Научная статья на тему 'Методические аспекты комплексной оценки функционирования внутренней инфраструктуры производственно-предпринимательской деятельности'

Методические аспекты комплексной оценки функционирования внутренней инфраструктуры производственно-предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / AN INTERNAL INFRASTRUCTURE / TRANSACTION COSTS / A COMPLEX ESTIMATION / A QUANTITATIVE ESTIMATION / QUALITY STANDARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялова Лилия Владимировна

Одним из актуальных и недостаточно изученных в научной литературе вопросов является разработка методики оценки функционирования внутренней инфраструктуры производственного предприятия. Предпринята попытка обоснования алгоритма расчета комплексной оценки инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности на основе использования качественных и количественных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Завьялова Лилия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF THE COMPLEX ESTIMATION OF FUNCTIONING OF THE INTERNAL INFRASTRUCTURE OF INDUSTRIAL-ENTERPRISE ACTIVITY

One of actual and not enough the questions studied in the scientific literature are working out of a technique of an estimation of functioning of an internal infrastructure of manufacturing enterprise. In given article attempt of a substantiation of algorithm of calculation of a complex estimation of infrastructural maintenance of enterprise activity on the basis of use qualitative and quantity indicators is undertaken.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты комплексной оценки функционирования внутренней инфраструктуры производственно-предпринимательской деятельности»

УДК 658

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

METHODICAL ASPECTS OF THE COMPLEX ESTIMATION OF FUNCTIONING OF THE INTERNAL INFRASTRUCTURE OF INDUSTRIAL-ENTERPRISE ACTIVITY

Л.В. Завьялова L.V. Zavjalova

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Одним из актуальных и недостаточно изученных в научной литературе вопросов является разработка методики оценки функционирования внутренней инфраструктуры производственного предприятия. Предпринята попытка обоснования алгоритма расчета комплексной оценки инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности на основе использования качественных и количественных показателей.

One of actual and not enough the questions studied in the scientific literature are working out of a technique of an estimation of functioning of an internal infrastructure of manufacturing enterprise. In given article attempt of a substantiation of algorithm of calculation of a complex estimation of infrastructural maintenance of enterprise activity on the basis of use qualitative and quantity indicators is undertaken.

Ключевые слова: внутренняя инфраструктура, трансакционные издержки, комплексная оценка, количественная оценка, качественная оценка.

Key words: an internal infrastructure, transaction costs, a complex estimation, a quantitative estimation, quality standard.

Эффективное и устойчивое развитие предпринимательской деятельности невозможно без формирования соответствующей внутренней инфраструктуры, которая является необходимой составной частью общего устройства предприятия, носит подчиненный вспомогательный характер и обеспечивает нормальную хозяйственную деятельность коммерческой организации. Эффективное управление процессом функционирования внутренней инфраструктуры производственно-предпринимательской деятельности невозможно без комплексной оценки ее результативности. К сожалению, в специальной литературе исследуются вопросы оценки эффективности внешнего инфраструктурного обеспечения на мезо- и макроуровнях, не уделяя должного внимания разработке методик измерения результата функционирования внутренней инфраструктуры хозяйствующего субъекта.

Выявить результативность внутреннего инфраструктурного обеспечения производственно-предпринимательской деятельности, по мнению автора, возможно при решении двух взаимосвязанных задач:

• необходимо определить исходные показатели, отражающие процесс и результат инфраструктурного обеспечения;

• необходимо выбрать и обосновать инструментарий оценки результативности инфраструктурного обеспечения.

Для разработки методики оценки необходимо функционирование внутренней инфраструктуры хозяйствующего субъекта рассматривать в двух аспектах: с точки зрения процесса и с точки зрения результата. Кроме того, нужно учесть, что оценка может носить как количественный, так и качественный характер.

Измерение процесса инфраструктурного обеспечения можно осуществлять на основе расчета трансакционных издержек, что способствует определению количественной оценки. В настоящее время методика измерения трансакционных издержек процесса внутрифирменного инфраструктурного обеспечения мало изучена. Проанализировав и обобщив наработки таких специалистов, как Н.В. Каленская [1] и М.Н. Юденко [2], автор предлагает трансакционные затраты, связанные с исследуемым процессом, сгруппировать следующим образом:

• издержки на информационное обеспечение;

• издержки на организационно-институциональное обеспечение;

© Л.В. Завьялова, 2011

• издержки на инфраструктурное обеспечение.

В целом расчет величины трансакционных затрат предполагает суммирование издержек по каждому выделенному классу по формуле:

ТАИвио = Иио + Иоио + Иифо + Иско, (1)

где ТАИвио - трансакционные издержки внутреннего инфраструктурного обеспечения; Иио -издержки на информационное обеспечение; Иоио - издержки на организационно-институциональное обеспечение; Иифо - издержки на инфраструктурное обеспечение; Иско - издержки на социально-культурное обеспечение.

Для расчета выделенных групп издержек предлагается следующий алгоритм. Определение величины издержек на информационное обеспечение (Иио) осуществляется на основе следующей формулы:

И = З + З + З + З + З (2)

Х1ио -'ки ' -'пви ' -'иир ' -'ит ' срэот? \^/

где Зки - затраты на анализ качественного состава информации; Зпви - затраты на приобретение внешней информации; Зиир - затраты на использование интернет-ресурсов; Зит - затраты на информационные технологии; Зсрэот -затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию оргтехники.

В свою очередь затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию оргтехники (Зсрэот) могут определяться по следующей формуле:

З = З + З + З (3)

срэот -'ао ' -'р ' прм?

где Зао - затраты на амортизацию оргтехники; Зр - затраты на ремонт (модернизацию, реконструкцию и пр.) оргтехники; Зпрм - затраты на приобретение расходных материалов.

Издержки на организационно-институциональное обеспечение (Иоио) рассчитываются по формуле:

Иоио Зот + Зсв + Зобл + Зокр + Змп + Зеп + Зс^ (4)

где Зот - затраты на оплату труда (оплата отпускных) работников инфраструктурных подразделений организации; Зсв - затраты на страховые взносы с заработной платы работников инфраструктурных подразделений организации; Зобл - затраты на оплату больничных листов работникам инфраструктурных подразделений за счет средств организации; Зокр - затраты на оплату командировочных расходов работникам инфраструктурных подразделений за счет средств организации; Змп -затраты на выплату материальной помощи работникам инфраструктурных подразделений организации; Зеп - затраты на выплату единовременных поощрений работникам инфраструктурных подразделений организации из

фонда потребления или чистой прибыли организации; Зсп - затраты на социальный пакет, предоставляемый работникам инфраструктурных подразделений организации.

Следует уточнить, что затраты на социальный пакет, представленные в формуле (4), включают компенсационный и мотивационный подвиды социального пакета. При этом автор под компенсационным пакетом понимает расходы, которые несет предприниматель для возврата личных средств работника, затрачиваемых им во время исполнения должностных обязанностей. Это, например, такие возвратные выплаты, как оплата мобильной связи, компенсация бензина и амортизации при использовании личного автомобиля, оплата (покупка) жилья для работника, место работы которого находится в другом населенном пункте. Набор этих расходов является произвольным и зависит от уровня развития компании. Мотивационный пакет включает дополнительные расходы предпринимателя, связанные с заботой о жизни и здоровье наемных работников, обеспечении его отдыха и развлечений и направлен на формирование лояльности работников. Сюда можно отнести медицинскую страховку, корпоративный транспорт, оплату обучения детей работников компании, оплату детских садов и яслей, тренажерных залов и бассейнов, бесплатное питание в офисе, льготные путевки для сотрудников и их детей, негосударственное пенсионное страхование и другие.

Издержки на инфраструктурное обеспечение (Иифо) определяются следующим образом:

И = З + З + З + З + З +

** ифо '-'ми 1 -^ниокр 1 -^пт 1 ^р 1 пр 1

+ Зх + Зпир + Зтз + Зхн + Зпобэд-> (5)

где Зми - затраты на проведение маркетинговых исследований; Зниокр - затраты на научноисследовательские и опытно-конструкторские разработки; Зпт - затраты на продвижение товара; Зр - затраты на рекламу; Зпр - представительские расходы; Зх - складские расходы; Зпир - затраты на претензионно-исковую работу; Зтз - транспортно-заготовительные расходы; Зхн - затраты на хознужды; Зпобэд - затраты на программное обеспечение бухгалтерско-экономической деятельности организации.

Издержки на социально-культурное обеспечение (Иско) можно рассчитать следующим образом:

Иско Зркк + Зор, (6)

где Зркк - затраты на развитие корпоративной культуры; Зор - затраты на обучение персонала.

Затраты на развитие корпоративной культуры могут включать разнообразные виды рас-

ходов. Например, выделение и награждение сотрудников ценными подарками, присвоение разнообразных грейдов и воздание почестей, совместное проведение различных тематических мероприятий, в том числе экскурсионнопознавательных и спортивно-оздоровительных, проведение совместного досуга и отдыха сотрудников и прочее.

Обучение за счет работодателя тоже принимает разные формы. Это может быть предоставление беспроцентного кредита на обучение, частичная или полная оплата обучения, оплата семинаров и курсов.

Для проведения данных расчетов необходимо обеспечить соответствующую аналитическую группировку оперативных данных хозяйствующего субъекта в разрезе представленных выше показателей. Эта группировка может быть сформирована в рабочем плане счетов хозяйствующего субъекта через введение соответствующих субсчетов и аналитических счетов.

По мнению автора, необходимо рассчитывать и анализировать не только величину трансакционных издержек за анализируемый период, но и формировать временной ряд данных показателей. Анализ динамики статистических данных позволит определить закономерности и своевременно выявить негативные отклонения. Кроме того, при трансформации модели внутреннего инфраструктурного обеспечения накопленные статистические сведения позволят определить эффект от проведенной модернизации. Для этого необходимо сопоставить данные о величине трансакционных издержек на инфраструктурное обеспечение производственно-предпринимательской деятельности после изменения архитектурной модели и до ее совершенствования по формуле:

ДТАИ = ТАИ,1 - ТАИо, (7)

где ДТАИ - дополнительная прибыль за счет экономии трансакционных издержек; ТАИг -величина трансакционных издержек после изменения архитектуры внутреннего инфраструктурного обеспечения; ТАИо - величина трансакционных издержек после изменения архитектуры внутреннего инфраструктурного обеспечения.

Отрицательная разница, полученная по расчетам на основе представленной выше формулы, означает экономию трансакционных затрат и соответственно увеличение прибыли организации. Положительное значение данного расчета свидетельствует о повышении затрат и снижении общей прибыли организации. Целесообразной является трансформация, приво-

дящая к экономии общей величины трансакционных издержек. Увеличение трансакционных затрат может быть оправдано только при условии более высокого темпа роста объемов реализации продукции (работ, услуг) и рентабельности деятельности хозяйствующего субъекта.

Предложенные выше показатели оценки уровня трансакционных затрат измеряются в абсолютных величинах, поэтому подвержены влиянию инфляции. С целью нивелирования инфляционных колебаний целесообразно в расчет включить систему показателей рентабельности исследуемых трансакционных затрат.

Общая рентабельность трансакционных издержек на инфраструктурное обеспечение (РТАИ) при существующей архитектурной модели можно рассчитать по следующей формуле:

ФРс

(8)

ТАИ

где ФРс - сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продажи товаров, продукции, работ и услуг.

Для исследования влияния отдельных инфраструктурных элементов необходимо дополнительно рассчитать частные показатели рентабельности трансакционных затрат в разрезе представленных выше их классификационных групп. Так, рентабельность издержек на информационное обеспечение производственного процесса (Риио) определяем по формуле:

ФРС

Ри = ^—, (9)

ио И

ио

где Иио - издержки на информационное обеспечение.

Рентабельность издержек на организационно-институциональное обеспечение (Риоио) рассчитывается по следующей формуле:

ФРС

Ри = ^±_ (10)

оио И

оио

где Иоио - издержки на организационно-институциональное обеспечение.

Показатель рентабельности издержек на инфраструктурное обеспечение (Риифо) можно определить на основе следующего расчета:

ФРс

(11)

Риифо =

И

ифо

где Иифо - издержки на инфраструктурное обеспечение.

Для расчета рентабельности издержек на социально-культурное обеспечение предпринимательской деятельности (Риско) применяется формула:

ФРС

Рисо = ~ИТ, (12)

где Иско - издержки на социально-культурное обеспечение предпринимательской деятельности.

Показатели рентабельности трансакционных издержек должны определяться как за отчетный период, формируя статичные данные, так и рассчитываться за смежные отчетные периоды для построения динамических рядов и определения трендовых зависимостей.

Результат функционирования внутренней инфраструктуры производственной компании сложно оценить в рамках классического подхода, так как для результата наиболее значимыми являются субъективные качественные параметры. В этой связи автор считает целесообразным использовать качественную и количественную оценки.

Качественная оценка результативности функционирования внутренней инфраструктуры предполагает две формы: лингвистическую и количественную. «В первом случае качество определяют словами: например, "качество высокое", "среднее", "низкое" и т. д. Во втором

случае качество оценивают по некоторой условной шкале числом к (0 < к < м, где м - высший балл в числовой оценке качества)» [3]. Автор предлагает осуществлять качественную оценку инфраструктурных услуг для обеспечения производственно-предпринимательской деятельности на основе лингвистической шкалы, в которой предусмотрены следующие уровни: «очень высокое качество», «высокое качество», «средний уровень качества», «низкое качество», «некачественное (отсутствие качества)». Оценку качества должны производить эксперты. При этом лингвистические оценки предлагается строить на основе экспертных количественных оценок, построенных по пятибалльной шкале. Пятибалльная система достаточно привычна российским экспертам и обеспечивает возможность представительной оценки степени принадлежности качества инфраструктурному ресурсу. Образец шкалы представлен в табл. 1.

Т аблица 1

Шкала оценки качества инфраструктурного обеспечения

Уровень качества Оценка в баллах

Очень высокое качество 5

Высокое качество 4

Средний уровень качества 3

Низкое качество 2

Отсутствие качества (некачественное) 1

Т аблица 2

Сводная таблица экспертных оценок качества инфраструктурного обеспечения

№ п/п Оцениваемые параметры 1 эксперт 2 эксперт Ы-й эксперт

1 Документооборот компании

2 Маркетинговые исследования

3 Консалтинговые услуги

4 Юридическое сопровождение бизнеса

5 Снабженческо-заготовительная деятельность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Транспортные услуги

7 Бухгалтерское обслуживание

8 Кадровая работа

9 Хозяйственное обслуживание

10 Экономическое сопровождение

11 Рекламная деятельность

12 Сбытовая деятельность

13 Ремонтные работы

14 Корпоративная культура

15 Планирование бизнеса

16 Нормативно-методическая база (стандартизация бизнес-процессов)

17 Организационная структура предприятия

18 Складское хозяйство

19 Информационная база

20 Распределение полномочий и прав

21 Качество менеджмента в организации

Если какой-либо элемент внутренней инфраструктуры на момент оценки отсутствует, эксперты присваивают ему 0 балл. Результаты работы экспертов могут быть занесены в сводную таблицу (см. табл. 2), где представлены основные параметры, характеризующие качество инфраструктурных услуг в разрезе оценок экспертов.

На основе данных табл. 2 строится матрица Мпхт. В матрице Мпхт столбцы отражают оцениваемые параметры (/ = 1, 2, 3, ..., т), а строки соответствуют числу привлеченных экспертов (/' = 1, 2, 3, ..., п). В целом матрица

Мт

принимает следующий вид:

М__ =

Г о,

О п

о„

О п

(13)

Элементы матрицы Мтт могут быть определены не полностью, если какие-то из оцениваемых параметров отсутствуют.

Представленная матрица может быть использована для измерения и фиксации результатов совершенствования внутреннего инфраструктурного обеспечения хозяйствующего субъекта. Трансформация архитектурной модели внутренней инфраструктуры приводит к изменению оценок экспертов, поэтому может быть описана изменением элементов матрицы при формировании матрицы М'^т. Таким образом, в контексте предложенного матричного представления экспертных оценок инфраструктурного обеспечения траектория развития ин-

фраструктуры представляется как модификация набора элементов (компонентов) матрицы Мтт и М'тт и их значений с определением величин изменений этих элементов.

На основе представленных в матрице данных можно рассчитать среднее значение каждого оцениваемого параметра по формуле:

О/ = -М-

(14)

где О / - средняя оценка /-ого параметра; п -

количество экспертов.

Для наглядного представления результатов работы экспертов, анализа полученных средних оценок по каждому исследуемому параметру, измерения близости объекта к выбранному эталону качества удобна радарная диаграмма (Radar-diagram). Для всех оцениваемых показателей из центра диаграммы проводятся лучи, на которых откладываются средние значения оценок экспертов. Соединение точек на лучах позволяет построить многоугольник (см. рис. 1). Эталону качества будет соответствовать правильный многоугольник, вершины углов которого максимально приближены к выделенной окружности с радиусом О (О - высший балл по шкале оценок, равный 5). Степень приближения к эталону наглядно представляется формой и относительной площадью получившегося на основе оценок экспертов данных многоугольника, которые могут «говорить» более точно, чем колонки цифр [3].

Рис. 1. Графическое отображение оценки качества инфраструктурного обеспечения по данным экспертов

По результатам экспертных оценок качества, зафиксированных в матрице Мпхт, косвенно отражающих мнения экспертов о значимости оцениваемых характеристик, могут быть определены весовые коэффициенты 7-ого параметра в оценке /-ого эксперта. Для этого необходимо применить следующую формулу расчета:

О,

а7 =■

Ю

7=1

(15)

где О у - оценка /-ого параметра г'-тым экспертом; т - количество оцениваемых параметров.

В результате будет получена матрица Шгхт, в которой столбцы отражают весовые коэффициенты оцениваемых параметров (/ = 1, 2, 3, ..., т), а строки соответствуют числу привлеченных экспертов (г = 1, 2, 3, ., п).

(

N =

а

а

V 1 п

а7

а

а

\

(16)

На основе данных матрицы Мпхт определим средний весовой коэффициент каждого оцениваемого параметра (а) Для этого воспользуемся формулой:

1

О

1

а

== -хУ

т 1Л

а

(17)

■' 1.О,

/=1

В результате определяем средние весовые коэффициенты по каждому оцениваемому параметру, которые можно представить в виде упорядоченной последовательности:

а = а, а2, аз, ... , ат}. (18)

Средние весовые коэффициенты определяют относительную значимость оцениваемых параметров: если у-ый показатель представляется экспертам незначимым, то весовой коэффициент ау практически равен нулю. Чем выше значение весового коэффициента, тем значимей является исследуемый параметр.

На основе рассчитанных средних весовых коэффициентов можно определить общую средневзвешенную оценку качества функционирования внутренней инфраструктуры хозяйствующего субъекта. Для этого предлагается использовать следующую формулу:

___ ' т п т ___

Кт ■ -*!.«, ■Т.а, ('9)

п /■' г■' /■'

Любая модификация качества инфраструктурного обеспечения приводит к изменению общей средней оценки качества функциони-

рования внутренней инфраструктуры. Следовательно, выявление динамики показателя Кт позволит контролировать уровень качества оказания инфраструктурных услуг.

Четкая координация и слаженность действий всех элементов и ресурсов внутренней инфраструктуры необходимы для обеспечения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. В этой связи автор считает целесообразным количественную оценку результата функционирования внутреннего инфраструктурного обеспечения строить на основе анализа показателей рентабельности деятельности предприятия. Показатели рентабельности предлагается использовать в силу того, что они, являясь относительными величинами и измеряясь в процентах или коэффициентах, в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем показатель абсолютной прибыли. Кроме того, они удобны для различных сопоставлений.

В практике анализа применяется множество коэффициентов эффективности работы предприятия. В качестве основных показателей рентабельности организации автор предлагает использовать следующие:

• рентабельность продаж;

• рентабельность активов;

• рентабельность собственного капитала.

Выбор данных показателей объясняется

тем, что рентабельность продукции отражает непосредственно результативность инфраструктурного обеспечения основного бизнес-процесса, рентабельность активов характеризует эффективность использования имущества, сформированного за счет собственных и заемных средств, а рентабельность собственного капитала демонстрирует эффективность использования вложенных собственниками средств. Таким образом, предложенные показатели позволяют оценить деятельности хозяйствующего субъекта с точки зрения разных контрагентов - собственников инфраструктурного процесса, топ-менеджеров, инвесторов-кредиторов и собственников предприятия.

Рентабельность продукции (Рп) используется в качестве одного из основных индикаторов для оценки финансовой эффективности компаний. Этот показатель характеризует результативность текущих затрат, отражая удельный вес прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат. Его называют также нормой прибыли. В экономической литературе и практике чаще всего рентабельность продукции (товаров, работ и услуг), рассчитывается по следующей формуле:

ФРС

Р ■ —х 100 %,

п С

(20)

где ФРс - сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продажи товаров, продукции, работ и услуг; С - себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Любой хозяйствующий субъект функционирует в условиях ограниченности ресурсов и максимизации полезности и результативности деятельности. Кроме того, целью совершенствования внутренней инфраструктуры производственно-предпринимательской деятельности является снижение трансакционных издержек. В этой связи в расчет экономической эффективности предпринимательской деятельности (рентабельность продаж) необходимо включить дополнительную прибыль от экономии трансакционных издержек. Тогда формула расчета эффективности предпринимательской деятельности (ЭФпр) будет выглядеть следующим образом:

ФРс + АТАИ ,„1Ч

ЭФпр ■-------с------х 100 %, (21)

где АТАИ - дополнительная прибыль за счет экономии трансакционных издержек.

Рентабельность активов (Ра) является относительным показателем эффективности использования имущества фирмы. Этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Расчет данного показателя, как правило, осуществляется по формуле:

ФРс ....... (22)

Ра ■ -

■х100 %,

где А - средняя величина активов организации.

Поскольку инфраструктурное обеспечение оказывает влияние на деятельность компании в целом, в том числе и на результативность использования вовлеченного в предпринимательскую деятельность имущества предприятия, автор считает целесообразным для измерения и учета влияния инфраструктурных элементов в приведенную выше формулу (22) включить дополнительный показатель, отражающий величину сэкономленных трансакционных издержек внутреннего инфраструктурного обеспечения. Дополнительный доход, полученный в результате снижения трансакци-

онных затрат на инфраструктурное обеспечение, является значимым фактором увеличения отдачи вложенных в предпринимательскую деятельность средств. Тогда формула примет следующий вид:

Ра ^ ФРс +_АТАИ х 100 %. (23)

А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель рентабельности собственного капитала (Рск) выбран потому, что он является наиболее важным для собственников бизнеса. Он характеризует прибыль, которую собственники получают с рубля вложенных в предприятие средств. Формула расчета данного показателя имеет следующий вид:

ФРс

Рск ■ ■

СК

-х 100 %,

(24)

где СК - средняя величина собственного капитала организации.

Данный показатель корректируем на величину экономии трансакционных издержек в результате совершенствования внутренней инфраструктуры для учета влияния модификации модели инфраструктурного обеспечения хозяйствующего субъекта на эффективность использования капитала собственников. В результате формула преобразуется в следующий вид:

ФРс + АТАИ

Рск ■ -

СК

-х100 %. (25)

Представленные выше показатели рентабельности деятельности производственного предприятия могут быть рассчитаны на основе данных внешней финансовой отчетности организации. Следует отметить, что актуальной и полезной является не только оценка, рассчитанная за один анализируемый период, но и анализ динамического ряда обозначенных выше показателей. Накопленная статистика данных позволяет четко выявлять наметившиеся тренды и своевременно принимать решение о необходимости совершенствования инфраструктурного обеспечения с целью его адаптации к изменившимся условиям внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта.

Общий алгоритм проведения комплексной оценки результативности внутреннего инфраструктурного обеспечения производственнопредпринимательской деятельности представлен на рис. 2.

Рис. 2. Структурно-логистическая схема комплексной оценки результативности внутреннего инфраструктурного обеспечения производственно-предпринимательской деятельности

В заключение следует отметить, что комплексная оценка внутреннего инфраструктурного обеспечения производственно-предпринимательской деятельности должна базироваться на изучении сложившейся модели и включать оценку процесса функционирования инфраструктурных элементов и оценку результата инфраструктурной поддержки, который может быть измерен качеством оказываемых инфраструктурных услуг и количественных оценок рентабельности хозяйствующего субъекта. За счет оптимизации модели внутреннего инфраструктурного обеспечения организации могут изыскивать дополнительные резервы для роста прибыли, улучшения воспроизводственных процессов, роста благосостояния хозяйствующих субъектов и удовлетворения требований потребителей.

1. Каленская Н. В. Методология формирования инфраструктурного обеспечения инновационного развития промышленных предприятий : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. -Казань, 2010. - 52 с.

2. Юденко М. Н. Теория и методология формирования институциональной инфраструктуры предпринимательской деятельности в строительстве : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - СПб., 2010. - 38 с.

3. Экспертная оценка качества, или Качественная оценка экспертов. - URL : http:// torgdesign.narod.ru/cityradio/content/view/651/1 6/1/1/index.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.