Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИТ) / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ПРОГРАММНОЕ СРЕДСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонов В.И.

Статья посвящена рассмотрению подходов к подготовке будущих учителей математики к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»

3. http://www.pravcons.ru/publ25-04-2011-2.php

Сафонов В. И., к ф. -м. н.

доцент

кафедра информатики и ВТ ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М.Е. Евсевьева»

РФ, г. Саранск МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению подходов к подготовке будущих учителей математики к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Ключевые слова. Информатизация образования; информационные технологии (ИТ); обучение математике; подготовка учителя; программное средство.

Вопрос использования НИТ в учебном процессе обсуждается достаточно широко. Ему посвящено множество научно-методических исследований, конференций различных уровней, публикаций и др. Однако, камнем преткновения в данном вопросе всегда был и остается выбор программного средства, на основе которого будет построена компьютерная технология обучения какому-либо предмету. Особенно сложен выбор при обучении математическим дисциплинам, так как в этом случае перечень средств намного шире, чем при обучении гуманитарным дисциплинам [1].

В настоящее время проблема выбора компьютерных средств обучения (КСО) является не менее острой, чем проблема их отсутствия в недавнем прошлом. На начальном этапе появления компьютерной технологии обучения (КТО), когда еще не было обучающих программных средств, компьютеризацией образования занимались, в основном, энтузиасты, причем, не у всех была необходимая для этого подготовка. Основным средством создания КСО (как, впрочем, и одним из основных разделов информатики) был какой-либо алгоритмический язык программирования. С его помощью создавались обучающие или контролирующие программы, посвященные, как правило, какой-то одной теме или разделу изучаемой дисциплины. Текстовые и графические редакторы использовались для создания раздаточных материалов. Стоит также отметить и неоднородность парка компьютерных классов, зачастую несовместимых. В этих условиях говорить о централизованном внедрении КТО в учебный процесс было просто нереально.

Следующий этап, который можно отнести к настоящему времени, характеризуется появлением программных продуктов, обладающих, кроме специализации, различной степенью интеграции возможностей, например:

- наличие в одном программном продукте функций другого. Так, в текстовом процессоре, наряду с набором и форматированием текста, возможно создание графических изображений, диаграмм, таблиц (причем, с возможностью вычислений в них), что изначально не было свойственно текстовым редакторам;

- возможность добавления объектов, созданных с помощью других программных средств. Например, таблицу, созданную в табличном процессоре, можно добавить и в текстовый процессор, и в систему управления базами данных и т.д.

Данный этап предоставляет широкие возможности для образовательного процесса: создание раздаточного материала с добавлением различных объектов: таблиц, диаграмм, формул, рисунков и др.; создание мультимедийных презентаций с использованием анимации, аудио- и видеоинформации; создание Web-сайтов классов, школ и т.д.; поиск различных материалов в глобальной информационной сети Гп1егпе1. Можно констатировать, что, говоря об информатизации образования, зачастую перечисляют именно эти достижения, тогда как информатизация подразумевает формирование потребности использования информационных технологий в учебной, профессиональной и повседневной деятельности; внедрение новой компьютерной технологии обучения в учебный процесс; использование компьютерной техники в качестве средства обучения и др.

Как показывают исследования педагогических и психологических наук, применение НИТ в процессе обучения способно привести к улучшению его результативности за счет эволюции методов обучения, использования новых средств обучения и др. Однако применение должно быть грамотным и обоснованным. Таким образом, на первый план выходит проблема подготовки учителя к использованию НИТ в учебном процессе. С одной стороны, ответы на поставленные выше вопросы, должные быть получены учителем в процессе его подготовки. С другой - будущий учитель должен быть способен к самостоятельному поиску ответов на вновь возникающие подобные вопросы. Эта задача является достаточно сложной, однако, вполне решаемой. При подготовке учителя математики и информатики изучаются практически все указанные в статье средства, а на старших курсах раскрывается методика их использования на уроках. Такой подход позволяет надеяться на формирование подлинной информационной культуры учителя и готовности к ее совершенствованию.

В указанном контексте, актуальными являются следующие направления подготовки учителя к использованию НИТ в учебном процессе [2]:

- овладение типологией педагогических программных средств (ППС);

- ознакомление с готовыми ППС по предмету;

- формирование умения создавать ППС с использованием инструментальных программных средств;

- ознакомление с компьютерной технологией обучения и дополнительными возможностями, которые она предоставляет наряду с традиционной технологией;

- подготовка учителя к организации и проведению различных форм работы по предмету с использованием вычислительной техники.

Данные направления реализуются в ходе подготовки учителя математики и информатики. Студенты, кроме изучения разделов математики и информатики, изучают такие курсы, как «Теория и методика обучения математике», «Теория и методика обучения информатике», «Информационные технологии в обучении математике», «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа-технологии в образовании», «Компьютерное моделирование» и др. Например, целью курса «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании» является освоение современных информационных технологий и электронных средств общения и обмена информацией, используемых в образовании. Изучение понятий информационной технологии обучения и методики ее использования в учебном процессе является первым разделом курса. В следующей его части рассматриваются основы создания автоматизированных обучающих систем с использованием специализированных программных средств. Результатом освоения данного раздела является самостоятельная разработка образовательных Web-документов и сайтов. Отдельно рассматриваются такие вопросы, как проблема использования готовых программных средств учебного назначения: электронных учебников, специализированных пакетов, тестовых оболочек, энциклопедий и др.; состав и использование образовательных Интернет-ресурсов; основы и особенности дистанционного образования [3]. Также изучаются педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях. Студент должен уметь применять полученные знания для создания и редактирования векторных и растровых изображений, использовать готовые мультимедийные программы учебного назначения в своей будущей профессиональной деятельности. При этом важно научить студента пользоваться теми программными продуктами, которые уже имеются в школах.

Таким образом, в педвузах организована целенаправленная подготовка студентов к использованию НИТ в своей будущей деятельности, что создает определенные предпосылки качественного изменения обучения математике. Основой совершенствования учебного процесса должно стать активное использование компьютерной техники совместно со специализированным программным обеспечением, над созданием которого трудились не отдельные энтузиасты, а большие коллективы. В состав этих коллективов сейчас входят педагоги, психологи, специалисты по конкретной области знаний, дизайнеры, художники и др. Также отметим проникновение в сферу

образования искусственного интеллекта, представленного экспертными системами, позволяющими оценивать уровень знаний и умений; находить оптимальный алгоритм решения задач; принимать решения в области управления и т.д. Все перечисленное требует освоения и активного внедрения КТО в учебный процесс. Именно изучение математических дисциплин должно способствовать этому, так как в свое время вычисления с использованием компьютера стали первыми вехами на пути его внедрения в сферу образования.

Использованные источники:

1.Сафонов В.И. Организация подготовки учителей математики к использованию информационных технологий // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 98-104.

2.Сафонов В.И. Роль специальных компетенций в подготовке педагогических кадров по совмещенным профилям «Математика» и «Информатика» // Информационная среда образования и науки. - 2013. -№ 17. - С. 74-75.

3.Сафонов В.И. Организация информационного взаимодействия в информационно-образовательном пространстве педагогического вуза // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 48-52.

Сафонов В.И., к ф.-м. н.

доцент

кафедра информатики и ВТ ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М.Е. Евсевьева»

РФ, г. Саранск

РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ JAVA SCRIPT Аннотация. В статье рассмотрены примеры решения математических задач с использованием языка сценариев Java Script.

Ключевые слова. Математика; обучение математике; подготовка учителя; программирование.

В состав MS Windows входит браузер Internet Explorer. Эта программа предназначена для просмотра web-страниц и навигации в Интернет. Отличительной особенностью является встроенный язык программирования Java Script, обладающий огромным набором возможностей. Так, например, с его помощью можно работать с файловой системой и реестром Windows; организовывать и обрабатывать массивы и базы данных (в том числе, и в Интернет); создавать сценарии; визуализировать полученные данные. Изучение данного языка может быть с успехом включено в канву преподавания программирования в школе, так как Java Script содержит операторы, реализующие основные алгоритмические структуры. Для написания программ на нем достаточно стандартной программы MS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.