Научная статья на тему 'Методические особенности оценки экологической компетентности обучающихся'

Методические особенности оценки экологической компетентности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECOLOGICAL COMPETENCY / ECOLOGICAL COMPETENCY COMPONENTS / ECOLOGICAL COMPETENCY FORMATION LEVELS / ECOLOGICAL COMPETENCE FORMATION CHECKING / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / УРОВНИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ДИАГНОСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Анна Владимировна, Волкова Александра Викторовна

В статье представлен методический подход к оценке сформированности экологической компетентности обучающихся в зависимости от её трехкомпонентной структуры. В нашей работе диагностика экологической компетентности предполагает выявление: ценностного отношения к природным объектам, процессам, явлениям; уровня освоения научно-экологического содержания по критериям полноты и осознанности знаний; умений экологической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Анна Владимировна, Волкова Александра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Checking of formation of ecological competency in students

In the article, the method of estimating the level of formation of ecological competency in students depending on its triple structure has been presented. In our work. environment diagnostics includes: valuable relation to natural objects, processes and phenomena, level of scientific and environmental knowledge, using the criteria of completeness and awareness of knowledge, experience of environmental activities.

Текст научной работы на тему «Методические особенности оценки экологической компетентности обучающихся»

УДК 371.4

Матвеева Анна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент

Волкова Александра Викторовна

кандидат географических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

[email protected], [email protected]

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье представлен методический подход к оценке сформированности экологической компетентности обучающихся в зависимости от её трехкомпонентной структуры. В нашей работе диагностика экологической компетентности предполагает выявление: ценностного отношения к природным объектам, процессам, явлениям; уровня освоения научно-экологического содержания по критериям полноты и осознанности знаний; умений экологической деятельности.

Ключевые слова: экологическая компетентность, компоненты экологической компетентности, уровни экологической компетентности, диагностика экологической компетентности.

В современном экологическом образовании компетентность, будучи объектом всестороннего анализа, выступает в качестве одного из ключевых понятий как желаемый и прогнозируемый результат процесса обучения, а компетентностный подход становится результативно-целевой основой развития системы образования в целом и экологического образования в частности [1; 2; 3; 5; 8]. Компетентностный подход отражает и реализует гуманистическую и прагматическую направленность компетентности в единстве когнитивного (научно-теоретические и методологические знания), аффективного (эмоции, чувства, ценности, переживания, жизненные убеждения) и волевого (практико-созидательная деятельность) аспектов сознания личности. Таким образом, сущностной чертой экологической компетентности является понимание смыслов, социальной и личностной значимости экологической деятельности, направленной на решение экологических проблем своей среды обитания, проявление творческой активности, самостоятельности и ответственности в её практической реализации. Соответственно, экологические компетенции - это соответствующие нормативные требования к содержанию данной деятельности.

На основании вышесказанного мы выделяем трёхкомпонентную структуру экологической компетентности: ценностно-смысловой, когнитивный и творческо-деятельностный компоненты, направленные на развитие всех сфер сознания личности (аффективную, когнитивную, волевую) [6].

В виду многогранности экологической компетентности как педагогического явления единый подход к определению способов оценки её сформи-рованности в настоящее время не определён. В нашей работе критерии оценки связаны с выделенными компонентами и предполагают выявление:

1) мотивации к изучению экологических законов, теорий, понятий и осуществлению эколого-созидательной деятельности по решению экологических проблем различного территориального

уровня, а также ценностного отношения к природным объектам, процессам, явлениям (мотивацион-но-ценностный компонент);

2) уровня освоения научно-экологического содержания по критериям полноты и осознанности знаний (когнитивный компонент);

3) умений экологической деятельности и навыков природосообразного поведения, способности и готовности к выполнению природоохранной и природовосстановительной деятельности (твор-ческо-деятельностный компонент) [6].

Рассмотрим методические особенности оценки уровня сформированности экологической компетентности на примере элективного экологического курса «Мир живой природы родного города» по изучению биотического компонента урбанизированной среды. Критериями сформированности мо-тивационно-ценностного компонента экологической компетентности в нашем исследовании стал характер отношения учащихся к объектам живой природы на основе методики, разработанной Н.И. Рыжовым [7]. Обучающимся было предложено указать любое число слов и словосочетаний, характеризующих животный и растительный мир родного города.

По результатам анкетирования был проведён анализ существующих у учащихся ассоциаций по восприятию живой природы города. В структуре общего массива ответов была выделена группа «А» - «ассоциативное ядро», или стереотип восприятия, который обычно включает 4-6 типичных ответов. Выделяется группа «В» - окружение ассоциативного ядра, т.е. устойчивый набор ассоциаций с относительно высокой частотой встречаемости (но в 2-3 раза меньше, чем в ядре). Особую роль в оценке восприятий играет группа ассоциаций «С» - «значимые дополнения», то есть те ответы, которые выявились при анализе всего массива анкет, но частота каждого ответа колеблется в пределах одного процента. Данная методика помогает определить характер субъективного ценностного отношения респондентов к объектам и явлениям

186

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

© Матвеева А.В., Волкова А.В., 2015

Методические особенности оценки экологической компетентности обучающихся

своего ближайшего социоприродного окружения, которое обуславливает формирование мотивации к осуществлению экологической деятельности по изучению и охране природы.

Когнитивный компонент экологической компетентности может быть определён через критерии полноты и осознанности экологических знаний, основные характеристики которых заложены в работах И.Я. Лернера [4]. Полнота понимается как объём знаний об изучаемом объекте или явлении. К признакам полноты усвоения знаний относятся: возможность перечислить все основные элементы знаний (понятия, теории, законы и т.д.), раскрыть сущность каждого из них, дать характеристику основных положений и признаков изучаемых объектов и явлений.

При полном правильном ответе присутствуют все перечисленные признаки. При правильном неполном ответе учащиеся могут допускать неточности при определении и описании признаков изучаемого. Неточный ответ предполагает общие представления об объекте, но без описания его признаков. Ответ неправильный, когда учащийся не называет определения и признаков объекта или ответ отсутствует вовсе. В настоящем исследовании, определяя полноту знаний, полученных обучающимися при изучении живой природы города, мы ориентировались на разработанные планируемые результаты усвоения научного содержания элективного курса.

Осознанность знаний проявляется в способности самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, различать существенные и второстепенные связи и признаки, определять методы получения знаний и применения их в решении конкретных экологических задач на практике, в умении их доказывать.

При разработке заданий на диагностику полноты знаний следует исходить из того, что она может быть представлена на уровне понятий и существенных признаков объекта, а осознанность предполагает выявление причинно-следственных связей и доказательность.

80 60 40 20

0

Пример заданий, диагностирующих полноту знаний:

1. Назовите все известные Вам функции городской биоты.

2. Приведите не менее трёх примеров видов растений, относящихся к рудеральным.

3. Какие птицы вашей местности относятся к скальному типу?

Пример заданий, диагностирующих осознанность знаний:

1. Выберите из нижеперечисленных виды, которые вы использовали бы для озеленения своего микрорайона. Ответ поясните.

а) акация белая;

б) ель обыкновенная;

в) дуб черешчатый;

г) можжевельник;

д) берёза повислая;

е) липа мелколистная.

2. Какие факторы способствуют процессу синан-тропизации среди представителей орнитофауны?

3. Выскажите своё отношение к ситуации:

«Набережная Федоровского, находящаяся около одного из крупнейших транспортных узлов центральной части Нижнего Новгорода, после реконструкции разительно отличается от её прежнего состояния. Практически все древесно-кустар-никовые насаждения были уничтожены, зелёные поляны заложены брусчаткой, поставлены фонари и лавочки».

а) стало уютнее, красивее, светлее, не страшно отдыхать даже в тёмное время суток;

б) уничтожение древесно-кустарниковой растительности отразилось на сокращении видов животных (исчезли многие виды насекомых и птиц) и на составе атмосферного воздуха;

в) меня никак не касается эта ситуация.

Творческо-деятельностный компонент определялся нами через способность учащихся осуществлять эколого-созидательную деятельность на практике, наличие опыта природоохранной деятельности по отношению к растительным и животным объектам и экосистемам в целом. Важным,

□ экспериментальная группа

□ контрольная группа

12 3 4

Рисунок 1. Уровни сформированности экологической компетентности.

1 - неосознанная некомпетентность; 2 - осознанная некомпетентность; 3 - осознанная компетентность; 4 - неосознанная компетентность

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4

187

на наш взгляд, показателем уровня сформированности экологической компетентности является соблюдение правил поведения обучающихся во время экскурсий, полевых практик и реальный вклад школьников в улучшение своей среды обитания, своего ближайшего окружения, начиная со своей комнаты, класса, до общественно-полезной деятельности в естественных природных условиях.

На наш взгляд, предложенная методика оценки уровня сформированности экологической компетентности, основанная на диагностике отдельных её компонентов позволяет комплексно оценить общий уровень сформированности экологической компетентности и проследить все этапы её становления от уровня неосознанной некомпетентности, через осознанную некомпетентность и осознанную компетентность к уровню неосознанной компетентности.

Данная методика была экспериментально апробирована [6]. В опросе приняли участие две группы школьников: экспериментальная группа -это слушатели элективного экологического курса «Мир живой природы родного города»; контрольная группа - обучающиеся, не участвующие в программе курса. Результаты эксперимента отражены на рисунке 1.

Проведённый эксперимент позволяет сделать вывод о том, что предложенная методическая модель покомпонентной диагностики отражает реальный уровень сформированности экологической компетентности обучающихся, даёт общее представление об успешности (или наоборот, неэффективности) образовательного процесса, о достиг-

нутых результатах и полученных в ходе обучения компетенциях.

Библиографический список

1. Формирование экологической компетентности при изучении живой природы урбанизированных территорий / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, А.В. Матвеева. - Н. Новгород: Мининский университет, 2014. - 162 с.

2. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетенции учащихся. - М.: РУДН, 2008. - 159 с.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980. - 96 с.

5. Макшеева А.И. Экологическое обучение студентов вуза. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2012. -156 с.

6. Матвеева А.В. Методика изучения городской биоты на основе компетентностного подхода в пред-профильном элективном курсе по экологии: Дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2011. - 195 с.

7. Рыжов И.Н. Отношение городских школьников к проблемам окружающей среды // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. -2000. - № 1. - С. 17-23.

8. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm.) (дата обращения: 18.01.2015).

188

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.