Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке эффективности предприятия общественного питания на современном этапе развития экономики'

Методические подходы к оценке эффективности предприятия общественного питания на современном этапе развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4943
607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕТОДИКА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / PUBLIC CATERING ENTERPRISE / ECONOMIC CATEGORY / ECONOMIC PROCESS / ENTERPRISE EFFICIENCY / ECONOMIC EFFICIENCY / SOCIAL EFFICIENCY / METHODOLOGY / METHODOLOGICAL APPROACHES / CRITERIA / INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карх Дмитрий Андреевич, Фадеева Зоя Олеговна, Гаянова Венера Медетовна

В статье рассмотрено понятие «эффективность» как экономическая категория, которое выражает отдельные отношения, тесно связанные с другими категориями. Выделены теоретические аспекты экономистов разных периодов времени и научных направлений, характеризующие сущность эффективности предприятий общественного питания; определены ее критерии и показатели. Наиболее глубоко и разносторонне освещены вопросы в области анализа и оценки деятельности предприятий общественного питания из научных трудов отечественных экономистов советского, доперестроечного периода. Было принято во внимание, что в условиях развития рыночных отношений в экономике страны основное внимание отечественных экономистов уделяется оценке работы предприятий розничной торговли, а вопросы анализа деятельности предприятий общественного питания, с учетом специфики их функционирования и с учетом особенностей формирования показателей в условиях современной рыночной среды, не нашли достаточно полного и глубокого развития и отражения в учебной и научной литературе. Этим и определилась дальнейшая проработка данных вопросов в современных условиях с учетом дальнейшего развития рыночных отношений и динамичного изменения факторов, оказывающих влияние на их деятельность. Предложена методика оценки эффективности предприятия общественного питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ESTIMATION OF EFFICIENCY OF PUBLIC CATERING ENTERPRISE AT THE PRESENT STAGE OF ECONOMIC DEVELOPMENT

The article considers the concept of efficiency as an economic category expresses certain relations that are closely related to other categories. Selected theoretical aspects of economists of different time periods and research areas that characterize the essence of efficiency of public catering enterprises are highlighted; criteria and indicators are determined. The issues in the field of analysis and estimation of activities of public catering enterprises are illustrated in details and in a flexible manner by reviewing the scientific works of Russian economists of the Soviet pre-perestroika period. It is taken into consideration that there is an increased focus of Russian economists on the evaluation of work of retail trade enterprises under the conditions of development of market relations in the national economy. And the issues on the analysis of activity of public catering enterprises, taking into account the specifics of their functioning and taking into account peculiarities of formation of indicators under the conditions of current market environment, are still open and have no sufficiently complete and in-depth development and reflection in educational and scientific literature. This caused a subsequent study of these issues in current conditions, taking into account the further development of market relations and dynamic changes of the factors that influence their activity. The method of evaluation of the effectiveness of public catering enterprises is proposed.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке эффективности предприятия общественного питания на современном этапе развития экономики»

УДК 338.46 DOI: 10.14529/ет160208

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Д.А. Карх, З.О. Фадеева, В.М. Гаянова

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

В статье рассмотрено понятие «эффективность» как экономическая категория, которое выражает отдельные отношения, тесно связанные с другими категориями. Выделены теоретические аспекты экономистов разных периодов времени и научных направлений, характеризующие сущность эффективности предприятий общественного питания; определены ее критерии и показатели. Наиболее глубоко и разносторонне освещены вопросы в области анализа и оценки деятельности предприятий общественного питания из научных трудов отечественных экономистов советского, доперестроечного периода.

Было принято во внимание, что в условиях развития рыночных отношений в экономике страны основное внимание отечественных экономистов уделяется оценке работы предприятий розничной торговли, а вопросы анализа деятельности предприятий общественного питания, с учетом специфики их функционирования и с учетом особенностей формирования показателей в условиях современной рыночной среды, не нашли достаточно полного и глубокого развития и отражения в учебной и научной литературе. Этим и определилась дальнейшая проработка данных вопросов в современных условиях с учетом дальнейшего развития рыночных отношений и динамичного изменения факторов, оказывающих влияние на их деятельность.

Предложена методика оценки эффективности предприятия общественного питания.

Ключевые слова: предприятие общественного питания, экономическая категория, экономический процесс, эффективность предприятия, экономическая эффективность, социальная эффективность, методика, методологические подходы, критерии, показатели.

Понятие «эффективность» достаточно широко применяется в разнообразных областях науки и практики. Это понятие представляет собой достаточно сложную категорию экономики, служит основанием формирования численных критериев важности принимаемых решений и отражает процесс закономерного изменения производительных сил в тесной взаимосвязи с производственными отношениями. В настоящее время актуальным является определение сущности эффективности, так как это влияет не только на выбор показателей и критериев эффективности, но и на пути ее повышения [1, с. 3].

Сущность экономической эффективности деятельности трактуется большинством экономистов как достижение максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах.

Эффективность как экономическая категория выражает отдельные отношения, тесно связанные с другими категориями. Такая взаимосвязь представлена в табл. 1.

Основной целью оценки эффективности деятельности предприятия общественного питания является разработка заключения о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе всестороннего анализа, который необходимо проводить при помощи системы показателей, отображающих состояние и развитие субъекта оценки. В связи с этим вопросы построения системы показателей эффективности деятельности предприятия общественного питания приоб-

ретают особую значимость в современных условиях хозяйствования [3, с. 101].

Эффективность общественного питания - это экономическая категория, выражающая отношения ассоциированных участников торгово-технологического процесса по поводу совокупной конечной результативности выполняемых отраслью функций производства, реализации и организации потребления, направленной на наиболее полное удовлетворение запросов потребителей.

Достижение задачи повышения эффективности в общественном питании невозможно без количественного измерения эффективности на основе системы показателей, а затем использования их в оценке, планировании и стимулировании деятельности предприятий общественного питания.

Необходимость применения системы показателей, находящихся в неразрывной логической связи друг с другом, вытекает из самой сущности категории эффективности общественного производства в виду многообразия форм проявления эффективности и уровней рассмотрения, сложности и емкости данного понятия.

Вопросы методики оценки эффективности деятельности предприятий, относящиеся к направлениям научных исследований, достаточно широко освещены в работах экономистов разных периодов времени и научных направлений. В советский период развития экономики данной проблеме в тех или иных аспектах были посвящены труды отечественных экономистов И.Т. Абдукаримова, М.И. Баканова, Г.П. Борисова, В.И. Иваницкого,

Таблица 1

Анализ экономических категорий, связанных с понятием эффективности [2]

Наименование категории Определение экономической категории Экономический процесс

Эффект Результат, следствие каких-либо причин, действий Процесс воздействия того или иного фактора экономической системы на входе, который приводит к определенным результатам на выходе;

Результат Окончательный итог последовательности действий или событий, выраженных количественно или качественно Итоговый индикатор, который можно определить при помощи различных (объективных или субъективных) показателей;

Результативность Степень реализации запланированной деятельности и достижения результатов Концентрация внимания на мере соответствия итогового показателя потребностям и задачам общества;

Эффективность Связь между полученным результатом и задействованными ресурсами; относительный эффект (результативность) процесса, определяемый как отношение результата к затратам, обеспечившим его получение Использование ограниченных ресурсов с наибольшим результатом в рамках экономической системы

В.В. Ковалева, Л.И. Кравченко, А.И. Файницкого и другие. Современные российские экономисты, такие как И.А. Бланк, Д.Е. Давыдянц, Б.В. Пры-кин, К.А. Раицкий, Г.В. Савицкая, Н.А. Соловьева, Н.А. Соломатин, Л. Трофимова, дополняют и совершенствуют методику расчета показателей эффективности, адаптируя ее к современным условиям хозяйствования. Достаточно широко освещены вопросы оценки эффективности деятельности компаний в работах зарубежных ученых, таких как Г. Вайе, Х. Гелтенбот, У. Деринг, Э. Котляр, Д. Стоун, К. Хитчинг, В. Хойер и др.

Следует отметить, что наиболее глубокое и разностороннее освещение вопросов в области анализа и оценки деятельности предприятий общественного питания нашло свое отражение в трудах отечественных экономистов советского, доперестроечного периода: Менделевича А.М., Коровина К.С., Фомина А.И., Кравченко Л.И., Бережного И.Г., Пшеничного В.И., Ткаченко В.А., Бок Зи Коу, Мартынова В.Р., Фейзуллаева И.А., Бычкова В.Г., Ходоровой З.С.

В условиях развития рыночных отношений в экономике страны основное внимание отечественных экономистов уделяется оценке работы предприятий розничной торговли, а вопросы анализа деятельности предприятий общественного питания, с учетом специфики их функционирования и с учетом особенностей формирования показателей в условиях современной рыночной среды, не нашли достаточно полного и глубокого развития и отражения в учебной и научной литературе. Этим и определяется дальнейшая проработка данных вопросов в современных условиях с учетом дальнейшего развития рыночных отношений и динамичного изменения факторов, оказывающих влияние на их деятельность.

Изучение, обобщение и сравнительный анализ трудов отечественных экономистов по исследуемой тематике позволяет сделать вывод о единстве по многим аспектам предлагаемых методик эффективности деятельности предприятий общественного питания.

Рассмотренные методики оценки эффективности деятельности предприятий общественно питания можно разделить на две группы:

- методики, разработанные экономистами советского периода развития экономики страны (Фейзуллаев И. А., Бок Зи Коу);

- методики, разработанные экономистами-рыночниками (Кравченко Л.И., Емельянова Т.В., Кравченко В.П., Смагина И.Н., Смагин Д.А.).

Рассмотрим первую группу методик. Отличительной особенностью этой группы методик является разделение показателей эффективности деятельности предприятия общественного питания на экономические и социально-экономические. Негативным фактором в нынешних условиях является тот факт, что данные методики были разработаны для предприятий общественного питания, работающих в условиях централизованно-плановой системы хозяйствования. Этим объясняется специфика социально-экономических показателей, приведенных в этих методиках, таких как повышение производительности труда на обслуживаемых общественным питанием предприятиях, увеличение свободного времени трудящихся, сопоставление темпов роста производительности труда работников обслуживаемых производственных предприятий с темпами роста или снижения затрат. Специфика данных показателей также связана с тем, что основную массу предприятий общественного питания страны в советское время представляли предприятия общественного питания при

промышленных предприятиях. В то же время, приведенные в методиках социально-экономические показатели являются трудноисчисляемыми или неисчисляемыми. Учитывая все эти факторы, данные показатели не могут быть использованы при оценке эффективности деятельности предприятий общественного питания на современном этапе развития экономики страны.

Из отечественных экономистов советского периода, наиболее полно и глубоко занимавшихся вопросами изучения и оценки деятельности предприятий общественного питания, можно выделить Менделевича А.М., Коровина К.С., Фомина А.И., Бережного И.Г., Пшеничного В.И., Ткаченко В.А., Баскова Л.П., Дмитриевского Н.П., Ильина И.В. и др. В работах этих ученых содержится достаточно глубокий анализ деятельности предприятий общественного питания.

Большинство экономистов (Менделевич А.М., Коровин К. С., Фомин А. И., Бережной И. Г., Пшеничный В.И., Ткаченко В.А.) выделяют следующие этапы анализа деятельности предприятий общественного питания и оценки эффективности его работы (см. рисунок). Вместе с тем, ряд отечественных экономистов дополняют и расширяют перечень основных вопросов, включаемых в методику анализа деятельности и оценки эффективности деятельности предприятий общественного питания. Так, в совместных трудах Менделевича А.М., Коровина К.С., Фомина А.И. основные этапы, указанные на рисунке, дополнены такими направлениями, как анализ покупательных фондов населения и емкости рынка; расчет численности потребителей и изучение спроса; анализ фондов экономического стимулирования. Отличительной особенностью данной методики является также выделение авторами в обособленный этап исследования такого направления, как расчет и анализ про-

изводственной мощности предприятия, позволяющий оценить возможности предприятия по максимизации объемов деятельности при ограниченных ресурсных значениях (производственной мощности предприятия, пропускной способности обеденного зала и т. п.).

Достаточно подробная методика анализа деятельности предприятия общественного питания представлена Бережным И.Г., Пшеничным В.И., Ткаченко В.А. и коллективом авторов (Басков Л.П., Дмитриевский Н.П., Ильин И.В. и др.) в учебнике «Экономика общественного питания», которая помимо основных этапов, дополнена более подробным анализом производственной программы предприятия и товарных ресурсов, товаро-снабжения; выделением отдельного направления анализа - ценообразования, осуществляемого в виде изучения и анализа цен на сырье и товары, анализ наценок предприятия и изучение состава и структуры розничных цен [4].

Вместе с тем, основным недостатком рассмотренных методик [5-10], является отсутствие такого обобщающего заключительного этапа оценки деятельности предприятий общественного питания, как комплексная оценка эффективности деятельности предприятия общественного питания.

Рассматривая группу методик оценки эффективности деятельности предприятий общественного питания, предложенных учеными-рыночниками, можно сделать следующие выводы.

Отличительной чертой методики, предложенной Кравченко Л.И., является анализ состояния и эффективности использования основных видов ресурсов предприятий общественного питания, не обособленно, а в тесной взаимосвязи с объемом и результатами производственно-торговой, финансово-хозяйственной и трудовой деятельности

Основные этапы анализа деятельности предприятий общественного питания (по мнению отечественных экономистов)

предприятия, что отражается в расчете интегрального показателя эффективности хозяйствования предприятий общественного питания.

Вместе с тем, основным недостатком предлагаемой Кравченко Л. И. методики, является недооценка социальных, неэкономических показателей деятельности предприятий общественного питания, характеризующих одну из важнейших сторон работы предприятий данной сферы деятельности.

Отличительной особенностью методики оценки эффективности деятельности предприятия общественного питания, предлагаемой Емельяновой Т., Кравченко В. П. является глубина разработки проблемы. Наряду с показателями эффективности деятельности предприятия, авторы рассматривают сущность и критерий эффективности общественного питания, основные факторы изменения эффективности, резервы роста эффективности.

Недостатками данной методики, на наш взгляд, являются:

- отсутствие интегрального обобщающего показателя эффективности предприятия общественного питания;

- отсутствие анализа социальных показателей эффективности предприятия общественного питания.

Методика, предлагаемая Смагиной И.Г., Сма-гиным Д. А, в отношении общих и частных показателей основана на методике Емельяновой Т., Кравченко В.П., но в довольно сокращенном виде. Что касается комплексного показателя оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия общественного питания, то он копирует комплексный показатель, приведенный в методике Кравченко Л. И., в то же время методика не отражает социальной составляющей эффективности предприятия общественного питания.

Таким образом, изучение, обобщение и анализ методик оценки эффективности предприятий общественного питания, предлагаемых отечественными экономистами, позволяет сделать следующие выводы:

- в предлагаемых методиках отсутствует единство мнений экономистов по вопросам методических подходов к исследованию эффективности предприятий общественного питания;

- вопрос разработки методики комплексной оценки эффективности предприятий общественного питания является малоизученным;

- социальные, неэкономические показатели деятельности предприятий общественного питания в методиках оценки эффективности предприятий общественного питания рассматривались лишь в методиках, разработанных экономистами советского периода развития экономики;

- подход к оценке показателей социальной эффективности, применяемый в советское, доперестроечное время, устарел в связи с тем, что основную массу предприятий общественного пита-

ния составляли предприятия общественного питания при промышленных предприятиях, в настоящее время данные показатели являются трудно исчислимыми или неисчислимыми.

Таким образом, отсутствие единых методических подходов к оценке эффективности деятельности предприятий общественного питания в современных условиях, недостаточное внимание, уделяемое анализу социальных показателей работы предприятий данной сферы деятельности, вызывает необходимость разработки системы показателей эффективности предприятий общественного питания и ее комплексной оценки в современных условиях. Разработка такой системы показателей оценки эффективности должна базироваться на общепринятой методологии и в то же время необходимо учитывать специфику общественного питания.

Приведенный анализ методических подходов к оценке эффективности предприятий общественного питания отечественных экономистов показал, что в настоящее время отсутствует единая комплексная методика оценки эффективности предприятий общественного питания как в экономическом, так и в социальном аспектах. В связи с этим предпринята попытка разработки методики оценки эффективности деятельности предприятий общественного питания на основе системного, дифференцированного подхода с учетом социальной значимости предприятий общественного питания в экономике нашей страны [11, с. 144].

Эффективность деятельности предприятия общественного питания необходимо рассматривать в двух аспектах: экономическом и социальном. Важнейшими критериями экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания, по нашему мнению, являются: эффективность использования ресурсов, результативность деятельности предприятия, конкурентное положение предприятия, а социальной эффективности деятельности предприятия общественного питания - качество производственной деятельности, качество сервиса, качество обслуживания.

Рассматривая каждый блок как относительно обособленную систему, получаем систему аналитических показателей, из которой складываются синтетические показатели. Правильное определение причинно-следственных связей аналитических и синтетических показателей позволяет воздействовать на результат деятельности предприятия.

При разработке системы показателей нами учтено требование древовидной структуры, в результате чего совокупность частных показателей системы интегрируются в один или несколько обобщающих показателей, что позволило дать комплексную, обобщенную характеристику эффективности предприятия. При этом интегральные показатели рассматриваются не как заменители, а только в системе с частными показателями. Эффективность деятельности предприятия по предла-

гаемой методике можно определять как в статике, так и динамике. В статике эффективность деятельности предприятия определяется с учетом весомости факторов эффективности.

В динамике эффективность предприятия определяется по тем же принципам (в качестве исходных данных принимаются показатели на прогнозируемый период), а также сопоставлением показате-

лей анализируемого объекта с базовым с помощью индексно-индикаторного приема анализа.

Схема предлагаемой методики оценки экономической эффективности предприятия общественного питания представлена в табл. 2, а социальной эффективности - в табл. 3.

Таблица 2

Критерии и показатели экономической эффективности предприятия общественного питания [12, с. 90]

Критерии и показатели эффективности Роль показателя в оценке Правило расчета показателя

1. Эффективность использования ресурсов

1.1. Коэффициент изменения уровня издержек 1(И) Характеризует динамику изменения издержек 1(И) = 1пЯп-1 1п - уровень издержек отчетного года 1п-1 - уровень издержек прошлого года

1.2. Коэффициент изменения фондоотдачи 1(ф) Характеризует эффективность и динамику использования основных фондов 1(ф) = Фп/Фп-1 Фп - фондоотдача отчетного года Фп-1 - фондоотдача прошлого года

1.3. Коэффициент изменения оборачиваемости оборотных средств 1(ос) Характеризует эффективность и динамику использования оборотных средств 1(ОС) = ООСп/ООСпч ООСп - оборачиваемость оборотных средств отчетного года ООСп-1 - оборачиваемость оборотных средств прошлого года

2. Результативность деятельности предприятия общественного питания

2.1. Коэффициент роста розничного оборота предприятия 1(ОРТ) Показывает тенденцию развития (или спада) оборота розничного торгового предприятия 1(орт) = ООПп /00Пп- ООПп - Оборот общественного питания отчетного периода ООПп-1 - Оборот общественного питания прошлого года

2.2. Коэффициент рентабельности оборота 1(д) Характеризует степень прибыльности оборота общественного питания 1(^=^0-1 Я0 - рентабельность оборота отчетного года Я0-1 - рентабельность оборота прошлого года

2.3. Коэффициент рентабельности валового дохода 1(явд) Характеризует долю прибыли от реализации в валовом доходе 1(квд) = Явл^вд-! Явд - рентабельность валового дохода отчетного года ЯВд_1 - рентабельность валового дохода прошлого года

3. Конкурентное положение предприятия

3.1. Коэффициент соотношения уровня рентабельности оборота к среднему по территории КЯ Показывает степень отклонения рентабельности предприятия от среднеотраслевой кя = Я0/ Коср Я0 - рентабельность оборота предприятия Я0ср - среднеотраслевая рентабельность оборота

3.2. Индекс уровня цен Кц Отражает степень отклонения уровня цен предприятия от уровня цен аналогичных предприятий КЦ = 1вд/ 1вДср 1Вд - уровень валового дохода предприятия 1Вдср - среднеотраслевой уровень валового дохода

3.3. Доля рынка Кдр Отражает долю предприятия в общем обороте субъектов общественного питания Кдр = 00П/00Пр ООП - оборот общественного питания предприятия 00ПР - оборот общественного питания отрасли

Таблица 3

Критерии и показатели социальной эффективности предприятия общественного питания [12, с. 91]

Критерии и показатели Роль показателя в оценке Уровень социальной э< )фективности

эффективности 5 4 3 2 1

1. Качество производствен-

ной деятельности

1.1. Коэффициент удовлетво- Оценка потребителями 0,99-1 0,98- 0,84- 0,69- 0,55 и

ренности качеством продук- качества продукции 0,85 0,70 0,55 ниже

ции(1(КП))

1.2. Коэффициент удовлетво- Оценка потребителями 0,99-1 0,98- 0,84- 0,69- 0,55 и

ренности широтой ассорти- широты ассортимента 0,85 0,70 0,55 ниже

мента продукции (1(ША)) продукции

1.з. Коэффициент удовлетво- Оценка потребителями 0,99-1 0,98- 0,84- 0,69- 0,55 и

ренности обновляемостью обновляемости ассорти- 0,85 0,70 0,55 ниже

ассортимента продукции мента продукции

(1(ОА))

2. Качество сервиса

2.1. Коэффициент удовлетво- Оценка потребителями 0,99-1 0,98- 0,84- 0,69- 0,55 и

ренности качеством сервиса качества сервиса на 0,85 0,70 0,55 ниже

(1 (КС)) предприятии

2.2. Коэффициент удовлетво- Оценка потребителями 0,99-1 0,98- 0,84- 0,69- 0,55 и

ренности номенклатурой ус- номенклатуры услуг 0,85 0,70 0,55 ниже

луг (1(НУ))

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.з. Коэффициент удовлетво- Оценка потребителями 0,99-1 0,98- 0,84- 0,69- 0,55 и

ренности временем обслужи- времени обслуживания 0,85 0,70 0,55 ниже

вания (1(во))

з. Качество обслуживания

з.1. Коэффициент удовлетво- Оценка потребителями 0,99-1 0,98- 0,84- 0,69- 0,55 и

ренности атмосферой пред- атмосферой предприятия 0,85 0,70 0,55 ниже

приятия (1(АТМ))

з.2. Коэффициент удовлетво- Оценка потребителями 0,99-1 0,98- 0,84- 0,69- 0,55 и

ренности режимом работы удобства режима работы 0,85 0,70 0,55 ниже

предприятия (1(РР))

з.з. Коэффициент удовлетво- Оценка потребителями 0,99-1 0,98- 0,84- 0,69- 0,55 и

ренности уровнем рекламно- уровня рекламно- 0,85 0,70 0,55 ниже

информационной работы информационной работы

(1(РИ))

Для расчета комплексного коэффициента эффективности предприятия общественного питания рекомендуется поэтапный расчет коэффициентов.

I. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания:

1. Оценка эффективности использования ресурсов на предприятии общественного питания

Эр = к„ 1а) + к12 1(ф) + к1з 1(ос). (1)

2. Расчет коэффициента по 2 блоку «Результативность деятельности предприятия общественного питания»

Эр.п.= к21 1(ООП) + к22 1(д)+ к23 ^кВД). (2)

3. Расчет коэффициента по 3 блоку «Конкурентное положение предприятия»

Эк .п. = кз1 Ка + кз2 Кц + кзз Кдр. (3)

4. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания (К ээп)

К ээп = К Эр + К2 Э р.п. + Кз Эк.п., (4)

где К1 - коэффициенты значимости каждого блока, которые определяются на основе анализа положения хозяйствующих субъектов на рынке с использованием метода экспертных оценок.

II. Расчет комплексного коэффициента социальной эффективности предприятия общественного питания:

1. Расчет коэффициента по 1 блоку «Качество производственной деятельности предприятия общественного питания»

Коэффициент качества производственной деятельности предприятия общественного питания:

Эпд = к411(КП) + к421(ША)+ к4э1(0А).

2. Расчет коэффициента по 2 блоку «Качество услуг предприятия общественного питания»

Коэффициент качества услуг предприятия общественного питания.

Экс - коэффициент качества услуг предприятия

Экс = к5! I (КС) + к52 1(НУ) + к53 1(В0).

3. Расчет коэффициента по 3 блоку «Качество обслуживания на предприятии общественного питания»

ЭК0 - коэффициент условий обслуживания на предприятии

ЭК0 = к61 1(МТБ) + к62 1(РР) + к63 1(РИ).

4. Расчет комплексного коэффициента социальной эффективности предприятия общественного питания (Ксэп)

Расчет значений комплексного коэффициента социальной эффективности предприятия общественного питания производится по формуле:

Ксэп = К4ЭПД + К5 Экс + Кб Эко, где К1 - коэффициенты значимости каждого блока, которые определяются на основе оценок потребителей.

Исходя из предлагаемой комплексной оценки эффективности предприятия общественного питания, нами были выделены следующие уровни эффективности предприятия общественного питания:

- абсолютно эффективное предприятие -1...0,99;

- высокоэффективное предприятие -0,98.0,85;

- эффективное предприятие - 0,84. 0,70;

- низкоэффективное предприятие -0,69.0,55;

- неэффективное предприятие - <0,55.

Следует отметить преимущество представленной методики. Получение частных и интегральных показателей по каждому блоку дает возможность выявить резервы или достижения в сфере важнейших направлений деятельности предприятия общественного питания, а на этой основе подтвердить, скорректировать или коренным образом изменить стратегии управления по каждому направлению деятельности. Данная методика позволяет быстро и объективно получить картину эффективности деятельности предприятия общественного питания. Данная методика комплексной оценки эффективности деятельности предприятия

общественного питания базируется на доступной информации и адекватна уровню подготовки и квалификации управленцев.

Литература

1. Подачина, Л.И. Экономическая и социальная оценка услуг общественного питания при вузах: автореф. дис. ... канд. экон. наук /Л.И. Подачина. - Красноярск, 2006. - 20 с.

2. Фадеева, З.О. Организация общественного питания: учебное пособие / З.О. Фадеева, В.М. Гаянова, Д.А. Карх. - Екатеринбург: [Изд-во Ур-ГЭУ], 2013. - 197 с.

3. Фадеева, З.О. Эффективность предприятия общественного питания: дис. . канд. экон. наук / З.О. Фадеева. - Екатеринбург: УрГЭУ 2007. - 202 с.

4. Емельянова, Т.В. Экономика общественного питания: учебник / Т.В. Емельянова, В.П. Кравченко. - Минск: Выш. шк., 2007. - 383 с. -Нир://2патит.сот/Ьоокгеаё2.ркр?Ьоок=505272.

5. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л.И. Кравченко. - 8-е изд., испр. и доп. -М.: Новое знание, 2005.

- 512 с.

6. Басовский, Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 222 с.

7. Экономика, анализ и планирование торговли: учебник для вузов / под ред. А.Н. Соломатина.

- СПб.: Питер, 2009. - 560 с.: ил.

8. Волков, В.И. Экономика предприятия: учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - 2-е изд. - М.: НИЦ Инфра-М, 2014. - 264 с.

9. Ефимова, О. П. Экономика общественного питания: учебное пособие / О.П. Ефимова. -Минск: Новое знание, 2008. - 347 с.

10. Раицкий, К.А. Экономика предприятия: учебник / К.А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Дашков и Ко, 2005. - 1012 с.

11. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: учебное пособие /Г.В. Савицкая. - 5-е изд., перераб. и доп.

- М.: ИНФРА-М, 2009. - 408 с.

12. Карх, Д.А., Интеграционные процессы в розничной торговле / Д.А. Карх, В.М. Гаянова. -Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2008. - 162 с.

Карх Дмитрий Андреевич. Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции, логистики и экономики торговли, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург), dkarh@ mail.ru.

Фадеева Зоя Олеговна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции, логистики и экономики торговли, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург), zfadeyeva@gmail.com

Гаянова Венера Медетовна. Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Коммерции, логистики и экономики торговли, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург), v.m.gayanova@gmail.com

Поступила в редакцию 12 апреля 2016 г.

DOI: 10.14529/em160208

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ESTIMATION OF EFFICIENCY OF PUBLIC CATERING ENTERPRISE AT THE PRESENT STAGE OF ECONOMIC DEVELOPMENT

D.A. Karkh, Z.O. Fadeeva, V.M. Gayanova

Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation

The article considers the concept of efficiency as an economic category expresses certain relations that are closely related to other categories. Selected theoretical aspects of economists of different time periods and research areas that characterize the essence of efficiency of public catering enterprises are highlighted; criteria and indicators are determined. The issues in the field of analysis and estimation of activities of public catering enterprises are illustrated in details and in a flexible manner by reviewing the scientific works of Russian economists of the Soviet pre-perestroika period.

It is taken into consideration that there is an increased focus of Russian economists on the evaluation of work of retail trade enterprises under the conditions of development of market relations in the national economy. And the issues on the analysis of activity of public catering enterprises, taking into account the specifics of their functioning and taking into account peculiarities of formation of indicators under the conditions of current market environment, are still open and have no sufficiently complete and in-depth development and reflection in educational and scientific literature. This caused a subsequent study of these issues in current conditions, taking into account the further development of market relations and dynamic changes of the factors that influence their activity.

The method of evaluation of the effectiveness of public catering enterprises is proposed.

Keywords: public catering enterprise, economic category, economic process, enterprise efficiency, economic efficiency, social efficiency, methodology, methodological approaches, criteria, indicators.

References

1. Podachina L.I. Ekonomicheskaya i sotsial'naya otsenka uslug obshchestvennogo pitaniya pri vuzakh [Economic and Social Assessment of Catering Services at Universities]. Avtoref. dis. kand. ekon. nauk. Krasnoyarsk, 2006. 20 p.

2. Fadeeva Z.O., Gayanova V.M., Karkh D.A. Organizatsiya obshchestvennogo pitaniya [Organization of Catering]. Ekaterinburg, 2013. 197 p.

3. Fadeeva Z.O. Effektivnost'predpriyatiya obshchestvennogo pitaniya [Efficiency Catering]. Diss. kand. ekon. nauk. Ekaterinburg, 2007. 202 p.

4. Emel'yanova T.V., Kravchenko V.P. Ekonomika obshchestvennogo pitaniya [Economy catering]. Minsk, Vysshaya shkola, 2007. 383 p. - Available at: http://znanium.com/bookread2.php?book=505272

5. Kravchenko L.I. Analiz khozyaystvennoy deyatel'nosti v torgovle [Analysis of economic activity in the trade]. 8th ed. Moscow, Novoe znanie Publ., 2005. 512 p.

6. Basovskiy L.E., Luneva A.M., Basovskiy A.L. Ekonomicheskiy analiz (Kompleksnyy ekonomicheskiy analiz khozyaystvennoy deyatel'nosti) [Economic analysis (comprehensive economic analysis of economic activity)]. Moscow, INFRA-M Publ., 2008. 222 p.

7. Solomatin A.N. (Ed.) Ekonomika, analiz i planirovanie torgovli [The economy, trade analysis and planning]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 560 p.

8. Volkov O.I., Sklyarenko V.K. Ekonomika predpriyatiya [Business economics]. 2nd ed. Moscow, 2014. 264 p.

9. Efimova O.P. Ekonomika obshchestvennogo pitaniya [Economy catering]. Minsk, Novoe znanie Publ., 2008. 347 p.

10. Raitskiy K.A. Ekonomika predpriyatiya [Business economics]. 4th ed. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2005. 1012 p.

11. Savitskaya G.V. Metodika kompleksnogo analiza khozyaystvennoy deyatel'nosti [Methodology of complex analysis of economic activities]. 5th ed. Moscow, INFRA-M Publ., 2009. 408 p.

12. Karkh D.A., Gayanova V.M. Integratsionnye protsessy v roznichnoy torgovle [Integration processes in the retail industry]. Ekaterinburg, 2008. 162 p.

Dmitrii A. Karkh, Doctor of Sciences (Economics), Associate Professor, Professor of the Department of Commerce, Logistics and Economics of Trade, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, dkarh@mail.ru.

Zoya O. Fadeeva, Candidate of Sciences (Economics), Assistant Professor of the Department of Commerce, Logistics and Economics of Trade, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, zfadeye-va@gmail.com

Venera M. Gayanova, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Assistant Professor of Commerce, Logistics and Economics of Trade, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, v.m.gayanova@gmail.com

Received 12 April 2016

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Карх, Д.А. Методические подходы к оценке эффективности предприятия общественного питания на современном этапе развития экономики / Д.А. Карх, З.О. Фадеева, В.М. Гаянова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2016. - Т. 10, № 2. -С. 62-70. Б01: 10.14529/ет160208

Karkh D.A., Fadeeva Z.O., Gayanova V.M. Methodological Approaches to the Estimation of Efficiency of Public Catering Enterprise at the Present Stage of Economic Development. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2016, vol. 10, no. 2, pp. 62-70. (in Russ.). DOI: 10.14529/em160208

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.