Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространственное мышление / развитие / навыки / личность / младший школьник / формирование / обучение / spatial thinking / development / skills / personality / junior student / formation / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Билял Эльмаз Адиль-гареевна

В статье рассматриваются вопросы развития способностей и пространственного мышления у детей в младшем школьном возрасте. Благодаря пространственному мышлению дети учатся решать проблемы самостоятельно, применять знания, решать ситуации в практической жизни. Поэтому на уроках математики, а также в повседневной жизни важно уделять особое внимание развитию пространственного мышления у детей. Теоретический анализ учебно-методической литературы по проблеме формирования пространственного мышления младших школьников на уроках математики позволяет нам определить понятие «пространственные представления» как деятельность, предполагающую определение формы, размера, положения и движения, различных объектов по отношению друг к другу, друг к другу и к собственному телу, по отношению к другим окружающим объектам в пространстве. В структуре пространственного мышления имеется переход между несколькими этапами, которые отражают последовательность, посредством которой школьник знакомится с пространственными понятиями. Формирование пространственного мышления и развитие пространственного мышления следует начинать как можно раньше в начальной школе, так как данный возраст наиболее благоприятный для формирования всех особенностей пространственного мышления. Пространственные представления успешно развиваются у младших школьников при участии их в разнообразных мероприятиях и играх. Также младшим школьникам на уроках математики сообщаются основные знания о форме, длине, пространственном расположении. Исследуя геометрические материалы, а также решая задачи на движение, у ребят формируется пространственное мышление на уроках математики. Для формирования пространственного мышления младших школьников на уроках математики широко учитель применяет методы визуализации, графического мышления, дидактических игр и др. Для формирования пространственного мышления младших школьников на уроках математики в первом классе можно применять различные методы и приемы обучения, включая метод визуализации, игровые приемы, методы обучения с реальными объектами окружающей действительности, работу с геометрическим материалом, просмотр фрагментов любимых мультфильмов. Все это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the development of abilities and spatial thinking in children at primary school age. Thanks to spatial thinking, children learn to solve problems on their own, apply knowledge, and solve situations in practical life. Therefore, in math lessons, as well as in everyday life, it is important to pay special attention to the development of spatial thinking in children. The theoretical analysis of the educational and methodological literature on the problem of the formation of spatial thinking of younger schoolchildren in mathematics lessons allows us to define the concept of "spatial representations" as an activity involving the definition of shape, size, position and movement, different objects in relation to each other, to each other and to one's own body, in relation to other surrounding objects in space. In the structure of spatial thinking there is a transition between several stages, which reflect the sequence through which the student gets acquainted with spatial concepts. The formation of spatial thinking and the development of spatial thinking should begin as early as possible in elementary school, since this age is the most favorable for the formation of all the features of spatial thinking. Spatial representations are successfully developed by younger schoolchildren with their participation in various activities and games. Also, younger students are taught basic knowledge about shape, length, spatial arrangement in math lessons. Exploring geometric materials, as well as solving problems for movement, children form spatial thinking in math lessons. To form the spatial thinking of younger schoolchildren in mathematics lessons, the teacher widely uses visualization methods, graphic thinking, didactic games, etc. To form the spatial thinking of younger schoolchildren in mathematics lessons in the first grade, various teaching methods and techniques can be used, including the visualization method, game techniques and teaching techniques, teaching methods with real objects of the surrounding reality, working with geometric material, viewing fragments of favorite cartoons. All this determines the relevance of the chosen research topic.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

3. Дроздов, И.Н. Повышение эффективности обучения студентов путем развития творческого мышления / И.Н. Дроздов, Н.А. Цыганюк // Вестник ЧитГУ. - 2012. - № 7(86). - С. 51-56

4. Елисеев, Б.Г. К оценке ЕГЭ как одной из форм системы отбора абитуриентов / Б.Г. Елисеев // Научный вестник МГТУ ГА.-2011. -№ 166(4). - С. 98-101

5. Замков, О.О. ЕГЭ и академические успехи студентов бакалавриата МИЭФ НИУ ВШЭ / О.О. Замков, А.А. Пересецкий // Прикладная эконометрика. - 2013. - № 30(2). - С. 93-114

6. Костерин, А. Повышение конкурентоспособности магазинов на основе DEA анализа / А. Костерин, И. Костерин // Практический маркетинг. - 2005. - №12(106). - С. 30-44

7. Польдин, О.В. Прогнозирование успеваемости в вузе по результатам ЕГЭ / О.В. Польдин // Прикладная эконометрика, -2011. - № 1(21).-С. 56-69

8. Рукавицына, Т.А. Реализация метода DEA для диагностики финансового состояния предприятий / Т.А. Рукавицына, В.В. Смолин // Вестник Сибирского гос. аэрокосмического ун-та им. акад. М.Ф. Решетнева. - 2008. -Т. 20, № З.-С. 171-175

9. Charnes, A. Measuring the Efficiency of Decision Making Units / A. Charnes, W.W. Cooper, E. Rhodes 11 European Journal of Operational Research. Amsterdam: North Holland. - 1978. - Vol. 2. - P. 429-444

Педагогика

УДК 371.032

кандидат педагогических наук, доцент Билял Эльмаз Адиль-Гареевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития способностей и пространственного мышления у детей в младшем школьном возрасте. Благодаря пространственному мышлению дети учатся решать проблемы самостоятельно, применять знания, решать ситуации в практической жизни. Поэтому на уроках математики, а также в повседневной жизни важно уделять особое внимание развитию пространственного мышления у детей. Теоретический анализ учебно-методической литературы по проблеме формирования пространственного мышления младших школьников на уроках математики позволяет нам определить понятие «пространственные представления» как деятельность, предполагающую определение формы, размера, положения и движения, различных объектов по отношению друг к другу, друг к другу и к собственному телу, по отношению к другим окружающим объектам в пространстве. В структуре пространственного мышления имеется переход между несколькими этапами, которые отражают последовательность, посредством которой школьник знакомится с пространственными понятиями. Формирование пространственного мышления и развитие пространственного мышления следует начинать как можно раньше в начальной школе, так как данный возраст наиболее благоприятный для формирования всех особенностей пространственного мышления. Пространственные представления успешно развиваются у младших школьников при участии их в разнообразных мероприятиях и играх. Также младшим школьникам на уроках математики сообщаются основные знания о форме, длине, пространственном расположении. Исследуя геометрические материалы, а также решая задачи на движение, у ребят формируется пространственное мышление на уроках математики. Для формирования пространственного мышления младших школьников на уроках математики широко учитель применяет методы визуализации, графического мышления, дидактических игр и др. Для формирования пространственного мышления младших школьников на уроках математики в первом классе можно применять различные методы и приемы обучения, включая метод визуализации, игровые приемы, методы обучения с реальными объектами окружающей действительности, работу с геометрическим материалом, просмотр фрагментов любимых мультфильмов. Все это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Ключевые слова: пространственное мышление, развитие, навыки, личность, младший школьник, формирование, обучение.

Annotation. The article deals with the development of abilities and spatial thinking in children at primary school age. Thanks to spatial thinking, children learn to solve problems on their own, apply knowledge, and solve situations in practical life. Therefore, in math lessons, as well as in everyday life, it is important to pay special attention to the development of spatial thinking in children. The theoretical analysis of the educational and methodological literature on the problem of the formation of spatial thinking of younger schoolchildren in mathematics lessons allows us to define the concept of "spatial representations" as an activity involving the definition of shape, size, position and movement, different objects in relation to each other, to each other and to one's own body, in relation to other surrounding objects in space. In the structure ofspatial thinking there is a transition between several stages, which reflect the sequence through which the student gets acquainted with spatial concepts. The formation of spatial thinking and the development of spatial thinking should begin as early as possible in elementary school, since this age is the most favorable for the formation of all the features of spatial thinking. Spatial representations are successfully developed by younger schoolchildren with their participation in various activities and games. Also, younger students are taught basic knowledge about shape, length, spatial arrangement in math lessons. Exploring geometric materials, as well as solving problems for movement, children form spatial thinking in math lessons. To form the spatial thinking of younger schoolchildren in mathematics lessons, the teacher widely uses visualization methods, graphic thinking, didactic games, etc. To form the spatial thinking of younger schoolchildren in mathematics lessons in the first grade, various teaching methods and techniques can be used, including the visualization method, game techniques and teaching techniques, teaching methods with real objects of the surrounding reality, working with geometric material, viewing fragments of favorite cartoons. All this determines the relevance of the chosen research topic.

Key words: spatial thinking, development, skills, personality,junior student, formation, training.

Введение. Пространственное мышление - важный навык, посредством которого осуществляется большая часть не только умственных, но и повседневных задач, что также содействует успешной адаптации человека в обществе.

Гражданское общество своей основной целью считает формирование гармонично развитой, активной личности, стремящейся к творчеству, инициативе, самостоятельности в принятии своих решений. Естественно, такая личность должна иметь развитое пространственное мышление. Развитие пространственного мышления занимает центральное место не только в развитии младших школьников, но ив формировании профессиональных навыков учителя.

Цель статьи - рассмотреть методические основы развития пространственного мышления у младших школьников на уроках математики.

Изложение основного материала статьи. Знакомясь с геометрическим материалом на уроках математики в начальной школе, у младших школьников развивается мышление, пространственное воображение и некоторые мыслительные операции - сравнение, анализ, синтез и обобщение. Постепенно формируются начальные понятия о геометрических фигурах и величинах, приобретаются основополагающие знания о начальном курсе математики. Действительно, использование геометрического материала на уроках математики играет особую роль в изучении пространственного мышления. Посредством геометрических упражнений дети могут научиться принимать самостоятельно решения. Они также приобретают опыт практической жизни, которая способствует их самостоятельности, креативности, вызывает интерес к уроку математики. Однако организация геометрических занятий в школе имеет некоторые ограничения. Хотя содержание образования в начальной школе фокусируется на более детальном изучении геометрических фигур, учителя не всегда оценивают уровень мышления и сознания детей. Иногда школьная программа идет быстрее, чем ученики успевают ее усваивать, поэтому возникают проблемы с понятием материала [2]. Кроме того, не стоит забывать, что младшие школьники не всегда могут быстро и правильно выполнять домашнее задание. По этой причине педагогу следует уделить отдельное внимание теоретическим знаниям, а далее - формированию пространственного мышления, потому что именно геометрические знания играют немаловажную роль в развитии пространственного мышления.

Способствует успешному развитию пространственного мышления ситуации, когда нужно определить местоположение и размеры (например, длину и размер) объекта, а также то, как различные объекты связаны между собой. Следует помнить, что что пространственное мышление - это не отдельный навык, а комплекс различных навыков. Наиболее значимые пространственные навыки мы рассмотрим далее [5].

Важным навыком пространственного мышления считается навык выделения - так называемый пространственный навык, при помощи которого человек отделяет один объект или изображение от более сложного фона. Так мы можем понять, что целые структуры состоят из отдельных частей. Например, на изображении нарисованы черно-белые геометрические фигуры, однако среди них есть одна фигура синего цвета. Как вы найдете синюю фигуру на рисунке? Для этого существует понятие «Пространственное масштабирование», которое помогает преобразовывать информацию между представлениями различных размеров. Так, пространственное масштабирование нужно для того, чтобы определить, что изображение сада, которое вы видите на карте в своём телефоне, представляет собой тот же сад, в котором вы сейчас находитесь. Второй пример - при сборке мебели, например, книжного шкафа, мы используем инструкцию со схемой сборки. Для того, чтобы собрать книжный шкаф, вы должны знать, что маленький рисунок двери шкафа на инструкции представляет собой копию двери в натуральном размере, которую вы сейчас собираете. Кроме того, детям можно предложить рассмотреть три рисунка. На каждом рисунке изображены два куста и мячик между ними. Младшим школьникам нужно узнать, на каком рисунке мячик расположен на одинаковом расстоянии от кустов, что на начальном изображении [3].

Другим важным навыком является навигация. Применение навыка навигации помогает нам добраться до необходимого места. С целью четкой ориентации, дети должны научиться находить взаимосвязь между зданиями, применять ориентиры, изучать выбранный маршрут и расположение объектов на этой территории.

Пространственное мышление следует развивать уже с начальных классов. Ведь оно определяет, насколько успешно ребенок владеет вычислительными навыками, счетом, устными вычислениями и др.

К примеру, исследования доказывают, что дети, которые играют с детскими конструкторами, гораздо быстрее овладевают навыками счета и вычислений. Также ученые утверждают, что для решения разнообразных математических задач необходимы разные виды пространственного мышления. Замечено, что младшие школьники, которые быстро и уверенно ориентируются в пространстве, также умеют располагать числа на числовой прямой, а школьники, которые хорошо умеют быстро считать в уме, гораздо быстрее справляются с вычислительными примерами с пропущенными числами.

Пространственное мышление - это один из когнитивных навыков, который можно развивать и тренировать. Некоторые ученые стремились развивать пространственные способности с помощью разнообразных когнитивных тренировок [1]. Такая тренировка содержит решение пространственных задач, игры по развитию пространственных представлений или выполнение конструкторских действий, например, строительство фигур из блоков.

Многие исследования показывают, что при регулярных тренировках, ваше пространственное мышление будет гораздо лучше. Это касается и других видов мышления. Следовательно, формирование пространственных навыков является довольно сложным и интересным процессом, так как известно, что развитие пространственного мышления тесно связано с другими видами мышления. Так, решение головоломок, собирание паззлов, и другие пространственные игры могут улучшить математические навыки. Навыки пространственного мышления можно сформировать и в домашних условиях, например, при сборке деталей из конструктора Lego или головоломок, при упаковке подарков. Кроме того, повысить уровень пространственного мышления могут и современные компьютерные игры, такие как Minecraft (здесь применяются трехмерные блоки для строительства домов или городов), а также игры, требующие прохождение всевозможных лабиринтов.

Какова роль пространственного мышления для развития математических навыков? Почему пространственные и математические навыки находятся во взаимосвязи? Ответом служит утверждение, что при решении пространственных задач, задействованы те же части мозга, которые используются для математических вычислений. Исследования доказывают, что некоторые пространственные и математические навыки зависят от функционирования определенной части мозга -теменной доли. Так, выполняя тренировочные упражнения с использованием пространственного мышления, возможно укрепить связи между нейронами в данной части мозга [4].

Некоторые упражнения направлены на развитие пространственного воображения. Оно развивается в процессе наблюдения, решения головоломок и других логических заданий. Если задание не получается решить, применяя геометрическое мышление, нужно применить элементы пространственного воображения. Таким образом, трудности формирования геометрического мышления является основой развития пространственного воображения, в тоже время пространственное воображение становится целью развития геометрического мышления. Возможность применения на практике - важнейший критерий определения возможностей геометрического мышления у младших школьников.

Выводы. Следовательно, процессу формирования пространственного мышления педагогу необходимо уделять гораздо больше времени, чем это запланировано в школьной программе по математике в начальных классах. Педагогу необходимо организовать и успешно осуществить учебный процесс по развитию пространственного мышления у младших школьников. Использование на уроках математики заданий и упражнений с элементами геометрического материала направлено на развитие и формирование важных приёмов умственной деятельности, а также воображения, пространственного мышления, самостоятельности, логического мышления, и познавательного интереса ребенка.

Проанализировав материал курса и учебники по математике в начальной школе, мы определили, что для полноценного формирования пространственного мышления младших школьников в начальной школе отводится лишь некоторая часть времени работы по изучению геометрического материала.

На данных уроках ученики знакомятся с разнообразными геометрическими фигурами и их главными признаками, с основными приборами чертежей; а также с разнообразными единицами их измерения.

Для успешного формирования основ пространственного мышления младших школьников учителем применяются разнообразные методы и приемы обучения, среди которых можно выделить метод наглядности, игровые методы, задания с геометрическими фигурами, просмотр мультфильмов по изучаемой теме. Все перечисленные методы и приемы обучения должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников, что будет способствовать созданию благоприятных условий для формирования пространственного мышления у учащихся начальных классов.

Исследовательская работа включала в себя проведение исследования, состоявшее из трех этапов. Констатирующий этап заключался в выборе методик и проведении диагностического обследования. На формирующем этапе нами была разработана методика развития геометрического видения с помощью дидактических игр и игровых упражнений. На контрольном этапе мы провели анализ уровней сформированности геометрического видения младших школьников, обобщили и проанализировали полученные экспериментальные данные.

Мы определили, что основным средством формирования пространственного мышления и геометрического видения учащихся, является комплекс упражнений, составленный в соответствии с выделенными критериями сформированности геометрического видения.

Методическая основа работы с упражнениями, направленными на развитие геометрического видения учащихся начальных классов, основывается на интегративной основе, во взаимосвязи содержательного и процессуального. Итога эксперимента свидетельствуют о значительной разнице в уровнях сформированности геометрического видения у учеников в контрольной и экспериментальной группе.

Обобщая проведенную экспериментальную работу, мы можем утверждать, что логические игры, головоломки, задачи и упражнения содействует успешному развитию пространственного мышления у младших школьников. Игровые элементы можно применять на разных этапах урока: во время изучения нового материала, его обобщения, повторения изученного материала, этапе контроля. Игра способствует включению в активную деятельность большого количества учеников класса.

Игровые методы решают не только некоторые образовательные цели урока, но и задачи активизации умственной деятельности, выступают определенным фактором в развитии логического мышления учеников. Игра помогает педагогу легче усвоить трудный материал урока. Таким образом, можно сделать заключение о том, что применение игровых моментов необходимо при математическом обучении младших школьников.

Использование дидактических игр, логических задач, головоломок, помогает педагогу эффективно организовать процесс обучения учащихся на занимательным и привлекательным. Создавая игровую атмосферу на уроках, учитель формирует у детей познавательный интерес инициативу, уменьшает скуку и усталость, позволяет развивать внимание. Длительность игры 7-10 минут, в это время дети играют, а также обобщают, улучшают навыки вычислений. Все это способствует успешному развитию основ пространственного мышления у младших школьников.

Литература:

1. Ильина, Т.А. Педагогика школы / Т.А. Ильина. - Москва, 2002. - С. 18-22

2. Немов, P.C. Психология: учебник СПО / P.C. Немов. - Москва: Издательство Юрайт, 2016. - 639 с.

3. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении / Н.Г. Салмина. - Москва.: Изд-во Моск. ун-та, 2018. - 288 с.

4. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 2019. - 554 с.

5. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И.С. Якиманская. - Москва: Наука, 2017. -С. 33-35

Педагогика

УДК 378

ассистент кафедры «Оторинология и хирургия головы и шеи» Борлакова Зубайда Аубекировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (г. Черкесск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей» Айбатыров Казбек Султанбекович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова» (г. Махачкала); магистр 3 года обучения социального факультета Исакова Камила Садрудиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается сущностное назначение профессионального образования и его значение для развития личности студентов. Рассматривается профессиональная компетенция как главенствующая задача университетов и ожидания со стороны общества. Изучается практика совершенствования профессиональных компетенций студентов тремя ведущими университетам Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республик. Определяются общие подходы, способствующие усилению степени вовлеченности студентов в практическую деятельность в соответствии с приоритетами университета. Выявляются существенные различия в подходах к совершенствованию искомых компетенций среди студентов, реализуемых рассматриваемыми университетами из трех субъектов Российской Федерации. Ключевые слова: профессиональная компетенция, студент, процесс обучения, университет, преподаватель. Annotation. The article reveals the essential purpose of vocational education and its importance for the development of students' personality. Professional competence is considered as the main task of universities and the expectations of society. The practice of improving the professional competencies of students is studied by three leading universities of the Republic of Dagestan, Karachay-Cherkess and Kabardino-Balkarian Republics. Common approaches are identified that contribute to strengthening the degree of student involvement in practical activities in accordance with the priorities of the university. Significant differences in approaches to improving the desired competencies among students implemented by the universities in question from three subjects of the Russian Federation are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.