Научная статья на тему 'Методическая компетенция преподавателей иностранного языка в системе медицинского образования'

Методическая компетенция преподавателей иностранного языка в системе медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕДИЦИНСКИЕ ВУЗЫ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / МЕТОДИКА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / TEACHER'S QUALIFICATION / COMPETENCE APPROACH / MEDICAL UNIVERSITIES / FOREIGN LANGUAGES / METHODOLOGY OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES / METHODOLOGY OF FOREIGN LANGUAGES AT A UNIVERSITY / TEACHING METHODS / METHODOLOGICAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленина Лилия Евгеньевна, Митрофанова Ксения Александровна, Пенькова Елена Анатольевна

Развитие методической компетенции преподавателей иностранного языка медицинских университетов является важной задачей системы образования в университете. Целью исследования являлось уточнение понятия методической компетенции преподавателей иностранного языка в медицинском университете. Методологической основой исследования стал теоретический анализ литературы для определения ключевых концепций по проблематике исследования. Мы уточнили, что методическая компетенция в медицинском университете у преподавателей иностранных языков содержит ценностный и мотивационный, познавательный, деятельностный и оценочный компоненты. Формирование методической компетенции преподавателей иностранного языка в условиях современного профессионального обучения в медицинском университете обусловлено внедрением эффективных методик, которые предполагают применение инновационных и интерактивных форм. Для достижения цели по развитию методической компетенции преподавателей в медицинском образовании, приводящей к эффективной и качественной методической работе, мы можем создавать и развивать научно-методические центры в университетах, образовывать методические советы для подготовки преподавателей методистов на теоретических и клинических кафедрах, в деканатах и отделах образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеленина Лилия Евгеньевна, Митрофанова Ксения Александровна, Пенькова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODIC COMPETENCY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS IN THE SYSTEM OF MEDICAL EDUCATION

The development of the methodic competency of foreign language teachers at the medical school is one of the major objectives in the system of higher education. The aim of our research was specifying the notion of the methodic competency of a foreign language teacher in the medical university. The methodological basis of the research was a theoretical literature analysis to determine the key concepts on the topic of the present study. We specified that the methodic competency of a foreign language teacher at the medical university includes motivation and value component, cognitive component, operation and activity component, and evaluation and result component. The development of the methodic competency of foreign language teachers in professional education at the medical school requires introduction of effective methods of teaching using innovative and interactive forms. The problem of development of the methodic competency of medical teachers and effective methodological work at the medical school can be solved by the establishment of science and methodic teaching centers at the medical school, creation of system of training of teachers-methodologists at the departments, dean’s offices and institutions.

Текст научной работы на тему «Методическая компетенция преподавателей иностранного языка в системе медицинского образования»

УДК 378.124:811.1 DOI 10.26170/po19-09-15

ББК Ч448.042+Ш12/18-9 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Зеленина Лилия Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионально-ориентированного языкового образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: zel-liliya @yandex.ru

Митрофанова Ксения Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, декан деканата иностранных студентов, Уральский государственный медицинский университет; 620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, 3; e-mail: [email protected]

Пенькова Елена Анатольевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, Уральский государственный медицинский университет; 620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, 3; e-mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: квалификация преподавателей; компетентностный подход; медицинские вузы; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков; методика иностранных языков в вузе; методы обучения; методические компетенции.

АННОТАЦИЯ. Развитие методической компетенции преподавателей иностранного языка медицинских университетов является важной задачей системы образования в университете. Целью исследования являлось уточнение понятия методической компетенции преподавателей иностранного языка в медицинском университете. Методологической основой исследования стал теоретический анализ литературы для определения ключевых концепций по проблематике исследования. Мы уточнили, что методическая компетенция в медицинском университете у преподавателей иностранных языков содержит ценностный и мотивационный, познавательный, деятельностный и оценочный компоненты. Формирование методической компетенции преподавателей иностранного языка в условиях современного профессионального обучения в медицинском университете обусловлено внедрением эффективных методик, которые предполагают применение инновационных и интерактивных форм. Для достижения цели по развитию методической компетенции преподавателей в медицинском образовании, приводящей к эффективной и качественной методической работе, мы можем создавать и развивать научно-методические центры в университетах, образовывать методические советы для подготовки преподавателей - методистов на теоретических и клинических кафедрах, в деканатах и отделах образовательного учреждения.

Zelenina Liliya Evgen'evna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Professionally Oriented Linguistic Education, Institute of Foreign Languages, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Mitrofanova Ksenia Aleksandrovna,

Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Dean of the Dean's Office for International Students, Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia

Pen'kova Elena Anatol'evna,

Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia

METHODIC COMPETENCY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS IN THE SYSTEM OF MEDICAL EDUCATION

KEYWORDS: teacher's qualification; competence approach; medical universities; foreign languages; methodology of teaching foreign languages; methodology of foreign languages at a university; teaching methods; methodological competencies.

ABSTRACT. The development of the methodic competency of foreign language teachers at the medical school is one of the major objectives in the system of higher education. The aim of our research was specifying the notion of the methodic competency of a foreign language teacher in the medical university. The methodological basis of the research was a theoretical literature analysis to determine the key concepts on the topic of the present study. We specified that the methodic competency of a foreign language teacher at the medical university includes motivation and value component, cognitive component, operation and activity component, and evaluation and result component. The development of the methodic competency of foreign language teachers in professional education at the medical school requires introduction of effective methods of teaching using innovative and interactive forms. The problem of development of the methodic competency of medical teachers and effective methodological work at the medical school can be solved by the establishment of science and methodic teaching centers at the medical school, creation of system of training of teachers-methodologists at the departments, dean's offices and institutions.

Вопрос о развитии педагогического мастерства не перестает быть актуальным в высшем образовании, так как качество подготовки специалистов непосред-

ственно зависит от компетенции преподавателя, которая проявляется в выполнении педагогических задач и педагогической деятельности в целом. На сегодняшний день в

© Зеленина Л. Е., Митрофанова К. А., Пенькова Е. А., 2019

литературе определяют следующие ключевые функции преподавателя: 1) проектирование; 2) конструирование; 3) организация; 4) социально-психологическое регулирование [12, с. 217]. На сегодняшний день особенно важным кажется вопрос формирования методической компетенции преподавателей в системе профессионального образования [9, с. 132]. Медицинское образование не является исключением. В нашей работе мы особое внимание уделяем формированию методической компетенции преподавателей иностранного языка, так как на сегодняшний день актуальная медицинская литература и результаты современных исследований издаются на английском языке, и задачей дисциплины «Иностранный язык» в медицинском университете является не только развитие межкультурной компетенции студентов-медиков [14, с. 30], но и повышение мотивации обучающихся к изучению иностранного языка для профессиональных целей [11, с. 113]. Именно поэтому нельзя недооценивать важность гуманитарных наук в медицинском образовании [6, с. 69] и следует обращать особое внимание на развитие методической компетенции преподавателей, задействованных в образовательном процессе при обучении студентов медицинских и фармацевтических специальностей [2, с. 34].

Целью нашего исследования проблемы формирования методической компетенции преподавателей иностранного языка в медицинском университете стало, во-первых, уточнение понятия «методическая компетенция», во-вторых, построение модели формирования методической компетенции будущих и настоящих преподавателей иностранного языка в условиях профессиональной подготовки, в-третьих, разработка критериев сформированнности данной компетенции.

Методологической основой нашего исследования на данном этапе стал анализ существующей научной и научно-методической литературы по указанной проблематике для определения ключевых концепций, связанных с формированием методической компетенции преподавателей.

Для того чтобы преподаватель смог успешно выполнять свои функции, ему важно обладать совокупностью характеристик, значимых для профессиональной деятельности. Прежде всего преподаватель должен иметь сформированную предметную компетенцию; проявлять активность в когнитивной деятельности; иметь в своем распоряжении многообразие современных способов и средств приобретения и обработки информации; иметь представление о правовых и философских аспектах педаго-

гической деятельности, которые являются социально значимыми для развития и эффективного функционирования системы образования в России; обладать необходимой компетентностью в теории и методике обучения и воспитания; уметь использовать методы и технологии диагностики, оценки и последующего анализа образовательных результатов и результатов воспитания; разбираться в системе управления качеством образования; обладать хорошо сформированной коммуникативной компетенцией; быть склонным к саморазвитию, а также уметь проводить научные изыскания. Сегодня педагогическая компетентность считается одной из главных характеристик преподавателя в системе высшего образования, которая является результатом профессионального образования, опыта деятельности, а также самообразования. Педагогическая компетентность определяется как интегра-тивное качество личности, сформированное благодаря совокупности соответствующих компетенций, а именно профессионально значимых качеств, которые являются залогом эффективности педагогической деятельности. Здесь выделяют специальную, методическую, психолого-педагогическую, дифференциально-психологическую и рефлексивную компетенции, а из-за процессов интернационализации образования особое значение начинает приобретать межкультурная компетенция преподавателя [14, с. 25]. Методическая компетенция становится важнейшей профессиональной компетенцией преподавателя, которая определяет его педагогическое мастерство. Современная наука находится в поиске адекватного и точного определения для методической компетенции, ориентирована на создание ее структурной и содержательной моделей, а также разработку практических рекомендаций по ее формированию.

В связи с этим мы приходим к мнению, что при интенсивном развитии медицинского образования в современных условиях наблюдается необходимость в адекватной реализации методических принципов и теорий, правильной интерпретации инновационных образовательных технологий и способов их внедрения в образовательный процесс преподавателем иностранного языка. Именно поэтому педагог нуждается в комплексе устойчивых знаний профессиональной области, развитых умений и навыков, соответствующих личностных качеств, которые являются фундаментом для развития компетенции, направленной на качественное обучение предмету [5, с. 170]. В противном случае достижения в сфере методики обучения и воспитания, внедрение инновационных технологий не могут

быть реализованы в реальной педагогической практике. Здесь методическая компетенция преподавателя иностранного языка является гарантом получения хороших результатов и достижения высокого качества в процессе обучения, так как дает возможность реализовывать принципы, методы и средства профессионально-педагогической деятельности [8, с. 114].

В рамках исследования мы определили, что цель формирования методической компетенции в широком смысле - это развитие профессионально-значимых качеств, способности обучать, ценностного отношения к будущей педагогической деятельности, к самому себе в этой деятельности, определение своего места в системе образования. Было установлено, что важнейшими условиями, способствующими формированию методической компетенции, являются: обязательное проектирование содержания обучения на основе компетентностного, деятельност-ного и личностно-ориентированного подходов; опора на специально разработанную модель; применение ряда проблемных заданий, дающих возможность реализовать субъектную позицию; совокупность традиционных и инновационных методов, форм, технологий и средств обучения. Таким образом, мы определили методическую компетенцию, которая, по нашему мнению, заключается в том, что преподаватель обладает устойчивыми знаниями своего предмета; умениями и способностями вести педагогическую деятельность; способен осознавать значимость своей будущей профессии и определять себя в качестве специалиста в своей профессиональной области; а также брать ответственность за результаты своей деятельности.

Развитие методической компетенции определяется методиками, которые внедряются в образовательный процесс. Например, на протяжении нескольких лет в Уральском государственном медицинском университете существует и развивается научно-методическая школа, занимающаяся созданием и реализацией различных методик обучения иностранному языку. К успешно внедренным методикам относятся: методика обучения иноязычной лексике медицинской сферы студентов-медиков [7, с. 524]; методика дидактического тестирования результатов обучения [3, с. 73; 4, с. 113]; методика обучения в информационно-коммуникационной предметной среде [13, с. 42] и методика формирования межкультурной компетенции студентов медицинских специальностей [1, с. 80]. Особое место в системе медицинского образования должно занимать развитие педагогического мастерства преподавателей, поскольку

большинство из них являются прежде всего специалистами в предметной области и часто в начале своей педагогической деятельности еще не сформировали на должном уровне свою методическую компетенцию.

Разрабатывая структурную и содержательную модели формирования методической компетенции преподавателей иностранного языка, мы опирались на работы И. А. Зимней и взяли за основу ее идею о том, что любая компетенция содержит характеристики, посредством которых категория компетенции наполняется с точки зрения содержания собственно личностными компонентами, к которым также относится мотивация [2, с. 34]. В своей работе мы определяем их как компоненты содержания методической компетенции. Методическая компетенция в медицинском университете у преподавателей иностранных языков содержит ценностный и мотивационный, познавательный, деятельностный и оценочный компоненты. Ценностный и мотиваци-онный компоненты (отношения, мотивы, ценности) включают в себя активность, заинтересованность, эмоциональное отношение к деятельности, а также ценностное отношение к профессиональной педагогической деятельности, удовлетворенность профессионально-педагогической деятельностью, понимание социальной значимости преподавательской деятельности, межпрофессиональные интересы, социальную активность, обладание творческими способностями. Познавательный компонент (предметные знания) подразумевает знания, умения и навыки, а также включает в себя механизм, ориентированный на понимание и познавательную деятельность. Дея-тельностный компонент (умения и навыки в методической деятельности) указывает на способность и готовность выполнять какие-либо осознанные действия, которые направлены в нашем случае на обучение иностранному языку. Оценочный компонент предполагает способность преподавателя адекватно оценить результаты своей профессиональной деятельности; проанализировать результаты обучения предмету; определить и использовать соответствующие формы и виды контроля.

Мы смогли уточнить определение понятия методической компетенции преподавателей иностранного языка. Особое внимание стоит уделить тому, что под понятием «компетенция» мы понимаем способность личности к деятельности, которая основана на знаниях и опыте, появляющихся в процессе обучения и нацеленных на активность и проявление самостоятельности личности в учебном и познавательном процессе, а также направленных на ее после-

дующее внедрение в трудовую деятельность [12, с. 215]. Соответственно, давая определение понятию «методическая компетенция преподавателей иностранного языка», мы говорим о совокупности предметных знаний преподавателя, его методической подготовке, качеств личности, связанных с профессией, методически ориентированного мышления, способности к рефлексии и самоанализу в сфере своей профессиональной и педагогической деятельности, готовности к раскрытию своего творческого потенциала, положительного отношения к своей профессии, что является обязательным для качественной и эффективной профессионально-педагогической деятельности. На современном этапе в высшем медицинском образовании наблюдается тенденция по поиску и разработке разных моделей формирования и развития методической компетенции медицинских преподавателей в условиях повышения квалификации. Также важным аспектом являются критерии сформированности данной компетенции.

Научный интерес к данному вопросу и актуальность проблемы определены наличием значимых публикаций на эту тему (М. В. Рыжаков, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадриков, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской, В. И. Байденко, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, В. С. Леднев, Н. Н. Нечаев, Н. Д. Никандров). Под методической компетенцией чаще всего понимают комплексное профессионально-личностное образование, которое позволяет результативно и качественно выполнять педагогическую деятельность, включая как планирование и проектирование образовательного процесса, так и решение определенных методических задач; контролирование хода и результатов образовательной деятельности и при необходимости их корректировку; обеспечение образовательного процесса качественными учебно-методическими материалами; повышение уровня своей профессиональной методической квалификации. Предполагается, что современный преподаватель понимает отличие ранее принятого знаниевого подхода от нового компетент-ностного. Он должен уметь разрабатывать

разные модели формирования необходимых компетенций студентов, выбирать и создавать результативные методики обучения, которые предполагают использование информационных технологий, разрабатывать методики для контроля уровня сфор-мированности компетенций, выбирать учебные задания и соответствующие им контрольно-измерительные материалы, а также иное методическое обеспечение [15, с. 15]. Здесь принципиально то, что все перечисленные аспекты не просто становятся частью содержания учебно-методического комплекса преподаваемой дисциплины, а находят свое непременное практическое применение в реальных условиях обучения.

К основным выводам исследования мы относим идею о том, что при развитии методической компетенции важно также учитывать особенности категорий студентов-медиков, связанные с их определенными ценностными установками и характеристиками [10, с. 47]. Решить существующую проблему формирования и развития методической компетенции преподавателей медицинских университетов, непрерывного ведения методической работы как важнейшей части общего образовательного процесса может создание научно-методических центров в медицинских университетах, развитие кадрового потенциала с точки зрения методической компетенции, что включает в себя подготовку преподавателей - методистов в структурных подразделениях университета. Особое место должны занять различные формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей, например, по следующим курсам: «Теория и методика профессионального образования», «Компетентностный подход в медицинском образовании», «Методика преподавания учебных дисциплин в медицинском университете», «Управление качеством образовательного процесса», «Методика билингвального обучения в медицинском университете», «Частные методики учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного и профессионального циклов» и другие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеленина Л. Е., Митрофанова К. А., Пенькова Е. А. Модель формирования межкультурной компетенции студентов медицинских специальностей // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 4. -С. 79-842. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-35.

3. Ивачев П. В., Майорова А. С., Митрофанова К. А. Дидактическое тестирование в медицинском образовании: анализ результатов на кафедре анатомии человека // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2019. - Т. 10. - № 3 (35). - С. 72-81.

4. Куликов С. Н., Митрофанова К. А., Ивачев П. В. Развитие системы дидактического тестирования результатов обучения в медицинском вузе / / Инновации в образовании. - 2016. - № 2. - С. 111-123.

5. Митрофанова К. А. Компетентностный подход в медицинском образовании: опыт зарубежных исследователей // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 3 (19). - С. 167-171.

6. Митрофанова К. А. Перспективы гуманитарных наук в медицинском образовании // Инновации в образовании. - 2015. - № 4. - С. 60-72.

7. Митрофанова К. А. Систематизация лексического материала для обучения студентов медицинских специальностей иностранному языку // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - № 5-2. - С. 523-526.

8. Пенькова Е. А. Самостоятельная работа в формировании методической компетенции будущих учителей немецкого языка // Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам. - 2012. -№ 6. - С. 113-117.

9. Пенькова Е. А., Митрофанова К. А. Определение понятия методической компетенции будущих учителей иностранного языка // Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам. -2011. - Т. 4. - С. 131-137.

10. Петрова Л. Е., Кузьмин К. В., Ивачев П. В. Влияние семьи на формирование профессиональных ценностей студентов медицинского университета // Системная интеграция в здравоохранении. - 2014. -№ 2 (24). - С. 44-52.

11. Сергеева Н. Н., Митрофанова К. А. Проблема филологического образования в неязыковых вузах // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 3. - С. 111-115.

12. Сергеева Н. Н., Новикова В. В. Проектная деятельность как средство развития социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Педагогическое образование в России. - 2011. -№ 1. - С. 214-220.

13. Якимов А. А., Митрофанова К. А. Информационно-коммуникационная предметная среда в медицинском вузе: предпосылки создания и возможности развития // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2017. - № 5 (119). - С. 41-50.

14. Dasli M. Reviving the moments: From cultural awareness and cross-cultural meditation to critical intercultural language pedagogy // Pedagogy, Culture & Society. - 2011. - № 19 (1). - P. 21-39.

15. Root E. Staging scenes of co-cultural communication: Acting out aspects of marginalized and dominant identities // Communication Teacher. - 2018. - № 32 (1). - P. 13-18.

REFERENCES

1. Zelenina L. E., Mitrofanova K. A., Pen'kova E. A. Model' formirovaniya mezhkul'turnoy kompetentsii stu-dentov meditsinskikh spetsial'nostey // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2019. - № 4. - S. 79-84.

2. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya // Vysshee obra-zovanie segodnya. - 2003. - № 5. - S. 34-35.

3. Ivachev P. V., Mayorova A. S., Mitrofanova K. A. Didakticheskoe testirovanie v meditsinskom obrazovanii: analiz rezul'tatov na kafedre anatomii cheloveka / / Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie. - 2019. -T. 10. - № 3 (35). - S. 72-81.

4. Kulikov S. N., Mitrofanova K. A., Ivachev P. V. Razvitie sistemy didakticheskogo testirovaniya rezul'tatov obucheniya v meditsinskom vuze // Innovatsii v obrazovanii. - 2016. - № 2. - S. 111-123.

5. Mitrofanova K. A. Kompetentnostnyy podkhod v meditsinskom obrazovanii: opyt zarubezhnykh issle-dovateley // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2015. - № 3 (19). - S. 167-171.

6. Mitrofanova K. A. Perspektivy gumanitarnykh nauk v meditsinskom obrazovanii // Innovatsii v obra-zovanii. - 2015. - № 4. - S. 60-72.

7. Mitrofanova K. A. Sistematizatsiya leksicheskogo materiala dlya obucheniya studentov meditsinskikh spet-sial'nostey inostrannomu yazyku // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. -2010. - T. 12. - № 5-2. - S. 523-526.

8. Pen'kova E. A. Samostoyatel'naya rabota v formirovanii metodicheskoy kompetentsii budushchikh uchite-ley nemetskogo yazyka // Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam. - 2012. - № 6. -S. 113-117.

9. Pen'kova E. A., Mitrofanova K. A. Opredelenie ponyatiya metodicheskoy kompetentsii budushchikh uchiteley inostrannogo yazyka // Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam. - 2011. -T. 4. - S. 131-137.

10. Petrova L. E., Kuz'min K. V., Ivachev P. V. Vliyanie sem'i na formirovanie professional'nykh tsennostey stu-dentov meditsinskogo universiteta // Sistemnaya integratsiya v zdravookhranenii. - 2014. - № 2 (24). - S. 44-52.

11. Sergeeva N. N., Mitrofanova K. A. Problema filologicheskogo obrazovaniya v neyazykovykh vuzakh // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 3. - S. 111-115.

12. Sergeeva N. N., Novikova V. V. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya sotsiokul'turnoy kompe-tentsii budushchikh uchiteley inostrannogo yazyka // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2011. - № 1. -S. 214-220.

13. Yakimov A. A., Mitrofanova K. A. Informatsionno-kommunikatsionnaya predmetnaya sreda v meditsinskom vuze: predposylki sozdaniya i vozmozhnosti razvitiya // Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie. -2017. - № 5 (119). - S. 41-50.

14. Dasli M. Reviving the moments: From cultural awareness and cross-cultural meditation to critical intercultural language pedagogy // Pedagogy, Culture & Society. - 2011. - № 19 (1). - P. 21-39.

15. Root E. Staging scenes of co-cultural communication: Acting out aspects of marginalized and dominant identities // Communication Teacher. - 2018. - № 32 (1). - P. 13-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.