Научная статья на тему 'Методические основы экономической оценки туристских ресурсов'

Методические основы экономической оценки туристских ресурсов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
466
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ушакова Е. О.

The paper deals with the problem of R.F. tourist resources estimation. The economic indicators used for estimating tourist resources of the region or the country have been analyzed. On the basis of the analysis recommendations are given for the effective use of the tourist resources. The model of the unified cadastre of R.F. tourist resources serves as a basis for the complex estimation of these resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUES FOR TOURIST RESOURCES ECONOMIC ESTIMATION

The paper deals with the problem of R.F. tourist resources estimation. The economic indicators used for estimating tourist resources of the region or the country have been analyzed. On the basis of the analysis recommendations are given for the effective use of the tourist resources. The model of the unified cadastre of R.F. tourist resources serves as a basis for the complex estimation of these resources.

Текст научной работы на тему «Методические основы экономической оценки туристских ресурсов»

УДК 338.48 Е.О. Ушакова СГГА, Новосибирск

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ

Ye.O. Ushakova

Sibirian State Academy of Geodesy (SSGA) 10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

TECHNIQUES FOR TOURIST RESOURCES ECONOMIC ESTIMATION

The paper deals with the problem of R.F. tourist resources estimation. The economic indicators used for estimating tourist resources of the region or the country have been analyzed. On the basis of the analysis recommendations are given for the effective use of the tourist resources. The model of the unified cadastre of R.F. tourist resources serves as a basis for the complex estimation of these resources.

Туристские ресурсы являются основой для формирования туристского продукта и его предложения. Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской федерации» в ред. от 05.02.07 №12-ФЗ, туристские ресурсы определяются как природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты культурного показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Туристскими ресурсами можно считать все, что представляет туристский интерес, то есть обладает аттрактивностью и доступностью для туристов. Существует несколько классификаций туристских ресурсов, на основании которых можно все виды туристских ресурсов можно разделить на следующие группы: природно-климатические, историко-культурные и социально-экономические и информационные туристские ресурсы.

Классификация и оценка туристских ресурсов Российской Федерации, режим их охраны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов Российской Федерации и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов Российской Федерации с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время оценка туристских ресурсов ведется на основе кадастровой оценки. В соответствии с действующим законодательством, кроме Единого земельного кадастра РФ, предусмотрены разработка и ведение Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (включает сведения о статусе территории, географическом положении и границах, режиме особой охраны территории, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности).

Дадим общую характеристику Туристских ресурсов России. Можно сказать, что наша страна обладает громадным количеством туристских ресурсов, не подтверждено никакими количественными и качественными параметрами, так как на настоящий момент отсутствует концепция их учета, паспортизации, сохранения и воспроизводства. В России не принята единая терминология, соответствующая международной, а также не унифицированы количественные и качественные показатели туристских ресурсов. После распада СССР Россия потеряла около трети высоокоаттрактивных и ранее доступных туристических ресурсов: часть Балтийского побережья с наиболее развитой инфраструктурой и туристской индустрией (Рига, Юрмала, Паланга и др.), Черноморское побережье Грузии, всю туристскую индустрию Крыма и часть Азовско-Черноморского побережья Украины, уникальные природно-ландшафтные туристские центры Карпат, часть Каспийского побережья, центры альпинизма и горно-лыжного туризма в зоне Пальмира, Тянь-Шаня, Кавказского хребта, уникальные туристские зоны озер Севана, Иссык-Куля, а также центры туризма и отдыха в республиках Молдова, Казахстан, Азербайджан и др. В перечисленные регионы ежегодно вкладывалось от 50 до 65% всех инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие туризма. Часть привлекательных туристских ресурсов, находящихся в зоне межнациональных конфликтов Кавказского региона, выключена из единого туристского пространства России, а инфраструктура туризма и предприятия туристской индустрии данного региона пришли в полный упадок.

Если продолжить объективную оценку туристских ресурсов России, то следует отметить, что многие из них, обладая выигрышными атрибутами экзотики и уникальности, проигрывают зарубежным аналогам по доступности, уровню сервиса, безопасности, экологическим параметрам и цене.

Россия, обладая громадной территорией, имеет большие возможности по количеству и разнообразию туристских ресурсов, по сравнению с другими странами. Однако основная составляющая туристских ресурсов - природно-климатические ресурсы - проигрывает странам Западной Европы, США, а также странам, находящимся в зоне тихоокеанского и атлантического побережий. Значительная часть нашей территории находится в зоне малокомфортного климата(средняя температура января по России - 25°С, июля -12,5° С).

Из тринадцати омывающих Россию морей шесть (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) находятся в зоне Северного Ледовитого океана, а три моря (Берингово, Охотское и Японское) - в северно-восточной части Тихого океана и только четыре моря (с частичной акваторией) -Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское - могут быть включены в прогноз устойчивого туристского потока. Из 17045,4 тыс. кв км территории России 45% занимают леса в таежной и северных зонах, 19% - оленьи пастбища в северных и северо-восточных территориях, 13% - сельскохозяйственные угодья. То есть 77% территории России практически не могут рассматриваться в качестве основного ресурсного потенциала туризма. Наиболее протяженные и мощные речные и озерные бассейны России (реки Лена, Иртыш, Енисей, Обь, Амур, Печора,

Северная Двина и др.: озера Ладожское, Онежское, Байкал и др.) также расположены в неблагоприятных климатических зонах и имеют короткий период навигации. Водные ресурсы Европейской части России - реки Волга, Кама, Ока, Дон, Нева и др., а также Беломорско-Балтийский каналы и ряд крупных озер -более привлекательны в части продолжительности навигации, климатических условий, но загрязнены. В целом крайне неблагоприятна экологическая обстановка в крупных и средних городах - центрах туризма. Число заповедников и национальных парков составляет в сумме 100. Площадь заповедников, заповедно-охотничьих хозяйств и природных национальных парков достигает всего 1,9% территории России.

Несмотря на огромную территорию страны, емкость благоприятных, доступных, экологически чистых природных ресурсов весьма скромная. Они расположены в основном в Европейской части Российской Федерации. В России благоприятные туристско-рекреационные ресурсы занимают лишь 8-11 ее территории, при этом ресурсы Европейской части России значительно истощены и требуют много лет для их воспроизводства.

Таким образом, обладая значительным территориальным пространством, Россия является действительно обладателем огромного туристского потенциала. Однако для развития массового туризма используется пока лишь одна десятая часть ее территории, где туристские ресурсы доступны, в меру комфортны, высокоаттрактивны и не загрязнены. Для того, чтобы расширить территориальные зоны туристских ресурсов, необходимо выполнить следующее:

Проведение комплексных специальных исследований значимости, доступности, аттрактивности, инвестиционной привлекательности;

- Создание Единого кадастра туристских ресурсов и их паспортизация;

- Экономическая оценка туристских ресурсов;

- Разработка эффективных программ рационального туристского природопользования, сохранения и воспроизводства туристских ресурсов.

Отсутствие Единого кадастра туристских ресурсов практически лишает специалистов в области оценки традиционной оценочной базы, а также затрудняет выбор экономических показателей, которые служат основой их рационального потребления, охраны и воспроизводства туристских ресурсов, налогообложения, формирования структуры цены туристского продукта, рентных отношений и др.

Обобщенная оценка туристских ресурсов проводилась в 60-70 гг. специалистами экономической географии, здесь учитывались отдельные качественные и количественные показатели туристских ресурсов. На основании исследований вначале 80 гг. прошлого столетия появился «Каталог туристских ресурсов в СССР», «Карта туристских ресурсов СССР».

В приведенных работах, кроме качественных физико-географических характеристик туристских ресурсов, было предложено несколько их оценочных показателей: емкость природно-рекреационных ресурсов (млн. человеко-дней/год), емкость познавательных рекреационных ресурсов (млн.человеко-

дней/год) и туристская нагрузка на природные комплексы (человек/кв. км). Эти показатели были основой для туристского районирования территорий и не отражали в достаточной степени экономическую сущность туристических ресурсов как товара в рыночных отношениях.

С появлением правовых механизмов оценки недвижимости, интеллектуальной собственности, бизнеса и любых объектов гражданских прав потребовалась разработка параметров оценка (физических оценочных показателей) туристских ресурсов, то есть для различных видов и типологий ресурсов должна быть установлена их рыночная стоимость. Если имеются какие-либо ограничения прав пользователя туристскими ресурсами, то их стоимостная оценка производится с учетом этих ограничений.

Если ресурс (в том числе туристский) является значимым для экономики, социальной сферы и экологии, то он называется «устойчивый ресурс» и его стоимость подлежит оценке. Такие ресурсы лежат в основе развития туризма в целом и регионального туризма, в частности. Инвестиционная привлекательность туристских территорий и зон определяется наличием устойчивых туристских ресурсов, имеющих конкретную рыночную стоимость. В этом случае, затраты на создание капиталоемкой инфраструктуры туризма и индустрии туризма будут оправданы, а рентабельность туристского продукта -конкурентоспособна.

Экономическая оценка туристского ресурса, в том числе объектов культурного наследия, базируется на количественных характеристиках. Количественная характеристика размера или запаса ресурса для экономической оценки должна быть увязана с видами деятельности, генерируемой данным ресурсом и средой данного ресурса. Например, если средой является земля, то ее туристским ресурсом могут быть горы, данный ресурс генерирует такие виды деятельности, как альпинизм, скалолазание, спелеотуризм, экологический туризм и др. Учитывая то, что любые ресурсы заканчиваются, предложено для обобщенной экономической оценки туристских ресурсов использовать два параметра: потенциальную емкость (размер) туристского ресурса -максимальное значение, определенное на конкретный период времени без ограничения потребления и потребительную стоимость ресурса - фактическое значение объема(количества) ресурса, доступного для потребления в течение конкретного промежутка времени, с учетом ограничений потребления, сезонности, транспортной доступности и др.

Формой прямой экономической оценки стоимости туристских ресурсов может служить туристская рента, а способом такой оценки - стоимость ресурсов при использовании. Формой косвенной экономической оценки туристских ресурсов являются налоги, платежи и сборы за использование.

Исходной базой для стоимостной комплексной оценки туристских ресурсов становится предложенная В.К. Гуляевым концептуальная модель создания Единого туристского кадастра РФ. Стоимостная же оценка туристских ресурсов требует научно обоснованной базы для определения налоговых и иных платежей за их потребление.

Подробнее рассмотрим, что в себя включает концептуальная модель создания Единого туристского кадастра РФ:

1. Оценка земельных, водных и иных природных ресурсов на предмет их использования в туристско-рекреационной деятельности.

2. Анализ климатических и ландшафтных особенностей территорий.

3. Определение территорий, имеющих федеральный, региональный и местный статусы особо охраняемых природных территорий.

4. Мониторинг экологической безопасности территорий.

5. Определение устойчивости территорий к антропогенным туристским нагрузкам.

6. Оценка территорий по насыщенности природными и культурными туристскими ресурсами и определение их аттрактивности.

7. Районирование туристских территорий в рамках существующих административных границ регионов или федеральных округов.

8. Оценка инфраструктуры и индустрии туризма на выделенных туристских территориях.

9. Экономическая и социокультурная оценка туристских территорий.

10. Рейтинговая оценка туристских территорий и их классификация на зоны федерального, регионального и местного значений.

11. Паспортизация туристских территорий.

12. Разработка стандартов потребления туристских ресурсов по выделенным зонам с учетом предельно-допустимых антропогенных нагрузок на территорию.

13. Разработка Единого кадастра туристских ресурсов.

14. Разработка генеральной схемы размещения туристских ресурсов, туристских зон и объектов инфраструктуры и индустрии туризма.

15. Разработка федеральных и региональных каталогов и топографических карт туристского районирования и размещения туристских ресурсов.

16. Разработка системы оперативного мониторинга и контроля потребления туристских ресурсов.

17. Создание федерального реестра паспортизированных туристских территорий и туристских маршрутов.

18. Разработка федеральных и региональных программ развития туризма на долгосрочную и среднесрочную перспективу.

Единый кадастр туристских ресурсов РФ можно использовать в качестве инструмента планирования и прогнозирования развития туризма в регионе, контроля уровня потребления и восстановления туристских ресурсов, инструмента определения туристской нагрузки на территории, системы учета и многокритериального ранжирования ресурсов, экономической оценки туристских ресурсов, обоснования проектирования туристских маршрутов, как информационно-справочную систему и для других целей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гуляев, В.К. Туризм: экономика и социальное развитие/В.К. Гуляев. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

2. Севастьянова, С.А Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учеб. пособие / С.А. Севастьянова. - М.: КНОРУС, 2007. - 256 с.

3. Ушаков, Д.С. Технологии въездного туризма / Д.С. Ушаков. - М.: ИЦК «Март», Ростов н/Дону, 2006. - 384 с.

© Е.О. Ушакова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.