Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке эффективности управления предприятием'

Методические подходы к оценке эффективности управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3330
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / THE METHODOLOGICAL APPROACH / THE MANAGEMENT SYSTEM / EFFECT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышев В. Ю.

В статье дается критический анализ современных методических подходов к оценке эффективности управления предприятием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGICAL APPROACHES TOWARDS THE ESTIMATED EFFICIENCY OF THE MANAGEMENT OF ENTERPRISE

The article focuses on the critical analysis of the modern methodological approaches towards the estimated efficiency of the management of enterprise

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке эффективности управления предприятием»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В.Ю. Чернышев, студент

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

В статье дается критический анализ современных методических подходов к оценке эффективности управления предприятием

В настоящее время эффективное управление организацией является критическим фактором её успеха в будущем. В связи с этим достаточно актуальными являются проблемы оценки эффективности системы управления предприятием, выявления её резервов и определения путей дальнейшего совершенствования. Успешное решение данных проблем зависит от правильного выбора методического подхода к оценке эффективности управления хозяйствующим субъектом.

Эффективность управления включает три аспекта: первый - выяснение того, действительно ли возник результат управления, а не действия каких-то других общественных компонентов, проявления саморегулятивного механизма управляемых объектов; второй - поиск источника результата управления (профессионализм и талант управляющих, качество правовых документов и т.д.), с тем чтобы активнее и шире его использовать в последующих управленческих циклах; третий — установление взаимозависимости, сочлененности между целями, задачами, представлениями и моделями, заложенными в управленческих решениях, и реально полученными результатами управления. Итоговая информация как характеристика результата управления выступает предпосылкой и основой для последующего сравнительного измерения издержек на управление и результатов управления и получения соответствующих представлений о эффективности управления. Сложность определения эффективности управления состоит в том, что функционирование системы управления воздействует на конечные финансово-экономические показатели деятельности организации опосредованно, через управленческие процедуры, которые не всегда формализованы и с трудом поддаются количественному измерению.

В научной среде сформировались две группы подходов к оценке эффективности системы управления предприятием. Первая представлена отечественными и зарубежными учеными, считающими, что эффективность системы управления возможно оценить с помощью показателей эффективности деятель-

ности предприятия. В этом случае в качестве таковых традиционно используются показатели эффективности использования труда, основного и оборотного капитала, показатели рентабельности. Развитие концепции BSC расширило набор данных показателей, сгруппировав их в четыре ключевых блока: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие. Как указывают Р. Каплан и Д. Нортон: «Консервативный подход к оценке эффективности компании все меньше удовлетворяет растущие потребности менеджмента и акционеров, поскольку базируется в основном на финансовых индикаторах, в то время как на стоимость бизнеса уже давно оказывают существенное влияние нематериальные активы: сильный брэнд, знания и опыт ключевых сотрудников, отношения с клиентами и партнерами, использование передовых технологий и так далее» [1]. Существенным моментом стала оценка эффективности деятельности предприятия на основе динамики рыночной стоимости компании. Преимуществами данной группы подходов является доступность информации для оценки, сопоставимость результатов анализа. В защиту данной группы подходов говорит тот факт, что, если предприятие неэффективно, то, как правило, неудовлетворительно и функционирование системы управления. Однако, на наш взгляд, на эффективность деятельности предприятия влияют не только результаты работы управленцев, но и целый ряд внешних неуправляемых факторов. Например, резкое падение котировок ценных бумаг в ходе мирового финансового кризиса вряд ли свидетельствует о резком снижении эффективности системы управления в этот период.

Осознавая невозможность однозначного определения эффективности системы управления на основе показателей деятельности предприятия в целом, ряд ученых предлагают использовать показатели, характеризующие результаты, затраты, качество и параметры функционирования системы управления предприятием. В ходе проведения исследования к данной группе отнесены следующие подходы (таблица 1):

Таблица 1

Подходы к оценке эффективности системы управления предприятием

Наименование подхода Особенности Преимущества Недостатки

1 2 3 4

Через специфические показатели [4] 1 )Удельный вес невыполненных стандартов и процедур в общем их числе за определенный период. 2)Удельный вес работников организации, участвующих в принятии решений, матрица распределения обязанностей и полномочий по выполнению функций управления. Возможность оценки определённых аспектов эффективности системы управления предприятием. Узкая направленность оценки.

Расчет эффективности на основе показателя EVA Показатель EVA служит индикатором качества принимаемых управленческих решений. Эффективное управление EVA - обеспечение стабильного неотрицательного значения показателя. Положительная величина показателя характеризует эффективное использование капитала и свидетельствует о повышении стоимости компании. Если значение показателя равно 0, то это характеризует определённого рода достижение, так как собственник капитала компании фактически получили норму возврата, компенсирующую риск. Отрицательная величина показателя характеризует неэффективное использование капитала и говорит о снижении стоимости компании. Стимулирует менеджмент от принятия тактических решений, базирующихся лишь на показателе чистой прибыли. Позволяет оценивать качество принимаемых управленческих решений. Может использоваться в премиальной политике организации. Учитывает среднерыночную доходность ценных бумаг. Четко не выделен «вклад» системы управления. Сложности расчета WACC для предприятий не котирующих ценные бумаги на фондовом рынке. Необходимость использования корректировок по данным бухгалтерской отчетности.

Экспертный [7] Оценка эффективности системы управления производится экспертным методом, преимущественно по качественным критериям, набор которых достаточно разнообразен (затраты на содержание аппарата управления, набор общих и конкретных целей и функций управления, организационная структура управления, характеристика процесса управления, методы управления и разработка управленческих решений и т.д.) Возможность использования лингвистической оценки. Субъективность метода экспертных оценок, так как он базируется на интуиции специалистов.

Балльный [2] Функциональная балльная оценка системы управления предприятием в рамках ФМОМ. Сопоставимость и универсальность оценки. Субъективность оценки, большая чувствительность к неверным оценкам.

Рейтинг корпоративного управления Рейтинг корпоративного управления представляет собой интегрированную оценку качества корпоративного управления компании и служит для представления заинтересованным сторонам внешней и независимой оценки корпоративного управления компании, на основе которой они могут принимать обоснованные решения о тех или иных действиях в отношении компании. Рейтинг корпоративного управления является объективным индикатором эффективности корпоративного управления для совета директоров и менеджмента компании, служит сигналом о необходимости интенсификации усилий по совершенствованию системы управления. Как правило, рейтинги строятся на основе сопоставления практики корпоративного управления конкретной компании с некоей идеальной моделью. Возможность интегральной оценки по четырем группам критериев: - права акционеров; - деятельность органов управления и контроля; - раскрытие информации; - соблюдение интересов иных заинтересованных сторон и корпоративная социальная ответственность. Сопоставимость оценки. Не все предприятия подлежат регистрации в рейтингах. Нацеленность оценки на интересы внешних лиц.

Продолжение табл. 1.

1 2 3 4

Комплексный [8] Система управления распадается на экономический, социальный, правовой и другие аспекты управления, в каждом из которых выделяют общие для всех и специфические признаки. Они составляют комплексную характеристику системы управления. В соответствии с этим проводится комплексный анализ в целом и по отдельным элементам. Оценка происходит по показателям деятельности предприятия и по показателям, характеризующим параметры системы управления. Позволяет оценить разные стороны эффективности. Основан на использовании количественно - качественного аппарата оценки по значительной совокупности факторов. Сложность возникающих в ходе оценки связей. Трудность в выдаче рекомендаций. Большая трудоёмкость. Трудности сбора информации.

Многообразие разносторонних подходов к оценке эффективности управления предприятием во многом связано с тем, что в экономической литературе по-прежнему не существует однозначного определения термина «эффективность». Это отчасти связано с тем, что:

1. Термин «эффективность» фигурирует в экономической науке в разных аспектах (можно рассматривать эту категорию применительно к продукции (услуге), процессу или системе в целом) и на разных уровнях (компания в целом, структурное подразделение, бизнес-процесс, рабочее место).

2. Различные авторы, используя термин «эффективность», отождествляют его с терминами «эффект», «результативность», «качество», «экономичность», «производительность», «качество», «продуктивность».

3. В зависимости от того, какие затраты, и особенно, какие результаты принимаются во внимание,

можно говорить об экономической, социально-экономической, институциональной, социальной, экологической эффективности.

Традиционно в отечественной науке «эффективность» рассматривается как характеристика соотношения результата и затрат на его получение [9]. Экономическая эффективность оценивается с помощью относительных показателей, а экономический эффект - с помощью абсолютных.

В последнее время понятие «эффективность» стало трактоваться более широко, при этом многие авторы стирают грани между понятиями. Отчасти данная проблема связана с переводом терминов «эффективность» и «результативность», «экономичность», «качество», «производительность». Для того, чтобы найти различия этих понятиях были изучены труды ученых и их представления, в которых делается акцент на различия в данных понятиях (таблица 2):

Таблица 2

Различия в терминах «эффективность» и «результативность», «экономичность», «качество»,

«производительность»

Автор Определение Примечание

1 2 3

Друкер П. Результативность обуславливается умением организации «делать правильные вещи», а эффективность -способностью «делать вещи правильно». Оба термина важны и взаимосвязаны. Организация может делать вещи правильно, точно для себя не определяя или вовсе не получая результат. Или, зная результат, организация в своем функционировании на пути достижения цели неэффективна.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. [3] Результативность иногда носит неосязаемый характер и её трудно оценить, особенно если организация работает неэффективно. Эффективность, как правило, поддается количественной оценке, поскольку и вводимые и выводимые ресурсы можно представить в четком денежном выражении. Относительная эффективность организации названа производительностью. Производительность - соотношение количества единиц на выходе и количества единиц вводимых ресурсов на входе. Качество является основным элементом производительности.

Шокина Л.И. [10] Результативность (effectiveness) определяется как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов, а эффективность (efficiency) — как связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Результативность относится к достижению целей организации, т. е. она по своей природе отражает степень реализации некоторой стратегии, а эффективность скорее относится к оценке использования ресурсов компании в ходе реализации стратегии.

Продолжение табл. 2.

1 2 3

Прокопенко И., Норт К. [5] Эффективность должна рассматриваться комплексно, так как является мерой как экономичности, так и результативности использования ресурсов в производстве товаров и услуг, которые удовлетворяют запросам и требованиям потребителей. С одной стороны, высокая эффективность в качестве меры экономичности означает, что входные факторы производства используются целиком и полностью, а отходы и потери сведены к минимуму. С другой стороны, результативность является показателем вклада в достижение конкретных целей организации. Эффективность - это отношение выходов ко входам. Понятие качества рассматривается как критерий соответствия продаваемой продукции и услуг стандартам и заявленным в технической документации технико-экономическим характеристикам. Данные авторы полагают, что повышение качества требует повышения эффективности - эффективность неразрывна с понятием качества.

Синк Д. [6] Результативность (performance) организационных систем измеряется семью критериями: действенность (effectiveness); экономичность (efficiency); качество прибыльность (доходы/расходы) [profitability (bene-fit/burden)],(quality); производительность (рго(1ий№Йу);качество трудовой жизни (quality of work life); внедрение новшеств (innovation). Перевод слова "регйтапсе" как результативность, не совсем отвечает его сути -эффективность, успешность и т.п.

Одним из первых, кто разделил термины «эффективность» и «результативность», стал П. Друкер. Как видно из таблицы 2, Мескон М., Альберт М., Хе-доури Ф., Шокина Л.И. трактуют термин «эффективность» похожим образом. Определение Шокиной Л.И. соответствует определению международных стандартов ИСО серии 9000:2000. Синк Д. определяет «результативность» шире, чем «эффективность», и характеризует её через 7 критериев. В трудах Прокопенко И. и Норта К. существует сложная комплексная взаимосвязь между «эффективностью» и смежными понятиями.

Многообразие взаимосвязей между термином «эффективность» и смежными понятиями обусловило тот факт, что нередко им либо придают совершенно различные значения, либо смешивают их между собой, либо отождествляют. Например, согласно современному экономическому словарю «эффективность -относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение».

На наш взгляд, наиболее адекватным представляется определение эффективности как количественного показателя, характеризующего любое соотнесение (разница, деление) результатов с затратами.

Анализ литературных источников и практики организации систем управления предприятием позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования существующих подходов к оценке эффективности системы управления в соответствии с современными условиями функционирования пред-

приятий. На данный момент наиболее распространённым является подход на основе показателя EVA.

Ввиду отсутствия единого методического подхода к оценке эффективности системы управления выбор того или иного зависит от целого ряда факторов:

1 .Цели оценки.

2.Размер предприятия, сфера деятельности, особенности функционирования.

3.Располагаемые ресурсы для проведения оценки.

4.Текущее состояние системы управления.

5.Квалификация руководителей или специалистов, проводящих оценку эффективности системы управления.

Таким образом, несмотря на большой интерес ученых к вопросам эффективности, проблема отсутствия единых методических рекомендаций по оценке системы управления остается открытой.

Литература

1. Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон. - М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2005. - 320с.

2. Маслов Д. Функциональная оценка системы управления / Д. Маслов, В. Малявин, Г. Рогачева // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 3. - С. 103-113.

3. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2007. -672с.

4. Пожидаев Р.Г. Два подхода к измерению эффективности организационных структур управления / Р.Г. Пожидаев // Вестник Воронежского государ-

ственного университета, серия: экономика и управление. - 2006. - №1. - С. 109-113.

5. Прокопенко И. Управление эффективностью и качеством: Модульная программа. Часть I. Повышение эффективности и качества: концепции, процессы и методы. / И. Прокопенко, К. Норт. - М.: Дело, 2001. - 700 с.

6. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение / Д.С. Синк. - М.: Прогресс, 1989. - 529 с.

7. Смирнов С.В. Оценка эффективности организационных структур систем управления предприятием и их потенциал / Смирнов С.В., Поташева Г.А. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2007. - № 2. - С. 75-78.

8. Сыщикова Е.Н. Комплексный подход к оценке эффективности функционирования / Е.Н. Сыщико-

ва // Менеджмент предпринимательских формирований в условиях постоянных изменений и вызовов: материалы межвуз. науч. - практ. конф. - Воронеж, 2006. - С. 59-60.

9. Шапошникова С.В. Методы оценки эффективности управления организацией: учеб. пособие / С.В. Шапошникова. - Воронеж: ГОУ ВПО Вор. Гос. Техн. Ун-т, 2008. - 181с.

10. Шокина, Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: учебное пособие / Л.И. Шокина; под ред. проф. М.А. Федотовой. - М:КНОРУС, 2009. - 344с.

® 8-950-761-30-81

Ключевые слова: методический подход, система управления, эффект, эффективность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.