МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е.В. Миргородская, А.Д. Котлярое ЮУрГУ, в. Челябинск
В статье рассматриваются методические особенности проведения занятий в условиях водной среды с детьми младшего дошкольного возраста. Рассматриваются игровые ситуации во время проведения занятий по плаванию с дошкольниками младших возрастных групп.
В основе концепций различных методик, необходимо руководствоваться тем, что они должны опираться на возрастные особенности детей-дошкольников. Считается общепринятым, что детям дошкольного возраста необходимо объяснять новый материал образным, точным, кратким и доступным языком. Учитывая сильно выраженные рефлексы подражания и повторения, необходимо уделять первостепенное внимание методу показа. Все разучиваемые детьми движения, по возможности, должны показываться преподавателем в тех же условиях, в которых будет проводиться упражнение (на суше, в воде). Изучаемые упражнения показываются непосредственно перед их выполнением. Если после неоднократного объяснения и показа упражнения, занимающиеся, его не выполняют, то следует применять пассивные движения. Необходимость применения пассивных движений, с помощью преподавателя, возникает как при изучении циклических упражнений общеразвивающего или «плавательного» характера, так и при изучении навыка удержания тела в горизонтальном положении. Показ упражнений обязательно должен сопровождаться доступными, для детей, пояснениями [1, 2, 6].
Считается, что овладение навыком плавания довольно-таки сложно для дошкольников, даже старших возрастных групп. Поэтому, при обучении их плаванию, необходимо использовать значительное количество разнообразных подготовительных упражнений и игр [5, 7, 8].
По мнению многих специалистов, методика обучения плаванию детей раннего возраста должна опираться на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности, последовательности и прочности.
На втором году жизни, у ребенка быстро развивается способность к подражанию. Эту особенность детского развития - «Делай как я», «Делай как мама» и т.п., необходимо использовать на занятиях плаванием. Общепринятым признано положение о том, что дети лучше могут подражать, чем осмысливать объяснения взрослого. Поэтому наглядные методы должны доминировать в процессе обучения. А словесный метод, из-за ограни-
ченного словарного запаса ребенка и не способностью к осмыслению двигательного действия, является вспомогательным. Доступно объясняя и показывая, взрослый должен создать четкое представление об изучаемом упражнении [1]. Это возможно достичь различными способами: 1) показ упражнения в исполнении ребенка, взрослого; 2) показ наглядного пособия (картинки). Необходимо, чтобы ребенок понял, чего от него добивается взрослый. Только в этом случае возможно прочное освоение сложных (для ребенка) двигательных действий - подготовительных упражнений выполняемых в воде (упражнения на овладение вдоха-выдоха; открывание глаз; групп упражнений на лежание, всплывание и скольжения на груди или на спине).
Как отмечают многие авторы [1, 4, 6] двигательные умения и навыки формируются при многократном выполнении упражнений. Необходимо, чтобы повторение сочеталось с освоением нового учебного материала.
В данной возрастной группе упражнения для освоения с водой составляются на основе сюжетных движений. Эти упражнения вызывают большой интерес у детей и позволяют им более осознанно выполнять изучаемые движения. Например, это такие упражнения как: «глазки в воде», «спрятать нос», «акула» и т. п. Подбирая подобные упражнения, необходимо учитывать как особенности детского организма, так и то, что физические упражнения должны приносить не только ощутимую пользу, но и доставлять детям радость [3, 7, 8].
При проведении занятий с детьми младшего дошкольного возраста широко используются упражнения с поддерживающими средствами и предметами - досками, кругами, мячами, обручами, игрушками и др. Вышеуказанные средства создают зрительные ориентиры, способствуют функциональному совершенствованию зрительного, кожного и двигательного анализаторов, лучшей координации движений отдельными частями тела. Во время занятий по плаванию с детьми младшего дошкольного возраста должны использоваться различные вспомогательные, поддерживающие средства, К ним относятся - плавательные дощечки, круги, нарукавники, плавающие игрушки и т.п. [5].
Проблемы двигательной активности и спорта
При выполнении упражнений с плавательной доской (из пенопласта или пластика) ребенок может, держась за нее, перемещаться в воде за счет выполнения движений ногами. Данные упражнения позволяют детям преодолеть чувство страха в воде, а также способствуют развитию координации движений. При выполнении упражнений с мячом возможно проведение разнообразных активных игр. Упражнения с обручем могут использоваться для погружения головы или лица ребенка в воду. Их целесообразно использовать во время
проведения игр типа - «Пройди в обруч», «Поезд в туннель» и т.д. Возможно также и применение тонущих игрушек из плотной резины. Они применяются во время выполнения упражнений с погружением в воду с головой и открыванием глаз в воде, например игра «Водолазы» [5].
Общеизвестно, что основным видом деятельности и средством развития младших дошкольников является игра. Следовательно, упражнениям в плавании необходимо придать игровую направленность на основе использования сюжетно - об-
Таблица1
Создание игровых ситуаций во время занятий по плаванию с детьми 2-3 лет, в зависимости от содержания занятий
№ п/п Организация занятий и средства обучения Игровые ситуации
Вход и выход из бассейна:
1 С помощью воспитателя «Матросы»;
2 Самостоятельный (со страховкой) «Мы ребята смелые, смелые - умелые!»
Упражнения в ходьбе:
1 С поддержкой у неподвижной опоры «Мы шагали»; «Топи, топи, топи, топ»;
2 С подвижной опорой «Пойдемте все со мной», «Добежим до переходика»;
3 Парами в заданном направлении «Гигантские шаги»; «Гусиный шаг»;
4 С опорой за обруч, шест «Лодочка»; «Хоровод»;
5 По кругу «Краб»; «Переправа»
- на носках «Цапли»; «Кузнечики»
- высоко поднимая колени «Ледокол»; «Буря в море»; «Найди себе пару»
- с различным положением рук
Упражнения в беге:
1 У неподвижной опоры «Ножки выше поднимай»; «Мы бежим, бежим, бе-
2 С поддержкой за руки тренера жим»;
3 Без поддержки за опору, произвольно «Кто быстрее»; «Дельфины на прогулке»;
4 Со сменой направленш «Морские змеи»; Байдарки»;
5 С различным положением рук «Мельник на мельнице»; «Море волнуется»
Упражнения в прыжках:
1 У неподвижной опоры «Оттолкнись от дна»; «Кузнечики»;
2 С поддержкой за руки преподавателя «Кто выше?»;
на 2 ногах, на 1 «Переправа»;
3 С продвижением вперед на 2 ногах «Обгонялочки»;
4 То же, с помощью одновременных «Найди свой домик»;
движений руками «Рыбки резвятся»;
5 В длину «лягушата» «Лягушата на лугу;
6 Выпрыгивание вверх «Прыгаем как зайчики»; «Веселые мячики»
Движение рук:
1 Похлопывание по воде ладонью, кулач- «Полоскание белья»; « Поймай рыбку»;
ком, поглаживание «Лодочки плывут»; «Морской бой»; «Дождик и солн-
2 Движения вверх — вниз, вправо - влево це»; «Мяч в кругу»
Упражнения на погружение:
1 Подбородок в воде; «Остуди чай; «Кораблик»; «Лодочки плывут»;
2 Губы в воде; «Пузыри»; «Поймай воду»; «Насос»;
3 Нос в воде; «Воробышки»; «Делай как я!»; «Щука»; «Сколько иг-
4 Глаза в воде; рушек под водой?»; «Нырни в обруч»; «Достань иг-
5 Голова в воде рушку»; «Водолазы»
1 Передвижения на руках «Крокодилы»; «Фонтан»; «Поезд едет в туннель»
Упражнения на лежание:
1 На спине; «Морская звезда»; «Стрелочка»;
2 На груди; «Медуза»; «Поплавок»
1 Игры в воде «Насос»: «Карусели» и т.д.
100
Вестник ЮУрГУ, № 2, 2007
Миргородская Е.В., Котляров А.Д.
Методические особенности проведения занятий по плаванию с детьми младшего дошкольного возраста
разных названий, приемов подражания, использовать игровой метод. Игра является основным видом деятельности дошкольника и занимает большое место в жизни детей младшего и среднего школьного возраста. Она оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуются функции организма, развиваются жизненно важные качества и способности, накапливается опыт использования своих возможностей. Игровой метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Применение игр в начальном обучении плаванию помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игра на воде помогает быстрее освоиться с водой, избавиться от страха, изучить плавательные движения. Разнообразные по своему двигательному содержанию игры содействуют совершенствованию навыков основных движений, развитию двигательных качеств [2, 3,5, 8]. В табл. 1 представлены различные варианты игровых ситуаций в зависимости от содержания занятий.
Считается, что возраст два-три года - период эмоционального развития ребенка. Выражение неудовольствия, вспышки ярости являются обычной формой выражения реакций. Они могут наступить, если малыша ограничивают, в чем-либо, изменяют привычные действия. Поэтому в период детского озлобления ребенку необходимо дать понять, что его поведение не является лучшим способом для удовлетворения своих желаний. Лучше всего предложить альтернативное действие, отвлечь, занять увлекательной игрой и продолжая ее пытаться достичь поставленной цели. От поведения взрослого зависит очень многое, нужно стараться быть терпеливым, не сердится на
ребенка, постоянно объяснять и повторять одно и тоже, пока он не поймет и не запомнит «двигательное» предлагаемое упражнение [1].
Заключение. В настоящее время особенно актуально выглядит вопрос о построении занятий в соответствии с психофизическими особенностями детей. Для дошкольников раннего возраста, по мере развития сознания, которые уже что-то могут, но в силу различных причин не хотят выполнять то или иное упражнение, необходим особый подход, создание определенной окружающей среды и педагогических условий для реализации потенциальных возможностей детей. На наш взгляд одним из решений данной проблемы является разработка методики проведения занятий по плаванию, основанных на сюжетно-образных представлениях в различных вариантах проведения занятий, подчиненных единой цели.
Литература
1. Буллах, И.М. Плавание от года до школы / И.М. Булах. - Мн.: Полымя, 1991. - 106 с.
2. Васильев, B.C. Обучение детей плаванию / B.C. Васильев. - М.: Физкультура и спорт, 1989. -96 с.
3. Давыдов, В.Ю. Плавание в детском саду /
B.Ю Давыдов: учебно-метод. пособие. - Волгоград: ВГИФК, 1993. - 180 с.
4. Макаренко, Л.П. Учите плавать малышей / Л.П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 1985; -32 с.
5. Осокина, Т. И. Обучение плаванию в детском саду / Т. И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т. Л. Богина. -М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
6. Плавание: учебник для вузов7 под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Физкультура и спорт, 2001. - 4000 с.
7. Xpyufee, С. В. Физическая культура ребенка /
C.В. Хрущев. - М.: Физкультура и спорт, 1984. -31 с.
8. Levin Gerhard. Schwimmen mit kleinen Leu-ten. - Berlin Sportverlag, 1967. - 229 p.