Ефремова С. Н., Косова А. В., Ласковая Т. А. Методические аспекты изложения темы «Векторная алгебра» в курсе «Аналитическая геометрия» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).- 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170089.htm.
ART 170089 УДК 378.147
Ефремова Светлана Николаевна,
старший преподаватель ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москва [email protected]
Косова Анна Владимировна,
старший преподаватель ФГБОУ ВО «(Московский государственный технический
университет им. Н. Э. Баумана», г. Москва
Ласковая Татьяна Алексеевна,
старший преподаватель ФГБОУ ВО «(Московский государственный технический
университет им. Н. Э. Баумана», г. Москва
Методические аспекты изложения темы «Векторная алгебра» в курсе «Аналитическая геометрия»
Аннотация. В статье предлагается вариант изложения материала по теме «(Векторная алгебра». Для удобства восприятия теоретическая часть представлена в виде таблицы. Задачи по данной теме подобраны таким образом, чтобы при их решении студентам необходимо было использовать весь изученный материал. Особое внимание уделяется воспитанию самоконтроля учащихся в процессе решения задач.
Ключевые слова: свободные векторы, скалярное произведение, векторное произведение, смешанное произведение.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Прежде всего, необходимо обратить внимание студентов на то, что в курсе аналитической геометрии рассматриваются так называемые свободные векторы. Под свободным вектором понимается множество направленных отрезков, расположенных на параллельных прямых и имеющих одинаковую длину и направление. При таком подходе все множество направленных отрезков в пространстве разбивается на множество классов равных направленных отрезков. Любой направленный отрезок АВ = а может быть представителем вектора а. Таким образом, для любого вектора точка приложения может быть выбрана произвольно.
Коллинеарными называются векторы, лежащие на одной или на параллельных прямых.
Компланарными называются векторы, лежащие в одной плоскости или в параллельных плоскостях.
Рассмотрим три вектора а, Ь и с, имеющих общее начало. Тройка векторов (а, Ь, с) называется правой, если из конца третьего вектора с кратчайший поворот
от первого вектора а ко второму Ь виден совершающимся против часовой стрелки. В противном случае тройка векторов левая.
Осью называется прямая, на которой установлено положительное направление.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ефремова С. Н., Косова А. В., Ласковая Т. А. Методические аспекты изложения темы «Векторная алгебра» в курсе «Аналитическая геометрия» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).- 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170089.htm.
Проекцией точки А на ось Ои называется точка Ai пересечения этой оси и перпендикуляра, опущенного на эту ось из точки А.
Проекцией вектора АВ на ось Ои называется алгебраическая величина отрезка АВ, где А , В - проекции точек А и В на данную ось (т. е. длина отрезка АВ >
взятая со знаком +, если направление АВ совпадает с положительным направлением оси Ои , и со знаком - в противном случае).
В курсе векторной алгебры особое внимание уделяют трем основным понятиям: скалярному, векторному и смешанному произведению векторов [1-5]. Определения и свойства этих произведений при проведении занятий целесообразно представить в виде табл. 1. Изложение теории в таком варианте более компактно, структурированно, наглядно показывает общее и различия в свойствах векторов, что позволяет облегчить запоминание данного материала.
Наиболее наглядным является представление свойства скалярного, векторного и смешанного произведений векторов в виде табл. 1.
Таблица 1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Скалярное произведение Векторное произведение Смешанное произведение
Обозначение (—, Ь) или — ■ Ь [а,Ь ] или — х Ь (a, b, c ) , [a, b ] • с или abc
Определение ЧИСЛО, равное \а\■ |Ь|собр , где р — угол между векторами а и Ь ВЕКТОР с , удовлетворяющий условиям: 1) с 1 —, с 1Ь ; 2) |с| = \а\■ |й^шр, где р — угол между — и Ь ; 3) —, Ь, с — упорядоченная правая тройка векторов ЧИСЛО, равное скалярному произведению векторного произведения aхb на вектор c
Свойства алгебраические Свойства геометрические а ■ Ь = Ь ■ а а ■ (Ь + с ) = а ■ Ь + а ■ с (А—) ■ Ь = А(— ■ Ь) — х Ь = —Ь х — — х (Ь + с) = — х Ь + — х с (А—) х Ь = А(— х Ь) abc = cab = bca = = -acb = -bac = -cba ; ad (b + c ) = adb + adc ; (Aa)bc = A(âbc) .
а 1 Ь « а ■ Ь = 0 а ■ Ь > 0 ^ р -острый а ■ Ь < 0 ^ р -тупой — иЪ — хЬ = 0 a, b, c компланарные « abc = 0 ; abc > 0 ^ a,b,с - правая тройка; abc <0^ a,b,с -левая тройка
Приложения произведений векторов 1. Нахождение угла между векторами: а ■ Ь собр =-р=г |-| ■ Ь 2. Нахождение проекции вектора: г а ■ Ь ,_, пр-аЬ (* 0) - 3. Вычисление длины вектора: а ■ а = а2 = |—|2 ^ Щ = ^J—^ Нахождение площадей параллелограмма и треугольника: ^ = |—хь| , ^ = 11-хь| где - и Ь — смежные стороны Нахождение объемов параллелепипеда и пираМиДЫ: Vnap-да = \Щ ■ V'пирамиды = i |ab^ ' где a, b, c - смежные ребра
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ефремова С. Н., Косова А. В., Ласковая Т. А. Методические аспекты изложения темы «Векторная алгебра» в курсе «Аналитическая геометрия» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).- 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170089.htm.
Скалярное произведение Векторное произведение Смешанное произведение
Вычисление в ортонормиро-ванном базисе: a = (х , y , z ) ^ a? s a? a J b = (Xb , Уь , zb ) - c = (Хс , Ус , zc ) a ■ b = XaXb + УаУь + zazb (|Щ Ч х1 + у1+zl) i j k a X Ь = Xa Уа za хь Уь zb x y z a sa a abc = xb Уь zb xc Ус Zc
Рассмотрим некоторые примеры.
Задача 1. Даны векторы а = (1,2,2) и Ь = (2, -2,-1). Найти угол между ними. Решение. По табл. 1 видно, что угол между векторами возникает и в определении скалярного и векторного произведений. Но этот угол ср&[0,ж]^ 0. Поэтому
при нахождении угла между двумя векторами определением векторного произведения не пользуются, так как нельзя понять, острый угол между векторами или тупой.
cos р = ■
a ■ b
2 - 4 - 2
a
4 4
_, = .- .-= = — ^ р = п - arccos — .
b\ Vi + 4 + 4Ы4 + 4 +1 9 9
Задача о нахождении длины вектора в произвольном базисе, как правило, вызывает затруднение у студентов, поскольку привычные формулы, использующие теорему Пифагора, неприменимы. При решении такой задачи нужно обратить внимание учащихся на использование всех свойств скалярного произведения.
Задача 2. Найти проекцию вектора а = 3m - 4n на вектор b = 4m + 5n , если m = \n\ = 1, угол между векторами m и n равен 60.
Решение. Воспользуемся формулой для нахождения проекции вектора
пр^Ь = aJb. Начнем решение задачи с нахождения скалярного произведения, при
а
этом используем его алгебраические свойства:
а ■ b = (3m - 4Щ)(4m + 5n) = 12m2 + 15m • n - 16n ■ m - 20n2 = 12m2 - n ■ m - 20n2 =
= 12\m\2 - МЫ cos — - 20\n\2 = 12- — - 20 = -8,5 . ...... 3 11 2
Вычислим длину вектора b с помощью формулы |b| = yjp :
b2 = (4m + 5й)2 = 161 m\2 + 40| m||n| cos — + 25 \n\2 = 61 => bl = >/6!.
Подставляя все в формулу, получим:
_ -17
пРьa =
3
i^Vel
2V6T 122
Задача 3. Найти высоту BD треугольника АВС, за-
данного координатами
Д-1,0,2), В(1, -2,5), С(3,0, -4) .
своих
Решение. Очевидно, Sn =-Sr = —
2 2
axb
вершин:
. Однако, что-
бы не ошибиться с коэффициентами, обычно пользуются
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ефремова С. Н., Косова А. В., Ласковая Т. А. Методические аспекты изложения темы «Векторная алгебра» в курсе «Аналитическая геометрия» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).- 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170089.htm.
стандартным приемом и достраивают треугольник до параллелограмма (см. рис. 1). Высота Вй является общей для треугольника и параллелограмма АВА1С. С одной
АВ х АС
стороны, SD =
АВхАС
, а с другой - S = BD ■ AC . В итоге получаем \BD\ =
AC
Найдем AB х AC =
i j k 2 -2 3 4 0 -6
= I2i + 24j + 8k . Здесь необходимо сделать про-
верку правильности вычисления векторного произведения. По определению векторного произведения АВ х АС перпендикулярен каждому из сомножителей. Воспользуемся критерием ортогональности двух векторов (а ± Ь а ■ Ь = 0):
(АВхАС,лв) = 12■ 2-24■ 2+8■ 3 = 0, (АВхАС,АС) = 12■ 4 + 24■ 0-8■ 6 = 0. Проверка сошлась, можно переходить к вычислению длины векторного произведения:
\ЛВ х АС
-- ^16 (9 + 36 + 4) = 28. Найдем длину вектора AC = ^4(4 + 9) = 2>/ÏJ.
Подставим все в формулу и получим: BD =
28
1WÏ3
2>/13 13 '
Для проверки в данной задаче мы воспользовались критерием ортогональности двух векторов. Не лишним будет напомнить студентам, что критерий - это теорема, которая формулируется и доказывается в две стороны. Поэтому в формулировке используются речевые конструкции «тогда и только тогда, когда» или «необходимо и достаточно». Формулируя необходимое условие, мы считаем, что событие произошло. Составим табл. 2.
Таблица 2
Дано Доказать
Необходимость а ± b а ■ ь = 0
Достаточность а ■ ь = 0 а ± ь
Задача 4. Найти объем тетраэдра АВСй, его высоту АН и вектор АН, совпадающий с высотой, опущенной из вершины А на плоскость ВСй, если
А(0, -2,5), В(6,6,0), С(3, -3,6), Б(2, -1,3) .
Решение. В этой задаче используем тот же прием, что и задаче 3, и достроим наш тетраэдр до параллелепипеда с той же высотой, в основании которого лежит параллелограмм со сторонами ВС и Вй (рис. 2).
Тогда для нахождения высоты АН вос-
пользуемся
V
пар-д.
ВС ■ BD ■ BA
формулой: AH =
a Sa
V
пар-да
где
□
BCxBD
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ефремова С. Н., Косова А. В., Ласковая Т. А. Методические аспекты изложения темы «Векторная алгебра» в курсе «Аналитическая геометрия» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).- 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170089.htm.
Найдем смешанное произведение векторов ВС • ВD • ВА, используя формулу вычисления смешанного произведения в ортонормированном базисе и свойства
-3 -9 6 -4 -7 3
= -45 ^ Vnap-da =|-45 = 45 .
определителей: ВС • ВD • ВА =
-6 -8 5
Поскольку смешанное произведение отрицательно, то тройка векторов (ВС,ВЪ, ВА) - левая.
Теперь вычислим векторное произведение ВС х ВЭ:
BC х BD =
i j k
-3 -9 6
= 15i -15 j - 15k ^ SD =
BCxBD
= lWl +1 +1 = 15>/3.
-4 -7 3
Обязательно снова предложите студентам сделать проверку правильности нахождения векторного произведения, используя критерий ортогональности векторов:
(ВС х ВЭ, ВС) = 15(-3 • 1 - 9 • (-1) + 6 • (-1)) = 0, (ВС х ВЭ, ВЭ) = 15(-4 -1- 7 • (-1) + 3^ (-1)) = 0. Поскольку проверка сошлась, можно продолжить решение задачи.
Найдем высоту параллелепипеда: AH = ■
V
пар-да
45
= V3.
Осталось найти вектор АН, совпадающий с высотой. Поскольку АН перпендикулярен плоскости основания параллелепипеда, а ВС х ВЭ перпендикулярен ВС и ВЭ (а эти векторы и лежат в основании параллелепипеда), то
~АНУ\ВС х ВЪ ^ АН = Л(ВС х ВЪ) = 151(7 - 7 - к) . Зная высоту параллелепипеда, находим:
|15Л(1- j-k)| = >/3 ^ 15|Л\л/э = >/3 =1.
Величину Л мы нашли. Как же выбрать знак? Как уже было отмечено, поскольку ВС • ВЪ • ВА = -45 < 0, то эта упорядоченная тройка векторов левая. Поэтому упорядоченная тройка векторов (ВС, ВЪ,НА) тоже левая, а (ВС, ВЪ, АН) - правая. По определению векторного произведения упорядоченная тройка векторов (ВС, ВЪ,ВС хВЪ) - правая. Из этого заключаем, что АН сонаправлен с вектором
ВС х BD. Отсюда понятно, что Л> 0 ^ Л =
1
15
• AH = (1,-1,-1) .
Структурирование теоретических сведений позволяет упростить процесс восприятия, облегчить усвоение данной информации. Сведение материала в таблицу помогает в поиске необходимых свойств, формул и теорем.
Предложенный вариант проверки правильности решения задачи (ограниченный самоконтроль) позволяет в дальнейшем избежать ошибок при решении задач по темам «Прямая и плоскость в пространстве», «Взаимное расположение прямых и плоскостей».
Ефремова С. Н., Косова А. В., Ласковая Т. А. Методические аспекты изложения темы «Векторная алгебра» в курсе «Аналитическая геометрия» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).- 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170089.htm.
Ссылки на источники
1. Канатников А. Н., Крищенко А. П. Аналитическая геометрия. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. - 408 с.
2. Беклемишев Д. В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. - М.: Физматлит, 2008. -312 с.
3. Беклемишева Л. А. и др. Сборник задач по аналитической геометрии и линейной алгебре: учеб. пособие. - М.: Изд. группа URSS, 2016. - 384 с.
4. Гусак А. А. Аналитическая геометрия и линейная алгебра: справ. пособие к решению задач. -Минск: НТООО «ТетраСистемс», 2001. - 288 с.
5. Сборник задач по математике для втузов. Ч. 1. Линейная алгебра и основы математического анализа: учеб. пособие для втузов / под ред. А. В. Ефимова, Б. П. Демидовича. - М.: Наука, 1993. - 478 с.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Svetlana Efremova,
Senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University, Moscow
Anna Kosova,
Senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University, Moscow
Tatiana Laskovaya,
Senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University, Moscow [email protected]
Methodical aspects of the presentation of the theme "Vector algebra" in the course "Analytical geometry"
Abstract. In this article, we propose a version of the material on the subject "Vector algebra." For convenience of perception, the theoretical part is presented in the form of a table. The tasks on this topic are selected in such a way that, when solving them, students should use all the studied material. Particular attention is paid to the upbringing of students' self-control in the process of solving problems. Key words: free vectors, scalar product, vector product, mixed product. References
1. Kanatnikov, A. N. & Krishhenko, A. P. (2014). Analiticheskaja geometrija, Izd-vo MGTU im. N. Je. Baumana, Moscow, 408 p. (in Russian).
2. Beklemishev, D. V. (2008). Kurs analiticheskoj geometrii i linejnoj algebry, Fizmatlit, Moscow, 312 p. (in Russian).
3. Beklemisheva, L. A. et al. (2016). Sbornik zadach po analiticheskoj geometrii i linejnoj algebre: ucheb. posobie, Izd. gruppa URSS, Moscow, 384 p. (in Russian).
4. Gusak, A. A. (2001). Analiticheskaja geometrija i linejnaja algebra: sprav. posobie k resheniju zadach, NTOOO "TetraSistems", Minsk, 288 p. (in Russian).
5. Efimov, A. V. & Demidovich, B. P. (eds.) (1993). Sbornik zadach po matematike dlja vtuzov. Ch. 1. Linejnaja algebra i osnovy matematicheskogo analiza: ucheb. posobie dlja vtuzov, Nauka, Moscow, 478 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Ахметовой Ф. Х., кандидатом физико-математических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 28.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.03.17
Принята к публикации Accepted for publication 29.03.17 Опубликована Published 05.04.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Ефремова С. Н., Косова А. В., Ласковая Т. А., 2017