5. Goncharuk A.Ju. Social'no-pedagogicheskaja kul'turologija: Uchebno-metodicheskoe posobie. Ch. I. - M.: Perspektiva, 2012. -180 s.
6. Goncharuk A.Ju. Vospitanie nravstvenno-jesteticheskogo otnoshenija junoshestva k dejstvitel'nosti: Monografija v 2-h ch. - M.: 2013. - 148 i 182 s.
7. Goncharuk A.Ju. Obshhestvenno-obrazovatel'nye osnovy innovacionnyh podhodov v nravstvenno-jesteticheskom vospitanii junoshestva v kontekste sistemy social'no-pedagogicheskoj jemotivacii: «Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta» № 1 (112), 2013, ss. 64 - 71.
8. Goncharuk A.Ju. Psihologija i pedagogika vysshej shkoly: Uchebno-metodicheskoe posobie po III gosudarstvennomu standartu. -M.: Perspektiva, 2013. - 172 s.
9. Goncharuk A.Yu. Socio-pedagogical technologies and forms interdisciplinary integrated education bachelors means audiovideoarts on the system if humanities education in the Moscow region: Applied and Fundamental Studies. V. 2. Proceedings of the 2-nd International Academic Conference. March 8 - 10. 2013.- St.Louis, Missouri, USA, pp. 20 - 25.
Гусейнова А.Ф.
Студентка, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия ГОРОДСКИЕ ПАРКИ КАК ОБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ (НА ПРИМЕРЕ Г О. САМАРА)
Аннотация
В статье рассматриваются аспекты проведения экологических экскурсий в городские парки, определяются методические условия их организации, приводится пример экологического мониторинга парка, описываются его возможности как объекта экологических экскурсий.
Ключевые слова: экологические экскурсии, деятельностный подход, экологические объекты, антропогенное воздействие.
Huseynova A.F.
Student, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities CITY PARKS AS AN OBJECT ECOLOGICAL EXCURSIONS (FOR EXAMPLE GO. SAMARA)
Abstract
The article discusses aspects of the ecological excursions in city parks, are defined methodological conditions of their organization, is an example of ecological monitoring of the Park, describes its capabilities as objects of ecological excursions.
Keywords: ecological excursions, activity approach, environmental objects, anthropogenic impact.
Экологическое воспитание на современном этапе подразумевает формирование экологической культуры личности ученика: осознание ценности природы, жизни вообще, проявление активности в их защите, понимании человека как части природы, осознание роли антропогенных факторов.
В основе экологического образования и воспитания лежит деятельностный подход. Деятельностный подход к процессу обучения биологии предполагает развитие не только всех компонентов учебной деятельности (мотивов, способов, средств, приемов контроля), но и основных качеств ее участников: активности, самостоятельности, самоорганизации. Активность и
самостоятельность учащихся в учебно-познавательной деятельности возможны только при организации тесного сотрудничества учителя и ученика (установлении субъектно-субъектных отношений). Механизмом таких отношений в процессе обучения биологии могут являться различные виды деятельности, участвуя в которых школьники реализуют свои склонности и интересы [1, с. 28]. К таким видам деятельности мы относим экологические экскурсии.
Экологические экскурсии имеют огромное влияние на осознание материальных и эстетических ценностей природы, правил поведения в ней. Экологическая экскурсия определяется как форма экологического образования и воспитания учащихся. Она представляет собой групповое посещение природных комплексов, позволяет непосредственно изучать различные экологические объекты и явления в естественных или искусственно созданных условиях. Наибольшую ценность, по мнению А. И. Никишова, имеют экскурсии, на которых учащиеся выполняют задания по установлению взаимосвязей в природе, по выявлению влияния человека на ее состояние [2, с. 115].
Экологические экскурсии проводятся согласно всем необходимым требованиям, которые предъявляются биологическим экскурсиям. В их организации также выделяются 3 этапа.
I. Подготовительный этап. Очень важно выбрать место будущей экскурсии. В нашем случае объектами экологических экскурсий являются парки г. Самара, поэтому на данном этапе необходимо: знакомство с местоположением выбранных парков, выбор и разработка маршрута, выбор наиболее значимых экологических объектов, подготовка оборудования и снаряжения.
На территории г. Самары находится достаточно много интересных парков, которые можно рассматривать как объекты экологических экскурсий различной тематики. Рассмотрим характеристику городских парков как объектов экскурсий. С этой целью мы выделили ряд параметров характеристики:
• местоположение парка,
• состав флоры,
• наличие объектов, интересных с точки зрения экологии,
• общее состояние парка,
• антропогенное воздействие на парк.
Мы провели экологический мониторинг городских парков: лесопарк им. 60-летия Советской власти, парк имени Ю.А. Гагарина, парк Молодежный, парк Дружба, парк Победы, а также Ботанический сад. В качестве примера дан анализ парка им. Ю. Г агарина (табл. 1).
Таблица 1. Анализ состояния парков г. Самара как объектов экологических экскурсий (фрагмент таблицы)
Параметры Характеристика
Название парка Парк им. Ю. Гагарина
Местоположение Парк расположен в Промышленном районе г.о. Самара, на пересечении Московского шоссе и улиц XXII Партсъезда, Стара-Загора, Советской Армии. Общая площадь парка - 34 га.
Состав флоры, в том числе редкие и охраняемые виды Общий состав флоры: 104 видов; Из них 1 редкий и охраняемый вид: 1. Adonis vernalis L. - Адонис весенний [3].
Экологические объекты 1) В этом парке есть «вековой дуб» - памятник природы. 2) Территория парка и акватория озер подверглись существенным очистным работам. Поселились утки и чайки. 3) Наличие нетронутых лесных участков, которые можно рассматривать как сообщество леса.
101
Состояние парка В парке имеются многочисленные аттракционы, озеро с лебедями, зимний каток, летняя спортивная площадка, большое количество летних кафе, образцы военной техники. Территория парка обладает значительным потенциалом для дальнейшего развития комплекса физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий: создание велодорожек, организация пункта проката спортивного инвентаря.
Антропогенное воздействие 1) Рубка деревьев и кустарников. 2) Несанкционированный сброс мусора. 3) Непосредственное уничтожение человеком отдельных видов растений. 4) Разведение костров.
До проведения экскурсии желательно разбить школьников по группам (4-5 человек). Использование групповой работы в проведении экскурсий является необходимым условием ее проведения. Учитель в данном случае будет являться организатором активной самостоятельной работы, главным консультантом, а сам процесс познания будет происходить внутри группы. С этой целью учитель составляет четкие инструкции для выполнения заданий [4].
II. Проведение экскурсии.
Местом проведения экологической экскурсии являются парки г. Самара. Эго значит, что до них легко добраться, они (парки) относительно безопасны, в них нельзя заблудиться. Но учитель все же должен провести инструктаж по технике безопасности.
После сообщения темы и цели экскурсии, учителю необходимо охарактеризовать место: определить его расположение в городе, удаленность от школы, рассказать об истории этого места (это особенно важно, если парк или сад является историческим памятником города Самары). Следует отметить, что экологическими объектами изучения в парках города Самара являются:
• Природные сообщества (лес, луг, степь, озеро, культурные ландшафты;
• Памятники природы;
• Взаимоотношения живых организмов в парках (ярусность произрастания растений, цветущие растения и опылители и т.п.);
• Антропогенное воздействие на парк.
Например, в некоторых парках города Самара есть памятники природы, которые могут послужить объектом для изучения: в парке им. Ю. Гагарина есть «вековой дуб», который является памятником природы; а Ботанический сад сам является государственным памятником природы и является единственным садом во всем Среднем Поволжье, имеющий оранжерею [5, 6, 7].
Далее следует самостоятельная групповая работа по инструктивным карточкам. Желательно, чтобы каждая группа работала с разными объектами. Самостоятельные исследования учащихся являются непременной частью экологической экскурсии. Исследования проходят в форме наблюдений, описаний, определений видов живых организмов, возможна постановка несложных кратковременных опытов, зарисовка и фотографирование объектов.
III. Заключительный этап. На данном этапе происходит подведение итогов. Непосредственно в природе ученики собирают материал, проводят измерения, описывают и т.п., а анализ собранного и увиденного на экскурсии проводят дома или в школе под руководством учителя. Обработать собранный материал помогут различные источники информации, рекомендованные учителем. Отчет представляется индивидуально каждым учеником или один на группу.
Таким образом, методическими условиями проведения экологических экскурсий в парки города Самары являются:
1. Выбор соответствующего места экскурсии, наиболее значимого и в экологическом смысле. Наличие в парке экологических объектов для изучения.
2. Предварительный учет знаний и практических умений школьников по экологии и биологии.
3. Включение в инструктивные карточки для самостоятельной практической деятельности школьников заданий биологического и экологического содержания.
4. Анализ антропогенного воздействия на природные объекты парка и парк в целом.
5. Обязательная обработка материала экскурсии с помощью источников информации дома или в классе под руководством учителя.
Литература
1. Боброва Н. Г. Деятельностный подход в системе биологического образования // Самарский научный вестник. №4 (5). -Самара: ПГСГА, 2014. - С. 27-30.
2. Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии - М. : Колос, 2007. - 304 с.
3. Гусейнова А. Ф. Экологический фитомониторинг Самарских городских парков // Экология, рациональное природопользование и охрана окружающей среды: сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых (14-15 ноября 2013 г). Том I. Студенты, аспиранты и молодые ученые. - Красноярск: Лф СибГТУ, 2014. - С. 190-192.
4. Боброва Н. Г. Аспекты применения педагогических технологий при обучении биологии в контексте деятельностного подхода // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы II международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора М. П. Меркулова. 7-8 февраля 2014 года, Самара, Россия / отв. ред. А. А. Семенов. - Самара: ПГСГА, 2014. - С. 22-29.
5. Устинова А. А., Митрошенкова А. Е., Ильина В. Н. Вопросы ботанического образования в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2013. № 4. - С. 169-172.
6. Ильина В. Н., Митрошенкова А. Е., Устинова А. А. Организация и мониторинг особо охраняемых природных территорий в Самарской области // Самарский научный вестник. - 2013. № 3(4). - С. 41-44.
7. Митрошенкова А. Е. Педагогический проект «Экспедиция учащихся в рамках геоботанической научной школы Поволжской государственной социально-гуманитарной академии» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. № 5. -
С. 106-110.
References
1. Bobrova N. G. Dejatel'nostnyj podhod v sisteme biologicheskogo obrazovanija // Samarskij nauchnyj vestnik. №4 (5). - Samara: PGSGA, 2014. - S. 27-30.
2. Nikishov A. I. Teorija i metodika obuchenija biologii - M. : Kolos, 2007. - 304 s.
3. Gusejnova A. F. Jekologicheskij fitomonitoring Samarskih gorodskih parkov // Jekologija, racional'noe prirodopol'zovanie i ohrana okruzhajushhej sredy: sbornik statej po materialam III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem shkol'nikov, studentov, aspirantov i molodyh uchenyh (14-15 nojabrja 2013 g). Tom I. Studenty, aspiranty i molodye uchenye. -Krasnojarsk: Lf SibGTU, 2014. - S. 190-192.
4. Bobrova N. G. Aspekty primenenija pedagogicheskih tehnologij pri obuchenii biologii v kontekste dejatel'nostnogo podhoda // Biologicheskoe i jekologicheskoe obrazovanie studentov i shkol'nikov: aktual'nye problemy i puti ih reshenija: materialy II mezhdunarodnoj 102
102
nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 100-letiju so dnja rozhdenija professora M. P. Merkulova. 7-8 fevralja 2014 goda, Samara, Rossija / otv. red. A. A. Semenov. - Samara: PGSGA, 2014. - S. 22-29.
5. Ustinova A. A., Mitroshenkova A. E., Il'ina V. N. Voprosy botanicheskogo obrazovanija v pedagogicheskom vuze // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2013. № 4. - S. 169-172.
6. Il'ina V. N., Mitroshenkova A. E., Ustinova A. A. Organizacija i monitoring osobo ohranjaemyh prirodnyh territory v Samarskoj oblasti // Samarskij nauchnyj vestnik. - 2013. № 3(4). - S. 41-44.
7. Mitroshenkova A. E. Pedagogicheskij proekt «Jekspedicija uchashhihsja v ramkah geobotanicheskoj nauchnoj shkoly Povolzhskoj gosudarstvennoj social'no-gumanitarnoj akademii» // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». - 2014. № 5. - S. 106-110.
Петрунина С.В. \ Рогов А.А.,2 Кирюхина ИА3, Соломатина Г.А.4, Позднышева Е.А.5, Мастерова Е.В.6, Лузгина ИВ.7
1 2Кандидат педагогических наук, доцент, 3,4,5,6,7доцент, Пензенский государственный университет, Россия ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ
ЛЮДЕЙ
Аннотация
В статье представлены особенности влияния оздоровительной ходьбы на двигательную активность пожилых людей.
Ключевые слова: пожилые люди, двигательная активность, оздоровительная ходьба, реабилитационные центры, оздоровительные упражнения.
Petrunina S.V1, Рогов А.А,2,Kiryuhina 1 A3 , Solomatina G.A,4 Pozdnisheva E.A., Masterova E.V.6, Luzgina I.V.
1 2PhD assistant professor/3 4, 5 6" 7assistant of professor Penza State University, Russia HEALTHY WALKING AS A MEANS OF INCREASING THE MOTOR ACTIVITY OF OLDER PEOPLE
Abstract
The paper presents the features of the influence of improving distance on the motor activity of older people
Keywords: the elderly (older people), physical activity, health walking, people with disabilities
В течение двух месяцев три раза в неделю проводились физкультурно-оздоровительные занятия с группой пожилых людей, которые были членами Клуба «Милосердие».
Общепризнанно, что двигательная активность с возрастом снижается. Но, находясь в центре пожилые люди должны быстро адаптироваться в данных условиях. Для этого им необходимо больше двигаться, участвовать в различных оздоровительных мероприятиях и конкурсах. Все это возможно через физкультурно-реабилитационные занятия, в которых принимают участие весь контингент и в процессе которых, и происходит общение.
В процессе занятий у лиц пожилого возраста, имеющих повышенные и пониженные значения артериального давления (АД), проводилось его измерение до, в середине и после окончания занятия. Показано, что у гипертоников во время проведения занятий АД снижается в среднем 178/95 мм рт. до 138/85 мм. рт При этом частота сердечных сокращений (ЧСС) снижается с 72, 5 уд/мин до 63, 8 уд/мин. За 10 дней занятий у 90% испытуемых полностью нормализовалось АД как утром, так и днем. Многие испытуемые использовали утренний оздоровительный бег в сочетании с контрастным душем. Программа занятий включала в себя суставную, дыхательную гимнастику, элементы самомассажа.
Каждую неделю в Центре проводились оздоровительные мероприятия для пожилых людей, которые включали в себя прогулки, оздоровительный бег, часы танца в вечернее время, чаепитие и беседы.
Прежде чем проводить физкультурно-оздоровительные занятия по дозированной ходьбе была проведена беседа с испытуемыми, в процессе которой были рекомендованы следующие правила:
1. Во время выполнения дозированной ходьбы руки должны быть свободными от любого груза.
2. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой.
3. Маршрут должен быть достаточно знакомым, где есть места для отдыха.
4. Перед началом ходьбы и в конце ее следует подсчитать пульс. Увеличение его при нагрузке не должно превышать 10-12 ударов в минуту.
5. Если появляется какой-нибудь неприятный симптом, то следует прекратить или снизить нагрузку, а потом обратиться к врачу.
6. После оздоровительной ходьбы рекомендуется водная процедура в виде частичного обливания или теплого душа, а затем отдых 30-35 минут.
После третьего занятия у испытуемых дозированная оздоровительная ходьба не вызывала чувства тяжести, жжения в грудной клетке, болей и усталости в ногах. Первые 2-3 дня уходили на овладение навыками ритмичной ходьбы, согласованной с равномерным дыханием. Примерный ритм ходьбы: 2-3 шага - вдох, 4-6 шагов - выдох. Темп ходьбы выбирался по самочувствию и по уровню двигательной активности. У некоторых он был медленным (60 шагов в минуту), у других - средним (70 шагов в минуту) и у самых подготовленных - быстрым (90 шагов в минуту). Прежде чем выбрать для себя оптимальный темп, испытуемым было предложено подсчитать количество шагов, пройденных за минуту в привычном темпе. Затем выбрать темп средний в интервале от 60 до 80 шагов в минуту. Важно было в начале добиться повышения нагрузки за счет увеличения расстояния, а не темпа. Первую неделю испытуемые преодолевали от 600-700 метров в оптимальном темпе, с отдыхом сидя в течение 3-5 минут на половине пути. Затем расстояние увеличивалось через 2-3 дня на 200-300 метров. Время для отдыха сократилось на 2-3 минуты. Через месяц регулярных занятий дозированной оздоровительной ходьбой темп ходьбы увеличился и не превышал 90 шагов в минуту, а расстояние постепенно доходило до 4000 метров в день.
После цикла физкультурно-реабилитационных занятий оздоровительной ходьбой испытуемые отмечали, что у них появилась уверенность в себе, появилось спокойствие, улучшился сон и аппетит.
Анализ социально-психологических исследований по данной проблематике показывает, что процесс адаптации пожилых людей к пенсионному возрасту проходит достаточно тяжело. Причинами этого являются изменение социального статуса пожилого человека, потеря контактов с окружающими ранее людьми, избыток свободного времени, а также сама травмирующая ситуация, связанная с выходом на пенсию.
Основным показателем адаптации к выходу на пенсию является принятие старения за нормальное явление, а выход на пенсию — за заслуженный отдых после многих лет работы. Мерой адаптации к пенсионному периоду является активность и умение заполнить свое свободное время. Активность должна быть соизмерима с возможностями человека: если она чрезмерна, это свидетельствует, скорее, о плохом приспособлении, отражая потребность человека показать, что он до сих пор еще молод. Важным фактором приспособления к старости является существование увлечений, хобби, наличие друзей вне профессионального круга. С уходом на пенсию и прекращением трудовой деятельности пожилые люди испытывают дефицит информации, общения, самореализации. Все это порождает ограничения жизнедеятельности пожилых людей, их вынужденную изоляцию и, как следствие, наступает ухудшение духовного и физического здоровья. 103
103