Научная статья на тему 'Методические аспекты оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудования'

Методические аспекты оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудования Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
879
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ / ПОТЕРИ / ОБЩАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБОРУДОВАНИЯ / MAINTENANCE SERVICE / ESTIMATION TECHNIQUE / REPAIR OF THE EQUIPMENT / LOSS / OVERALL EQUIPMENT EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ерохин Е. А.

В статье рассматриваются методические аспекты оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудования на промышленных предприятиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical aspects of an estimation of a condition of maintenance service and equipment repair

In article methodical aspects of an estimation of a condition of maintenance service and equipment repair at the industrial enterprises are considered

Текст научной работы на тему «Методические аспекты оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудования»

УДК 658

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ОБОРУДОВАНИЯ

Е.А. Ерохин

В статье рассматриваются методические аспекты оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудования на промышленных предприятиях

Ключевые слова: техническое обслуживание, методика оценки, ремонт оборудования, потери, общая эффективность оборудования

В настоящее время повышение эффективности технического обслуживания и ремонта оборудования, а также использование организационноэкономических резервов в данной области деятельности предприятий напрямую связаны с изменениями в существующей на предприятиях системе технического обслуживания и ремонта оборудования. Для принятия любых решений по модификации (перестройке) данной системы, необходимо провести анализ текущего положения в сравнении с требованиями и нормативными значениями, присущими современным системам технического обслуживания, например ТРМ-системам, как наиболее эффективным существующим решениям в данной области [1]. Для проведения подобного анализа необходимо разработать методику оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятии.

Методика в общем случае представляет собой "совокупность приемов, методов целесообразного

проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо" [2]. Целью ее разработки является формирование комплексной системы показателей, позволяющей провести объективный анализ состояния организации и реализации технического обслуживания, ремонта оборудования по отдельным выделяемым подсистемам, для выявления имеющихся организационно-экономических резервов, а также дальнейшей разработки рекомендаций по совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта оборудования.

При создании методики автор предлагает выделять отдельные подсистемы, ряд показателей (количественных и качественных), которые характеризуют степень соответствия данной подсистемы определенным требованиям, предъявляемым к современным системам технического обслуживания и ремонта. Взаимосвязь компонентов предлагаемой нами методики оценки представим на рисунке 1.

Принципы современного технического обслуживания и ремонта оборудования

Компо ненты системы технического обслуживания и ремонта оборудования

Интерпретация полученных показателей относительно эталонных значений показателей для систем класса ТРМ

Взаимосвязь между компонентами методики оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудования

Из рисунка следует, что на выделяемые компоненты (подсистемы) системы рационального технического обслуживания и ремонта, а также группы выделяемых показателей по данным подсистемам оказывают влияние принципы современного технического обслуживания и ремонта оборудования . Среди наиболее значимых для методики принципов выделим следующие:

1) достижение самых высоких показателей работы оборудования;

2) самостоятельное обслуживание оборудования операторами;

3) предупреждение и раннее выявление дефектов оборудования;

Ерохин Евгений Александрович - ВГТУ, аспирант, тел. (473) 267-07-22, e-mail: erohin_e@rambler.ru

4) стандартизация операций;

5) постоянное совершенствование.

Реализация данных принципов, необходимость

выявления и использования определенных групп организационно-экономических резервов, обуславливают состав и структурные особенности выделяемых подсистем в системе технического обслуживания и ремонта, а также ряд показателей, используемых при оценке состояния технического обслуживания на предприятии.

Ниже представим перечень основных выделяемых компонентов (подсистем) системы технического обслуживания и ремонта оборудования, анализ которых, по нашему мнению, позволяет получить более полное объективное представление о состоянии системы существующей на предприятии техни-

ческого обслуживания и ремонта оборудования, а также ее соответствии системам класса ТРМ:

• организация службы технического обслуживания;

• организация рабочих мест;

• эксплуатация, обслуживание и ремонт оборудования;

• обеспечение качества выполняемых работ;

• организация работ по постоянному совершенствованию технического обслуживания и ремонта.

Как следует из рисунка 1, по каждому компоненту (подсистеме) выделяется группа показателей, позволяющая провести оценку состояния технического обслуживания и ремонта оборудования в соответствии с нормативными значениями данных показателей, характерными для предприятий, уже имеющих рациональную систему технического обслуживания и ремонта оборудования, аналогичную системе ТРМ.

Ключевое значение имеет группа количественных показателей, позволяющих определить общую эффективность оборудования - OEE (Overall Equipment Effectiveness), которая отражает уровень эффективности использования и техническое состояние оборудования на предприятии [3]. Данный показатель является интегральным и подробнее будет рассмотрен ниже. Другие используемые количественные показатели [4], характеризующие определенных видов ресурсов при техническом обслуживании и работе оборудования, позволяют точнее определить характер и количественное значение неиспользованных резервов.

Показатели, характеризующие состояние рабочих мест, их организацию, оказывают существенное влияние на состояние оборудования и его эксплуатацию, качество выпускаемых изделий, производительность операторов, несмотря на тот факт, что на первый взгляд не имеют прямого отношения к состоянию технического обслуживания. Поэтому, по нашему мнению, они также заслуживают пристального внимания и позволяют получить более развер-

Таблица 1

Количественные показатели методики оценки состояния организации технического обслуживания и ремонта

нутое представление о состоянии технического об-луживания на предприятии.

Необходимо заметить, что анализ только количественных показателей не обеспечивает достаточно полного представления о положении дел в области технического обслуживания и ремонта оборудования, поскольку существенная часть параметров не имеет строго выраженного количественного выражения. Поэтому в данной методике используются и качественные показатели. Так как одним из эффективных и часто используемых методов сбора информации, позволяющих получить качественные характеристики объекта, являются анкетные опросы участников производственного процесса, специалистов, руководителей различных уровней, то целесообразно при проведении анализа использовать анкету, содержащую аттестационные вопросы и позволяющую определить значение наиболее существенных качественных показателей по выделенным ранее компонентам.

Проводить оценку состояния технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятии в рамках предлагаемой методики предполагается в три основных этапа. На первом этапе осуществляется сбор исходных данных для расчета определенного перечня количественных и анализа качественных показателей.

В таблице 1 представим количественные показатели по отдельным компонентам, формулы для их расчета и нормативные значения (диапазоны значений). Нормативное значение данных показателей определялось на основе передового опыта отечественных и зарубежных предприятий, где успешно используется система всеобщего обслуживания оборудования. В частности к таким предприятиям относятся ведущие мировые автопроизводители, например Toyota, Honda, Volkswagen AG и General Motors. Среди российских предприятий отметим Братский алюминиевый завод (БрАЗ), входящий в группу компаний "Русал", Заволжский моторный завод (ЗМЗ), Ярославский шинный завод, автозавод УАЗ.

Наименование показателя Формула для расчета Нормативное значение

1 2 3

О рганизация службы технического обслуживания

Удельный вес сотрудников ремонтной службы и участков Урс = (Чрс + Чру + Чрц)/ Чобщ *100%, где Чрс - число сотрудников ремонтной службы, Чру - число сотрудников ремонтных участков в цехах (если есть), Чрц - число сотрудников в ремонтном цехе

Организация и обслуживание рабочих мест

Коэффициент организации рабочих мест (Крм) Крм = Чсм/Чнрм , где Чсм и Чнрм - число соответствующих и несоответствующих нормам рабочих мест 0,95-1,0

Коэффициент автоматизации рабочих мест Ка = Ча/Чобщ, где Ча и Чобщ - число автоматизированных рабочих мест и общее число рабочих мест 0,3-0, 8

Коэффициент квалификации работающих (Ккр) Ккр = Кср/Рвп, где Кср - средний квалификационный разряд, Рв.п. - разряд выполняемых работ 0,95 -1,0

Коэффициент выполнения принципов 5б (К5з) К58 = Квп/Кнп, где Квп и Кнп - количество выполняемых и невыполняемых принципов 1,0

Продолжение табл. 1

1 2 3

Использование, обслуживание и ремонт оборудования

Коэффициенты ритмичности производства (месячный и годовой) Крм = Офм/Опм ; Крг = (Крм1+...+Крм12)/12; где Офм и Опм - объемы фактического и планового выпуска продукции в месяц 0,95-1,0

Коэффициент готовности оборудования (Кг) Кг = 1;фактЛнорм, где 1факт - фактическое время работы оборудования, 1норм - нормативное время работы оборудования 0,75-0,9

Коэффициент производительности оборудования (Кпро) Кпро = Тв/Пв, где Тв - текущая выработка изделий, Пв - плановая выработка 0,7-0,9

Коэффициент качества произведенной продукции (Кк) Кк = количество качественных изделий/ количество запланированных к выпуску изделий 0,97-0,99

Общая эффективность оборудования (ОЕЕ) ОЕЕ = Кг*Кпро *Кк*100% 80-85%

Коэффициент потерь времени в результате плановых остановок (Кпл) Кпл = 1лло/1норм, где 1норм - нормативное время работы оборудования, 1пло - время плановых остановок 0,03-0,05

Коэффициент потерь в результате вынужденных остановок (Кпво) Кпво = 1воЛнорм, где Цюрм - нормативное время работы оборудования, 1во - время вынужденных остановок 0,02-0,05

Коэффициент потерь в результате простоев (Кпп) Кпп = ШЛнорм, где 1;норм - нормативное время работы оборудования, 1л - время простоев Кпп = Кпл+Кпво 0,03-0,05

Коэффициент потерь из-за выпуска бракованной продукции (Кб) Кб = (1- Кк) *100% 0,01-0,001

Коэффициент потерь скорости работы оборудования (Ксо) Ксо = 1нр + 1ср*Кс Лнорм, где 1нр - время работы оборудования с нормативной скоростью, 1;ср - время работы оборудования со сниженной скоростью, Кс - коэффициент снижения скорости (Ксо = 1- Оее-Кб-Кпп) 0,03-0,05

Время на переналадку оборудования по видам 1-60 минут

Физический износ оборудования 20-50%

Обеспечение качества выполняемых работ

Коэффициент применения прогрессивных методов контроля (Кпмк) Кпмк = Чкпр / Чко, где Чкпр - число контрольных операций, где применяются прогрессивные методы контроля; Чко - общее число контрольных операций 0,85-1,0

Величина окончательного брака (%) 0,01-0,001

Остановимся подробнее на особенностях некоторых представленных в таблице 1 количественных показателей. Коэффициенты потерь характеризуют потери в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте оборудования по их видам возникновения. Взятые в процентном отношении они в сумме с показателем ОЕЕ дают 100% [5]. Время плановых остановок (Шло) включает в себя запланированные операции, связанные непосредственно с эксплуатацией оборудования, например, смену продукции или изменение размера, стандартную проверку, плановую загрузку материалов. Время вынужденных остановок ^во) включает в себя незапланированное время простоя линии из-за внешних причин, таких как: недостача сырья, нехватка обслуживающего персонала. Время простоя (пр) включает незапланированные события простоя оборудования: простои, связанные с работой вспомогательного оборудования, отказ оборудования из-за неправильной эксплуатации, из-за ошибок операторов, проблем, вызванных некачественными поставщиками или сырьем, сбоям в системах контроля, внеплановыми проверками, загрязнениями от продукта или процесса.

Получить информацию для расчета представленных количественных показателей можно с использованием методов непосредственных наблюдений, т. е. путем обследования изучаемых явлений, а также с помощью изучения технологической, плановой и производственной документации в различных подразделениях предприятия (например, планово-экономический отдел, ремонтная служба, производственный отдел и другие).

Также для определения качественных показателей по выделенным ранее компонентам проводится анкетный опрос участников производственного процесса, специалистов, руководителей различных уровней. В таблице 2 приведем в качестве примера часть таких вопросов для анкеты, позволяющей определить наиболее важные качественные показатели по выделенным ранее подсистемам.

На втором этапе происходит расчет количественных и анализ качественных показателей по собранным данным. В случае недостатка исходных данных для расчета и/или анализа части показателей, проводится дополнительный сбор данных.

Анкета для оценки качественных показателей

Таблица 2

Содержание вопроса Вариант ответа Кто опрашивается

Организация службы технического обслуживания

Какой тип организационной структуры ремонтных службы используется на предприятии? Главный механик, зам. гендиректора по производству

Сколько уровней подчинения имеется в структуре данной службы? Зам. гендиректора по производству, анализ структуры

Имеет ли место двойное соподчинение и проблемы координации между подразделениями службы? Главный механик, зам. гендиректора по производству,

Организация и обслуживание рабочих мест

Составляются и выполняются стандартизированные рабочие инструкции по обслуживанию рабочих мест? Да/ Нет Рабочие, бригадиры, специалисты ОНиОТ

Имеются ли простои рабочих из-за несвоевременной доставки инструмента/ материалов на рабочее место? Да, часто/Да, редко/Нет Рабочие, бригадиры

Проводится ли самостоятельное обслуживание рабочих мест? Да/ Нет/ Частично Рабочие, мастера участков, специалисты отдела ООП

Проводится на РМ: сортировка всех предметов соблюдение порядка (все на своих местах), периодическая уборка (содержание в чистоте), постоянное совершенствование. Да/Нет Рабочие, мастера участков

Использование, обслуживание и ремонт оборудования

Создаются ли малые группы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования? Да/ Нет Специалисты ООП, ремонтной службы

Участвуют ли операторы оборудования в его первичной диагностике и техническом обслуживании? Да/ Нет/ Частично Рабочие, специалисты ООП, ремонтной службы

Существует на предприятии система визуального оповещения о возникающих на оборудовании неисправностях? Да/нет Специалисты ремонтной службы, начальники цехов

Происходят ли поломки оборудования, допущенные в результате неправильной эксплуатации? Да, часто/ Да, редко/ Нет Бригадиры, сотрудники ремонтной службы

Составляются диаграммы статистического контроля процессов работы оборудования для контроля его эффективности? Да/ Нет Специалисты ремонтной службы

Третий этап включает обработку полученных качественных и количественных показателей (сравнение их с эталонными значениями и требованиями), выявление и группировку организационноэкономических резервов повышения эффективности технического обслуживания и ремонта оборудования по видам и местам возникновения.

Обобщая изложенное, можно сказать, что представленная методика оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудования позволяет получить комплексное представление о данной области на предприятии и соответствии ее принципам, основным показателям, характерным для современных систем всеобщего обслуживания оборудования.

Литература

1. Итикава А., Тагаки И., Такэбэ Ю. ТРМ в простом и доступном изложении / Пер с яп. А. Н. Стерляжнико-ва; Под науч. ред. Растимешина, Т. М. Куприяновой. -М.: РИА "Стандарты и качество", 2008. - 128 с.

2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. -Мн.: Харвест, 1998. - 800 с.

3. Вейдер Майкл. Инструменты бережливого производства: Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства /Майкл Вейдер; Пер. с англ. -2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 125 с.

4. Туровец О. Г. Организация производства: Учеб. для ВУЗов / О. Г. Туровец, В. Н. Попов, В. Б. Родионов и др.; Под ред. О.Г. Туровец. Издание второе, дополненное - М.: «Экономика и финансы», 2002. - 452 с.

5. Группа разработчиков издательства Productivity Press. Общая эффективность оборудования / Пер. с англ. -М.: ИКСИ, 2007. - 120 с.

Воронежский государственный технический университет

METHODICAL ASPECTS OF AN ESTIMATION OF A CONDITION OF MAINTENANCE SERVICE AND EQUIPMENT REPAIR E.A. Erohin

In article methodical aspects of an estimation of a condition of maintenance service and equipment repair at the industrial enterprises are considered

Key words: maintenance service, estimation technique, repair of the equipment, loss, overall equipment effectiveness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.