Научная статья на тему 'Методические модели формирования исследовательской компетенции студента в процессе педагогической практики'

Методические модели формирования исследовательской компетенции студента в процессе педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ МОДЕЛЬ / ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / РАЗВИВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ / АКТИВИЗИРУЮЩАЯ МОДЕЛЬ / ОБОГАЩАЮЩАЯ МОДЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дзидзоева София Муратовна

Основными идеями, определившими данные модели, выступили: модернизация образования, индивидуальная траектория как путь творчества и самореализации, педагогическая практика как среда научного поиска и практической творческой деятельности. Цель обеспечить условия развития исследовательских компетенций студентов. Основными условиями, обеспечивающими развитие исследовательских компетенций студентов на практике, выступили: модели педагогической практики, содержание интегрированных видов деятельности (инновационная, исследовательская, творческая, практическая), педагогическая технология сопровождения индивидуальной траектории студентов в исследовательской деятельности. Педагогическая эффективность данных моделей обеспечивается целостностью, непрерывностью, интегрированностью, индивидуальным сопровождением исследовательской деятельности студентов на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические модели формирования исследовательской компетенции студента в процессе педагогической практики»

УДК [130.2:796]: 124.43 ББК 87.711 К 68

Королев Р.И.

Интерпретация идеала «совершенного» человека в концепциях современного олимпизма

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье анализируются интерпретации идеальной личности олимпийца как модели «совершенного» человека в концепциях основателя современного олимпийского движения Кубертена и его последователей. Обосновывается положение о том, что в основе этих интерпретаций лежит гуманистический идеал гармонично развитой личности, который сформулирован еще в античности. Новация Кубертена состояла в обосновании тех средств, которые способны практически реализовать этот идеал. К числу таковых в первую очередь он относит спорт, но не любой, а «воспитательный», который формируется в олимпийском движении. В концепциях последователей Кубертена в основном сохраняется интерпретация «совершенного» человека как гармонично развитой личности. Однако к качествам этой личности наряду с теми, которые ей приписывал Кубертен добавляются некоторые другие. Показывается сходство и различие интерпретаций «совершенного» человека в концепциях современного олимпизма с другими моделями этой идеальной личности.

Ключевые слова:

Идеал, «совершенный» человеку, культурный образец личности, спорт, олимпизм, олимпийское движение, личность олимпийца.

Одним из важных аспектов теории и истории культуры является анализ идеала ' личности, который формировался в различных культурах, на различных этапах развития общества и выступал в качестве культурного образца «совершенного», «идеального», «образцового», «наилучшего» и т.п. человека. Уже в связи с этим представляется актуальным изучение интерпретаций «совершенного» человека в концепциях современного олимпизма.

Такой анализ имеет и важное практическое значение в той конкретно-исторической ситуации, которая в настоящее время характерна для нашей страны. В процессе перехода России к новому типу экономических отношений значительную часть детей и молодежи охватили чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям. На первый план вышли такие ценности, как жажда обогащения, культ денег, успех, карьера любой ценой - даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и принципов, одностороннего развития личности. В этой ситуации важное значение имеет создание современной эффективной системы воспитания. Речь не идет о том, чтобы в принудительном порядке, насильственными методами навязывать детям, подросткам, молодежи какие-то идеалы, культурные образцы, эталоны поведения. Имеется в виду создание условий, в которых они осознают привлекательность для себя социально значимых идеалов и форм поведения, имеют возможность «примерить» их на себя, оценить и при наличия желания предпринимать активные действия в плане дальнейшего приобщения к ним на основе самореализации, самосовершенствования. Эффект и социальное значение таким образом понимаемой воспитательной работы существенным образом зависит от того, на формирование каких идеалов, культурных образцов, эталонов поведения она ориентирована. В работах Кубертена, которому принадлежит концепция современного олимпизма, и его последователей предлагается один из вариантов такого идеала (образца) личности.

Культурологическому анализу идеала личности посвящен ряд научных публикаций. Отметим, например, специально посвященные этой проблеме статьи

Н.И.Киященко (1988), Э. Савицкой (1990), В.П. Веряскиной (2004), а также сборник «Совершенный человек. Теология и философия образа» (1997). В. А. Косяк обсуждает в своих работах (2002, 2006) различные культурные образцы «совершенного человека» в связи с культурологическим анализом телесности человека. В некоторых работах образ «совершенного человека» в рамках той или иной культурной традиции затрагивается в связи с анализом тех концепций человека, которые здесь разрабатывались. Так, Т.Парсонс (1985) анализирует образ человека в современном мире, Б. С. Братусь (1997) - в гуманистической, нравственной и христианской психологии, А.П. Огурцов (2001) -постмодернистский образ человека и т.д. Однако в доступной нам литературе мы не нашли работ, в которых хотя бы упоминались интепретации «совершенного» человека в концепциях современного олимпизма. Отсутствует их анализ и в огромном числе публикаций по проблемам современного олимпийского движения.

Все это определяет актуальность изучения интепретаций «совершенного» человека в концепциях современного олимпизма.

Задача статьи - привлечь внимание к данной проблеме и дать краткую

характеристику интерпретаций идеала «совершенного» человека в работах Кубертена и его последователей.

Идеал личности олимпийца как:

«совершенного человека» в концепции Кубертена

Идеал личности олимпийца как «совершенного человека» в концепции Кубертена -важный элемент его более широкой концепции возрождения Олимпийских игр и развития современного олимпийского движения. Эта концепция, в свою очередь, тесно связана с целями и задачами деятельности Кубертена по реформе системы образования и

воспитания человека. В 1909 г. в книге под примечательным названием «Битвы за

физическое воспитание. Кампания продолжительностью в 21 год (1887-1908)» он писал: «В течение пятидесяти лет мое существование было связано с педагогической реформой, в которой я начал прозревать первейшую и важнейшую необходимость нашего времени. Решительно отвергая все, что могло бы увлечь меня по другой стезе, с того момента я ориентировал себя исключительно в этом направлении» [1].

Целый ряд факторов, в том числе увлечение Кубертена историей и философией Древней Греции, определило его ориентацию на идеи гуманизма в поиске того идеала человеческого совершенства, на который должна ориентироваться новая система образования и воспитания человека. Древнегреческие мыслители сформулировали идеал калокагатии (греческое слово kalokagathia от kalos - прекрасный и agatos -добрый), который подразумевает совершенную личность, для которой характерны сочетание внешних достоинств с внутренними, духовными, нравственными качествами, гармония тела и души. Образцом такой личности считался Геркулес, воплощающий в себе гармонию телесных и духовных качеств. Как отмечает К. Палеологос, в Храме Зевса в Олимпии демонстрируется хорошо тренированное тело Геракла, прекрасные, красивые особенности его рельефных мускулов. «Это - правило Ионийской школы, которая видит героя как представителя "kalos kagatos", где хорошо сформированное и гармоничное тело служит выражением красивой души, и лицо излучает интеллект, доброту и честность» [2]. Таким образом понимаемое гармоничное развитие личности и выступило для Кубертена как тот позитивный идеал, на котором может и должно, базироваться современное образование и воспитание. Как отмечал бывший президент МОК Э. Брендедж в речи на 61-й сессии МОК, Кубертен возродил «идеал гармонично развитого человека» [3].

Ориентируясь на этот идеал, Кубертен считал, что картезианское разделение тела и души - двух элементов единого, целостного человеческого бытия, рассмотрение их как двух совершенно независимых друг от друга факторов ведет к дисгармонии человека. «Поэтому, - писал он, - эти два фактора должны быть интегрированы в единое

гармоничное целое, чтобы достигнуть эвритмии» [4]. Данное слово «эвритмия» ("eurhythmy") Кубертен часто использовал для обозначения своей философской идеи гармонии физических и духовных способностей человека.

Важнейшую роль в практической реализации идеи гармоничного развития личности Кубертен отводил спорту. «Среди всех сил, движущих современным миром и обогащающих человечество, - писал Кубертен, - нет, на мой взгляд, такой, на которую мы можем положиться больше, чем на спорт. Это сила, которая отвечает всем современным нуждам» [5]. Кубертен постоянно указывал на то, что включение спорта в систему воспитания содействует «гармоничному развитию взрослого человека (equilibrium of the adult)» [6]. Спорт - это средство, с помощью которого индивидуум может достичь «гармонизации двух видов силы» - мышечной и духовной, что дает ему возможность обрести физическое здоровье и духовную гармонию [7].

Высоко оценивая социальный и воспитательный потенциал спорта для реализации идеала гармоничного развития личности, Кубертен вместе с тем учитывал те возможные негативные явления, которые могут быть с ним связаны. Он неоднократно указывал на то, что «спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне» [8].

В связи с этим Кубертен ратовал за развитие спорта, но не любого. Для него на первом плане был спорт «воспитательный» ("educatif"): чтобы спорт мог выполнять свою воспитательную и культурную функцию, необходимо «облагородить» спорт: «именно потому что в новом, формирующемся ныне мире спорт может играть важнейшую роль для прогресса и восстановления дружеских связей между государствами, мы хотим, чтобы спорт был чище и благороднее» [9]. Важным средством «облагораживания спорта» Кубертен считал его интеграцию с искусством и возрождение «спортивной религии», которая, по его мнению, характерна для спорта античности [10].

Со стремлением Кубертена реализовать эти идеи и превратить спорт в средство формирования гармонично развитой личности связан его замысел возрождения античных Олимпийских игр и развертывания на их основе олимпийского движения. Кубертен считал, что Олимпийские игры, которые как элемент этого движения по своему духу, по своей направленности должны быть образцом (с точки зрения своей гуманистической направленности, ориентации, гуманной атмосфере) для других спортивных соревнований, помогут решить задачу совершенствования человека, воспитания гармонично развитой личности.

Таким образом, по мнению Кубертена, именно в рамках олимпийского движения должны быть созданы условия для воспитания идеальной личности (совершенного человека). Такой идеальной личностью является олимпиец. Для его характеристики Кубертен использовал придуманное им и конкретизирующее его идею «эвритмии» ; выражение: «Mens fervida in corpore lacertoso» («Возвышенный дух в развитом теле») [11]. Выражаемая этими словами характеристика личности олимпийца предусматривает, как считал Кубертен, что олимпийскому атлету присущи совершенные физические качества, здоровье, красота («поэзия») физически развитого тела и движений, а вместе с тем сила духа, интеллект, эстетический вкус, художественный • талант, культура речи и общения, высоконравственные качества: честность, великодушие, бескорыстность и др. Эти качества, присущие олимпийцу и характеризующие его как идеальную, гармонично развитую личность, Кубертен мечтал привить всему человечеству в качестве его raison d'être (смысла существования).

Важным элементом культуры личности олимпийца Кубертен считал его поведение в соперничестве, соответствующее идеалу гармоничного развития. Спортсмен-олимпиец не должен стремиться к победе любой ценой. Он должен отдавать предпочтение честному, благородному поведению в соперничестве, придерживаясь убеждения в том, что самое

главное - не победа над соперником, а отвага, мужество, проявляемые в ходе борьбы за нее, дух борьбы, побуждающий человека к совершенству, к преодолению самого себя, своих слабостей и недостатков. Согласно Кубертену, «главное в жизни не триумф, а битва; важнее храбро сражаться, чем победить. Распространять эти заветы - значит, воспитывать более мужественное, более сильное во всех отношениях, более добросовестное и более великодушное человечество» [12]. Из необходимости ориентации олимпийского атлета в спортивном соперничестве на нравственные принципы следует, по мнению Кубертена, что прежде всего он должен стремиться к победе не над соперником, а над самим собой. В этом плане характерно название одной из статей Кубертена: «Победи самого себя!» [13]. На медали для участников Африканских игр по предложение Кубертена было начертано: «Athletae Proprium Est Se Ipsum Noscere, Ducere et Vincere» («Обязанность и сущность атлета - познать самого себя, контролировать себя и превзойти себя»).

Таким образом, важное место в кубертеновской концепции современного олимпизма занимает положение о личности олимпийца, который рассматривается и как идеал совершенного человека.

Интерпретации идеала «совершенного» человека в концепциях современного олимпизма последователей Кубертена

В Олимпийской хартии, других официальных документах, а также в выступлениях руководящих деятелей современного олимпийского движения, как правило, подчеркивается необходимость сохранения ориентации этого движения на тот гуманистический идеал личности, воплощаемый в олимпийце, который сформулировал Кубертен. В Олимпийской хартии олимпизм трактуется как философия жизни, «возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума» [14]. Бывший президент МОК Х.А. Самаранч сказал в одном из своих выступлений: «Я могу смело утверждать, что олимпийское движение сегодня больше, чем когда бы то ни было, опирается на гуманистические идеалы Кубертена. Эти идеалы братства, дружбы, взаимопонимания и гармоничного развития личности способствуют созданию лучшего и более спокойного мира. Никто не может утверждать, что они устарели или что нет смысла их сохранять» [15].

Такая позиция поддерживается и другими общественными деятелями. Так, Генеральный директор ЮНЕСКО г-н Амаду-Махтара М'Боу в своей речи на открытии первой Международной конференции министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт, сказал: «Приобщение к физкультуре и спорту в сочетании с развитием интеллектуальных способностей и моральным воспитанием вполне естественно готовит людей к спорту в соответствии со столь необходимой ему этикой. Больше чем когда-либо необходимо восстановить идеал, который Пьер де Кубертен сумел возродить через многие века в своей блистающей чистоте, идеал атлета, прилагающего все свои силы для того, чтобы превзойти самого себя, преодолевающего в своих бескорыстных усилиях те границы, которые определили для него условия обычной человеческой жизни» [16]. По мнению члена МОК М. Мзали, современный олимпизм должен быть ориентирован на «гармоничное воспитание и совершенствование человека», «единство физического, интеллектуального и духовного воспитания» [17]. Министр образования Кипра А. Крисостомос считает, что через спорт мы должны стремиться сформировать гармоничную личность, обладающую сильным, здоровым телом, а одновременно сильной и смелой душой». По его мнению, олимпийскому идеалу соответствует «тип деятельной, твердой в жизненной борьбе личности, анализирующей происходящие вокруг нее события, предпочитающей активную борьбу пассивному наблюдению событий». Именно такая и только такая личность может «достойно ответить на вызов современного потребительского общества, которое превращает людей в потребителей, лишая их тем самым права на творчество и сопутствующее ему духовное удовлетворение» [18].

Особенно важно отметить, что во многих современных концепциях олимпизма идеальная личность олимпийца рассматривается как идеал совершенного человека. Наибольший интерес в этом плане представляют идеи бывшего президента МОА Николауса Ниссиотиса и известного немецкого философа, а также олимпийского чемпиона Г анса Ленка.

По мнению Н. Ниссиотиса, «антропологический характер» олимпийской философии проявляется в том, что идеалом человека она считает "kalos kagatos". К числу трансцендентных ценностей этого совершенного человека он относит «Красоту, Величие и Истину (Beauty, Greatness and Truth)». По его мнению, олимпизм стремится к практической реализации этих качеств совершенной личности: «олимпизм пытается реализовать идеи красоты, величия и истины через силу и способности человеческого тела» [19]. Н. Ниссиотис неоднократно подчеркивает в своих работах двоякие ошибки в понимании того понимания личности олимпийца, которую пропагандирует олимпизм. С одной стороны, ошибочно полагать, будто эта личность какой-то недосягаемый идеал, а с другой - нельзя ее рассматривать как уже полностью достигнутый результат. Отмечая диалектический характер олимпийской философии, Н. Ниссиотис двояко характеризует ее: с одной стороны, учитывая тесную связь с реальной жизнью, - как «реалистический идеализм», а, с другой, - как «идеалистический реализм», поскольку «она учит этике жизни во всех сферах человеческого существования» [20]. Н. Ниссиотис трактует олимпийскую идею как попытку «постичь глубоко скрытую высшую реальность жизни и в то же время приглашение людей к переживанию этой реальности и размышлению над ней. Олимпийская идея обновляет человека, побуждая к попытке достичь высшей цели его существования». Олимпийский чемпион представляет человека, который стремится понять подлинное значение жизни, а не просто победить1 своего соперника. И «когда человек постигает, что смысл его существования состоит в постижении высшей формы бытия, тогда его физическая сила тоже начинает служить этой цели», и тогда сами соревнования, в которых человек стремится доказать свое превосходство, все более становятся средством общения и взаимного уважения людей [21].

В работах Г. Ленка излагается целостная антропологическая концепция «идеального олимпийца», которая опирается на понимание человека как творческого и достигающего ("homo creator" и " homo performator"): «человек - это не только активное существо, т.е. существо, сознательно ориентированное на определенные цели, но в еще большей степени это существо, которое стремится достичь их лучше и лучше посредством своей активности. Это - активная и действующая личность, так сказать, достигающее существо ("achieving being"). Реальное действие (proper action), личное творческое исполнение и достижение - необходимые идеальные черты реального человеческого существа» [22]. С учетом такого понимания совершенного человека Г. Ленк формулирует и свою концепцию «идеального олимпийца, обладающего чертами Фауста и Прометея» [23]. Согласно этой концепции, олимпийский атлет «служит выдающимся примером, реализующим символический смысл активной, достигающей жизни» [24]. Г. Ленк считает, что олимпиец - это «самоформирующийся, интеллектуально развитый спортсмен» - и в этом своем качестве является образцом совершенного человека как достигающей личности - активной, свободной и творческой личности, которая ориентирована на достижения, самомотивацию и самосовершенствование, действует по своему собственному выбору, а не только в силу необходимости (например, зарабатывать на жизнь, выполнять распоряжения и т.п.). По мнению Г. Ленка, олимпийский идеал достигающей личности «может выполнять важную воспитательную функцию в современном обществе, основанном на пассивном потреблении, на сфабрикованных продуктах производства, на администрации и казенщине, имеющих тенденцию к попиранию любой индивидуальной активности, в мире кино и телевидения, поддерживающих пассивное отношение к всеобщей ориентации. Действительно, в промышленном обществе благоденствие для существа человека представляет реальную

опасность. Оно соблазняет его и уводит в сторону пассивности, гедонизма и к жизни, полной шаблонов и повсеместных форм сфабрикованной ленивой жизни с ее праздностью и роскошью. Но страна-утопия, изобилующая молоком и медом, не является обещанием для человека и гуманным раем - это проблема, действительно явно возникающая в обществе растущего досуга» [25].

Важное значение олимпийского идеала Г. Ленк усматривает и в том, что олимпийцы, как и вообще спортсмены высокого класса, в символическом плане выступают как «Геркулесы западной культуры и как модель ее самовыражения» [26]. В этом плане он неоднократно ссылается в своих работах на П. Вайсса [27], по мнению которого, как пишет Г.Ленк, олимпийский атлет «может быть представлен как репрезентант и, воплощение "мифа", изображающего некую мифическую фигуру геракло-прометеевского происхождения". Он репрезентирует человечество в его стремлении к достижению высшего успеха и тем самым выполняет определенную символическую функцию: «формирует культурный символ, который "репрезентативно" раскрывает, на какое невиданное доселе достижение благодаря полной отдаче сил оказывается способным человек» [28].

Выводы

Данная выше характеристика интерпретаций идеала «совершенного» человека в концепциях современного олимпизма позволяет сделать следующие выводы.

1. Уже для олимпийской концепции Кубертена характерно понимание личности олимпийца как определенного образца «совершенного» человека. В еще больше степени это представлено в работах его последователей.

2. В качестве идеальной личности, на которую должна ориентироваться новая система образования и воспитания, Кубертен избрал гуманистический идеал гармонично развитой личности, который в основе своей сформулирован еще в античности. Новация Кубертена состояла в обосновании тех средств, которые способны практически реализовать этот идеал. К числу таковых в первую очередь он относит спорт, но не любой, а «воспитательный», который формируется в олимпийском движении. Это движение создает условия для практического воспитания идеальной культуры личности, находящей свое воплощение в олимпийце, который рассматривается и как идеал совершенного человека.

3. В концепциях современного олимпизма последователей Кубертена в основном сохраняется интерпретация идеала «совершенного» человека как гармонично развитой личности. Однако к качествам этой личности наряду с теми, которые ей приписывал Кубертен (гармония физических и духовных способностей человека), добавляются некоторые другие. Например, в концепции Н. Ниссиотиса олимпиец - это гармонично развитая личность, которая ориентирована на такие ценности, как красота, величие, истина, а также, стремится постичь глубоко скрытую высшую реальность жизни, переживает эту реальность, размышляет над ней. В концепции Г. Ленка олимпийский атлет является образцом совершенного человека как достигающей личности.

4. Сопоставление интерпретаций идеала «совершенного» человека в концепциях современного олимпизма с другими моделями этой идеальной личности показывает, что они имеют ряд общих черт. В первую очередь это их ориентация на духовнонравственные ценности. Определенное сходство олимпийской модели с другими моделями «совершенного» человека состоит и в ее некоторой ориентации на религиозные ценности. Наиболее ярко это представлено в олимпийской концепции Кубертена, который важным средством «облагораживания спорта» считал возрождение «спортивной религии».

Вместе с. тем олимпийская модель «совершенного» человека имеет существенные особенности. Первая из них состоит в том, что в качестве главной ценности здесь выступает гармоничное развитие телесности и духовности в человеке, что наиболее кратко и выпукло сформулировано в словах Кубертена «Возвышенный дух в развитом

теле», которыми он характеризовал идеальную личность олимпийца. Вторая и, пожалуй, главная особенность олимпийской интерпретации идеала «совершенного» человека - в тех средствах, которые здесь предусматриваются для практического формирования у человека качеств идеальной культуры личности. В качестве таковых, как показано выше, предусматривается вовлечение человека в активные занятия спортом и его включение в олимпийское движение, которое создает особым образом организованную среду, побуждающую индивида ориентироваться на гуманистический идеал гармонично развитой личности.

Примечания:

1. Anthony Don. Coubertin Pedagogy // Pierre de Coubertin an unrecognized genius... Lausanne, 1994. Р. 31.

2. Paleologos Cleanthis Heracles (Hercules), the Ideal Olympic Personality // IOA. Report of the 22nd Session. Lausanne, 1985. Р. 67.

3. Брендедж Э. Речь на 61-й сессии МОК // Международное спортивное и олимпийское движение. 1991. № 3. С. 29.

4. Цит. по: Vialar C. Pierre de Coubertin. The Olympic Humanist. Lausanne, 1994. Р.

88.

5. Цит. пo: Vialar P. Pierre de Coubertin (I): ^е Маn - ^е Games // IOA. Report of the 2nd Summer Session. Athens, 1962. Р. 70.

6. Coubertin Pierre de ^е Olympic Ideal: Discourses and Essays / eds. L. Diem and O. Andersen; translated from the French by J.G. Dixon. Lausanne, 1966. Р. 108.

7. Georgiadis K. The Ideas of Pierre de Coubertin on the Revival of the Modern Olympic Games // IOA. Report of the thirty-eighth Session 15th July - 30th July 1998. International Olympic Committee, 1999. Р. 49.

8. Кубертен П. де. Олимпийские мемуары. Киев, 1997. С. 22.

9. См.: Vialar P. Pierre de Coubertin (II): The Man and His Work // IOA. Report of the 2nd Summer Session. Athens, 1962. Р. 81, 85.

10. Кубертен П. де. Спорт и искусство // Спорт, духовные ценности, культура: сборник / сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. М., 1998. Вып. 5. С. 3-8; Кубертен П. де. Олимпийские мемуары. С. 170.

11. Coubertin P. de. Mens fervid in corpora lacertoso // Revue Olympique. 1991. Juillet. P. 99-100.

12. Цит. по: Дьюри Ж. Олимпийское движение и воспитание // Спорт в современном обществе: сб. науч. материалов Всемирного науч. конгресса. М., 1974. С. 126.

13. Coubertin P. de. Connais-toi toi-meme // Excelsior. 1915. 23 august.

14. Олимпийская хартия: пер. с англ. М., 1996. С. 7.

15. Интервью президента МОК Х.А. Самаранча // Международное спортивное и олимпийское движение. 1989. № 10. С. 3.

16. Роль физического воспитания и спорта в подготовке молодежи: окончательный доклад I Междунар. конф. министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт. Париж, 1976. С. 34.

17. Mzali Mohamed. Olympism and education // IOA. Report of the 18th session. Athens, 1979. Р. 68.

18. Chrysostomos A. Sofianos of Teaching of the Olympic Ideal in Schools // Report of the International Session for educationists 1973-1977-1979. Athens, 1980. P. 202-203.

19. Nissiotis N. Philosophy of Olympism // IOA. Report of the 18th Session. Athens, 1979. Р. 172, 174.

20. Nissiotis N. The Cultural Value of Olympism and the Future of the Olympic Games // IOA. Report of the 21st Session. Lausanne, 1982. Р. 71-72.

21. Nissiotis N. Philosophy of Olympism... P. 173-175.

22. Lenk H. The essence of Olympic man: Toward an Olympic philosophy and anthropology // Int. Journal of Physical Education. 1984. Vol. XXI, №.2. P. 10.

23. Ленк Г. Бывший спортсмен о ситуации в спорте высших достижений ФРГ // Информационный вестник ВНИИФК. 1976. № 13. С. 41.

24. Lenk H. Towards a Philosophical Anthropology of the Olympic Athletes and / as the Achieving Being // IOA. Report of the 22nd Session. Lausanne, 1985. Р. 177.

25. Lenk H. Genuinely Personal Achievement, Sport, Educational Program and Beyond // International Journal of Physical Education. 1985. №. 22. P. 11.

26. Ленк Г. Спорт как современный миф? // Религия. Магия. Миф. Современные философские исследования. М., 1997. С. 156-179; Lenk H. Herculean «Myth» Aspects of Athletics // J. of the Philosophy of Sport. 1976. Vol. 3. Р. 11-21.

27. Weiss P. Sport - A Philosophy Inquiry. - Carbondale. Edwardsville; London; Amsterdam, 1969. 317 p.

28. Ленк Г. Спорт как современный миф? С. 171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.