Научная статья на тему 'Методические основы проведения финансового мониторинга организаций для предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций'

Методические основы проведения финансового мониторинга организаций для предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / РИСКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ / ЗАБЛАГОВРЕМЕННОЕ ПРИНЯТИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР / FINANCIAL MONITORING / RISKS OF ACCIDENTS AT HAZARDOUS SITES / EARLY PREVENTIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдотьин Владимир Петрович, Авдотьина Юлия Сергеевна, Кован Сергей Евгеньевич, Дмитриевская Наталия Алексеевна, Проданова Наталья Алексеевна

Представлены методические основы по развитию методов прогнозирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также повышения устойчивости функционирования организаций, имеющих в составе действующие опасные производственные объекты. Они направлены на увеличение эффективности госконтроля в области защиты населения и территорий от ЧС и на организацию работы территориальных подсистем РСЧС по финансовому мониторингу для выявления организаций с повышенными рисками ЧС и принятия профилактических мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авдотьин Владимир Петрович, Авдотьина Юлия Сергеевна, Кован Сергей Евгеньевич, Дмитриевская Наталия Алексеевна, Проданова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Methodological Framework for Financial Monitoring of Organizations for Preventing Technological Incidents

The article presents a methodological framework for the development of methods for predicting and preventing technological incidents and improving business continuity of organizations operating hazardous installations. The purpose of the framework is to raise the efficiency of state control in disaster protection of people and territories and organize the financial monitoring activities of the territorial subsystems of the Russian Unified Emergency Prevention and Response System in order to identify organizations with high risks of emergency situations and take appropriate preventive measures.

Текст научной работы на тему «Методические основы проведения финансового мониторинга организаций для предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций»

/30 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 1 (51) УДК 336.61

Методические основы проведения финансового мониторинга организаций для предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2017

В.П. Авдотьин, Ю.С. Авдотьина, С.Е. Кован, Н.А. Дмитриевская, Н.А. Проданова

Аннотация

Представлены методические основы по развитию методов прогнозирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также повышения устойчивости функционирования организаций, имеющих в составе действующие опасные производственные объекты. Они направлены на увеличение эффективности госконтроля в области защиты населения и территорий от ЧС и на организацию работы территориальных подсистем РСЧС по финансовому мониторингу для выявления организаций с повышенными рисками ЧС и принятия профилактических мер.

Ключевые слова: финансовый мониторинг; риски возникновения аварий на опасных объектах; заблаговременное принятие профилактических мер.

A Methodological Framework for Financial Monitoring of Organizations for Preventing Technological Incidents

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2017

V. Avdotin, Yu. Avdotina, S. Kоvаn, N. Dmitrievskaya, N. Prodanova

Abstract

The article presents a methodological framework for the development of methods for predicting and preventing technological incidents and improving business continuity of organizations operating hazardous installations. The purpose of the framework is to raise the efficiency of state control in disaster protection of people and territories and organize the financial monitoring activities of the territorial subsystems of the Russian Unified Emergency Prevention and Response System in order to identify organizations with high risks of emergency situations and take appropriate preventive measures.

Key words: financial monitoring; risks of accidents at hazardous sites; early preventive measures.

Для снижения риска и тяжести последствий ЧС техногенного характера необходимо: своевременно проводить профилактические мероприятия, плановые и восстановительные ремонты, останавливать, списывать, изымать из хозяйственного оборота и утилизировать объекты, выработавшие ресурсы, обучать и повышать квалификацию персонала, обслуживающего потенциально опасные объекты (ПОО).

На проведение этих мероприятий требуются затраты, которые не все организации могут нести, или могут, но не хотят нести.

Цель финансового мониторинга в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций—на основании объективной оценки финансово-экономического состояния организаций определение тех организаций, где возможно отсутствие финансирования или не до финансирование комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Финансовый мониторинг в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций позволит своевременно осуществить контрольные проверки со стороны государственных надзорных органов и заблаговременно предпринять необходимые профилактические меры для предупреждения ЧС [1-9].

В финансовом анализе цель финансового мониторинга —получение нескольких ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации. Различают внешний и внутренний финансовый анализ. Основные задачи внешнего анализа: оценка финансовых результатов деятельности организации; оценка имущественного положения организации; анализ финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности организации; исследование состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности; анализ эффективности

вложенного капитала. Он базируется на публикуемых данных бухгалтерской отчетности.

Внутренний анализ служит для разработки стратегии и тактики работы организации и выполняется для собственников и менеджеров самой организации. В нем используются дополнительные источники информации, в том числе те, что могут составлять коммерческую тайну.

Для реализации целей финансового мониторинга в интересах предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций используют результаты проведения финансового мониторинга организаций, имеющих в своем составе источники аварий и ЧС, при этом целесообразно использовать внешний финансовый анализ по данным бухгалтерской отчетности.

Назначение основных компонентов финансовой отчетности при проведении финансового мониторинга организаций приведено в табл. 1.

Сведения, необходимые для проведения финансового мониторинга в интересах предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций, формируются организациями при подготовке документов бухгалтерской отчетности и предоставляются внешним пользователям в соответствии с действующими нормативными правовыми документами. Информация может представляться в бумажном виде и на электронных носителях информации.

Основой финансового мониторинга в интересах предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций является финансовый анализ. Для определения зависимости возникновения ЧС техногенного характера от финансово-экономического состояния целесообразно использовать следующие показатели финансового мониторинга организации: среднемесячная выручка организации (К1); рентабельность продаж (К2); рентабельность (доходность) капитала (К^); коэффициент текущей ликвидности (К4); коэффициент быстрой ликвидности (К5); коэффициент абсолютной ликвидности (К6); степень платежеспособности по текущим обязательствам (К7); коэффициент обеспеченности оборотными средствами (К8);

Таблица 1

Назначение основных компонентов финансовой отчетности

Компоненты финансовой отчетности Содержание Использование информации

Бухгалтерский баланс Наличие экономических ресурсов, которые есть на предприятии на дату составления бухгалтерского баланса Оценка структуры ресурсов организации, их ликвидности и платежеспособности организации. Прогнозирование будущих потребностей в ссудах.

Отчет о финансовых результатах Доходы, затраты и финансовые результаты деятельности организации за отчетный период Оценка и прогноз прибыльности деятельности организации и структуры доходов и затрат

Отчет о собственном капитале Изменения в составе собственного капитала организации на протяжении отчетного периода Оценка и прогнозирование изменений в собственном капитале

Отчет о движении денежных средств Получение и использование денежных средств на протяжении отчетного периода Оценка и прогноз движения денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации

Пояснения Выбранная учетная политика. Информация, не приведенная в отчетах, но обязательная для принятия решений. Дополнительный анализ статей отчетности, необходимый для их понимания Оценка и прогноз: учетной политики организации; рисков или неопределенности, его ресурсов и обязательств; деятельности подразделений организаций

коэффициент оборотных средств в расчетах (К9); собственный капитал в оборотных средствах (К10); доля собственного капитала в оборотных средствах (К11); непокрытый убыток (К12); коэффициент износа основных средств (К13).

Расчет этих показателей производится при проведении финансового мониторинга организации на основе бухгалтерской отчетности организации.

К1 — отношение выручки (валовой выручки организации по оплате, включающей выручку от реализации за отчетный период (по оплате), НДС, акцизы и другие обязательные платежи), полученной организацией за отчетный период (ВВО), к количеству месяцев в отчетном периоде (Т) и характеризует объем доходов организации за данный период и определяет основной финансовый ресурс организации, используемый для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе для проведения мероприятий по предупреждению ЧС. В частности происходит сокращение финансовых резервов, которые предусматриваются для ликвидации ЧС.

К, = ВВО/ Т.

(1)

Т — количество месяцев в рассматриваемом отчетном периоде, принимает значения 3, 6, 9, 12;

К2 — частное от деления прибыли (ПР), полученной в результате реализации продукции, на выручку организации за тот же период (ВО).

К = ПР / ВО.

(2)

Показатель К2 отражает соотношение прибыли от реализации продукции и дохода, полученного организацией в отчетном периоде. Он определяет, сумму прибыли, полученной организацией при реализации продукции на один рубль выручки. Его снижение свидетельствует об возможном снижении расходов на предупреждение ЧС.

К3 — исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли (БЧП) к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (СГСК).

К = БЧП /СГСК.

(3)

Вычисляется как полусумма значений на начало и конец анализируемого периода показателя валюты (суммы) баланса, характеризует величину чистой прибыли, полученной на 1 рубль средств, вложенных в деятельность организации. Его снижение в динамике— негативное явление и свидетельствует обуменьшении финансовой эффективности организации и возможное снижении расходов на предупреждение ЧС.

К4 — обобщающий показатель платежеспособности и показывает платежные возможности организации при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов (то есть за счет активов разной степени ликвидности). Этот показатель также характеризует общую обеспеченность организации оборотными

средствами для ведения хозяйственной деятельности (ОС) и своевременного погашения срочных обязательств (ПО).

К = ОС/ПО.

(4)

Рост показателя К4 в динамике положительно характеризует финансово-хозяйственную деятельность. Но слишком большое его значение (например, по сравнению со среднеотраслевым) нежелательно, т.к. может свидетельствовать о неэффективном использовании ресурсов, замедлении оборачиваемости средств, вложенных в производственные запасы, неоправданном росте дебиторской задолженности, и т.п., что влечет в краткосрочной перспективе изъятия финансовых средств из не производственной сферы и перевод их в сферу производства, т.е. возможно снижение расходов на предупреждение ЧС.

К5 — ожидаемая платежеспособность организации на период, равный среднему сроку расчета по дебиторской задолженности, отношение стоимости наиболее ликвидных активов (СЛА) (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность и прочие оборотные активы) к текущим обязательствам (ТО).

К = СЛА/ ТО.

(5)

Показатель К5 исчисляется по более узкому кругу оборотных активов, что вызвано трансформацией некоторых видов активов в денежные средства, могущей быть продолжительной, а денежные средства в сопоставимых ценах, вырученные в случае вынужденной реализации производственных запасов, часто существенно ниже затрат по их приобретению. Вследствие этого могут сокращаться материальные запасы средств предусмотренных для ликвидации ЧС.

Его значение должно быть не менее 1. Рост К5 может быть связан и с возрастанием неоправданной дебиторской задолженности, что отрицательно характеризует финансово-хозяйственную деятельность организации, а следовательно и возможности организации по затратам на выполнения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

К6 — отношение стоимости наиболее ликвидных активов (СЛА) к текущим обязательствам (ТО).

К = СЛА / ТО.

(6)

Показатель К6 показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно, поскольку для погашения будут использоваться средства, уже обращенные в деньги и находящиеся на счете в банке и в кассе организации. Рекомендации по его значению отсутствуют, т.к. управление денежными средствами (в частности, определение оптимального остатка средств на счете и в кассе в условиях рыночных отношений) не поддается стандартизации. Значение К6 должно варьировать в пределах

от 0,03 до 0,08. Снижение этого показателя характеризует возможность привлечения дополнительных средств для ликвидации ЧС при не достаточности средств, предусмотренных в финансовом резерве для ликвидации ЧС.

К7 — отношение текущих заемных средств (краткосрочных обязательств) организации (ТЗС) к среднемесячной выручке (К1).

К7 = ТЗС /К1.

(7)

Показатель К7 имеет размерность «месяцы» и определяет, сколько месяцев организация должна работать, чтобы полученная выручка покрыла текущие обязательства. Характеризует текущую платежеспособность организации, объем ее краткосрочных заемных средств и сроки возможного погашения текущей задолженности перед кредиторами. Если его значение меньше или равно 3, то организация имеет финансовые возможности погасить за счет выручки все текущие обязательства в сроки, установленные законодательно о банкротстве. Они не превышают 3 месяцев. Этот показатель характеризует возможность организации планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС.

К8 — частное от деления оборотных активов организации (ОАО) на среднемесячную выручку К1 и характеризует объем оборотных активов (среднемесячные доходы организации), а также их оборачиваемость.

К8 = ОАО / К1.

(8)

Оценивает скорость обращения средств, вложенных в оборотные активы, зависит от характера производственной деятельности организации; его снижение — одна из главных внутрихозяйственных задач организации и может быть достигнуто либо за счет увеличения выручки (масштаба бизнеса), либо за счет увеличения скорости обращения оборотных средств (деловой активности). То и другое положительно характеризует деятельность организации. Этот показатель характеризует возможность организации планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

К9 — отношение суммы оборотных средств и товаров, отгруженных за вычетом запасов и налога на добавленную стоимость, к среднемесячной выручке (К1).

К9 = СОС / К1.

(9)

Определяет скорость обращения оборотных активов организации, не участвующих в непосредственном производстве, измеряется в месяцах и характеризует средние сроки расчетов с организацией потребителей ее продукции за продукцию отгруженную, но еще не оплаченную, то есть средние сроки,

на которые выведены из процесса непосредственного производства оборотные средства, находящиеся в расчетах.

Показатель К9 показывает, насколько ликвидной (востребованной на рынке) является продукция, выпускаемая организацией, и насколько эффективно организованы взаимоотношения организации с потребителями продукции. Это показатель показывает эффективность сбора оплат по продажам, осуществленным в кредит, характеризует вероятность возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности и ее списания в результате не поступления платежей, т.е. степень коммерческого риска.

При возрастании К9 для восполнения оборотных средств организации требуются дополнительные заимствования, что ведет к снижению ее платежеспособности. Возрастание значения показателя выше 3 ставит под угрозу финансовые возможности организации рассчитываться по обязательствам в сроки, установленные законом (3 месяца), по причине несвоевременного поступления средств для расчета от потребителей. Этот показатель характеризует возможность организации финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

К — разность между собственным капиталом организации (СКО) и ее вне оборотными активами (ВОА).

К10 = СКО - ВОА.

(10)

Наличие собственного капитала в обороте (собственных оборотных средств)—один из важных показателей финансовой устойчивости организации. Отсутствие собственного капитала в обороте организации свидетельствует о том, что все ее оборотные средства, а также, возможно, часть внеоборотных активов (в случае отрицательного значения показателя) сформированы за счет заемных средств (источников). Этот показатель характеризует возможность организации создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

К11 — отношение собственных средств в обороте (СОС) ко всей величине оборотных средств (ОС).

К11 = СОС / ОС.

(11)

Он характеризует соотношение собственных и заемных оборотных средств и определяет степень обеспеченности хозяйственной деятельности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости. Должен быть более 0,1. Значение К в оборотных средствах меньше 0,1 — признак неудовлетворительной структуры баланса.Этот показатель характеризует возможность организации финансировать ликвидацию ЧС.

К — сумма непокрытого убытка прошлых лет и отчетного года (СНУ).

К12= СНУ

(12)

Определяет величину собственных средств организации, утраченных в убытках и выведенных из производственно-хозяйственной деятельности. В случае, если убытки превысили размер собственных источников финансово-хозяйственных средств, то утрачиваются в убытках уже заемные средства. Этот показатель характеризует возможность организации.

К13—доля изношенных основных средств (С) в их общем объеме (С ). Положительным считается

у иерв'

значение меньше 0,5. Формула расчета:

К13 = С

13 и

/ С

(13)

С — первоначальная стоимость основных

перв А

средств, тыс. руб.;

Сшн—стоимость износа основных средств, тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этот показатель отражает долю стоимости основных средств, оставшуюся к списанию на затраты в последующих периодах, и используется как характеристика состояния основных средств. Он зависит от принятой методики начисления отчислений и не отражает в полной мере фактического износа основных средств. Является полезной качественной характеристикой основных средств, используемых в производстве. Не должен превышать 50%. Этот показатель характеризует возможность организации-предупреждать ЧС.

Показатели К4 -К12 целесообразно рассчитывать на начало и конец периода и анализировать динамику изменения.

Перечень организаций, подлежащих финансовому мониторингу в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций

в нее сведений» (в ред. Приказа Ростехнадзора от 18.11.2014 г. № 521); Приказ Ростехнадзора от 23.06. 2014 г. № 257 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности».

В соответствии с РД от 29.11.2005 № 03-14-2005 г. «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня, включаемых в нее сведений» предусматривается оценка технического и технологического риска возникновения ЧС, а также сведения о готовности эксплуатирующей организации, куда входит опасный производственный объект, к предупреждению, локализации и ликвидации ЧС техногенного характера. Таким образом, в перечень организаций, подлежащих финансовому мониторингу, целесообразно включить те, что имеют ПОО, подлежащие декларированию промышленной безопасности, аварии на ПОО которых создают угрозу ЧС техногенного характера.

Сформированный в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.97 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» перечень не охватывает весь круг организаций, имеющих в своем составе ПОО, где возможно возникновение ЧС.

Представляется целесообразным включить в перечень организаций, подлежащих финансовому мониторингу в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций и другие организации, деятельность которых связана с риском возникновения аварий, например те, на которых в течение последних 5 лет произошли аварии, ставшие причиной ЧС, но они не включены в перечень организаций, имеющих объекты, подлежащие декларированию промышленной безопасности.

Одна из важнейших задач при организации финансового мониторинга в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций—определение круга организаций, по которым он будет проводиться.

В рамках Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 (ред. от 15.02.2014 г.) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в целях выявления и оценки возможных источников ЧС осуществляются контроль состояния потенциально опасных техногенных объектов и прогнозирование возможности возникновения ЧС на объектах промышленности.

Основным исходным документом для контроля промышленной безопасности является декларация промышленной безопасности объекта. Ее разработку регламентируют Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; РД от 29.11.2005 г. № 03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня, включаемых

Распределение организаций по группам подлежащих финансовому мониторингу в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций

При проведении финансового мониторинга в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций осуществляются расчет показателей и их сравнение с рекомендуемыми значениями. Анализ их отклонений от рекомендуемых дает возможность оценить степень риска аварий и техногенных ЧС с точки зрения финансового состояния организаций. Показатели финансового состояния организаций в зависимости от группы подлежащих финансовому мониторингу в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций приведены в табл. 2.

1 группа риска аварий и техногенных ЧС с точки зрения финансового состояния организаций. Эта группа характеризуется минимальной зависимостью от финансового состояния организаций. Значения финансовых показателей организации находятся

Таблица 2

Показатели финансового состояния организаций в зависимости от группы рискааварий и техногенных ЧС

с точки зрения финансового состояния организаций

№ Наименование показателя Распределение организаций по группам риска аварий и техногенных ЧС с точки зрения финансового состояния организаций

1 2 3

1 Среднемесячная выручка рост снижение Снижение

2 Рентабельность продаж больше 0 может быть больше 0 меньше или больше 0

3 Рентабельность (доходность) капитала больше 0 менее 0 меньше 0

4 Коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2 от 1 до 2 меньше 1

5 Коэффициент быстрой ликвидности больше 0,7 0,4-0,7 меньше 0,4

6 Коэффициент абсолютной ликвидности от 0,03 до 0,08 снижение Снижение

7 Степень платежеспособности по текущим обязательствам меньше 3 от 3 до 12 больше 12

8 Коэффициент обеспеченности оборотными средствами снижение рост Рост

9 Коэффициент оборотных средств в расчетах меньше 3 от 3 до 12 больше 12

10 Собственный капитал в оборотных средствах имеется имеется Отсутствует

11 Доля собственного капитала в оборотных средствах больше или равен 0,1 меньше 0,1, но больше 0 меньше 0

12 Величина накопленного убытка 0 имеется значительная величина*

13 Коэффициент износа основных средств меньше 0,5 от 0,5 до 0,7 больше 0,7

* Значительной величиной накопленного убытка можно считать убыток, превышающий величину среднемесячной выручки.

в пределах нормативных (рекомендованных) значений. То есть, данная организация располагает достаточными финансовыми ресурсами для выполнения всех мероприятий, предусмотренных требованиями технической и технологической безопасности. Риск возникновения аварий или техногенной ЧС по финансовым факторам можно оценить как наименьший.

2 группа риска аварий и техногенных ЧС с точки зрения финансового состояния организаций. Основным квалифицирующим признаком является убыточность текущей производственной деятельности, который дополнительно может характеризоваться следующими финансово-экономическими показателями:

рентабельность (доходность) капитала—отрицательная, т.е. организация не имеет прибыли остающейся в ее распоряжении, не имеет ни одного из источников внутреннего финансирования;

собственный капитал в оборотных средствах имеется, однако его доля в оборотных средствах меньше 0,1, что может отрицательно сказаться на финансовой устойчивости и финансовой независимости организации, так как возрастают заемные источники финансирования оборотного капитала, значение коэффициента текущей ликвидности меньше 2, но больше 1. Структура баланса—неудовлетворительная, однако в случае необходимости погашения всех краткосрочных обязательств за счет оборотных средств их пока достаточно для покрытия долгов;

показатель степени платежеспособности по текущим обязательствам составляет от 3 до 12 месяцев, т.е. для погашения организацией существующей задолженности необходимо более трех месяцев всю свою выручку направлять только на погашение

обязательств, не исполняя при этом других текущих платежей;

значение коэффициента оборотных средств в расчетах от 3 до 12 месяцев, т.е. средние сроки расчетов с организацией за отгруженную, но еще не оплаченную продукцию составляют более 3 месяцев. Фактически, организация, кредитуя своих покупателей, вынуждена привлекать заемные средства в больших размерах, чем собственные ресурсы для их погашения;

наличие накопленного убытка.

Текущая деятельность организаций убыточна, т. е. снижено финансирование мероприятий по обеспечению технической и технологической безопасности. Базовые показатели финансового состояния организаций данной группы хуже, чем у первой группы, но не переходят критических значений, т.е. она может изыскать средства, в том числе за счет их перераспределения, для осуществления необходимых мероприятий.

3 группа риска аварий и техногенных ЧС с точки зрения финансового состояния организаций.

Основным квалифицирующим признаком является неплатежеспособность. Данная группа характеризуется следующими показателями:

коэффициент текущей ликвидности меньше 1, т. е. соотношение оборотных активов и текущих обязательств организации составляет меньше 1 рубля на 1 рубль долга, и при попытке расчета по своим обязательствам за счет оборотных активов она будет вынуждена их полностью ликвидировать и остановить производство;

показатель степень платежеспособности по текущим обязательствам больше 12 месяцев, т.е. для

погашения предприятием существующей задолженности необходимо более года всю выручку направлять на это, не исполняя других текущих платежей; значительный объем накопленных убытков; доля собственного капитала в оборотных сред-ствах—отрицательная, т.е. собственный капитал в оборотных средствах организации отсутствует, а оборотные средства и часть внеоборотных активов сформированы за счет заемных источников;

как правило, рентабельность (доходность) капитала отрицательная;

рентабельность продаж—отрицательная, т.е. деятельность по производству и реализации основной продукции убыточная.

Организации с высокой степенью риска возникновения аварий и катастроф техногенного характера характеризует истощение или отсутствие в достаточном количестве ликвидных активов и источников их образования, которые могли быть направлены на погашение обязательств, компенсацию накопленных убытков, из-за чего организация переходит в режим сокращенного воспроизводства. То есть у нее отсутствуют средства для обновления материально-технической базы и поддержания на безопасном уровне функционирования имеющихся производственных фондов.

Результаты анализа и ранжирования организаций по группам риска аварий и техногенных ЧС с точки зрения финансового состояния организаций рекомендуется заносить в специальную «учетную карту» организации.

Более пристального внимания со стороны государственных контрольных органов заслуживают организации с высокой степенью риска аварий и техногенных ЧС с точки зрения финансового состояния организаций. Дополнительно целесообразно провести ранжирование полученной выборки организаций 3 группы по убыванию показателя степень платежеспособности по текущим обязательствам.

Он характеризует возможность расчетов организации по своим обязательствам и наиболее точно отражает уровень финансового состояния.

На следующем этапе целесообразно провести анализ групп организаций с высокой степенью риска аварий и техногенных ЧС с точки зрения финансового состояния организаций на наличие технических и технологических рисков. Именно на потенциально опасные объекты с высокой степенью риска аварий и техногенных ЧС с точки зрения финансового состояния организаций, в первую очередь, должно быть направлено внимание со стороны государственных контрольных органов.

Литература

1. ПучковВ.А., Авдотьина Ю. С., Авдотьин В. П. Административно-правовые режимы управления природным и техногенным рисками: Монография. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. С. 27.

2. Авдотьин В. П., Авдотьина Ю. С. и др. Отчет о НИР «Разработка научно обоснованных предложений по повышению эффективности деятельности и конкурентоспособности бюджетных учреждений, в отношении которых МЧС России осуществляет функции и полномочия учредителя, на основе проведения ре-

гулярного финансово-экономического анализа с использованием современных инструментов и методов мониторинга и оценки экономических показателей деятельности». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. С. 123.

3. Таль Г.К., Кован С. Е., Авдотьин В. П. и др. Антикризисное управление: Учеб. пособ. для арбитражных управляющих и студентов вузов. В 2-х т. М.: Инфра-М, 2004, 2008. С. 400.

4. Кован С. Е. Теория антикризисного управления предприятием: Учеб. пособ. М.: КНОРУС, 2009. С. 95.

5. Шувалова Е. Б., Дмитриевская Н. А., Басов С. В., Бутенко Л. А., Солярик М. А. и др. Налоговый учет и отчетность коммерческих организаций: Учеб. пособ. М.: МЭСИ, 2014. 356с.

6. Плющиков В. Г., Дурнев Р. А., Авдотьин В. П., Авдотьина Ю. С., Кононов А. А. Управления безопасностью образовательных учреждений на основе методологии критерального моделирования и индикативной оценки рисков. Проблемы безопасности жизнедеятельности (в сфере образования. I научно-практическая конференция. Москва, 20 октября 2016 г.. М-лы конф. / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. С. 440-456.

7. Авдотьин В. П., Авдотьина Ю. С., Палинкаш Л.В. Страхование и социальная поддержка населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Междунар. науч. конф. «Ломоносовские чтения-2016». «Экономическая наука и развитие университетских научных школ» (к 75-летию экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова): Сб. статей / Под ред. А.А. Аузана, В. В. Герасименко . М.: Экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. С. 1183-1194.

8. Авдотьин В. П. Прошло уже 30 лет после аварии на Чернобыльской АЭС, а все помнится в деталях // Чернобыль. Памятные страницы (к 30-летию аварии на ЧАЭС) / Под общ. ред. В. А. Акимова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 408 с. Ил. С. 206-214.

9. Авдотьин В. П., Горемыкина Г. И. Моделирование системы управления резервом аварийно-спасательного оборудования и снаряжения для проведения крупномасштабных поисково-спасательных операций в Арктической зоне Российской Федерации // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 4. С. 260-268.

Сведения об авторах

Авдотьин Владимир Петрович: к. т. н., доц., Департамент техносферной безопасности Аграрно-технологи-ческого института Российского университета дружбы народов, зам. директора; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. научн.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 9328-3014.

Авдотьина Юлия Сергеевна: Научно-техническое управления МЧС России, советник, полковник внутренней службы.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]

Кован Сергей Евгеньевич: к. т. н., доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, проф. каф. «Стратегический и антикризисный менеджмент». 125993, Москва, Ленинградский просп., 49. e-mail: [email protected]

Дмитриевская Наталия Алексеевна: к. эконом. н., доц., Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, декан фак-та электронного обуч. 115054, Москва, Замоскворечье, Стремянный пер., 36. e-mail: [email protected]

Проданова Наталья Алексеевна: д. э. н., Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова., проф. каф. финансового контроля, анализа и аудита. 115054, Москва, Замоскворечье, Стремянный пер., 36. e-mail: [email protected]

Information about the authors

Avdotin Vladimir P.: Deputy Director of Technosphere Safety Department of ATI RUDN, leading researcher at All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Cand. Sci. (Engineering), Associate Professor. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]

Avdotina Julia S.: Adviser with EMERCOM of Russia Directorate for Science and Technology, Colonel of internal service.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]

Kovan Sergey E.: Professor at the Chair of Stragefic and Crisis Management, Financial University under the RF Government (Moscow), Cand. Sci. (Engineering), Associate Professor.

49 Leningradsky avenue, Moscow, 125993, Russsia. e-mail: [email protected]

Dmitrievskaya Natalia A.: E-learning Faculty Dean of E-learning Faculty, Plekhanov Russian University of Economics, Cand. Sci. (Economics), Associate Professor. 36 Zamoskvorechie, Stremianny lane, Moscow, 115054, Russia.

e-mail: [email protected]

Prodanova Natalia A.: Dr. Sci. (Economics), Professor with the Chair of Financial Monitoring, Analysis and Audit, Plekhanov Russian University of Economics.

36 Zamoskvorechie, Stremianny lane, Moscow, 115054, Russia.

e-mail: [email protected]

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Тюрин Ю.А. и др. 80 лет службы Отечеству. 1936-2016

http://elibrary.ru/item.asp?id=26170821

Воронов С.И. и др. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Тезисы докладов XXI Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Ногинск, 17-18 мая 2016 г. http://elibrary.ru/item.asp?id=26244054

Белов С.В. и др. Справочник о приемах и способах защиты в чрезвычайных ситуациях http://elibrary ru/item.asp?id=26363714

Гаврилюк А.Д. и др. Международная конференция по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике «Обеспечение безопасности при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в Арктике. Проблемы и пути решения». Салехард, 18-20 августа 2015 г. Сборник материалов http://elibrary.ru/item.asp?id=26496549

Онищук Ю.Ю. и др. Международная конференция по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике «Безопасный город в Арктике». Звенигород, 6-8 апреля 2016 г.Сбор-ник материалов http://elibrary.ru/item.asp?id=26496579

Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2014 году http://elibrary.ru/item.asp?id=23508058

Афанасьева Е.В. и др. Основные направления совершенствования деятельности МЧС России в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на современном этапе. Научно-методический труд http://elibrary.ru/item.asp?id=23508042

Степанов В.Я. Огнеборцы нашего времени. Сер. Витязи спасения МПВО — ГО — МЧС России http://elibrary.ru/item.asp?id=23887109

Фалеев М.И. и др. Раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=23355898

Акимов В.А. и др. Наша общая Победа

http://elibrary.ru/item.asp?id=23520990

Гнатюк Ю.М. Полвека в гражданской обороне. Записки ветерана, рассказ о людях и делах гражданской обороны http://elibrary.ru/item.asp?id=23887079

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том I (А-И) http://elibrary.ru/item.asp?id=23586113

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том II (К-О) http://elibrary.ru/item.asp?id=23623287

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том III (П-С) http://elibrary.ru/item.asp?id=23623286

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.