компетенций студентов является личность педагога, его взгляд на происходящие процессы, а также развитые профессиональные, общекультурные и педагогические компетенции. Качество подготовки будущих специалистов напрямую зависит от работы преподавателей со студентами на протяжении всего периода обучения. Попадая в медицинский вуз, вчерашние школьники пытаются утвердиться в новой для себя медицинскои среде и оправдать для себя авторитет выбранной профессии через авторитет своих преподавателей, через их наглядную теоретическую (в том числе и научную), методическую и клиническую деятельность. На ранней стадии обучения личность преподавателя для студента играет решающую роль. Формирование преподавателем междисциплинарных знаний и способность показать значимость изученного материала в других дисциплинах, переход от преподавания частностей к преподаванию закономерностей. Способность преподавателя на семинарских и лекционных занятиях чувствовать себя свободно, действовать не по шаблону, быстро ориентироваться в ответах на задаваемые вопросы. Важна творческая педагогическая индивидуальность, котораявсегдаопосредованаличными качествами преподавателя. Способность преподавателя вызвать интерес к дисциплине и стремление к познанию более расширенных фактов, нежели предусмотрено программой. Деятельность педагога и даваемые им знания не должны быть оторваны от практики, сам педагог должен руководствоваться принципом: «Живу, как учу». Данный принцип должен быть разновидностью категорического императива нравственности у педагога гуманитарной кафедры и наглядно демонстрировать студентам потребность в морально-нравственном, этическом, патриотическом воспитании и способы применения данных установок в практической общественной деятельности.
Важным механизмом в воспитании качественной личности студента являются воспитательные беседы, как в рамках аудиторных занятий, так и вне стен учебного заведения. Преподаватель должен проявлять желание сотрудничать со студентами в учебной, научной и иных видах деятельности, помогать им советами и наставлениями, искать новые подходы и радоваться успехам своих бывших и нынешних учеников, умение использовать опыт и способности своих учеников для решения задач обучения и воспитания. Преподаватель, обладающий указанными качествами, способен к формированию личности студента, в том числе своим собственным примером.
Одновременно с указанными признаками, которыми должен обладать каждый преподаватель, нельзя забывать про индивидуальность каждого педагога и студента, про специфический подход, который педагог находит по отношению к студенту. Кроме того, что личность каждого преподавателя индивидуальна, следует так же учитывать специфику той или иной кафедры и преподаваемые ею дисциплины. Тем не менее, главной целью работы любого преподавателя медицинского вуза является формирование компетентного специалиста и улучшение качества подготовки будущих врачей. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение обучающимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей, а также личной ответственности и опыта самостоятельной деятельности. Профессиональные знания в медицинском вузе исходят от медицинских, клинических кафедр, остальные задачи решает кафедра гуманитарных наук. Таким образом, в современных условиях для улучшения качества подготовки специалистов необходимо сформировать новую модель системы образования в медицинском вузе, основанную на интеграции гуманитарной, фундаментальной и профессиональной подготовки будущего специалиста.
Литература
1.Бодрова Е.В. Определяющий фактор повышения эффективности гуманитарной подготовки в высшей школе - его профессиональная ориентация. [Электронный ресурс] URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2007/professor. ru/Bodrova_EV/
2. Егорова Ю.А. Роль и значение гуманитарных дисциплин в структуре профессиональной подготовки будущих инженеров. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] URL: nsportal.ru // https://nsportal.ru/vuz/ pedagogicheskie-nauki/library/2012/11/16/egorova-yua-rol-i-znachenie-gumanitarnykh-distsiplin-v
3. Кондрашкина С.И. Факультет общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Череповецкого государственного университета. Общая информация. [Электронный ресурс] URL: http://www.chsu.ru/pages/faculty/ fogised/FOGiSED.htm
4. Рогозин Г.Г. Пути совершенствования подготовки специалистов в аспекте гуманизации образования в техническом университете. [Электронный ресурс] URL: http://www. dgtu.donetsk.ua
5. Субетто А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. Часть 3 // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11623, 05.11.2004. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/ rus/doc/0012/001a/00120198.htm.
УДК 378
А.Н. Мирошниченко
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО „ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕДИЦИНА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ»
Резюме Повышение качества медицинского образования связано с методическими подходами к обучению. Рассмотрен алгоритм усвоения знаний в области медицины чрезвычайных ситуации: студент - выпускник - слушатель курсов повышения квалификации - ординатор - аспирант. При этом формируется мировоззрение и приобретаются основы медицинских знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения качественной и безопасной жизнедеятельности в зоне развития чрезвычайной ситуации.
В послевузовском дополнительном образовании большое значение отводится самостоятельному изучению врачами определённых аспектов медицины чрезвычайных ситуаций.
В статье приводится характеристика обучающего модуля «Оказание медицинской помощи с использованием воздушного транспорта и проведение санитарно-авиационной эвакуации пострадавших». Данный модуль рекомендуется использовать в образовательных программах подготовки и переподготовки медицинских кадров высшей квалификации (ординатура, аспирантура) по специальностям «Скорая медицинская помощь», «Анестезиология-реаниматология», «Педиатрия».
Ключевые слова: качество медицинского образования, медицина чрезвычайных ситуаций, послевузовское дополнительное образование, санитарно-авиационная эвакуация.
METHODICAL APPROACHES TO the IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL CONTINUOUS PROFESSIONAL MEDICAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF DISCIPLINE STUDY «MEDICINE OF EXTRAORDINARY SITUATIONS»
A.N. Miroshnichenko FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract Improving the quality of medical education relates to methodological approaches to training. The algorithm ofknowiedge acquisition in the field of medical emergencies is the following: student - graduate - trainee - resident doctor - post-graduate student.
This forms a worldview, basic medical knowledge and skills necessary to provide quality and safe living in the area of emergency situations are acquired/
In post-graduate education special emphasis is laid on self-study of some aspects of medical emergencies.
The article presents description of the training module 'medical aid provided by air transport and carrying out sanitary aviation evacuation of the injured". This module is recommended for use in educational programs of training and retraining medical personnel of higher qualification (postgraduate, courses recidency) in the field of "Emergency medical care", "Anesthesiology - resuscitation , "Pediatrics'.
Key words: the quality medical education, medical emergencies, additional professional education, sanitary aviation evacuation.
Актуальность представленной работы заключается в определении методических подходов для повышения качества медицинского образования. Дистанционные и симуляционные технологии довольно широко используются в последипломном медицинском образовании, которое является постоянным и непрерывным учебным процессом. В частности, возможно использование данных технологий при совершенствовании знаний и практических навыков в области медицины чрезвычайных ситуаций [2].
Рассмотрим принципы учебно-методического обеспечения изучения дисциплин, характеризирующих современное состояние медицины чрезвычайных ситуаций. Непрерывное улучшение качества образовательного процесса в медицинском вузе соответствует следующему алгоритму обучения: студент - выпускник - слушатель курсов повышения квалификации - ординатор - аспирант. Первоначально студенты изучают основы медицинской сортировки и эвакуации поражённых в курсе «Медицина катастроф».
Алгоритм современного обучения основан на применении организационно-нормативной документации (учебная программа, карты ресурсов), дидактических материалов (средства обучения), средств текущего и итогового контроля, методических рекомендаций по организации самостоятельной работы, фонда оценочных средств для проведения промежуточной и текущей аттестаций [1].
У студента формируется мировоззрение и приобретаются основы знании, умений и навыков, необходимых для обеспечения качественной и безопасной жизни. Практический характер обучения обеспечивается широким спектром лабораторных работ по изучению приёмов и методов защиты от травмирующих опасных факторов среды обитания. При этом студент овладевает теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для воспитания культуры личной и коллективной безопасности в своей профессиональной работе. Это формирование новых компетенций знаний для успешной профессиональной деятельности в области безопасности жизнедеятельности.
В качестве обеспечения безопасности жизнедеятельности рассматриваются вопросы взаимодействия организма человека с техногенной средой обитания, физиологических особенностей трудовой деятельности, оценки токсического воздействия промышленных ядов, изменения внутренней среды организма под влиянием вредных производственных факторов и принципы их санитарно-гигиенического нормирования.
Окружающая человека производственная среда и его биологическая сущность едины, они не могут развиваться и существовать отдельно, что подтверждается общностью их физико-химического состава, информационно-энергетическим взаимообменом. Однако это единство под воздействием неблагоприятных факторов производственной среды нарушается, что делает жизнь человека потенциально опасной. Алгоритм сохранения безопасности включает следующие параметры:
- идентификация опасностей, их анализ (распознавание, качественная характеристика);
- принципы нормирования (количественная оценка);
- средства индивидуальной и коллективной защиты;
- мероприятия по уменьшению и ликвидации опасностей.
На следующем этапе образовательного процесса при решении этих подходов разрабатываются дополнительные профессиональные программы по углублённому изучению врачами дисциплины «Медицина чрезвычайных ситуаций» при повышении профессиональных знаний в избранной врачебной специальности.
В современном обществе актуальной проблемой профессионального образования медицинских работников является формирование у них конкурентоспособности, готовности реализовать сформированные компетенции в любой ситуации, требующей принятия быстрого и адекватного решения. При этом важное влияние на формирование результатов обучения
имеет адаптация профессионального образования к запросам практического здравоохранения с учётом актуальных и перспективных образовательных запросов медицинского сообщества.
В то же время современная ситуация в здравоохранении предполагает проведение глубоких преобразований в сфере образовательной политики в системе непрерывного профессионального образования, которое должно обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и умений, делая акцент на постоянстве процесса обучения в профессиональной сфере.
Решение основных проблем и задач образовательных медицинских учреждений по обеспечению высокого уровня качества подготовки специалистов в условиях развивающейся системы непрерывного профессионального развития медицинских работников, позволяет обеспечивать непрерывность, преемственность, совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности [3].
Содержание учебных программ, оценочные средства, образовательные технологии, нормативно-правовая документация, информационная, методическая и материально-техническая оснащенность аудитории, специализированное лабораторное оборудование, обеспеченность учебной и методической литературой для аудиторных занятий и самостоятельной работы позволяют в полной мере обучать слушателей основам медицины чрезвычайных ситуаций. Организационно-методические условия включают тематику лекционных, семинарских, лабораторных, практических занятий.
Подготовка высокопрофессиональных специалистов проводится по
специальным образовательным программам («Медицина чрезвычайных ситуаций», «Гигиена и эпидемиология чрезвычайных ситуаций») в системе повышения квалификации: обучение в аспирантуре, ординатуре, на квалификационных курсах.
Образовательный процесс включает инновационную среду с помощью которой создаются новые виды когнитивной методологии по преодолению психологических ступоров абстрактного мышления по формированию новых знаний для подготовки специалистов, умеющих применять полученные знания для предотвращения воздействия опасностей. Основными направлениями внедрения инновационных технологий профессионального образования в области профилактики чрезвычайных ситуаций являются заинтересованность в познании методов сохранения и спасения жизни и здоровья, а также комплексность решения вопросов жизнедеятельности.
При этом достигаются следующие приоритеты:
- скорость и первоочерёдность оказания медицинской помощи населению при крупномасштабном чрезвычайном происшествии;
- определение ведущего звена в данной ситуации, например, не допустить возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
- обеспечение нераспространения природно-очаговых заболеваний, вследствие нарушения биоценоза;
- анализ возможных путей улучшения качества жизни пострадавших людей, в первую очередь обеспечение их теплом, качественной питьевой водой и сбалансированным рационом питания.
В качестве примера улучшения качества обучения приведём разработанный обучающий модуль «Оказание медицинской помощи с использованием воздушного транспорта и проведение санитарно-авиационной эвакуации пострадавших». Данный модуль рекомендуется использовать в образовательных программах подготовки и переподготовки медицинских кадров высшей квалификации (ординатура, аспирантура) по специальностям «Скорая медицинская помощь», «Анестезиология-реаниматология», «Педиатрия».
Цель использования обучающего модуля в получении знаний, которые могут быть необходимы для будущей профессиональной деятельности в части оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, и проведения медицинской эвакуации пострадавших различными видами воздушного транспорта.
Основными компонентами модуля являются учебный план, рабочая программа, оценочные материалы. В содержании программы предусмотрен необходимый перечень знаний по проведению санитарно-авиационной эвакуации пострадавших из очага и зоны чрезвычайной ситуации. Структурными единицами модуля являются разделы, темы, элементы, которые кодируются.
Учебный план модуля определяет состав изучаемых тем с указанием их трудоемкости, объема, устанавливает формы организации учебного процесса, конкретизирует формы контроля знаний и умении обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врачей, оказывающих экстренную медицинскую помощь, по усмотрению руководителя учебного процесса могут быть внесены изменения в распределение учебного времени в пределах 15% от общего количества учебных часов модуля.
Рабочая программа модуля формирует взаимосвязь теоретической подготовки врачей с современными специфическими условиями профессиональной деятельности, в том числе связанной с использованием воздушных судов для медицинских целей. Модуль реализуется в форме очного обучения с возможной предварительной самостоятельной работой слушателей. Контроль полученных знаний осуществляется посредством проведения тестирования по изучаемым вопросам. Для проведения тестирования используются фонды оценочных средств, позволяющих оценить степень достижения обучающимися запланированных результатов освоения темы.
При подготовке и проведении учебных занятий необходимо использовать разработанные учебно-методические пособия, в том числе в электронном виде, и проводить занятия в учебной аудитории, оснащённой оборудованием для проведения учебного процесса. Приоритетным следует считать самостоятельную работу слушателей по учебно-методическим пособиям с дальнейшим разбором и обсуждением предложенных к изучению вопросов на семинарских занятиях. Результаты освоения модуля направлены на приобретение знаний, необходимых для выполнения профессиональной деятельности по оказанию скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи и проведения санитарно-авиационной эвакуации.
По окончании обучения врачи должны знать и уметь применять в практической работе
основы организации скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи взрослым и детям и проведения санитарно-авиационной эвакуации; общее устройство воздушных судов медицинского назначения и приспособленных воздушных судов, а также воздушных судов, выполняющих регулярные авиарейсы; медицинское оборудование, необходимое для проведения санитарно-авиационной эвакуации; устройство медицинского вертолетного, самолетного модуля, правила пользования портативной диагностической и лечебной аппаратурой, находящейся на оснащении авиамедицинской бригады; критерии и оптимальные сроки транспортабельности пациентов, в том числе детей, с различной патологией; принципы проведения медицинской сортировки пострадавших при организации и подготовке к санитарно-авиационной эвакуации; правила проведения длительной санитарно-авиационной эвакуации самолётом, вопросы физиологии полета, влияние высотных факторов на организм поражённых.
В послевузовском дополнительном образовании большое значение отводится самостоятельному изучению врачами определённых аспектов медицины чрезвычайных ситуаций, используя ранее полученные знания. При этом врачи могут принимать активное участие в работе врачебных интернет-сообществ, участвовать в научно-практических конференциях, заниматься научно-исследовательской работой, используя свой практический опыт. Современные комплексные системы повышения качества дополнительного и непрерывного профессионального обучения позволяют добиться повышения уровня качества подготовки высокопрофессиональных медицинских работников и повышения уровня качества оказания медицинской помощи при развитии чрезвычайных ситуаций.
Литература
1. Мирошниченко А.Н. О перспективах дистанционного изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» // Электронные образовательные технологии: возможности дистанционного обучения в медицинском образовании. Материалы учебно-методической конференции. Благовещенск, 2016. С. 37-40.
2. Мирошниченко А.Н. Использование лечебно-диагностических мини-кейсов в дистанционном обучении врачей дисциплине «Медицина чрезвычайных ситуаций» на ФПДО. Материалы учебно-методической конференции «Дистанционные и симуляционные технологии в подготовке врача». Благовещенск. 2017. С. 52-55.
3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 июня 2015 г. № 328 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons
УДК 378.147.227 A.C. Выдров
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Резюме Необходимо планомерно организованное выполнение учащимися различных действий (упражнений), практических навыков с целью формирования и развития их личности и клинического мышления, привития хороших привычек в общении воспитанников со старшими и друг с другом, соблюдения элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.
Ключевые слова: высшее образование, развитие личности, культура общения.
EFFECTIVENESS OF METHODS OF PEDAGOGICAL IMPACT IN THE TRAINING OF SPECIALISTS AT THE HIGHER MEDICAL SCHOOL
A.S. Vydrov
FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract It is necessary to systematically organize the students performance of various activities (exercises), practical skills for the purpose of forming and developing their personality and clinical thinking, inculcating good habits in communicating students with elders and with each other, observing elementary rules of behavior associated with external culture.
Key words: higher education, personality development, communication culture.
За основу были взяты пять групп методов воздействия на обучающегося для должного функционирования стандартного педагогического процесса: убеждение, упражнения и приучения, обучение, стимулирование, контроль и оценка [2]. Педагогу необходимо целенаправленно воздействовать на разум, чувства и волю студента с целью формирования и постоянного поддержания стремления и интереса к овладению новыми знаниями [1]. А это значит, что мы должны убедить студента, что он сможет получить необходимую ему научную, познавательную и культурную информацию, только если осознает всю важность самостоятельной работы.
Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований: 1. высокий авторитет педагога у воспитанников; 2. опора на жизненный опыт воспитанников: слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно задевает личный опыт воспитанников; 3. искренность, конкретность и доступность убеждения; 4. сочетание убеждения и практического приучения; 5. учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов [4].