Методические основы процесса обучения конспектированию в 8-9 классах
Скрыпникова Дарья Николаевна
аспирант, кафедра методики преподавания русского языка и литературы, Московский государственный областной университет, [email protected];
Статья посвящена методическим основам процесса обучения конспектированию обучающихся 8-9 классов на уроках русского языка и литературы. Процесс конспектирования раскрыт с позиции сущности данного процесса, с позиции формирования универсальных познавательных учебных действий и закономерностей познавательной деятельности учащихся. Формированию навыков конспектирования учебных текстов на уроках русского языка и литературы способствует систематическое использование упражнений, направленных на формирование учебных действий по информационной переработке текста, что позволяет грамотно составлять различные виды конспектов. Раскрыты теоретические аспекты обучения конспектированию, методика обучения составлению конспектов. Показаны примеры заданий, которые способствуют обучению грамотно перерабатывать информацию различных учебных текстов и составлять конспект.
Ключевые слова: конспект, информационная переработка текстов, познавательные действия, обучение конспектированию, текст.
Приоритетной целью отечественного образования является создание условий для получения обучающимися качественного образования на основе формирования познавательных учебных действий как целостной системы универсальных знаний, умений, навыков и опыта самостоятельной познавательной деятельности. Формирование умения работать с текстом как источником информации, в частности умения и навыков конспектирования учебных текстов, является одним из важнейших общеучебных умений учащихся в структуре универсальных познавательных учебных действий. Универсальные познавательные учебные действия Н.А. Чулановой определяются как «умственные действия, направленные на планирование, осуществление, анализ своей познавательной деятельности и управление ею на основе способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях» [10]. Познавательные универсальные учебные действия представляют собой «осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт, всегда связанный с решением познавательной задачи» [8, с. 74]. Данные положения позволяют осмыслить сущность и содержание процесса конспектирования у обучающихся 8-9 классов.
Конспектирование определяется как «процесс мыслительной переработки письменной фиксации читаемого или воспринимаемого на слух текста; процесс, результатом которого является запись в виде конспекта, то есть, сложный и своеобразный вид речевой деятельности» [9, с. 4]. Конспект представляет собой особый вид текста, основными признаками которого являются содержательная, смысловая и структурная целостность. В основе текста конспекта лежит анализ информации исходного текста [9, с. 4]. Формирование навыков конспектирования у обучающихся предполагает развитые способности чтения и письма, вербальную память и активное внимание, уровень базовых знаний, которые являются основными предикторами успешного процесса конспектирования и последующей работы с конспектом [1].
Согласно М.Р. Львову, конспектирование в старших классах определяется как речевое, письменное упражнение, которое представляет собой краткое изложение содержания основных идей статьи, лекции, главы из учебника или целой книги [6]. Ученые по-разному определяют процесс конспектирования:
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
0
сч in
01
Z
- как запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, две из этих записей, по мнению Г.Г. Гецова [3],
- как особый вид текста, который создается в результате аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первоисточнике, по мнению В.Ю. Выборнова [2];
- как процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста; результатом данного процесса является запись, позволяющая ее автору восстановить полученную информацию, согласно В.П. Павловой [7].
Итак, анализ определений конспектирования позволяет рассматривать конспектирование обучающихся 8-9 классов как познавательные действия, в основе которых лежат умения информационной переработки текста, находящиеся на стыке умений изложения и сочинения, более близкое по форме передачи информации к сжатому изложению.
Уровень возрастного и познавательного развития обучающихся 8-9 классов определяет их способность в полной мере овладеть умением грамотной информационной переработке текста в процессе конспектирования. Обучение на уроках русского языка и литературы составлению вторичных текстов способствует развитию связанной речи, умению работы с любой информацией различных учебных текстов, грамотному ее усвоению, что в конечном итоге определяет успешную сдачу государственной итоговой аттестации. Умение адекватно воспринимать письменную речь является одним из основных требований к знаниям и умениям обучающихся по русскому языку, завершающих изучение курса основной школы. Учащиеся средней школы, согласно требованиям программы по русскому языку, должны владеть техникой чтения, уметь пользоваться основными видами чтения, в том числе сплошным и выборочным, уметь извлекать информацию из текста, составлять тезисы или конспект небольшой статьи или фрагмента большой статьи. Л.А. Концевая отмечает, что наиболее используемыми методическими приемами во всех классах является пересказ и выделение главного; до восьмого класса часто применяются ответы на вопросы, до седьмого класса -самопроверка. Составление плана и конспектирование являются наименее используемыми приемами во всех классах [4]. Поэтому на этапе обучения в 8-9 классах важной задачей становится овладение навыками конспектирования учебных текстов.
Опираясь, с одной стороны, на понимание сущности процесса конспектирования, с другой - на понимание закономерностей познавательной деятельности обучающихся 8-9 классов в процессе конспектирования, охарактеризуем методические основы обучения конспектированию.
Согласно В.П. Павловой, к трудностям конспектирования относятся такие познавательные умения в работе с текстом, как выделение главной мысли, свертывание известной информации, за-
имствование словоблоков, умение скоростной записи конспекта, использование сокращенных слов, аббревиатур и знаков обозначения [7]. Преодолению этих трудностей у обучающихся 8-9 классов способствуют различные приемы и методы конспектирования.
Рассмотрим некоторые из них. В процессе составления конспекта может быть отражено отношение обучающегося к информации конспектируемого учебного текста [2; 3]. Поэтому целесообразно при работе с текстом ввести графу, отражающую дополнительные источники и замечания. Можно использовать и прием сплошного текста с применением различных способов выделения текста: подчеркивание, шрифтовые выделения. [2; 3]. В.П. Павлова предлагает построить обучение конспектированию посредством поэлементного формирования навыков, отмечая, что в качестве основных навыков конспектирования выступают навык свертывания и навык выделения. С этой целью в процессе обучения конспектированию необходимо применять такие упражнения, как словарный диктант, письменный ответ, диктант на словосочетания, фразовый диктант, свободный диктант, использование которых является переходным этапом от дословной записи к конспектированию. Для того, чтобы сформировать у обучающихся навык свертывания информации необходимо в учебном процессе систематически использовать такие упражнения, как выделение смысловых частей при повторном чтении учебного текста; формулировка заглавий частей учебного текста; составление плана текста; составление плана к тексту, воспроизводимому на слух; запись сообщения, состоящего из знакомых фактов [7]. В.П. Кузнецовой рекомендуется использовать упражнения для формирования навыка выделения главной информации в конспектируемом тексте. К таким упражнениям автор относит: упражнения на выделение опорных слов во фразе при чтении; на трансформацию фразы; на составление опорных слов во фразе при аудировании; на выделение абзацев в аудируемом сообщении; на двойной пересказ текста с последующим составлением плана [5].
Итак, при обучении конспектированию обучающихся 8-9 классов на уроках русского языка и литературы необходимо применять вариативные приемы и методы на основе поэлементного формирования навыков конспектирования с помощью систематического использования специальных упражнений в процессе информационной переработки устных и письменных текстов.
Литература
1. Антипенко О.Е. Когнитивные и метакогнитив-ные предикторы навыка успешного конспектирования // Психологические исследования. 2016. Т. 9. -№ 45.- С. 7. - Режим доступа: http://psystudy.ru
2. Выборнов В. Ю. Учимся конспектировать // Русский язык в школе. - 1991. - №2. - С. 29-34.
3. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. - М.: Книга, 1984. - 120 с.
4. Концевая Л.А. Учебник в руках у школьников. - М.: Знание, 1975. - 64 с.
5. Кузнецова Л.М. Методика обучения иностранных учащихся конспектированию печатных текстов (на материале общественно-политической литературы). -М.: Русский язык, 1983. - 88 с.
6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка/ Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Русский язык и литература». - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
7. Павлова В.П. Обучение конспектированию: теория и практика. 3-е изд., стереотип. - М.: Рус. язык, 1989. - 96 с.
8. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутриш-кольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др. - М.: «5 за знания», 2010. - 402 с.
9. Формирование навыков конспектирования: метод. указ. / Сост. Т.С. Филиппова. - Самара. Са-мар. гос. техн. ун-т, 2010. - 20 с.
10. Чуланова Н.А. Нормативный контекст определения «познавательные универсальные учебные действия» [Электронный ресурс] / Н.А. Чуланова, Т.Н. Черняева // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. - 2014. - № 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16398
References
1. Antipenko O.E. Cognitive and metacognitive predictors of suc-
cessful note-taking skill // Psychological studies. 2016. V. 9. - № 45.- P. 7. - Access mode: http://psystudy.ru
2. Vybornov V. Yu. Learning to outline // Russian language at school. - 1991. - №2. - P. 29-34.
3. Getsov G.G. Work with the book: rational receptions. - M .: Book,
1984. - 120 p.
4. Trailer L.A. The textbook in the hands of schoolchildren. - M .:
Knowledge, 1975. - 64 p.
5. Kuznetsova L.M. Methods of teaching foreign students to outline
printed texts (on the material of social and political literature). -M .: Russian, 1983. - 88 p.
6. Lvov M.R. Dictionary-reference book on the methodology of the
Russian language / Textbook for students of pedagogical institutes in the specialty «Russian language and literature». - M .: Enlightenment, 1988. - 240 p.
7. Pavlova V.P. Learning to take notes: theory and practice. 3rd ed.,
stereotype. - M .: Rus. language, 1989. - 96 p.
8. The development of educational and cognitive competence of
students: the experience of designing an intraschool system of educational, methodological and managerial support / S.G. Vo-rovshchikov, T.I. Shamov, M.M. Novozhilova, E.V. Orlova et al. - M .: «5 for knowledge», 2010. - 402 p.
9. Formation of skills note-taking: method. decree. / Comp. TS Fil-
ippova. - Samara. Samar. state tech. Univ., 2010. - 20 p.
10. Chulanova N.A. The normative context of the definition of «cognitive universal learning activities» [Electronic resource] / N.A. Chulanova, T.N. Chernyaeva // Modern problems of science and education: electronic scientific journal. - 2014. - № 6. - Access mode: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16398
Methodical foundations of the process of learning notes in
school in grades 8-9 Skrypnikova D.N.
Moscow State Regional University
The article is devoted to the methodological foundations of the process of learning to abstract students in grades 8-9 in the lessons of the Russian language and literature. The process of taking notes is revealed from the standpoint of the essence of this process, from the standpoint of the formation of universal cognitive learning actions and laws of students' cognitive activity. The formation of the skills of note-taking of educational texts in Russian language and literature lessons is facilitated by the
systematic use of exercises aimed at shaping educational ac- 0
tions on the information processing of the text, which allows one O
to competently compile various types of abstracts. The theoreti- p
in 5
compilation of abstracts are revealed. Showing examples of h
tasks that contribute to learning correctly process information
from various educational texts and make a summary. ®
Key words: synopsis, information processing of texts, cognitive
actions, learning to take notes, text. g
A -i O -i X £ m O
x o m
0
01 ■o A u o n A X X m