Научная статья на тему 'Методические особенности проведения практического занятия с использованием полигонов и привлечением сотрудника территориального ОВД со слушателями, обучающимися по линии ОООП на факультете профессионального обучения Нижегородской академии МВД России'

Методические особенности проведения практического занятия с использованием полигонов и привлечением сотрудника территориального ОВД со слушателями, обучающимися по линии ОООП на факультете профессионального обучения Нижегородской академии МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
849
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ПОЛИГОН / РУКОВОДСТВО НАРЯДАМИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / POLICE OFFICERS / PRACTICAL CLASSES / LANDFILL / PRACTICAL GUIDE OUTFITS / METHODOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович, Супрунов Александр Германович, Столповский Денис Михайлович

Анализируется участие сотрудника органа внутренних дел в проведении практического занятия по тактике охраны общественного порядка с использованием полигона, роль практического сотрудника в руководстве нарядами; проведение занятия одновременно сотрудником и преподавателем; методические особенности проведения подобных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович, Супрунов Александр Германович, Столповский Денис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological features of practical exercises using landfills and employee involvement territorial ATS with students studying at the faculty through vocational training Nizhny Novgorod academy of the Russian Interior Ministry

Analyzes the participation of police officers in conducting practical classes in the protection of public order tactics of using landfill; the role of the employee in practical guide outfits; conducting classes at the same time faculty and staff; methodological features of these studies.

Текст научной работы на тему «Методические особенности проведения практического занятия с использованием полигонов и привлечением сотрудника территориального ОВД со слушателями, обучающимися по линии ОООП на факультете профессионального обучения Нижегородской академии МВД России»

Васильев В.В., Супрунов А.Г., Столповский Д.М. Методические особенности проведения практического занятия с использованием полигонов и привлечением...

УДК 372.8

Васильев Вячеслав Вениаминович Vasilyev Vyacheslav Veniaminovich

кандидат юридических наук, начальник кафедры административной деятельности ОВД Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

head of department of administrative activities of law enforcement agencies

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru

Супрунов Александр Германович Suprunov Aleksander Germanovich

кандидат юридических наук, начальник учебного отдела

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) head of accademic department

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru

Столповский Денис Михайлович Stolpovskiy Denis Mihaylovich

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

deputy head, department of administrative activities of law enforcement agencies

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru

Методические особенности проведения практического занятия с использованием полигонов и привлечением сотрудника территориального ОВД со слушателями, обучающимися по линии ОООП на факультете профессионального обучения Нижегородской академии МВД России

Methodological features of practical exercises using landfills and employee involvement territorial ATS with students studying at the faculty through vocational training Nizhny Novgorod academy of the Russian Interior Ministry

Анализируется участие сотрудника органа внутренних дел в проведении практического занятия по тактике охраны общественного порядка с использованием полигона, роль практического сотрудника в руководстве нарядами; проведение занятия одновременно сотрудником и преподавателем; методические особенности проведения подобных занятий.

Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, практическое занятие, полигон, руководство нарядами, методические особенности.

Analyzes the participation of police officers in conducting practical classes in the protection of public order tactics of using landfill; the role of the employee in practical guide outfits; conducting classes at the same time faculty and staff; methodological features of these studies.

Keywords: police officers, practical classes, landfill, practical guide outfits, methodological features.

В рамках реализации мероприятий «Дорожной высших учебных заведений системы МВД Рос-карты» ДГСК МВД России, тенденции укрепления сийской Федерации осуществляется ликвидация

ПО

Юридическая наука и практика

территориальных Центров профессиональной подготовки МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъектам РФ и возложение на вузы обязанностей по профессиональному обучению, переподготовке и повышению квалификации сотрудников подразделений ОООП.

Целью данного методического размышления авторы определяют выявление методических особенностей проведения практического занятия с сотрудниками полиции, обучающимися на факультете профессионального обучения, на полигонах с привлечением сотрудников практических органов внутренних дел и разработку рекомендаций по повышению качества данных занятий.

Одним из главных отличий рабочей учебной программы по профессиональному обучению сотрудников полиции (например сотрудников, назначенных на должности рядового и младшего начальствующего состава патрульно-постовой службы полиции) от соответствующих программ высшего профессионального образования является, на наш взгляд, наличие модульного блока обучения. В рамках данного блока предусматривается минимальное количество лекционных занятий, отсутствие семинаров и значительный объем (порядка 200 часов) практических занятий.

Проведение такого объема практических занятий в рамках аудитории как сложен, так и, с нашей точки зрения, контрпродуктивен. Задача профессионального обучения — подготовка сотрудников практических ОВД к действиям по обеспечению охраны общественного порядка.

Как мы писали в ранее изданных статьях по подготовке и непосредственному проведению практических занятий с привлечением действующего сотрудника практических органов внутренних дел [1; 2], подготовка сотрудника подразделений по обеспечению охраны общественного порядка дает максимальные результаты, когда на занятиях по отработке практических навыков несения службы рядового и младшего начальствующего состава полиции не только присутствует, но и непосредственно ведет занятие «представитель работодателя» — практический работник из числа среднего и старшего начальствующего состава подразделений ОООП, в которые по окончании обучения будет направлен выпускник ФПО.

В рамках подготовки данной статьи у авторов возникла дискуссия о возможности привлечения к проведению практических занятий на полигоне сотрудника полиции сержантского состава ОВД из числа полицейских-наставников, имеющих значительный опыт работы. Данная тема имеет свои определенные плюсы и минусы, ей будет посвящена следующая наша статья.

Проведение занятий на учебном полигоне позволяет в условиях, максимально приближенных к реальным, осуществлять:

1) корректировку теоретических знаний по тактике действий сотрудников подразделений ОООП в общественных местах;

2) формирование, наработку и «шлифовку» навыков практической деятельности сотрудников подразделений ОООП в реалиях «улицы» — места непосредственного несения службы;

3) корректировку и исправление ошибок в тактике действий сотрудников полиции в общественных местах.

Поскольку система блочно-модульного обучения, как мы обращали внимание, предусматривает большой объем практических занятий в рамках одной модульной единицы, постольку авторы предлагают разделять весь объем «практики» по модулю на несколько элементов:

1. Вводные занятия, проводимые в аудитории, в рамках которых на практических заданиях корректируется материал, полученный обучаемыми на лекции.

2. Выработка первоначальных навыков действий сотрудников полиции на полигоне в рамках модели взаимодействия «преподаватель — обучаемые».

3. Совершенствование навыка действий сотрудников подразделений ОООП на полигоне в рамках модели взаимодействия «преподаватель — практик — обучаемые».

4. Итогово-контрольное занятие по модулю.

Нас интересует непосредственно третий элемент. Преподаватель совместно с «практиком» планирует проведение занятия на полигоне в объеме не менее 4 часов.

Начинается занятие в аудитории. Преподаватель озвучивает цели и задачи практического занятия, ход (этапы) занятия, представляет обучаемым действующего сотрудника ОВД, указывает его роль и место в руководстве занятием.

Преподаватель совместно с практиком определяют рабочие места для микрогрупп в рамках полигонной площадки. Лидирующая роль отводится практику, который обосновывает как само разделение обучаемых на микрогруппы, так и их расположение на полигоне.

Сотрудники кафедры административной деятельности ОВД при проведении практических занятий с обучаемыми сотрудниками полиции подразделений ОООП используют следующие полигоны академии:

— городской парк (сквер);

— подземный переход;

— многоквартирный жилой дом;

— городской перекресток;

— дачный участок с жилым домиком;

— отдел внутренних дел.

Преподаватель определяет, какой из полигонов будет задействован. Назначает руководителей микрогрупп и отдает команду на выдвижение на полигон.

На построении непосредственно на полигоне практик доводит вводную задачу, порядок действий микрогрупп. В обязательном порядке преподаватель дополнительно обозначает место и роль практика в рамках практического занятия. Практический работник наделяется правом прервать действия

Васильев В.В., Супрунов А.Г., Столповский Д.М. Методические особенности проведения практического занятия с использованием полигонов и привлечением...

Васильев В.В., Супрунов А.Г., Столповский Д.М. Методические особенности проведения практического занятия с использованием полигонов и привлечением...

слушателей в случае грубого нарушения техники безопасности или требований законодательных и ведомственных нормативных правовых актов.

Преподаватель подает команду: «Вольно, по группам разойдись!». Микрогруппы обучаемых размещаются на определенных преподавателем и практиком местах.

Перед непосредственным началом отработки вводной ситуации преподаватель и практик проводят дополнительный инструктаж группы «статистов», играющих роли граждан и правонарушителей. Практик определяет порядок действий каждого из статистов. После чего дает команду для размещения статистов непосредственно на полигоне.

Убедившись, что полигон полностью готов к практическому занятию, преподаватель оставляет практика на полигоне, а сам направляется к микрогруппе № 1, местом дислокации которой является вход на полигон. Преподаватель формирует состав патрульного наряда, доводит вводную задачу, согласованную со статистами на полигоне, и отдает команду: «На охрану общественного порядка шагом марш!», направляя обучаемых на полигон.

Непосредственное руководство действиями обучаемых на полигоне осуществляет практик. Попадая на полигон, наряд действует в рамках модели полученной вводной. Статисты отрабатывают модель поведения, заданную практиком. Практический работник, оценивая правильность и качество действий наряда полиции, не должен вмешиваться в его деятельность до момента окончательного выполнения задания. Замечания фиксируются в журнале наблюдений.

По выполнению задания, действия наряда прекращаются отдачей команды практиком: «Прекратить контакт!». Наряд полиции покидает полигон. Задача преподавателя на данном этапе — исключить общение наряда полиции, отработавшего вводную, с «новым» нарядом из числа микрогруппы № 1. Вышедшие из полигона становятся микрогруппой № 2 — наблюдатели, перед которыми преподаватель ставит задачу фиксации положительных и отрицательных моментов в тактике действий нового наряда полиции. Они размещаются непосредственно практиком в границах полигона, на заранее оговоренном с преподавателем месте с учетом возможности качественного наблюдения и исключения вмешательства в действия «работающего» наряда полиции.

Преподаватель последовательно запускает на полигон второй и последующий наряды. В ходе занятия могут быть отработаны от одной до трех вводных задач, в зависимости от сложности задания, подготовленности обучаемых и задействованного полигона. Их количество и порядок смены определяются преподавателем и практиком заранее.

Перед сменой вводной задачи практик проводит микроинструктаж статистов с целью корректировки их действий.

При отработке действий по вводной второго и последующих нарядов практик находится

с группой (в дальнейшем с группами) наблюдателей, при необходимости давая комментарии или указывая на наиболее существенные недочеты в действиях наряда. Группа наблюдателей не должна превышать четырех человек. Во время прохождения полигона финальным нарядом преподаватель присоединяется к одной из групп наблюдателей.

В случае грубого нарушения нарядом техники безопасности, тактики действий сотрудников полиции, требований законодательства (неправомерное применение мер специального принуждения и т. п.) практик должен прервать выполнение вводной, кратко мотивировав свое решение, оставляя развернутый комментарий на этап подведения итогов занятия.

Завершающая часть занятия делится преподавателем и практиком на две части.

1. На построении группы перед полигонной площадкой практик доводит положительные и отрицательные аспекты прохождения нарядами полиции полигона, выделяет наиболее типичные ошибки, поясняя их причины и пути устранения.

2. Назначенный практиком наряд, допустивший наименьшее количество ошибок, готовится вновь зайти на полигон. Остальные обучаемые в составе микрогрупп наблюдателей размещаются руководителями занятия на местах обозрения.

Преподаватель доводит обучаемым, что сейчас под руководством практика будет продемонстрирована «близкая к идеальной» модель тактики действий наряда, и запускает наряд полиции вместе с практиком на полигон. Практик по ходу отработки вводной комментирует наблюдателям и корректирует по мере необходимости действия наряда. Тем же порядком демонстрируются остальные вводные задачи.

После демонстрации «идеальной» модели преподаватель отдает команду на возвращение в аудиторию.

По прибытии в аудиторию практик подводит окончательные итоги занятия, указывает на практическую значимость отработанных вводных в практической деятельности сотрудников подразделений ОООП, выставляет оценки.

Преподаватель доводит информацию, что на следующем занятии будет проведена в полном объеме отработка навыков действий сотрудников полиции, исполнявших роли статистов. Он определяет задания на самостоятельную подготовку и заканчивает занятие.

Подводя итоги рассмотрения вопроса методики проведения занятия на полигоне с присутствием практического сотрудника ОВД, необходимо сформулировать некоторые ее особенности.

1. Данное занятие проводится с целью корректировки и «шлифовки» уже наработанных первоначальных навыков действий сотрудников полиции не ранее третьего, четвертого практического занятия в рамках модуля.

2. Занятие проводится в составе микрогрупп.

172

Юридическая наука и практика

3. По результатам проведения практического тренинга обучаемым демонстрируется «идеальная» модель действий, разработанная и согласованная преподавателем и практиком до начала тренинга с учетом требований нормативных правовых актов и правоприменительной практики.

4. Практик при проведении практического тренинга на полигоне наделяется правом прерывать действия наряда полиции при его грубых нарушениях.

5. На этапе подготовки практического занятия на полигоне преподаватель и практик детально разбирают роли каждого из них на всех этапах проведения тренинга.

6. С учетом опыта практика, его умения руководить действиями нарядов полиции определяется степень его вовлеченности в руководство занятием.

7. При демонстрации обучаемым «идеального варианта» действий наряда полиции авторы настоятельно рекомендуют преподавателю осуществлять видеозапись для ее дальнейшего использования:

— в качестве обучающего фильма по тактике действий наряда полиции по охране общественного порядка;

— в качестве дидактического материала для отработки первоначальных навыков действий сотрудников подразделений ОООП.

Примечания

1. См.: Супрунов А.Г., Васильев В.В. Методические аспекты подготовки к проведению практического занятия в вузе МВД России с участием практического сотрудника органов внутренних дел // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21.

2. Васильев В.В., Супрунов А.Г., Столповский Д.М. Проблемные вопросы методики проведения практического занятия с привлечением сотрудников практических органов внутренних дел (на примере учебной дисциплины «Административная деятельность органов внутренних дел») // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 23.

Notes

1. Suprunov A.G., Vasilyev V.V. Methodological aspects of the preparation of a practical class in the higher education establishment of the Ministry of the Interior of Russia with the participation of a law enforcement officer // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2013. № 23.

2. Vasilyev V.V., Suprunov A.G., Stolpovskiy D.M. Problematic issues of methodology for conducting practical classes involving officers of practical law enforcement bodies (on the example of the subject «Administrative activities of the Ministry of the Interior bodies») // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2013. № 23.

Васильев В.В., Супрунов А.Г., Столповский Д.М. Методические особенности проведения практического занятия с использованием полигонов и привлечением...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.