Научная статья на тему 'Методические характеристики основных компонент оценки организаций высшего образования в мировых рейтингах'

Методические характеристики основных компонент оценки организаций высшего образования в мировых рейтингах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировые рейтинги / организации высшего образования / индикаторы оценки / репутация / востребованность выпускников / качество образования / world rankings / university / assessment indicators / reputation / demand for gradu- ates / quality of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е В. Каплюк, М А. Масыч

В статье анализируются современные подходы к составлению рейтингов университетов и выделению основных компонент оценки организаций высшего образования в мировых рейтингах. В частности, рассмотрены критерии оценки Шанхайского рейтинга, QS World University Rankings, Times Higher Education World University, рейтинга по версии журнала U.S. News and World Report, Webometrics и Тайваньского рейтинга. В результате анализа выделены следующие компоненты оценки организации высшего образовании в мировых рейтингах: репутационная компонента, востребованность выпускников, качество образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL CHARACTERISTICS OF THE ASSESSMENT ACTIVITIES OF UNIVERSITIES IN THE WORLD RANKINGS

The article analyzes modern approaches to the compilation of university rankings and evaluation of higher education institutions in world rankings. In particular, the evaluation criteria of the Shanghai rating, QS World University Rankings, Times Higher Education World University, the rating according to the U.S. News and World Report, Webometrics and Taiwan Ranking. The following components of the universities assessment in the world rankings were highlighted: the reputational component, the demand for graduates, the quality of education.

Текст научной работы на тему «Методические характеристики основных компонент оценки организаций высшего образования в мировых рейтингах»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТ ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВЫХ РЕЙТИНГАХ

Е.В. Каплюк, канд. экон. наук, младший научный сотрудник М.А. Масыч, канд.экон. наук, доцент, ведущий научный, сотрудник Южный федеральный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI 10.24411/2411 -0450-2018-10069

Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках выполнения работы № 26.12689.2018/12.1 по теме «Разработка методологии проведения экспертной оценки эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования».

Аннотация. В статье анализируются современные подходы к составлению рейтингов университетов и выделению основных компонент оценки организаций высшего образования в мировых рейтингах. В частности, рассмотрены критерии оценки Шанхайского рейтинга, QS World University Rankings, Times Higher Education World University, рейтинга по версии журнала U.S. News and World Report, Webometrics и Тайваньского рейтинга. В результате анализа выделены следующие компоненты оценки организации высшего образовании в мировых рейтингах: репутационная компонента, востребованность выпускников, качество образования.

Ключевые слова: мировые рейтинги, организации высшего образования, индикаторы оценки, репутация, востребованность выпускников, качество образования.

На сегодняшний день, в научной литературе имеется большое число различных систем ранжирования организаций высшего образования, в том числе и на мировом уровне. Однако стоит отметить, что оценочные системы постоянно изменяются под влиянием процессов глобализации, так и за счет развития методов и инструментов обработки фактических данных, развития подходов к оценке научно-образовательной деятельности вузов. В ключе вышесказанного, необходимо провести исследование современных подходов к составлению рейтингов университетов и выделению основных компонент оценки организаций высшего образования в мировых рейтингах.

Стоит отметить, что методики составления рейтингов и типы, на сегодняшний

день в научной литературе довольно широко описаны, в тоже время, важным для анализа и определения места организаций высшего образования на мировом уровне, является выделение компонент и индикаторов, по которым проводится ранжирование университетов в мировых листингах. С этой целью, проведем анализ компонентной составляющей наиболее влиятельных рейтингов, определяющих место университетов на поле мировой конкурентоспособности.

Шанхайский рейтинг (Academic Ranking of World Universities (ARWU)). В результате оценки шести показателей производится расчет интегрального показателя -средневзвешенного значения индикаторов, представленных в таблице 1.

1G9

Таблица 1. Индикаторы оценки рейтинга университета по версии Шанхайского рейтинга [11_

Критерий Индикатор Вес, %

Качество образования 1. Выпускники, получившие Нобелевские премии и медали Филдса. 10

Качество преподавательского состава 2. Сотрудники, получившие Нобелевские премии и медали Филдса. 3. Высокоцитируемые ученые из числа сотрудников университета по 21 предметной области. 20

Результаты исследований 4. Количество статей, опубликованных в журналах Nature и Science за последние пять лет. 5. Общее число статей, вошедших в индексы научной ци-тируемости Science CitationIndex- Expanded и Social Science Citation Index в предыдущем году. 20 20 20

Производительность на душу населения 6. Академическая успеваемость учреждения. 10

Свертка индикаторов производиться по четырем критериям: качество образования; качество преподавательского состава; результаты исследований; производительность на душу населения.

Британская организация TSL Education Ltd ежегодно представляет мировой листинг лучших университетов, который публикуется в издании «The Times Higher Education». В последующем, рейтинг со-

ставлялся совместно с компанией Quacquarelli Symonds и назывался QS-THES (с 2009 г. - THE-QS). В 2010 г. из-за критики академического сообщества QS-THES прекратил свое совместное существование. QS представляет свою версию рейтинга - QS TOPUNIVERSITIES (табл. 2), а Times Higher Education сотрудничает с Thomson Reuters.

Таблица 2. Индикаторы оценки рейтинга университета по версии QS World University

Rankings [2]

Индикатор Вес, %

Академическая репутация на глобальном уровне 40

Соотношение преподавателей к студентам 20

Цитирования преподавателей Скопус 20

Мнение работодателей на глобальном уровне 10

Доля иностранных студентов 5

Доля иностранных преподавателей 5

QS с 2011 года представляет 200 лучших университетов по 30 предметным областям - QS World University Rankings by Subject, с различием в весовых коэффициентах в соответствии с предметной областью.

Рейтинг Times Higher Education World University Ranking, составляемый совместно с Thomson Reuters проводит ранжирование по критериям, представленным в таблице 3.

Таблица 3. Индикаторы оценки рейтинга университета по версии Times Higher Education World University [3]

Индикатор

Вес, %

Качество обучения:

-опрос академического сообщества о качестве образования; -соотношение преподавателей к студентам;

- соотношение студентов и аспирантов;

- отношение числа защит диссертаций в университете к общему числу преподавателей;

- отношение общеуниверситетских доходов к общему количеству преподавателей, характеризующее инфраструктурную обеспеченность научно-образовательной деятельности университета._

30: 15 4,5

2,25 6

2,5

Качество исследований:

- опрос академического сообщества о качестве научных исследований;

- затраты на научные исследования;

- число статей, опубликованных сотрудниками университета в журналах, индексируемых в Web of Science._

30: 18 6 6

"Значимость» исследований

30

Трансфер знаний и технологий

2,5

Интернационализация университета:

- доля иностранных студентов;

- доля иностранных преподавателей;

- доля статей, написанных в международном соавторстве.

7,5

Журнал U.S. News and World Report является одним из самых известных рейтингов университетов и колледжей, которые разделены на следующие группы, определенные размером и сферой охвата: национальные университеты, национальные гуманитарные колледжи, региональные университеты, региональные колледжи.

Листинги составляются по четырем представленным группам по семи факторам, представленным в таблице 4. Стоит отметить, что весовые коэффициенты варьируются в зависимости от принадлежности университета к той или иной группе.

Индикатор

Вес, %

Доля студентов, получивших диплом и доля студентов, продолживших обучение после первого курса_

Академическая репутация по программам бакалавриата

Профессорско-преподавательский состав (качественный состав и соотношение студентов на одного преподавателя)_

Качество студентов (средняя оценка абитуриентов при поступлении, доля поступивших из числа 10 лучших учеников класса, соотношение между числом поступивших и общим числом поданных заявок)_

Финансовые ресурсы (затраты университета на одного студента за исключением расходов на спорт, общежития и медицинское обслуживание)_

Коэффициент завершения высшего учебного заведения в установленные программой обучения сроки_

Пожертвования выпускников выпускников обучением)_

университеты (удовлетворенность

Весовой коэффициент устанавливается индивидуально, в зависимости от группы, которой принадлежит университет

Таблица 4. Индикаторы оценки рейтинга университета по версии журнала U.S. News and World Report

Ill

Компания Cybermetrics Lab публикует рейтинг Webometrics, который отличается от классических академических рейтингов и основаны на сравнении университетов по полноте наполнения официальных интернет-сайтов, и определяет рейтинг как оценку результатов научно-исследовательской дея-

тельности университета. Целью публикации рейтинга является мотивация исследователей публиковать больше трудов, делать их доступными для научного сообщества. Компоненты оценки рейтинга Webometrics представлены в таблице 5.

Таблица 5. Индикаторы оценки рейтинга университета по версии Webometrics [4]

Индикатор Вес, %

Размер (количество страниц сайта, покрываемых поисковыми системами Google, Yahoo, Live Search, Exalead) 25

«Обзорность» (количество уникальных внешних ссылок на страницы сайта по данным систем Yahoo Search, Live Search, Ex0 alead) 50

«Ценные файлы» (количество «ценных файлов», размещенных на страницах сайта) 12,5

Scholar (количество страниц и ссылок на страницах сайта вуза) 12,5

Для получения итоговых рейтинговых значений Webometrics используется аддитивная свертка, при этом, стоит отметить, что свертка производится не по количественным значениям показателей, а по ранговым (т.е. суммируются позиции университета в ранжировке по каждой из четырех компонент рейтинга).

Сравнительная оценка научной деятельности университетов проводится Тай-

ваньским рейтингом, при составлении которого акцентирование некоторых результатов исследований, делает показатели более объективными нежели традиционные репутационные показатели, за счет которых лидерство в мировых рейтингах занимают университеты с длительной историей. В таблице 6 представлены индикаторы оценки Тайваньского рейтинга.

Таблица 6. Индикаторы оценки Тайваньского рейтинга [4]

Индикатор Вес, %

Количество статей за последние 11 лет 10

Количество статей за последний год 10

Количество цитирований за последний 11 лет 10

Количество цитирований за последний год 10

Среднее число цитирований на одну статью за последние 11 лет 10

Индекс Хирша за последние 2 года 10

Количество высокоцитируемых статей за последние 11 лет 10

Количество статей в высокоцитируемых журнал за последний год 10

Число предметных областей, в которых преуспевает университет 10

Представленные в таблице 6 индикаторы оценки университетов по версии Тайваньского рейтинга позволяют сделать вывод о том, что оценка базируется на двух основных компонентах - публикационной активности и цитируемости.

Ведущие издания, составляющие международные рейтинги организаций высшего образования, проводят оценку по следующим критериям: число человек, претендующих на конкурсное место; средний

балл при поступлении; число студентов, обучающихся по предлагаемым программам; доля зарубежных студентов; научная активность профессорско-

преподавательского состава: число публикаций и цитирования в международных базах; доля штатных преподавателей относительно совместителей; соотношение студентов на одного преподавателя; затраты на научно-исследовательскую деятельность; трудоустройство выпускников.

Исходя из этого, укрупнено, можно выделить следующие компоненты оценки организации высшего образовании в мировых рейтингах:

1. Репутационная компонента, включающая репутацию образовательного учреждения в академических кругах, популярность среди потенциальных абитуриентов и работодателей, некоторые рейтинги предполагают при оценке репутации учитывать средний балл поступивших и стоимость обучения.

2. Востребованность выпускника, предполагает для выпускников бакалаврский программ оценку числа выпускников, продолживших обучения по магистерским или аспирантским программам, для выпускников магистратуры проводится оценка трудоустройства, что является одним из важнейших критериев оценки качества выпускника на выходе (как показывает практика, обычно оценивается процент трудоустроенных в определенные временные интервалы, а также стартовая заработ-

ная плата). Данная компонента предполагает участие вуза в поиске работы для выпускников, например путем организации ярмарок-вакансий. Также, используются для оценки опросы работодателей, оценка доли студентов, успешно прошедших итоговую аттестацию и экзамены для включения в профессиональное сообщество (узкие группы специальностей, например, юриспруденция, предполагается вступление в Американскую ассоциацию юристов посредством экзамена).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Качество образования, предполагает оценку непосредственно учебного процесса по отношению к затратам. Данная компонента предполагает внедрение инновационных технологий ведения учебного процесса и тем самым, повышения его качества, что помогает подтянуться в рейтинговых списках молодым прогрессивным университетам. Как правило, при оценке качества образования, также учитывается наличие и качество библиотек, их финансирование.

Библиографический список

1. Methodology of Academic ranking of world universities // [Электронный ресурс] URL: http://www.shanghairanking.com/ARWU-Methodology-2013.html.

2. QS World University Rankings // [Электронный ресурс] URL: http://www.iu.qs.com/university-rankings/world-university-rankings./

3. Times higher education. World University Rankings // [Электронный ресурс] URL: www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2013-14/world-ranking/methodology

4. QS World University Rankings // [Электронный ресурс] URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/methodmaterial/files/9_borisova_2012_migr.pdf

METHODICAL CHARACTERISTICS OF THE ASSESSMENT ACTIVITIES OF UNIVERSITIES IN THE WORLD RANKINGS

E.V. Kaplyuk, candidate of economic sciences, associate professor, junior researcher M.A. Masych, candidate of economic sciences, associate professor, leading research fellow South federal university (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. The article analyzes modern approaches to the compilation of university rankings and evaluation of higher education institutions in world rankings. In particular, the evaluation criteria of the Shanghai rating, QS World University Rankings, Times Higher Education World University, the rating according to the U.S. News and World Report, Webometrics and Taiwan Ranking. The following components of the universities assessment in the world rankings were highlighted: the reputational component, the demand for graduates, the quality of education.

Keywords: world rankings, university, assessment indicators, reputation, demand for graduates, quality of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.