Научная статья на тему 'Методические основы оценки стратегического потеницала региональных среднесрочных программ'

Методические основы оценки стратегического потеницала региональных среднесрочных программ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
113
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ПРИОРИТЕТЫ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тамов Аслан Алиевич

В статье рассматривается ряд аспектов, связанных с изучением особенностей комплексных программ социально-экономического развития. Особое внимание уделено стратегическому потенциалу региональных программ, правильная оценка которого позволяет значительно повысить их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тамов Аслан Алиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы оценки стратегического потеницала региональных среднесрочных программ»

УДК 332.1 ББК 65.040 Т 17

А.А.Тамов

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНИЦАЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ СРЕДНЕСРОЧНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация: В статье рассматривается ряд аспектов, связанных с изучением особенностей комплексных программ социально-экономического развития. Особое внимание уделено стратегическому потенциалу региональных программ, правильная оценка которого позволяет значительно повысить их эффективность.

Ключевые слова: Программа, стратегическое управление, потенциал, приоритеты,

регион

Abstract In article is considered row aspect, in accordance with study of the particularities of the comprehensive programs social-economic development. Emphases is spared strategic potential regional programs, which correct estimation allows vastly to raise their efficiency.

Program, strategic control, potential, priorities, region

Региональные среднесрочные целевые программы, представляющие собой согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс различных мероприятий, реализуемых при активной поддержке органов региональной власти и обеспечивающих эффективное решение важнейших задач развития, сегодня, очевидно, нужны не менее чем это было в плановой экономике. И, прежде всего - для стратегического управления региональной экономикой, поскольку использование программно-целевого метода позволяет осуществить концентрацию ресурсов и усилий на ключевых направлениях социально-экономического развития региона.

Совершенствование методологии формирования, управления и оценки региональных среднесрочных программ предполагает научную разработку широкого комплекса методических вопросов, связанных: с изменениями организации и технологии регионального управления, выбором целевых установок программ, обоснованием системы показателей программ, оценкой социально-экономической результативности программ и пр. Среди них важное место занимает проблема оценки стратегического потенциала программ регионального развития.

В экономической литературе довольно часто указывается на необходимость увязки региональной программы со стратегическими целями социально-экономического развития региона [1,2, 3]. Когда же речь идет о том, насколько в программе удалось эти стратегические цели отразить, то оценки этого в литературе крайне мало. Между тем, именно оценка «присутствия» стратегических целей и приоритетов в программе, которое должно быть обязательным, и позволяет на стадии разработки обеспечить увязку долгосрочных, среднесрочных и текущих задач, что является ключевым условием создания потенциально эффективной региональной среднесрочной программы.

Под стратегическим потенциалом региональной программы следует, по нашему мнению, понимать возможности этой программы, обусловленные учетом и отражением в ней стратегических целей и направленных на их достижение стратегических приоритетов регионального развития.

Предлагаемый нами методический подход к оценке стратегического

потенциала региональной среднесрочной программы социально-экономического развития строится на следующих предположениях.

1. Достигнутому на определенный момент времени уровню и качеству жизни населения региона соответствует определенная многомерная структура ее экономики, для которой характерны соответствующие пропорции и диспропорции.

2. Ключевым условием реализации стратегических целей социальноэкономического развития региона является перевод региональной экономики из текущего состояния в другое, соответствующее этим стратегическим конечноцелевым параметрам. При этом переход в новое состояние экономики региона осуществляется путем формирования качественно новых региональных пропорций в течение длительного времени или в более короткие сроки при использовании новых технологий.

3. Формирование качественно новых пропорций осуществляется опережающим развитием определенных структурных составляющих региональной экономики, которым придается стратегический приоритет. При этом носителями стратегических и тактических приоритетов могут являться в регионе межотраслевые комплексы, отрасли, территории (муниципальные образования) и пр.

4. В совокупности мероприятий, заложенных в региональной программе экономического и социального развития, определенная часть мероприятий направлена преимущественно на реализацию стратегических приоритетов; определенная часть - на реализацию преимущественно тактических приоритетов; определенная часть на решение текущих социальных и экологических задач.

6. В зависимости от роли стратегических приоритетов для данного этапа развития региона, от значимости мероприятий, реализующих стратегические приоритеты в комплексе программных мероприятий (доля этих мероприятий в общем количестве мероприятий программы, доля ресурсов, выделяемых на реализацию стратегических приоритетов в общем объеме ресурсов и т.д.), и определяется стратегический потенциал программы.

Для определения стратегической значимости региональных программ нами предлагается механизм бальных обезличенных оценок, построенный на принципах сравнения. Такой подход позволяет преодолеть высокую сложность и неопределенность стратегических оценок региональных программ, связанных со стоимостными и натуральными показателями, дает методическую возможность оценивать стратегический потенциал региональных программ посредством единого интегрального показателя, что представляет несомненную ценность, как с научной, так и с практической точки зрения.

Интегральный показатель позволяет сравнить стратегический потенциал двух или нескольких программ, принятых в течение определенного периода в одном регионе или в различных регионах. Другая положительная сторона этого подхода состоит в том, что интегральный показатель стратегической оценки может исчисляться как на стадии конструирования, так и на этапах практической реализации региональных целевых комплексных программ.

В предлагаемом подходе направлениями реализации программы являются основные подпрограммы, каждая из которых нацелена на развитие определенного сектора региональной экономики (АПК, промышленный комплекс, туристско-рекреационный комплекс, природно-ресурсный комплекс, социальный комплекс и т.д.). К качестве факторов влияния вводятся объективные стратегические цели регионального развития, обусловленные региональными интересами: повышение уровня и качества жизни населения региона; увеличение финансового потенциала региона; повышение производственного потенциала региона. При этом следует иметь в виду, что значимость этих критериев для конкретных регионов и конкретных периодов их развития может быть различной. Этим и обусловливается необходимость и целесообразность их использования при экспертных оценках.

Принципиальная методика определения интегральной оценки стратегического потенциала региональных программ развития базируется на изложенном выше методическом подходе и заключается в следующем.

На первом этапе производится структуризация программы регионального развития (на стадии разработки или на этапе реализации программы) приемами метода программно-целевого управления на принципах построения модифицированного "дерева целей" в укрупненном виде. Выделяются подпрограммы, направленные на развитие стратегически приоритетных секторов экономики региона. При этом некоторые подпрограммы, отражающие отдельные аспекты социально-экономического развития, могут быть объединены. На втором этапе разрабатывается единая система критериев (факторов влияния) оценки всех подпрограмм. На третьем этапе строится матрица соответствия направлений второго уровня "дерева целей" - приоритетов выбранным критериям. Заполнение данной матрицы является основной задачей при проведении экспертных оценок. На основе данной матрицы разрабатываются и заполняются экспертами специальные опросные анкеты, представляющие собой совокупность вопросов, ответы на которые служат источником информации об "относительной важности оцениваемого свойства.

Рассчитанные экспертным путем коэффициенты относительной важности отдельных подпрограмм позволяют проранжировать эти подпрограммы с позиций их влияния на реализацию стратегических целей, что является первым значимым результатом. Вторым результатом является суммарная оценка подпрограмм, соответствующих стратегическим региональным приоритетам. Она показывает степень отражения стратегических приоритетов в совокупности программных мероприятий и потому является одной из возможных количественных характеристик стратегического потенциала анализируемой региональной целевой программы.

Следует отметить, что оценки экспертов должны рассматриваться как распределение случайной переменной, которая отражает мнения экспертов о вероятности того или иного признака. В связи с этим осуществляется анализ разброса и согласованности оценок. Для этого могут быть использованы различные методы математической статистики, в частности, оценка вариационного размаха (амплитуды колебаний) и среднее квадратичное отклонение. Как показывает практика, для получения удовлетворительных экспертных результатов при оценке комплексных целевых программ необходимо порядка 15-25 квалифицированных экспертов. Разумеется, невозможно точно определить оптимальную численность экспертной группы, но ясно, что при небольшой численности экспертов на групповую социальную оценку оказывает изменение влияния оценки каждого из экспертов. В то же время, если численность группы экспертов очень велика - сложнее выявить их согласованное мнение.

В порядке укрупненной экспериментальной проверки предлагаемой методики нами произведена интегральная оценка стратегического потенциала Программы экономического и социального развития Республики Адыгея на 2004-2008 гг., которая была разработана в соответствии с типовым макетом региональных программ, утвержденным Правительством РФ, Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея с привлечением других органов региональной и муниципальной власти, представителей местной бизнес-элиты и утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 7 июня 2004 г. № 112 [4].

В отличие от ранее действовавшей программы социально-экономического развития Республики Адыгея, в рассматриваемой программе была сделана ставка на эффективное использование особенностей природно-ресурсного и производственного потенциала региона, являющихся его конкурентным преимуществом, комплексный подход к развитию функционально взаимосвязанных отраслей, подготовку инвестиционно привлекательных территорий для активизации участия частного капитала.

На первом этапе была проведена структуризация программы регионального развития. Были вычленены основные подпрограммы - АПК, промышленный комплекс и малый бизнес, туристско-рекреационный комплекс, природно-ресурсный комплекс, сфера услуг и потребительский рынок, социальный комплекс. Затем были выделены

подпрограммы, направленные на развитие стратегически приоритетных секторов экономики региона, приоритетность которых обусловлена особенностями региона. Это -подпрограммы развития АПК и туристско-рекреационного комплекса.

На втором этапе была предложена единая система критериев (факторов влияния) оценки всех подпрограмм. К качестве факторов влияния введены объективные стратегические цели регионального развития, обусловленные региональными интересами: повышение уровня и качества жизни населения региона; увеличение

финансового потенциала региона; увеличение занятости населения региона.

На третьем этапе, используя предложенную методику экспертизы, автором были собраны и в экспериментальном порядке обработаны мнения 15 экспертов. К экспертизе были привлечены специалисты исполнительной власти Республики Адыгея, ученые и высококвалифицированные преподаватели вузов - т.е. специалисты, которые хорошо знакомы с Программой экономического и социального развития Республики Адыгея на 2004 - 2008 годы и проблемами социально-экономического развития региона.

В таблице 1 приводятся результаты расчета коэффициентов относительной важности г, где г символизирует собой интегральную оценку значимости каждого из направлений Программы.

Таблица 1

Сводная матрица расчета интегральной оценки стратегического потенциала Программы экономического и социального развития Республики Адыгея на 2004 -

2008 годы

Направления программы - развитие комплексов:

Факторы влияния (Критерии) Вес факто ров dx АПК о н н е л ш ы м о р С « ы л а м и ь т с с е н з и ю рынокСфера услуг и потребительский Туристско-рекреационный комплекс Природно-ресурсный комплекс Социальный комплекс

Повышение уровня жизни

населения республики 0,48 0,28 0,16 0,15 0,19 0,10 0,12

Увеличение финансового потенциала региона 0,28 0,28 0,18 0,17 0,19 0,10 0,08

Увеличение занятости

населения региона 0,24 0,24 0,12 0,15 0,30 0,09 0,10

Коэффициенты относительной важности 0,271 0,156 0,155 0,216 0,097 0,105

Ранги 1 3 4 2 6 5

По мнению экспертов, в период разработки рассматриваемой программы социальноэкономического развития Республики Адыгея (2003-2004 годы) из трех стратегических целей наиболее важным являлось повышение уровня жизни населения республики, на втором месте - увеличение финансового потенциала региона.

Рассчитанные коэффициенты относительной важности главных направлений Программы экономического и социального развития Республики Адыгея на 2004 - 2008 годы дают следующую значимость данной программы по направлениям:

Г1 = 0,271 Г4= 0,216

Г2 = 0,156 Г5 = 0,097

гз = 0,155 Г6 = 0,105

Коэффициенты относительной важности ключевых направлений реализации Программы позволяют проранжировать основные ее направления и выявить их значение.

По результатам экспертной оценки, наиболее высокую (1 ранг) оценку имеет направление «Развитие агропромышленного комплекса Республики Адыгея" - 0,271. Второе место занимает направление "Туристско-рекреационный комплекс" - 0,216. Таким образом, две подпрограммы, направленные на развитие стратегически приоритетных секторов экономики - АПК и туристско-рекреационного подкомплекса - по мнению экспертов, оказались наиболее значимыми - суммарно их доля составила 0,49, что свидетельствует о достаточно высоком стратегическом потенциале Программы.

На четвертом заключительном этапе была осуществлена проверка надежности групповой экспертной оценки, позволившая количественно подтвердить высокую степень согласованности мнений экспертов при оценке значимости отдельных направлений Программы.

Примечания:

1. Костяев А.И. Региональные агроэкономические исследования и разработки: методология и методы. Екатеринбург, 1999. 280 с.

2. Лемешев М.Я., Панченко А.И. Комплексные программы в планировании народного хозяйства. М., 1973. 167 с.

3. Лексин В., Швецов А. Программные методы регулирования территориального развития // Российский экономический журнал. 1996. № 2. С. 22-31.

Программа экономического и социального развития Республики Адыгея на 2004-2008 годы // Советская Адыгея. 2005. 9 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.