логического мышления, расширение активного словарного запаса, нормализации
психоэмоционального состояния родителей и ребенка.
Учителем-дефектологом в результате проведенной итоговой (заключительной) диагностики было отмечена сформированность навыка самостоятельного умывания, умения правильно чистить зубы, правильно раздеваться и одеваться, ребенок научился
правильному поведению за столом и самостоятельному приёму пищи.
Исходя из вышеизложенной
информации, делаем вывод о необходимости дистанционного консультирования семей с детьми-инвалидами, проживающими в отдаленных районах Забайкальского края, а также высокой эффективности
реабилитационной работы с использованием видеосвязи для закрепления и поддержания эффекта в межреабилитационный период.
Список литературы
1. Чередникова Т. Реабилитация удаленного доступа // Московский комсомолец - 2013г.
2. Макеева Д. Дистанционная реабилитация как инновационная программа реабилитации инвалидов // Научное сообщество студентов XXI столетия: сборник статей по материалам международной студенческой научно-практической конференции - август 2016г.
3. Официальный сайт: «Softholm» // «Реа-Мед» представляет проект дистанционной реабилитации. URL: http://www.softholm.com/news/communications/article_2580.html (дата обращения: 05.03.2016).
УДК 542
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
МаксимоваН.Е., 2016 учитель химии и биологии, ГБОУ школа № 93, г. Санкт-Петербург
Аннотация: При обеспечении преемственности между общим и профессиональным образованием возникает необходимость интеграции химического содержания с содержанием других естественно-научных предметов (биологии), которая может быть реализована путем: интеграции знаний по химии и биологии при объяснении химических свойств веществ и их биологических функций; использование химических законов и теорий при объяснении биологических закономерностей; проведения химического эксперимента, моделирующего биологические процессы, происходящие в природе и организме человека; использование химических (эспериментально-теоретических) задач с межпредметным (химико-биологическим) содержанием. Ключевые слова: химико-биологическая интеграция, экспериментально-теоретические задачи.
В настоящее время перед современной школой стоит проблема обеспечения преемственности
между общим и профессиональным образованием, помощи профессиональному самоопределению учащихся. В связи с этим возникает необходимость интеграции химического содержания с содержанием других естественно-научных предметов, в частности с биологией. Именно такая интеграция и определяет сущность вариативной части содержания данного курса.
Взаимосвязи химии и биологии могут осуществляться в трех направлениях: при изучении одного и того же объекта, при использовании общих законов и теорий, при
применении единых методов исследования (смотри таблицу ПРИЛОЖЕНИЕ).
Межпредметные связи химии и биологии широко представлены в работах Д.П.Ерыгина и его научной школы.
Вариативная часть школьного курса химии реализована путем:
-интеграции знаний по химии и биологии при объяснении химических свойств веществ и их биологических функций;
-использование химических законов и теорий при объяснении биологических
содержания может быть
закономерностей;
-проведения химического эксперимента, моделирующего биологические процессы, происходящие в природе и организме человека;
-использование химических задач с межпредметным (химико-биологическим) содержанием.
Например, при изучении свойств воды как универсального растворителя с учащимися целесообразно обсудить вопрос о том, какие особенности строения молекулы воды обеспечивают ее физиологические функции. Для этого учащиеся вспоминают особенности строения молекулы воды (уголковая форма) и отмечают, что молекула воды представляет собой диполь, объясняют механизм образования водородных связей приходят к выводу, что особенности строения определяют ее биологические функции в клетке: транспортную, структурную,
терморегуляторную и каталитическую. Таким образом прорабатываем важный
теоретический материал по химии, увязывая его с биологическими знаниями.
При изучении периодического закона Д.И.Менделеева следует акцентировать внимание учащихся на зависимость между биологической ролью химических элементов и их положением в периодической системе Д.И.Менделеева.
При изучении химии элементов целесообразно обсудить с учащимися многообразие химических элементов в организме человека и их топографию в органах, тканях и биожидкостях. При этом важно уделять внимание не только анализу строения атомов элементов, физических и химических свойств, образуемых ими простых и сложных соединений, вопросам применения и получения веществ, но и биологической роли таких веществ в живых организмах.
Учитель, таким образом, должен подчеркнуть, что элементарный состав в живой и не живой природе одинаков, что на атомном уровне нет никаких различий между живой и не живой природой: и живая и неживая природа состоят из одних и тех же элементов. Для то чтобы показать различия между живой и неживой природой, следует перейти на молекулярный и надмолекулярный уровни, которые подробно рассматриваются в курсе биологии.
Биологические (точнее биохимические)
понятия особенно сосредоточены в курсе органической химии в темах: «Жиры», «Углеводы», «Белки». Именно при изучении этих тем особенно важно реализовывать межпредметные связи с биологией. Такое использование межпредметного материала будет способствовать взаимному переносу химических и биологических знаний, их лучшему усвоению и применению.
Содержание курса органической химии интегрируется с курсом общей биологии в следующих направлениях:
-Структурные функции органических веществ в клетке.
-Энергетика биохимических процессов.
-Кинетика биохимических процессов.
Рассматривая структурные функции органических веществ, можно привести ряд примеров. Так, из целлюлозы состоят стенки растительных клеток. Все клеточные мембраны образованы из белков и липидов. У высших организмов из белков образованы кровеносные сосуды, роговица глаза, сухожилия, хрящи, волосы.
Обобщая материал курса органической химии, следует отметить , что вещества с сопряженными кратными связями являются «особыми» соединениями, отобранными природой в результате эволюции и естественного от бора. Строение этих веществ одинаково для всей живой природы.
Обсуждение вопросов энергетики биохимических процессов следует строить, опираясь на знания учащихся о том, что химические процессы всегда сопровождаются энергетическими изменениями. Органические вещества (белки, жиры, углеводы и др.) являются неустойчивыми. В живых организмах они разлагаются с образованием углекислого газа, воды, азота. Все эти вещества являются энергоемкими.
Рассматривая кинетику биохимических процессов, важно обсудить с учащимися, почему реакции между органическими веществами протекают медленнее, чем между неорганическими. В ходе обсуждения учащиеся уясняют, что это зависит от устойчивости веществ. Большинство неорганических веществ обладают полярными связями. Благодаря этому данные молекулы всегда потенциально готовы к взаимодействию. Что касается органических молекул, они обладают большим количеством неполярных связей, которые неподвижны,
заторможены. Поэтому для ускорения реакций необходимо инициирование или
использование катализаторов - ферментов.
ХИМИЯ - наука экспериментально-теоретическая. Несомненно, в классах должен быть расширен как демонстрационный, так и ученический химический эксперимент. Роль ученического эксперимента особенно велика, так как он способствует формированию учащихся практических умений и навыков по химии.
Огромную значимость приобретает проведение проблемного химического эксперимента. Именно такие опыты развивают «химические руки» и «химическую голову» учащихся. (Пример опыта. Взаимодействие металлического натрия с водным раствором сульфата меди. В ходе эксперимента учащиеся наблюдают экзотермическую реакцию и образование осадка голубого цвета, который сверху чернеет. В процессе обсуждения учащиеся выясняют, что конечным продуктом реакции является черный оксид меди (II). )
Огромную роль в обучении играет использование экспериментальных задач. Они способствуют развития мышления,
формирование экспериментальных умений. Целесообразно, чтобы содержание этих задач «увязывалось» с биологическим материалом. (1. Пример экспериментальной задачи. В четырех пробирках находятся растворы жиров в бензине. Определите в выданных образцах жиры животного и растительного происхождения. В качестве образцов можно
взять льняное и подсолнечные масла, говяжий и бараний жир. Решая данную задачу, учащиеся основываются на том, что жиры животного происхождения, как правило, являются глицеридами предельных
карбоновых кислот, а растительные - содержат глицериды непредельных карбоновых кислот. Таким образом, учащиеся определяют выданные образцы по реакции с бромной водой или раствором перманганата калия. 2. Пример экспериментальной задачи. В двух стаканчиках находится яблочный сок, причем в одном из них - сок спелого яблока, а в другом - зеленого. Определите какой сок находится в каждом стаканчике. Сок спелого яблока учащиеся определяют по содержанию в нем глюкозы. Крахмал в соке неспелого яблока можно определить качественной реакцией с йодом.)
Использование химических задач -неотъемлемая часть процесса обучения. Целесообразно использовать задачи, развивающие химическое мышление, умение анализировать и рассуждать, а также задачи с химико-биологическим содержанием. (Задача. При сгорании смеси предельного одноатомного спирта и его симметричного ростого эфира массой 10 г. образовалась вода массой 12 г. Определите качественный и количественный состав исходной смеси).
Таким образом, мы сделали попытку определить методические подходы к интеграции обучения химии.
Список литературы
1. Аршанский Е.Я. Специальная методическая подготовка будущего учителя химии: учебное пособие. - М., Цнетрхимпресс, 2004
2. Зверева Н.М. Форммирование естественнонаучного мышления школьников - Горький, 1989
3. Филиппович Ю.Б. Основы биохимии, Высшая школа, 1985
УДК 37.02
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Мальцева Е.В., 2016 МАОУ «Рябининская СОШ», учитель истории и обществознания, п. Рябинино
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к решению тех проблем, с которыми столкнулись учителя в процессе введения федерального государственного образовательного стандарта, а так же историко-культурного стандарта в современной школе. Несомненно главным для учителя является осмысление того, что следует учесть в своей образовательной практике. В последнее время учителя делают