Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СВЯЗИ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СВЯЗИ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В М. Прусаков, Н Н. Зарубин, В А. Минченко, Л Н. Конакова, Т П. Мелькова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СВЯЗИ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

санитарно-гигиеническими учреждениями при участии администрации и профсоюзных организаций предприятий.

3. Организационное обеспечение всеобщей диспансеризации населения на железнодорожном уз-^е осуществляется ОП поликлиники, основными задачами которого являются полицевой учет об-

). служиваемого населения, проведение МИМО, организация и ведение картотек ф. 131-у-86 и ф. 030-у, анализ качества и эффективности всеобщей диспансеризации.

4. Использование диспансерного скрининга АС ДОН позволяет проводить анкетирование без организации анамнестического кабинета в ОП поликлиники.

Литература

1. Ветров М. Ю. Организация медицинских осмотров и диспансерного наблюдения в медико-санитарных частях машиностроительных предприятий: Метод, рекомендации. — М., 1983.

2. Демченкова Г. 3., Полонский М. Л. Теоретические и организационные основы диспансеризации населения. — М„ 1987.

3. Догле Н. В.. Юркевич А. Я. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. — М., 1984.

4. Методические рекомендации по организации централизованной картотеки учета ежегодной диспансеризации всего населения в лечебно-профнлактнчсском учреждении сельского района — МЗ СССР. — М., 1985.

5. Профилактические осмотры и диспансеризация работающих на железнодорожном транспорте: Информ. письмо. — М„ 1985.

6. Прохоров А. А., Суворов С. В., Грибанов О. И. Руководство по гигиене на железнодорожном транспорте. — М., 1981.

Поступила 11.12.87

Методы исследования

УДК 616-053.2:572.521-02:614.7-07:007.5

В. М. Прусаков, Н. Н. Зарубин, В. А. Минченко, Л. И. Конакова,

Т. П. Мелькова

МЕТОД И Ч ЕС К И Е ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СВЯЗИ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ

СРЕДЫ

Институт биофизики Минздрава СССР, Москва

^ В системе управления здоровьем населения и оптимизации окружающей среды автоматизированная информационная система (АИС) рассматривается как новый дополнительный информационно-советующий орган [3, 4].

Важнейшим элементом такой АИС следует считать подсистему, изучающую зависимость физического развития детей от факторов окружающей среды.

Исследования физического развития как показателя состояния здоровья детей широко проводятся при изучении, например, влияния загрязнения воздушного бассейна на детское население [2]. По мнению ряда авторов, физическое развитие детей является интегральным показателем качества окружающей среды. Исследование его изменений под влиянием факторов среды с целью управления здоровьем детей — одна из важнейших задач гигиены [6, 7].

В данной статье излагается опыт разработки указанной выше подсистемы физическое развитие — окружающая среда. Рассматриваются не-

которые методические вопросы выбора цели и объекта исследования; организации системы сбора, обработки, анализа и оценки данных, реализованные в АИС и испытанные в режиме опытной эксплуатации ее.

Главной целыо подсистемы АИС физическое развитие — окружающая среда является обеспечение органов управления и контроля всех уровней достоверной, научно обоснованной информацией для проведения мероприятий по улучшению показателей развития детей и состояния окружающей среды. Наиболее полно эта цель достигается при решении следующих основных задач (подцелей): 1) гигиеническая оценка влияния (или вклада) факторов окружающей среды на (в) формирование физического развития детей;

2) гигиеническая оценка эффективности внедрения реализованных и (или) планируемых (возможных) мероприятий по улучшению состояния окружающей среды и физического развития;

3) выбор и рекомендация органам управления наиболее оптимальных вариантов достижения це-

Структурная схема объекта исследования Блок-схема

I

ли — повышения уровня физического развития детей.

В качестве главной цели подсистемы на данном этапе разработки как ключевая избрана первая из перечисленных выше подцелей. Для ее достижения ЛИС должна решать задачи динамического сбора, анализа и оценки данных о состоянии окружающей среды и развития детей в связи с воздействием выбросов промышленно-энергети-ческнх комплексов.

Избранная нами модель включает такие блоки, как окружающая среда (городская среда), детское население (биологический статус, физическое развитие), средства управления и оптимизации (средства регулирования окружающей среды, средства регулирования физического развития; см. схему). Для характеристики состояния городской среды нами избраны следующие показатели: а) уровни содержания примесей в атмосферном воздухе; б) качество питьевой воды в объеме ГОСТа «Вода питьевая»; в) ряд характеристик социально-бытовых условий жизни детей

(вид и характеристика жилья, плотность засел^ ния квартир и соотношение числа комнат и их площади к числу жильцов в квартире, длительность проживания). Физическое развитие харак- I теризуется параметрами соматометрических признаков (длина и масса тела, окружность грудной клетки) и совокупным показателем, определяющим развитие в целом.

Наблюдения за перечисленными выше характеристиками осуществляются в двух районах города с неодинаковым уровнем содержания химических веществ в воздухе.

В нашей разработке для оценки состояния воздушного бассейна используются аналитические данные контроля содержания вредных веществ в воздухе, выполняемого лабораториями управления Госкомгидромета и промышленного предприятия (около 10 000 анализов в год). Данные для характеристики физического развития детей со- ф, бираются во всех детских дошкольных учреждениях города, так как часть детей посещают учреждения, находящиеся вне районов наблюдения.

Число детей, состоящих под наблюдением, не менее 8—10 тыс. человек. Среди всего многообразия средств управления процессами оптимизации физического развития рассматриваются меры по снижению уровня загрязнения воздуха, улучшению условий жизни и отдыха, повышению уровня медицинской помощи, нормализации питания и совершенствованию развития детей. Выбор мер » определяется исследуемыми характеристиками физического развития и ожидаемыми взаимосвязями их с факторами окружающей среды. Источником информации о состоянии средств управления и оптимизации служат контролирующие и управляющие органы системы здравоохранения и городских Советов народных депутатов.

Выбранная модель объекта дает возможность проводить исследования состояния отдельных элементов и их взаимодействия с целыо разработки рекомендаций по повышению уровня физического развития детей. Исходя из цели, среди задач, которые должна решать автоматизированная система, избраны следующие: а) получение I оценка характеристик состояния воздушного бассейна и физического развития; б) гигиеническая оценка влияния загрязнения воздушного бассейна с учетом воздействия водного и соцн-ально-бытовых факторов на процессы формирования физического развития; в) обоснование рекомендаций по повышению уровня физического развития детей и улучшению состояния воздушного бассейна.

Для решения поставленных задач в автоматизированной системе заложена и испытана следующая технология переработки информации: сбор, кодирование и перенос данных на машинные носители; ввод данных в базы; формирование файлов для анализа; статистический и многофакторный анализ данных; гигиенический анализ и принятие решения (или формирование рекомендаций); выдача выходных документов пользователю. Выбор такой технологической схемы обуслов-г лен особенностями источников информации, со-■ здания банка данных, целями и задачами функционирования системы.

Согласно принятой концепции АИС [4], сбор, кодирование и перенос данных на машинные носители — суть функции блока сбора данных. Основным принципом организации его является обращение к данным постоянно действующих учреждений и организаций: детских дошкольных учреждений и поликлиник, лабораторий промышленных предприятий, СЭС и Госкомгидромета, паспортного стола, жилищно-эксплуатационных контор и места жительства.

Информация в процессе сбора переносится из первичных документов на специально разрабо-х танный выкопировочно-кодировочный доку-* мент — ВКД (входной документ). К первичным документам — носителям и источникам информации относятся журналы регистрации данных о содержании химических и других примесей в ат-

мосферном воздухе, истории развития детей и т. п. Использование ВКД диктуется необходимостью целевого сбора, а главное, непригодностью большинства указанных документов для переноса данных па машинные носители. При создании ВКД важно включать в каждый из них универсальные опознавательно-ключевые признаки, например код личности, место наблюдения и т. д. По этим признакам различные виды и массивы информации средствами машинной обработки можно агрегировать по определенным правилам и сопоставлять. Процесс выкопировки и кодирования заключается в извлечении информации из первичного документа и кодирование ее в соответствии с имеющимися или специально разработанными классификаторами и инструкциями. Выкопировка и кодирование осуществляются в местах ведения первичной документации силами медицинского или специального персонала. Согласно примятой нами возрастной градации, информация на детей от 1 года до 2 лет собирается 4 раза в год, от 2 до 7 лет — 2 раза в год и старше 7 лет — 1 раз в год.

Технологический процесс машинной обработки данных рассматривается нами в варианте работы с базами данных, объединенных в единый банк. В этом случае он включает следующие операции и процедуры: подготовку данных на машинных носителях, запись данных на архивные ленты, контроль записанной информации, загрузку, верификацию, актуализацию и паспортизацию баз данных, формирование файлов путем запросов в базу данных, решение отдельных подзадач в блоке анализа и оценки и выдачу машинных выходных форм для гигиенической оценки информации.

Автоматизированный анализ как функция блока анализа и оценки начинается с формирования файлов, содержащих данные о соматометриче-ских признаках и показателях развития детей, факторах окружающей среды в районах их проживания и посещения детских учреждений. Файлы используются для решения задач анализа с помощью пакета прикладных программ СОМИ (ВМОР) и оригинальных программ.

Блок-схема- анализа (как основа алгоритма) включает следующие процедуры: а) формирование санитарно-гигиенической характеристики содержания вредных веществ в атмосферном воздухе наблюдаемых районов; б) сравнительную характеристику и оценку уровней загрязнения воздуха; в) расчет регионального стандарта;

г) формирование общих характеристик физического развития детей в наблюдаемых районах;

д) сравнительную оценку уровней физического развития детей в районах; е) исследование характера влияния и вклада загрязнения воздуха в изменения физического развития детей с учетом других факторов; ж) гигиеническую оценку влияния загрязнения воздуха на физическое разви-

2 Гигиена и санитария № 9

— 33 —

тие; з) выбор рекомендаций; и) формирование гигиенического заключения.

Для санитарно-гигиенической характеристики содержания вредных веществ определяют средние и максимальные концентрации отдельных веществ и суммы их, выраженные в отношениях к ПДК, частоту концентраций, превышающих ПДК в определенное число раз. Интервалы таких концентраций целесообразно задавать в соответствии с принятой практикой анализа лабораторных данных. В случае достаточно большого числа наблюдений, как это имеет место при систематическом ежедневном контроле, при получении статистических характеристик можно пользоваться нормальным и логнормальным распределением. Сравнительная оценка уровней загрязнения осуществляется путем сопоставления средних, распределения проб выше ПДК. и дисперсий данных с помощью критериев £ Стьюдента, х2 и Р.

Региональный стандарт используется для оценки уровня физического развития отдельного ребенка с учетом пола и возраста. Расчет стандарта выполняется на всем массиве данных из наблюдаемых районов по методу, основанному на применении шагового регрессионного анализа и предложенному В. А. Минченко и Н. Н. Зарубиным. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы массив в каждой половозрастной группе был достаточно большим (не менее 100) и охватывал период наблюдения не менее 2 лет.

Общие характеристики физического развития контингентов в исследуемых районах представляют собой таблицы распределения частот индивидуальных оценок уровня развития детей вокруг регионального стандарта с учетом сигмального отклонения. Общая характеристика физического развития формируется для всего наблюдаемого в районе контингента. При необходимости по такому же принципу могут быть сформированы характеристики и для так называемых «однородных» групп (например, с учетом социально-бытовых и других условий и признаков).

Сравнительная оценка распределения детей по уровню физического развития в исследуемых районах выполняется путем расчета двумерных таблиц сопряженности и х2-

Методической основой выявления влияния загрязнения воздушного бассейна на физическое развитие служат метод различий, признающий совпадение направленности изменений уровней фактора (ов) и характеристик физического развития у однородных групп детей как показатель наличия связи между ними и метод исследования вклада загрязнения (район, длительность проживания) и других факторов в формирование уровня физического развития у детей в однородных по другим признакам группах. В качестве последнего хорошо зарекомендовал себя двух- и многофакторный дисперсионный анализ, позволяющий качественно и количественно оценивать вклад

фактора (ов) в развитие детей. Формирование однородных групп осуществляется на ЭВМ из общей совокупности детей путем отбора лиц с одинаковыми заданными социально-биологическими признаками и санитарно-гигиеническими условиями жизни. Достоверные различия в уровне разщ вития детей в однородных группах указывают на' наличие влияния фактора («влияние установлено»), в неоднородных группах — на возможность ч влияния фактора.

Гигиеническая оценка полученных результатов осуществляется путем сравнения их с гигиеническими критериями. Следует отметить, что создание рассматриваемой АИС (или подсистемы) требует комплекса критериев. Если пользоваться предложенными принципами систематизации [4], то в нашем случае целесообразно выделить критерии физиологической (или предметной), гигиенической и статистической оценки.

К физиологическим следует отнести общепринятые критерии оценки физического развития отдельного ребенка [8], в основе которых лежат отклонения (в сигмах) от средних параметров ре-^ ) гионального стандарта. В качестве последнего может быть использован в первом приближении стандарт физического развития детей в целом по городу за исследуемый период (на начало эксплуатации АИС).

Гигиеническая оценка состояния воздушного бассейна осуществляется с помощью таких критериев, как гигиенический норматив и реакция детского населения на воздействие фактора, определяемая с использованием показателей групп сравнения и вклада факторов.

Критерии, основанные на нормативах, при отсутствии данных о влиянии факторов окружающей среды на показатели здоровья детей свидетельствуют о возможной (потенциальной) опасности для здоровья детского населения. По это^ причине их следует отнести к критериям санитар? но-гигиенической оценки. Санитарно-гигиеническая оценка состояния воздушного бассейна осу- ^ ществляется по данным о содержании отдельных веществ и их суммы. Отсюда критериями оценки служат ПДК отдельных веществ, а при определении уровня суммарного загрязнения воздуха несколькими веществами рекомендуем применять принцип суммации действия отдельных примесей, если не установлен другой характер комбинированного действия. За допустимое содержание смеси веществ принимаются уровни, отвечающие требованиям формулы:

где С{ — фактически наблюдаемые концентрации ¿-вещества; ПДК,- — предельно допустимая концентрация ¿-вещества; п — число веществ, содержание которых наблюдалось.

Критерии воздействия на контингент

статистические

Вид оценки * Уровень воздействия Смысловая трактовка при анализе групповых различий при оценке вкла -да факто-ра(ов) предметные

Альтернативная Дифференцированная Недопустимый Допустимый Недопустимый Допустимый Влияет (да) Не влияет (нет) Вредное воздействие Вызывающее опасение Не вызывающее опасение X2. Р X2. р 1, X2, Р и X2, Р # Любые по выраженности изменения, связанные с фактором Отсутствие изменений Ухудшение всех показателей физического развития Любые изменения (снижение или увеличение) показателей физического развития Отсутствие изменений показателей физического развития

П р и м е ч а н и е. При альтернативной оценке гигиеническая оценка различии или влияния исследуемого фактора на исследуемые показатели развития осуществляется на основании статистически значимых различий или связей факторов с откликами; при дифференцированной оценке изменения устанавливаются путем сравнения показателей развития детей условно загрязненного района с показателями детей условно чистого района (контрольные) в однородных группах.

И К

сум>

Возможны оценки по показателям Р ^предложенные рядом авторов [1, 5].

Однако пока нет признанных критериев дифференцированной оценки суммарного загрязнения воздуха с использованием ПДК и принципа сум-мации. Поэтому остаются реальными альтернативные оценки — допустимое и недопустимое загрязнение.

Критерии, основанные на изменениях физического развития детей, указывают на реальную опасность факторов для здоровья детского населения. В этом случае возможно использование двух вариантов критериев — альтернативной и дифференцированной оценки среды (см. таблицу). Если обоснованные дифференцированные оценки признаются невозможными, то анализ завершается этапом альтернативной оценки. При ^том состояние среды признается имеющим допустимый или недопустимый уровни воздействия.

Дифференцированная оценка основана на определении степени выраженности изменений показателей физического развития. Показатель считается измененным, если обнаружено статистически значимое отклонение хотя бы в одном параметре. Степень опасности фактора среды определяется путем отнесения выявленного изменения показателя развития по его качественному признаку в группу, характеризующую определенную степень опасности фактора. Однонаправленное действие фактора, приводящее к устойчивому ухудшению физического развития, предлагается классифицировать как опасное или вредное. Неустойчивые по направленности изменения (снижение или увеличение) показателя, т. е. любые отклонения от возрастно-половой нормы физического развития, установленные путем сравнения их в однородных группах двух районов города, предлагается классифицировать как тип воздей-

ствия, вызывающий опасение, так как в виде вредного это воздействие реализуется лишь при условии влияния других неблагоприятных факторов. Указанные основные критерии дифференцированной оценки могут быть дополнены следующими: 1) любые по направленности изменения показателей физического развития как показатели, вызывающие опасение, подтверждаются (устанавливаются) фактами: а) наличия данных о воздействии загрязнения на другие показатели здоровья, б) ухудшения показателей развития детей условно загрязненного района от воздействия всех факторов (в неоднородных группах); 2) если суммарное загрязнение воздуха вредными веществами в условно чистом районе превышает допустимое в 5 раз и более, то установленный характер воздействия распространяется на загрязнение воздуха в целом над всей территорией города.

Вариант дифференцированной оценки позволяет выделить 3 уровня воздействия загрязнения по характеру изменений показателей развития детей: 1-й — допустимый, не вызывающий опасения; 2-й — недопустимый, вызывающий опасение; 3-й — недопустимый, опасный или оказывающий вредное воздействие на здоровье детей.

Выбор рекомендаций — этап формирования комплекса предложений для разработки и внедрения конкретных мер по улучшению физического развития детей путем оптимизации состояния окружающей среды, в частности воздушного бассейна, условий жизни и отдыха, медицинского обслуживания детского населения и совершенствования системы физического воспитания. Этот выбор осуществляется из известного набора рекомендаций по результатам решения всего комплекса задач и гигиенического анализа данных. Рекомендации предназначаются потребителю — хозяйственным, административным и контроли-

2*

— 35 —

рующим организациям, а также партийным и советским органам.

Результатом автоматизированного решения комплекса задач подсистемы АИС окружающая среда — физическое развитие являются выходные документы для органов управления и контроля за качеством окружающей среды и здоровьем детского населения. Это гигиеническое заключение о влиянии загрязнения воздушного бассейна на развитие детей с рекомендациями по его устранению или уменьшению. Оно включает реферат, содержание и текстовую часть, состоящую из раздела о материалах и методах исследования, основной части и пакета выходных табличных форм (машинограммы и таблицы). Основная часть состоит из общего заключения, характеристики состояния воздушного бассейна и физического развития детей, оценки роли загрязнения в формировании физического развития и рекомендаций по его улучшению.

Литература

1. Буштуева К. А., Парцеф Д. П., Беккер А. А., Ревич Б. А. //Гиг. и сан,— 1985. — № 1, — С. 4—6.

2. Буштуева К. А., Случанко И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. — М., 1979.

3. Воробьев Е. И., Прусаков В. М„ Душутин К. К■ Охра^ на атмосферы и нефтехимия.—Л., 1983.

4. Методические подходы к комплексному изучению окружающей среды и здоровья населения в крупных промышленных районах с использованием автоматизированных информационных систем / Под ред. Е. И. Воробьева, В. М. Прусакова. — М.; Ангарск, 1985.

5. Пинигин М. А. // Санитарная охрана атмосферного воздуха городов.—М., 1976. — С. 15—17.

6. Сердюковская Г. Н.Ц Педиатрия. — 1982. — № 12. — С 22_25.

7. Хачатрян Т. С.// Гиг. и сан. — 1983. — № 7. — С. 18— 20.

8. Ямпольская Ю. А. // Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР. — М., 1936.— Вып. 4, Ч. 1, —С. 11—22.

Поступила 22.09.87

УДК 614.777+613.281:547.561-074:543.432

А. Н. Гантверг

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОЛОВ И НЕКОТОРЫХ ПЕСТИЦИДОВ В РЫБЕ КОЛОРИМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

НИИ озерного и речного рыбного хозяйства, Ленинград

Ф *

Предлагаемый метод основан на общеизвестном способе определения фенола в воде с применением аминоантипирина [2, 4] и не требует дополнительного оборудования и реактивов. Известно использование концентрированного раствора щелочи для отмывания фенола из грунтов с последующим окрашиванием его в водной среде [5]. Попытка применить этот метод для биологического материала оказалась безуспешной, так как в щелочных условиях многие биополимеры подвергаются частичному разрушению и, переходя в раствор, затрудняют дальнейшее определение фенола.

Сущность предлагаемого метода заключается в извлечении фенола с водяным паром из гомо-гената тканей рыб с последующим его определением, как это описано в указанных выше работах. Полнота извлечения фенола составляет 92— 95 %, чувствительность метода — 0,02 мг/кг, ошибка определения — не более 10 %.

Подвергшихся отравлению рыб декапитирова-ли, тело освобождали от внутренних органов, взвешивали и помещали в размельчитель тканей для приготовления водного гомогената в разведении 1 : 10. 250 мл полученного гомогената переносили в литровую плоскодонную колбу со шлифом и прибавляли туда 5 мл 25 % раствора гидроокиси натрия. Содержимое кипятили в течение 20 мин с обратным холодильником.

После охлаждения колбы к раствору добавляли 10 мл концентрированной серной кислоты, водой

доводили объем до 500 мл и затем воду отгоняли с паром. Чтобы исключить потери фенола, до начала кипения и образования дистиллята отходящий пар пропускали через раствор аммиачного буфера (рН 10,0), 1 мл которого предварительно наливали в приемную колбу. После накопления в приемной колбе 400 мл дистиллята к остатку гомогената добавляли еще 100 мл воды и продолжали кипячение до образования 500 мл дистиллята.

К полученному раствору, тщательно перемеши: вая, добавляли 4 мл аммиачного буфера, 0,8 мл 3,5 % раствора 4-аминоантипирина на 50 % спир- , те, 4 мл 10 % раствора персульфата аммония и оставляли .на 15 мин для развития окраски. Экстракцию окрашенного комплекса проводили в лит* ровой делительной воронке 25 мл н-гексанола, встряхивая смесь в течение 1 мин. После разделения водную фазу сливали, а к растворителю добавляли около 2 г безводного сульфата натрия и встряхивали. Отделенный от воды растворитель переносили в кювету с толщиной оптического слоя 5 см и колориметрировали на приборе КФК-2 при длине волны 490 нм. Аналогичную процедуру проводили с рыбами, не подвергавшимися отравлению, для определения интенсивности окрашивания холостой пробы. Коэффициент молярной экстинкции фенола составляет 3-Ю6. а

Данный метод может быть использован и для определения замещенных фенолов, способных окрашиваться аминоантипириновым методом, а так-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.