Региональная экономика Зайцев Владислав Геннадьевич, соискатель кафедры экономики и менеджмента ГОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»
«Методические основы формирования условий сбалансированного развития региона на основе использования модели межотраслевого
баланса»
Ключевые слова: Устойчивое развитие, долгосрочная стратегия, регион, экономический рост, сакроэкономические равновесие, совокупный спрос, совокупное предложение, межотраслевые балансы, модель «затраты-выпуск», промежуточное потребление, платежеспособный спрос, экономический рост, интенсификация производства.
Краткая аннотация: В данной статье рассматриваются основы разработки долгосрочной стратегии создания экономической системы устойчивого развития. Важнейшим аспектом этого процесса является организация взаимодействия ресурсных подсистем, когда в экономической системе устойчивого развития роль ведущего звена должны играть уже не производственные структуры - предприятия, а воспроизводственные -регионы и города. Рассматриваются также основные положения макроэкономического равновесия и исследуются методические подходы к его оценке на основе совершенствования прогнозирования основных показателей межотраслевого баланса (МОБ) на уровне региона с использованием экономико-математического моделирования и экспертной обработки статистической информации.
Keywords: Stable progress, long-term strategy, region, economic growth, сакроэкономические balance, cumulative demand, the cumulative offer, interbranch balances, model of "expense-release", intermediate consumption, solvent demand, economic growth, an intensification of manufacture.
The brief summary: In given article bases of development of long-term strategy of creation of economic system of stable progress are considered.
The major aspect of this process is the organization of interoperability of resource subsystems when in economic system of stable progress a role of a leading link not so industrial structures - should play the enterprises, and воспроизводственные -regions and cities. Key points macroeconomic are considered also Balance methodical approaches to its assessment on the basis of perfection of forecasting of the basic parameters of interbranch balance (МОБ) at a level of region with use economic - mathematical modelling and expert processing of the statistical information also are investigated.
С экономико-теоретической точки зрения процесс глобализации мировой экономики развивается в направлении единого “бесструктурного” оптимума, создаваемого свободным движением краткосрочных капиталов. Однако все известные последствия действия этой модели приводят к выводу: данный подход должен быть пересмотрен. Место этого единого бесструктурного оптимума должно занять более соответствующее духу социальной рыночной экономики понятие “глобального оптимума-по-Парето”. По существу, речь идет о введении своего рода право “вето” на убывание благосостояния для стран и народов. Практическим механизмом достижения этой цели и должна стать экономическая система устойчивого развития [3].
Речь идет о переходе от нынешней "экономики использования ресурсов” к экономике их системного воспроизводства. Необходимость такого перехода диктуется тем, что существующие представления об “автоматизме” рынка справедливы, в действительности, только для использования ресурсов.
Напротив, процессы их воспроизводства (восстановления и приумножения) в условиях рыночной экономики заметно усложняются. Да и протекают они, по большей части, за пределами рынка: воспроизводство трудовых ресурсов - в семье и системах образования, здравоохранения и отдыха; воспроизводство почвенного плодородия и биологических ресурсов -в соответствующих подсистемах биосферы; воспроизводство знаний и деловых установок (трудовых и предпринимательских) - в таких некоммерческих сферах деятельности, как наука и культура, и т.д.
Альтернативой им должна стать долгосрочная стратегия создания экономической системы устойчивого развития. Важнейшим аспектом этого процесса является организация взаимодействия ресурсных подсистем, когда в экономической системе устойчивого развития роль ведущего звена должны играть уже не производственные структуры - предприятия, а воспроизводственные - регионы и города. Именно они становятся главными
организаторами перехода от экономики использования ресурсов к экономике их системного воспроизводства, “субъектами устойчивого развития".
Сейчас экономисты, изучая регион, склоняются обычно к одной из двух точек зрения: 1) регион - это "минигосударство"; 2) регион - это (очень) большое предприятие. Попыткой преодоления этого теоретического тупика стала концепция региона как особого субъекта хозяйства В.Н.Богачева. [8] Во главу угла он поставил понятие “эффекта агломерации” - сложный агрегат различных удорожаний и сбережений, порождаемых взаимодействием соседних предприятий между собой и с объектами инфраструктуры. Собрать и обработать информацию об этих удорожаниях и сбережениях можно только в регионах. А значит, - считает В.Н.Богачев - именно территориальные органы должны реагировать на решения фирм информацией о вызываемой ими экономии (или, наоборот, перерасходе) у других предприятий и по региону в целом. И в случае, если перерасход больше, чем выигрыш самой данной фирмы, решение должно быть пересмотрено.
Данная концепция хорошо работает для традиционного рынка (плана). Однако она становится недостаточной при переходе к экономической системе устойчивого развития, в которой регионы и города должны не просто реагировать на предложения предприятий, но сами выступать в качестве ведущего звена, т.е. производить гуманно организованную окружающую среду и предлагать коммерческим предприятиям участки территории, специально обустроенные для их деятельности. Своеобразие данного производства определяется тем, что его субъекты - региональные и местные администрации - являются, с экономической точки зрения:
• некоммерческими структурами, ориентированными, в основном, на политические цели;
- монополистами (хотя бы потому, что в одном регионе или городе не может быть двух администраций).
Итак, традиционная рыночная теория страдает фундаментальной неполнотой: она не включает описание деятельности, занимающей ключевое положение в системе организации воспроизводства, и специфического субъекта этой деятельности - региональных и местных администраций. В результате процессы организации воспроизводства оттеснены сегодня на периферию экономической политики и осуществляются кустарными, по существу, методами.
При переходе к экономической системе устойчивого развития эти задачи должны выполняться, в первую очередь, регионами и городами.
Признание регионов субъектами устойчивого развития требует пересмотра региональной политики. Сейчас ее понимают довольно узко - как выравнивание различий в уровнях развития отдельных регионов. Однако действительным содержанием региональной политики является территориальная организация воспроизводства ресурсов.
Это предполагает нормализацию долгосрочного аспекта деятельности территориальных администраций, эмансипацию его в идейном, организационном и финансовом отношениях от их текущей деятельности. Здесь возможен широкий спектр решений вплоть до создания в центре и на местах специальных органов (корпораций, агентств и т.п.), ответственных за долгосрочное развитие. В условиях России важнейшей задачей этих органов должен стать контроль над использованием доходов от собственности -амортизации, процента на капитал и земельной ренты.
Выделяют две основные особенности анализа экономического роста в макроэкономике:
1. Экономический рост рассматривается как составной элемент развития экономики. Он, с одной стороны, индуцирует циклический характер развития, с другой - сам является результатом изменений, подготавливаемых в периоды спада и депрессий. Поэтому основное внимание уделяется не темпам экономического роста, а глобальным изменениям в экономике,
устойчивым тенденциям и закономерностям ее преобразования в новое качество.
2. Наряду с макроэкономическими переменными исследуются микроэкономические, отраслевые и индустриальные основы экономического развития, проблемы предпринимательства, потребителей и институтов государственной власти, формирование новых экономических структур, позволяющих повысить эффективность функционирования экономики, ее устойчивость в условиях изменяющейся внешней среды [7].
Переход от централизованно регулируемого хозяйства к рыночному имеет своим неизбежным следствием изменение отраслевой структуры экономики, обусловленное трансформацией относительно цен на рынках товаров, финансовых ресурсов и факторов производства.
При разработке структурной политики в Российской Федерации важное значение имеет выявление основных особенностей отраслевой и воспроизводственной структур национальной экономики и мировых тенденций изменения этих структур в процессе экономического развития.
Наряду с разделением экономики по функциональному признаку на людей, природные богатства, средства производства, потребительские товары, инфраструктуру и выделением материально-вещественной и денежной (стоимостной) сторон экономики существуют различные способы ее структурирования. Так, широко распространено представление об экономике как совокупности взаимосвязанных отраслей [4].
Общее правило состоит в том, чтобы структурная политика не сводилась к преобразованиям лишь одного из видов структур, а обеспечивала общее обновление всех составных частей экономики и социальной сферы.
В экономической терминологии различают макроэкономический уровень, когда рассматривается экономика в целом, мезоуровень, когда речь идет об отраслях и видах деятельности, и микроуровень, когда рассматриваются процессы на уровне фирм, предприятий, домашних хозяйств.
Реальные процессы изготовления продукции, предоставления услуг, заключения сделок, реализации товаров и финансовых операций происходят на микроуровне. Однако юридические и физические лица, самостоятельно принимая решения по экономическим вопросам, всегда учитывают макроэкономические условия и целевые ориентиры, устанавливаемы на макроуровне. В силу этого между микроэкономикой и макроэкономикой существует взаимозависимость, как между частью и целым, между функционированием системы и ее отдельных элементов.
Вопрос о рациональных пропорциях в структуре экономики рассматривается во всех макроэкономических доктринах. С методологической точки зрения следует уточнить, что экономика представляет собой соединение множества структур. Дословный перевод термина «структура» с латинского -«строение». Экономика — это очень сложная система, состоящая из множества подсистем, или структур. Строго говоря, чтобы описать структуру экономики, надо указать ее строение но каждому из видов подсистем. На практике рассматриваются не все виды структур, а лишь те, которые имеют ключевое значение. В частности, структурная политика на макроуровне может проводиться относительно технологической, отраслевой, территориальной, воспроизводственной структур. В качестве элементов указанных структур выступают крупные технологии, виды деятельности, территориальные единицы, составные части общественного воспроизводства. В годы рыночных реформ правительство России под структурной политикой подразумевает преобразования институциональной структуры экономики. В качестве элементов этого вида структуры выступают институты собственности, административного устройства, а также построения налоговой, денежнокредитной, ценовой, валютной, внешнеэкономической и других систем. Преобладание институциональных преобразований обусловливает классификацию российской экономики как переходной. В нормально функционирующих экономиках преобладают иные виды структурной политики - технологическая, инновационная, территориальная и др.
В частности, для России сейчас актуально сокращение удельного веса сырьевых отраслей и увеличение доли обрабатывающей промышленности в структуре экономики. Нам необходимо по примеру ведущих стран расширять деятельность отраслей социальной сферы, развивать инновационный и инвестиционный сектора, укреплять экономику знаний и т. д.
В основе структурной политики лежит теория воспроизводства. В трудах классиков политической экономии схемы воспроизводства строились уже применительно к товарно-денежным потокам, связанным с воспроизводством общественного продукта, труда и капитала. А. Смит ввел деление капитала на основной и оборотный. По схеме А. Смита общественный продукт воспроизводится в результате оборота товаров и денег, который можно статистически учесть путем суммирования заработной платы (V) и прибыли (т) по всем видам производительной деятельности, т. е. по Смиту [8]:
Р = И(у+т)|,
где: Р - стоимость общественного продукту;
] - вид производительной деятельности.
К. Маркс, назвав это «догмой» Смита, включил в стоимость общественного продукта затраты постоянного капитала (с), в результате чего получилась формула Р = с +v+m.
Современная система национальных счетов (СНС) использует формулу
А. Смита. Тем самым практика доказала правоту Смита относительно того, что затраты постоянного капитала (с) можно выразить через сумму доходов, Впрочем, формула К. Маркса тоже находит применение на практике: с ее помощью можно объяснить состав ряда важных показателей типа себестоимости (с+у) и добавленной стоимости (у+т.) на микроуровне, национального дохода (у+т.) на макроуровне и т. д.
В политической экономии было разработано понятие простого и расширенного воспроизводства. Под простым воспроизводством понимается возобновление экономики в неизменной структуре без наращивания производства товаров и услуг. Расширенное воспроизводство — наращивание
производства при неизменной его структуре. Структура современной экономики постоянно меняется, темпы роста отдельных отраслей либо растут, либо снижаются. Поэтому в чистом виде простое воспроизводство практически не наблюдается.
В общем случае в экономике воспроизводится огромное множество структур. В теории воспроизводства раскрываются общие закономерности оборота продуктов, товаров, доходов, денег, ресурсов по важнейшим видам структур. Под макроэкономическим воспроизводством понимается постоянное возобновление и обновление человеческих поколений, потребительских товаров, машин и оборудования, здании и сооружении, природных ресурсов и среды обитания человека, основного и оборотного капитала, денежной массы, финансовых и инвестиционных фондов, материальных запасов, резервов и сбережений.
Со времен А. Смита экономисты изучают проблемы воспроизводства богатства народов. В современной литературе в национальное богатство включаются основные производственные фонды, оборотные фонды и товарные запасы, основные непроизводственные фонды, личное имущество, стоимость земли, лесов и иных природных ресурсов. По некоторым методикам размер национального богатства увеличивается еще на величину человеческого капитала, однако оценки последнего весьма условны, что затрудняет их однозначную трактовку.
Кругооборот ресурсов можно изобразить в виде движения капитала через стадии получения денежных средств — производства — реализации — получения большего объема денежных средств. На первой и последней стадиях капитал предстает в форме денежных ресурсов. На стадии производства происходит движение материальных ресурсов и их соединение с рабочей силой. В процессе производства происходит добавление стоимости к стоимости использованных ресурсов. На стадии реализации произведенных товаров капитал принимает товарную форму, в натуре — это масса товаров, находящаяся в обращении. На стадии нового получения денежных средств
капитал вновь принимает денежную форму. Оборот ресурсов завершается, с тем, чтобы начался новый цикл экономического кругооборота.
Макроэкономический кругооборот ресурсов осуществляется бесперебойно, если для этого имеется достаточно денежных, материальных, трудовых, товарных и иных ресурсов. Государство вынуждено регулировать движение и оборот ресурсов. В противном случае происходят сбои и нарушения в движении ресурсов. В частности, при вывозе денежного капитала из страны возникает дефицит средств для финансирования отечественной экономики. При отсутствии регулирования потоков материальньх ресурсов нарушаются условия для обеспечения ими жизненно важных видов деятельности. Если не проводить антимонопольную политику, затрудняется движение товаров.
На макроуровне v в стоимости общественного продукта Р включает в себя заработную плату с учетом зарплаты бюджетников, а также расходы государства па выплаты пенсий, пособий, стипендий, на содержание организаций здравоохранения, просвещения, подготовки кадров. То есть макроэкономика, наряду с оборотом средств на заработную плату, рассматривает следующий кругооборот бюджетных денежных средств: сбор налогов и отчислений от доходов в бюджет — финансирование затрат, необходимых для воспроизводства трудового потенциала — развитие экономики — сбор налогов и других отчислений от доходов в бюджет [4; 7].
Обратимся еще раз к формуле:
Р = с +у+т.
На уровне предприятий (с +у) - это себестоимость продукции, (у+т) -добавленная стоимость. На уровне экономики в целом (у+т) - это национальный доход. Он включает в себя фонд потребления (у) и фонд накопления (т). В фонде накопления аккумулируются средства для обновления основных производственных и непроизводственных фондов, а также национальные резервы и запасы. Фонд потребления объединяет средства, необходимые для оплаты труда и для социальных выплат, а также
материальные затраты в органах управления и в учреждениях науки и социальной сферы.
Пропорции между фондами накопления и потребления нельзя менять произвольно. Чем больше накопления, тем больше средств для инвестиций. Но если увеличение объема фонда накопления происходит за счет сокращения фонда потребления, то это не всегда приводит к ускорению оборота основных фондов, к их быстрому обновлению и соответственно к росту и развитию экономики. На практике увеличение объема фонда накопления приносит пользу лишь до определенных пределов. Если не растет оплата труда, не осуществляются инвестиции в приумножение человеческого капитала, то развитие экономики замедляется или даже прекращается. Затраты на оплату труда, на науку, на образование, на охрану здоровья могут и должны давать отдачу в виде ускорения темпов социально-экономического развития. Поэтому мы говорим, что различия между фондами накопления и потребления относительны. Нельзя пренебрегать ни накоплением, ни потреблением, но нельзя и нарушать необходимые пропорции между указанными фондами.
В плане решения этих, можно сказать, противоречивых проблем, мы предлагаем использование межотраслевого баланса при оценке условий, обеспечивающих устойчивое и сбалансированное развитие экономики региона.
Экономико-математические методы и модели межотраслевых балансов являются общепризнанными инструментами для решения подобных проблем. В этой области знания за многие годы развития советской экономической наукой накоплен огромный багаж практических знаний и статистической информации, который сейчас важно не потерять.
В последнее время методы планирования и прогнозирования развития национальной экономики с использованием моделей межотраслевого баланса снова вызывают большой интерес, подтверждением чему являются публикации, как молодых, так и известных классиков современной российской экономики [6].
Также Федеральная служба государственной статистики (Росстат) РФ с 2009г. будет проводить подекадный мониторинг ряда важнейших экономических показателей в стране. Как сообщил руководитель Росстата Владимир Соколин, выступая на конференции 2008 года "Экономика России. Тенденции развития", показатели такого мониторинга будут представляться в различные правительственные комиссии, пока не принято решение, будут ли результаты подекадного мониторинга обнародоваться.
Известно, что межотраслевой баланс в СССР стал разрабатываться значительно раньше, чем в США или других странах мира. Первый в мире план-баланс народного хозяйства был составлен ЦСУ СССР (под руководством П. Попова) за 1923 - 1924 хозяйственный год и опубликован в 1926 г. В нем практически был реализован комплексный, системный подход к межотраслевым связям; выделен динамичный блок в виде межотраслевого баланса орудий труда, формирующих материально-вещественный потенциал развития экономической системы во времени. Им можно было руководствоваться в управлении народным хозяйством.
В экономических публикациях идея "затраты-выпуск" была зафиксирована в работе советского экономиста-практика Крицмана, репрессированного в середине 30-х гг. В дальнейшем теоретические и практические работы в сфере МОБ (межотраслевого баланса) были возобновлены в СССР в конце 50-х - начале 60-х г. Первый отчетный баланс народного хозяйства был рассчитан за 1959 г., плановые на 1966, 1972, 1978 и 1982 гг.
Однако отечественные модели МОБ разрабатывались в отсутствие рыночных отношений, а потому их практическое значение носило в основном технологический, а не экономический характер.
В мировую экономическую мысль модель МОБ вошла с публикациями
В. Леонтьева, выпускника Петербургского университета, гражданина США. Модель МОБ используется для макроэкономического анализа, так как охватывает весь процесс воспроизводства, отражает стоимостную и
натуральную форму валового национального продукта, в нем представлены все основные показатели макроэкономики: сферы и секторы, валовой национальный продукт, промежуточный продукт, конечный общественный продукт, национальный доход, все материальные потоки. Модель МОБ В. Леонтьева отличается двояким рассмотрением отдельных отраслей - как покупателей материальных благ и услуг, предложенных другими отраслями, и как продавцов материальных благ и услуг, созданных ими самими. Данная характерная черта модели МОБ и позволяет определить ее как модель "затраты-выпуск".
Метод В. Леонтьева в современных условиях положен в основу моделей межотраслевого баланса, составляемых во многих развитых странах и международных организациях, он применим и для характеристики межотраслевого движения созданного продукта регионов.
Особенность модели "затраты-выпуск" состоит в том, что число основных материальных и стоимостных потоков национального хозяйства не ограничено, все зависит от объема информации и необходимых вычислительных средств.
Подчеркивая значение модели межотраслевого баланса для управления экономикой, вместе с тем следует отметить, что данная модель далеко не полно отражает процессы взаимосвязи в национальной экономике. Так, одна из важнейших предпосылок модели межотраслевого баланса - линейность связей, состоящая в пропорциональности выпуска продукции прямым затратам, принимается условно. А потому среди экономистов и математиков ведутся исследования в целях большего приближения межотраслевого баланса к действительности путем отказа, в той или иной форме, от предпосылки линейности.
Не нашли отражения в межотраслевом балансе В. Леонтьева и некоторые важные проблемы макроэкономики, в частности, цикличность развития рыночных процессов. Еще одним недостатком модели МОБ является и то, что она демонстрирует формулу экономического развития на
базе уже сложившихся технологических коэффициентов. Данный подход допустим при экстенсивном развитии, но мало приемлем при интенсивном. Научно-технический прогресс, обусловливающий интенсификацию производства, делает технологические коэффициенты изменяющимися, подвижными, что не позволяет с достаточной достоверностью оценить процессы экономического развития, межотраслевое движение продукта в динамических развивающихся условиях на основе пропорций, сложившихся в прошлых периодах. Методы же оптимизации МОБ еще недостаточно разработаны.
Мы считаем, что модель "затраты-выпуск" является
основополагающей при исследовании отраслевой структуры не только национального, но и регионального, производства. В плане применения этой модели к решению задачи оценки условий макроэкономического равновесия на уровне региона мы предлагаем, во первых, внести соответствующие изменения в эту модель, касающиеся промежуточного потребления продукции и услуг каждой отрасли, а также их конечного потребления, как в пределах каждого региона, так и за его пределами, т.е., в масштабе страны и зарубежья.
Во-вторых. Представленные выше оценки условия
макроэкономического равновесия, представляющего в идеальном варианте равенство совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS), действительно необходимы, так как показатель AD в этом случае определяет в стоимостном выражении платежеспособный спрос, т.е. тот объем приобретенных товаров и услуг, которые потребители смогли приобрести в соответствии со своими возможностями.
Что касается показателя AS, то он показывает тот объем продукции, который был произведен и предложен потребителям (практически его можно приравнять объему валового регионально продукта) и который только в идеальном варианте макроэкономического равновесия может быть равен показателю AS.
На самом деле равенства этих показателей не бывает, но к нему, действительно, надо стремиться. Та разница (AD - AS), которая фактически имеет место, определяется, в первую очередь, как отмечалось выше, платежеспособностью потребителя (конкретно в каждом регионе), уровнем цен, инфляцией, конкурентоспособностью товарных рынков, качеством продукции, и, следовательно, уровнем интенсификации и эффективности отраслевого производства.
В-третьих, развивая далее исследования в плане использования приведенной модели к оценке условий макроэкономического равновесия, и оценки взаимосвязей между показателями совокупного спроса и совокупного предложения и показателями экономической эффективности производства на уровне отраслей региона, представим результаты этого исследования, в частности, результаты совершенствования методов и критериев оценки показателей ресурсоемкости и интенсификации производства на предприятиях и в отраслях региона, т.е. их экономического роста.
Ранее в работах [1;2 и др.] достаточно глубоко были исследованы методологические аспекты управления затратами, вопросы комплексной оценки интенсификации производства, а также поведения производственной функции при различных пропорциональных изменениях факторов производства и ресурсов. Проведенные дальнейшие исследования в плане совершенствования методов оценки и обоснования условий экономического роста при обязательном выполнении преимущественной интенсификации производства на предприятиях и в отраслях региона, привели к следующему выводу: необходимо выработать указанные условия, но с учетом оценки экстенсивности не только ресурсов (себестоимости (с/с) - амортизация, материальные затраты и оплата труда), но и производственных фондов (основных и оборотных), так как все они одновременно используются в хозяйственной деятельности предприятия, отрасли и региона в целом. Для этого необходимо обозначить связи между производственными фондами и
потребленными ресурсами, то есть связи между ф. № 1 и ф. № 2 финансовой отчетности.
Результатом проведенных исследований явились формализованные зависимости, определяющие условия экономического роста и позволяющие определить прирост каждого вида ресурса при выполнении вышеуказанных требований с одновременной преимущественной интенсификацией производства. [1]
Изложенный нами подход и обозначенные в формализованном виде условия экономического роста при обеспечении его качества с одновременной преимущественной интенсификацией производства, позволяют использовать их в практике планирования и прогнозирования развития экономики любого региона на основе региональных межотраслевых балансов, составленных в соответствии с представленными выше их изменениями.
Литература:
1.Бардаков М.В., Булгакова Л.Н. Методические аспекты формирования условий устойчивого развития экономики региона// Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2009.-№1.-т.7.- с. 184-187.
2.Булгакова Л.Н., Бостанов К.А. Критерии и оценка взаимосвязей показателей предельной производительности ресурсов и интенсификации производства на предприятиях отрасли (региона)//Управленческий учет. -2008.-№4.-с. 52-56.
3. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития.
- М.: Наука, 2004.
4. Райзберг Б.А., Стародубцева Е. Б. Курс экономики. - М.: ИНФРА - М, 2008.
5. Региональная экономика/ под ред. проф. М.В. Степанова. - М. ИНФРА -М, 2008.
6. Экономическая теория/под ред. д.э.н., проф. А.И.Архипова и д.э.н., проф., засл. деятеля науки РФ С.С. Ильина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
7. Экономическая теория / Под ред. д.э.н., проф. В.Д.Камаева, - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им А.С. Грибоедова, 2007.
8. Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.