финансового анализа относятся: системность, комплексность, регулярность, преемственность, объективность.
Следовательно, финансовый анализ - это инструмент для разработки управленческих решений, направленных на улучшение финансового состояния субъекта хозяйствования, способ построения прогнозных отчетов, он используется также для анализа профессионального мастерства и деловых качеств руководителей финансовых служб и финансовых специалистов.
Список литературы
1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 6-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2015. 378 с.
2. Серебрякова Т.Ю., Антонова М.В., Кондра-шова О.Р. Бухгалтерский и управленческий учет. Лабораторный практикум: учеб. пособие / под ред. Т.Ю. Серебряковой. М.: ИНФРА-М, 2017. 300 с.
3. Учет, анализ, аудит: учеб. пособие / под общ. ред. Т.Ю. Серебряковой. М.: ИНФРА-М, 2014. 344 с.
4. Шеремет А.Д. Бухгалтерский учет и анализ: учебник. М.: ИНФРА-М, 2012. 618 с.
5. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 208 с.
6. Экономический анализ: учебник / под ред. В.И. Бариленко. М.: КноРус, 2017. 382 с.
References
1. Savitskaya G.V. Analiz khozyajstvennoj deyateFnosti predpriyatiya [Analysis of economic activity of the enterprise]. 6-e izd., ispr. i dop. M.: INFRA-M, 2015. 378 s.
2. Serebryakova T.Yu., Antonova M.V., Kond-rashova O.R. Bukhgalterskij i upravlencheskij uchet. Laboratornyj praktikum [Accounting and management accounting. Laboratory workshop]: ucheb. posobie / pod red. T.Yu. Serebryakovoj. M.: INFRA-M, 2017. 300 s.
3. Uchet, analiz, audit [Accounting, analysis, auditing]: ucheb. posobie / pod obshch. red. T.Yu. Serebryakova. M.: INFRA-M, 2014. 344 s.
4. Sheremet A.D. Bukhgalterskij uchet i analiz [Accounting and analysis]: uchebnik. M.: INFRA-M, 2012. 618 s.
5. Sheremet A.D. Metodika finansovogo analiza deyateFnosti kommercheskikh organizatsij [Methods of financial analysis of commercial organizations]. 2-e izd., pererab. i dop. M.: INFRA-M, 2008. 208 s.
6. Ekonomicheskij analiz [Economic analysis]: uchebnik / pod red. V.I. Barilenko. M.: KnoRus, 2017. 382 s.
АНИСИМОВ Александр Сергеевич - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: anisimov_alexandr_ [email protected].
ANISIMOV, Alexander Sergeyevich - Postgraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: anisimov_alexandr_sergeevich@ mail.ru.
УДК 336:005.334-049.5
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ
М.В. Барсукова
Исследованы методические подходы к управлению одной из компонент экономической безопасности региона - финансовой безопасности, значимость которой обусловлена особой ролью финансового механизма и осуществляемых в его рамках финансово-экономических отношений в обеспечении функционирования и развития региона, выявлены преимущества и недостатки подходов к региональному управлению финансовыми рисками и экономической безопасностью. Выделены наиболее распространенные методы оценки финансово-экономических рисков, включая методический подход к оценке финансового риска на основе оценки величины дефицита консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в расчете на одного жителя. Предложен комплекс мер, способствующих повышению эффективности деятельности экономических субъектов, расположенных на территории региона, и наращиванию доходной части регионального бюджета, рациональному использованию регионального экономического потенциала и созданию
результативной системы управления рисками. Разработана развернутая система показателей региона для формирования более комплексного представления о состоянии его финансовой безопасности, позволяющей определить стратегию своего развития в зависимости от уровня экономической безопасности.
Ключевые слова: методический подход; управление финансами; финансовые риски; экономическая безопасность; регион.
M.V. Barsukova. METHODOLOGICAL ASPECTS OF MANAGING FINANCIAL RISK AND ECONOMIC SECURITY IN THE REGION
The article looks into methodological approaches to the management of one of the components of economic security of the region - financial security, the importance of which is due to the special role of the financial mechanism and implemented within its framework economic and financial relations, which ensure the functioning and development of the region. It identifies the advantages and disadvantages of regional approaches to financial risk management and economic security and emphasizes the most common methods of evaluating financial and economic risks, including methodical approach to the assessment of financial risk based on the assessment of the magnitude of the consolidated budget deficit of a constituent entity of the Russian Federation per capita. A complex of measures is proposed to increase the efficiency of economic entities located on the territory of the region, and build a profitable part of regional budgets, rationally use regional economic potential and create an effective system of risk management. A detailed system of indicators of the region is developed to form a more comprehensive view of the state of its financial security, which allows to determine the strategy of its development depending on the level of economic security.
Keywords: methodical approach; financial management; financial risks; economic security; region.
Одной из компонент экономической безопасности региона выступает финансовая безопасность, значимость которой для социально-экономических систем любого иерархического уровня обусловлена особой ролью финансового механизма и осуществляемых в его рамках финансово-экономических отношений в обеспечении функционирования и развития системы.
Актуальность темы исследования обусловлена наличием ряда нерешенных и дискуссионных вопросов в области методики оценки системы управления финансовыми рисками и экономической безопасностью в регионе и необходимостью теоретического и практического их исследования.
Оценка финансовых рисков и эффективности управления экономической безопасностью региона преследует целью - определить состояние региональной безопасности, угроз, провоцирующих ее дестабилизацию, и разработать меры по недопущению и локализации угроз и обеспечению устойчивости социально-экономического развития региона. Задачи оценки эффективности управления экономической безопасностью финансовой сферы региона логически вытекают из ее цели:
1) оценка негативных явлений и процессов, способных оказывать воздействие на экономическую безопасность, включая ее финансовую сферу;
2) выявление состояния безопасности экономики региона;
3) разработка комплекса мер, противодействующих негативному проявлению угроз, посредством комплексного анализа и моделирования и др.
Результаты оценки финансовых рисков и эффективности управления экономической безопасностью региона ложатся в основу информационного обеспечения эффективного управления, своевременного реагирования на потенциальные риски, угрозы, создавая предпосылки для выработки оперативных, обоснованных решений в сфере регионального развития.
Финансовые риски в системе риск-менеджмента как одной из сфер управления финансами определяются как вероятность потерь или недополучения экономической выгоды участниками финансовых отношений. Методология оценки финансово-экономических рисков, применяемая в отечественной исследовательской практике, охватывает три направления:
1) оценка социально-экономического положения региона;
2) оценка состояния обеспечения экономической безопасности региона;
3) определение угроз социального неблагополучия региона и обоснованного отнесения к группе отсталых и депрессивных территорий, что необходимо для вмешательства органов государственной власти всех уровней и выработки ими мер для восстановления требуемого уровня экономической безопасности.
Для оценки финансового состояния регио-
Рис. 1. Методические подходы к оценке финансовых рисков в субъектах РФ [2]
нов с позиции влияния на экономическую безопасность и степень защищенности от финансовых рисков применяются различные подходы. Е.А. Ефимовой и В.В. Котилко предлагается методический подход к оценке финансового риска в субъектах РФ, основанный на расчете и оценке системы показателей, представленных на рис. 1 [2].
Если первый подход достаточно традиционен в исследовательской практике и основан на индикаторах, отражающих эффективность управления в субъектах РФ, то метод расчета финансового риска по его зонам, основанный на прогнозе развития региона, его бюджетной обеспеченности, оценки налогоплательщиков с высокими налоговыми рисками, комплексного исследования тенденций развития отдельных отраслей региональной экономики и анализа результативности расходования средств регионального бюджета, является более детальным. На основе данного подхода субъекты РФ объединяются в 4 группы по уровню бюджетной обеспеченности:
- финансово стабильные регионы с высоким уровнем бюджетной обеспеченности;
- развивающиеся регионы со средним уровнем бюджетной обеспеченности;
- стагнирующие регионы с низким уровнем бюджетной обеспеченности ввиду наличия трудностей в самофинансировании своего развития;
- депрессивные регионы с критическим уровнем бюджетной обеспеченности, финансируемые преимущественно за счет средств федерального бюджета и не имеющие «точек роста» экономики.
Хорошо известен методический подход к оценке финансового риска на основе оценки величины дефицита консолидированного бюджета субъекта РФ в расчете на одного жителя. Выделяют три группы регионов по отношению к среднероссийскому уровню показателя с присвоением соответствующих баллов:
- первая группа - регионы с бездефицитным бюджетом или регионы с дефицитом бюджета на душу населения менее 100 % от среднероссийского уровня (1 балл);
- вторая группа - регионы с дефицитом бюджета на душу населения от 100,1 до 200 % от среднероссийского уровня (2 балла);
- третья группа - регионы с дефицитом бюджета более 200,1 % от среднероссийского уровня (3 балла).
Отслеживание динамики показателя за ряд лет позволяет оценивать вероятность финансового риска. Для целей ее отражения методика предполагает для регионов, демонстрирующих устойчивую тенденцию к снижению дефицита бюджета за аналитический период, присваивать рейтинговый 1 балл, и, наоборот, рост дефицита бюджета в динамике создает основание для присваивания рейтинга в 3 балла. В случае нестабильной динамики параметра оценки - 2 балла. По оценкам экспертов, российские регионы дифференцированы по величине финансового риска, но большинство регионов традиционно относятся к группе со средним финансовым риском. Инфляционные процессы, кризисные экономические условия, нестабильность финансово-кредитной системы, изменение курса национальной валюты провоцируют усиление проблемы финансового риска.
Снижение финансового риска в регионах с повышенным и максимальным его уровнями видится в реализации комплекса мер, способствующих повышению эффективности деятельности экономических субъектов, расположенных на территории региона, и наращиванию доходной части регионального бюджета, рациональному использованию регионального экономического потенциала и созданию результативной системы управления рисками.
Обобщение теоретических исследований в области методических подходов к оценке потенциала угроз, провоцирующих кризисную ситуацию в регионе на основе исследования уровня регионального развития [3-5; 7], позволяют выделить пять направлений оценки:
1) оценка, основанная на расчете показателей, отражающих состояние и тенденции развития базовых отраслей экономики в расчете на душу населения (объем промышленного и сельскохозяйственного производства, инвести-
ции в основной капитал и т.п.), интенсивности труда и показателей уровня и качества жизни населения;
2) оценка, базирующаяся на определении отдельных относительных показателей (ВРП на душу населения, ВРП на одного занятого в материальном производстве и т.п.);
3) оценка, проводимая на основе расчета одного показателя, отражающего уровень развития производительных сил региона, например, созданный на территории национальный доход к численности трудоспособного населения;
4) оценка, основанная на определении системы индикаторов, выраженной через агрегатные или интегральные показатели;
5) оценка, проводимая на базе экономических и социальных индикаторов, включая как
известные отечественные подходы, так и передовой зарубежный опыт.
Одной из задач оценки эффективности управления экономической безопасностью региона, включая ее финансовую составляющую, является выявление признаков нарушения функционирования региональной экономической системы вследствие усиления деструктивных процессов и конфликта интересов участников финансовых отношений, которые характеризуются многофакторным характером и взаимосвязью с процессами регионального развития. Это, в свою очередь, усложняет процесс управления финансовой безопасностью региона уже на этапе выявления и локализации угроз.
Вызывает исследовательский интерес подход к оценке, предложенный Л.М. Борщ,
Доходы бюджетов муниципальных образований е расчете на. одного трудоспособного жителя
Объем собственных доходов бюджета в расчете на. одного трудоспособного жителя
Расходы бюджет а е расчете на душу нас ел е ния муниципального образования
Показатели бюджетно-налоговой безопасности
Показатели финансовой безопасности субъектов хозяйствования
Отгружено товаров собственного произволства, выполнено работ и услуг собственными силами на одного трудоспособного жителя
Соотношение собственного и несобственного производства
Уровень дебиторской и кредиторской задолженности
Прибыль организаций на одного трудоспособного жителя
Обьеы инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения
Инвест 1-щин восноеной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории муниципального образования в расчетена душу нас ел ения
Показатели инвестиционной безопасности
Показатели финансовой безопасности населения
Уровень среднемесячной зар а б о тнон пл аты р аботников
Общая площадь жилых помещении в расчете на одного человека
Количество введенных в действие жилых помещении в расчете на одного человека
Общие показатели
Пл отностьтрудоспособного
населения
Доля трудоспособного населения в его общей чнсленностн
Система интегральных показателей распределения муниципальных
образований субъекта РФ по уровню финансовой безопасности
Рис. 2. Система интегральных показателей распределения муниципальных образований субъекта РФ
по уровню финансовой безопасности
С.В. Герасимовой, которые интегрируют экономическую и финансовую составляющую обеспечения региональной безопасности [1]. Согласно методике финансово-экономическая безопасность оценивается на базе интегральных показателей распределения муниципальных образований субъекта РФ по уровню финансовой безопасности (рис. 2).
Более точная оценка финансово-экономической безопасности на основе рассматриваемой методики базируется на интегральном методе по каждому муниципальному образованию, на ее основе определяется и оценивается средняя региональная безопасность в сопоставимом виде путем сравнения полученного значения по каждому показателю с его нормативным значением для целей стандартизации. В качестве норматива выступают средние региональные показатели.
Далее, следуя логике проведения оценки, осуществляется распределение муниципальных образований по уровням финансово-экономической безопасности:
- 1 уровень - муниципальные образования с наилучшим уровнем финансовой безопасности;
- 2 уровень - муниципальные образования с достаточным уровнем финансовой безопасности;
- 3 уровень - муниципальные образования со средним уровнем финансовой безопасности;
- 4 уровень - муниципальные образования с недостаточным уровнем финансовой безопасности;
- 5 уровень - критически недопустимый уровень финансовой безопасности муниципального образования.
Чем больше муниципальных образований демонстрируют первые три уровня финансовой безопасности, тем выше эффективность управления экономической безопасностью в финансовой сфере региона.
Наибольшими финансовыми рисками для
Система показателей, определяюп
региональной финансовой системы обладает бюджетная система - усиление и разнообразие рисков, интенсивность их проникновения в региональную экономическую систему провоцирует нарушение финансового равновесия.
В этом смысле заслуживает внимания предложенная В.И. Милета методика оценки системы показателей, характеризующих бюджетную безопасность региона, как наиболее значимая составляющая, определяющая сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, устойчивость и независимость региона [5] (табл. 1).
Предложенная методика отличается небольшим количеством показателей, которые достаточно просто рассчитать на основе открытых данных о выполнении регионального бюджета. Если бюджетная автономия и дефицитность бюджета отражают финансовую самостоятельность региона, бюджетное покрытие и бюджетная обеспеченность населения - бюджетную самодостаточенность (обеспеченность), то уровень налоговых доходов для регионов с непростой экономической ситуацией - потенциал финансовой защищенности.
Свою точку зрения на диагностику финансовой безопасности региона через расчет и оценку показателей, объединенных в четыре модуля, обозначили в исследованиях Н.Л. Никулина и А.И. Синенко [6; 7], предложив упрощенный вариант диагностики, включающий следующие индикаторы:
- бюджетный модуль: отношение расходной части регионального бюджета к ВРП; уровень теневой экономики и индекс восприятия коррупции;
- социальный модуль: индекс потребительских цен и отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму;
- финансовый модуль: уровень инфляции;
- производственный модуль: степень просроченной кредиторской задолженности пред-
Таблица 1
с бюджетную безопасность региона [5]
Наименование показателя Методика расчета
Коэффициент бюджетной автономии КаБ1 = ННД/Д * 100 %, где ННД - налоговые и неналоговые доходы, Д - всего доходы регионального бюджета
Коэффициент, характеризующий уровень налоговых доходов Квд= НД/ННД * 100 %, где НД - налоговые доходы
Коэффициент, характеризующий уровень дефицита бюджета Кд= Деф/ННД * 100 %, где Деф - размер дефицита регионального бюджета
Коэффициент бюджетного покрытия К = ДР * 100 %, покр ' у 7 где Р - расходы регионального бюджета
Коэффициент бюджетной обеспеченности населения К = Р/Ч * 100 %, БО ' где Ч - численность населения региона
приятий и организаций к ВРП; отношение сальдированной прибыли предприятий и организаций к ВРП; коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости организаций.
На наш взгляд, методика не лишена недочетов, среди которых можно отметить недостаточность представленного количества индикаторов для отражения состояния финансовой безопасности региона, неразвитость системы показателей в разрезе модулей: один показатель уровня инфляции не может раскрыть состояние финансового блока, тем более что в большей степени его значение формируется под влиянием макроэкономических тенден-
ций; некоторые показатели включены в определенные модули ошибочно, например индекс потребительских цен в системе социального модуля. Поэтому считаем необходимым для формирования более комплексного представления о состоянии финансовой безопасности применение более развернутой системы показателей. Методические подходы к качественному решению задач мониторинга и управления финансовой безопасностью региона предполагают комплексный подход с учетом всестороннего охвата всех ее подсистем на основе системы показателей, объединенных в пять групп (табл. 2).
Представленная система показателей явля-
Элементы финансовой безопасности Показатели
1. Безопасность бюджетной системы - доходы бюджета, в % к ВРП; - доходы на душу населения, в % к величине прожиточного минимума; - отношение расходов консолидированного бюджета к ВРП: - коэффициент равномерности расходования бюджетных средств в течение года; - коэффициент покрытия дефицита регионального бюджета; - коэффициент наличия дополнительных средств регионального бюджета; - коэффициент программных расходов регионального бюджета; - уровень теневой экономики; - индекс восприятия коррупции
2. Безопасность кредитно-банковской системы - привлеченные банками средства, в % к ВРП: - размещенные средства, в % к ВРП; - размещенные средства, в % к привлеченным; - индекс развития сберегательного дела, %; - доля региональных банковских учреждений в общем количестве банковских учреждений региона, %; - объем инвестиций в основной капитал к стоимости основных фондов, %; - инвестиции в основной капитал на душу населения
3. Безопасность налоговой системы - уровень налоговой нагрузки по региону, %; - коэффициент налоговой независимости регионального бюджета; - коэффициент собираемости налогов; - коэффициент налоговых усилий
4. Безопасность валютной и денежной систем - показатель реальной денежной массы в регионе; - покупательная способность национальной денежной единицы (количество товаров, произведенных на 1 руб. денежной массы); - денежная масса (М2) на конец года, в % к ВРП
5. Безопасность финансового рынка - валовой региональный продукт за год; - валовой региональный продукт на душу населения; - индекс производства промышленной продукции; - объем продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства, в % к ВРП; - уровень суммарной дебиторской и кредиторской задолженности, в % к ВРП; - отношение кредиторской задолженности организаций к ВРП; - отношение сальдированного финансового результата организации к ВРП; - индекс потребительских цен; - коэффициент финансовой независимости региона; - коэффициент инвестиционной активности региона
Таблица 2
Рекомендуемая система показателей оценки эффективности управления финансовой безопасностью региона
ется исчерпывающей, но требует соответствующего информационного обеспечения, что не всегда доступно в условиях имеющихся открытых статистических данных. Однако формирование специальной управленческой отчетности для диагностики и мониторинга экономической безопасности в финансовой сфере в условиях межведомственного взаимодействия и информатизации управления способно решить эту проблему.
В заключение отметим, что оценка финансовых рисков и эффективности управления экономической безопасностью на региональном уровне должна базироваться на системном подходе, позволяющем рассматривать сложившуюся в регионе экономическую ситуацию в различных проекциях, включая внешнее окружение региональной экономической системы как источника угроз дестабилизации, снижения конкурентного потенциала и потери равновесия как основы будущего стратегического развития.
Список литературы
1. Борщ Л.М., Герасимова С.В. Методология расчета финансово-экономической безопасности регионов // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 10. С. 2815-2833.
2. Ефимова Е.А., Котилко В.В. Методические подходы к оценке финансового риска в субъектах Российской Федерации // Государственный советник. 2016. № 3. С. 11-16.
3. Калинина Г.В., Андреев В.В., Литвинова О.В., Федорова Л.П. Теоретические понятия экономической безопасности организации // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 52-55.
4. Литвинова О.В., Калинина Г.В., Андреев В.В., Федорова Л.П. Методические подходы к оценке экономической безопасности предприятия // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 62-65.
5. Милета В.И. Финансовая безопасность региона: понятие и проблемы оценки // Экономика: теория и практика. 2018. № 1 (49). С. 41-47.
6. Никулина Н.Л., Синенко А.И. Диагностика финансовой безопасности региона // Управленец. 2013. № 4 (44). С. 54-59.
7. Никулина Н.Л., Синенко А.И. Теоретико-методологические подходы к оценке финансовой безопасности региона // Сб. статей Научной школы молодых ученых. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2012. С. 186-194.
References
1. Borshch L.M., Gerasimova S.V Metodologiya rascheta finansovo-e'konomicheskoj bezopasnosti regionov [Methodology for calculating financial and economic security of regions] // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2018. T. 19. № 10. S. 28152833.
2. EfimovaE.A., Kotilko V.V. Metodicheskie pod-khody' k otsenke finansovogo riska v sub''ektakh Rossijskoj Federacii [Methodical approaches to the assessment of financial risk in the subjects of the Russian Federation] // Gosudarstvenny'j sovetnik. 2016. № 3. S. 11-16.
3. Kalinina G.V., Andreyev V.V., Litvino-va O.V., Fedorova L.P. Teoreticheskie ponyatiya e'konomicheskoj bezopasnosti organizatsii [Theoretical concepts of economic security of an organization] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2016. № 3 (25). S. 52-55.
4. Litvinova O.V., Kalinina G.V., Andreyev V.V., Fedorova L.P. Metodicheskie podkhody' k otsenke e'konomicheskoj bezopasnosti predpriyatiya [Methodical approaches to assessing the economic security of an enterprise] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2016. № 3 (25). S. 62-65.
5. Mileta VI. Finansovaya bezopasnost' regio-na: ponyatie i problemy' otsenki [Financial security of the region: the concept and problems of assessment] // E'konomika: teoriya i praktika. 2018. № 1 (49). S. 41-47.
6. Nikulina N.L., Sinenko A.I. Diagnostika fi-nansovoj bezopasnosti regiona [Diagnostics of financial security in the region] // Upravlenets. 2013. № 4 (44). S. 54-59.
7. Nikulina N.L., Sinenko A.I. Teoretiko-metodologicheskie podkhody' k otsenke finansovoj bezopasnosti regiona [Theoretical and methodological approaches to assessing the financial security of a region] // Sb. statej Nauchnoj shkoly' molody'kh ucheny'kh. Ekaterinburg: In-t e'konomiki UrO RAN, 2012. S. 186-194.
БАРСУКОВА Марина Вячеславна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
BARSUKOVA, Marina Vjacheslavna - Postgraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].