Трощенкова Виктория Павловна
Смоленский государственный университет
г. Смоленск, РФ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛИНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена методических особенностям обучения линии представления информации. Даются определения языка и его видов (естественные и формальные). Описывается схема введения понятия «система счисления», представлены задания для самостоятельных исследований учащихся на отличие позиционных и непозиционных систем счислений. Предложен алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую. Делается вывод о том, что линия представления информации является «сквозной» в курсе информатики.
Ключевые слова
Язык, естественный язык, формальный язык, система счисления, позиционная система счисления,
непозиционная система счисления.
Troshchenkova Victoria Pavlovna
Smolensk State University Smolensk, Russian Federation
METHODOLOGICAL FEATURES OF INFORMATION PRESENTATION LINE LEARNING
Annotation
The article is devoted to the methodological features of teaching the line of information presentation. Definitions of the language and its types (natural and formal) are given. The scheme for introducing the concept of "number system" is described, tasks for independent research of students on the difference between positional and non-positional number systems are presented. An algorithm for converting numbers from one number system to another is proposed. It is concluded that the line of information presentation is "through" in the course of informatics.
Keywords
Language, natural language, formal language, number system, positional number system,
non-positional number system.
Линия представления информации является базовой в курсе информатики и связана со всеми остальными направлениями. Её изучение методически следует разделить на две части: языки представления информации и представление данных в компьютере.
Общепринято начинать изучение линии представления информации с введения термина «язык». В энциклопедическом словаре по информатике А.П. Ершов определяет язык как «... множество символов и совокупность правил, определяющих способы составления из этих символов осмысленных сообщений».
Затем вводятся определения, применимые к каждому языку: знаковая система - совокупность знаков определённого типа; алфавит - упорядоченный набор знаков (сигналов или символов); мощность алфавита - общее количество знаков в алфавите; синтаксис — правила написания языковых конструкций; семантика — смысловой аспект построения языковой конструкции; прагматика —
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «CETERIS PARIBUS»
ISSN (p) 2411-717X / ISSN (e) 2712-9470
№4 / 2022
практические результаты использования текста на том или ином языке.
Следует рассказать учащимся, что языки делятся на естественные и формальные и закрепить это знание конкретными примерами. Естественные языки — это национальные языки, исторически сложившиеся в устной и письменной форме, например, язык мимики и жестов. Формальные языки — это языки, искусственно созданные для профессионального использования, они универсальны и интернациональны, к ним можно отнести язык программирования или нотную запись.
При изучении линии представления информации важную роль играет тема «Системы счисления». Учащиеся узнают, что первоначально компьютеры работали исключительно с числовой информацией, представленной в десятичном виде. В современных компьютерах данные всех видов представлены в памяти в форме двоичного кода, а для внешнего представления содержимого памяти используют восьмеричную или шестнадцатеричную системы.
Изучение данной темы следует начать с определения систем счисления и разделения их на позиционные и непозиционные. Система счисления - это определенный способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над ними. Если количественный эквивалент (количество значений) цифры в числе не зависит от ее положения в записи числа, то система счисления называется непозиционной. Если же количественный эквивалент цифры зависит от ее положения в записи числа, то система счисления называется позиционной.
С методической точки зрения эффективнее предложить учащимся самим сформулировать различие между позиционным и непозиционным принципом записи чисел на примере перемножения случайных чисел, используя римскую и арабскую системы счисления. С арабскими числами они справятся, а касаемо римских, убедятся, что они не просты в вычислениях. При написании римского числа значение каждой цифры в числе не зависит от позиции этой цифры, а в арабской - наоборот. На основании этого учащиеся делают вывод, что римский способ записи чисел является примером непозиционной системы счисления, а арабский - позиционной системы счисления.
Ещё одним важным моментом является обучение учащихся записи натурального ряд чисел в различных позиционных системах. Объяснение следует проводить на примере натурального ряда десятичных чисел, так как вид этого ряда хорошо известен. Полезно показать построения натуральных рядов, которые не изучаются в школьном курсе, например, в семеричной системе.
Следующий вопрос, которым необходимо задаться в этом разделе - как перевести числа из одной системы счисления в другую. Основная идея такова: каждый перевод следует свести к выполнению вычислений над десятичными числами, это означает, что начать следует с перевода заданного числа в десятичную форму, затем полученный результат перевести в необходимую систему счисления. Именно преобразование различных систем счисления в десятичную является самой сложной задачей для учащихся, так как всё происходит через развернутую форму записи числа. Рекомендуется подробно показывать учащимся все возможные алгоритмы перевода.
В результате обучения учащиеся должны знать понятия «язык», «алфавит», «знаковая система», «система счисления»; понимать различие между естественными и формальными языками, позиционными и непозиционными системами счисления; уметь переводить числа из десятичной системы счисления в другие системы и наоборот. Это очень важно, так как из всего вышесказанного очевидно, что линия представления информации является «сквозной» в курсе информатики.
Список использованной литературы:
1. И.Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. - М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001.
2. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики. - Свердловск: СГПИ, 1987
3. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г.
Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. -М.: Издательский центр «Академия», 2003.
4. Бешенков С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманит. факультетов пед. вузов. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995.
5. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Метод, пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
6. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика: учебник для 7 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
7. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика: учебник для 8 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика: учебник для 9 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
© Трощенкова В.П., 2022