Burda, Charles Wyplosz. Oxford University Press, 2003,486 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.