Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛА ПО ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛА ПО ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ФИНАНСЫ / УНИВЕРСИТЕТ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаплаев Х.Г., Батаева П.С.

Конституционная автономия университета и академическая свобода являются фундаментальнымиценностями Европейского пространства высшего образования. Они играют важную роль в обеспечениии повышении качества высшего образования в демократическом обществе. С одной стороны,институциональную автономию университета рассматривают как измерение демократии в качествебазовой характеристики академического сообщества, с другой - как средство повышения качествавысшего образования. Ключевым аспектом институциональной автономии является способностьучреждений высшего образования устанавливать и реализовывать собственную политику и приоритетыв преподавании, исследовании, а также других аспектах деятельности в рамках их миссии. С цельюраскрытия сущности понятия «институциональная автономия университета» в Европейскомпространстве высшего образования обратимся к анализу ключевых стратегических документов,определяющих приоритеты современного развития высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чаплаев Х.Г., Батаева П.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL DEVELOPMENT OF MATERIAL ON TEACHING FINANCIAL MANAGEMENT IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The constitutional autonomy of the university and academic freedom are fundamental values of theEuropean Higher Education Area. They play an important role in ensuring and improving the quality of highereducation in a democratic society. On the one hand, the institutional autonomy of the university is consideredas a dimension of democracy as a basic characteristic of the academic community, on the other - as a meansof improving the quality of higher education. The key aspects of institutional autonomy are the ability of highereducation institutions to establish and implement their own policies and priorities in teaching, research, as wellas other aspects of activities within their mission. In order to reveal the essence of the concept of "institutionalautonomy of the university" in the European Higher Education Area, let us turn to the analysis of key strategicdocuments that determine the priorities of the modern development of higher education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛА ПО ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

Методическая разработка материала по преподавания финансового менеджмента в высших

учебных заведениях

Хусейн Геланиевич Чаплаев

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление в образовании» Чеченский государственный педагогический университет Грозный, Россия chaplaev@chspu.ru 0000-0000-0000-0000

Патимат Султановна Батаева

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов, кредита и антимонопольного регулирования

Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова Грозный, Россия Naurhanova71@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 15.10.2021 Принята 13.11.2021 Опубликована 17.12.2021

d 10.25726/x4874-7776-4464-w

Аннотация

Конституционная автономия университета и академическая свобода являются фундаментальными ценностями Европейского пространства высшего образования. Они играют важную роль в обеспечении и повышении качества высшего образования в демократическом обществе. С одной стороны, институциональную автономию университета рассматривают как измерение демократии в качестве базовой характеристики академического сообщества, с другой - как средство повышения качества высшего образования. Ключевым аспектом институциональной автономии является способность учреждений высшего образования устанавливать и реализовывать собственную политику и приоритеты в преподавании, исследовании, а также других аспектах деятельности в рамках их миссии. С целью раскрытия сущности понятия «институциональная автономия университета» в Европейском пространстве высшего образования обратимся к анализу ключевых стратегических документов, определяющих приоритеты современного развития высшего образования.

Ключевые слова

Менеджмент, преподавание, финансы, университет, развитие.

Введение

В документе под названием «Magna Charta Universitatum» (Великая хартия университетов, 1988 г.), автономия признана основополагающим принципом для университетов: «университет является автономным институтом внутри обществ с различной организацией, что является следствием различных географических и исторических условий. Университет критически осмысливает и распространяет культуру через исследования и преподавание. Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей исследовательской и преподавательской деятельности университет должен иметь моральную и научную независимость от политической и экономической власти» (Wang, 2022).

К другим базовым принципам жизнедеятельности университета в этом документе относят следующие:

«преподавание и исследовательская деятельность в университетах не должны быть отделены для того, чтобы обучение у них отвечало потребностям меняются, запросам общества и достижением в научном знании;

свобода преподавания, исследований и обучения является основным принципом университетской жизни;

руководящие органы и университеты, каждый в пределах своей компетентности, должны гарантировать соблюдение этого фундаментального требования» (Maraza-Quispe, 2022).

Материалы и методы исследования

В Коммюнике «Realising the European Higher Education Area» (Формирование Европейского пространства высшего образования, 2003 г., г. Берлин) автономия университета рассматривается в контексте обеспечения качества высшего образования. А именно, удостоверяется прямая и неразрывная связь между институциональной автономией и ответственностью университета за качество высшего образования: «...в соответствии с принципами институциональной автономии, ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую очередь возлагается на каждое учреждение образования, и таким образом создается база для реальной ответственности национальных академических систем». Следующее Коммюнике конференций министров «The European Higher Education Area - Achieving the Goals» (Европейское пространство высшего образования - достижение целей», 2005 г., г. Берген) определяет университетскую автономию как основу для реализации реформ в высшем образовании. Коммюнике, в частности, отмечает «необходимость обеспечить автономию учреждений высшего образования для выполнения согласованных реформ» (Yang, 2022).

Важным в свете нашего исследования является также акцент, сделанный в данном документе, о государственной ответственности за развитие высшего образования, в частности, в аспекте обеспечения прозрачности государственной политики и обеспечении устойчивого финансирования учреждений высшего образования (Adalbert, 2022).

Важный эволюционный прорыв в отношении сущности и роли институциональной автономии университетов сделан, на наш взгляд, в коммюнике «Towards the European Higher Education Area: responding to challenges in a globalised world» (к европейскому пространству высшего образования: отвечая на вызовы в глобализированном мире, 2007 г., г. Лондон). А именно, документ расширил круг базовых ценностей европейского пространства высшего образования, дополнив их принципами равных возможностей и демократического управления (Busoi, 2022). В частности, в документе указано, что Европейское пространство высшего образования «основано на институциональной автономии и академической свободе, равных возможностях и демократических принципах, способствующих мобильности, повышать возможности трудоустройства, а также привлекательность и конкурентоспособность стран Европы».

Данный документ также усиливает акцент на связь между автономией (особенно финансовой) университетов и их эффективностью, подчеркивая важность существования «мощных, разнообразных университетов, имеющих достаточное финансирование, являются автономными и подотчетными».

Коммюнике «The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new decade» (Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии, 2009 г. г. Левен и Левен-ля-Нев) продолжает уже ранее озвученную содержательную линию признание университетской автономии и академической свободы как основы для реализации реформ в высшем образовании. В то же время, коммюнике связывает реализацию университетской автономии и соблюдения академической свободы с вопросами привлечения студентов и персонала в процессы управления: «нужно, чтобы реформа систем и политики высшего образования была встроенной в европейские ценности институциональной автономии и академической свободы, социальной справедливости и осуществлялась при активном участии студентов и персонала учреждения высшего образования» (de Wit, 2022).

Как и в двух предыдущих случаях, данное коммюнике акцентирует внимание на вопросах ответственности государства за финансирование высшего образования: «государственное

финансирование является ключевым приоритетом для гарантирования равного доступа и дальнейшего устойчивого и гармоничного развития автономных учреждений высшего образования». Другими словами, снова подчеркивается прямая связь между развитием университетов, их автономией и финансовой устойчивостью (Florom-Smith, 2022).

Результаты и обсуждение

Коммюнике «Budapest-Vienna Declaration on the European Higher Education Area» (Будапештско-Венская Декларация о создании Европейского пространства высшего образования, 2010 г., г. Будапешт, г. Вена) расширяет роль университетов в развитии общества, подчеркивая их влияние на укрепление мирных демократических обществ и усиления социальной сплоченности». Выполнение такой широкой и определяющей социальной роли со стороны университетских сообществ очевидно является возможным лишь при условии «обеспечения академической свободы, автономии и подотчетности учреждений высшего образования как основных принципов Европейского пространства высшего образования».

Содержательная линия университетской автономии, связанная с реализацией управления в высшем образовании и повышением эффективности деятельности университетов, нашла свое продолжение и углубление на уровне Коммюнике «Making the Most of Our Potential: Consolidating the European Higher Education Area» (Использование нашего потенциала с наибольшей пользой: консолидация Европейского пространства высшего образования, 2012 г., г. Бухарест). В документе относительно выше указанного подтверждено обязательство поддерживать участие студентов и сотрудников учреждений высшего образования в структурах управления на всех уровнях; и придерживаться принципа академической свободы в отношении автономных и ответственных учреждений высшего образования» (McLean, 2022).

В то же время, в свете развития финансовой автономии университетов подчеркнута «важность дальнейшего развития соответствующих инструментов финансирования для достижения общих целей и значимость развития эффективных структур управления и управления в учреждениях высшего образования» (Seufert, 2022).

Коммюнике «Yerevan Communiqué on the European Higher Education Area» (Ереванское коммюнике относительно Европейского пространства высшего образования , 2015 г., г. Ереван) и «Paris communiqué» (Парижское коммюнике, 2018 г. г. Париж) делают акцент на неразрывности и взаимозависимости между правом в виде «университетской автономии и академической свободы» и обязательством в виде «публичной ответственности, обеспечения добропорядочности и эффективности управления» (Tanvi Newaz, 2022):

Европейское пространство высшего образования базируется на «публичной ответственности за высшее образование, академической свободе, институциональной автономии и стремлении к добродетели.

Отмечено на «поддержке, защите студентов и академического сообщества в праве на академическую свободу и обеспечении их участия в качестве полноправных партнеров в соблюдении автономными учреждениями высшего образования» (Batista, 2022).

Одним из определяющих по формированию стратегии развития высшего образования на европейском уровне является Сообщение Европейской Комиссии «Supporting growth and jobs - an agenda for the modernisation of europe's higher education systems» (Поддержка роста и рабочих мест - повестка дня модернизации европейских систем высшего образования, 2011 г.). На основании анализа этого документа выделим две важные и критические для развития высшего образования зависимости.

Первая - зависимость между институциональной адаптивностью университетов (способностью адаптироваться и эффективностью отвечать на внешние вызовы) и институциональной автономией учебных заведений высшего образования: «Автономные учреждения могут легче адаптироваться к новым условиям, обеспечивая результаты образовательной и исследовательской деятельности и способствуя диверсификации в рамках систем высшего образования».

Вторая - зависимость между университетской автономией и ответственностью в форме их сбалансированности: «проблемы, с которыми сталкивается высшее образование, требуют более гибких

систем управления и финансирования, которые обеспечивают сбалансированность большей автономии учебных заведений с подотчетностью перед всеми стейкхолдерами» (Sprajcer, 2022).

Важным в контексте нашего исследования является утверждение о том, что расширение институциональной автономии университетов (академической, кадровой, финансовой и организационной) является механизмом повышения эффективности деятельности университетов: «результативность учреждений высшего образования и эффективность государственных инвестиций могут быть усилены через сокращение ограничений на рост частных поступлений, капитальные инвестиции, право собственности на инфраструктуру, право найма персонала, аккредитацию» (Rowe, 2022).

Еще один документ в формате Сообщения Европейской Комиссии, на который мы хотим обратить внимание, это «Renewed EU agenda for higher education» (Относительно обновленного повестки дня высшего образования, 2017 г.). В этом документе Университетская автономия определена как предпосылка функционирования «эффективных и действенных систем высшего образования» (Simonson, 2022).

Подчеркивается непосредственное влияние кадровой и финансовой автономии университетов на результативность их деятельности: «способность заведений и систем высшего образования оказывать услуги в сфере образования зависит от наличия соответствующих человеческих и финансовых ресурсов, стимулов и вознаграждений»

В то же время, раскрывается роль государства по установлению регуляций («правил игры»): «учреждения высшего образования работают в рамках, установленных государственными органами власти относительно финансирования, аккредитации, обеспечения качества».

Заключение

В аспекте финансирования высшего образования и выполнения соответствующих ролей указано:

«Правительства являются основными субъектами финансирования высшего образования в большинстве государств-членов Европейского Союза. Они устанавливают стимулы, цели и стандарты качества для системы высшего образования в целом».

«...хотя учреждения высшего образования действуют в рамках, которые созданы государственными органами власти (финансирование, аккредитация, обеспечение качества), распределение ресурсов и создания стимулов в институтах имеет значительное влияние».

Таким образом, отмечаем взаимосвязь между регуляторными рамками» (уровень государства) и «институциональной автономией» (уровень университета).

Следовательно, осуществлен анализ ключевых политических и стратегических документов европейского уровня по развитию высшего образования (Великая хартия университетов, Болонская декларация, Коммюнике конференций министров, Сообщение Европейской Комиссии) дал основания для формулирования следующих выводов.

В основе создания европейского пространства высшего образования заложены базовые ценности-академическая свобода и институциональная автономия. Соблюдение указанных ценностей рассматривается предпосылкой (ключевым фактором) развития Европейского пространства высшего образования.

Список литературы

1. Adalbert, J. R., & Ilyas, A. M. (2022). A focus on the future of opioid prescribing: implementation of a virtual opioid and pain management module for medical students. BMC Medical Education, 22(1). https://doi.org/10.1186/s12909-021-03058-z

2. Batista, J. P. B., Torre, C., Sousa Lobo, J. M., & Sepodes, B. (2022). A review of the continuous professional development system for pharmacists. Human Resources for Health, 20(1). https://doi.org/10.1186/s12960-021-00700-1

3. Busoi, G., Ali, A., & Gardiner, K. (2022). Antecedents of emotional labour for holiday representatives: A framework for tourism workers. Tourism Management, 89. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2021.104450

4. de Wit, M., Zipfel, N., Horreh, B., Hulshof, C. T. J., Wind, H., & de Boer, A. G. E. M. (2022). Training on involving cognitions and perceptions in the occupational health management and work disability assessment of workers: development and evaluation. BMC Medical Education, 22(1). https://doi.org/10.1186/s12909-021-03084-x

5. Florom-Smith, A. L., Klingenberger, J. K., & DiBiase, C. P. (2022). Commercial space tourism: An integrative review of spaceflight participant psychological assessment and training. REACH, 25-26. https://doi.org/10.1016/j.reach.2021.100043

6. Maraza-Quispe, B., Valderrama-Chauca, E. D., Cari-Mogrovejo, L. H., Apaza-Huanca, J. M., & Sanchez-Ilabaca, J. (2022). A predictive model implemented in knime based on learning analytics for timely decision making in virtual learning environments. International Journal of Information and Education Technology, 12(2), 91-99. https://doi.org/10.18178/ijiet.2022.12.2.1591

7. McLean, S., Coventon, L., Finch, C. F., Dallat, C., Carden, T., & Salmon, P. M. (2022). Evaluation of a systems ergonomics-based incident reporting system. Applied Ergonomics, 100. https://doi.org/10.1016/j.apergo.2021.103651

8. Rowe, S. Y., Ross-Degnan, D., Peters, D. H., Holloway, K. A., & Rowe, A. K. (2022). The effectiveness of supervision strategies to improve health care provider practices in low- and middle-income countries: secondary analysis of a systematic review. Human Resources for Health, 20(1). https://doi.org/10.1186/s12960-021-00683-z

9. Seufert, C., Oberdörfer, S., Roth, A., Grafe, S., Lugrin, J.-L., & Latoschik, M. E. (2022). Classroom management competency enhancement for student teachers using a fully immersive virtual classroom. Computers and Education, 179. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104410

10. Simonson, R. J., Keebler, J. R., Blickensderfer, E. L., & Besuijen, R. (2022). Impact of alarm management and automation on abnormal operations: A human-in-the-loop simulation study. Applied Ergonomics, 100. https://doi.org/10.1016/j.apergo.2021.103670

11. Sprajcer, M., Thomas, M. J. W., Sargent, C., Crowther, M. E., Boivin, D. B., Wong, I. S., ... Dawson, D. (2022). How effective are Fatigue Risk Management Systems (FRMS)? A review. Accident Analysis and Prevention, 165. https://doi.org/10.1016/j.aap.2021.106398

12. Tanvi Newaz, M., Ershadi, M., Carothers, L., Jefferies, M., & Davis, P. (2022). A review and assessment of technologies for addressing the risk of falling from height on construction sites. Safety Science, 147. https://doi.org/10.1016/j.ssci.2021.105618

13. Wang, D., Sheng, Z., Wang, X., Griffin, M. A., Zhang, Y., & Wang, Z. (2022). How team safety stressors affect proactive and prosocial safety behaviors: Felt safety responsibility and affective commitment as mediators. Safety Science, 147. https://doi.org/10.1016/j.ssci.2021.105625

14. Yang, F., & Miang Goh, Y. (2022). VR and MR technology for safety management education: An authentic learning approach. Safety Science, 148. https://doi.org/10.1016/j.ssci.2021.105645

Methodological development of material on teaching financial management in higher educational

institutions

Hussein G. Chapaev

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management in Education

Chechen State Pedagogical University Grozny, Russia chaplaev@chspu.ru 0000-0000-0000-0000

Patimat S. Bataeva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance, Credit and Antimonopoly Regulation Chechen State University named A.A. Kadyrov Grozny, Russia Naurhanova71@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 15.10.2021 Accepted 13.11.2021 Published 17.12.2021

d 10.25726/x4874-7776-4464-w

Abstract

The constitutional autonomy of the university and academic freedom are fundamental values of the European Higher Education Area. They play an important role in ensuring and improving the quality of higher education in a democratic society. On the one hand, the institutional autonomy of the university is considered as a dimension of democracy as a basic characteristic of the academic community, on the other - as a means of improving the quality of higher education. The key aspects of institutional autonomy are the ability of higher education institutions to establish and implement their own policies and priorities in teaching, research, as well as other aspects of activities within their mission. In order to reveal the essence of the concept of "institutional autonomy of the university" in the European Higher Education Area, let us turn to the analysis of key strategic documents that determine the priorities of the modern development of higher education.

Keywords

Management, teaching, finance, university, development.

References

1. Adalbert, J. R., & Ilyas, A. M. (2022). A focus on the future of opioid prescribing: implementation of a virtual opioid and pain management module for medical students. BMC Medical Education, 22(1). https://doi.org/10.1186/s12909-021-03058-z

2. Batista, J. P. B., Torre, C., Sousa Lobo, J. M., & Sepodes, B. (2022). A review of the continuous professional development system for pharmacists. Human Resources for Health, 20(1). https://doi.org/10.1186/s12960-021-00700-1

3. Busoi, G., Ali, A., & Gardiner, K. (2022). Antecedents of emotional labour for holiday representatives: A framework for tourism workers. Tourism Management, 89. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2021.104450

4. de Wit, M., Zipfel, N., Horreh, B., Hulshof, C. T. J., Wind, H., & de Boer, A. G. E. M. (2022). Training on involving cognitions and perceptions in the occupational health management and work disability assessment of workers: development and evaluation. BMC Medical Education, 22(1). https://doi.org/10.1186/s12909-021-03084-x

5. Florom-Smith, A. L., Klingenberger, J. K., & DiBiase, C. P. (2022). Commercial space tourism: An integrative review of spaceflight participant psychological assessment and training. REACH, 25-26. https://doi.org/10.1016/j.reach.2021.100043

6. Maraza-Quispe, B., Valderrama-Chauca, E. D., Cari-Mogrovejo, L. H., Apaza-Huanca, J. M., & Sanchez-Ilabaca, J. (2022). A predictive model implemented in knime based on learning analytics for timely decision making in virtual learning environments. International Journal of Information and Education Technology, 12(2), 91-99. https://doi.org/10.18178/ijiet.2022.12.2.1591

7. McLean, S., Coventon, L., Finch, C. F., Dallat, C., Carden, T., & Salmon, P. M. (2022). Evaluation of a systems ergonomics-based incident reporting system. Applied Ergonomics, 100. https://doi.org/10.1016/j.apergo.2021.103651

8. Rowe, S. Y., Ross-Degnan, D., Peters, D. H., Holloway, K. A., & Rowe, A. K. (2022). The effectiveness of supervision strategies to improve health care provider practices in low- and middle-income countries: secondary analysis of a systematic review. Human Resources for Health, 20(1). https://doi.org/10.1186/s12960-021-00683-z

9. Seufert, C., Oberdörfer, S., Roth, A., Grafe, S., Lugrin, J.-L., & Latoschik, M. E. (2022). Classroom management competency enhancement for student teachers using a fully immersive virtual classroom. Computers and Education, 179. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104410

10. Simonson, R. J., Keebler, J. R., Blickensderfer, E. L., & Besuijen, R. (2022). Impact of alarm management and automation on abnormal operations: A human-in-the-loop simulation study. Applied Ergonomics, 100. https://doi.org/10.1016/j.apergo.2021.103670

11. Sprajcer, M., Thomas, M. J. W., Sargent, C., Crowther, M. E., Boivin, D. B., Wong, I. S., ... Dawson, D. (2022). How effective are Fatigue Risk Management Systems (FRMS)? A review. Accident Analysis and Prevention, 165. https://doi.org/10.1016/j.aap.2021.106398

12. Tanvi Newaz, M., Ershadi, M., Carothers, L., Jefferies, M., & Davis, P. (2022). A review and assessment of technologies for addressing the risk of falling from height on construction sites. Safety Science, 147. https://doi.org/10.1016/j.ssci.2021.105618

13. Wang, D., Sheng, Z., Wang, X., Griffin, M. A., Zhang, Y., & Wang, Z. (2022). How team safety stressors affect proactive and prosocial safety behaviors: Felt safety responsibility and affective commitment as mediators. Safety Science, 147. https://doi.org/10.1016/j.ssci.2021.105625

14. Yang, F., & Miang Goh, Y. (2022). VR and MR technology for safety management education: An authentic learning approach. Safety Science, 148. https://doi.org/10.1016/j.ssci.2021.105645

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.