УДК 82.02. Ы^:/^.от§/10.34680/2411-7951.2019.7(25).19
В.В.Шадурский
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА МАРКА АЛДАНОВА В
ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Раскрываются особенности организации работы по изучению творчества Марка Алданова. Работа была проведена для студентов Новгородского государственного университета и для учащихся средней образовательной школы Великого Новгорода. Обращается внимание на мотивацию молодых исследователей, а также на проблемы, связанные с изучением литературы русского зарубежья и творчеством Марка Алданова в частности. Эти обстоятельства определили последующие методические решения. Подготовленный студентом библиографический указатель по творчеству этого писателя стал основой для новых квалификационных работ студентов. Эта работа сыграла роль путеводителя для учебного исследования, выполненного в рамках индивидуального проекта, реализация которого необходима по требованиям федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы. При организации работы на разных образовательных уровнях выявлены как проблемы, так и перспективы. Отдельные исследования молодых авторов были апробированы на научных конференциях, в сборниках и журналах. Результаты исследовательской работы студентов применяются не только в последующей подготовке бакалавров, но и при издании монографий, а также в подготовке докторской диссертации по изучению творчества Марка Алданова.
Ключевые слова: методология, исследовательская работа, сравнительное литературоведение, Марк Алданов, литература русского зарубежья
В начале 2000-х гг. молодые российские филологи проявили сильный интерес к творчеству Марка
Алданова. Интерес материализовался в виде нескольких кандидатских диссертаций, монографий и многочисленных статей в сборниках и журналах.
Более того, в это же время наследие Алданова стало изучаться в вузах, вошло отдельным блоком в учебники по литературе русского зарубежья, было представлено в различных энциклопедиях.
Публикации историков и литературоведов по жизни и творчеству Алданова, а также издания его писем и произведений превратились в громадный хаотичный массив. Как следствие, стала актуальной систематизация новых библиографических сведений о жизни и творчестве писателя. Алданову в библиографическом смысле повезло больше, чем другим писателям Русского зарубежья, так как в 1976 г. уже выходил указатель, собравший различные сведения о его творчестве [1]. Именно этот указатель был взят за основу для последующей работы по сбору и классификации «алдановской» информации. Обусловлено это тем, что в рамках действовавшего в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого спецсеминара «Литература русского зарубежья», студенты проявили интерес к изучению творчества Алданова, а потому было необходимо определиться с источниковедческой базой, с библиографическими возможностями для работы над курсовыми и дипломными проектами. О перспективах исследовательской работы на тот момент было рассказано в нашей статье [2].
Первые студенческие выпускные работы под заглавиями «Тема пути русского человека в романе М.А.Алданова "Начало конца"», «Поэтика философских исканий в трилогии М.А.Алданова "Ключ", "Бегство", "Пещера"», защищенные в 2005 г., кроме необходимых учебных результатов, продемонстрировали ряд проблем.
Одна из них — использование необходимых источников не в полном объеме; студенты по разным причинам не могли получить доступ к публикациям, находившимся в региональных журналах и сборниках, а размещение статей в Интернете еще не стало общепринятой практикой. В течение двух семестров студенты не успевали справиться с выполнением задач по поиску и обработке новой информации, на обращение в иногородние библиотеки и вузы уходило много времени. Это обстоятельство не позволяло сделать курсовые и дипломные работы основательными, включенными в современный научный контекст. Соответственно, невозможно было представить адекватной апробации исследований на научных конференциях и в научной печати.
Кроме того, при отсутствии полнотекстовых версий собраний сочинений Алданова студенты не имели возможности выполнять текстологические задачи. Необходимо было или приобрести тексты, или получить доступ к местам их хранения.
Для скорейшего устранения этих проблем и требовалось создать свою библиографическую базу, а также методические рекомендации для студентов, своеобразный путеводитель по творчеству Алданова. Именно потому в это же время была начата курсовая работа «Новый библиографический указатель литературы о жизни и творчестве М.А.Алданова». Работу выполняла студентка заочного отделения, в силу своей профессии умевшая добросовестно и оперативно осуществлять поиск и применять ресурсы Интернета. В качестве образцов для работы использовались библиографические указатели по творчеству В.В.Набокова, подготовленные Г.Г.Мартыновым [3, 4].
Студентка дополнила указатель 1976 г. современными сведениями, собранными из разных источников, в том числе из Интернета. Новый библиографический указатель [5] не только помог классифицировать, но и осознать систематизированный материал. Были обнаружены тенденции своеобразной «публикационной активности» Алданова, получены наблюдения о печати его очерков, фрагментов произведений, о выходе критических статей, рецензий и обзоров при жизни писателя. Стало понятно, что большая часть публикаций, связанных с творчеством Алданова, содержит упоминания его имени, а также его произведений, фактов биографии, сведений из архивов, но практически не содержит аналитики, комментирования произведений, теоретических обобщений, исследования поэтики Алданова. Более того, изучением творчества Алданова занимались литературоведы, которые не общались друг с другом, не проводили алдановских конференций, были рассеяны по разным странам: от США и Швейцарии до Эстонии, Украины и России. В самой России исследования по Алданову проводили в Тюмени и Башкирии, в Москве и Санкт-Петербурге. Публикации по изучению алдановских архивов, произведений писателя появлялись ежегодно, поэтому за их появлением нужно было обязательно следить, а их результаты оперативно использовать в исследовательской работе. По этой причине ценность любой статьи, содержащей анализ произведений Алданова, возрастала.
Вместе с тем, была высока опасность опечаток в наименованиях, страниц библиографических единиц и потому собранная в указателе информация нуждалась в проверке de visu. Эта проверка осуществлялась в последующих исследованиях как самим руководителем, так и студентами, производившими поиск необходимых для исследовательской работы публикаций.
Тем не менее все последующие участники спецсеминара литературы русского зарубежья в случае обращения к алдановской теме применяли в своей работе результаты библиографического указателя, составленного студенткой.
Таким образом проведенная работа была внедрена в дальнейшие исследования студентов спецсеминара по русскому зарубежью, а также помогла подготовить дипломные сочинения выпускников на более высоком уровне. На научных конференциях студентов и аспирантов НовГУ было прочитано несколько докладов алдановской тематики, написаны статьи1. С успехом были защищены выпускные квалификационные работы «Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой в художественном мире М.А.Алданова», «М.А.Алданов и кинематограф», «Поэтика "философских сказок" М.А.Алданова». Тем самым удалось сформировать компетенции, требуемые ФГОС бакалавра филологии 45.03.01 в научно-исследовательской деятельности: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности; способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.
Вместе с тем одна дипломная работа оказалась выполнена на низком уровне; студентке, работавшей по теме «Исторические персонажи в послевоенных романах М.А.Алданова», не удалось разобраться в историко-литературных фактах, худшей позицией оказались даже не пробелы в литературоведческих знаниях и аналитических навыках, а большие лакуны в знаниях истории. Выпадение сведений из памяти или отсутствие представления об истории России, всемирной истории привели к упрощенной схематизации ответов, непониманию характеров алдановских персонажей, вписанных в контекст русской истории. В этом случае не приходилось говорить о развитости линейного мышления.
С учетом недостаточности знаний студентов в области истории было принято решение о локализации периода изучения, материал для исследования стал предельно конкретизироваться, а тема связываться с историей, которую в силу специфики явления русского зарубежья принялись изучать дополнительно в рамках спецсеминарских практикумов.
Этот опыт использовался при конструировании магистерской выпускной работы для студентки, которая ранее не изучала творчество Алданова. Магистерская работа по теме «Литературно-критическая деятельность М.А.Алданова» отразила деятельность Марка Алданова в журнале «Современные записки» и газете «Сегодня». Магистрантка воспользовалась библиографическим указателем, а также указателями по периодике русского зарубежья, изучила ресурсы сайта http://www.emigrantika.ru/ (собрание журнала «Современные записки»), Латвийской национальной цифровой библиотеки (http: //www.periodika.lv/
periodika2/p#periodicalitems;periodicalId= 145934083154218831885119996092170058541) и Электронную коллекцию Латвийской национальной библиотеки (http://www.theeuropeanlibrary.org/tel4/newspapers/title/
1 Бондарец А.И. Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой в художественном восприятии М.А.Алданова // Тезисы докладов аспирантов, соискателей, студентов. XIII научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ. Великий Новгород, 2006. С. 37-39; Жильцова Е.А. «.. .В систему его не приведешь. Он и слишком огромен, и слишком изменчив»: Алданов о Толстом // Материалы докладов аспирантов, соискателей, студентов. Ч. 1. XX научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ. Великий Новгород, 2013. С. 5-6; Степанова М.В. Пушкинская тема в литературной критике и очерках М.А.Алданова // Материалы докладов студентов. Ч. 1. XXII научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ. Великий Новгород, 2015. С. 58-60; Степанова М.В. Литературно-критические публикации М.А.Алданова в газете «Сегодня» [Электр. ресурс] // Материалы Международного молодежного научного форума «Л0М0Н0С0В-2016» / Отв. ред. И.А.Алешковский, А.В.Андриянов, Е.А.Антипов. М.: МАКС Пресс, 2016. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
3000059914826?hp=1&page=3&query). Из корпуса журналов «Современных записок» и газеты «Сегодня», где более всего представлено литературно-критическое творчество Алданова, она выбрала публикации, в которых писали об Алданове, и литературную критику, созданную им самим.
Отметим, что сканированные копии газеты «Сегодня», размещенные на латвийских ресурсах, отображают публикации Алданова с «дореволюционной» орфографией и пунктуацией, поэтому студентка не только осуществляла их выборку, но и копировала, а затем переводила эти публикации (несколько десятков статей, рецензий, обзоров) в современную орфографию и пунктуацию. Дидактический и просветительский аспекты обучения актуализировались благодаря тому, что она читала статьи Алданова в контексте других статей, посвященных новостям политической, экономической и культурной жизни зарубежья, Прибалтики и Европы в целом. Подобное погружение в атмосферу русского зарубежья дополнительно мотивировало студентку. Как следствие, ей удалось принять участие в нескольких научных конференциях, написать статьи, в том числе в соавторстве с руководителем2 [6]. Как результат, она рассмотрела литературно-критические статьи, очерки и рецензии Алданова, опубликованные в парижском журнале «Современные Записки», дала характеристику Алданову-критику в рижской газете «Сегодня», успешно защитила выпускную квалификационную работу.
Более того, одна публикация, сделанная совместно с руководителем [6], стала основой главы в монографии по творчеству Алданова, а именно части третьей «Рецепция М.Ю.Лермонтова в творчестве Алданова» [7, с. 37-44].
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.04.01 Филология содержит требования к профессиональным компетенциям: владение навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации; подготовки и редактирования научных публикаций. Продемонстрированные магистранткой результаты явились подтверждением того, что эти компетенции достигнуты, на защите итоговой аттестационной работы комиссия рекомендовала выпускнице поступить в аспирантуру.
Впрочем, одна диссертационная работа, подготовленная специалистом, написавшем ранее выпускную квалификационную работу по творчеству И.А.Бунина, к этому времени уже состоялась3. Специфика ее была в сравнительной характеристике, в рассмотрении отношения к русской классике двух повлиявших на творчество друг друга писателей — Бунина и Алданова. Использованный принцип сравнительного литературоведения оказался полезен для выхода из узких рамок линейного мышления, как следствие, аспирантка проявила больше самостоятельности и активности, чем при работе по локальной бунинской теме.
Творчество Алданова не было предметом отдельного рассмотрения, тем не менее всю подготовительную работу, поиск источников, исследовательской литературы аспирантка провела с учетом опыта библиографического указателя по Алданову. Более того, вступив в переписку с алдановедами, библиотеками вузов и научных центров, она смогла существенно дополнить указатель новой информацией.
Вместе с тем работа по изучению творчества Алданова оказалась востребованной даже при подготовке школьников, проявивших интерес к филологическим исследованиям. Преподаватели Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого в течение 20 лет выступали в качестве руководителей исследовательских работ старшеклассников школ и гимназий Великого Новгорода. Фактически в рамках деятельности Научного общества учащихся Великого Новгорода осуществлялась подготовка юных исследователей в разных областях науки, в том числе по литературоведению. Векторы вузовских преподавателей и учащихся образовательных учреждений Великого Новгорода совпадали: педагог высшей школы проводил профориентационную работу, а ученик реализовывал «индивидуальный проект», который в 2010-е годы было необходимо выполнить по требованию государственного стандарта [8].
В 2015 г. школьница 11 класса изъявила желание работать над темой, которая была бы связана с творчеством Ф.М.Достоевского, но в тоже время выходила за пределы школьной программы. Ей был предложен вариант темы, которая, с одной стороны, была намечена в ранее опубликованных статьях алдановедов, с другой стороны, могла бы опереться на опыт выпускных работ студентов НовГУ, а также на сведения постоянно обновлявшейся электронной версии библиографического указателя. Ею был не только прочитан роман Алданова, но и проанализирована научная литература, а также прочитаны дипломные работы студентов НовГУ. В исследовании школьницы выполнялись 3 задачи: изучить опыт литературоведов, анализирующих мотивы Достоевского в творчестве Марка Алданова; выяснить специфику отношения Марка Алданова к мировоззрению Достоевского; дать характеристику образам персонажей в романе «Начало конца» с
2 Степанова М.В., Шадурский В.В. Публикации Марка Алданова в журнале «Современные записки» (отдел «Критика и библиография») // Вестник НовГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2015. № 4(87). С. 88-92; Степанова М.В., Шадурский В.В. Тема А.С.Пушкина в критике и публицистике М.А.Алданова [Электр. ресурс] // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2015. № 2. URL: http://www.novsu.ru/file/1166000 (дата обращения: 10.08.2019); Степанова М.В., Шадурский В.В. А.И.Герцен в восприятии Марка Алданова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016. № 5(14). С. 57-67.
3 Жильцова Е.А. Русская классическая литература в восприятии И.А.Бунина и М.А.Алданова: дис. ... канд. филол. наук 10.01.01. Великий Новгород, 2013. 195 с.
учетом отношения Алданова к Достоевскому. В результате с написанием работы по теме «Мотивы "Преступления и наказания" Ф.М.Достоевского в романе М.А.Алданова "Начало конца"» школьница справилась на достойном уровне.
Следует отметить, что эта учебная исследовательская работа была выполнена самостоятельно, в чем проявились и положительные и отрицательные стороны. Методически школьница была обеспечена: в ее распоряжении был шаблон структуры исследовательской работы, проведены консультации по определению цели, задач, актуальности, структурированию проекта, был предложен библиографический указатель, корпус научных текстов и собрание сочинений Алданова. Однако времени на очные встречи и дистанционные контакты оказалось мало, самостоятельное постижение всех аспектов темы не смогло школьницу вывести на какие-то серьезные результаты. Самыми серьезными проблемами оказались не только отсутствие знаний по литературе русского зарубежья, отсутствие понимания многих исторических процессов XX в., духовных проблем человека этой эпох, сколько невозможность переключить мышление на нелинейный уровень. Очевидно, что методические приемы, которые бы помогли ускорить получение знаний и погружение в контекст, могли достичь положительного эффекта в том случае, если бы получение исследовательских навыков сопровождалось с учебным процессом, который реализовывался бы не в индивидуальной форме, а в микрогруппе, с небольшими лекциями, видеоматериалами по тематике русской эмиграции и значению русской классической литературы в судьбах человека XX в. К сожалению, старательная школьница не смогла выйти на уровень нелинейного мышления, возможность сравнительного литературоведения оказалась не использованной. В итоге на защите исследовательского проекта школьница не смогла получить высокие баллы, чтобы претендовать на награды и публикацию.
Вместе с тем важно понять, что старшеклассница была достаточно мотивирована, чтобы не только прочесть тексты, выходящие за школьную программу, но и написать собственное исследование, завершить проект, доведя его до защиты на конференции Научного общества учащихся.
Многолетний руководитель лаборатории литературного образования ИСМО РАО Б.А.Ланин, разбираясь в мотивации чтения и осознавая роль современного юного читателя, писал о разработанном в его лаборатории понятии читателецентризма и о факторах, определяющих читательскую активность ученика:
«К безусловным факторам относятся:
1) сотворческая активность читателя в процессе чтения;
2) психологическая активирующая роль литературы;
3) личностная обращенность литературного текста;
К условным можно отнести:
1) «интересность» читаемого текста;
2) степень принужденности читателя к прочтению. Так как круг чтения ученика предопределен достаточно насыщенной программой, его творческая активность ограничена восприятием и интерпретацией.
3) литературная квалификация читателя, его осведомленность в условных формах искусства» [9, с. 60].
В читательской активности многих воспитанников Научного общества учащихся как раз обнаруживались все безусловные факторы, которые отличали их от сверстников, но из условных факторов даже этой категории учеников, мотивированных не только на чтение, но и на исследование, не хватало «литературной квалификации читателя». Это квалификация, на наш взгляд, может быть связана с развитием «нелинейного», системного мышления, ведь именно «прямолинейность школьников в эстетических оценках, их объективная психологическая незрелость и невозможность осознания определенных авторских переживаний затрудняет процесс "сотворчества"» [10, с. 127].
Б.А.Ланин объяснял, как читателецентризм учитывался при выборе произведений для составления школьных учебников. Составители современных учебников по литературе обращали внимание на возрастные особенности учащихся, на их интересы, актуализировали принципы литературного образования, которые были сформулированы известным методистом Н.Д.Молдавской: «По сути, литературное развитие ребенка — лишь функция от его личного развития. Молдавская выделяла три составляющих: 1) жизненный (в том числе и литературный) опыт, который становится основой для опыта переживаний, 2) художественные впечатления и "научно-теоретические знания"» [9, с. 55].
Необходимость личного развития школьника 16—17 лет, безусловно, оказывается важной задачей. Но выполнять ее необходимо деликатно. Прямой дидактичностью, назидательностью, утилитарностью (необходимостью сдачи ЕГЭ) мотивацию юного читателя не сформировать. Юный читатель отвергает то, что ему тяжело, что не понятно, что для него не современно. Он мало читает, потому что чтение обязывает тратить на себя много времени, оно не престижно у современников, быстрый интернет заменяет оперативную и долгосрочную память, создавая иллюзию ненужности литературной памяти и литературного образования. Задача для более зрелых поколений еще более осложнилась: нужно не только подготовить квалифицированного читателя, необходимо превратить его в исследователя, в будущего педагога в условиях, когда престиж писателя и словесного творчества потерян, когда литература перестала быть профессиональной и по сути превратилась в развлечение любителей. Один из вариантов в решении этой проблемы не в пресловутом увеличении часов на изучение литературы, а на включение в литературное образование психологов и вузовских преподавателей, в изменении характера мышления, в обучении нелинейному мышлению. Именно потому Е.А.Самойлова как вариант обучению нелинейному мышлению предлагает рассмотреть «возможности внедрения основ методологии современной компаративистики в практику преподавания литературы в школе» [10, с. 125].
Опыт лаборатории литературного образования ИСМО РАО очень важен, потому что показывает, как методисты пытались сократить дистанцию между школьной программой по литературе и литературными интересами учеников, между требованиями государства и приоритетами личности. Сокращение дистанции необходимо и сейчас, потому что личность юного читателя в большей степени подвергается индивидуализации, оказывается во власти цифровизации, идеологии потребления.
Именно по этой причине есть необходимость воспитания квалифицированного читателя — как на школьной скамье, так и в вузе, — который смог бы, ориентируясь на высокий уровень классической литературы, получать представление о развитиях ее традиций, о необходимости их познания и применения в культурной жизни. Опыт исследования творчества Марка Алданова показывает насколько важно человеку быть зрелой личностью, не потерять своего достоинства во время испытаний (болезни, революции, эмиграции, войны, катастрофы). Изучая творчество Алданова с учащимися разных возрастными категорий, мы развиваем не только интерес к чтению и исследованиям, но и обращаем внимание на человековедение этого писателя. Осознаем, как особенности его мировоззрения и творческие установки, рассудительность и снисходительность, высокая культура помогают личности приобретать автономность, сохранять собственную ценность и в тоже время быть ответственным гражданином, человеком, социализированным в обществе.
1. Cristesco D. Bibliographie des œuvres de Marc Aldanov / Établie par D. et H.Cristesco; sous la direction de T.Ossorguine; introduction de Marc Slonim. Paris, Inst. d' etudes slaves, 1976. XIII, 87 p.
2. Шадурский В.В. Об изучении творчества Марка Алданова // Вестник НовГУ. Сер. Гуманитарные науки. Великий Новгород, 2005. № 33. С. 72-76.
3. В.В.Набоков: Библиографический указатель / Автор-составитель Г.Г.Мартынов; вступ. ст. В.П.Старка. СПб.: Фолио-Пресс, 2001. 496 с.
4. Мартынов Г.Г. В.В.Набоков: Библиографический указатель произведений и литературы о нем, опубликованных в России и государствах бывшего СССР (1920—2006). СПб.: Альфарет, 2007. 508 с.
5. Зайцева О.В. Новый библиографический указатель литературы о жизни и творчестве М.А.Алданова // Тезисы докладов аспирантов, соискателей, студентов. XV научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ. Великий Новгород, 2009. С. 64-66.
6. Степанова М.В., Шадурский В.В. В ожидании чуда: М.А.Алданов и Г.В.Адамович о Лермонтове // Вестник НовГУ. Сер. Гуманитарные науки, 2014. № 83(Ч. 1). С. 42-46.
7. Шадурский В. Марк Алданов — комментатор русской классики. Великий Новгород: НовГУ, 2016. 111 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2014. 63 с.
9. Ланин Б.А. Методика преподавания литературы: история и современность // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 1(47). С. 53-66.
10. Самойлова Е.А. Методика изучения литературы в школе в контексте проблем методологии современной компаративистики [Электр. ресурс] // Проблемы современного образования. 2016. № 6. С. 125-132. URL: http://pmedu.ru/images/pso2016-6/125-132.pdf (дата обращения: 10.08.2019).
References
1. Cristesco D. Bibliographie des œuvres de Marc Aldanov / Établie par D. et H.Cristesco; sous la direction de T.Ossorguine; introduction de Marc Slonim. Paris, Inst. d' etudes slaves Publ., 1976. XIII, 87 p.
2. Shadursky V.V. Ob izuchenii tvorchestva Marka Aldanova [On the study of the Mark Aldanov's work]. Vestnik of NovSU, ser. Liberal Sciences, 2005, no. 33, pp. 72-76. (In Russian.)
3. Martynov G.G., comp. V.V.Nabokov: Bibliograficheskiy ukazatel' [V.V.Nabokov: Bibliographical index]. Saint Petersburg, Folio-Press Publ., 2001. 496 p. (In Russian.).
4. Martynov G.G. V.V.Nabokov: Bibliograficheskiy ukazatel' proizvedeniy i literatury o nem, opublikovannykh v Rossii i gosudarstvakh byvshego SSSR (1920—2006) [V.V.Nabokov: Bibliographical index of works and secondary literature published in Russia and the states of the former USSR (1920—2006)]. Saint Petersburg, Al'faret Publ., 2007. 508 p. (In Russian.)
5. Zaytseva O.V. Novyy bibliograficheskiy ukazatel' literatury o zhizni i tvorchestve M.A.Aldanova [A new bibliographic index of secondary literature on M.A.Aldanov's life and work]. Proc. of "XV nauchnaya konferentsiya prepodavateley, aspirantov i studentov NovGU". Velikiy Novgorod, 2009, pp. 64-66. (In Russian.)
6. Stepanova M.V., Shadursky V.V. V ozhidanii chuda: M.A.Aldanov i G.V.Adamovich o Lermontove [Waiting for a miracle: M.A.Aldanov and G.V.Adamovich about Lermontov]. Vestnik of NovSU, Ser. Liberal Sciences, 2014, № 83(p. 1), pp. 42-46. (In Russian.)
7. Shadursky V. Mark Aldanov — kommentator russkoy klassiki [Mark Aldanov — commentator on Russian classics]. Velikiy Novgorod, NovSU Publ., 2016. 111 p. (In Russian.)
8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of secondary (complete) general education]. Moscow, Education Publ., 2014. 63 p. (In Russian.)
9. Lanin B.A. Metodika prepodavaniya literatury: Istoriya i sovremennost' [Methods of teaching literature: now and then]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2018, vol. 2, no. 1(47), pp. 53-66. (In Russian.)
10. Samoylova Ye.A. Metodika izucheniya literatury v shkole v kontekste problem metodologii sovremennoy komparativistiki [The methods of literature teaching at school in the framework of modern comparative methodology]. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2016, no. 6, pp. 125-132. Availiable at: http://pmedu.ru/images/pso2016-6/125-132.pdf (accessed: 10.08.2019) (In Russian.).
Shadursky V.V.Methodical aspects of the organization of studying Mark Aldanov's works at school and university. This paper explores the methodological aspects of studying Mark Aldanov's works. Students of Novgorod State University and students of one of the secondary schools in Velikiy Novgorod participated in the research. The main focus of the study is motivation of young researchers as well as issues associated with the study of Russian emigré literature and the work of Mark Aldanov in particular. In the course of the study, students compiled a reference list that will be used as a basis for new students' qualifying papers. Having organised work at two different educational levels, the author managed to identify both problems and prospects. Students presented their reports at research conferences and published papers in the journals. The findings of the research are used for effective teaching of bachelors, for publication of monographs as well as in the course of preparation of a doctoral thesis on the study of the work of Mark Aldanov.
Keywords: methodology, research work, comparative literature study, Mark Aldanov, Russian Emigration Literature.
Сведения об авторе. Владимир Вячеславович Шадурский — кандидат филологических наук, доцент; НовГУ имени Ярослава Мудрого, кафедра филологии; shadvlad@mail.ru.
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.11.2019. Принята к публикации 30.11.2019.