Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ БАРЬЕРОВ ВХОДА НА СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ АЗОТНЫХ УДОБРЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ БАРЬЕРОВ ВХОДА НА СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ АЗОТНЫХ УДОБРЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРЬЕРЫ ВХОДА / СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ / РЫНОК МИНЕРАЛЬНЫХ АЗОТНЫХ УДОБРЕНИЙ КАЗАХСТАНА / ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ / ENTRY BARRIERS / STATE OF COMPETITION / MINERAL NITROGEN FERTILIZER MARKET OF KAZAKHSTAN / IMPACT ASSESSMENT PROCEDURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыганова А.Е.

В статье представлена последовательная процедура анализа барьеров, позволяющая оценить степень влияния и величину барьеров входа на рынок в рамках оценки состояния конкуренции. Определены особенности применения представленной процедуры на товарном рынке минеральных (азотных) удобрений Республики Казахстан. Качественный анализ барьеров входа на рынок азотных удобрений позволил выявить и оценить их влияние на данный рынок и смежные рынки сельскохозяйственной продукции и смешанных минеральных удобрений. Процедура оценки выявила наличие проблем у сельхозпроизводителей и действий государства по поддержке хозяйствующих субъектов на рынках сельскохозяйственного комплекса, в том числе тех из них, которые способствуют возникновению барьеров входа на различные рынки азотных минеральных удобрений, входящие в отраслевые цепочки формирования стоимости. Также определена потребность в углубленной оценке с проведением количественного анализа, который позволит предоставить развернутый комплекс мер по снижению либо устранению барьеров на рынке азотных удобрений Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF ASSESSING THE IMPACT OF ENTRY BARRIERS ON COMPETITION IN THE FERTILIZER NITROGEN MARKET OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article presents a consistent procedure for the analysis of barriers in order to assess the degree of impact and the size of barriers to entry as part of the competition assessment. Practical features of application of the presented procedure on the commodity market of mineral (nitrogen) fertilizers of the Republic of Kazakhstan are defined. A qualitative analysis of barriers to entry into the nitrogen fertilizer market identified and assessed the impact of entry barriers on the market, as well as on the related mixed fertilizer market and the interrelated agricultural market. The assessment procedure revealed problems for agricultural producers and State actions to support economic agents in the markets of the agricultural complex, including those which contribute to barriers to entry into various markets for nitrogen mineral fertilizers in industry value chains. The need for an in-depth assessment with quantitative analysis has also been identified, which will provide a detailed set of measures to reduce or remove barriers to the nitrogen fertilizer market in Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ БАРЬЕРОВ ВХОДА НА СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ АЗОТНЫХ УДОБРЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-2-130-143

Цыганова А. Е, ТОО «Kazdream Technologies», Казахстан, Нур-Султан, аспирантка Сибирского института управления — филиал РАНХиГС, a.tsyganova@kazdream.kz

Методические аспекты оценки влияния барьеров входа на состояние конкуренции на рынке азотных удобрений Республики Казахстан

JEL: D42, L44, L65 УДК 339.13.025.4

В статье представлена последовательная процедура анализа барьеров, позволяющая оценить степень влияния и величину барьеров входа на рынок в рамках оценки состояния конкуренции. Определены особенности применения представленной процедуры на товарном рынке минеральных (азотных) удобрений Республики Казахстан. Качественный анализ барьеров входа на рынок азотных удобрений позволил выявить и оценить их влияние на данный рынок и смежные рынки сельскохозяйственной продукции и смешанных минеральных удобрений. Процедура оценки выявила наличие проблем у сельхозпроизводителей и действий государства по поддержке хозяйствующих субъектов на рынках сельскохозяйственного комплекса, в том числе тех из них, которые способствуют возникновению барьеров входа на различные рынки азотных минеральных удобрений, входящие в отраслевые цепочки формирования стоимости. Также определена потребность в углубленной оценке с проведением количественного анализа, который позволит предоставить развернутый комплекс мер по снижению либо устранению барьеров на рынке азотных удобрений Казахстана.

Ключевые слова: барьеры входа, состояние конкуренции, рынок минеральных азотных удобрений Казахстана, процедура оценки влияния

Введение

Действия субъектов рынка в условиях конкуренции неразрывно связаны с наличием и влиянием барьеров входа. В целом в сознании всех участников товарного рынка сложилось понимание наличия негативного влияния барьеров входа. В свою очередь барьеры являются не только ограничивающим фактором для потенциальных хозяйствующих субъектов и конкуренции на товарном рынке, но и важным институтом, обеспечивающим безопасность общества и предоставляющим определенные социальные, экологические и иные выгоды для общества и граждан. При формировании стратегии выхода на рынок не все участ-

ники рынка имеют возможность просчитать степень влияния, а также адекватно оценить вектор и величину влияния барьеров.

В то время, как новые хозяйствующие субъекты пытаются найти возможность преодолеть барьеры, а действующие субъекты рынка их создают с мотивацией «защиты позиций на рынке», поведение иных участников сферы обращения (покупатели, участники в смежных и связанных рынках) и государства как регулятора может привести к возникновению барьеров входа, которые могут оцениваться как негативно влияющие на процесс обращения и состояние конкурентных условий.

В данном случае барьеры возникают как косвенный эффект или последствия от дей-

ствий и применяемых инструментов. К примеру, государственные меры поддержки отрасли и, в частности, поддержка отечественного бизнеса, приводят к дополнительным ограничениям для новых участников рынков, которые замедляют развитие конкуренции и в свою очередь приводят к обратному эффекту по замедлению роста отрасли в целом. В противовес этому при создании условий по доступу на рынок новых игроков за счет государственных средств, возникают риски ухудшения результатов деятельности отрасли с точки зрения общественного благосостояния. В связи с этим без комплексной оценки барьеров возникает риск неэффективного использования государственных средств на поддержку отрасли [3].

Существуют более десятка различных методов оценки барьеров входа, описанных отечественными и зарубежными исследователями. От эмпирического тестирования по построению модели для анализа влияния угроз входа на рынок на рентабельность фирмы [4] до многовекторной эконометри-ческой модели влияния барьеров на основе опроса субъектов рынка [2]. Однако не сформирована общая практическая база и не определена позиция в отношении охвата оценки барьеров и ее глубины.

Существующая практика определения барьеров для входа на товарный рынок в Республике Казахстан является частью оценки состояния конкуренции на товарном рынке и не позволяет разработать четкие предложения по их устранению^ (далее — Методика). Методика оценки хотя и содержит достаточно подробно описанный порядок и процедуру определения обстоятельств (действий), препятствующих началу деятельности (затрудняющих его) хозяйствующих субъектов на то-

1 Методика по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке: Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 741. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов Республики Казахстан http://adilet.zan.kz/rus/docs/ V1500012592.

варном рынке, но не обладает инструментарием, позволяющим оценить последствия от ограничения конкуренции на рынках, в том числе влияние выявленных барьеров на уровень экономической концентрации, на уровень цен, удовлетворение спроса, состояние конкуренции на смежных рынках и другое.

Таким образом, целью данной статьи является описание последовательной процедуры анализа барьеров, позволяющей оценить степень влияния и величину барьеров входа на рынок в рамках оценки состояния конкуренции (далее — Процедура). В статье также представлены результаты апробации Процедуры оценки влияния барьеров входа на ограничения конкуренции на товарном рынке минеральных (азотных) удобрений Республики Казахстан. В Республике Казахстан исторически уделяется большое значение вопросам стабильного роста объемов выпускаемой сельскохозяйственной продукции, в том числе за счет эффективного использования минеральных удобрений. В связи с тем, что собственное производство минеральных удобрений республики не покрывает потребности спроса, ввиду наличия ограниченного числа производителей, большую роль играет объем импортируемой продукции, оказывающей сильное давление на состояние конкуренции. Безусловно, со стороны государственных органов и хозяйствующих субъектов возникает необходимость в формировании системных мер, направленных на развитие конкуренции на рынке минеральных удобрений, в том числе и анализ существующих барьеров входа на рынке.

Процедура анализа барьеров

Последовательная процедура анализа барьеров, позволяющая оценить степень влияния и величину барьеров входа на конкуренцию на товарном рынке включает два этапа:

1. Предварительная оценка последствий для рынка и хозсубъектов от ограничения конкуренции;

2. Углубленная оценка последствий для рынка и хозсубъектов от ограничения конкуренции (табл. 1).

Первый уровень оценки аналогичен с общей процедурой анализа барьеров (первые два этапа), предусмотренной в Методике.

Предварительная оценка включает:

• определение наличия/отсутствия барьеров входа;

• оценка возможности преодоления барьеров входа;

• качественная оценка последствий от ограничения конкуренции на товарных рынках в результате влияния барьеров входа;

• определение необходимости проведения углубленной оценки последствий от ограничения конкуренции на рынках в результате влияния барьеров входа.

Методы получения информации о барьерах идентичны Методике:

• опрос участников рынка (хозяйствующих субъектов, их объединений, органов государственной власти и управления, иных заинтересованных участников);

• опрос экспертов (экспертно-аналити-ческие методы);

• метод сценариев;

• диагностические методы и другие.

Таблица 1. Процедура проведения оценки последствий от ограничения конкуренции на товарном рынке в результате влияния барьеров входа

Table 1. Procedure for assessing the effects of restrictions on competition in the product market resulting from entry barriers

№ Уровень Этапы Методы сбора Методы проведе- Результаты

проверки информации ния оценки

выявление 1. Метод опроса Рекомендуемый Перечень наиболее

барьеров; участников список вопросов воздействующих

* товарного рынка по воздействию на конкуренцию

Ф ^ о СЕ to X .0 положений и норм барьеров

1 определение возможности преодо- регулирования на конкуренцию Меры воздействия на основные показа-

с ф ления барьеров; тели состояния

s качественная оценка 2. Экспертно- конкуренции

Ш чд барьеров; аналитические Основные группы

IZ определение необходимости проведения углубленной оценки методы выгодополучателей в результате влияния барьеров

выбор метода количе- 1. Метод опроса Метод сравнения Количественная

ственной оценки; участников цен оценка последствий

(Я * сбор данных для оценки; товарного рынка Метод расчета эквивалента торговых издержек на основе опросных данных от ограничения конкуренции на рынках в результате барье-

CD О ров для входа на товарный рынок

2 to X осуществление 2. Экспертно- Метод прямых Предложения

CD С расчетов; аналитические издержек по устранению

Ю > F оценка последствий методы Эконометрические (снижению) барьеров

£ от ограничения; методы

подготовка предло- Метод расчета

жений по устранению статистических

(снижению) барьеров; показателей

Однако Методика не определяет процедуру и технологию оценки преодолимости барьеров, величины затрат, и сроков преодоления).

В предлагаемой процедуре для определения наличия/отсутствия административных барьеров для входа на рынок используется «Рекомендуемый список вопросов по воздействию положений и норм регулирования на конкуренцию». Этот метод устанавливает наличие у рассматриваемого положения или нормы регулирования потенциала антиконкурентного воздействия без углубленных знаний положения в отрасли. Список содержит четыре группы вопросов в зависимости от вероятных последствий воздействий на конкуренцию. Положительный ответ на любой из вопросов дает основания для включения рассматриваемого положения или нормы регулирования в перечень воздействующих на конкуренцию административных барьеров входа, поскольку такой ответ указывает на потенциально серьезную проблему для конкуренции.

В основу рекомендуемого перечня вопросов легла работа ОЭСР «Инструментарий для оценки воздействия на конкуренцию»2, в частности, предложенный в этой работе «Контрольный список вопросов по воздействию на конкуренцию». В данной работе представлена общая методика выявления ограничений и выработки альтернативных, менее ограничительных мер, которые, тем не менее, достигают поставленных государством целей.

2 Инструментарий для оценки воздействия на конкуренцию. Т. II: Руководство. Версия 2.0. OECD 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/daf/ competition/49167929.pdf.

Инструментарий для оценки воздействия на конкуренцию. Т. I: Принципы. Версия 2.0. OECD 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/daf/ competition/49167036.pdf

Competition Assessment Toolkit. Vol. III: Operational Manual. Version 3.0. OECD 2015. [Е^йюпю resource]. URL: http://www.oecd.org/daf/competition/COMP_Toolkit_ Vol.3_2015.pdf.

Качественная оценка последствий от ограничения конкуренции на рынках в результате влияния барьеров входа необходима для принятия решений о целесообразности поддержки или нейтрализации того или иного барьера, определения меры воздействия барьеров на основные показатели состояния конкуренции и общества — с положительными или отрицательными последствиями.

Институализация категории «позитивные (проконкурентные) эффекты», способствующие росту благосостояния отдельных потребителей и общества в целом, является важным современным параметром, характеризующим оценку состояния барьеров входа и их положительное или отрицательное воздействие, как на конкуренцию, так и на смежные рынки. Повышение рыночной эффективности деятельности субъектов, функционирующих на рынке с системно сформированными барьерами входа, даже если они и высокие, целесообразно рассматривать с позиции совокупных эффектов [1].

Углубленная оценка включает:

• количественную оценку последствий от ограничения конкуренции;

• выбор метода количественной оценки;

• сбор данных для проведения количественной оценки;

• осуществление необходимых расчетов на основе выбранного метода количественной оценки;

• оценка последствий от ограничения конкуренции на рынках в результате влияния барьеров для входа на товарный рынок;

• разработку предложений по устране-нию\снижению барьеров входа.

При проведении углубленной оценки последствий от ограничения конкуренции на товарных рынках в результате влияния барьеров для входа на товарный рынок могут использоваться один или несколько методов количественной оценки: метод сравнения цен, метод расчета эквивалента торговых издержек, метод прямых издержек, эконо-метрические методы, метод расчета стати-

стических показателей оценки уровня барьеров входа—выхода.

Оценка последствий от ограничения конкуренции на товарном рынке минеральных (азотных) удобрений Республики Казахстан в результате влияния барьеров входа

При выявлении барьеров использовались классификационные признаки в отношении барьеров входа на рынке азотных удобрений в соответствии с Методикой по проведению анализа и оценки состояния конкурентной в Казахстане: экономические, технические, административные и иные ограничения.

По результатам предварительной оценки, определены следующие виды барьеров входа на товарном рынке минеральных (азотных) удобрений:

а) экономические ограничения.

1. Необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках их окупаемости. Для установления полноценной линии производства необходимы значительные первоначальные вложения не менее 60 млрд тенге (около 150 млн долларов)3. С учетом средней стоимости кредитных средств в 19% в Казахстане, период окупаемости инвестиций в сфере производства азотных удобрений превышает 5 лет.

2. Отсутствие доступа потенциальных участников товарного рынка к необходимым ресурсам, предложение которых ограничено между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на товарном рынке. Производство азотных удобрений, как и производство всех минеральных удобрений, является ресурсоемким производством, зависимым от природных и энергетических ресурсов (топливо, газ), добыча которых в Казахстане ограничена.

3 Годовой отчет АО «Казазот». 2018. URL: https:// kase.kz/files/emitters/KZAZ/kzazp_2018_rus.pdf.

3. Особенности производства данных удобрений не позволяют изменять технологию производства и диверсифицировать , соответственно, возникают «издержки выхода с рынка, включая невозвратность инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности.

б) технологические ограничения.

4. Процедура производства азотных удобрений представляет сложный в реализации химический процесс, требующий учитывать особенности в области безопасности и качества. Технологические ограничения возникают в результате создания действующими установками рынка технологического превосходства. Косвенным подтверждением наличия технологического превосходства у единственного производителя в Казахстане азотных удобрений (АО «КазАзот») является заявления представителей компании, о том, что на заводе применяется уникальная технология грануляции аммиачной селитры в барабанах грануляции. По заявлению технологов предприятия, разработка используется только в АО «КазАзот» и не имеет аналогов. Она разработана специалистами предприятия с использованием ранее эксплуатируемого оборудования в производстве иных минеральных удобрений4.

в) административные ограничения.

5. В соответствии с существующими Правилами субсидирования стоимости удобре-ний5 сельхозпроизводители или сельхозкооперативы могут получить субсидии.

Первый способ предполагает получение субсидий за приобретенные удобрения по полной стоимости у любых продавцов ми-

4 Годовой отчет АО «Казазот». 2018. URL: https:// kase.kz/files/emitters/KZAZ/kzazp_2018_rus.pdf.

5 Правила субсидирования стоимости удобрений (за исключением органических) [Электронный ресурс]: Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 4-4/305. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов Республики Казахстан http://adilet.zan.kz/rus/ docs/V1500011223.

неральных удобрений. В данном случае владельцам сельскохозяйственного бизнеса необходимо иметь свободные финансовые ресурсы для приобретения удобрений, так как возмещение 50% стоимости осуществляется с временной задержкой в 90 дней.

Второй способ предусматривает получение субсидий при приобретении удобрения у отечественного производителя по удешевленной стоимости. Имея договор с казахстанским производителем минеральных удобрений, сельхозтоваропроизводители имеют возможность покупать удобрения сразу со скидкой в 50%, а субсидия в данном случае направляется производителям удобрений.

Таким образом, реализуется государственная поддержка отечественного рынка производства минеральных удобрений, а с сельхозтоваропроизводителей снимается финансовая нагрузка в момент возникновения затрат. Однако предоставляя возможность закупать удобрения только у отечественных производителей (для рынка азотных удобрений это АО «КазАзот») возникает явный барьер входа на рынок для других участников — «предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам».

Для того чтобы принять окончательное решение о наличии воздействия на конкуренцию от опознанного выше административного барьера, использовался Рекомендуемый список вопросов. Так один из вопросов рекомендуемого перечня звучит как «Ограничивает ли НПА способность потребителей решать, у кого они будут покупать товар?», на который звучит однозначный ответ «да», а также на вопрос «Снижается ли способность потребителей переходить от одних поставщиков товаров или услуг к другим, повышая явную или подразумеваемую стоимость такого перехода».

6. С 2016 года в странах Евразийского экономического союза действует технический регламент в отношении требований к минеральным удобрениям, в котором изложены вопросы специальной маркировки, со-

став удобрений и способы его транспортировки, в связи с отнесением к особо опасным химическим средствам6.

В 2018 году суммарный объем импорта в Республику Казахстан составил 119,7 тыс. тонн (27% от объема рынка) азотных удобрений. Доля государств-членов ЕА-ЭС в структуре импорта азотных удобрений в Республику Казахстан в 2018 году составляла 71% от общего объема импортируемых в страну азотных удобрений, и 29% — третьи страны (Узбекистан более 90%)7.

Таким образом, производителям из третьих стран необходимо помимо соблюдения отечественных технических регламентов соблюдать технический регламент ЕАЭС, что приводит к возникновению барьера — «технические регламенты, стандарты, иные акты, предусматривающие требования к качеству товара и(или) безопасности товара».

Анализ Технического регламента как НПА с помощью метода «Рекомендуемый список вопросов» дал утвердительный ответ на вопрос «Устанавливает ли НПА стандарты качества товара, дающие преимущества одним хозяйствующим субъектам перед другими, который выбрали бы некоторые информированные потребители». Что дает основание относить действующий технический регламент в отношении требований к минеральным удобрениям ЕАЭС к административным барьерам.

г) иные ограничения.

7. АО «КазАзот» является единственным производителем азотных удобрений в Казахстане и обладает вертикально-интегрированной структурой, которая охватывает технологический процесс от добычи сырья, переработки, производства до оптовой и розничной продажи. Важно отметить, что

6 ТР ЕАЭС 039/2016 Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к минеральным удобрениям» // URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=37010165.

7 Данные Комитета по статистике Республики Ка-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

захстан. 2019. URL: https://stat.gov.kz/.

антимонопольным ведомством Казахстана не было зафиксировано фактов создания преимуществ для участников вертикально- интегрированной системы по сравнению с другими потенциальными участниками данного рынка.

8. Географические и природные условия Казахстана исторически позволяют относить сельское хозяйство к приоритетной отрасли. Однако на протяжении десятков лет возникают вопросы и проблемы, которые не позволяют на сегодняшний момент утверждать об эффективности роста данной отрасли (урожайность, качество продукции, нехватка квалифицированных кадров, изношенность техники и другие).

Одна из основных проблем отрасли — низкая урожайность сельскохозяйственных угодий. Так урожайность зерновых в Республике Казахстан и в 2010 году и в 2016 году практически в 2 раза ниже урожайности в Российской Федерации, которая составила в 2016 году 1 348 кг с гектара в Казахстане по сравнению с 2 651 кг с гектара в России. В 2016 году Казахстан находился на 142 месте по урожайности зерновых в мире (Россия на 101) месте.8

Параметры урожайности, в первую очередь, зависят от современных агротехник и условий эффективного природопользования, севооборота, качества семенного фонда и селективных технологий. Использование современных агротехнологий отождествляется с рациональным применением удобрений в сельском хозяйстве.

Республика Казахстан относится к странам с минимальным уровнем использования удобрений и занимает 152 место в рейтинге по внесению удобрений (2016 г)9, в послед-

8 Лидерами по урожайности являются ОАЭ в 2016 году с урожайностью 28 130 кг с гектара // TheGlobalEconomy.com.

9 Страны лидеры, занимающие первые строчки в рейтинге, вносят более 2 000 кг на один гектар Сингапур — 30 237 кг, Катар — 6 775 кг, Гонконг — 2 704 кг // TheGlobalEconomy.com.

ние два года значительно не изменилась. Критичное состояние внутреннего объема рынка удобрений наблюдается в Республике Казахстан и в 2018 году. Так из общего объема применения удобрения 463,2 тыс. тонн в 2018 году процент внесения составляет только 18%10. В 2016 году казахстанские сельхозпроизводители использовали всего 4,3 кг удобрений на гектар пахотной земли в отличие от 18,5 кг, примененных российскими фермерами.

Ограниченный платежеспособный внутренний спрос со стороны сельхозпроизводителей является одним из основных барьеров по развитию конкуренции на рынке удобрений Казахстана. На состояние рынка удобрений сильное влияние оказывают проблемы в сельском хозяйстве в связи с высоким уровнем их сопряженности. Ввиду наличия проблем в отраслях сельского хозяйства Казахстана возникает ограниченная емкость рынка минеральных (азотных) удобрений.

Согласно Методике, преодолимость барьеров входа на товарный рынок оценивается с позиции потенциальных хозяйствующих субъектов на данном рынке и их возможности определения сроков и величины затрат на их преодоление11.

Определив возможности преодоления барьеров входа на товарном рынке минеральных (азотных) удобрений Республики Казахстан по признаку их преодолимости можно выделить две группы (табл. 2).

Так, барьеры входа, сформированные экономическими и структурными особенностями функционирования рынка азотных минеральных удобрений, относятся к «трудно преодолимым» (средняя вероятность прео-

10 Данные Комитета по статистике Республики Казахстан. 2019. URL: https://stat.gov.kz/.

11 «Барьеры входа на рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) субъект рынка, собирающийся войти на данный рынок».

доления) в связи с высокими первоначальными издержками входа-выхода с рынка, отсутствием доступа к необходимым ресурсам, ограниченным внутренним спросом.

Также к этой группе барьеров можно отнести технологический барьер, требующий значительных затрат на наращивание собственной базы технологических разработок. В отношении барьера «Ограниченный платежеспособный внутренний спрос» отнесение его к группе «трудно преодолимым» барьерам складывается из позиции необходимых высокозатратных мероприятий для потенциальных хозяйствующих субъектов.

Ко второй группе преодолимых барьеров (с высокой вероятностью преодоления) относят барьеры «льготы для отдельных хозяйствующих субъектов» и «технический регламент», преодолеть которые потенциальные субъекты рынка смогут с высокой вероятностью, так как их преодоление требует определенный объем финансовых затрат, при приемлемых сроках окупаемости.

Оценка вероятности преодоления барьеров входа не позволяет оценить степень их влияния, так как это возможно сделать при качественной и количественной оценке. Автором на основе экспертного метода была проведена качественная оценка воздействия барьеров для входа на рынок азотных удобрений Республики Казахстан.

На первом этапе определены показатели состояния конкуренции, на которые воздействуют барьеры:

• количество хозяйствующих субъектов;

• цена;

• объем спроса/предложения;

• уровень концентрации.

Оценка влияния барьеров на основные показатели конкуренции проводилась на самом товарном рынке (рынок азотных удобрений), на смежном рынке смешанных минеральных удобрений (в составе которых присутствуют азотные) и на взаимосвязанном сельскохозяйственном рынке.

Таблица 2. Определение возможности преодоления барьеров входа на товарном рынке минеральных (азотных) удобрений Республики Казахстан

Table 2. Determination of the possibility of overcoming barriers to entry in the commodity market of mineral (nitrogen) fertilizers of the Republic of Kazakhstan

№ Вид барьера Возможность преодоления Комментарии

1 Необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений Средняя вероятность преодоления Требует значительных финансовых и временных затрат на преодоление

2 Высокие издержки выхода с рынка

3 Отсутствие доступа потенциальных участников товарного рынка к необходимым ресурсам

4 Технологическое превосходство действующих хозсубъектов

5 Ограниченный платежеспособный внутренний спрос

6 Создания преимуществ для участников вертикально-интегрированной системы по сравнению с другими потенциальными участниками рынка

7 Предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам Высокая вероятность преодоления Требует определенный объем финансовых затрат, при приемлемых сроках преодоления

8 Технический регламент на минеральные удобрения в ЕАЭС

Оценка производилась по трем критериям:

1. Барьер влияет на конкуренцию, при этом показатель снижается;

2. Барьер влияет на конкуренцию, увеличивая показатель;

3. Барьер не влияет, показатель не изменяется.

Результаты оценки (табл. 3) показывают, что влияние всех видов барьеров на показатели конкуренции на азотном рынке минеральных удобрений Казахстана является негативным. Так, под влиянием большинства барьеров снижается количество хозяйствующих субъектов, потенциально возрастает цена, снижая объем предложения, в конечном итоге увеличивая концентрацию на рын-

Таблица 3. Результат оценки воздействия барьеров входа на рынок азотных удобрений Республики Казахстан на основные показатели состояния конкуренции

Table 3. Result of the evaluation of the impact of the entry barriers of nitrogen fertilizers in the market of the Republic of Kazakhstan on the main competitive indicators

№ Барьеры Показатели

Количество хозяйствующих субъектов Цена Объем спроса/ предложения Уровень концентрации

тр1 ср2 ВР3 ТР СР ВР ТР СР ВР ТР СР ВР

1 Необходимость значительных первоначальных капитальных вложений

2 Издержки выхода с рынка

3 Отсутствие доступа к необходимым ресурсам

4 Технологическое превосходство действующих хозсубъектов

5 Предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам

6 Технический регламент на минеральные удобрения в ЕАЭС

7 Преимущества для участников вертикально-интегрированной системы

8 Ограниченный платежеспособный внутренний спрос

Снижается

Увеличивается

Не изменяется

1 ТР — изучаемый товарный рынок азотных минеральных удобрений Казахстана.

2 СР — смежный рынок смешанных минеральных удобрений Казахстана.

3 ВР — взаимосвязанный сельскохозяйственный рынок.

ке. Абсолютное негативное влияние барьеров на конкуренцию исходит от экономических и административных барьеров.

Барьер «технологическое превосходство действующего хозсубъекта» влияет на уровень концентрации и на объем рынка азотных удобрений. Преимущество в АО «КазАзот» возникает за счет использования менее затратной технологии, позволяющей вовлечь имеющееся оборудование на производстве. Поэтому данный барьер не оказывает прямого влияния на цену азотных удобрений, но позволяет действующему участнику рынка высвобождать дополнительные средства на свое развитие.

Так как ценообразование на рынке минеральных удобрений строится исходя из себестоимости и затрат производителя, ограниченный платежеспособный внутренний спрос напрямую не влияет на цену азотных удобрений. Однако низкий спрос на продукцию может косвенно воздействовать на конечную цену товара, при наличии иных каналов сбыта и активно-агрессивных действий со стороны торговых предприятий.

Несмотря на отсутствие подтвержденных фактов по созданию преимуществ для участников вертикально-интегрированной системы, по сравнению с другими потенциальными участниками рынка, данный барьер является негативно влияющим на развитие конкуренции каждого звена всей цепочки системы, позволяя действующему монополисту сохранять позицию на рынке.

Для смежного рынка (смешанных минеральных удобрений) прямое влияние оказывают практически все выявленные барьеры. Так ограниченной спрос на минеральные удобрения в Казахстане наблюдается для всех видов минеральных удобрений. В связи с этим рынок смешанных минеральных удобрений испытывает проблемы в наращивании числа хозяйствующих субъектов снижая при этом общий объем предложения. Технический регламент на минеральные удобрения в ЕАЭС также действует на смешанные

удобрения и идентично рынку азотных удобрений негативно влияет, как барьер входа.

Действия участников вертикально-интегрированной системы по производству азотных удобрений оказывают наиболее негативное влияние на смежный рынок смешанных удобрений. У всех казахстанских производителей смешанных минеральных удобрений, в составе которых есть азотные удобрения, нет доступа к отечественному сырью. Это обязывает участников рынка смешанных удобрений вступать в вертикальную интеграцию, что негативно сказывается на всех показателях конкуренции.

Влияние барьеров на взаимосвязанный сельскохозяйственный рынок сказывается только на величине цены. Так как прямого влияния барьеров на уровень конкуренции на рынок сельского хозяйства нет. Однако цены на сельскохозяйственную продукцию напрямую связаны с ценой удобрений. В структуре затрат казахстанских сельскохозяйственных предприятий доля затрат на минеральные удобрения в среднем составляет от 5 до 20%.

На втором этапе качественной оценки необходимо определить выгодополу-чателей из числа действующих субъектов рынка от влияния каждого вида барьера (табл. 4). Это позволит учитывать не только прямое влияние барьеров на конкуренцию, но и иное влияние на рынок всех ограничений для каждого участника рынка. Эти факторы необходимо учитывать при принятии решений об устранении или снижении барьеров.

Результаты определения выгодополуча-телей (среди действующих субъектов рынка) от влияния барьеров для входа на товарный рынок азотных удобрений Республики Казахстан по видам барьеров:

а) экономические ограничения:

По трем видам выявленных экономических ограничений (необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, издержки выхода

Таблица 4. Выгодополучатели (действующие субъекты рынка) в результате ограничения конкуренции от влияния барьеров для входа на товарный рынок азотных удобрений Республики Казахстан

Table 4. Beneficiaries (active market players) as a result of limiting competition from barriers to entry of nitrogen fertilizer in the commodity market of the Republic of Kazakhstan

N° Участники рынка Барьеры Хозяйствующие субъекты Потребители на товарном рынке Отрасль или государство в целом

Продавцы Производители Покупатели Потребители Отрасль Государство

1 Необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений Ограниченное число каналов закупок Вероятность появления новых конкурентов низкая Ограниченное число каналов закупок Ограниченное число каналов закупок Отсутствует развитие отрасли Отсутствует развитие отрасли

2 Издержки выхода с рынка Вероятность потери инвестиций Вероятность потери инвестиций Ограниченное число каналов закупок Постоянное наличие производителей Постоянное наличие производителей Постоянное н аличие производителей

3 Отсутствие доступа потенциальных участников товарного рынка к необходимым ресурсам Ограниченное число каналов закупок Вероятность появления новых конкурентов низкая Ограниченное число каналов закупок Ограниченное число каналов закупок Отсутствует развитие отрасли Отсутствует развитие отрасли

4 Технологическое превосходство действующих хозсубъектов Ограниченное число каналов закупок Наличие уникальной технологической разработки Ограниченное число каналов закупок Ограниченное число каналов закупок В отрасли развивается владелец технологии Отсутствует развитие всей отрасли

5 Предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам Ограниченное число каналов закупок Вероятность появления новых конкурентов низкая Ограниченное число каналов закупок Ограниченное число каналов закупок Поддержка отечественных производителей Поддержка отечественных производителей

6 Технический регламент на минеральные удобрения в ЕАЭС Ограниченное число каналов закупок Вероятность появления новых конкурентов низкая Качественная и безопасная продукция Качественная и безопасная продукция Гарантия безопасности в отрасли Гарантия безопасности в отрасли

7 Преимущество для участников вертикально-интегрированной системы Ограниченное число каналов закупок Вероятность появления новых конкурентов низкая Ограниченное число каналов закупок Ограниченное число каналов закупок Наличие в отрасли полного цикла производства Полная отечественная обеспеченность удобрениями

8 Ограниченный платежеспособный внутренний спрос Низкий уровень спроса Низкий уровень спроса Низкий уровень спроса Наличие проблем у потребителей Наличие проблем во взаимосвязанной отрасли Наличие проблем во взаимосвязанной отрасли

с рынка, отсутствие доступа потенциальных участников товарного рынка к необходимым ресурсам, предложение которых ограничено) выгодополучателями являются либо существующие производители, компании-монополисты, либо государство и прямые потребители на рынке. Данные экономические барьеры обусловлены естественными особенностями производства азотных удобрений. Они негативно отражаются на конкуренции на рынке, но ввиду наличия необходимости значительных финансовых и временных затрат на преодоление рассматривать возможность снижения их негативного воздействия необходимо после полного просчета суммы необходимых ресурсов для преодоления и поиска возможных источников получения всех необходимых ресурсов. Процесс снижения влияния экономических барьеров на рынок азотных удобрений будет также затруднен без проведения государственного стратегического планирования развития отрасли с учетом имеющихся ресурсов на развитие отрасли.

б) технологические ограничения:

Барьер входа «наличие у производителя азотных удобрений уникальной технологи» позволяет развиваться только одному участнику рынка. Однако теологический прогресс даже у одного производителя имеет положительный эффект для всей отрасли, подстегивая потенциальных участников рынка к развитию и мотивируя к изменению технологии и сокращению ресурсов на производство. Данный вид барьера достаточно сложно снизить либо устранить, так как технологические разработки защищены авторскими правами и являются одним из стимулирующих факторов для развития конкуренции компаний — разработчиков.

в) административные ограничения:

Особенность выявленных административных барьеров на рынке азотных удобрений в том, что главной их целью не является прямое воздействие на конкуренцию. Так, барьер в области технического регламен-

тирования производства и транспортировки минеральных удобрений в ЕАЭС имеет наибольшее количество выгодополучате-лей, так как данный регламент обеспечивает безопасность в производстве и продаже минеральных удобрений. При высокой степени преодоления данного барьера, а также высокой социальной значимости отсутствует необходимость снижения его негативного воздействия на конкуренцию.

Выгодополучателями административного барьера по субсидированию покупки азотных удобрений для сельхозтоваропроизводителей Казахстана являются покупатели и отечественные производители. Данные меры субсидирования благоприятно влияют на отрасль сельского хозяйства, однако прослеживаются явные протекционистские цели со стороны государства. Длительность данной меры и отсутствие видимых результатов по развитию отрасли говорят о необходимости дополнительного анализа в отношении влияния барьера на конкуренцию и на рынок в целом для принятия решения в отношении необходимости его снижения.

г) иные ограничения: Выгодополучателями вертикально-интегрированной системы являются только его участники. Производство азотных удобрений в связи с его ресурсоемкостью (зависимость от природных ресурсов), как и многие другие аналогичные виды производства в Казахстане, исторически построены на вертикальной интеграции. Преодолеть или устранить данный вид барьера как для новых участников рынка, так и для государства, является практически непосильной задачей. Для единственного казахстанского производителя конкурентами являются только аналогичные вертикально-интегрированные зарубежные участники рынка. В этом случае участникам, не входящим в вертикальную интеграцию, необходимо следить за тем, чтобы со стороны вертикальной интеграции не было фактов злоупотребления своим положением.

Барьер «ограниченный платежеспособный внутренний спрос на азотные удобрения» не имеет выгодополучателей со стороны всех действующих и потенциальных участников рынка. Он относится к трудно преодолимым, однако снижение влияния данного барьера должно быть главным приоритетным направлением работы со стороны государства. В данном случае все принимаемые решения по увеличению спроса также должны быть оценены количественно в долгосрочной перспективе с учетом имеющихся мировых тенденций и факторов.

Проведенная качественная оценка барьеров на рынке азотных удобрений в Казахстане указывает на наличие барьеров входа, которые возможно потенциально снизить либо устранить. Для принятия оперативных и стратегических мер первостепенно необходимо количественно оценить следующие виды барьеров входа на рынок азотных удобрений Казахстана и произвести их углубленную оценку:

• отсутствие доступа потенциальных казахстанских участников рынка азотных удобрений к необходимым ресурсам;

• ограниченный платежеспособный внутренний спрос на минеральные удобрения в республике Казахстан;

• создание преимуществ для отечественных производителей азотных удобрений.

Заключение

На основе имеющихся теоретических, эмпирических исследований и международного анализа в области оценки и анализа барьеров входа автором разработана последовательная процедура анализа барьеров входа, позволяющая оценить степень их влияния на конкуренцию на товарном рынке. Она дает возможность не только выявить барьеры на рынке, но и разработать план мероприятий по снижению или устранению только тех барьеров, которые в данных условиях рынка необходимо снижать. Данная

процедура не противоречит существующей методике оценки состояния конкуренции, а дополняет ее с учетом возможности использования широкого набора методов анализа, а также с учетом рассмотрения влияния барьеров не только на потенциальных новичков на товарном рынке, но и на связанные и смежные рынки. Поэтому предложенная процедура является универсальной для товарных рынков Республики Казахстан с ограниченной конкуренцией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценив барьеры входа на рынок азотных удобрений, которые потенциально влияют на конкуренцию, целесообразно отметить, что в настоящий момент есть ряд проблем в области применяемых государственных мер поддержки бизнеса, несмотря на имеющиеся многозатратные мероприятия со стороны правительства Республики Казахстан.

Из-за отсутствия возможности увеличивать объем предложения минеральных (азотных) удобрений в связи со спросовы-ми ограничениями сельхозтоваропроизводителей возникает барьер, связанный со симулированием конкуренции на рынке азотных минеральных удобрений, в том числе в сфере производства и торговли. В условиях кризисной мировой экономической ситуации, которая требует обеспечения внутренней продовольственной безопасности Республики Казахстан, в настоящий момент со стороны бизнеса и государства, а также со стороны экспертного сообщества требуется проработка кардинально новых дополнительных мер в отношении не только стимулирования рынка минеральных удобрений и сельскохозяйственного сектора, но и изменения поведенческих моделей всех субъектов рынка.

Выявленный вектор влияния и проведенная качественная оценка влияния существующих барьеров входа на конкуренцию на рынке азотных удобрений Казахстана не позволяют предоставить развернутый комплекс мер по снижению либо устранению барьеров. В определенных в данном исследовании условиях и параметрах необходимо

провести углубленную оценку барьеров входа и оценить последствия для всех участников самого рынка минеральных удобрений и для субъектов смежных и взаимосвязанных рынков.

Список литературы

1. Князева И. В., Лукашенко О. А. Модернизация теории и практики антимонопольного регулирования на современном этапе: принципы и тенденции международный опыт // Современная конкуренция. 2010. № 3 (21). С. 88-97.

2. Лукьянов С. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках // Современная конкуренция. 2009. № 1 (14). С. 54-71.

3. Шаститко А. Е., Павлова Н. С. Общественно эффективные барьеры входа? // Балтийский регион. 2016. Т. 8. № 4. С. 34-52. doi: 10.5922/2074-9848-2016-4-3.

4. Heger D. Barriers to Entry and Profitability / Diana Heger, Kornelius Kraft; Centre for European Economic

Research; Discussion Paper. No. 08-071. Mannheim, 2008. — 19 p.

References

1. Knyazeva I. V., Lukashenko O. A. Modernizatsiya teorii i praktiki antimonopol'nogo regulirovaniya na sovremennom etape: printsipy i tendentsii mezhdunarodnyi opyt [Modernizing the theory and practice of contemporary antimonopoly regulation: principles and trends of international experience]. Sovremennaya konkurentsiya — Journal of Modern Competition, 2010, no. 3 (21) pp. 88-97.

2. Luk'yanov S. Vkhodnye bar'ery: vazhneishii instrument politiki ogranicheniya konkurentsii na rossiiskikh rynkakh [Entry barriers: an essential tool of competition policy in Russian markets]. Sovremennaya konkurentsiya — Journal of Modern Competition. 2009. no. 1(14). pp. 54-71.

3. Shastitko A. E., Pavlova N. S. Socially efficient entry barriers?. Baltiiskii region. 2016. no. 4, pp. 34-52. doi: 10.5922/2074-9848-2016-4-3. (in Russian)

4. Heger D. Barriers to Entry and Profitability / Diana Heger, Kornelius Kraft; Centre for European Economic Research; Discussion Paper, 2008; no. 08-071. — 19 p.

DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-2-130-143

Tsyganova A., TOO «Kazdream Technologies», Siberian Institute of Management — branch of the Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation, Nur-Sultan, Kazakhstan, a.tsyganova@kazdream.kz

Methodological aspects of assessing the impact of entry barriers on competition in the fertilizer nitrogen market of the Republic of Kazakhstan

The article presents a consistent procedure for the analysis of barriers in order to assess the degree of impact and the size of barriers to entry as part of the competition assessment. Practical features of application of the presented procedure on the commodity market of mineral (nitrogen) fertilizers of the Republic of Kazakhstan are defined. A qualitative analysis of barriers to entry into the nitrogen fertilizer market identified and assessed the impact of entry barriers on the market, as well as on the related mixed fertilizer market and the interrelated agricultural market. The assessment procedure revealed problems for agricultural producers and State actions to support economic agents in the markets of the agricultural complex, including those which contribute to barriers to entry into various markets for nitrogen mineral fertilizers in industry value chains. The need for an in-depth assessment with quantitative analysis has also been identified, which will provide a detailed set of measures to reduce or remove barriers to the nitrogen fertilizer market in Kazakhstan.

Keywords: entry barriers, state of competition, mineral nitrogen fertilizer market of Kazakhstan, impact assessment procedure About authors: A. Tsyganova, Postgraduate

For citation: Tsyganova A., Methodological aspects of assessing the impact of entry barriers on competition in the fertilizer nitrogen market of the Republic of Kazakhstan. Journal of Modern Competition, 2020, vol. 14, No. 2(78), pp. 130-143 (in Russian, abstr. in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.