УДК 343.37 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-8-44-47
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
ЛАПШИН НИКИТА ВЯЧЕСЛАВОВИЧ ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЛАПШИН ВЯЧЕСЛАВ ЮРЬЕВИЧ ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается используемая на современном этапе развития концепции безопасности методика оценки, включающая разнообразные показатели, позволяющие выявить пороговые значения основных параметров экономической безопасности хозяйственной системы России. Акцентируется внимание на актуальности систематизации значительного спектра показателей по данной проблематике и выявлении среди них первичных с точки зрения причинно-следственных связей. Проведение такого синтеза позволяет разработать более эффективную индикативную систему оценки и объективно определить уровень обеспеченности экономической безопасности хозяйственной системы России. Ее основной функционал заключается в непревышении критических уровней, которые сигнализируют о появлении целого спектра угроз, ограничение которых требует оперативного государственного вмешательства, т. е. разработки оптимальной стратегии ограничения. В прикладном ракурсе формирование комплексной системы оценки угроз экономической безопасности России в условиях неопределенности исходной информации должно базироваться на поликритериальном подходе, позволяющем определять пороговые значения с помощью экспертных оценок, причем как отечественных, так и зарубежных ученых, и в комплексе с математическими методами, обеспечивающими выявление критических параметров. В данном контексте раскрывается структурная композиция, позволяющая с помощью предложенного подхода, систематизировать индикативную систему мониторинга угроз экономической безопасности, включающую комплекс пороговых значений применительно к условиям современной России. В заключении фокусируется внимание на том, что в идеале безопасное развитие достигается при условии, когда весь комплекс показателей находится в границах допустимого диапазона пороговых значений, иначе система теряет «устойчивость», способность к нормальному и тем более расширенному воспроизводству, конкурентоспособность на рынке.
Ключевые слова: экономика, безопасность, мониторинг, угроза, поликритериальный подход, пороговые индикаторы, государственное регулирование, устойчивое развитие
Стратегическое управление в сфере обеспечения экономической безопасности интегрирует два основных элемента - мониторинг угроз или вероятности события (риска) и их управление, ориентированное на ограничение (так как полностью исключить появление угроз практически невозможно). Изменчивость современных российских реалий, постоянная динамика, неопределенность многих деструкций и последствий обусловливают, как правило, экспертный, вероятностный характер оценки угроз (риска). Поэтому риск менеджмент -это прогнозирование или предвидение появления возможных критических ситуаций позволяющее минимизировать возможные последствия.
В целом, разработка механизма обеспечения экономической безопасности хозяйственной модели любого уровня включает следующие основные
этапы: мониторинг проблемной ситуации (в данном контексте желательно выявление на стадии опасности); фиксация и описание выявленной проблемы (опасности, угрозы); определение оптимальных параметров состояния экономической системы; выявление структуры угроз, их дифференциация и анализ по целому ряду параметров; определение и количественная оценка масштабов ожидаемого ущерба; разработка стратегии обеспечения экономической безопасности и ее практическая реализация.
На данном этапе генезиса концепции обеспечения экономической безопасности для исследования общественных трендов используются разнообразные интегральные показатели, позволяющие с той или иной долей условности оценить критические уровни. Индексы деловой активности, дина-
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
мики производства, уровня жизни населения и многие другие отражают различные процессы, связанные с обеспечением экономической безопасности национального хозяйства. В современных отечественных научных разработках и на практике, для целей анализа экономической безопасности России, используется уже более 150 показателей, характеризующих различные стороны развития хозяйственной системы страны.
Все это позволяет констатировать, что на данном этапе развития российской концепции экономической безопасности происходит формирование учетно-статистической базы по данной проблематике, носящее как бы «экстенсивный» или преимущественно количественный характер развития. Данная тенденция делает актуальным не только дальнейшее развитие, но и систематизацию методического инструментария оценки, его адаптацию к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, а также проведение своего рода «реинжинирига» методического инструментария.
По нашему мнению, мониторинг экономической безопасности должен осуществляться на основе комплексной системы показателей, в основе которой заложен поликритериальный подход. Критерии экономической безопасности - это совокупность свойств и признаков, характеризующих состояния хозяйственной системы с точки зрения важнейших процессов, обеспечивающих безопасное ее функционирование. Поликритериальный подход в данной сфере должен включать в себя оценку: ресурсного потенциала и уровня его эффективного использования; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; автотрофности, независимости и воз-
можности ограничения от внешних угроз, социаль-
ной нестабильности и конфликтов [1].
Необходимо отметить, что для оценки состояния именно экономической безопасности приоритетное значение имеет не сам количественный показатель, а его пороговое значение, т. е. предельная величина, несоблюдение значений которой деформирует различные элементы воспроизводственного процесса, приводит к появлению деструктивных и разрушительных тенденций в данной сфере. Поступательная динамика к предельно допустимому параметру сигнализирует о нарастании угроз социально-экономической стабильности системы, а его превышение - «о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности» [2].
Другими словами именно индикативная система показателей позволит оперативно выявлять и сигнализировать о «зарождающейся» опасности и
тем самым предоставлять определенный временной лаг, дающий возможность субъекту управления предпринимать меры по ее предупреждению.
Кроме того, пороговые значения данных величин являются теми ключевыми индикаторами, которые позволяют дифференцировать между собой различные тренды на классы состояний обеспечения экономической безопасности (например, на состояние стабильное или характеризующееся повышенным проявлением угроз безопасности).
В этой связи вопросам формирования комплексной системы пороговых индикаторов безопасности экономической системы должно уделяться приоритетное внимание. Актуальность разработки данной методики оценки подчеркивается и некоторыми российскими учеными. Так, по мнению, В. К. Сенчагова: - «пороговые значения - важный инструмент системного анализа, прогнозирования и индикативного социально-экономического планирования. С помощью этого инструмента тот или иной объект, в данном случае экономика, рассматривается с позиции соответствия тенденций ее развития (внутри и во взаимодействии с экономиками других стран) национальным интересам страны. Теория безопасности имеет практическое значение,
только если она органически включает теорию пре-
дельных значений объекта» [3].
В тоже время, на данном этапе генезиса концепции экономической безопасности не разработан единый подход к формированию пороговых значений индикаторов ее оценки. Современные научные школы придерживаются разных взглядов, начиная от введения только моно-(предполагающей два уровня состояний: нормальный и критический) до полииндикативной систем, где каждый из индикаторов предполагает три и более пороговых уровней. Заметим, что на данном этапе генезиса методического инструментария оценки в данной сфере доминирует первый из подходов, а именно: использование по каждому пороговому индикатору только одного критического уровня.
На наш взгляд, актуально в современных условиях формирование комплексной системы мониторинга безопасности экономической системы России, базирующейся на поликритериальном подходе. В его основе определение пороговых значений должно осуществляться с помощью экспертных оценок, как отечественных, так и зарубежных ученых (с учетом основных общепринятых в мировой практике показателей). Более того, такие экспертные оценки должны комплексно использоваться со специальными математическими методами, позволяющими определять критические пороговые уровни в условиях неопределенности
N. V. ЬЛР8ЫМ, V. УИ. ЬЛР8ЫМ
большей части исходной информации и расхождения экспертных оценок.
На наш взгляд, при разработке и систематизации пороговых значений необходимо учитывать следующие методические аспекты:
- во-первых, они должны отражать сущностные или системообразующие результаты хозяйственной деятельности российской модели и складывающиеся в ней пропорции между факторами
воспроизводства;
во-вторых, выявлять первичные и наиболее
вероятные угрозы хозяйственной системе России;
в-третьих, обеспечивать совместимость
показателей с действующим в стране учетно-статистическим подходом (прежде всего, с его репрезентативной частью). Например, в соответствии с реализуемой в настоящее время стратегией национальной безопасности, основными показателями, необходимыми для оценки ее экономического состояния являются: валовой внутренний продукт на душу населения; ожидаемая продолжительность жизни; децильный коэффициент распределения доходов населения; уровень инфляции; уровень безработицы; доля расходов в
валовом внутреннем продукте на развитие науки,
технологий и образования [4].
В то же время необходимо учитывать, что корреляция в данной сфере ограничена российским феноменом массовой манипуляции статистической отчетностью, в определенных целях (прежде всего, политических). В учетной сфере главенствует своеобразный методический принцип: если нельзя положительно изменить реальную ситуацию, то ее можно преобразовать с помощью изменения самого показателя или критериев его расчета.
Кроме того, основу для определения пороговых значений экономической безопасности должны составлять и декларируемые на государственном уровне национальные хозяйственные интересы страны.
По нашему мнению, учитывая специфику исследуемой проблематики, к основным индикаторам пороговых значений экономической безопасности должны относиться характеристики и показатели, которые могут иметь следующий функционал:
- «сигнальный», т. е. информировать государство, общество и субъектов рынка о возможных угрозах в связи с изменением экономической ситуации обусловленными как внешними, так и
внутренними факторами;
- количественный, т. е. определять масштаб
угрозы или опасности экономической безопасности хозяйственной системы страны;
качественный (сопоставимый, причинно-следственный), т. е. фиксировать масштаб угроз в процессе сравнительного анализа;
- интегрирующий, т. е. обеспечивать взаимодействие между различными индикаторами.
Следует отметить, что для обеспечения экономической безопасности хозяйственной системы страны именно данные группы показателей, с точки зрения прогнозирования ситуации и выявления причинно-следственных связей, является приоритетными. Взаимодействие индикаторов существует всегда, но только при определенных, их комбинациях угрозы трансформируются в опасности, т. е. выходят за определенные рамки, приобретают деструктивный характер и становится очевидным. Информирование о количественных и качественных параметрах такого взаимодействия необходимо для прогнозирования масштаба и определения социально-экономических последствий от появляющихся деформаций, принимаемых макроэкономических решений.
Основываясь на уже разработанных методиках оценки, а также собственных исследованиях в данной области, на наш взгляд, необходимо сформировать интегрированную индикативную систему стратегической оценки экономической безопасности хозяйственной системы, включающую комплекс пороговых значений, применительно к условиям современной России подразделяющийся на следующие основные группы:
показатели экономической независимости, стабильности и устойчивости хозяйственной системы;
- показатели способности экономической
системы к саморазвитию и прогрессу;
показатели уровня и качества жизни насе-
ления;
- показатели продовольственной безопасности и ряд других.
Кроме того, необходимо акцентировать внимание на то, что безопасное развитие экономической системы достигается при условии, когда весь комплекс интегральных показателей находится в границах допустимого диапазона пороговых индикаторов, причем не в ущерб друг другу. Иначе за пределами пороговых значений индикаторов экономическая система станет терять способность к нормальному, и тем более расширенному воспроизводству, конкурентоспособности на рынке [5].
Вышеуказанное позволяет констатировать, что экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью непосредственно самой хозяйственной системы и всеми основными государственными институтами. Глав-
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
ные внешние признаки безопасного развития - это социальная стабильность, этническое и конфессиональное согласие, высокий мобилизационный потенциал и устойчивые темпы роста экономики.
Литература
1. Лапшин Н. В. Структура угроз экономической безопасности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 12. С. 155.
2. Сахапов Р. Л. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности России // Вестник НЦБЖД. 2012. № 1. С. 24-27.
3. Экономическая безопасность России: общий курс / под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. С. 82-83.
4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683. URL: http://www.consultant.ru-/document/cons_doc_LAW_191669/
5. Лапшин Н. В, Лапшин В. Ю. Индикативная система стратегической оценки уровня экономической безопасности хозяйственной системы России // Лесотехнический журнал. 2016. Т. 6. № 1. С. 242-250.
References
1. Lapshin N. V. Struktura ugroz ekonomicheskoj bezopasnosti [Structure of threats of economic security] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 12. S. 155.
2. Sakhapov R. L. Vneshniye i vnutrenniye ugrozy ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii [External and internal threats of economic security of Russia] // Vestnik NTsBZhD. 2012. № 1. S. 24-27.
3. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: Obshchij kurs [Economic security of Russia: General course] / pod red. V. K. Senchagova. 2-ye izd. M.: Delo, 2005. S.82-83.
4. O Strategii natsional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 [About the Strategy of a homeland security of the Russian Federation. Presidential decree of the Russian Federation from 31.12.2015 № 683]
5. Lapshin N. V, Lapshin V. Yu. Indikativnaya sistema strategicheskoj otsenki urovnya ekonomicheskoj bezopasnosti khozyajstvennoj sistemy Rossii [Indicative system of strategic assessment of level of economic security of economic system of Russia] // Lesotekhnicheskij zhur-nal. 2016. T. 6. № 1. S. 242-250.
* * *
METHODICAL ASPECTS OF STRATEGIC ASSESSMENT OF THREATS OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA
LAPSHIN NIKITA VYACHESLAVOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
LAPSHIN VYACHESLAV YURYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article the authors considered the assessment technique used at the present stage of development of the concept of safety including various indicators allowing to reveal the threshold values of key parameters of economic security of economic system of Russia. The authors focused their attention on relevance of systematization of a considerable range of indicators on this perspective and identification of primary among them from the point of view of relationships of cause and effect. Carrying out such synthesis allows to develop more effective indicative system of assessment and to objectively determine the level of security of economic security of economic system of Russia. Its main functionality doesn't consist in excess of critical levels which signal about emergence of the whole range of threats which restriction demands expeditious state intervention, i.e. development of optimum strategy of restriction. In an applied foreshortening formation of complex system of assessment of threats of economic security of Russia in the conditions of uncertainty of initial information has to base on the polycriteria approach allowing to define threshold values by expert estimates, and both domestic, and foreign scientists and in a complex with the mathematical methods providing identification of critical parameters. In this context the structural composition allowing by means of the offered approach reveals to systematize the indicative system of monitoring of threats of economic security including a complex of threshold values in relation to conditions of modern Russia. In the conclusion the authors focused their attention on that ideally safe development can be under a condition when all complex of indicators is in borders of admissible range of threshold values, otherwise the system loses «stability», ability to normal and the more to expanded reproduction, competitiveness in the market.
Key words: economy, safety, monitoring, threat, polycriteria approach, threshold indicators, state regulation, sustainable development
N. V. LAPSHIN, V. YU. LAPSHIN