Научная статья на тему 'Методические аспекты оценки результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства'

Методические аспекты оценки результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЖИ� ЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЕЙТИНГОВАЯ БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова Лада Александровна

В статье рассматриваются вопросы оценки результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства. Автором представлена взаимосвязь блоков процесса оценки и финансирования реализации долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства, выявлены дополнительные показатели оценки их результативности и эффективности, разработана рейтинговая балльная оценка. На основе адаптированной к жилищному строительству системы оценки результативности и эффективнос

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF ASSESSING THE IMPACT AND EFFECTIVENESS OF LONG�TERM PROGRAMS OF HOUSING CONSTRUCTION

In article questions of an assessment of productivity and efficiency of implementation of long

Текст научной работы на тему «Методические аспекты оценки результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства»

Солдатова Л.А.

Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В статье рассматриваются вопросы оценки результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства. Автором представлена взаимосвязь блоков процесса оценки и финансирования реализации долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства, выявлены дополнительные показатели оценки их результативности и эффективности, разработана рейтинговая балльная оценка. На основе адаптированной к жилищному строительству системы оценки результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ предлагается перейти на программно-целевое бюджетирование, ориентированное на ожидаемый результат.

Ключевые слова: долгосрочная целевая программа, результативность, эффективность, жилищное строительство, финансирование, рейтинговая балльная оценка.

Проблема обеспечения результативности и эффективности бюджетных расходов является для России наиболее важной на современном этапе. Одним из способов ее решения служит разработка долгосрочных целевых программ, предполагающих установление взаимосвязи объемов финансирования с фактическим достижением ожидаемых результатов «при заданных параметрах эффективности использования бюджетных средств» [1].

Теоретическим и методологическим аспектам изучения финансовых вопросов реализации жилищных программ и обеспечения жильем отдельных граждан РФ посвящены научные труды А.С. Джамалова, С.В. Барулина, Е.В. Барулиной, Э.В. Бардасовой, И.Ф. Гареева, А.Б. Копейкина, М.П. Логинова и других ученых.

Методические вопросы оценки результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ затронуты трудами С.В. Барулина, В.С. Кусмарцевой, Е.А. Ермаковой, С.Б. Ефимовой. Однако остаются нерешенными в полной мере вопросы, касающиеся оценки результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства.

Актуальность проблемы определила выбор цели настоящей статьи, в качестве которой является разработка комплексного инструмента, позволяющего проводить диагностику результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых жилищных программ по единым коэффициентам.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Уточнить определение понятия «результативность долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства».

2. Разработать единые критерии для оценки реализации долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства.

3. Выработать систему балльных оценок, обеспечивающую справедливость и объективность диагностики результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых жилищных программ.

В числе принципов бюджетной системы в соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ выделен общий принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, предполагающий достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного объема средств. То есть, по сути, понятия результативности и эффективности отождествляются [1].

По мнению С.В. Барулина и В.С. Кусмарцевой, показатели эффективности и результативности должны соответствовать следующим основным требованиям:

- обеспечивать доступность и своевременность интерпретации применяемых показателей;

- отражать степень достижения целей и задач долгосрочных целевых программ;

- иметь в своей основе результатирующие количественные и качественные плановые показатели долгосрочных целевых программ.

Следует отметить то, что программно-целевой метод является основным методом формирования государственной политики в области финансирования жилищного строительства [5].

Процесс оценки и финансирования реализации долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства (ДЦП ЖС) представлен в виде взаимосвязи следующих блоков на рисунке 1.

Блок 1. Выработка системы показателей, применяемых для оценки результативности и эффективности реализации ДЦП ЖС, характеризующаяся разработкой специальных коэффициентов.

Блок 2. Оценка результативности реализации ДЦП ЖС, осуществляемая с помощью расчета результативности путем процентного отношения фактически достигнутых результатов к их запланированным значениям, представлена в виде формулы (1):

а

гс

а

с

•100%

(1)

1=1

П

С = £ (Сш )

]=1

к

где Сш - результативность программного мероприятия;

Сф - фактическое значение 1-го результирующего показателя программного мероприятия;

Сп - плановое значение 1-го результирующего показателя программного мероприятия;

1 - конкретный результирующий показатель оценки конкретного программного мероприятия (1=1...п);

п - количество результирующих показателей программного мероприятия;

С - результативность ДЦП в целом;

]' - конкретное программное мероприятие ДЦП 0=1...к);

к - количество программных мероприятий в ДЦП ЖС.

Блок 3. Оценка эффективности реализации ДЦП ЖС. Если обеспечивается результативность ДЦП ЖС не ниже допустимого уровня (больше или равно 85%), следует оценить эффективность реализации программного мероприятия и программы в целом по основному критерию полноты (степени) фактического достижения запланированного уровня эффективности программы. Плановую и фактическую эффективность реализации ДЦП ЖС можно рассчитать по следующей формуле (2):

кф =1

Км

К

к

^ • 100% , (2)

Рисунок 1. Взаимосвязь блоков процесса оценки и финансирования реализации ДЦП ЖС

где Км - плановая (фактическая) эффективность программного мероприятия развития жилищного строительства;

Кф - полнота (степень) фактического достижения планового уровня эффективности ДЦП;

1 - конкретное программное мероприятие ДЦП ЖС;

к - количество программных мероприятий в ДЦП ЖС.

Блок 4. Выбор альтернативного решения о будущем финансировании ДЦП ЖС. Учитывая вышесказанное можно условно выделить три рейтинговые группы, на основе которых осуществляется выбор решения о дальнейшем финансировании ДЦП ЖС и его объемах.

Блок 5. Контрольная оценка результативности и эффективности реализации ДЦП ЖС, проводимая только при значениях фактической эффективности в пределах от 60% до 85%,по-скольку именно в этих границах есть большой диапазон выбора решений о дальнейшем финансировании ДЦП ЖС требуется введение дополнительных показателей для детальной оценки результативности и эффективности реализации ДЦП ЖС.

В число дополнительных показателей следует включить экономность использования бюджетных средств (достижение запланированного результата использованием определенного объема средств) и обеспечение их сохранности. Показателями могут служить:

1) доля перерасходованных средств в общем объеме средств, выделенных на реализацию программы;

2) доля утраченных ресурсов ( в связи с порчей, хищениями и т. п.) в общем объеме выделенных бюджетных средств.

Еще один уточняющий критерий - своевременность получения результата (в срок, установленный программой). Его оценочным показателем может быть доля программных мероприятий, в процессе реализации которых получение запланированного результата произошло в установленный программой срок [2]. Так, например, не соблюдались установленные сроки ввода в эксплуатацию объектов строительства.

К числу уточняющих критериев следует также отнести наличие или отсутствие побочных негативных результатов реализации программных мероприятий (такие последствия индивидуальны); наличие или отсутствие факторов (экономических, финансовых, технических, организационных, социальных), препятствующих успешной реализации программных мероприятий; получение результатов требуемо-

го качества (например, соответствие сданных в рамках реализации ДЦП объектов строительства, безопасность и т. д.) [3].

В отношении строительных услуг этот критерий может быть оценен по показателю процентной доли программных мероприятий, результаты которых соответствуют качественным характеристикам, в общем числе программных мероприятий ДЦП ЖС.

Порядок использования обозначенных дополнительных коэффициентов и критериев результативности и эффективности реализации ДЦП ЖС базируется на использовании системы рейтинговой балльной оценки. Состав дополнительных коэффициентов и показателей результативности и эффективности и их значения определены автором с учетом анализа практики реализации долгосрочных целевых программ жилищного строительства.

По итогам контрольной (мониторинговой) оценки результативности и эффективности реализации ДЦП ЖС по дополнительным показателям могут быть приняты следующие решения:

- при высоком уровне (от 85 до 100 баллов) детального уточнения результативности и эффективности реализации программного мероприятия развития жилищного строительства -продолжение реализации ДЦП ЖС с сохранением объемов ее финансирования;

- при среднем уровне (от 60 до 85 баллов) -выработка рекомендаций, направленных на финансовое оздоровление жилищной программы и нивелирование объемов финансирования;

- при низком уровне (менее 60 баллов) -закрытие ДЦП ЖС.

Оценку результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства текущего года необходимо проводить до начала составления проекта бюджета на следующий год. С учетом результатов такой оценки появляется возможность вносить необходимые изменения и корректировки.

Выводы

1. Под результативностью долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства следует понимать степень достижения запланированных результатов жилищных программ в целом или отдельных программных мероприятий.

2. Оценку реализации долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства необходимо проводить комплексно, применяя следующие критерии: «результативность», «эффективность».

3. Диагностика результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых жилищных программ по системе балльных оценок является комплексным и детализирован-

ным инструментом, обеспечивающим справедливость и объективность.

Таким образом, на основе предложенной рейтинговой балльной оценки результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ развития жилищного строительства можно перейти на программно-целевое бюджетирование, ориентированное на ожидаемый положительный результат.

16.08.2012

Список литературы:

1. Барулин С.В., Кусмарцева В.С. Оценка результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ / С.В. Барулин, В.С. Кусмарцева // Финансы. - 2010. - №5. - С. 22-27.

2. Гончаров, А.И. Организационно-финансовый инструментарий национального проекта: региональные муниципальные целевые программы строительства жилья / А.И. Гончаров, О.И. Бракова // Региональная экономика: теория и практика. -2007. - №18 (57). - С. 68-75.

3. Логинов, М.П. Российский ипотечный комплекс - стратегия развития / М.П. Логинов, О.Н. Логинова // Деньги и кредит. - 2010. - №3. - С. 44-48.

4. Прусакова, Т.В. Оценка факторов доступности жилья в России / Т.В. Прусакова // Изв. Оренбург. гос. аграр. ун-та. -2010. - №2 (26). - С. 137-140.

5. Основные итоги реализации Программы // сайт Правительства Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Main.html / 2012г.

Сведения об авторе:

Солдатова Лада Александровна, старший преподаватель кафедры корпоративных финансов и оценки собственности Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6504, тел. (3532) 372477, e-mail: [email protected]

UDC 336.14 Soldatov8 L.A.

Orenburg state university; e-mail: [email protected]

METHODOLOGICAL ASPECTS OF ASSESSING THE IMPACT AND EFFECTIVENESS OF LONG-TERM PROGRAMS OF HOUSING CONSTRUCTION

In article questions of an assessment of productivity and efficiency of implementation of long-term target programs of development of housing construction are considered. The author presented interrelation of blocks of process of an assessment and financing of implementation of long-term target programs of development of housing construction, additional indicators of an assessment of their productivity and efficiency are revealed, the rating mark assessment is developed. On the basis of the system of an assessment of productivity adapted for housing construction and efficiency of implementation of long-term target programs, it is offered to pass to the program and target budgeting focused on expected result.

Key words: long-term target program, productivity, efficiency, housing construction, financing, rating mark assessment.

Bibliography:

1. Barulin S.V., Kusmartseva V.S. Assessment of productivity and efficiency of realization of long-term target programs / Pages V. Barulin, V.S. Kusmartseva // Finance. - 2010. - №5. - P. 22-27.

2. Goncharov, A.I. Organizational and financial instruments of the national project: a regional municipal target housing programs / A.I. Goncharov, O.I. Brakova // Regional economics: theory and practice. - 2007. - №18 (57). - P. 68-75.

3. Loginov, M.P. Russia’s mortgage range - strategy development / M.P. Loginov, O. Loginova // Money and Credit. - 2010. -№3. - P. 44-48.

4. Prusakova, T.V. Score affordability of housing in Russia / T.V. Prusakova // Izv. Orenburg. state agrarian univ.- 2010. -№2 (26). - P. 137-140.

5. The main results of the implementation of the Programme // site of the Government of the Orenburg region [Electronic resource]. - Access mode: http: / / www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Main.html / 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.