УДК 728.1.051:613.55.003.12:352.071(1-21)
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ БЛАГОУСТРОЕННОСТИ ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
А.А. Сергачёв, А.А. Никалина ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, Орёл, Россия
Аннотация: На сегодняшний день в сфере благоустройства придомовых территорий особый практический и научный интерес представляют опыт и деятельность крупных и развитых по комплексному благоустройству жилых территорий, и прежде всего, мегаполисов. Для районов жилой застройки, где не предполагается проведение градостроительных реконструктивных мероприятий, комплексное благоустройство дворовых территорий становится единственным методом совершенствования среды и формирования внутриквартальных и дворовых пространств. В условиях интенсивной урбанизации сохранение и развитие элементов природного комплекса за счет озеленения и цветочного оформления дворов становится важнейшим фактором формирования комфортной городской среды не только в экологическом, утилитарном, но и в эстетическом отношении.
Сегодня при реконструкции сложившихся городских районов с точечной застройкой их новыми домами главное внимание уделяют интенсификации использования освоенных городских территорий. В результате благоустройство придомовых территорий носит ограниченный характер, дворы теряют рекреационную функцию, ощутимо сокращаются площади зеленых насаждений, наносится ущерб экологической обстановке в городе. Необходимо исходить из того, что градостроительные решения по планировке и застройке сложившихся и вновь осваиваемых городских территорий должны опираться на обязательные нормативные требования к размерам комплексно благоустроенных дворов, включающих полный набор всех функциональных площадок и фрагментов.
В данном исследовании раскрываются отраслевые аспекты методики определения благоустроенности придомовой территории на уровне муниципального управления. Автором предлагается алгоритм расчета комплексного показателя качества среды
Ключевые слова: благоустройство, методика оценки, алгоритм расчёта, индикаторы оценки.
Введение. На современном этапе развития общества граждане активно интересуются деятельностью организаций, обеспечивающих население социально-экономическими услугами, в частности в сфере коммунального хозяйства. Все чаще граждане заботятся о вопросах экологии и экологичности, окружающей среды, влияющих на их условиях их жизнедеятельности. Поэтому в настоящее время от органов местного самоуправления требуется понимание значимости социальных вопросов развития инфраструктуры, необходимых для адаптации жителей городов к высокодинамичной среде больших городов.
Цель исследования - изучение отраслевых особенностей оценки благоустроенности придомовой территории.
Результаты и обсуждение. Большую роль в развитии придомового пространства играет эффективное местное самоуправление. Только пользователь этого пространства может увидеть существующие в ней пробелы, причины их возникновения, а также факторы, влияющие на улучшение или ухудшение ситуации. Органы муниципального управления, основываясь в первую очередь на жалобах, а также на потребностях, предпочтениях и другой первичной информации от населения, принимает соответствующие меры, при этом ориентируюсь на объективную необходимость и требования по улучшению качества граждан, проживающих в многоквартирном доме (МКД) данного района на территории муниципального образования.
Эффективное управление на муниципальном уровне способно создать самодостаточную развитую территорию, поскольку данному виду управления характерно:
- социальная направленность деятельности, предполагающая создание благоприятных условий жизнедеятельности граждан в конкретном муниципальном образовании, улучшая его инфраструктуру и развивая социально-экономическую сферу жизни;
- реализация комплексного развития территории, программ благоустройства, обеспечение населению качественного предоставления муниципальных услуг;
- улучшение уровня качества жизни граждан, среды проживания, что определяется социальной, экономической, культурной, экологической сферами и дает возможность конкурировать муниципальному образованию за привлечение инвестиций, кадровых ресурсов; вовлечение, соучастие населения муниципального образования в процесс управления и развития придомового пространства через различные специально создаваемые формы непосредственной демократии.
Результаты опросов Всероссийского центра изучения
общественного мнения (ВЦИОМ) подтверждают готовность населения своими силами участвовать в благоустройстве территории. Выявлено, что на добровольных началах 72% опрошенных за последние 2 года (2018-2019 гг.) безвозмездно участвовали в уборке мусора, посадке деревьев, благоустройстве территорий [5].
Таким образом, учитывая изменения, происходящие на сегодняшний день, которые характеризуются активной позицией гражданского общества, имеется не только потребность, определяемая необходимостью констатации текущих проблем, но и реальная возможность в привлечении жителей к участию решений вопросов благоустройства, организации взаимодействия не только с управляющими компаниями, но и с административными ресурсами и муниципальными учреждениям и по вопросам благоустройства придомовой территории. [2]
Благоустройство придомовых территорий включает в себя комплекс задач, в том числе:
- проведение мероприятий по инженерному благоустройству (инженерная подготовка благоприятных условий для прокладки подземных коммуникаций, подготовка территорий для строительства спортивных и детских площадок, малых архитектурных форм, искусственное освещение);
- социально-бытовому благоустройству (создание условий культурного и социального обслуживания граждан);
- внешнему благоустройству (озеленение территории, оснащение малыми архитектурными формами, организация комфортного и удобного пространства в части парковочных мест, движения пешеходов и транспортных средств);
- работе, связанной с проведением санитарных мероприятий, охране окружающей среды и мероприятий, улучшающих экологическую обстановку.
Система благоустройства придомового пространства - это комплекс решений в социальных, экономических, экологических, инженерных, архитектурно-планировочных вопросах муниципального образования.
В настоящее время большое внимание уделяется программно-целевому подходу в вопросах благоустройства муниципального образования, поскольку он позволяет планомерно решать несколько важных задач, подробно рассматривая каждую задачу (с точки зрения формирование желаемых результатов, планирования мероприятий, расчета необходимых ресурсов, сроков реализации мероприятий, бюджета, назначения исполнителей, ответственных и т.д.)
Дефиниция целевая программа благоустройства территорий
подразумевает совокупность мероприятий, обеспечивающих достижение четко выявленных целей. Бюджет программ по благоустройству формируется путем софинансирования из средств федерального, регионального, местного бюджетов, утвержденных на очередной финансовый год. Срок реализации муниципальной программы по благоустройству составляет от 1 до 5 лет.
Комфорт
Экологично сть
безопасность
Разнообразие
Идентичность
Благосостояние
Здоровье
с; <
1-3
1-3
0-1 Л
0-1
0-1
Рисунок 1 - Алгоритм расчета комплексного показателя качества среды
На сегодняшний день действует Федеральная программа благоустройства дворовых территорий, рассчитанная на 2019-2022 года, согласно которой, регионам России распределены денежные средства на цели благоустройства дворов. Прежде, чем средства из Федерального бюджета будут выделены в регионы и муниципалитеты, им необходимо разработать и утвердить программу. Необычно то, что сами граждане могут повлиять на то, будет ли входить их двор в программу [2].
Для оценки состояния качества дворовых территорий разработан комплексный анализ качества среды. Он позволяет оценить эффективность политики властей по благоустройству на уровне района, а также выявить потребности жителей, требующие особого внимания. Расчет комплексного показателя позволяет выявить адресный перечень территорий с низким уровнем качества среды, чтобы реализовать мероприятия по благоустройству в этих районах первоочередно.
Комплексный показатель рекомендуется рассчитывать по 7
критериям, 5 из которых отражают качество среды, а 2 других -благосостояние и здоровье населения, а также фундаментальные составляющие жизнедеятельности граждан.
Оценка по каждому критерию осуществляется по набору индикаторов. Представим 7 критериев, которые подлежат оценке: «Комфорт», «Экологичность», «Безопасность», «Идентичность», «Разнообразие», «Благосостояние», «Здоровье». Для каждого отдельно взятого района критерий оценивается по 3-х бальной шкале. 3 балла (высший балл) присваивается району с неудовлетворительным положением дел и требует повышенного внимания, 2 балла - с нейтральными показателями, 1 балл - если критерий удовлетворяет население.
Каждому критерию присваивается весовой коэффициент, который определяет значимость критерия. Полученные баллы необходимо умножить на весовые коэффициенты, соответствующие одному критерию, далее, полученные результаты по всем критериям суммируются. Сумма представляет собой комплексный показатель уровня среды. Впоследствии рассчитывается итоговый рейтинг объектов, который позволяет сформировать адресный перечень территорий, которые необходимо благоустроить. В первую очередь рекомендуется благоустраивать объекты с высоким итоговым рейтингом.
Выделим основные направления благоустройства придомового пространства:
- мероприятия по территориальному планированию;
- мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие муниципального образования;
- развитие культурно-бытовой сферы муниципального образования;
- санитарно-гигиенические мероприятия;
- мероприятия по охране окружающей среды [2].
Вопросы формирования условий для благоприятной жизнедеятельности человека на сегодняшний день являются очень острыми и актуальными. В условиях стремительной урбанизации, плотно застроенной территории отмечается увеличение уровня автомобилизации, запыленность воздуха, усиление шумового загрязнения. Одной из значимых проблем является активное строительство зданий и сооружений в ущерб ранее существующим зеленым насаждениям, что приводит к снижению уровня озеленения микрорайонов и города в целом. Чтобы грамотно организовать работу по благоустройству территории, необходимо изучать уровень благоустроенности конкретного муниципального образования. [3]
Выводы. Таким образом, прежде всего, при разработке проектов благоустройства территории, необходимо обеспечивать условия для охраны здоровья человека, окружающей культурной и природной среды, создавать условия для комфортного и беспрепятственного передвижения маломобильных граждан.
Благоустройство придомовой территории является одной из важнейших сфер деятельности муниципального образования. Поскольку именно благоустройство создает необходимые условия для обеспечения достоянного уровня жизни населения. Тем самым, создаются условия для здорового, комфортного, качественного проживания как для отдельного жителя МКЖД, так и для целого населения города, микрорайона, района и квартала. Накопленный к настоящему времени опыт по благоустройству придомовой территории подтверждает наличие большого потенциала в данном вопросе, а начатые работы, несомненно, будут продолжаться, и улучать качество жизни населения. Мероприятия по благоустройству должны иметь комплексный динамичный характер, с привлечением активной части местного населения в рамках программно-целевого подхода в системе его управления.
Список используемых источников:
1) Ерохин Г.П. Методика комплексной оценки уровня благоустройства дворовых территорий города Новосибирска / Ерохин Г.П., Гашенко А.Е. // Творчество и современность. 2018. № 4 (8). С. 6981..
2) Иванова Н.И. Значение благоустройства дворовых территорий в городской системе / Иванова Н.И. // Студенческий. 2017. № 9 (9). С. 6-8.
3) Самойлова Н.В. Современное состояние и проблемы благоустройства территорий дворовых пространств в Волгограде / Самойлова Н.В., Попова Е.Д. // Символ науки: международный научный журнал. 2017. Т. 2. № 1. С. 194-200.
4) Ставцев А.Н. Современное состояние материально-технической базы отрасли строительства России / Ставцев А.Н. // В сборнике: Вестник строительства и архитектуры. Сборник трудов конференции. Редакционная коллегия: И.С. Мысишин, Н.В. Куканова. 2018. С. 197-201.
5) Ставцев А.Н. Современное состояние и перспективы развития отрасли капитального ремонта многоквартирных домов / Александров С.М., Ставцев А.Н. // В сборнике: Инновационные технико-технологические решения для строительной отрасли, ЖКХ и сельскохозяйственного производства. сборник материалов УШ-ой
молодежной научно-практической конференции. 2017. С. 106-109.
Сергачёв Алексей Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры ЭЭиУН ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, уага1ех[email protected]
Никалина Анастасия Александровна, магистрант ФГБОУ ВО Орловский ГА У
METHODOLOGICAL ASPECTS OF ASSESSING THE WELL-BEING
OF THE LOCAL AREA AT THE LEVEL OF MUNICIPAL ADMINISTRATION
A.A. Sergachev, O. V. Klevakina Orel state agrarian university (FSBEI HE Orel GAU)
Abstract: To date, the experience and activities of large and developed residential areas, especially megacities, are of particular practical and scientific interest in the field of home improvement. For areas of residential development where urban planning and reconstruction activities are not expected, complex landscaping of courtyards becomes the only method of improving the environment and forming intra-block and courtyard spaces. In the conditions of intensive urbanization, the preservation and development of elements of the natural complex due to landscaping and flower design of courtyards becomes the most important factor in the formation of a comfortable urban environment, not only in ecological, utilitarian, but also in aesthetic terms.
Today, when reconstructing existing urban areas with new buildings, the main attention is paid to the intensification of the use of developed urban areas. As a result, the improvement of house territories is limited, courtyards lose their recreational function, the area of green spaces is significantly reduced, and the ecological situation in the city is damaged. It is necessary to proceed from the fact that urban planning decisions on the planning and development of existing and newly developed urban territories should be based on mandatory regulatory requirements for the size of complex landscaped courtyards, including a full set of all functional sites and fragments.
This study reveals the industry aspects of the methodology for determining the well-being of the local area at the level of municipal
administration. The author offers an algorithm for calculating a complex indicator of environmental quality
Key words: site improvement, evaluation methodology, calculation algorithm, evaluation indicators.
Alexey A. Sergachev, candidate of economic Sciences, Russia, Orel, associate Professor of the Department of the FSBEI HE Orel GAU, [email protected]
Anastasia A. Nikalina, master's student at FSBEI HE Orel GAU