Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

483
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / БИОЛОГИЯ / ПРАВИЛА ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эконова Сайыына Эдуардовна, Павлов Иван Иванович

В данной статье представлена методическая рекомендация организации и проведения экскурсии, которая позволит учащимся значительно расширить свой кругозор, познать и углубить полученные на уроках знания. Раскрыта роль экскурсий в системе обучения биологии, взаимосвязь методики обучения биологии и экскурсии на природе как формы обучения. Отражены особенности содержания экскурсий, программные требования, основные направления и структура организации экскурсии на природу. Также приводится описание экскурсии на природные сообщества при изучении темы сезонных явлений природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Список литературы

1. Комаров, А. С. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка / А. С. Комаров // Иностранные языки в школе. - 1986. - №6. - С. 58 - 60.

2. Комиссаров, В. Н. Теория перевода (Лингвистические аспекты) / В. Н. Комиссаров. - М.: Высшая школа. - 1990. - 253 с.

3. Хуторской, А.В. Соотношение деятельности и содержания образования / А. В. Хуторской // Школьные технологии. - 2007. - №3. - С. 10-17.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И

ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Эконова Сайыына Эдуардовна,

студент

педагогического отделения института естественных наук Северо-Восточного Федерального университета г. Якутск Республика Саха (Якутия) Павлов Иван Иванович кандидат педагогических наук, доцент педагогического отделения института естественных наук Северо-Восточного федерального университета

Аннотация. В данной статье представлена методическая рекомендация организации и проведения экскурсии, которая позволит учащимся значительно расширить свой кругозор, познать и углубить полученные на уроках знания. Раскрыта роль экскурсий в системе обучения биологии, взаимосвязь методики обучения биологии и экскурсии на природе как формы обучения. Отражены особенности содержания экскурсий, программные требования, основные направления и структура организации экскурсии на природу. Также приводится описание экскурсии на природные сообщества при изучении темы сезонных явлений природы.

Ключевые слова: экскурсия, методика обучения, биология, правила экскурсионного дела.

Еще с давних времен одной из увлекательных форм организации учебного процесса была экскурсия. Исторические корни комплексного подхода к изучению природного окружения в их естественной среде в дидактике были заложены еще Я.А. Коменским. Он указывал на необходимость разностороннего изучения явлений и объектов природы, изучения их взаимосвязи. Таким образом, по его мнению, источником познания должны быть не только книги и слово учителя, но и сама окружающая природа.

В будущем совершенствование естествознания было связано с реализацией новых педагогических идей, а именно, идей наглядности преподавания, включения учащихся в исследовательскую деятельность.

Школьная экскурсия - это сильный способ действия, образовывающее у учащихся критическое мышление и навыки к исследованию и форма учебно-воспитательной деятельности с группой учащихся, которая проводится вне школы с целью познать естественную среду. Экскурсия дает хорошие данные для воспитания реалистических чувств и любви к природе. Получается, что особенность школьной экскурсии по биологии заключается в: изучении объектов, которая проводится в живой природе или преднамеренно основанной человеком обстановке; на основе наблюдения организуется познавательная деятельность школьников; при выполнении заданий учениками, которые направлены на объяснение причинных явлений и совершенствование экологического состояния окружающей среды следует обратить особое внимание [1].

Успешное проведение экскурсии залог подготовленности учителя. Для точного определения цели и задачи предстоящей экскурсии нужно установить связь между содержанием изучаемой темы, тем самым подготовить вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии. За несколько дней до экскурсии учитель обязательно должен предварительно изучить намеченный маршрут, т.е пройти экскурсию преждевременно сам в целях изучения местности, составления плана проведения экскурсии. Во-первых, учителем определяется тема экскурсии, следовательно, ее цель и задачи, в которых входит методы и приемы обучения. Во-вторых, разрабатывается маршрут экскурсии, т.е не сам путь движения учащихся, а логически построенная между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений, природные предметы и явления. В-третьих, принадлежность, экипировка экскурсии. Нужное оборудование для самостоятельной работы учащихся, для сбора природного материала, заранее подготовленные учителем карточки с заданиями для проведения во время экскурсии.

Проведение вводной беседы по теме экскурсии и распределение заданий может занять 5-7 минут. Следовательно, на самостоятельную работу по заданиям можно организовать в течение 20-ти мин. После выполнения заданий необходимо вести обсуждение увиденного и собранного ими материала по теме экскурсии, их обобщение ( 10-15мин).

Экскурсия не должна содержать множество лишней информации тем самым учащиеся могут утомиться. Обычно экскурсию следует начинать с введения в проблему - рассказа или беседы. Затем учитель объясняет цель и индивидуальные задания для учащихся, определяет место и время их выполнения. Следует отметить, что прямое общение с природой, самостоятельное ее наблюдение каждым учеником, нахождение нужных объектов среди огромного их разнообразия - оставляет у детей яркие впечатления [2].

Структура экскурсии может быть представлена следующими компонентами.

1. Сжатое общее введение в экскурсию. Учитель объявляет тему и цель предстоящей экскурсии, ведет беседу с учениками по тему экскурсии, тем самым подготавливая школьников на природную обстановку, в которой будет проходить экскурсия, обращает внимание учеников на разные сезонные явления природы.

2. Проводится инструктаж по выполнению самостоятельной работы учеников.

3. Самостоятельная работа учащихся. Эта часть экскурсии, пожалуй, самая существенная, так как начинается непосредственное общение учащихся с природой. Работа проводится по заданиям-инструкциям, заранее подготовленным учителем. Задания подготавливаются учителем заранее, учитывая возраст учащихся. Например, если это ученики шестого класса, то следует давать им общие и довольно простые задания. Такие как, собрать раннецветущие растения со всеми органами.

4. Доклад учащихся о проделанной работе с демонстрацией собранного материала. Эта часть экскурсии следует проводить в конце выполнения самостоятельной работы, которая будет завершена по сигналу учителя. После коллективного обсуждения отчетов учеников, учитель конкретизирует и прибавляет их новыми информациями.

5. Подведение итогов работы.

6. Подготовка учащихся к возвращению с экскурсии.

В школе по результатам экскурсии учащиеся выпускают бюллетень или юннатскую газету, оформляют раздаточный материал к урокам и таким образом делают увиденное и услышанное в природе достоянием всех школьников.

Рассмотрим для примера методику проведения экскурсии по изучению многообразия цветковых растений и осенних явлений в их жизни.

Ботаническая экскурсия по многообразию цветковых растений проводится осенью (в самом начале изучения шестиклассниками первого раздела программы по биологии - «Растения, бактерии, грибы и лишайники»). Задачи этой экскурсии - расширить знания учащихся о многообразии цветковых растений, познакомить с особенностями строения в связи с их условиями жизни, осенними явлениями в природе, с приспособлениями растений к жизни в неблагоприятное время года, выяснить способы распространения плодов и семян в природе, собрать материал для уголка живой природы, ознакомить с простейшими мероприятиями по охране дикорастущих растений, обратить внимание на красоту осеннего леса.

Учитель заранее намечает маршрут экскурсии, изучает его и готовит учащихся к работе на ней: знакомит с задачами экскурсии, дает задания, связанные с подготовкой необходимого оборудования (папок с листами газетной бумаги, полиэтиленовых пакетов, копалок), рассказывает о правилах сбора растений, разъясняет, как их следует укладывать в гербарную папку) и пр. В целях организованного проведения экскурсии учитель делит учащихся на звенья (по 6-8 человек), дает им памятки-задания для предстоящей

самостоятельной работы. Например, если в задачи экскурсии входит знакомство учащихся с придорожными растениями, а также растениями леса, то задание может быть следующим:

1. Выкопайте по одному растению 3-4 видов, растущих возле дороги: птичью гречиху, подорожник, одуванчик и др. Подумайте, почему у этих растений листья и стебли не ломаются, если на них наступают.

2. Запишите названия деревьев, кустарников и трав, произрастающих в лесу. У каких из этих растений имеются плоды и семена? Какие изменения появились в окраске листьев растений с наступлением осени, начался ли листопад?

3. Соберите с нескольких деревьев и кустарников различно окрашенные листья для гербария. Рассмотрите, что остается на побегах после опадания листьев.

4. Соберите различные плоды и определите, каким способом они распространяются.

В соответствии с поставленными задачами экскурсия обычно проводится по следующему плану:

1. Проверка подготовленности учащихся к работе на экскурсии, закрепление за звеньями необходимого оборудования.

2. Организованный выход из школы к месту проведения экскурсии.

3. Краткая характеристика учителем растительных группировок, особенностей строения отдельных видов растений, входящих в эти группировки.

4. Беседа с учащимися об осенних явлениях в жизни растений (отмирание надземных частей у многолетних трав, распространение плодов и семян, листопад у деревьев и кустарников) и выяснение их биологического значения.

5. Самостоятельная работа учащихся по заданиям.

6. Беседа по результатам выполненных заданий.

7. Заключение. Беседа о красоте осеннего леса, использование учителем его поэтических описаний (можно воспользоваться книгой Зуева Д. П. «Времена года»), ознакомление с осенним уходом за лесом, его охраной.

8. Организованное возвращение учащихся с экскурсии школу.

Подготовка к экскурсии, организация самостоятельной работы учащихся во время ее проведения требуют от учителя больших затрат времени, проявления усилий к поддержанию внимания учащихся при наличии многих отвлекающих факторов природной среды и пр. Однако все эти трудности с лихвой окупаются накоплением учащимися живых представлений, необходимых им в дальнейшем изучении биологического материала.

Урок и другие традиционные формы классно-урочной системы, используемые в настоящее время, останутся в ближайшем будущем основными звеньями учебно-воспитательной работы в школе. Поиски новых технологий обучения пока еще не дали удовлетворительной альтернативы [3]. Однако, учитывая специфику содержания школьного курса биологии,

представленного естественным учебным материалом, необходима организация занятий на природе.

Таким образом, экскурсия в практике обучения школьной биологии остается необходимой формой организации учебного процесса, направленной на усвоение учащимися учебного материала в естественной природной среде.

Список литературы:

1. Якунчев, М.А. Методика преподования биологии: учебник для студентов высших учебных заведений / [ М.А.Якунчев, О.Н. Волкова, О.Н. Аксенова и др.] Экскурсия по биологии. 2008. - 320 с.

2. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии / [И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; ] Экскурсия как важная форма обучения биологии. 2008. - 280 с.

3. Никишов, А.И. Методика обучения биологии [А.И. Никишов,.]/ 2014.-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.