Научная статья на тему 'Методические основы формирования системы управления информационным обеспечением развития региональных инновационных подсистем'

Методические основы формирования системы управления информационным обеспечением развития региональных инновационных подсистем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ / CONTROL SYSTEMS OF THE INFORMATION SUPPORT / THE AUTOMATED SYSTEM OF ORGANIZATIONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанов Евгений Петрович

Рассмотрены методические основы разработки системы управления информационным обеспечением инновационных подсистем на уровне региона. Раскрыты проблемные аспекты, связанные с внедрением систем информационного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митрофанов Евгений Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODICAL BASIS OF FORMING A CONTROL SYSTEM FOR INFORMATION SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INNOVATIVE SUBSYSTEMS

The article considers the methodical basis of engineering management systems for information support of innovative subsystems at a regional level. The research reveals aspects of the problem connected with the introduction of information support systems.

Текст научной работы на тему «Методические основы формирования системы управления информационным обеспечением развития региональных инновационных подсистем»

УДК 332.1:330.341.1:002

Е.П. МИТРОФАНОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДСИСТЕМ

Ключевые слова: системы управления информационным обеспечением, автоматизированная система организационного управления.

Рассмотрены методические основы разработки системы управления информационным обеспечением инновационных подсистем на уровне региона. Раскрыты проблемные аспекты, связанные с внедрением систем информационного обеспечения.

E.P. MITROFANOV

THE METHODICAL BASIS OF FORMING A CONTROL SYSTEM FOR INFORMATION SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INNOVATIVE SUBSYSTEMS

Key words: control systems of the information support, the automated system of organizational management.

The article considers the methodical basis of engineering management systems for information support of innovative subsystems at a regional level. The research reveals aspects of the problem connected with the introduction of information support systems.

Жизнедеятельность субъекта экономики осуществляется благодаря горизонтальной и вертикальной циркуляции информации между его элементами. В частности, информация о внутреннем состоянии объектов, подсистем, информация о влиянии внешней окружающей среды, о возможных принятых управленческих решениях поступает снизу вверх, а сверху вниз - информация управленческого характера и информация о среде деятельности подсистемы.

Региональные органы с помощью информационного обмена организуют взаимодействие, координацию и контроль деятельности объектов управления для достижения целей, поставленных и в инновационной деятельности хозяйствующего субъекта. Объект влияет на решение субъекта посредством представления информации о внутреннем состоянии и возможных последствиях от принятых решений. Субъект корректирует свои решения на основе полученной снизу информации, при этом согласовывая решения объектов с целями развития субъекта хозяйственной деятельности.

Процесс взаимного обмена информацией по вертикали и горизонтали образует прямую и обратную связь в системе регионального управления инновационного подсистемами.

В основу методики формирования мониторинга информационного обеспечения развития региональной информационной подсистемы (РИП) входит экономический анализ как инструмент управления, имеющий определенные требования к циркулирующим информационным массивам: полнота данных; объективность; единство информации, поступающей из различных источников, устранение дублирования в первичной информации; оперативность и непрерывность информации; сравнимость информации; пригодность к машинной обработке; избирательность, т.е. соответствие определенному уровню управления; перспективность информации.

Информационные массивы формируют информационные потоки субъекта экономики, которые способствуют улучшению взаимодействия всех хозяйствующих субъектов региона в инновационной деятельности, повышению интеграции и управляемости инновационных подсистем.

Основу информационного обеспечения анализа и диагностики развития РИП составляют информационные потоки, формируемые из статистических, технических, справочно-нормативных данных, вероятностных оценок прогнозируемых фактов деятельности отдельных субъектов экономической деятель-

ности, учетных данных, поступающих непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории региона [3].

В хозяйствующих субъектах РФ поставщиками информации выступают региональные управления делами администрации, комитеты государственной статистики, законодательное собрание, региональные информационные центры, департамент экономики и прогнозирования, торгово-промышленная палата, фонд поддержки предпринимательства, гидрометцентр, а также федеральные структуры: администрация Президента РФ, аналитические центры Президента и Правительства РФ, информационные агентства.

Однако деятельность по развитию информационного пространства в регионах, по-существу, разрознена: многие базы данных не удовлетворяют международным стандартам, приходится преодолевать барьеры, связанные с их использованием в режиме оп-Нпе из-за несовместимости данных. Стоимость информационных услуг в рамках субъекта экономики зачастую превышает уровень платежеспособности среднего малого и бизнеса.

Существует ряд явных проблем в информационном поле региона:

- дублирование информации как в самой БД, так и в ряде баз данных;

- поиск потенциальных кредиторов, партнеров, инвесторов, новых проектов, идей, инновационных схем, что является трудоемким на мезоуровне и, естественно, тормозит развитие информационного обеспечения РИП.

Информатизация системы управления РИП субъекта экономики является динамичной и многогранной процедурой, которая недостаточно глубоко изучена и требует приспособления к современным условиям рыночной экономики. По многим вопросам необходима детализация, особенно тем, которые находятся на начальном этапе разработки. Среди них: особенности становления информационного обеспечения РИП; определение необходимости внедрения ИКТ в частном секторе и государственных структурах на всех уровнях, включая местное самоуправление как объект трансформации информационного потока; вопросы эффективного управления процессом информатизации в деятельности субъекта экономики.

В таблице приведены примеры, которые отражают суть проблем, связанных с внедрением систем информационного обеспечения, и даны варианты их решения.

Причины, затрудняющие внедрение систем информационного обеспечения

Объект внимания Суть проблем Варианты решения

Хозяйствующий субъект региональной экономики Недостаточна нормативная база, нет опыта создания подобных служб. Психологические проблемы перемен. Разная восприимчивость к инновациям в коллективе Используя имеющуюся информацию, разрабатывать собственную. Постоянное консультирование. Проблемные встречи. Общие семинары по информатизации. Деловые игры. Стимулирование

Кадры Низка информационная культура. Требуется переподготовка по основам компьютерной грамотности. Кадровый состав самой службы требует тщательного отбора Курсы переподготовки, прежде всего для подразделений, где планируется внедрение ИКТ. Целевые семинары по ИКТ. Конкурсный отбор

Программное обеспечение Недостаточно специализированной вычислительной техники и программного обеспечения Модернизация. Организация демонстраций и выставок ИКТ. Развитие распространяемого программного обеспечения

Сущность управления информационным обеспечением развития РИП заключается в создании условий для улучшения информационного обеспечения подсистем, управляющих инновационными процессами субъекта экономики. При этом необходимо учесть мероприятия, позволяющие совершенствовать конкретные финансовые, технологические, организационные и другие усло-

вия, позволяющие повышать эффективность использования современных информационных ресурсов и ИКТ в развитии РИП в целях повышения информированности лиц, формирующих и принимающих решения по вопросам инновационной деятельности субъекта экономики.

Применительно к развитию РИП процесс управления характеризуется реализацией специфических принципов, связанных с внедрением информационных ресурсов, сбалансированным сочетанием информационной безопасности и открытости в отношении сложных многопараметрических инновационных процессов как объектов управления. Информатизация управления развития РИП тесно связана с потребностью в ускоренных темпах обновления технологий, техники и программного обеспечения. Планируя и обосновывая затраты на информатизацию управления информационным обеспечением развития РИП, необходимо постоянно иметь в виду всепроникающий, межотраслевой характер информатизации и его мультипликативное воздействие на экономические процессы субъекта экономики.

Для эффективного управления информационным обеспечением развития РИП необходимо определить систему управления [1]. Под системой управления информационным обеспечением (СУИО) понимается совокупность организационно-правовых, методических, информационных, технологических, программно-технических компонентов, взаимосвязанная и соответствующим образом сформированная для обеспечения информационных процессов, происходящих в РИП, для принятия решений субъектов экономики за счет комбинированного применения ИКТ и информационных ресурсов. СУИО основывается как на макроэкономических показателях, ключевых показателях состояния и развития региона, так и на первичной информации, собираемой от основных информационных объектов.

Требования, предъявляемые к СУИО региона:

- создание автоматизированных систем организационного управления (АСОУ), ядром которых является СУИО. Предполагается создание всех видов их обеспечения (организационного, правового, методического, информационного, математического, программного, технического, лингвистического и эргономического);

- заказчиком информационной системы должны быть руководящие лица субъекта экономики;

- информационно-аналитическая служба должна подчиняться непосредственно руководителям и получать задания, санкционированные ими, тогда СУИО будет работать на главные цели данного органа управления.

В период перехода региональной экономики на инновационный этап принципиально важным становится достижение опережающих темпов развития информационного обеспечения развития РИП по сравнению с отраслями материального производства. И здесь ни в коем случае нельзя удовлетворяться «подстройкой» новых инструментов информатизации к решению сугубо традиционных задач [2].

Литература

1. Гаврилов А.И. Основы местного самоуправления и организация муниципального хозяйства: учеб. пособие. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2004.

2. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: учеб. пособие. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2005.

3. Жигалова Н.Е. Информационный мониторинг социально-экономического развития территорий // Региональная науч.-практ. конф. Н. Новгород: ВШЭ, 2002.

МИТРОФАНОВ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mep79@list.ru).

IWTROFANOV EVGENIE PETROVICH - candidate of economics sciences, assistant professor of Information Systems Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.