АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI 10.7442/2071-9620-2015-3-73-79
УДК 378.14 ББК 74.484
Е.Н. Абрамова
(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия) МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В США И В РОССИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Рассматривается факт подписания Болонского процесса и произошедшие в этой связи изменения в системе высшего образования. Отмечено, что в результате реформы российские высшие учебные заведения перешли на двухуровневую систему - бакалавриат и магистратуру. Основываясь на опыте российских преподавателей, проходивших стажировку в различных американских Вузах, проводится сравнительный анализ дан- s ных уровней в образовательных системах двух стран. Акцент делается на методику | преподавания, а также систему оценивания. В статье обозначены некоторые инно- £ вационные подходы для обеспечения качества образования в американских вузах. При- s водятся доводы о том, что процесс реформирования системы высшего образования в ^ России ещё не закончен и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Ключевые слова: Болонский процесс, высшее образование, бакалавриат, магистратура, Фулбрайт. |
METHODOLOGICAL ASPECTS AND INNOVATIVE APPROACHES TO PROVIDE GRADUATE TRAINING QUALITY IN THE USA AND RUSSIA
о
m
о
E.N. Abramova ю
(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia)
<D T
а о
m g
£ Ü ° г
ä I g §■
« ¡B
_o o
i S
o m §■ ?
s I
° о с
The fact that Bologna process caused changes in the Russian higher education is discussed. ^ ro It is noted that reform transferred the Russian higher schools to the Bachelor-Master two level 3 £ system. A comparative analysis of the two levels in the education systems of the these countries based on the experiences of the Russian teachers trained in different US universities is carried out. The focus id made on the teaching methods and assessment. Some innovative approaches the provide education quality in American universities are outlined. Arguments that reforms in the Russian education system are still not finished and need to be improved are presented. g o
T
ro 1= *
0
го s
1 ф
О <U ф '
т
Keywords: Bologna process, higher education, Bachelor degree, Master degree, Fulbright. ||
Как известно, в 2003 году на Берлинской конференции министров образования европейских стран к Болонскому процессу присоединилась Российская Федерация, обязавшись до 2010 года реализовать основные принципы данного процесса [1]. Основная цель Болонской декларации, подписанной в 1999 году, является гармонизация систем образования в Европе. Единое образовательное пространство должно позволить системам образования европейских стран перенять всё лучшее, что есть у партнёров. Это предполагает повышение мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепление связей и сотрудничества между вузами Европы, результатом чего станет единый «образовательный рынок» Европы.
Согласно Болонской декларации, системы высшего образования должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счёт широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчёту систем образовательных кредитов (зачётных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д. [1; 3].
В России Болонский процесс завершился в 2012 году. В результате реформы в российских вузах была введена двухуровневая система высшего образования, включающая в себя бакалавриат и магистратуру, сократились аудиторные часы, больше времени отведено самостоятельной работе. На этом преобразования, пожалуй, и заканчиваются. Несмотря на попытку приведения образования в Российской Федерации к европейским стан-го дартам, оно существенно отличается от 1 систем образования США, Великобрита-^ нии и стран западной Европы.
Сравнивая образовательную систе-ш му России и США, можно заметить, что
в соединённых штатах гораздо больше общего с европейской системой образования, так как на протяжении многих лет в США прослеживается тенденция к интернационализму. Выпускники и студенты американских вузов свободно интегрируются в европейскую образовательную систему. Кроме того, в соединённых штатах развита система грантов. Один из самых известных и престижных грантов является Фулбрайт. Фулбрайт (Fulbright) - программа образовательных грантов, основанная в 1946 году сенатором США Джеймсом Уильямом Фулбрайтом и финансируемая госдепартаментом, с целью укрепления культурно-академических связей между гражданами США и других стран.
Программа обеспечивает международные образовательные обмены для студентов, учёных, преподавателей, специалистов и художников. На конкурсной основе предоставляет гранты как американским, так и зарубежным (в том числе, российским) студентам, учёным и исследователям.
По словам Тома Хили, председателя программы Фулбрайт, «Fulbrighters enrich the educational, political, economic, social and cultural lives around the world» (Фулбрайтовцы обогащают образовательную, экономическую, политическую, социальную и культурную жизнь стран всего мира).
В рамках программы Фулбрайт многое сделано в плане сближения российских и американских исследователей и преподавателей высших учебных заведений. Для преподавателей вузов предлагается Fulbright Faculty Development Program (FFDP). Главная цель программы - укрепление культурно-академических связей между народами США и России, улучшение взаимопонимания между нашими странами [12]. Основываясь на опыте наших исследователей и преподавателей, проходивших стажировку в американских вузах в рамках программы Фулбрайт, проанализируем систему высшего образования в США и
России с точки зрения структуры, а также методики преподавания.
В США изначально бакалавриат делится на академический и профессиональный. Академический бакалавриат подразумевает подготовку бакалавров наук и искусств. Студенты, обучающиеся по данным направлениям, имеют широкую специализацию, например, такую, как бакалавр экономики или бакалавр юриспруденции, что позволяет выпускникам бакалавриата США работать в самых разных сферах. Профессиональный бакалавриат готовит работников сферы бизнеса, также имеющих минимальную специализацию. Кроме того, студент бакалавриата не обязан ее выбирать, он может выбрать себе лишь ведущую дисциплину, или несколько дисциплин, в случае сомнений. Причина заключается в том, что бакалавриат США нацелен не на подготовку студента к конкретной профессиональной деятельности, а на развитие у него широкого кругозора и профессиональной мобильности. В результате, студент бакалавриата начинает изучение профессиональных дисциплин только на третьем курсе. До этого же студентов обучают общим дисциплинам и дисциплинам по выбору [2]. Данная система в нашей стране работает лишь в медицинских высших учреждениях.
В настоящее время российские образовательные организации нацелены, в основном, на прикладной бакалавриат. И в этом смысле следует привести письмо Мо и Н РФ «О федеральных государственных образовательных стандартах» от 20.08.2014 г., в котором отмечено, что в содержании основных образовательных программ «отличие акдемического бакалавриата от программ прикладного бакалавриата заключается в разных объемах практик» [9]. Многочисленные исследования ученых - практиков [4; 5; 8; 10; 11] убедительно доказывают, что в современных условиях инновационная модель «вуз» - «базовое предприятие» меняет свое содержание: от объемов подготовки образовательные организации перехо-
дят к сотрудничеству с развивающейся в стране базой национальной инновационной системы, в основе которой выделяется три блока: институты развития; крупные компании и холдинги; малое и среднее инновационное предпринимательство. В этих условиях сегодня резко возрастает спрос на индивидуальную подготовку квалифицированных специалистов, обучающихся по индивидуальной образовательной траектории. Прикладной бакалавриат предусматривает больше практических занятий (предполагая только очную форму обучения) и обучений на рабочих местах, что позволит студентам сразу после окончания высшего учебного заведения приступить к работе без каких-либо дополнительных стажировок. Академический бакалавриат в российских образовательных организациях нацелен на дальнейшую научную деятельность, «расширению сферы научно-исследовательской деятельности, активизации творческой инициативы студентов, аспирантов и молодых ученых» [8], и поэтому пороги для поступления на этот тип бакалавриата будут введены более высокие. Форма обучения на академическом бакалавриате может быть различной [12]. Таким образом, по определению Р. Вахитова, существующий в Российской Федерации бакалавриат представляет собой лишь сжатую до четырех лет форму специалитета, который на сегодняшний день применяется для обучения только определенным профессиям [2].
Магистратура в США дает профессиональную специализацию. То есть, именно на стадии магистратуры прослеживается практическое применение теоретических знаний в конкретной профессиональной деятельности. В России же специализированное профессиональное образование студент получает уже в бакалавриате. Таким образом, получается, что магистратура теряет свое истинное значение и является всего лишь промежуточным звеном между бакалавриатом и аспирантурой [2; 13]. По нашему на-
о о о о.
< 3
О
со
0 н
1
ф
5
<и
т ^
ю о
_0 ч
о
X
ч
0
с
ф
_0
1 I
о
го со о
о го
ш
о
ф
ч о с го со
15 ф
т го
ф
т ф
с
о ф
ю о к с; ч
го m
0 S го
Ci
ю <
1 LU
блюдению, российская магистратура -это ещё один этап теоретических исследований в своей области, не несущий какой-либо практической ценности.
Рассмотрим методический аспект образования в России и США, методики преподавания. В Соединённых Штатах в магистратуре студенты выбирают 3-4 курса в семестре. Однако учиться нелегко. Свободного времени практически нет, так как весь больший акцент делается на самостоятельную работу. Лекций, в нашем понимании, практически нет. Для самостоятельного изучения задаётся большое количество материала, много текстов для чтения: статьи, главы из книг, монографий. Студенты проводят много времени в читальном зале, или в on-line библиотеке. Следующее занятие проходит в виде обсуждения (discussion). Преподаватель чётко видит, как студенты участвуют в разговоре, выставляя соответствующие баллы.
Очень часто проводятся on-line семинары. Удобство данного вида работы заключается в том, что у студентов есть возможность принять участие в семинаре, находясь в это время где угодно: дома, в кафе, в парке, в библиотеке. При необходимости, можно взять на время ноутбук прямо в университете.
Проводятся и on-line лекции. Преподаватель выкладывает свою лекцию с презентацией на сайт, и в течение недели студент может слушать лекцию (если нужно, несколько раз) в любое удобное время. Вообще университетские сайты имеют огромное значение в образовательном процессе университетов США. Преподаватель выкладывает всю необходимую информацию о своём предмете: статьи, которые необходимо прочитать к определённому числу, тесты, которые студенты выполняют on-line, домашнее задание, темы дискуссий и другое. Также там можно найти график с указанием всех дат выполнения задания и форм отчетности.
Как можно заметить, в России такой практики не наблюдается, и если в США,
таким образом, общение со студентом в большей степени является заочным, то российская система образования нацелена, в основном, на очное обучение, в частности на аудиторное обсуждение вопросов (face to face classes). В американской методике есть такое понятие, как flip class. Основной принцип такого занятия: не делай в аудитории то, что легко можно сделать дома одному. Поэтому в классе преподаватели делают упор на работу в группах и на проектное обучение.
В связи с этим, поражает успеваемость, дисциплина и ответственность студентов. Студенты имеют не только права, но и обязанности. Перед началом занятий каждый студент должен ознакомиться с программой выбранного курса, где обозначены цель курса, темы, график работы, задания на семинары, отчеты по проектам, зачёты и тесты, приведена система оценивания в баллах. После ознакомления с документом, студент ставит свою подпись. И каждый студент осведомлен: если в конце курса не набрано 60 баллов - курс не пройден, и его необходимо повторить. Понятия долгов и пересдач не существует, так как вся система четко выстроена, довольно прозрачна и понятна и студентам. Здесь следует заметить, что в образовательных организациях России, преимущественно, такой четкости и обратной связи со студентами не обеспечено. Что не позволяет решать проблему качества обучения и не снимает актуальности проблемы задолженности студентов по выполнению учебных планов и образовательных программ. При наличии долгов студент проходит полностью повторный курс обучения, в отличие от американской системы, где можно прослушать заново только не-сданную дисциплину. Данная проблема, на наш взгляд, связана с тем, что в наших высших учебных заведениях у студентов больше прав, чем обязанностей, поэтому наши студенты менее ответственны.
Начиная с бакалавриата, огромное внимание в США уделяется написанию научных работ, что развивает крити-
ческое мышление у студентов critical thinking). Научное исследование может быть от 2 до 15 страниц. Студенты анализируют различные подходы и точки зрения к одной и той же проблеме. Главная цель - высказать своё мнение по данной проблеме и привести свои аргументы ее решения. В любой письменной работе исключается плагиат. Все научные труды, а также небольшие исследования проверяют через программу «Антиплагиат». Этому в вузах уделяют огромное внимание. Студента, уличённого в цитировании чужой работы без ссылок на источник, могут исключить из университета. Существуют также специальные курсы, на которых учат избегать плагиат. Кроме того, любой студент может обратиться за помощью к консультанту. Не стоит долго акцентировать внимание на том, как обстоит дело в российской системе образования, где на плагиат просто закрывают глаза. Считается нормой не указывать цитируемую литературу. На наш взгляд, такое положение дел мешает развитию науки в нашей стране, так как у студентов не развивается то самое critical thinking.
Доступ к литературе является неотъемлемой частью учебного процесса. В связи с этим, необходимо отметить оснащение американских университетских библиотек. Во многих университетах США библиотеки в несколько этажей. Причём, многие книги и статьи доступны в электронном варианте, что позволяет читать их, не выходя из дома. При необходимости, можно легко заказать любое издание в другом университете. Кроме того, библиотека оснащена аудио и видео материалами, которые можно прослушать там же, в лаборатории библиотеки. Так как студентам приходится многое ксерокопировать, либо сканировать, огромное количество принтеров и сканеров можно найти, опять же, в библиотеке. Для этих целей каждому студенту на специальную университетскую карточку переводится определённая сумма. В этом смысле следует отметить,
что в России, библиотеки не хуже, чем в США. Однако данное утверждение можно отнести лишь к столичным вузам. В других городах всё же есть определённые отставания в обеспечении студентов литературой. Но только в России студенты обеспечиваются бесплатными учебниками в библиотеке. В США библиотека не предоставляет студентам учебники. Поэтому, в магазине университета, можно купить необходимую для учёбы литературу, однако они довольно дорогие, но в конце года студенты имеют возможность продать их обратно в этот же магазин.
В магазине продаётся не только учебная литература. Там можно купить всё от канцелярских товаров до одежды и обуви. Все товары продаются с логотипом университета.
В системе высшего образования США есть определённо положительные моменты, которые вполне могут быть реализованы и в нашей стране. На наш взгляд, нельзя утверждать, что американское высшее образование идеально. Однако в рейтинге лучших университетов мира, составленном британской консалтинговой компанией Quacquarelli Symonds (QS), за 2012-2014 гг., находится США (Массачусетский технологический институт, Гарвардский университет) [13].
Наряду с этим отметим, что реализация Болонской системы в Российской Федерации пошла несколько по иному пути, чем в США. Система высшего образования в нашей стране меняется с трудом и очень медленно. В результате этого появились существенные различия, казалось бы, в стандартизированной системе высшего образования. Тем не менее, делать выводы в настоящий момент опрометчиво, так как данный процесс в России еще не завершился. Поэтому окончательные итоги по реализации Болонского процесса можно будет проследить лишь после закрепления данных принципов высшего образования, как во всех высших учебных заведениях Российской Федерации [6; 7].
о о о CL
< 3
О
m
0 н
1
ф
SÎ
ф
т ^
ю о
_0 ч
о
X
ч
0 с
_0
1 I
о s J го m о
о го
m
о
ф
ч о с го
CG
ь ф
т го
ф
т ф
с
о ф
ю о к с; ч
Библиографический список:
1. Болонский процесс и Россия // Санкт-Петербургский государственный университет // [Электронный ресурс]: http://www.bologna.spbu.ru/.
2. Вахитов Р. Болонский процесс в России // Отечественные записки. 2013. № 4 (55 URL): http: // [Электронный ресурс]: www.strana-oz.ru/.
3. Гулин А.И., Султанов А.Х., Сухи-нец Ж.А. Об эффективности системы высшего образования в контексте мировых тенденций // Проблемы качества образования: матер. XVII Всероссийской НТК. - Уфа - Москва. 2007. - С. 185-187.
4. Гулин А.И., Сухинец Ж.А. Базовая кафедра как современный подход к организации профессиональной подготовки студентов вузов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 2. С. 14-20.
5. Журавлев В.В. Реализация инновационного подхода к организации профессиональной подготовки студентов РБИУ // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 1. С. 113-121.
6. Зайцева Е. А. Сравнительный анализ систем высшего образования в США, Великобритании и Российской Федерации. // Молодой ученый. 2015. №7. С. 416-419.
7. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-20.
8. Кучина Е.В. Проблемы функционирования малых инновационных предприятий при вузах // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. № 3. С. 14-17.
9. Письмо Минобрнауки РФ «О федеральных государственных образовательных стандартах» № АК-2612 от 20.08.2014.
10. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / под ред. С.В. Коршунова. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 212 с.
11. Улякина Н.А., Ярулина Л.П. Формирование бизнес-опыта и опыта решения бизнес-задач в проектной деятельности студентов РБИУ // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. № 4. С. 54-61.
12. The Fulbright Program in Russia // [Electronic resource]: http//fulbright.ru/ ru/russians/ffdp
13. QS Top universities. URL // [Electronic resource]: http//www.topuniversities.com.
Поступила 12.10.15
ro m о S ro
CP
Ю <
Ш
Об авторе:
Абрамова Елена Николаевна, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Частного образовательного учреждения высшего образования «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), кандидат филологических наук, [email protected]
Для цитирования: Абрамова Е.Н. Методические аспекты и инновационные подходы в обучении студентов в США и в России для обеспечения качества подготовки специалистов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 3. С. 73-79.
References:
1. Bologna process and Russia. [electronic resource] http://www.bologna. spbu.ru/ [in Russian]
2. Vakhitov R. Bologna process in Russia. Otechestvennyie zapiski. 2013.№4. [electronic resource] www.strana-oz.ru/. [in Russian]
3. Gulin A.I., Sultanov A.Kh., Sukhinets Zh.A. On the efficiency of higher education in the context of the global tendencies. Problemy kachestva obrazovania. Ufa - Moscow, 2007, P. 185-187 [in Russian]
4. Gulin A.I., Sukhinets Zh.A. Basic department as a modern approach of the organization of professional training of higher school students. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. №2. P. 14-20 [in Russian]
5. Zhuravlev VV. Implementation of innovative approaches to organizing vocational training of RBIM students. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. №1. P. 113121 [in Russian]
6. Zaitseva E.A. Comparative analysis of higher education systems in the USA, UK and the Russian Federation. Molodoi uchenyi. 2015. №7. P. 416-419 [in Russian]
7. Zimniaia I.A. General culture and socio-professional competence of the person. Vysshee obrazovanie segodnia. 2005. №11. P. 14-20 [in Russian]
8. Kuchina E.V. functioning problems of small innovative enterprises in case of higher education institutions. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2014. №3. P. 14-17 [in Russian]
9. «On Federal State Standards of Education» letter, Ministry of education and science RF № AK-2612 of 20.08.2014.
10. Projecting the main educational programs of a higher school while implementing level training on the basis of federal standards of education. M.: MIPK MGTU im. N.E. Baumana, 2010 [in Russian]
11. Uliakina N.A., Yarulina L.P. Experiences in business and business problem solving formed by RBIM students in projecting. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2014. №4. P. 54-61 [in Russian]
12. The Fulbright Program in Russia // [Electronic resource]: http//fulbright.ru/ru/russians/ffdp
13. QS Top universities. URL // [Electronic resource]: http//www.topuniversities.com.
Abramova Elena Nikolaevna, Candidate of Sciences (Philology), Academic title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Linguistics and Intercultural Communication, Russian-British Institute of Management (12, Str. Voroshilova, Chelyabinsk, Russia), [email protected]
о о о CL
<
About the author: o
m о i—
X
ф
Sí
ф
т ^
ю
For citation: Abramova E.N. Methodological aspects and innovative approaches to provide graduate training quality in the USA and Russia // Contemporary Higher Education: Innovative £ g Aspects. 2015. № 3. P. 73-79.
о
£ Ü
° г
ä I
g §■
« £
_o о
ï i
о m
§■ ?
го о
m CT
§ i
s го
* Р
a ¡Ü
* S ф g
0
го s
1 ф
О <U
ф 1=
т °
s <u
о °
Su Ё
2 ч