Научная статья на тему 'Методические аспекты оценки конкурентоспособности фитнес-клубов на основе исследования факторов ее формирования'

Методические аспекты оценки конкурентоспособности фитнес-клубов на основе исследования факторов ее формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
929
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ФАКТОРЫ / FACTORS / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / METHODS FOR ASSESSING COMPETITIVENESS / ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS INDICATORS / ФИТНЕС-КЛУБЫ / FITNESS CLUBS / МНОГОУГОЛЬНИК КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИТНЕС-КЛУБА / POLYGON COMPETITIVENESS OF A FITNESS CLUB / КОМПЛЕКС ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИТНЕС-КЛУБА / A SET OF FACTORS SHAPING THE COMPETITIVENESS OF A FITNESS CLUB

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветошко Галина Владимировна

Функционирование любого предприятия происходит в условиях жесткой конкурентной борьбы, которая определяет необходимость производителей постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Четкое представление о факторах конкурентоспособности предприятия позволяет целенаправленно воздействовать на ее повышение. Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Оценка конкурентоспособности фитнес-клубов должна быть ориентирована, в первую очередь, на восприятие потребителя, так как именно потребитель является основным субъектом внешней среды, формирующий конкурентоспособность услуги и влияющий этим на конкурентоспособность организации в целом. Оценка конкурентоспособности фитнес-клубов предлагается проводится по следующим этапам: определение факторов влияющих на конкурентоспособность фитнес-клуба с точки зрения удовлетворения потребностей клиентов; составление опросного листа (на основе выделенных для оценки факторов) и проведение опроса существующих и потенциальных клиентов фитнес-клуб;определение значимости группы факторов; определение количественных значений единичных показателей конкурентоспособности фитнес-клуба для каждой группы критериев и перевод показателей в относительные величины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF EVALUATION OF THE COMPETITIVENESS OF FITNESS CLUBS ON THE BASIS OF THE RESEARCH OF THE FACTORS OF ITS FORMATION

The operation of any enterprise takes place in a highly competitive environment, which determines the need for manufacturers to constantly seek new ways to improve their competitiveness. Determining the competitiveness of an enterprise is an integral part of the activity of any business entity. A clear idea of the factors of the enterprise's competitiveness allows to purposefully influence its increase. The problem of assessing the competitiveness of an enterprise is complex and complex, since competitiveness consists of a variety of very different factors. Evaluation of the competitiveness of fitness clubs should be oriented, first of all, to the perception of the consumer, since it is the consumer that is the main subject of the external environment that shapes the competitiveness of the service and thereby affects the competitiveness of the organization as a whole. Assessment of the competitiveness of fitness clubs is proposed for the following stages: determining the factors affecting the fitness of the fitness club in terms of meeting the needs of clients; preparation of the questionnaire (based on the factors selected for the assessment) and conducting a survey of existing and potential clients fitness club; determining the significance of a group of factors; determination of quantitative values of individual indicators of competitiveness of the fitness club for each group of criteria and transfer of indicators to relative values.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты оценки конкурентоспособности фитнес-клубов на основе исследования факторов ее формирования»

экономические науки

Ветошко Галина Владимировна МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ...

УДК 331

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИТНЕС-КЛУБОВ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

© 2018

Ветошко Галина Владимировна, старший преподаватель кафедры «Экономика и управление» Поволжский государственный университет сервиса (445017, Россия, Тольятти, ул. Гагарина, 4, e-mail: [email protected])

Аннотация. Функционирование любого предприятия происходит в условиях жесткой конкурентной борьбы, которая определяет необходимость производителей постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Четкое представление о факторах конкурентоспособности предприятия позволяет целенаправленно воздействовать на ее повышение. Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Оценка конкурентоспособности фитнес-клубов должна быть ориентирована, в первую очередь, на восприятие потребителя, так как именно потребитель является основным субъектом внешней среды, формирующий конкурентоспособность услуги и влияющий этим на конкурентоспособность организации в целом. Оценка конкурентоспособности фитнес-клубов предлагается проводится по следующим этапам: определение факторов влияющих на конкурентоспособность фитнес-клуба с точки зрения удовлетворения потребностей клиентов; составление опросного листа (на основе выделенных для оценки факторов) и проведение опроса существующих и потенциальных клиентов фитнес-клуб;определение значимости группы факторов; определение количественных значений единичных показателей конкурентоспособности фитнес-клуба для каждой группы критериев и перевод показателей в относительные величины.

Ключевые слова: Конкурентоспособность, факторы, методы оценки конкурентоспособности, показатели конкурентоспособности, фитнес-клубы, многоугольник конкурентоспособности фитнес-клуба, комплекс факторов формирования конкурентоспособности фитнес-клуба.

METHODICAL ASPECTS OF EVALUATION OF THE COMPETITIVENESS OF FITNESS CLUBS ON THE BASIS OF THE RESEARCH OF THE FACTORS OF ITS FORMATION

© 2018

Vetoshko Galina Vladimirovna, Senior Lecturer of the Department of Economics and Management Povolzhsky State University of Service (445017, Russia, Togliatti, Gagarin St., 4, e-mail: [email protected])

Abstract. The operation of any enterprise takes place in a highly competitive environment, which determines the need for manufacturers to constantly seek new ways to improve their competitiveness. Determining the competitiveness of an enterprise is an integral part of the activity of any business entity. A clear idea of the factors of the enterprise's competitiveness allows to purposefully influence its increase. The problem of assessing the competitiveness of an enterprise is complex and complex, since competitiveness consists of a variety of very different factors. Evaluation of the competitiveness of fitness clubs should be oriented, first of all, to the perception of the consumer, since it is the consumer that is the main subject of the external environment that shapes the competitiveness of the service and thereby affects the competitiveness of the organization as a whole. Assessment of the competitiveness of fitness clubs is proposed for the following stages: determining the factors affecting the fitness of the fitness club in terms of meeting the needs of clients; preparation of the questionnaire (based on the factors selected for the assessment) and conducting a survey of existing and potential clients fitness club; determining the significance of a group of factors; determination of quantitative values of individual indicators of competitiveness of the fitness club for each group of criteria and transfer of indicators to relative values.

Keywords: Competitiveness, factors, methods for assessing competitiveness, competitiveness indicators, fitness clubs, polygon competitiveness of a fitness club, a set of factors shaping the competitiveness of a fitness club.

Функционирование любого предприятия происходит в высококонкурентных условиях рыночной борьбы, которая делает необходимым со стороны производителей постоянный поиск новых путей повышения своей конкурентоспособности [1].

Четкое представление о факторах конкурентоспособности предприятия позволяет целенаправленно воздействовать на ее повышение.

Анализ факторов конкурентоспособности является исходным пунктом при выявлении сильных и слабых сторон в деятельности своего предприятия и в работе конкурентов, что помогает использовать слабости конкурента и свои преимущества [2, 3].

Сложность и комплексность проблемы оценки конкурентоспособности предприятия обуславливается тем, что конкурентоспособность складывается из большого числа разных факторов внешней и внутренней среды. Сложность категории конкурентоспособность обусловливает многообразие подходов к её оценке [4].

Представим далее методику оценки конкурентоспособности предприятия на примере фитнес-клуба.

Оценка конкурентоспособности фитнес-клубов должна быть ориентирована на восприятие потребителя,

так как именно потребитель является основным субъектом внешней среды, формирующий конкурентоспособность услуги и влияющий этим на конкурентоспособность предприятия в целом [5].

Оценку конкурентоспособности фитнес-клуба предлагается осуществлять по следующим этапам: 6

1. Определение факторов влияющих на конкурентоспособность фитнес-клуба с точки зрения удовлетворения потребностей клиентов. Комплекс факторов формируется экспертами в виде причинно-следственной диаграммы (схемы Исикавы) [6] (рис. 1).

Комплекс факторов представлен шестью группами факторов: ассортимент услуг; цена услуг; персонал; оснащение; место; рынок [7].

2. Составление опросного листа (на основе выделенных для оценки факторов) и проведение опроса существующих и потенциальных клиентов фитнес-клуба.

Данный этап позволяет определить значимость (вес) каждой группы факторов для потребителей и определяет отношение потребителей к каждой из группы факторов по дифференцированной шкале .

3. Значимость группы факторов определяется с помощью ранжирования от наиболее значимой группы

Vetoshko Galina Vladimirovna METHODICAL ASPECTS ...

economic sceinces

факторов до наименее значимой.

Оценку группы факторов рационально производить по 10-балльной шкале.

Оценка веса (значимости) каждой группы факторов ^у) производится по формуле (1.11) [9]: РБ

- Вместимость клуба Е, чел. (формула 4):

=Z

Бтах X Я"

(1)

Рисунок 1 - Комплекс факторов формирования конкурентоспособности фитнес-клуба [8]

Таким образом, будет рассчитывать единичные показатели следующих параметров:

- Количество фитнес-программ, ед.;

- Количество дополнительных услуг, ед.;

- Количество услуг, входящих в клубную карту, ед.;

- Средняя цена за клубную карту, руб.;

- Средняя цена за дополнительные услуги, руб.;

- Цена за 1 услугу, входящую в клубную карту, руб.;

- Численность (инструкторов), чел.

- Опыт работы рассчитывается по следующей формуле (2):

^LflSl '

V-

(2)

К. - общее количество инструкторов. - Квалификация рассчитывается по формуле (3):

где Б п

звания, от общего числа инструкторов, %;

К - количество инструкторов со спортивными званиями;

К. - общее количество инструкторов по спорту.

Е =■

N

(4)

где ЕРВ - сумма всех поставленных баллов;

Втах - максимальный балл по фактору;

R - общее число респондентов.

4. Расчет количественных единичных показателей конкурентоспособности фитнес-клуба по каждому критерию и перевод полученных показателей в относительные величины путем их сравнения с базовыми или эталонными показателями.

Базовыми (эталонными) показателями могут выступать показатели конкурирующего предприятия, значение оцениваемого показателя которого будет выше, чем у остальных исследуемых предприятий [10].

где - площадь клуба, м2;

^ норма площади для физкультурно-оздоровительных занятий, 10 кв.м./чел.

- Количество видов оборудования, ед.;

- Качественный состав оборудования - доля оборудования со сроком работы не больше 5 лет, %;

- Фактическая доля рынка характеризует величину доли совокупных продаж услуг всеми фитнес-клубами, конкурирующими на одном и том же рынке, которая приходится на одну организацию (формула 5):

О I .

Di =

lOi

(5)

где О. - объем физкультурно-оздоровительных услуг, оказываемых ¡-м клубом, руб.;

общий объем продаж физкультурно-оздоро-

I

Oi

вительных услуг в городе, руб.

- Потенциальная доля рынка характеризует перспективы развития фитнес клуба и рассчитывается как отношение потенциального объема продаж физкультурно-оздоровительных услуг каждым фитнес-клубом к общему потенциалу рынка, который показывает значение максимальной емкости рынка при наибольшей маркетинговой активности фитнес-организаций и благоприятной конъюнктуре рынка (формула 6):

Dqt =

(NixWix DixTx Ер~)х К lf=i(Ni xWi х Di х Ri хТ х Ер~) х К

(6)

где Б - доля инструкторов со стажем работы более 5 лет, от об щего числа инструкторов, %;

К - количество инструкторов, имеющих стаж работы более 5 лет;

(3)

где N . -организация, оказывающая физкультурно-оздоровительные услуги, ед.;

№. - средний объем оказываемых физкультурно-оздоровительных услуг, руб.;

Б. - средняя степень использования площадей, %;

R. - степень обеспечения ресурсами необходимыми для оказания услуг, %;

Т - поправка на изменение цен, руб.;

Е - коэффициент эластичности от цен на физкультурно-оздоровительные услуги, %;

К - темп прироста цен на услуги, руб.;

п - число фитнес-клубов, шт.

- Удобство расположения;

- Интерьер;

- Престижность [11, 12].

Три последних показателя оцениваются с помощью социологического опроса клиентов фитнес-клуба (табл. 1).

Считается количество положительных и отрицательных ответов.

За положительные ответ будет считаться «Нравится» и «Скорее нравится, чем не нравится».

Все остальные ответы будут считаться отрицательными (кроме ответа «Затрудняюсь ответить / не имеет значения»).

Для оценки конкурентоспособности по параметру «место» рассчитается доля положительных ответов в общей сумме ответов [13].

5. Расчет интегрального показателя по каждой группе факторов конкурентоспособности предприятия производится по формуле (7):

доля инструкторов, имеющих спортивные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E=\!IlxI2XI„

(7)

где Е - интегральный показатель группы факторов конкурентоспособности предприятия;

I - значение единичного показателя, раскрывающего

экономические науки

Ветошко Галина Владимировна

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ...

n-й фактор конкурентоспособности;

n - количество факторов конкурентоспособности в группе факторов [14].

Таблица 1 - Примерная форма опросного листа для оценки места расположения, интерьера и престижности фитнес-клуба

Показатель Нравится нравится, чем нравится чем, нравится Затрудняюсь

1 2 3 4 5 6

1. Расположение фитнес-клуба:

- район города

- размер парковки

общественного транспорта

информационных указателей

2.Интерьер фитнес-клуба:

- архитектура и дизайн здания

- цветовое решение

-стиль

- комфортность зоны ожидания

- освещение

- санитарно-

3. Престижность фитнес-клуоа

- VIP-программы

-узнаваемость

6. Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия по формуле (8):

К

X F

(8)

7. Построение многоугольника конкурентоспособности фитнес-клубов по сравнению друг с другом (рисунок 2.).

Рисунок 2 - Многоугольник конкурентоспособности фитнес-клуба [15]

По результатам оценки конкурентоспособности фит-нес-клубов можно построить многоугольник конкурентоспособности, который позволяет визуально представить преимущества и недостатки стороны исследуемых предприятий по сравнению друг с другом [16, 17].

При этом сильные стороны относительно других клубов будут являться конкурентными преимуществами, слабые стороны - резервами роста конкурентоспособности.

Преимущества представленной методики оценки конкурентоспособности фитнес-клуба заключается в том, что она дает возможность осуществлять оценку конкурентоспособности на основе факторов, наиболее значимых для потребителей при выборе фитнес-клуба.

В основу расчета интегральных показателей конкурентоспособности предприятия положено сравнение по каждому единичному показателю с тем фитнес-клубом, который имеет наилучшие значения по всем параметрам

конкурентоспособности, что обуславливает объективность оценки [18, 19].

Результаты оценки могут быть наглядно представлены с помощью многоугольника конкурентоспособности, что позволяет визуально представить сильные и слабые стороны рассматриваемых фитнес-клубов относительно друг друга [20].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка [Текст] : учеб. пособие / В. Е. Хруцкий. - М. : Финансы и статистика, 2012.

- 528 с.

2. Чайникова, Л. Н. Конкурентоспособность предприятия [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Чайникова, В. Н. Чайников. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2011.

- 192 с.

3. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент [Текст] : учеб. пособие / М. Б. Шифрин. - СПб. : Питер, 2010. - 240 с.

4. Шеховцева, Л. С. Конкурентоспособность предприятия: факторы и метод создания [Текст] / Л. С. Шеховцева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012.

- № 4. - с. 18-24.

5. Шарый, А. В. Конкурентоспособность фитнес-ор-ганизации в условиях современной экономики [Текст] / А. В. Шарый // Вестник Екатерининского института. -2014 г. - № 3. - с. 19-22.

6. Ланге, Е. Делай тело. Летом фитнес и веллнес становятся более доступными [Электронный ресурс] / Е. Ланге // Деловая газета Тольятти Понедельник. - 2007 г. - № 28 (266). - Режим доступа : http://www.ponedelnik. info/?ID=980.

7. Лифиц, И. М. Формирование и оценка конкурентоспособности товара и услуг [Текст] : учеб. пособие / И. М. Лифиц. - М. : Юрайт-Издат, 2012. - 335 с.

8. Пантелеева Т. А. Исследование влияния качества услуг предприятия на его конкурентоспособность [Текст] / Т.А. Оруч //Научное обозрение. -2011. -№ 5.

9. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст] : учеб. пособие / И. М. Лифиц. - М. : Юрайт-Издат, 2013. - 464 с.

10. Скорниченко Н.Н. Конкурентная среда предприятия и процедура ее анализа [Текст] / Н.Н. Скорниченко // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2016. - № 5. С. 64-68.

11. Портер М. Конкуренция [Текст] : учебник / М. Портер ; пер. с англ. - М. : Вильямс, 2010. - 608 с.

12. Томпсон А.А. (мл.) Стратегический менеджмент: концепции и ситуации[Текст] : учеб. пособие / А.А. Томпсон (мл.), А. Дж. Стрикленд. - 12-е изд. - М. : Вильямс, 2011. - 928 с.

13. Баумгартен Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции [Текст] / Л.ВА. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом / Л. В. Баумгартен. - СПб.: Питер, 2011. - 132 с.

14. Курносова Е.А. Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг: формирование инновационного поведения [Текст] / Е.А. Курносова // Российский экономический интернет-журнал. 2009. № 1. С. 598 - 607.

15. Ерохина Л.И. Социально-экономические аспекты развития региональной экономики: монография / [Ерохина Л.И. и др.]; под общ. ред. Ерохиной Л.И. -Москва, 2013 -316 с.

16. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент [Текст] / Ф Котлер. - СПб., Питер, 2012. - 254-255 с.

17. Bowen D. Customer servis: empowerment // Academy of Management Review.-2004.- T. 29.-№ 1. - P.130

18. Gowell D. The Marketing of Services / Gowell D -London : Heinemann, 1984.

19. Gronroos C. Servis Management and Marketing: A Customer Servis mess // ABA Bank Marketing. - 2002.

Vetoshko Galina Vladimirovna METHODICAL ASPECTS ...

economic sceinces

-№9. - P.11.

20. Hill T.P. On Goods and Servis // Review of Income and Wealth. - 1977.

Статья поступила в редакцию 29.04.2018 Статья принята к публикации 25.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.