ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 377.12:60
Ю. В. Семенов
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ОСНОВ НАНОТЕХНОЛОГИИ
Статья посвящена актуальным вопросам повышения квалификации учителей естественнонаучного профиля в области основ нанотехнологии.
The article is devoted to upgrading teachers of science in the field of Nanotechnology.
Ключевые слова: компетенции, основы нанотехнологии, нанотехнологическая лаборатория, экологическая культура, методическая подготовка, повышение квалификации учителей естественнонаучного цикла.
Keywords: competences, basics of Nanotechnology, laboratory of Nanotechnology, ecological culture, training techniques, upgrading of science teachers.
Широкий интерес к нанотехнологии в последнее время объясняется, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, он связан с решением вопросов получения принципиально новых устройств и материалов. Во-вторых, нанопробле-матика выявила ряд пробелов как в фундаментальных, так и прикладных знаниях о материи. Нанонаука и нанотехнология, являясь широкими междисциплинарными областями, испытывают кадровый дефицит, на что неоднократно указывали представители научных школ академиков В. А. Каргина, П. А. Ребиндера, Б. В. Дерягина, И. В. Тананаева, члена-корреспондента В. Б. Алес-ковского, И. Д. Морохова, лауреата Нобелевской премии академика Ж. И. Алферова. В отдельных источниках отмечается, что информационный вклад российских ученых в мировую нанотехни-ческую науку за последние 5-6 лет заметно снизился и составляет сейчас всего 1,5% против 6% в 2000 г. [1]. В связи с этим возникает необходимость ориентировать молодежь на изучение основ нанотехнологии и совершенствование качества обучения в данной области не только перед высшей профессиональной школой, но и перед системами общего образования; переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
На наш взгляд, общее образование должно завершаться получением теоретических знаний и
© Семенов Ю. В., 2010
практических умений, позволяющих выпускнику впоследствии эффективно интегрироваться в систему профессионального образования, в том числе иметь прочные знания в области нанотех-нологий. В связи с этим возникает необходимость внесения изменений в содержание повышения квалификации педагогов, использующих в учебном процессе модули по основам нано-технологий, а это актуально из-за с поставок в учреждения общего образования новых измерительных комплексов и средств, функционирующих на основе нанотехнологий (НТ).
С целью совершенствования методической подготовки педагогов по основам нанотехноло-гии в Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования был проведен ряд теоретических и практических исследований уровня готовности педагогов к реализации обучения по основам НТ и построения модели подготовки учителей; внедрение разработок в образовательную деятельность. На первом этапе построения модели методической подготовки учителя в области НТ за основу взята система компетентностно-ориен-тированного образования. В работе исследовались соотношения знаний, умений, навыков, ком-петентностей и компетенций учителей естественнонаучного профиля. Результаты исследований использовались при разработке программ формирования и оценивания компетенций педагогов в системе повышения квалификации по основам нанотехнологий.
В ходе теоретических исследований понятия «компетенция» рассматривались сущностные характеристики, такие, как круг вопросов, полномочий человека, характеристика места, а не лица; результат образования; отчужденное, наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося.
Применительно к системе дополнительного профессионального образования мы рассматривали компетенции на основе психологических особенностей личности как ее способность; интегральное качество личности, выделяя стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области или способности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях.
Из числа характеристик в трактовке понятия «компетентность» выделены такие особенности, как способ формированиязнаний, умений, навыков, образованности, содержания образования, т. е. воплощение в деятельности; синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта; результат образования, выражающийся в овладении обучающимся определенным набором способов деятельности.
В ходе исследования было выявлено, что понятие «компетенция» шире термина «знание, умение» и «включает в себя не только когнитивную и операционально-технологические составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую и является внешней оценкой профессиональной и социальной подготовленности специалиста». В профессиональном образовании компетенция выступает компонентом потенциального качества подготовки специалиста, выражающим собой его способность к выполнению определенного комплекса задач или вида деятельности (П. А. Зимняя).
Таким образом, компетенции есть характеристики и требования (знания, их применение, навыки, ответственность, качества личности), задаваемые к подготовке специалиста, представляющие собой совокупность потенциальных качеств педагога, ориентированных на качественное выполнение профессиональной деятельности.
Среди специальных профессиональных компетенций, значимых для деятельности педагога в области основ нанотехнологий, по итогам теоретических исследований мы выделили следующие:
- готовность к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний в области основ нанотехнологий;
- готовность самостоятельно и эффективно решать образовательные проблемы в области изучения школьниками основ нанотехнологий;
- способность к самостоятельным действиям при работе с высокотехнологичным нанообору-дованием (на базе классов для преподавания практических навыков в области нанотехнологий);
- способность к организации действий учащихся для работы с высокотехнологичным нано-оборудованием (на базе классов для преподавания практических навыков в области нанотехно-логий);
- готовность к информированию обучающихся о мероприятиях в области нанотехнологий, популяризации и формированию положительной мотивации обучающихся на изучение основ на-нотехнологии.
Вышеуказанные специальные профессиональные компетенции легли в основу тестовых и практических заданий при проведении первого этапа исследований, направленного на определение уровня их сформированности.
Результаты начальных тестовых испытаний учителей естественнонаучного профиля в области знания основ нанотехнологий показали крайне недостаточный уровень сформированности компетенций педагогов как в когнитивном, так и операционально-технологическом направлениях. Выделение в отдельную группу специальных профессиональных компетенций педагогов, связанных с обучением основам нанотехнологий, результаты проведенных тестовых испытаний позволили конкретизировать задачу разработки последовательности методической подготовки педагогов в области основ нанотехнологии; определить содержание, направление и объем практической работы.
На этом этапе в качестве модели методической подготовки мы использовали модель педагогической деятельности в процессе совершенствования профессиональной подготовки учителя на основе концепции развития профессиональной компетенции учителя. Это позволило нам теоретически обосновать оценки качества уровней методической подготовки через поэтапное решение задач профессионального роста личности.
Анализ психолого-методической литературы, накопленный опыт построения и реализации программ повышения квалификации позволили определить основные характеристики последовательности методической подготовки - формирования специальных профессиональных компетенций педагогов [2]. В содержание методической подготовки учителей к обучению основам нано-технологии нами заложены следующие идеи: гуманизации (опора на общечеловеческие ценности); интеллектуализации (становление и развитие интеллектуально-личностных особенностей педагога в единстве с усвоением новых профессиональных знаний, умений и способов деятельности); гуманитаризации (установление гармонического равновесия между естественно-математической и гуманитарной подготовкой); фундаментальности и комплексности образования (расширение профессиональной мобильности педагога).
В основу процесса методической подготовки учителя к работе в сфере основ нанотехнологий положены принципы: непрерывности профессионального образования, преемственности, поэтапности, фундаментализации и индивидуализации.
При конструировании рабочей программы мы исходили из того, что содержание методической подготовки учителей к обучению основам нано-технологии опирается на объем специальных и предметных знаний, отдельные составляющие которых требуют уточнения.
В области специальных знаний это касается терминологии, используемой в сфере НТ, где ключевым понятием является «нанотехнология».
Среди современных подходов к определению понятия «нанотехнология» можно выделить следующие.
На официальном сайте Технического комитета 1БО/ТК 229 понятие «нанотехнология» трактуется так:
- знание и управление процессами, как правило, в масштабе 1 нм, но не исключающие масштаб менее 100 нм, в одном или более измерениях, когда ввод в действие размерного эффекта (явления) приводит к возможности новых применений;
- использование свойств объектов и материалов в нанометровом масштабе, которые отличаются от свойств свободных атомов или молекул, а также от объемных свойств вещества, состоящего из этих атомов или молекул, для создания более совершенных материалов, приборов, систем, реализующих эти свойства [3].
Согласно «Концепции развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года» (2004 г.) нанотехнология определяется как «совокупность методов и приемов, обеспечивающих возможность контролируемым образом создавать и модифицировать объекты, включающие компоненты с размерами менее 100 нм, хотя бы в одном измерении, и в результате этого получившие принципиально новые качества, позволяющие осуществлять их интеграцию в полноценно функционирующие системы большего масштаба» [4].
Различия в формулировках обусловлены тем, что в научной литературе ключевые в современном понимании термины нанотехнологии, наноп-родукция, наноматериалы появились лишь немногим более 30 лет назад, а активный период их использования определяется последним десятилетием.
В работе мы понимаем нанотехнологии как совокупность процессов, позволяющих создавать материалы, устройства и технические системы (нанопродукция), функционирование которых определяется в первую очередь наноструктурой, то есть фрагментами структуры размером от 1 до 100 нанометров. Наноматериа-лы - продукты нанотехнологий, их следует характеризовать как материалы, функциональные свойства которых определяются наноуровнем их структуры. При этом мы отмечаем, что на-ноуровень структуры существует в любых материалах, с той лишь разницей, что далеко не в каждом из них наноуровень играет определяющую роль в формировании функциональных свойств. В этом вопросе разделяется точка зрения академика Ю. Д. Третьякова о том, что если этот уровень ничего не определяет, то нет смысла говорить о наноматериалах и нанотехноло-гиях, и наоборот [5].
В содержание рабочей программы повышения квалификации в область специальных знаний включены для изучения следующие вопросы.
Понятие о нанотехнологии. Классификация нанообъектов. Размерные эффекты и свойства нанообъектов. Определение наночастицы. Характерные особенности нанообъектов. Знакомство с функциональными и конструкционными нано-материалами неорганической и органической природы. Знакомство с методами получения наноструктур. Знакомство с методами зондовой нанотехнологии. Знакомство с пучковым и другими методами нанолитографии.
Введение в содержание методической подготовки специальных знаний по основам нанотех-нологии ставит задачу отбора соответствующего контента в предметных областях. Особенность учебного материала по основам нанотехнологии состоит в качественном отличии от традиционных дисциплин, поскольку на таких масштабах привычные, макроскопические технологии обращения с материей часто неприменимы, а микроскопические явления, пренебрежительно слабые на привычных масштабах, становятся намного значительнее: свойства и взаимодействия отдельных атомов и молекул и/или агрегатов молекул (например, силы Ван-дер-Ваальса), квантовые эффекты. Следуя логике содержания нашей работы, сгруппируем учебный материал, необходимый для подготовки учителей к обучению школьников основам нанотехнологии в школе, по следующим направлениям: нанофизика, наноби-ология, нанохимия.
Содержание теоретической части учебного материала (модулей «Основы нанотехнологи») в структуре методической подготовки в области нанофизики включает:
- атомное строение вещества;
- элементы квантовой физики;
- физические принципы синтеза наноразмер-ных объектов;
- способы визуализации в наномире;
- методы исследования свойств нанообъектов;
- принципы конструирования наноустройств.
Особое внимание в нанофизике уделено вопросам квантовой механики как основы нанотех-нологий: понятию вероятности; вероятностным закономерностям; гипотезе де-Бройля; волновым свойствам вещества; свойствам микрочастиц; принципу неопределенности; квантованию энергии; принципу суперпозиции; прохождению частиц через потенциальный барьер.
В области нанобиологии:
- биологические системы, используемые в нанобиологии;
- матричные биосинтезы в клетке и в бесклеточных системах - как один из способов массового производства биологических наноструктур;
- нанобиотехнологии на основе ДНК;
- генетическая инженерия;
- нанобиотехнологии надмолекулярного (субклеточного) уровня организации живых систем;
- наноконструирование биологических узнающих систем, нанодетекция. Понятие о наноби-омолекулярной электронике;
- использование достижений нанобиотехно-логии в медицине;
- нанотехнологии и экология.
Одним из ключевых моментов конструирования программы стало введение в представленное содержание экологических вопросов. Это вызвано наличием в литературе работ о высоком потенциале нанотехнологий в решении экологических проблем. Экологические аспекты нанотехно-логий рассматриваются в русле дальнейшего формирования экологической культуры педагога и составляют существенную часть методической подготовки педагога.
В области нанохимии:
- структурные уровни организации вещества;
- начальные понятия о нанохимии;
- история нанохимии;
- кластеры. Получение и свойства;
- многообразие аллотропных форм углерода;
- фуллерены, фуллериты и родственные структуры;
- нанотрубки и родственные структуры;
- понятие о супрамолекулярной химии;
- молекулярные компьютеры. ДНК-компьютеры.
Отметим, что при конструировании модулей «Основы нанотехнологии» рабочей программы повышения квалификации учителей естественно научного цикла мы опирались на высокий интеграционный потенциал специальных и предметных знаний.
В содержании программы повышения квалификации до 40% учебного времени отведено на работу учителя с лабораторным оборудованием учебного класса для преподавания практических навыков в области нанотехнологий, полученного в рамках ПНП «Образование» МОУ «Лицей естественных наук города Советска» (практические модули). Лабораторное оборудование, функционирующее на базе управляющей станции преподавателя APPLE iMAC 20, рабочей станции преподавателяWSA 02 Ed и рабочих станций учащихся WS iMAC 01, снабжено комплектом датчиков для измерения: давления, угла поворота, числа оборотов, температуры, рН (кислотность среды), электропроводности, оптической плотности, влажности, частоты пульса, дыхания, артериального давления. В комплект оборудования входит СЗМ (сканирующий зондовый микроскоп), наноэдюкатор, набор зондов WT105 Ed, устройство для их заточки SHP01 Ed и компьютерный
измерительный блок. Для выполнения тестовых работ к лабораторному комплекту прилагается набор учебных образцов для курса «Физика, химия и биология» WT100 Е^ Содержанием рабочей программы предусмотрено выполнение педагогом четырех лабораторных работ на выбор.
Разработанная программа повышения квалификации учителей в общем случае направлена на дальнейшее повышение профессионализма педагога. Главной целью подготовки учителей к обучению школьников основам нанотехнологии является достижение образовательного результата - формирование у педагогов специальных профессиональных компетенций.
С этих позиций для оценки достигнутого уровня профессионализма как суммарного показателя сформированности специальных профессиональных компетенций мы выделяем следующие составляющие: научно-техническую, предметно-образовательную и информационно-технологическую.
Научно-техническая включает в себя: знание основ нанофизики, нанохимии, нанобиоло-гии; путей и способов интеграции контента в области основ нанотехнологии; основные достижения, пути и проблемы использования и получения наноматериалов, нанопродукции; экологические аспекты развития нанотехнологии; владение техникой и методикой использования измерительных средств на основе нанотехнологий (умение работать с лабораторным комплексом класса для преподавания практических навыков в области нанотехнологий).
Предметно-образовательная составляющая - готовность к овладению профессионально-педагогическими умениями и навыками, необходимыми для реализации процесса преподавания основ нанотехнологии; развитие у учителей ценностного отношения к опыту творческой профессиональной деятельности; готовность приобщения к опыту учителей-новаторов по обеспечению качества образовательного процесса по основам нанотехнологий, учебных достижений, дальнейшего образования и самообразования.
К информационно-технологической составляющей мы относим: умение владеть основами конструирования и осуществления процесса обучения учащихся основам нанотехнологии; использование в своей профессиональной деятельности современных (традиционных и инновационных) образовательных технологий, информационных технологий, измерительных методик, базирующихся на основе использования средств нанотехнологий.
В ходе второго этапа была апробирована программа повышения квалификации учителей по обучению школьников основам нанотехнологии (см. таблицу).
Содержание программы повышения квалификации учителей по теме «Основы нанотехнологии»
1. Физические законы наномира
Атомное строение вещества. Элементы квантовой физики. Структурные уровни организации вещества. Начальные понятия о нанохимии.
2. Основы нанотехнологии
Понятие о нанотехнологии. Классификация нанообъектов. Размерные эффекты и свойства нанообъектов. Определение наночастицы. Характерные особенности нанообъектов. Перспективы развития нанотехнологии.
Кристаллическая решетка (геометрическая структура, электронная структура, химическая активность и пассивация наночастиц, размерные эффекты и особенности наноструктур, размерность объекта и электроны проводимости) [6].
3. Методы зондовой нанотехнологии (способы визуализации в наномире, принципы конструирования наноустройств, методы исследования свойств нанообъектов)
Технологическое оборудование для исследования поверхности твердых тел и создания наноструктур. Общие принципы работы сканирующих зондовых микроскопов.
Нанотехнологический комплекс (сканирующий туннельный микроскоп (СТМ), атомно-силовой микроскоп (АСМ), другие сканирующие микроскопы).
Методы создания наноструктур с помощью СЗМ. Физические эффекты, используемые в тун-нельно-зондовой нанотехнологии.
Методы зондовой нанотехнологии. Методы записи информации.
Методы записи, основанные на изменении геометрического рельефа поверхности. Прямая модификация рельефа поверхности (механический метод).
Электронно-стимулированное осаждение или травление. Массоперенос с помощью острия. Термополевой способ записи. Атомная сборка. Квантовый «загон».
Методы записи, основанные на изменении магнитной структуры поверхности. Оценка методов записи и считывания информации с использованием СТМ.
Наностёкла - новая запоминающая среда. Электрохимический массоперенос.
4. Функциональные и конструкционные нано-материалы неорганической и органической природы
Углеродные наноструктуры. Фуллерены - новые перспективные материалы широкого применения. Методы получения и разделения фулле-ренов. Применение фуллеренов.
Углеродные нанотрубки. Общие сведения. Методы получения нанотрубок. Электрические свойства. Механические свойства. Применение углеродных нанотрубок.
Понятие о супрамолекулярной химии. Молекулярные компьютеры. Биологические системы, используемые в нанобиологии. Матричные биосинтезы в клетке и в бесклеточных системах как один из способов массового производства биологических наноструктур. Нанобиотехноло-гии на основе ДНК. Генетическая инженерия. Нанобиотехнологии надмолекулярного (субклеточного) уровня организации живых систем. Наноконструирование биологических узнающих систем нанодетекция. Понятие о нанобиомоле-
№ Наименование темы Всего, ч Формы учебных занятий
теория практика
1 Физические законы наномира 2
2 Основы нанотехнологии 2 2
3 Методы зондовой нанотехнологии 4 3 1
4 Функциональные и конструкционные наноматериалы неорганической и органической природы 4 4
5 Технологии получения наноструктур: а) гетерогенные процессы формирования наноструктур и наноматериалов, б) методы получения упорядоченных наноструктур, в) искусственное наноформообразование 4 4 4 12
6 Методы нанолитографии 2 1 1
7 Экологические аспекты получения и использования нанообъектов 6 4 2
8 Практикум в классе для преподавания практических навыков в области нанотех-нологий (нанолаборатории) 28 4 24
9 Методика изучения в школе темы «Основы нанотехнологии» 12 8 4
Всего 72 40 32
кулярной электронике. ДНК-компьютеры. Использование достижений нанобиотехнологии в медицине.
Ленгмюровские молекулярные пленки. Общие сведения. Перенос монослоев на твердые тела. Наращивание мультислоев. Вещества, используемые для нанесения мультислоев. Некоторые свойства ленгмюровских пленок.
5. Технологии получения наноструктур
а) Гетерогенные процессы формирования наноструктур и наноматериалов. Методы получения наночастиц из паровой фазы. Получение наночастиц в жидких средах. Поверхностно активные вещества (ПАВ). Методы восстановления и разложения в растворах. Восстановление в микроэмульсиях. Образование твердых частиц в микроэмульсиях. Получение упорядоченных структур наночастиц. Самособранные монослои и мультислои. Упорядоченные решетки наночастиц в коллоидных суспензиях. Самоорганизованные коллоидные структуры. Получение гибридных полимер-неорганических нанокомпо-зитов. Получение гибридных нанокомпозитов золь-гель-методом. Получение наногибридных материалов мультиметаллического типа золь-гель-методом. Интеркаляция полимеров в пористые и слоистые наноструктуры.
Металлополимерные пленки Ленгмюра-Блод-жетт - самоорганизованные гибридные наноком-позиты. Электропроводящие свойства гибридных нанокомпозитов. Оптические и полупроводниковые свойства гибридных нанокомпозитов. Основные области применения гибридных нанокомпо-зитов.
Наноструктурированные материалы. Разупо-рядоченные твердотельные наноструктуры. Методы наноструктурирования с использованием компактирования. Другие методы нанострукту-рирования. Осаждение наноструктурированных слоев на подложку. Причины разрушения и упрочнение поликристаллических материалов. Проблемы обработки наноматериалов. Влияние на-ноструктурирования объемного материала на магнитные свойства.
Наноструктурированные многослойные материалы.
б) Методы получения упорядоченных наноструктур. Эпитаксия металлоорганических соединений из газовой фазы. Молекулярно-лучевая эпитаксия (МЛЭ). Самоорганизация при эпитак-сиальном росте. МЛЭ и реализация идей сверхрешетки для устройств наноэлектроники. Возможности методов МЛЭ и ГФЭ МОС в наноэ-лектронике. Создание упорядоченных квантовых наноструктур. Концепция «сверху-вниз». Получение квантовых точек самосборкой атомов (концепция «снизу-вверх»). Происхождение и величина напряжения решетки с рассогласован-
ными параметрами. Механизмы аккомодации и ослабления напряжения. Получение квантовых точек Се самосборкой атомов («германиевая пирамида»). Формирование квантовых точек и проволок при ионном синтезе. Ионный синтез квантовых СоЗг2 проволок. Самоорганизованные квантовые точки 3Ю7Се03, полученные методом ионного синтеза. Примеры приборов на квантовых точках. Сборка наноструктур под влиянием механического напряжения.
Автоматическая сборка наноструктур. Управляемая ДНК сборка наноструктур.
в) Искусственное наноформообразование. Напряженные полупроводниковые гетерострук-туры и приготовление из них нанотрубок. Метод изготовления нанотрубок сворачиванием полупроводниковых гетерослоев. Формирование полупроводниковых и металлических нановолокон и спиралей. Периодические квантовые твердотельные наноструктуры, сверхрешетки из квантовых точек. Свойства микро- и нанооболочек.
Репликация наноструктур «формированием» полимеров.
6. Методы нанолитографии
Общие сведения. Рентгеновская литография. Электронная литография. Ионная литография. Возможности пучковых методов литографии.
Зондовые методы нанолитографии (СЗМ-ли-тография). Силовая СЗМ-литография.
Токовая СЗМ-литография. Прямое нанесение рисунка с помощью СТМ (автоэмиссионный метод). Формирование рисунка в слое металла, полученного разложением металлоогранического соединения.
Литография с использованием резиста. Совместное использование лазера и СТМ в нанолитог-рафии.
Ленгмюровские пленки - перспективный ре-зистивный материал для нанолитографии. Термомеханическая нанолитография. Перьевая на-нолитография. Локальное анодное окисление зондом АСМ как метод нанолитографии. Литография наносферами. Нанопечатная литография (НПЛ). Литографически индуцированная самосборка наноструктур (ЛИС).
7. Экологические аспекты получения и использования нанообъектов
Влияние нанотехнологий на эволюцию экосистем. Экологические проблемы производства на-норазмерных объектов. Экологические проблемы применения наноматериалов. Экологические проблемы отходов производства наноразмерных объектов.
8. Практикум в классе для преподавания практических навыков в области нанотехнологий (на-нолаборатории) предусматривает отчет по четырем работам с использованием наноэдюкато-ра.
9. Методика изучения в школе темы «Основы нанотехнологии»
Особенности использования средств визуализации нанообъектов в основном и дополнительном образовании. Планирование изучения темы «Основы нанотехнологии» в школе.
В организационном плане исследовательская работа по данной тематике проводилась на кафедре естественнонаучного и математического образования Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования с участием специалистов лаборатории «Экология». На первом этапе исследования и в конструировании программы в работе приняли участие члены временного творческого коллектива «Информационные технологии в системе естественнонаучного образования». На втором этапе, в рамках реализации регионального проекта «Использование информационных ресурсов
кабинета в преподавании предметов естественнонаучного цикла в современной школе» (приказ КИПК и ПРО от 05.07.2010 г. № 215), в работе приняли участие педагоги МОУ «Лицей естественных наук г. Советска».
Примечания
1. Нанотехнологии. Азбука для всех / под ред. Ю. Д. Третьякова. М.: Физматлит. 2010. С. 21.
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / В. А. Козырев, Н. Ф. Родионова, А. П. Тряпицына и др.; под ред. В. А. Козырева. СПб., 2002.
3. URL: http://www.iso.org/iso/iso technical_ committee ISO - Technical committees - TC 229 -Nanotechnologies
4. Официальный сайт ГК «Роснанотех». URL: http:/ /www.rusnano.com
5. Нанотехнологии...
6. Курсивом выделены вопросы для дополнительного изучения (самостоятельной работы педагогов).