Научная статья на тему 'Методические аспекты фундаментального анализа акций'

Методические аспекты фундаментального анализа акций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
793
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АКЦИЙ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ОТРАСЛЕВЫЕ ФАКТОРЫ / ФИНАНСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ / ОЦЕНКА АКЦИЙ / ВНУТРЕННЯЯ СТОИМОСТЬ АКЦИЙ / FUNDAMENTAL ANALYSIS OF STOCKS / MACROECONOMIC FACTORS / INDUSTRY FACTORS / FINANCIAL RATIOS / VALUATION OF SHARES / INTRINSIC VALUE OF THE STOCK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрианова Людмила Николаевна

В статье раскрываются методические аспекты фундаментального анализа акций, позволяющие упорядочить представления об анализе, проводимом для определения инвестиционной стоимости ценных бумаг. Целью исследования является выявление и систематизация количественных и качественных факторов, оказывающих влияние на внутреннюю стоимость акций на современном этапе развития фондового рынка. В этой связи уделяется внимание ключевым аспектам фундаментального анализа акций на каждом из его трех основных этапов. Выделяются и характеризуются особенности макроэкономических и отраслевых факторов, а также показатели финансовой и производственной деятельности компании-эмитента, анализируемые инвестором для определения рентабельности её деятельности и оценки инвестиционной стоимости её акций. Методологической основной исследования является теория фундаментального анализа (Б. Грэмм и Д. Додд). В качестве выводов определено, что фундаментальный анализ представляет собой комплексный процесс, нацеленный на выявление основных возможностей и рисков конкретной компании, а совокупность трех основных подходов к оценке стоимости ценных бумаг, с учетом набора условий применения, позволяет получить точную релевантную оценку внутренней (справедливой) стоимости акций компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FUNDAMENTAL STOCK ANALYSIS

The article reveals the methodological aspects of the fundamental analysis of shares, which allow us to organize the ideas about the analysis carried out to determine the investment value of securities. The purpose of the study is to identify and systematize quantitative and qualitative factors that affect the internal value of shares at the current stage of the stock market development. In this regard, the author pays attention to the key aspects of fundamental stock analysis at each of its three main stages. The author identifies and characterizes the features of macroeconomic and industry factors. It also characterizes the financial and production performance of the issuing company, which the investor analyzes to determine the profitability of its activities and assess the investment value of its shares. The methodological basis of the research is the theory of fundamental analysis (B. Gramm and D. Dodd). As conclusions, it is determined that fundamental analysis is a complex process aimed at identifying the main opportunities and risks of a particular company. The combination of three main approaches to evaluating the value of securities, taking into account a set of application conditions, allows you to get an accurate relevant assessment of the internal (fair) value of the company's shares.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты фундаментального анализа акций»

методические аспекты фундаментального анализа акций

Андрианова Людмила Николаевна,

к.э.н., доцент Департамента финансовых рынков и банков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

E-mail: agni-10@yandex.ru

В статье раскрываются методические аспекты фундаментального анализа акций, позволяющие упорядочить представления об анализе, проводимом для определения инвестиционной стоимости ценных бумаг. Целью исследования является выявление и систематизация количественных и качественных факторов, оказывающих влияние на внутреннюю стоимость акций на современном этапе развития фондового рынка. В этой связи уделяется внимание ключевым аспектам фундаментального анализа акций на каждом из его трех основных этапов. Выделяются и характеризуются особенности макроэкономических и отраслевых факторов, а также показатели финансовой и производственной деятельности компании-эмитента, анализируемые инвестором для определения рентабельности её деятельности и оценки инвестиционной стоимости её акций. Методологической основной исследования является теория фундаментального анализа (Б. Грэмм и Д. Додд). В качестве выводов определено, что фундаментальный анализ представляет собой комплексный процесс, нацеленный на выявление основных возможностей и рисков конкретной компании, а совокупность трех основных подходов к оценке стоимости ценных бумаг, с учетом набора условий применения, позволяет получить точную релевантную оценку внутренней (справедливой) стоимости акций компании.

Ключевые слова: фундаментальный анализ акций, макроэкономические факторы, отраслевые факторы, финансовые коэффициенты, оценка акций, внутренняя стоимость акций.

LO S Ое

сэ см о см

Под фундаментальным анализом понимают методы прогнозирования рыночной стоимости акционерной компании. В процессе фундаментального анализа выявляются количественные и качественные факторы, оказывающие влияние на внутреннюю стоимость акций оцениваемой компании, дальнейший их анализ, необходимый для последующего принятия решения о целесообразности инвестирования в долевые ценные бумаги компании. В теории фундаментального анализа сложились две классические схемы его проведения: схема «сверху - вниз» и «снизу - вверх», впервые рассмотренные еще в известной работе «Анализ ценных бумаг» Б. Грэмма и Д. Додда.

Подход «сверху-вниз» предполагает на первом этапе изучение макроэкономической ситуации на развитых и формирующихся рынках. В зависимости от риск-аппетита инвестора выбирается рынок инвестирования (как известно, формирующимся рынкам априори присущ больший риск). Затем следует анализ макроэкономической статистики развивающихся или развитых экономик (в зависимости от выбора, сделанного инвестором на первом шаге анализа) для определения конкретной страны, в которой он может разместить свои временно свободные ресурсы путем сопоставления уровня принимаемого на себя риска с возможной доходностью на вложенный капитал. Последующие этапы - выбор отрасли, а затем и целевой компании, для реализации которых изучаются информационно - аналитические материалы, статистика по отрасли, проводится финансовый анализ предприятий, входящих в эту отрасль, исходя из ретроспективных данных, отраженных в отчетности организаций, а также их дальнейших инвестиционных и стратегических планов.

Подход «снизу - вверх» предполагает обратную последовательность процедуры фундаментального анализа: инвестор выбирает из всего многообразия компаний мира одну, в которую желает вложить деньги, а затем оценивает условия, характерные для отраслевой и макроэкономической среды. В случае международного инвестирования наиболее удобной является схема «сверху -вниз», поскольку позволяет на всех этапах анализа последовательно ограничивать неприемлемые для инвестора варианты.

макроэкономический анализ

При проведении макроэкономического анализа традиционно рассматриваются такие показатели, как: темпы роста ВВП, темп инфляции, процентная ставка, налоги, демография, политические и правовые риски.

Темпы роста ВВП. Анализ макроэкономической ситуации в стране принято начинать с анализа динамики темпов роста ВВП. Данный показатель неразрывно связан с совокупным спросом, поэтому снижение темпов роста ВВП прямо указывает на снижение совокупного спроса, предъявляемого со стороны домохозяйств, инвесторов, государства и иностранных государств. При оценке внутренней стоимости акций компаний потребительского сектора также анализируются темп роста ВВП на душу населения. Динамика ВВП на душу населения позволяет сделать вывод о будущей динамике потребительской активности.

Темп инфляции. Рассматривая динамику ВВП одновременно с темпом инфляции, фундаментальный аналитик получит более правильное представление о текущей макроэкономической ситуации. Низкая инфляция говорит о нормальном функционировании экономики. Потребители, зная об ожидаемом повышении цен, заинтересованы приобретать товары сейчас, не откладывая на будущее, а это, в свою очередь, способствует повышению деловой активности. Однако непредсказуемая, чрезмерно высокая или низкая инфляция говорит о возникших проблемах в экономике. Для стабилизации инфляционного (дефляционного) давления на национальную экономику Центральные банки чаще всего используют процентный канал трансмиссионного механизма: повышая ключевую ставку, выступающую ценой денег в национальной экономике, монетарные органы увеличивают их стоимость, что в дальнейшей перспективе приводит к снижению инфляции.

Процентная ставка, устанавливаемая Центральным банком, является одним из основных инструментов монетарной политики. Повышая ключевую процентную ставку, монетарные органы увеличивают стоимость фондирования для коммерческих банков (в частности, по операциям рефинансирования: РЕПО, валютный своп, ломбардное кредитование), что приводит к последующему удорожанию кредитных ресурсов для корпораций и населения.

Налоги. В зависимости от вида проводимой бюджетно-налоговой политики, государство может увеличивать налоги (при сдерживающей политике, направленной на ограничение циклических подъемов экономики), что в конечном итоге приведет, с одной стороны, к снижению прибыли корпораций, однако, с другой - позволит компаниям сэкономить на стоимости долговых ресурсов благодаря налоговому корректору: процентные платежи по обслуживанию долга вычитаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Напротив, придерживаясь стимулирующей фискальной политики, государство снижает налоговое бремя для корпораций, позволяя им снизить не только налоговое бремя, но и эффект от налогового корректора. Таким образом, аналитику в каждом конкретном случае необходимо отдельно рассматривать налоговый эффект и на ставку дисконтирования, и на посленалоговый денежный поток.

Демография. Так, при анализе компаний В2С сегмента (business-to-consumer), целесообразным является рассмотрение текущего уровня рождаемости и смертности в стране, структуры населения; также во внимание принимаются иные демографические факторы, способные оказать существенное влияние на уровень спроса анализируемых компаний и, как следствие, на их финансовый результат ввиду того, что конечными потребителями в данном сегменте являются люди, а не корпорации или государства.

Политические риски. Политическая нестабильность сразу же проецируется на все экономические процессы, следовательно, и на стратегические программы развития корпораций. Например, введение санкций, запрещающих ввоз некоторых продуктов питания из некоторых стран Евросоюза привело к тому, что многие ритейлеры стали заботиться о необходимости импортозамещения, скорректировав на это свои инвестиционные программы.

Правовые риски. Принимая решение об инвестировании, аналитик должен разобраться с правовой средой, в которой осуществляет деятельность исследуемое предприятие, так как зачастую она оказывает колоссальное влияние как на финансовые, так и на операционные результаты компании: порой новые продукты нормотворчества способны полностью изменить привычную бизнес - модель целой отрасли.

Таким образом, как этап фундаментального подхода в определении внутренней стоимости акции, макроэкономический анализ включает обязательную оценку макроэкономических факторов, обуславливающих функционирование бизнеса компании-эмитента, и необходим инвестору не только для определения ожидаемой нормы отдачи на вложенный капитал, но и комплексной оценки принимаемого риска.

Особенности отраслевого анализа

В случае изучения отраслевых факторов в фундаментальном подходе осуществляется общая характеристика отрасли, проводится анализ её текущего состояния и внутриотраслевой конкуренции.

Общая характеристика отрасли. На данном этапе целью инвестора является понимание бизнес-модели компаний анализируемой отрасли, ее продуктовой линейки, оценка значимости по вкладу в ВВП, выявление рисков, присущих данной отрасли, ознакомление с последними трендами. Не совсем корректным будет принятое инвестиционное решение без предварительного понимания базовых основ ведения бизнеса в отрасли и особенностей формирования финансового результата.

Особенности продуктовой линейки. Данный этап является неотъемлемым на начальных стадиях отраслевого анализа. Изучение свойств производимых и реализуемых продуктов позволяет разобраться не только в том, как формируется спрос на них, из чего складывается цена и себестоимость, но и с какими правовыми, бухгалтерскими,

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

налоговыми сложностями, связанными с производством и реализацией продукции, сталкиваются компании, входящие в отрасль (например, вопросы признания выручки, косвенного налогообложения, необходимость получения лицензий для работы с продуктом).

Положение отрасли в производственной цепочке. Важно не только понимать, как формируется спрос и цена на продукт, но и четко представлять портрет его конечного потребителя, а также длину и структуру производственной цепи. Несложно догадаться, что длина и структура цепи сильно варьируется в зависимости от отрасли, что логично, поскольку, например, оказать парикмахерскую услугу легче, чем произвести высокотехнологичное оборудование, что, несомненно, найдет отражение в себестоимости продукта, а затем в цене и, следовательно, в финансовом результате.

Роль государства. Одна из функций государства в рыночной экономике - поддержка с помощью экономических и правовых инструментов инфраструктурных отраслей национальной экономики. Нормативное регулирование и субсидирование разных отраслей отличается, что побуждает инвестора разобраться в характерных для отрасли налоговых режимах, правовых особенностях, экономических и иных методах государственной поддержки.

Цикличность отрасли. Маркетологи выделяют несколько этапов развития отрасли: зарождение, рост, стадия «зрелости», спад. Разные типы инвесторов размещают свои временно свободные активы в отрасли, находящиеся на разных стадиях развития. Венчурные инвесторы, например, в погоне за высокой доходностью, рассматривают возможность вложений в новые отрасли, находящиеся на стадии зарождения и характеризующиеся высоким уровнем риска. В противовес им, консервативные инвесторы стремятся инвестировать в зрелые отрасли, риск инвестирования в которые минимален.

Текущее состояние отрасли. Выявление и ознакомление с основными трендами отрасли - один ключевых этапов фундаментального анализа отрасли. Он предполагает анализ статистики агрегированных показателей, характеризующих состояние отрасли, на основе которого будет приниматься решение о целесообразности размещения денежных средств в предприятия данной отрасли.

Емкость рынка. Под емкостью рынка понимают объем тех товаров, работ и услуг, которые приобретаются и предлагаются в пределах рынка. Инвестору важно понять динамику емкости рынка за последние 3-5 лет для определения потенциала роста отрасли, который, например, для продовольственного сектора, возможно оценить с помощью таких показателей, как: EBITDA, EBIT, чистая прибыль, торговая площадь, LTL (like-to-like) = ticket growth, LTL traffic growth. e Оценка потенциального роста продаж. На практике, первое, с чего начинается прогнозирование еЗ для оценки потенциала роста акций компании -Ц моделирование выручки компании, в основе кото-

рой лежат два фактора: цена и объем продаж. Эти два фактора должны находиться под пристальным вниманием инвестора; он должен учесть насыщенность существующего рыночного спроса, понять, имеются ли сопутствующие товары или товары -заменители, имеются ли в отрасли предпосылки изменения спроса в краткосрочной и долгосрочной перспективе для корректной оценки потенциального роста продаж.

Внутриотраслевая конкуренция. Высокая конкуренция в отрасли порождает постоянное совершенствование как свойств продуктов, так и технологий, с помощью которых они производятся, хотя и приводит к возрастающим конкурентным рискам, находящим отражение в снижении нормы отдачи на капитал из-за разделения совокупного отраслевого финансового результата среди большого количества фирм. Обратная ситуация с монополией: отсутствие схожих компаний, предлагающих идентичную продукцию, не позволяет сформировать условия для здоровой конкуренции на рынке, что ведет к ухудшению качества продукции и торможению развития научно - технического прогресса, но, с другой стороны, пользуясь своим привилегированным положением, монополист свободен в вопросах ценообразования на производимую им продукцию. С точки зрения инвестирования в акции монопольных компаний, необходимо отметить серьезный негативный эффект: отсутствие возможности влияния на развитие бизнеса по причине того, что структура многих монопольных компаний неизменна и определена исторически, причем большая часть акционерного капитала принадлежит государству из-за уникальности ресурсов и технологий, с которыми работает компания-монополист. На наш взгляд, оптимальным вариантом с точки зрения хеджирования конкурентных рисков является инвестирование в олигополистические компании или предприятия, работающие в такой рыночной структуре, как монополистическая конкуренция.

Резюмируя, отметим, что, проводя анализ отрасли, инвестору следует прежде всего обратить внимание на налоговые, бухгалтерские и правовые особенности бизнес-модели компаний данной отрасли, разобраться с продуктовой линейкой, длиной и структурой производственной цепочки. Немаловажным аспектом отраслевого анализа является интерпретация собранных статистических данных о емкости рынка, его насыщенности и иных специфических для рассматриваемой отрасли показателях, характеризующих ее текущее состояние. Помимо этого, инвестор должен оценить степень внутриотраслевой конкуренции и, наконец, понять, соотносится ли риск, связанный с инвестированием в данную отрасль, со среднеотраслевой нормой доходности.

Анализ компании-эмитента

После анализа отраслевых факторов стоимости акции инвестору необходимо определиться с кон-

кретной компанией, имеющей наибольший потенциал роста. Преследуя эту цель, инвестор будет проводить анализ компаний, входящих в отрасль, оценивая их финансовое положение, показатели рентабельности, ликвидности, долговой нагрузки и иные не менее важные характеристики положения предприятия. Данный этап фундаментального анализа предусматривает работу с базами данных и источниками, раскрывающими информацию о компании-эмитенте. К обязательной для рассмотрения информации относятся:

1. Годовые и ежеквартальные отчеты, содержащие информацию об основных событиях компании за определенный период.

2. Финансовая отчетность. Инвестору следует ознакомиться как с так называемой «stand-alone» отчетностью, отражающей результаты отдельных компаний, входящих в группу, так и с консолидированной. В целях дальнейшего сопоставления показателей и с национальными, и с зарубежными корпорациями для анализа следует использовать данные проаудированной МСФО-отчетности.

3. Раскрытие существенных фактов, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента.

4. Операционные результаты.

5. Презентации для инвесторов.

6. Уставные и эмиссионные документы.

7. Сделки с аффилированными лицами.

Предварительно следует провести экспресс-анализ отчетности с целью выявления характерных значимых статей в основных формах бухгалтерской отчетности, в силу того, что специфика бизнес-модели каждой отрасли различна, следовательно, и подход к анализу хозяйственной деятельности к компаниям несхожих отраслей будет отличаться, поэтому целесообразным является расчет финансовых показателей с последующим их сравнением со среднеотраслевыми значениями.

В качестве примера рассмотрим, какие статьи в бухгалтерском балансе являются характерными для компаний продовольственного сектора. Бизнес-модель следующая: ритейлер закупает у поставщиков товары, предназначенные для продажи, которые, согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», классифицируются им как запасы (страховой, циклический, транзитный и промо-запас), необходимые для удовлетворения спроса покупателей. Переход права собственности на эти товары от поставщика к ритейлеру приводит к признанию дебиторской задолженности в учете поставщика и, с другой стороны, - к возникновению кредиторской задолженности ритейлера. Следовательно, второй значимой статьей в балансе продовольственных компаний является кредиторская задолженность. Касательно кредиторской задолженности, необходимо также оговориться о том, что бонусы от поставщиков в виде скидок за объем закупок, а также иные стимулирующие выплаты и ретро - бонусы (рибейн), как правило, отражаются в отчете о прибылях и убытках ритейлера

не в составе прочих доходов, а как снижение себестоимости, и в балансе как уменьшение кредиторской задолженности перед поставщиком. Следует отметить, что у компаний розничной торговли дебиторская задолженность по операционному сегменту, как правило, не формируется. Обратная ситуация с оптовой торговлей, в которой, в силу специфики расчетов, не обойтись без признания дебиторской и торговой задолженности и, как следствие, создания резерва по сомнительным долгам.

Основными методами, с помощью которых проводится экспресс-анализ, являются вертикальный анализ (направлен на определение структуры баланса и отчета о финансовом результате) и горизонтальный, цель которого - выявление трендов в изменении существенных статей отчетности.

Базовый набор коэффициентов финансового анализа, используемый отечественными и зарубежными инвесторами, предусматривает расчет и анализ показателей финансовой устойчивости, деловой активности, ликвидности и платежеспособности, рентабельности. В базовый набор коэффициентов, по нашему мнению, следует добавить эффект операционного, финансового и общего рычага (который получается путем перемножения операционного и финансового рычагов). Операционный рычаг позволит проанализировать, на сколько процентов изменится операционная прибыль при изменении выручки на 1%. Финансовый - процентное изменение рентабельности акционерного капитала при привлечении 1% долгового финансирования, что необходимо для оценки расхождения между оптимальной и текущей структурой капитала компании. Общий рычаг нужен для понимания, на сколько процентов изменится базовая прибыль на акцию при изменении выручки на 1%. В условиях комплексного фундаментального анализа наряду с финансовыми коэффициентами изучаются такие качественные характеристики деятельности компании, как рыночная ниша, качестве менеджмента, клиентская база, технологии и инновации.

Последним этапом в фундаментальном анализе является оценка ценных бумаг. Изучив макроэкономическую среду, проведя анализ отрасли и определившись с компанией, которая будет потенциальным объектом инвестирования, необходимо оценить внутреннюю стоимость ее ценных бумаг. В теории инвестиционной оценки выделяют три основных подхода: доходный, сравнительный и затратный. Остановимся на каждом из них более подробно.

1) Доходный подход. Федеральный стандарт оценки определяет доходный подход как «совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки»1. Основная

1 Федеральный стандарт оценки № 1. п. 13 / Интернет-сайт справочной правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/

сз о со от m Р от

от А

предпосылка данного метода состоит в том, что компания стоит столько, сколько денежных потоков в будущем она сможет генерировать. В рамках данного подхода на практике, в основном, используются две базовые модели: DDM и DCF.

- DDM (discount dividend model - модель дисконтированных дивидендов), предложенная Джоном Уилиамсом в 30-е годы прошлого столетия и предполагающая прогнозирование стоимости акций компании исходя из уровня выплачиваемых ею дивидендов. Модель не лишена недостатков: во-первых, используя DDM - метод, инвестор сможет оценить только стоимость акционерного капитала, а не всей компании; во-вторых, полученный прогноз, как правило, будет завышен, в связи с тем, что уровень дивидендных выплат компаний очень низкий либо выплаты дивидендов не предусмотрено вовсе. Данная модель получила широкое распространение при прогнозировании стоимости привилегированных акций по причине того, что дивидендные выплаты по привилегированным акциям носят более стабильный характер в связи с природой привилегированных ценных бумаг.

- DCF (discounted cash flow - модель дисконтированных денежных потоков) получила, в отличие в DDM - модели, большее распространение среди инвесторов. Ее преимуществом является возможность оценки как акционерного капитала, так и стоимости всей компании. Особенностью модели является большое количество субъективных предпосылок, необоснованное использование которых порой приводит к искажению результатов прогноза. С другой стороны, DCF - модель не позволяет оценить компании с нестабильными и непрогнозируемыми потоками. Базовыми понятиями, характерными для модели, являются показатели свободного денежного потока на акционерный капитал, продис-контировав который по ставке требуемой нормы доходности на акционерный капитал, рассчитываемой с использованием модели CAPM (Capital assets pricing model - модель ценообразования активов), инвестор получит стоимость акционерного капитала (Equity Value) и свободного денежного потока на капитал фирмы, приведя который к дате оценки, применяя ставку средневзвешенной стоимости капитала, - стоимость всей компании (Enterprise Value).

2) Сравнительный подход. Стандарт оценки рассматривает данный подход как «совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах»1. Низкие трудовые и временные затраты, а также простота в использовании методов, лежащих в основе дан-= ного подхода, позволяют ему сохранять свою по-е пулярность уже многие десятилетия.

о _

сч

сэ 1 Федеральный стандарт оценки № 1. п. 14 / Интернет-сайт

т^ справочной правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://

z www.consultant.ru/

- Метод рынка капитала. Данный метод используется инвесторами при покупке неконтрольных пакетов акций на основе сравнения стоимости бумаг оцениваемой компании с бумагами аналогичных компаний, ценные бумаги которых являются высоколиквидными инструментами.

- Метод сделок. Техника оценки принципиально не отличается от оценки методом рынка капитала, однако данным методом определяется стоимость контрольных пакетов акций компании на основе ретроспективных данных о прошедших сделках с мажоритарными пакетами схожих фирм. Стратегические инвесторы, желающие получить контроль над предприятием, должны учесть премию за контроль, рассчитываемую как процент, на который выкупная цена отличается от рыночной за пять рабочих дней до официального объявления информации о покупке контрольного пакета, а также возможную скидку за недостаточную ликвидность покупаемых бумаг.

- Метод отраслевых коэффициентов. Суть метода состоит в первоначальном поиске компаний-аналогов, обладающих схожим бизнес -профилем (отрасль, продуктовая линейка, покупатели, каналы дистрибуции, рыночная доля, географические характеристики) и финансовым профилем (размер, структура капитала, показатели рентабельности), дальнейшем выявлении прогнозных мультипликаторов, исходя из отраслевой специфики, определении их медианного значения и проведении итоговой оценки стоимости путем умножения оценочных показателей на рассчитанные значения мультипликаторов с последующим взвешиваем результатов на основе профессионального суждения. На сегодняшний день существует большое число отраслевых коэффициентов. Например, для оценки компаний продовольственного сектора чаще всего используется мультипликатор EV/EBITDAR, в связи с тем, что ритейлеры, как правило, не оформляют право собственности на торговые площади, а заключают договор финансовой аренды (лизинга) с их собственником, тем самым увеличивая свои расходы по оплате аренды, что говорит о необходимости их учета в знаменателе мультипликатора. 3) Затратный подход. Практиками данный подход используется не столь часто, однако в некоторых случаях именно он позволяет определить реальную стоимость бизнеса. Например, при введении процедуры банкротства в отношении фирмы зачастую ее денежный поток практически не поддается прогнозу, что делает невозможным использование доходного подхода, а негативная динамика и отрицательные значения некоторых ключевых операционных и финансовых показателей затрудняют применение сравнительного подхода. В таком случае инвестор может воспользоваться методами затратного подхода к оценке бизнеса. Рассмотрим некоторые из них.

- Метод чистых активов. Базируется на постулате, что стоимость компании равна стоимости ее чистых активов, рассчитываемых как разница между суммарными активами и обязательствами фирмы. В связи с тем, что метод не учитывает уровень прибыли компании, его использование может быть единственным способом оценки, когда инвестор не обладает никакой ретроспективной информацией о прибыли компании.

- Метод замещения. Основан на предпосылке того, что стоимость бизнеса равна расходам с учетом текущей инфляции, которые необходимо понести, чтобы создать предприятие, имеющее аналогичную полезность.

- Метод ликвидационной стоимости. Предполагает оценку бизнеса как имущественного комплекса и показывает минимальную рыночную цену, по которой активы компании могут быть проданы при ее ликвидации.

Подводя итог вышесказанному отметим, что фундаментальный анализ конкретной компании представляет собой комплексный процесс, нацеленный на выявление основных возможностей и рисков конкретной компании, с использованием широкого инструментария при оценке компании: экспресс-анализ отчетности, финансовый анализ, предполагающий расчет базовых коэффициентов с последующим сравнением их со среднеотраслевыми значениями, и, наконец, оценка влияния качественных факторов на инвестиционную привлекательность компании. Использование в совокупности трех основных подходов к оценке стоимости ценных бумаг, с учетом набора условий применения, позволяет получить точную релевантную оценку внутренней (справедливой) стоимости акций компании.

Экономический анализ: теория и практика. -М., 2014. - № 33. - С. 2-16.

5. Семенкова Е.В. Современные аспекты в фундаментальном анализе рынка акций // Финансовый менеджмент. - 2016. - № 6. - С. 115129.

6. Три подхода к оценке стоимости бизнеса. / под ред. Дж. Хитчнера, В.М. Рутгайзера - М.: Маросейка, 2008. - 306 с.

7. CFA Level 1 Book 3: Financial reporting and analysis / Schweser - US: Kaplan, 2016. - 340 p.

8. Mastering Fundamental Analysis/ Thomsett M. -Dearborn Trade, 1998. - 234p.

methodological aspects of fundamental stock analysis

Andrianova L.N.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article reveals the methodological aspects of the fundamental analysis of shares, which allow us to organize the ideas about the analysis carried out to determine the investment value of securities. The purpose of the study is to identify and systematize quantitative and qualitative factors that affect the internal value of shares at the current stage of the stock market development. In this regard, the author pays attention to the key aspects of fundamental stock analysis at each of its three main stages. The author identifies and characterizes the features of macroeconomic and industry factors. It also characterizes the financial and production performance of the issuing company, which the investor analyzes to determine the profitability of its activities and assess the investment value of its shares. The methodological basis of the research is the theory of fundamental analysis (B. Gramm and D. Dodd). As conclusions, it is determined that fundamental analysis is a complex process aimed at identifying the main opportunities and risks of a particular company. The combination of three main approaches to evaluating the value of securities, taking into account a set of application conditions, allows you to get an accurate relevant assessment of the internal (fair) value of the company's shares.

Keywords: fundamental analysis of stocks, macroeconomic factors, industry factors, financial ratios, valuation of shares, intrinsic value of the stock.

литература

1. Андрианова Л.Н., Крылова К.Е. Анализ применения стратегий управления портфелем инвестиционных фондов на рынке США // Финансовые рынки и банки. - 2019. - № 2. - С. 45-51.

2. Дмитриева О.В. Методические аспекты определения справедливой стоимости акций российских эмитентов // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии // Издательский дом «Финансы и кредит». - 2014. - № 1 (169). -С. 24-29.

3. Земскова И.М., Андрианова Л.Н. Влияние экологических факторов на цену акции компании // Финансовая жизнь - 2018. - № 3. -С.63-68.

4. Когденко В.Г. Фундаментальный анализ компании: особенности и ключевые индикаторы //

References

1. Andrianova L.N., Krylova K.E. Analysis of the application of portfolio management strategies for investment funds in the US market // Financial markets and banks, 2019, no. 2, pp. 45-51.

2. Dmitrieva O.V. Methodological aspects of determining the fair value of shares of Russian issuers // Accounting in publishing and printing // Publishing house "Finance and credit", 2014, no. 1 (69), pp. 2-16.

3. Zemskova I.M., Andrianova L.N. Impact of ecological factors on stock price of the company // Financial life, 2018, no. 3, pp. 6368.

4. Kogdenko V.G. Fundamental company analysis: characteristics and key indicators // Economic analysis: theory and practice, 2014, no.33, pp. 2-16.

5. Semenkova E.V. Modern aspects in the fundamental analysis of the stock market // Financial Management, 2016, no. 6, pp. 115-129.

6. Three approaches to assessing the value of a business / ed. J. Hitchner, V.M. Rutgaizer - M .: Maroseyka, 2008. - 306 p.

7. CFA Level 1 Book 3: Financial reporting and analysis / Schweser - US: Kaplan, 2016. - 340 p.

8. Mastering Fundamental Analysis / Thomsett M. - Dearborn Trade, 1998. - 234 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.