Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шулбаева Кристина Ивановна

В данной статье проанализирована современная методика оценки системы здравоохранения региона, а также разнообразные формы этой методики. Отмечено, что степень развития здравоохранения имеет высокую значимость для социального развития региона. Уровень развития здравоохранения определяет возможность обеспечения населения медицинскими услугами (их качество и количество), тем самым оказывая большое влияние на уровень жизни населения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE ASSESSMENT OF THE REGION'S HEALTHCARE SYSTEM

This article analyzes the modern methodology of assessing the health care system of the region, as well as various forms of this methodology. The degree of health care development in the region is very important for the social development of the region. The level of healthcare development determines the possibility of providing the population with medical services (their quality and quantity), thereby having a great impact on the standard of living of the population as a whole.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА»

Таким образом, защита окружающей среды должна стать одним из приоритетных направлений реализации государственной политики. Постоянно строящиеся заводы и предприятия так или иначе наносят вред окружающей среде. Вырубка лесов, загрязнение почв и водоёмов, выбросы вредных веществ в атмосферу -всё это может привести к экологической катастрофе. И для того, чтобы этого избежать, необходим экологический аудит. На наш взгляд, необходимо проводить экологический аудит не реже, чем один раз в год.

В отличие от зарубежных стран, в Российской Федерации нормативно -правовая база в части применения экологического

аудита пока до конца не сформирована ни на федеральном, ни тем более на региональном уровне и требует своего дальнейшего развития. Нет определённого закона и установок -как именно, какими способами, как часто необходимо проводить аудиторские проверки, какие меры наказания будут предусмотрены. Необходимо принять закон в первую очередь на федеральном уровне, в котором будет расписан детально каждый этап проверки, описано, как именно будет осуществляться контроль в сфере экологии, какие способы, методы и меры наказания будут применяться за нарушение и несоблюдение законодательства.

Библиографический список

1. Иутин И. Г. Правовые основы экологического аудита: автореф. дис. ... канд. юр. наук // Юридическая Россия. URL: http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookro=1303181 (дата обращения: 13.02.2023).

2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 13.02.2023).

3. Чхутиашвили Л. В. Перспективы развития и нормативно-правовое регулирование экологического аудита в РФ // NOTABENE. URL: http://e-notabene.ru/etc/article_530.html (дата обращения: 13.02.2023).

4. План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г. // Российская газета. URL : https://rg.ru/pril/75/99/82/2423_plan.pdf (дата обращения: 13.02.2023).

5. Малиновская Н. В. Развитие экологического аудита в России // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/razvitie-ekologicheskogo-audita-v-rossii-1 (дата обращения: 13.02.2023).

6. Захарова В. В. Перспективы и проблемы развития угольной промышленности в Хакасии // Научный журнал. 2017. № 2(15). С. 56-59.

© Шуднева Е. Н., 2023

УДК 332.1+614.2-024.1

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕГИОНА

Шулбаева Кристина Ивановна,

студент

Научный руководитель — Н. Ф. Дитц кандидат экономических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В данной статье проанализирована современная методика оценки системы здравоохранения региона, а также разнообразные формы этой методики. Отмечено, что степень развития здравоохранения имеет высокую значимость для социального развития региона. Уровень развития здравоохранения определяет возможность обеспечения населения медицинскими услугами (их качество и количество), тем самым оказывая большое влияние на уровень жизни населения в целом.

Ключевые слова: региональная экономика, система здравоохранения региона, методика оценки и эффективности системы здравоохранения региона.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE ASSESSMENT OF THE REGION'S HEALTHCARE

SYSTEM

Shulbaeva Kristina Ivanovna,

student

Scientific supervisor — N. F. Ditz, Ph.D. in Economics, Associate Professor Katanov Khakass State University (Abakan)

This article analyzes the modern methodology of assessing the health care system of the region, as well as various forms of this methodology. The degree of health care development in the region is very important for the social development of the region. The level of healthcare development determines the possibility of providing the population with medical services (their quality and quantity), thereby having a great impact on the standard of living of the population as a whole.

Key words: regional economy, healthcare system of the region, methodology for assessing and effectiveness of the healthcare system in the region.

Система здравоохранения имеет высокую значимость для социального развития региона. Уровень развития здравоохранения определяет возможность обеспечения населения медицинскими услугами, их качество и количество, тем самым оказывая большое влияние на уровень жизни населения в целом. Развитая система здравоохранения способна повысить показатели здоровья и рождаемости населения, а также понизить показатели его смертности.

Система здравоохранения региона - комплекс мер, направленных на качественное и своевременное оказание медицинских услуг населению, а также их доступность для населения. Повышение доступности медицинских услуг для населения является актуальной задачей для руководства региона. Развитая система здравоохранения в высокой степени отражает уровень развития региона в целом.

В настоящее время вопросы повышения качества жизни в России приобретают особую актуальность при ориентации на стратегическое развитие страны и реализацию социальных государственных программ. При этом государственные программы, направленные на развитие системы здравоохранения, имеют первостепенное значение.

В современном мире существует множество форм организации системы здравоохранения,

сформированных под влиянием разных экономических, социальных и политических факторов, однако уровень социально-экономического развития не всегда прямо пропорционален уровню здравоохранения в регионе.

Системы здравоохранения подразделяются на группы в зависимости от таких аспектов, как: методы финансирования; способы контроля за качеством медицинских услуг; способы стимулирования поставщиков медицинских товаров и т. д. Однако на текущий момент не существует единой и эффективной формы организации системы здравоохранения, способной охватить все аспекты её деятельности и привести их к наиболее высоким значениям. Исходя из этого, необходимость в постоянной оценке системы здравоохранения и проведении соответственных реформ существует даже в наиболее развитых странах.

Постоянная оценка качества и эффективности системы здравоохранения является важной задачей руководства региона. Эта оценка необходима для выявления слабых сторон, а также формирования своевременной реакции на постоянно изменяющиеся окружающие условия.

Для качественной оценки эффективности системы здравоохранения необходимо анализировать не просто уровень расходов на здра-

воохранения в целом, а уровень расходов, приходящийся на каждого получателя медицинских услуг, тем самым можно выявить дифференциацию доступности медицинских услуг для населения.

Важным показателем также является средняя продолжительность жизни населения. Анализ этого показателя отражает качество и эффективность медицинских услуг в долгосрочном периоде. Увеличение средней продолжительности жизни в целом отражает не только степень развития системы здравоохранения, но и уровень жизни населения.

Если рассматривать эффективность системы здравоохранения в целом, то эту эффективность можно разделить на три вида: экономическую, социальную и медицинскую. Экономическую эффективность системы здравоохранения можно рассматривать как взаимосвязь показателей здоровья населения и

экономических показателей (валовый внутренний продукт, показатели экономического роста и т. д.). Социальная эффективность системы здравоохранения отражает уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинских услуг. Под медицинской эффективностью системы здравоохранения следует понимать результативность медицинских услуг для повышения уровня здоровья населения в целом.

Анализ эффективности системы здравоохранения можно провести исходя из нескольких групп показателей, представленных в таблице 1.

Рассмотрим основные показатели, характеризующие здравоохранение в Республике Хакасия. Основные показатели кадрового обеспечения здравоохранения региона представлены в таблице 2.

Таблица 1

Показатели эффективности системы здравоохранения региона

Ресурсный блок Показатель

Кадровое обеспечение (КО) KО1 - отношение обеспеченности врачами на 10 000 чел. нас. 1 - региона к обеспеченности врачами на 10 000 чел. нас.) - федерального округа (чел.);

КО2 - отношение обеспеченности средним медицинским персоналом на 10 000 чел. нас. 1 - региона к обеспеченности средним медицинским персоналом на 10 000 чел. нас. i - федерального округа (чел.);

КО2 - отношение врачей 1 - региона к врачам) - федерального округа; отношение среднего медицинского персонала 1 -региона к среднему медицинскому персоналу j - федерального округа (чел.);

(ОКЖ) OKЖ1 - отношение числа младенческой смертности 1 - региона к числу младенческой смертности) - федерального округа (чел.);

ОКЖ2 - отношение числа рождаемости 1 - региона к числу рождаемости) - федерального округа (чел.):

ОКЖ3 - отношение числа смертности 1 - региона к числу смертности) - федерального округа (чел.);

Инвестиционное обеспечение (ДО) ИО1 - отношение инвестиций в основной капитал, на душу населения 1 - региона к инвестициям в основной капитал на душу населения) - федерального округа (руб.);

ИО2 - отношение инвестиций в основной капитал, направленных на развитие здравоохранения 1 - региона, к инвестициям в основной капитал, направленным на развитие здравоохранения ] - федерального округа (руб.);

Финансово-экономическое обеспечение (ФЭО) ФЭО1 - отношение ВРП на душу населения 1 -региона к ВРП на душу населения) - федерального округа (руб.);

ФЭО2 - отношение государственных расходов на здравоохранение 1 - региона к государственным расходам на здравоохранение) - федерального округа (руб.);

ФЭО3 - отношение среднемесячной номинальной заработной платы работников здравоохранения 1 -региона к среднемесячной номинальной заработной плате работников здравоохранения ] - федерального округа (руб.);

Материально-техническое обеспечение (МТО) МТ02 - отношение числа больничных организаций 1 - региона к числу больничных организаций ) - федерального округа:

МТО2 - отношение числа амбулаторно-поликлинических организаций 1 - региона к числу амбулаторно-поликлинических организаций) - федерального округа:

МТО3 - отношение числа больничных коек 1 - региона к числу больничных коек) - федерального округа;

Показатели кадрового обеспечения здравоохранения Республики Хакасия

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Изменение 2020-2016 гг.

Численность врачей на 10 000 чел. населения 41,5 43,1 42,1 42,3 40,1 -1.4

Численность среднего медицинского персонала на 10 000 населения 107,3 108,6 104,5 105,7 104,5 -3,3

Численность врачей всех специальностей, чел. 2 229 2 317 2 255 2 258 2 131 -98

Численность среднего медицинского персонала, чел. 5 796 5 835 5 604 5 649 5 562 -234

Отношение численности врачей к численности среднего медицинского персонала, чел. 0,384 0,357 0,402 0,399 0,383 -0,001

Анализ структуры кадрового обеспечения здравоохранения в разрезе отдельных специальностей показывает, что больше всего в Республике Хакасия врачей терапевтического профиля (557 чел., или 26,13 %), за ними следуют педиатры (207 чел., или 9,71 %), на третьей позиции - врачи хирургического профиля (199 чел., или 9,33 %). Наименьший удельный вес занимают врачи по лечебной физкультуре и спортивной медицине (9 чел., или 0,42 %).

Анализ основных показателей обеспечения качества здравоохранения в Республике Хакасия представлен в таблице 3.

Показатели обеспеченности качества здравоохранения имеют отрицательную динамику: по итогам 2020 года относительно 2016 г. отмечается увеличение смертности и снижение числа родившихся. И только по одному показателю наблюдается тенденция к снижению - это младенческая смертность.

Показатели инвестиционного обеспечения здравоохранения Республики Хакасия представлены в таблице 4.

Финансовые аспекты региональной системы здравоохранения являются основными показателями эффективности, позволяющими обеспечить население высококвалифицированной медицинской помощью. Показатели финансово-экономического обеспечения Республики Хакасия представлены в таблице 5.

Государственные расходы на здравоохранение Республики Хакасия имеют отрицательную тенденцию, но наблюдается рост среднемесячной номинальной заработной платы работников здравоохранения.

Показатели материально-технического обеспечения здравоохранения Республики Хакасия представлены в таблице 6.

Исходя из анализа всех показателей эффективности системы здравоохранения региона, можно сделать вывод о том, что развитие её находится на низком уровне.

Таблица 3

Показатели качества здравоохранения Республики Хакасия, чел.

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Изменение 2020-2016 гг.

Младенческая смертность 61 35 26 22 21 46

Рождаемость 7 597 6 667 6 207 5 568 5 366 -2 231

Смертность 6 900 6 755 6 657 6 696 7 487 587

Таблица 4 Показатели инвестиционного обеспечения здравоохранения Республики Хакасия

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Изменение 2020-2017 гг.

Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб. 44 350,9 63 846.6 61 024.0 64 691.0 20 340,1

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие здравоохранения, млн. руб. 1 095,4 1 404,9 1 150,8 2 057,0 961,6

Показатели финансово-экономического обеспечения здравоохранения Республики Хакасия

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Изменение 2020-2016 гг.

ВРП на душу населения, руб. 386 695,7 405 788,7 451 421,5 478 914,6 500 422,8 113 727,1

Государственные расходы на здравоохранение, млн руб. 7 904,6 1 870.2 3458,1 3 011,3 5 405,0 - 2 499,6

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников здравоохранения, руб. 25 704,4 27681,5 34 268,2 36 248,7 42 393,8 16 688,4

Таблица 6

Показатели материально-технического обеспечения здравоохранения Республики Хакасия

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Изменение 2020-2016 гг.

Число больничных организаций 27 26 30 30 29 2

Число амбулаторно-поликлинических организаций 115 113 97 97 114 - 1

Число больничных коек, тыс. шт 3,87 3,85 3,77 3,73 3,98 0,11

Для дальнейшего повышения эффективности системы здравоохранения в Республике Хакасия следует обратить внимание на такие аспекты её развития, как:

- методы финансирования;

- способы контроля за качеством медицинских услуг;

- способы стимулирования поставщиков медицинских товаров и т. д.;

- обновление материально-технической базы;

- оптимизация использования трудовых ресурсов, постоянное повышение квалификации персонала;

- рост эффективности использования финансовых ресурсов;

- интенсификация применения инновационных технологий и материалов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Бунина Е. Л., Мяснянкина О. В., Преображенский Б. Г. Построение модели конкурентоспособности медицинского учреждения с использованием методов оценки предпочтений // Регион: системы, экономика, управление, 2016. № 4 (35). С. 114-119.

2. Колмыкова Т. С. Многоцелевой характер структурно-инвестиционных преобразований экономики // Микроэкономика, 2010. № 1. С. 82-85.

3. Колмыкова Т. С., Астапенко Е. О. Современные аспекты оценки инновационного потенциала региона // Регион: системы, экономика, управление, 2017. № 2 (37). С. 48-52.

4. Преображенский Б. Г., Калиткин С. Н. Оценка проблемных аспектов предоставления платных государственных (муниципальных) медицинских услуг // Государственная и муниципальная служба в России: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Международной научно-практической конференции: сб. / Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», 2016. С. 136-142.

5. Преображенский Б. Г., Толстых Т. О., Шкарупета Е. В. Анализ развития человеческого потенциала региона в условиях цифровой трансформации // Регион: системы, экономика, управление, 2017. № 1 (36). С. 59-66.

6. Рисин И. Е. Стратегическое планирование регионального развития: современная практика, направления совершенствования. М.: РУСАЙНС, 2016. 86 с.

© Шулбаева К. И., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.