Научная статья на тему 'Методические подходы к анализу нефинансовых активов в организациях государственного сектора'

Методические подходы к анализу нефинансовых активов в организациях государственного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / нефинансовые активы / организации госсектора / основные средства / запасы / эффективность. / analysis / non-financial assets / public sector organizations / fixed assets / reserves / efficiency.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О. Н. Лебедева

Имущественное положение организаций госсектора оценивается достаточностью и эффективностью использования нефинансовых активов. В настоящее время единой стандартизированной методики анализа нефинансовых активов государственных учреждений не существует, в связи с этим актуальным представляется изучение авторских подходов по данному вопросу. В статье определены основные направления анализа нефинансовых активов, изучена возможность адаптации методики анализа внеоборотных активов коммерческих предприятий к организациям госсектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ANALYSIS OF NON-FINANCIAL ASSETS IN PUBLIC SECTOR ORGANIZATIONS

The property status of public sector organizations is assessed by the security and efficiency of using non-financial assets. Currently, there is no unified standardized methodology for analyzing non-financial assets of state institutions, it is important to study the author's approaches to this issue. The article defines the main directions of analysis of non-financial assets, examines the possibility of adapting the methodology for analyzing non-current assets of commercial enterprises to public sector organizations.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к анализу нефинансовых активов в организациях государственного сектора»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

О.Н. Лебедева, магистрант

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (Россия, г. Саранск)

DOI: 10.24411/2411 -0450-2020-10222

Аннотация. Имущественное положение организаций госсектора оценивается достаточностью и эффективностью использования нефинансовых активов. В настоящее время единой стандартизированной методики анализа нефинансовых активов государственных учреждений не существует, в связи с этим актуальным представляется изучение авторских подходов по данному вопросу. В статье определены основные направления анализа нефинансовых активов, изучена возможность адаптации методики анализа внеоборотных активов коммерческих предприятий к организациям госсектора.

Ключевые слова: анализ, нефинансовые активы, организации госсектора, основные средства, запасы, эффективность.

Хозяйственную деятельность государственных учреждений невозможно представить без нефинансовых активов. Они формируют материально-техническую базу организаций госсектора, в связи с чем, их анализ позволяет оценить эффективность использования вверенного им имущества.

Следует отметить, что в федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» понятие нефинансовых активов не раскрывается [1]. При этом в действующих формах бухгалтерской отчетности, составляемой государственными учреждениями, активы представлены нефинансовыми и финансовыми. Кроме того, в Едином плане счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений группа счетов бухгалтерского учета, на которых отражаются разные виды активов долгосрочного использования, называется «Нефинансовые активы».

Рассматривая современные подходы к анализу деятельности учреждений неком-

мерческой сферы, стоит отметить их недостаточную разработанность и освещенность в учебной и научной литературе. Основные положения по вопросу методического обеспечения аналитической функции управления содержатся в научных трудах В.В. Давыдовой [2], Д.А. Панкова [3]. Непосредственно анализу нефинансовых активов в организациях госсектора посвящены работы Т.Г. Арбатской [4], О.А. Голодовой [5], И.А. Слободняка [6].

В предложенных авторами методиках основное внимание уделяется анализу основных средств и материальных запасов, так как наличие таких активов является обязательным условием функционирования любого государственного учреждения.

Анализ основных средств предполагает изучение состава, структуры, состояния, уровня обеспеченности и эффективности их использования организациями госсектора в ходе осуществления хозяйственной деятельности.

Учитывая практически идентичный состав активов, приносящих экономическую выгоду или полезный потенциал длительное время, как правило, более 12 месяцев, как в коммерческих, так и некоммерческих организациях, справедливым будет применить методику анализа внеоборотных активов коммерческих организаций к бюд-

жетным и другим типам учреждений госсектора [7].

Роль анализа основных средств заключается в определении путей повышения

эффективности их использования, улучшения их состояния и сохранности [3].Основные этапы анализа представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Структуризация типовой методики анализа основных средств

Для изучения содержания основных средств применяются данные отчетности о группировке активов, позволяющие определить их состав, структуру на определенный период и их изменение.

В рамках анализа движения и технического состояния основных средств применяется традиционный инструментарий коэффициентного анализа внеоборотных активов коммерческих организаций (табл. 1).

Таблица 1. Г оказатели движения и технического состояния основных средств

Показатель Алгоритм расчета Экономическое обоснование

Коэффициент обновления ^ Стоимость поступивших ОС за период обн Стоимость ОС на конец периода Характеризует интенсивность обновления основных средств

Коэффициент выбытия Стоимость выбывших ОС за период Кв = Стоимость ОС на начало периода Отражает степень интенсивности выбытия основных средств

Коэффициент прироста у Стоимость прироста ОС за период пр Стоимость ОС на начало периода Показывает относительное увеличение основных средств за счет их обновления

Коэффициент износа у Сумма накопленной амортизации изн Первоначальная стоимость ОС Характеризует степень изношенности основных средств

Коэффициент годности Остаточная стоимость ОС Кг = Первоначальная стоимость ОС Отражает долю основных средств, пригодных к эксплуатации

В производственной сфере степень изношенности основных средств принято оценивать положительно, если коэффициент износа не превышает 0,5. Для организаций государственного сектора И.А. Слободняк считает возможным увеличение нормативного значения данного показателя до 0,85.

На завершающем этапе анализа основных средств оценивается уровень эффективности их использования. По мнению Д.А. Панкова, для такой оценки может быть использован показатель фондоотдачи (ФО) (формула 1):

ФО =

Объем услуг

- (1)

Среднегодовая стоимость ОС

Затруднения при расчете фондоотдачи вызывает определение среднегодовой стоимости основных средств, в ходе которого возникает вопрос, в какой оценке

включать в расчет основные средства: по первоначальной или по остаточной стоимости. Проведем расчет фондоотдачи с использованием различных оценок основных средств (табл. 2).

Таблица 2. Расчет фондоотдачи с использованием различных оценок основных средств,

тыс. руб.

Показатель Базисный период Отчетный период Абсолютное отклонение

Первоначальная стоимость основных средств 25 722,5 25 722,5 0,0

Остаточная стоимость основных средств 1 322,3 732,7 -589,6

Общая величина доходов учреждения 2 134,5 2 134,5 0,0

Фондоотдача по первоначальной стоимости 0,08 0,08 0,00

Фондоотдача по остаточной стоимости 1,61 2,91 1,30

Таким образом, при прочих равных условиях фондоотдача, рассчитанная с использованием первоначальной стоимости основных средств, в динамике не изменяется, в то время как применение остаточной стоимости увеличивает расчетный показатель. Однако такое увеличение никак не связано с ростом эффективности использования основных средств. Следовательно, для расчета фондоотдачи следует использовать оценку по первоначальной стоимости.

Оценка эффективности использования основных средств должна включать изучение не только динамики фондоотдачи, но и причин ее изменения: темпов роста объема оказанных услуг и среднегодовой стоимости основных средств. Максимальная эффективность достигается в том случае, когда прирост объема услуг превышает прирост среднегодовой стоимости основных средств.

Основные средства могут использоваться учреждением в рамках выполнения государственного (муниципального) задания. Фондоотдача таких активов определяется следующим образом (формула 2):

ф0 _ Субсидии на выполнение госзадания (2) Среднегодовая стоимость ОС

Т.Г. Арбатская предлагает оценивать эффективность использования основных средств с помощью показателя фондорен-табельности (ФР) (формула 3):

ФР =

Операционный результат (3)

Среднегодовая стоимость ОС

Еще одним показателем, характеризующим эффективность использования основных средств, служит фондовооруженность. Она характеризует техническую оснащенность труда, показывая, какая сумма основных средств приходится на одного работника. Данная информация анализируется в динамике, при этом выявляются причины замедления либо увеличения оборота и обеспеченности основными средствами сотрудников учреждения. Фондовооруженность (ФВ) рассчитывается по формуле 4:

ф-ц _ Среднегодовая стоимость ОС (4)

Численность работников

Использование материальных запасов в государственных учреждениях характеризуется их полным выбытием из оборота по мере расходования. При этом объемы потребления материалов в таких учреждениях существенно ниже, чем в производственной сфере. Однако, как в коммерческом, так и в некоммерческом секторе материальные ресурсы обеспечивают стабильное функционирование и надлежащее качество оказываемых услуг.

Направления анализа материальных запасов представлены на рисунке 2.

Анализ обеспеченности материалами 1

Анализ эффективности использования материалов

Рис. 2. Направления анализа материальных запасов

Анализ движения материальных запасов

Анализ движения материальных ресурсов позволяет определить их полноту расходования и изменение остатков. Для этого по данным бухгалтерской отчетности строятся аналитические таблицы, с помощью которых рассчитываются темпы роста и прироста, а также абсолютный прирост.

В ходе анализа обеспеченности учреждения материалами устанавливается уровень материалопотребления и динамика его изменений. В.В. Давыдова отмечает,

За рассматриваемый период уровень материалопотребления на одного сотрудника Министерства финансов вырос на 45144,43 руб. и составил 57295,17 руб. При этом объем израсходованных материалов увеличился на 4538,75 тыс. руб.

Изменение уровня материалопотребле-ния выступает одним из факторов, влияющих на величину расходов учреждения на

что данный показатель измеряется стоимостью израсходованных материальных ресурсов на нужды учреждения в отчетном году на единицу измерения сети, контингента обслуживания или штатов. В больнице его определяют в расчете на одну койку, в школе - на одного учащегося, в научно-исследовательском учреждении -на одного научного сотрудника [2].

Проведем анализ обеспеченности материалами на примере Министерства финансов Республики Мордовия (табл. 3).

материалы. Другим фактором является изменение объема услуг или состояния сети. Для оценки влияния указанных факторов на изменение результативного показателя - величины расходов материалов - могут применяться методы элиминирования.

Расчет влияния факторов на изменение расходов материалов представлен в таблице 4.

Таблица 4. Анализ факторов изменения расходов материалов

Факторы Расчет влияния Абс. отклонение (+/-), тыс. руб. Удельный вес, %

Изменение среднегодовой численности работников (100-98)*12,15 +24,3 0,5

Изменение уровня материалопотребления (57,30-12,15)*100 +4 514,4 99,5

Изменение расходов 5 729,5 - 1 190,8 +4 538,7 100,0

Таблица 3. Анализ обеспеченности материалами Министерства финансов Республики Мордовия_

Показатель Значение показателя Динамика изменений, %

Прошлый год Отчетный год

Среднесписочная численность работников учреждения, чел. 98 100 102,04

Израсходовано материальных запасов, тыс. р. 1 190,77 5 729,52 481,16

Уровень материалопотребления на одного работника, тыс. р. 12,15 57,30 471,54

Из таблицы следует, что под влиянием тария, разработанного для коммерческих изменения среднегодовой численности ра- организаций. Несомненно, часть предла-ботников расходы увеличились лишь на гаемых показателей не испытывает на себе 24,3 тыс. руб. или на 0,5%. Определяющим влияние специфики деятельности учреж-фактором стало изменение уровня мате- дений, в связи с чем их расчет не вызывает риалопотребления, обеспечившее рост затруднений. В то же время для оценки расходов на 99,5% или на 4 514,4 тыс. руб. обеспеченности нефинансовыми активами

Таким образом, методические подходы и эффективности их использования долж-к анализу нефинансовых активов государ- ны быть разработаны методики, позво-ственных учреждений, чаще всего, сводят- ляющие проводить глубокий анализ и де-ся к адаптации аналитического инструмен- лать обоснованные выводы.

Библиографический список

1. Свешникова О.Н. Оценка нефинансовых активов в федеральных и международных стандартах бухгалтерского учета и отчетности / О.Н. Свешникова, О.Н. Лебедева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 10-2. - С. 123-129.

2. Давыдова В.В. Анализ в бюджетных учреждениях: учеб.пособие / В.В. Давыдова, Е.Г. Саранцева. - Изд. 2-е, доп. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. - 156 с.

3. Панков Д.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций : учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. - 5-е изд., стер. - М.: Новое знание, 2007. - 630 с.

4. Арбатская Т.Г. Учет и анализ в государственных (муниципальных) учреждениях: учеб. пособие / Т.Г. Арбатская, Н.В. Кузнецова. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. - 268 с.

5. Голодова О.А. Особенности учета и анализа нефинансовых активов бюджетных учреждений: монография / О.А. Голодова, О.М. Бурдюгова, О.А. Коваленко, С.Н. Починок. - Волгоград: Сфера, 2016. - 130 с.

6. Слободняк И. А. Бухгалтерский учет и экономический анализ основных средств в организациях и учреждениях / И.А. Слободняк, И.О. Цизман, О.А. Преина. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. - 423 с.

7. Свешникова О.Н. Методические аспекты анализа нефинансовых активов в учреждениях здравоохранения // KANT. - 2019. - №2 (31). - С. 370-373.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ANALYSIS OF NON-FINANCIAL ASSETS IN PUBLIC SECTOR ORGANIZATIONS

O.N. Lebedeva, Graduate Student Ogarev Mordovia State University (Russia, Saransk)

Abstract. The property status of public sector organizations is assessed by the security and efficiency of using non-financial assets. Currently, there is no unified standardized methodology for analyzing non-financial assets of state institutions, it is important to study the author's approaches to this issue. The article defines the main directions of analysis of non-financial assets, examines the possibility of adapting the methodology for analyzing non-current assets of commercial enterprises to public sector organizations.

Keywords: analysis, non-financial assets, public sector organizations, fixed assets, reserves, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.