Научная статья на тему 'Методические основы формирования системы мониторинга инвестиционной привлекательности региона'

Методические основы формирования системы мониторинга инвестиционной привлекательности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЫНОЧНЫЕ УСЛОВИЯ / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ / SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM / MARKET CONDITIONS / A MONITORING SYSTEM / INVESTMENT APPEAL OF REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Л. К.

В статье рассмотрены основные этапы формирования системы мониторинга инвестиционной привлекательности региона, обоснована компьютерная поддержка мониторинга, которая помогает автоматизировать процесс сбора, обработки и хранения собранной в ходе мониторинга информации, а также представить ее в наглядной форме в виде диаграмм, таблиц, графиков и т.д. Разработан алгоритм проведения мониторинга инвестиционной привлекательности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL BASES OF FORMATION OF A MONITORING SYSTEM OF INVESTMENT APPEAL OF REGION

In the article the basic stages of formation of a monitoring system of investment appeal of region are considered, computer support of monitoring which helps to automate process of the tax, processings and storages of the information collected during monitoring is reasonable, and also to present it in the evident form in the form of diagrammes, tables, schedules. The algorithm of realisation of monitoring of investment appeal of region is developed.

Текст научной работы на тему «Методические основы формирования системы мониторинга инвестиционной привлекательности региона»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

Егорова Л.К., к.э.н., доцент ГОУДПО ГАСИС

В статье рассмотрены основные этапы формирования системы мониторинга инвестиционной привлекательности региона, обоснована компьютерная поддержка мониторинга, которая помогает автоматизировать процесс сбора, обработки и хранения собранной в ходе мониторинга информации, а также представить ее в наглядной форме в виде диаграмм, таблиц, графиков и т.д. Разработан

алгоритм проведения мониторинга инвестиционной привлекательности региона.

Ключевые слова: социально-экономическая система, рыночные условия, система мониторинга, инвестиционная привлекательность регионов.

METHODICAL BASES OF FORMATION OF A MONITORING SYSTEM OF INVESTMENT APPEAL OF REGION

Egorova L., GOUDPO GASIS, senior lecturer

In the article the basic stages of formation of a monitoring system of investment appeal of region are considered, computer support of monitoring which helps to automate process of the tax, processings and storages of the information collected during monitoring is reasonable, and also to present it in the evident form in the form of diagrammes, tables, schedules. The algorithm of realisation of monitoring of investment appeal of region is developed.

Key words: social and economic system, market conditions, a monitoring system, investment appeal of regions.

В современных условиях любая социально-экономическая система функционирует в жестких условиях конкурентной среды, в том числе и регионы. Они выступают конкурентами в борьбе за привлечение дополнительных ресурсов, за реализацию перспективных программ и проектов и т.д. Именно поэтому деятельность региональных органов управления должна быть направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли инвестиционного рынка, на достижение превосходства над конкурентами, что обеспечивается в известной мере эффективной организацией системы контроля инвестиционной привлекательности региона.

В рыночных условиях, характеризующихся высокой неопределенностью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление предполагает значительный спектр объемов плановой и контрольной работы. Усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-процессов и другие факторы обуславливают необходимость формирования системы мониторинга инвестиционной привлекательности.

Основой системы мониторинга является информационное обеспечение контрольной деятельности, включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, системы документации (унифицированные и специальные).

Ключевой для системы мониторинга является информация о степени управляемости объекта наблюдения, т.е. информационная прозрачность данного объекта для возможности принятия эффективных управленческих решений (управления объектом). Качество информации в системе внутреннего контроля определяется по таким критериям, как достаточность, достоверность, своевременность, аналитичность.

Функционирование системы мониторинга призвано сводить к минимуму различного рода риски в процессе реализации стратегии регионального развития. Организация эффективно функционирующей системы мониторинга - это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы:

1. Анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей регионального развития, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, а также с его возможностями.

2. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Должны быть разработаны положения об организационной структуре, в которых описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функций, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение ресурсов и функций управления по этим звеньям.

3. Разработка формальных типовых процедур контроля за изменением показателей регионального развития. Это позволяет упорядочить взаимоотношения между звеньями в системе контроля, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности информации для принятия управленческих решений.

Исходя из этого, необходимо определение (в соответствии со стратегическими целями) системы контролирующих параметров, при этом учитываются следующие требования:

a) использование ограниченного объема показателей (целесообразно включение только целеориентированных параметров);

b) динамизм и перспективность индикаторов;

c) обеспечение возможности раннего предупреждения наступления событий;

ф) сравнимость параметров (во временных интервалах, межотраслевых и других видах сравнений).

В общей конфигурации система управления подконтрольными параметрами состоит из двух основных блоков.

1. Блок сравнительного анализа фактических значений параметров с плановыми с целью выявления отклонений, а также причин и последствий отклонений.

2. Блок выявления взаимосвязи и взаимозависимости между полученными отклонениями по контролируемым параметрам и конечным результирующим показателям деятельности корпорации.

Система мониторинга (или как ее часто переводят «следящая система») представляет собой механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями инвестиционной привлекательности, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявления причин этих отклонений.

Построение системы мониторинга контролируемых показателей охватывает следующие основные этапы.

а) Построение системы информативных отчетных показателей основывается на данных финансового и управленческого учета. Эта система представляет собой так называемую «первичную информационную базу наблюдения», необходимую для последующего расчета агрегированных отдельных аналитических абсолютных и относительных финансовых показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность региона и факторы ее формирования.

б) Разработка системы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля, осуществляется в четком соответствии с системой финансовых показателей. При этом обеспечивается полная сопоставимость количественного выражения установленных стандартов и контролируемых аналитических показателей. В процессе разработки такой системы строятся алгоритмы расчета отдельных обобщающих (аналитических) показателей с использованием первичной информационной базы наблюдения и методов финансового анализа.

в) Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности мониторинга такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию:

• фактически достигнутое значение контролируемого показателя (в сопоставлении с предусмотренным);

• размер отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя от предусмотренного;

• факторное разложение размера отклонения (если контролируемый показатель поддается количественному разложению на отдельные составляющие). Алгоритм такого разложения должен быть определен и доведен до каждого исполнителя заранее;

• объяснение причин отрицательных отклонений по показателю в целом и отдельным его составляющим;

г) Определение контрольных периодов по каждому виду каждой группе контролируемых показателей. Конкретизация контрольного периода группам показателей определяется «срочностью реагирования», необходимой для эффективного управления инвестиционной привлекательностью региона.

д) Установление размеров отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных показателях. Так как каждый показатель содержится в контрольных отчетах исполнителей, на данной стадии он агрегируется в рамках региона в целом. При этом по относительным показателям все отклонения подразделяются на три группы:

• положительное отклонение;

• отрицательное «допустимое» отклонение;

• отрицательное «критическое» отклонение.

Для проведения такой градации на каждом предприятии должен быть определен критерий «критических» отклонений, который может быть дифференцирован по контрольным периодам.

е) Выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по региону в целом и по отдельным «центрам ответственности». В процессе такого анализа выделяются и рассматриваются те показатели финансового контроллинга, по которым наблюдаются критические отклонения от целевых нормативов, заданий текущих плане и бюджетов. По каждому «критическому» отклонению (а при необходимости и менее значимым размерам отклонений показателей приоритете первого порядка) должны быть выявлены вызвавшие их причины.

Разработанная система мониторинга должна корректироваться при изменении стратегических целей развития региона.

Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений является заключительным этапом построения системы мониторинга. Принципиальная система действий в этом случае заключается в трех алгоритмах:

а) «Ничего не предпринимать». Эта форма реагирования предусматривается в тех случаях, когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного «критического» критерия.

б) «Устранить отклонение». Такая система действий предусматривает процедуру поиска и реализации резервов по обеспечению выполнения целевых, плановых или нормативных показателей. При этом резервы рассматриваются в разрезе различных факторов формирования инвестиционной привлекательности региона. В качестве таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность введения усиленного режима экономии (по принципу «отсечения лишнего»), использования системы внутренних резервов и другие.

в) «Изменить систему плановых или нормативных показателей». Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов инвестиционной привлекательности ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результатам мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих планов или отдельных бюджетов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении реализации стратегии регионального развития.

Внедрение в управление региональным развитием системы мониторинга инвестиционной привлекательности позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления инвестиционной деятельностью.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что основой формирования системы мониторинга является разработка системы индикативных показателей, позволяющих выявить появление и сложность проблемы.

Методическая проблема разработки мониторинга инвестиционной привлекательности заключается, прежде всего, в специфике методической стратегии, основу которой составляют жесткие, формализованные методы: экономический анализ, анализ документов и статистических показателей. Исходя из условий развития современной экономики, предлагается дополнить эту систему «мягкими» (неформализованными) методами: наблюдением, самоанализом, опросом. В их основе лежит:

• наблюдение за объектом мониторинга, проводимое по стандартному числу наиболее значимых показателей, характеризующих его состояние;

• регулярные повторные «замеры», проводимые с помощью стандартных процедур;

• оценки ситуаций и объектов, даваемые в стандартной форме.

Другой важной проблемой, решаемой в мониторинге инвестиционной привлекательности, является обеспечение непротиворечивости получаемой из разных источников (уровней управления) информации. Показатели, взятые из опроса экспертов и другие «мягкие» показатели, сопоставляются, взаимодополняются и сравниваются с официально утвержденными формами отчетности. Это позволяет получать полное представление о развитии инвестиционных процессов и сравнивать их с уровнем решаемости в региональном и отраслевом аспекте.

Специфика предлагаемого нами мониторинга инвестиционной привлекательности заключается в его опоре на компьютерную поддержку, которая помогает автоматизировать процесс сбора, обработки и хранения собранной в ходе мониторинга информации, а также представить ее в наглядной форме в виде диаграмм, таблиц, графиков и т.д.

Апробация результатов научного поиска показала, что данный способ организации управленческой деятельности обладает следующими преимуществами:

• дает возможность оперативно собирать, накапливать информацию и на этой основе постоянно накапливать информационные банки данных;

• позволяет в сжатые сроки анализировать полученные данные и оценивать состояние предприятия;

• обеспечивает интеграцию, координацию и взаимодействие в деятельности региональных органов власти.

Важной предпосылкой создания системы мониторинга стало использование концепции эффективного управления инвестиционными процессами в социально-экономических системах, позволяющей реализовать сценарное прогнозирование при формирование стратегических целей и задач регионального развития на основе динамичного управления инвестиционной привлекательностью. Теоретической базой мониторинга являются методы, приемы, технологии, факторы, позволяющие получить целостное представление об управленческой ситуации для обнаружения его объективной проблемности и последующего процесса управления им.

Мониторинг предполагает осуществление анализа управленческой ситуации: организационно-правового поля, удовлетворения спроса на инвестиционные ресурсы, рациональности организационной структуры, социально-экономического положения в регионе, и прогнозирование этих составляющих на долго- и краткосрочную перспективы.

Предметное поле мониторингового наблюдения представлено нами как динамично функционирующая совокупность взаимоотношений субъектов и объектов управления, в чем проявляется его диалогичность. При этом его пространство охватывает различные уровни структурной организации управления и позволяет проследить влияние на складывающиеся взаимоотношения с потребителями, отношения внутри организации, а также многоуровневый подход к формированию методического инструментария мониторинга.

Это предметное поле описывается информативной и универсальной для обеспечения эффективной динамики (диагностика, контроль и прогноз) процесса управления системой социально-экономических показателей. В содержательном плане система показателей ориентирована на изучение признаков, характеризующих зависимость управления инвестиционной привлекательностью от внешней и внутренней среды, оценку их качества и прогнозирова-

ние. Она представлена внешними для данного субъекта параметрами (специфика социальной ситуации, своеобразие экономического, экологического развития страны и т.д.), а также жесткими (показатели удовлетворенности спроса и динамики инвестиций) и «мягкими» параметрами (социально-психологические характеристики регионального развития).

Таким образом, мониторинг предполагает сбор информации, ее комплексную оценку и прогноз по стабильной системе показателей. Учитывая результаты проведенного исследования всю систему показателей мониторинга инвестиционной привлекательности целесообразно разбить на группы в соответствии с факторами формирования инвестиционной привлекательности регионов:

1. Политический фактор и характеризующие его показатели

- отражает отношение органов власти к инвестиционной деятельности; определяется структурой власти, режимом правящей партии, отношением между различными ветвями власти и различными партиями; показывает и характеризует стабильность государственного устройства.

2. Ресурсно-сырьевой фактор и характеризующие его показатели - отражает разнообразие природной среды и характеризует объем природно-сырьевой базы, имеющейся в распоряжении региона. Этот фактор определяющий для развития производств, поскольку выступает источником экономических ресурсов.

3. Производственный фактор и характеризующие его показатели - определяет уровень развития производственного сектора в экономической системе; характеризуется степенью удовлетворения потенциального спроса и возможностями расширения производства.

4. Потребительский фактор и характеризующие его показатели - характеризуется уровнем потребления произведенных товаров и услуг; необходим при оценке инвестиционной привлекательности экономической системы; определяет возможности инвестора для проникновения на новые рынки, для расширения доли рынка, т.е. позволяет сформировать и реализовать стратегию развития производства.

5. Инфраструктурный фактор и характеризующие его показатели - определяется наличием и развитием комплекса отраслей народного хозяйства, обслуживающих производство; включает в себя строительство дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, водоснабжение и канализацию, образование, науку, здравоохранение и др.

6. Инвестиционный фактор и характеризующие его показатели - характеризуется уровнем и динамикой инвестиций в экономическую систему; базируется на психологическом восприятии инвестором объекта вложения.

7. Экологический фактор и характеризующие его показатели

- определяет вероятность возникновения экологической катастрофы.

8. Кадровый фактор - определяется уровнем подготовки экономически активного населения. В регионах, где отсутствует необходимая профессиональная подготовка населения или наблюдается его недостаток, увеличиваются издержки по привлечению необходимых специалистов, поскольку требуются дополнительные затраты на поиск, обучение, переподготовку кадров. Наиболее привлекательны для развития наукоемких производств с точки зрения кадрового потенциала центральные регионы, с наличием обширной сети высших учебных заведений различной ориентации. Наличие дешевой рабочей силы со средним техническим образованием определяет привлекательность региона для размещения традиционных производств, требующих больших затрат живого труда.

9. Социальный фактор и характеризующие его показатели -характеризуется тенденциями изменения численности населения, его омоложения и старения, стилем жизни, уровнем преступности и отношением внутри и между социальными группами.

10. Инновационный фактор и характеризующие его показатели - определяется развитием науки и тенденциями превращения ее в непосредственную производительную силу.

Включение показателей, характеризующих вышеперечисленные факторы, в систему мониторинга инвестиционной привлекательности региона позволяет получить полную картину формирования и определить рычаги и инструменты управления инвестиционной привлекательностью в регионе.

Особенность предлагаемого подхода заключается в том, что в процессе мониторинга сравнение и выявление отклонений осуществляется по результатам расчета показателя инвестиционной привлекательности и определения динамики его изменения. При этом следует отметить, что динамика показателя инвестиционной привлекательности должна сопоставляться не с абсолютным значением, а с динамикой объемов инвестиций в регион. Необходимости реализации тех или иных мероприятий будет определяться исходя из соотношения между темпом прироста показателя инвестиционной привлекательности и темпов прироста объемов инвестиций, фактически осуществленных в экономику региона, в соответствии с правилом Фелпса.

Исходя из вышеизложенного, алгоритм проведения мониторинга инвестиционной привлекательности в регионе будет выглядеть следующим образом (Рис. 1.) .

Сформированная таким образом система мониторинга инвестиционной привлекательности региона позволит не только определить проблемные участки регионального развития, но и выявить вероятные изменения в инвестиционном потенциале и сократить отток капитала из региона. Разработанная система мониторинга инвестиционной привлекательности региона должна корректироваться при изменении целей, стратегий регионального развития и в других необходимых случаях.

Рис. 1. Алгоритм проведения мониторинга инвестиционной привлекательности региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.