МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫХ ГЕЛЬМИНТОЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)
Ромашов Б.В. *, Ромашова Н.Б. *, Галюзина Н.А. **
*Воронежский государственный природный биосферный заповедник **Воронежский государственный аграрный университет
По материалам многолетних гельминтологических исследований на территории Воронежской области из числа природно-очаговых гельминтозов к наиболее значимым относятся описторхидозы (описторхоз, псевдамфистомоз, меторхоз) и трихинеллез. Данные гельминтозы устойчиво циркулируют в природных экосистемах [1, 2]. В контексте настоящих исследований важным результатом является разработка системы и методов мониторинга описторхидозов и трихинеллеза в условиях Воронежской области. На данном этапе нами выполнены следующие основополагающие шаги: исследована фауна и эколого-биологические особенности возбудителей этих инвазий, оценена роль отдельных биотических компонентов в циркуляции очагов описторхидозов и трихинеллеза на территории области, определена география очагов и произведена их экологическая классификация. Эти результаты позволили представить современную эпизоотологическую картину циркуляции данных гельминтозов в условиях Воронежской области. Ниже представляем наиболее значимые этапы и ключевые звенья в ходе индикационных и мониторинговых исследований.
Очаги трематод-описторхид, с учетом их структурированности и биогеоценотической системы интеграции, тесно связаны с пресноводными экосистемами и их биотической компонентой. На первом этапе необходима номинальная регистрация очагов описторхид на конкретных территориях (акваториях), что предполагает исследование определенной выборки карповых рыб. Как следует из наших данных, к таким видам рыб в условиях бассейна Верхнего Дона относятся: плотва, уклея и красноперка.
Следовательно, на этом этапе исследований, во-первых, мы получаем ответ на вопрос: имеются ли на данной территории возбудители (очаг) описторхидозов, во-вторых, учитываются предварительные сведения по количественным параметрам зараженности рыб метацеркариями описторхид (индексы встречаемости и обилия) и их фауне. В этой связи изучение основного звена паразитарной системы на пути к дефинитивному хозяину позволяет подойти к оценке и рассмотрению экологических аспектов очаговости описторхид. Подобные подходы являются одним из неотъемлемых методологических условий в ходе проведения мониторинговых исследований. В дальнейшем, более глубокие и разнообразные исследования карповых рыб, как важнейшего эпидемиологического и эпизоотологического звена, позволяют рассчитывать, соответственно, уровни эпидемиологического и эпизоотологического рисков в очагах этой инвазии.
418
Другим неотъемлемым звеном в жизненном цикле описторхид являются - моллюски-битинииды. От их репродуктивного потенциала как первых промежуточных хозяев зависят уровни инвазированности рыб метацеркариями паразитов. Результаты исследований моллюсков позволяют оценивать их репродуктивные возможности в отношении личиночных форм описторхид. Относительные величины зараженности моллюсков являются условной мерой, характеризующей инвазионный потенциал водных экосистем. С точки зрения мониторинга описторхидозов необходимость исследования моллюсков будет обусловливаться результатами исследований фоновых видов карповых рыб. Следует отметить, что при проведении мониторинговых исследований существенное значение имеют технические моменты - трудоемкость в сборе материала (промежуточных хозяев) и его последующем исследовании и временные затраты на выполнение этих работ. С учетом данных замечаний мы отдаем предпочтение карповым видам рыб.
Третьим звеном в индикации очагов описторхидозов является выявление и количественная оценка дефинитивной компоненты в жизненном цикле описторхид в данных экологических условиях. В соответствии с особенностями онтогенетической и пространственной структуры популяций описторхид установлено, что имагинальная популяция занимает наибольшую территорию. Отсюда, регистрация зараженных дефинитивных хозяев не предполагает однозначного положительного ответа, а может рассматриваться как предположение о возможном существовании на этой территории очага. Из числа дефинитивных хозяев для индикации очагов описторхидозов необходимо использовать результаты гельминтологических исследований домашних кошек, «обитающих» вблизи пресноводных водоемов.
Мониторинг трихинеллеза, как система индикации и контроля эпизоотической и эпидемической ситуаций, базируется также на результатах эколого-биологических исследований. На этой основе разрабатывается соответствующая стратегия и методика проведения мониторинговых исследований. Принимая во внимание особенности жизненного цикла и результаты гельминтологических исследований, мы предлагаем для регистрации трихинеллеза и индикации очагов этой инвазии на территории европейской части Центральной России (включая Воронежскую область) использовать в качестве животного-индикатора обыкновенную лисицу. С другой стороны лисица может также служить ключевым звеном для изучения современной эпизоотологической ситуации на исследуемых территориях и их оценки с точки зрения запасов инвазионного начала и соответствующих рисков (эпидемиологического и эпизоотологического) по трихинеллезу.
В настоящее время лисица является наиболее многочисленным видов из числа хищных млекопитающих и относится к основному охотничьему объекту в Центральной России. Поэтому, при согласовании с соответствующими государственными структурами, контролирующими ведение охотничьего хозяйства, не должно возникать проблем, связанных с получением материалов для индикации и мониторинга трихинеллеза.
419
С другой стороны важным методическим аспектом мониторинга трихинеллеза является определение количества исследуемых животных-хозяев. При этом необходимо учитывать, чтобы размер исследуемой выборки хозяев должен быть репрезентативным. Из специальной литературы известно, что при сборе паразитологических материалов вопрос о достаточности размера исследуемой выборки хозяина определяется, прежде всего, частотой встречаемости паразитических организмов. В соответствии со статистическими требованиями поисковые работы должны постоянно сопровождаться определением минимального размера выборки [3]. С учетом данных рекомендаций и опираясь на уже имеющиеся результаты, мы считаем, что минимальная выборка хозяина (лисицы), с целью проведения мониторинговых исследований на трихинеллез, должна составлять 25 особей. Данные исследования должны осуществляться с учетом того, что трихинеллез приурочен к лесным экосистемам. Так для Воронежской области характерны островные леса. Следовательно, необходимая выборка в качестве единого исследовательского объекта берется как в условиях отдельных лесных массивов, так и сопредельных территорий, например, нескольких районов области. При анализе данных необходимо также учитывать результаты трихинеллоскопии домашних и диких животных, производимых в рамках ветеринарно-санитарной экспертизы животного сырья.
Таким образом, мониторинговые исследования необходимо рассматривать как своеобразный итог изучения экологических и эпизоотологических проблем природно-очаговых гельминтозов в условиях конкретных территорий. Важным прикладным аспектом данных исследований является разработка экологических основ профилактики этих инвазий.
Литература: 1. Ромашов Б.В., Ромашов В.А., Семенов В.А.,
Филимонова Л.В. Описторхоз в бассейне Верхнего Дона (Воронежская область): фауна описторхид, эколого-биологические закономерности
циркуляции и очаговость описторхидозов. - Воронеж: Воронежский
государственный университет, 2005. - 201 с. 2. Ромашов Б.В., Василенко В.В., Рогов М.В. Трихинеллез в Центральном Черноземье (Воронежская область): экология и биология трихинелл, эпизоотология, профилактика и мониторинг трихинеллеза. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. -181 с.
3. Федоров К.П., Ласкин Б.Ф. Автоматизированная обработка гельминтологических материалов - Новосибирск: Наука, 1980. - 96 с.
Monitoring methodical aspects of the natural-focal helminthoses (at the example of the Voronezh Region). Romashov B.V., Romashova N.B, Galuzina N.A. Voronezh State Natural Biosphere Reservation. Voronezh State Agrarian University.
Summary. One discussed the different approaches in prophylaxis of Opisthorchidae and Trichinella spp. infections in the Voronezh Region.
420