Научная статья на тему 'Метод военно-исторической реконструкции в художественном образовании студентов педагогического вуза'

Метод военно-исторической реконструкции в художественном образовании студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод военно-исторической реконструкции / художественное образование / историческая и батальная живопись / Отечественная война 1812 г. / Невшательский батальон / общероссийская общественная организация «Клубы исторической реконструкции России» / Государственный университет просвещения / the method of military-historical reconstruction / art education / historical and battle painting / the Patriotic War of 1812 / Neuchâtel Battalion / the all-Russian public organization “Clubs for the Historical Reconstruction of Russia” / State University of Education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суздальцев Евгений Леонидович

Для создания обучающимися педагогических вузов художественных работ на историческую тему недостаточно быть художником, для этого необходимо уметь проводить исследования, результаты которых позволят выполнить работу, которая не только повысит степень профессиональной компетентности автора, но и поможет приобрести художественную и воспитательную ценность для зрителя. Автор, как преподаватель Государственного университета просвещения, предлагает для этого использовать метод военно-исторической реконструкции. С целью апробации данного метода на факультете была организована работа по выполнению учебного проекта «Невшательский батальон в сражении под Красным 17 ноября 1812 г.», включающий в себя несколько этапов совместной работы преподавателей и студентов. В ходе выполнения работы над проектом у студентов формируются компетенции, позволяющие выполнять им художественные работы на заданную тему в традициях русской классической батальной живописи. Обобщенный опыт использования метода военно-исторической реконструкции в обучении студентов основам исторической живописи нашел отражение в разработанных автором учебных пособиях по униформе армий начала XIX в. Данный метод можно рекомендовать и для использования в образовательном процессе не только на художественных факультетах, но и на других факультетах вузов в ходе организации и проведения научно-исследовательской работы, обогатив ее теоретическую часть творческой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of military-historical reconstruction in the art education of the pedagogical university

To create artistic works on a historical topic, it is not enough to be artists for art students at pedagogical universities. They need to be able to conduct research, the results of which will allow them to perform work that will not only increase the degree of professional competence of the author, but also help to acquire artistic and educational value for the viewer. For these aims, the author, as a Professor at the State University of Education, proposes to use the method of military-historical reconstruction. In order to test this method, the faculty organized work on the implementation of the educational project “Neuchâtel Battalion in the Battle of Krasnoy on November 17, 1812” which includes several stages of joint work of teachers and students. In the course of the work, students develop competencies that allow them to perform artwork on a given topic in the traditions of the Russian classical battle painting school. The generalized experience of using the method of military-historical reconstruction in teaching students the basics of historical painting was reflected in the developed manual on the uniform of the armies of the early 19th century. This method can be recommended for use in the educational process at other university faculties as well during research work, enriching its theoretical part with the creative one.

Текст научной работы на тему «Метод военно-исторической реконструкции в художественном образовании студентов педагогического вуза»

УДК 378.4 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-163-180

ББК 74.48

МЕТОД ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

THE METHOD OF MILITARY-HISTORICAL RECONSTRUCTION IN THE ART EDUCATION OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Суздальцев Евгений Леонидович

Доцент кафедры средового дизайна, Государственный университет просвещения, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: egens@mail.ru

Suzdaltsev Evgeny L.

Assistant Professor at the Department of Environmental Design, State University of Education, PhD in Education, Associate Professor

E-mail: egens@mail.ru

Аннотация. Для создания обучающимися педагогических вузов художественных работ на историческую тему недостаточно быггь художником, для этого необходимо уметь проводить исследования, результаты которык позволят выполнить работу, которая не только повысит степень профессиональной компетентности автора, но и поможет приобрести художественную и воспитательную ценность для зрителя. Автор, как преподаватель Государственного университета просвещения, предлагает для этого использовать метод военно-исторической реконструкции. С целью апробации данного метода на факультете была организована работа по выполнению учебного проекта «Невшательский батальон в сражении

Abstract. To create artistic works on a historical topic, it is not enough to be artists for art students at pedagogical universities. They need to be able to conduct research, the results of which will allow them to perform work that will not only increase the degree of professional competence of the author, but also help to acquire artistic and educational value for the viewer. For these aims, the author, as a Professor at the State University of Education, proposes to use the method of military-historical reconstruction. In order to test this method, the faculty organized work on the implementation of the educational project "Neuchatel Battalion

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Суздальцев Е. Л., 2023

под Красным 17 ноября 1812 г.», включающий в себя несколько этапов совместной работы преподавателей и студентов. В ходе выполнения работы над проектом у студентов формируются компетенции, позволяющие выполнять им художественные работы на заданную тему в традициях русской классической батальной живописи. Обобщенный опыт использования метода военно-исторической реконструкции в обучении студентов основам исторической живописи нашел отражение в разработанных автором учебных пособиях по униформе армий начала XIX в. Данный метод можно рекомендовать и для использования в образовательном процессе не только на художественных факультетах, но и на других факультетах вузов в ходе организации и проведения научно-исследовательской работы, обогатив ее теоретическую часть творческой.

Ключевые слова: метод военно-исторической реконструкции, художественное образование, историческая и батальная живопись, Отечественная война 1812 г., Невшательский батальон, общероссийская общественная организация «Клубы исторической реконструкции России», Государственный университет просвещения.

Для цитирования: Суздальцев Е.Л. Метод военно-исторической реконструкции в художественном образовании студентов педагогического вуза // Проблемы современного образования. 2023. № 4. С. 163-180. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-163-180.

in the Battle of Krasnoy on November 17, 1812" which includes several stages of joint work of teachers and students. In the course of the work, students develop competencies that allow them to perform artwork on a given topic in the traditions of the Russian classical battle painting school. The generalized experience of using the method of military-historical reconstruction in teaching students the basics of historical painting was reflected in the developed manual on the uniform of the armies of the early 19th century. This method can be recommended for use in the educational process at other university faculties as well during research work, enriching its theoretical part with the creative one.

Keywords: the method of military-historical reconstruction, art education, historical and battle painting, the Patriotic War of 1812, Neuchatel Battalion, the all-Russian public organization "Clubs for the Historical Reconstruction of Russia", State University of Education.

Cite as: Suzdaltsev E. L. The method of military-historical reconstruction in the art education of the pedagogical university. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 4, pp. 163180. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-163-180.

Введение

Историческая реконструкция - область науки и культуры, позволяющая по имеющимся данным различных источников восстановить и воспроизвести в комплексе какую-либо область деятельности человека, с учетом социальных отношений, материальной культуры, традиций и духовного состояния, воспроизводимых максимально приближенно к оригинальным, что делает возможным оценить реконструируемую культуру взглядом непосредственного наблюдателя.

Благодаря исторической реконструкции стало возможным по-новому, с большей степенью достоверности оценить многие исторические данные о культуре российского народа, развитии ремесел и технологий, традициях и связях с другими культурами. Поэтому любое исследование и последующая публикация по этой тематике актуально и перспективно.

В истории каждой страны есть героические страницы, которые художники стремятся отразить в своих произведениях. К сожалению, многие из них, будучи людьми творческими, забывают в полной мере показать материальную культуру и поведенческие императивы отображаемого периода, считая, что достаточно будет передать в работе историческое событие и выразить художественными средствами свое отношение к нему. Пренебрежение авторов к деталям, игнорирование ими последовательности событий приводит к тому, что зритель сначала начинает сомневаться в увиденном, а затем ставить под сомнение реально существовавший исторический факт. Таким образом, игнорирование художником в своем творчестве всех особенностей материальной культуры и поведенческих императивов изображаемого исторического события не позволит ему своей работой включиться в процесс формирования зрителя как гражданина и патриота своей страны.

Для решения проблемы создания научно обоснованной художественной композиции студентами, создающими работы на исторические темы, возникает потребность в поиске на междисциплинарном уровне необходимых материалов по отображаемому им событию через актуализации знаний по историческому костюму, оружию, этикету, быту, всему тому, что характеризует эпоху. Автор данной статьи, являющийся преподавателем факультета изобразительного искусства и народных ремесел Государственного университета просвещения, для решения данной проблемы предлагает применить метод военно-исторической реконструкции. Данный метод широко используется самими участниками движения военно-исторической реконструкции в своей исследовательской работе и является предметом данного исследования.

Сам феномен военно-исторического движения, возникшего в середине ХХ в., изучается в России с различных сторон. Только за последние 5 лет вышли статьи Е. В. Гуровой, Н. К. Тимошенко и М. А. Иноземцева по истории движения [1; 2], М. С. Матвеевой, в которой дается анализ состояния военно-исторической реконструкции (ВИР) в современной России [3], работы А. В. Гафурова и А. М. Кузнецова, Д. В. Примака и А. В. Улитина, в которых анализируется ВИР как один из способов патриотического воспитания [4-8], в исследованиях С. А. Григорьева и А. Н. Чистякова рассматривается военно-историческая реконструкция в качестве элемента публичной истории [9], а в публикациях Г. В. Алексушина и А. Ю. Без-рученкова говорится о ВИР как о составной части военного туризма [10], В. В. Гимбут анализирует возможности использования движения в организации поисково-исследовательской деятельности учащихся [11], Д. А. Боровик выдвинул интересное предположение, что ВИР может представлять собой молодежную субкультуру, направленную на формирование здорового образа жизни [12], в своих исследованиях А. В. Андреева, Г. О. Самбуров, Г. Б. Чецкая предлагают использовать возможности ВИР в качестве инновационной формы обучения [13]. Однако в данном исследовании нас интересуют военно-историческая реконструкция как метод в образовательном процессе.

Проводя анализ работ вышеуказанных авторов, можно с утверждать, что большая часть из них не являются участниками движения, что не позволяет им в своих исследованиях наиболее полно раскрыть потенциал военно-исторического движения в жизни современной России. Автор же данной статьи уже 15 лет, являясь активным участником движения и членом Общероссийского общественного движения «Клубы исторической реконструкции России», занимается изучением эпохи Наполеоновских войн, руководит клубом военно-исторической реконструкции, созданным в Государственном университете просвещения, члены которого воссоздают жизнь солдат и офицеров Невшательско -го батальона, полка конных гренадер и полка воспитанников Императорской гвардии на бивуаке и в бою, участвуя в исторических фестивалях на полях сражений Аустерлица, Бородино, Ватерлоо, Йены, Малоярославца, Тарутино и др., проводят научно-исследовательскую (членами клуба написаны и изданы 24 научных статьи, 2 учебных пособия и 1 научная монография по проблеме ВИР), большую воспитательную и культурно-просветительскую работу (за 10 лет клуб принял участие более чем в 100 исторических фестивалях/мероприятиях).

Методология

И. В. Глухарев, один из первых исследователей движения ВИР в России в конце ХХ в., дал следующее определение этому социальному явлению, рассматривая его как социокультурный феномен: «деятельность военно-исторической реконструкции - это культурная деятельность человеческой группы направленная на формирование целостного и привлекательного для граждан образа России, на созидание принципов мироустройства, соответствующих выверенным в веках нормам, ценностям, идеалам» [14, с. 7]. Данное определение в настоящее время не полностью раскрывает сущность движения, осуществляющего свою деятельность под девизом: «Дорогами прошлых войн к миру». Автор, опираясь на опыт своего участия в движении ВИР, попытался дать более полное определение этому социальному явлению в жизни страны: Военно-историческая реконструкция - это деятельность по изучению и моделированию материальной культуры и событий мировой истории, в первую очередь военных, путем реального погружения в материальную среду и поведенческие императивы реконструируемого периода на основании исследования материальных, изобразительных и письменных источников с целью проведения воспитательной, культурно-просветительской и научно-образовательной работы.

Военно-историческая реконструкция, научная основа которой была заложена историками начала ХХ в., сотрудничавшими с журналом "Annales. Histoire. Sciences sociales", явилась фундаментом разработанного ими нового подхода к историческим исследованиям. Данный подход получил отражение в бинарной области знания - исторической антропологии. По мнению российского историка А. Я. Гуревича, он обеспечил появление движения, «фокусом которого является человек» [15, с. 72]. Именно этот подход, уделяющий внимание человеку, находящемуся в центре исторических событий, и является основой реконструкции. Кроме того, представители «школы Анналов» одними из первых выделили роль искусства как одного из источников научных знаний по исторической тематике.

В этой связи, опираясь на результаты использования возможностей ВИР в образовании и воспитании, мы поставили перед собой цель доказать эффективность обучения студентов созданию художественных композиций на исторические темы, посвященных героическим страницам нашего Отечества, с применением метода военно-исторической реконструкции. В соответствии с целью исследования его основными задачами являются: выявление условий, необходимых для обучения студентов основам исторической и батальной живописи, определение оптимального сочетания исследовательской и художественной сторон в образовательной деятельности и построение последовательности этапов работы над художественной композицией на историческую тему.

Метод военно-исторической реконструкции как метод исследований начиная с 2021 г. начал применяться на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Государственного университета просвещения в качестве составляющей художественно-образовательные технологий, используемых для достижения конкретной цели: обучения студентов созданию научно достоверных художественных работ на исторические темы.

В ходе предварительного исследования с помощью методов структурного и факторного анализа были определены слагаемые метода военно-исторической реконструкции. Установлено, что его структура включает в себя методы:

• анализа материальных, изобразительных и документальных источников, при котором происходит обязательное сопоставление информации, полученной из различных источников для наиболее полного воссоздания исторического события;

• воссоздания объектов материальной культуры реконструируемого периода в натуральную величину с максимальным соответствием историческим образцам;

• воссоздания поведения человека при моделировании конкретного исторического периода в соответствии с его положением в обществе.

Результаты и обсуждение

Используя данный метод, на факультете была начата работа над художественным проектом по созданию исторической композиции, отражающей события эпохи Наполеоновских войн: «Невшательский батальон в сражении под Красным 17 ноября 1812 г.».

Данное сражение Отечественной войны 1812 г. уже нашло отражение в творчестве таких российских художников, таких как: М. О. Микешин, А. Н. Ежов, А. В. Николаев и др., но самое известное произведение - это картина П. фон Хесса «Сражение под Красным 17 ноября 1812 г.» (рис. 1), выполненная по заказу императора Николая I. Данное сражение, его роль в поражении армии Наполеона в России и, как следствие, освобождение народов Европы от французского владычества не могло не найти своего отражения и в произведениях западноевропейских художников-баталистов: Х. ван Папендрехта, Ж.-А.-С. Форта, А. Ивона, однако самые известные работы принадлежат участнику тех событий Х.-В. Фаберу дю Фору, который выполнил серию литографий, одна из которых «Между Корытней и Красным, 15 ноября 1812 г.» (рис. 2).

Рис. 1. П. фон Хесс. Сражение под Красным 17 ноября 1812 г. Холст, масло

Несмотря на многообразие сюжетов всех вышеперечисленных художественных работ, ни на одном из них не отразились действия Невшательского батальона, который совместно с остатками полков Молодой гвардии, отчаянно прикрывал отступление армии Наполеона 17 ноября 1812 г. Именно эту воинскую часть реконструирует клуб «Гренадеры гвардии» Государственного университета просвещения, именно эта тема заинтересовала членов русской колонии из города Невша-тель в Швейцарии как в части участия жителей Невшателя в военных действия, так и как пример непобедимости русского оружия, - все эти факторы и обусловили выбор темы проекта.

Учитывая то, что целью данного проекта являлось создание художественного произведения на заданную тему, в работе были использованы следующие методы исследования художественной деятельности, разработанные А. М. Новиковым в своей работе «Методология художественной деятельности» [16]:

1) методы художественного поиска;

2) методы создания художественной работы;

3) методы представления художественной работы;

4) методы переосмысливания художественной работы.

Проведение работы над художественным проектом началось с создания в структуре факультета, руководимым профессором в области искусства П. Д. Чистовым, мастерской исторической живописи С. П. Ломова. Для организации работы в мастерскую вошли преподаватели Государственного университета просвещения, а также известный художник и военный реконструктор, член Студии военных художников им. М. Б. Грекова А. В. Темников, известный своими динамическими композициями на историческую тему (рис. 3). В качестве консультанта был приглашен художник А. Ю. Аверьянов, чьи работы отражают знаковые события эпохи Наполеоновских войн (рис. 4). Подбор студентов в мастерскую осуществлялся по их желанию и способностям, а процесс обучения опирался на такие принципы дидактики высшей школы, как: принцип научности, принцип междисциплинар-ности, принцип системности и относительной полноты научного знания, принцип интерпретации исторических фактов, явлений и процессов, принцип многоуровневого обучения, преемственности и последовательности, принцип воспитывающего обучения.

Кроме того, в работе над проектом мы опирались на основные положения теории российского классического художественного образования, яркими представителями которого являются ученые-педагоги Е. В. Шорохов, В. С. Кузин и С. П. Ломов [17-19], тесно связанные с преподаванием художественных дисциплин на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Государственного университета просвещения в различные годы его деятельности.

Для работы над проектом был разработан план работы мастерской по выполнению художественного проекта «Невшательский батальон в сражении под Красным 17 ноября 1812 г.», включающий в себя четыре этапа:

Рис. 3. А. В. Темников. Отечественная война 1812 г. Второе сражение за Полоцк

Рис. 4. А. Ю. Аверьянов. Конногвардейцы при Бородине. Холст, масло

I. Совместная работа преподавателей и студентов по сбору материала по сражению под Красным 15-18 ноября 1812 г. и действиях Невшательского батальона в ходе него.

II. Проектная работа студентов по сбору материалов:

по униформе армий времен Отечественной войны 1812 г.:

• Исследовательский проект «Униформа Невшательского батальона».

• Исследовательский проект «Униформа Великой армии».

• Исследовательский проект «Униформа Русской императорской армии» по творчеству художников, воссоздающих события эпохи Наполеоновских войн:

- Исследовательский проект «Творчество художника Александра Юрьевича Аверьянова».

- Исследовательский проект «Творчество художника Петера фон Хесса».

III. Подготовительная работа студентов над художественной композицией:

• Выполнение рисунков пейзажей исторических мест, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г.

• Выполнение рисунков натюрмортов по тематике Отечественной войны 1812 г.

• Выполнение с натуры рисунков животных.

• Выполнение с натуры этюдов фигуры человека.

IV. Совместная работа преподавателей и студентов над художественной композицией:

• Разработка эскизов художественной композиции.

• Выполнение рисунка композиции в натуральную величину.

• Перенос рисунка художественной композиции на холст.

• Выполнение художественной композиции в цвете.

Анализ материальных, изобразительных и документальных источников, являясь составной частью метода военно-исторической реконструкции, активно использовался на первом этапе работы над художественным проектом, содержание которого включает в себя последовательные учебные действия студентов и профессиональные действия преподавателей:

1) совместную работу преподавателей и студентов по сбору материалов о событиях Отечественной войны 1812 г., этапы сражения при Красном и участие в нем Невшательского батальона с использованием различных источников;

2) знакомство с историей формирования, структуре и боевом пути Невшательского батальона 1807-1814 гг.;

3) знакомство с тактикой пехоты армий эпохи Наполеоновских войн, что позволит авторам художественной композиции представлять действия воинских подразделений и отдельных солдат в бою, в походе и на бивуаке.

В ходе первого этапа были собраны предусмотренные планом материалы, участники проекта посетили военно-исторические фестивали «День Бородина» на Бородинском поле (Московская область) и Малоярославецкое сражение

в г. Малоярославец (Калужской область), где делали зарисовки людей, лошадей, военного снаряжения и предметов солдатского быта начала XIX в., знакомясь с технологией воссоздания объектов материальной культуры реконструируемого периода в натуральную величину с максимальным соответствием историческим образцам.

Второй этап работы состоял из двух частей и представлял собой анализ изобразительных и документальных источников путем организации и проведения проектной работы студентов по изучению униформы армий времен Отечественной войны 1812 г. с выполнением графических реконструкций внешнего вида чинов Невшательского батальона по мотивам униформологических планшетов французского художника начала ХХ в. А. Буассилье (рис. 5) и чинов Русской Императорской армии. Другая группа проектов была связана с анализом творчества художников, воссоздающих события эпохи Наполеоновских войн согласно традициям классической батальной живописи (А. Ю. Аверьянов и П. фон Хесс).

Рис. 5. Гренадер Невшательского батальона. 1813 год. Графическая реконструкция по мотивам рисунков А. Буассилье. Бумага, тушь, гуашь. (Учебная работа студентов Государственного университета просвещения)

Особенности исследовательской работа студентов заключалось в поиске и обобщении материальных (экспонаты из музеев Армии в Париже, музей-панорама «Бородинская битва», музей-заповедник «Бородинское поле», Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 г.), изобразительных (рисунки Р. Кнотеля, Риго, П. Г. Алехина, О. К. Пархаева, Ф.-Г. Уртулль, О. Верне) и документальных источников (А. Пижар, А. Ги) [20-27].

Основываясь на методах анализа материальных, изобразительных и документальных источников в ходе второго этапа были выполнены предусмотренные планом исследовательские проекты. Для помощи студентам с целью более качественного выполнения данной работы были:

• разработано преподавателями факультета учебное пособие для студентов художественных факультетов по мундирам армий эпохи Наполеоновских войн «Военный мундир армий в стиле ампир. Пехота Великой армии на примере батальона княжества Невшатель» [28];

• проведен цикл лекций об униформологии, как вспомогательной исторической дисциплине на примере знакомства с творчеством художников-унифор-мологов армий эпохи Наполеоновских войн;

• проведена выставка работ преподавателей факультета изобразительного искусства Государственного университета просвещения на исторические темы; проведено сравнение сюжетов исторических полотен художника-баталиста П. фон Хесса с реальными событиями на полях сражений эпохи Наполеоновских войн.

В ходе третьего этапа работы над художественным проектом была организована подготовительная работа студентов над художественной композицией, в ходе которой были выполнены рисунки пейзажа близь города Красный, карты сражения. Были составлены и выполнены натюрморты из предметов воссозданной материальной культуры эпохи Наполеоновских войн (рис. 6). Данные предметы были созданы руками военных реконструкторов из Москвы с максимальным соответствием музейным образцам.

Также были выполнены с натуры рисунки животных и этюды фигуры человека в движении с использованием метода моделирования поведения человека, воссоздающего конкретный исторический период в соответствии с его положением в обществе как составной части метода военно-исторической реконструкции.

Этюды, рисунки и наброски (рис. 7) были сделаны студентами с натуры на фестивалях военно-исторической реконструкции, проводимых на местах сражений Отечественной войны 1812 г. на Бородино, в Малоярославце и крупнейшем в Европе историческом фестивале «Времена и эпохи», ежегодно проводимом в Москве на бульварах города. В качестве натуры для рисунков использовались военные реконструкторы, участники фестивалей, которые знают и умеют двигаться и носить мундиры армий эпохи Наполеоновских войн, что в дальнейшем позволит, опираясь на наброски и этюды точно передать в художественной композиции действия изображаемых фигур.

Рис. 6. Исторический натюрморт. Холст, масло.

(Учебная работа студентов Государственного университета просвещения)

Используя метод военно-исторической реконструкции при моделировании поведенческих императивов людей, воссоздающих конкретный исторический период в соответствии с их положением в обществе, в ходе третьего этапа, для более качественного выполнения работы для студентов, были проведены мастер-классы по рисованию лошадей в движении художником и военным реконструктором А. В. Темниковым и выполнению набросков с фигуры человека в движении под руководством профессора в области искусства П. Д. Чистова.

Рис. 7. Конный гренадер на Бородинском поле. Бумага, акварель.

(Учебная работа студентов Государственного университета просвещения)

В ходе реализации четвертого - заключительного - этапа художественного проекта используются такие методы создания художественной работы, как: разработка эскизов художественной композиции, выполнение рисунка композиции в натуральную величину, перенос рисунка художественной композиции на холст, выполнение художественной композиции в цвете. Основной формой реализации данного этапа была совместная работа преподавателей и студентов над художественной композицией.

В процессе разработки эскизов художественной композиции этой работы различными участниками проекта были предложены несколько вариантов композиционного решения исторического сюжета. Однако в ходе обсуждения решено было создавать композицию в стиле классической батальной живописи XIX в., представителями которой являлись такие мастера, как Петер фон Хесс, с точным изображением местности и исторических событий в определенное время (17 ноября 1812 г., д. Уварово, в 4 км восточнее от города Красный). В процессе работы были сделаны подготовительные эскизы композиции в тоне и цвете.

В ходе выполнения проекта был апробирован перспективный план работы мастерской исторической и батальной живописи над созданием исторической композиции, эффективность которого была подтверждена в ходе реализации его четырех этапов. План характеризуется комплексным и последовательным подходом в реализации поставленной цели - созданию художественной композиции на историческую тему. Согласно плану, уже на промежуточных этапах работы над проектом были созданы законченные художественные композиции в различных техниках, являющиеся составной частью проекта (наброски, зарисовки, графические реконструкции, исторические натюрморты, и пейзажи).

Успешное начало выполнения заключительного этапа проекта - создание живописной работы батального жанра - подтверждает правильность выбранного пути по организации образовательного процесса, имеющего большое значение в обучении, развитии и патриотическом воспитании молодежи.

Заключение

Подводя промежуточный итог работы над художественным проектом «Невшательский батальон в сражении под Красным 17 ноября 1812 г.», можно утверждать, что метод военно-исторической реконструкции включает в себя: методы анализа материальных, изобразительных и документальных источников, при котором происходит сопоставление и дополнение информации, полученной из различных источников. Благодаря этому формируется механизм межзнаниевого взаимодействия и вырабатываются целостные знания, необходимые для наиболее полного воссоздания исторического события.

Анализ проделанной работы позволяет утверждать, что гипотеза об эффективности использования метода военно-исторической реконструкции при реализации подобного рода проектов нашла свое подтверждение при условии создания условий, необходимых для использования данного метода в художественном образовании вуза, заметно повышающего профессиональные компетенции студентов. Использование данного метода можно рекомендовать для использования в образовательном процессе и на других факультетах университета в ходе проведения научно-исследовательской работы, обогатив ее теоретическую часть практической.

Список литературы

1. Гурова Е. В., Суздальцев Е. Л., Тимошенко Н. К. Генезис воссоздания военно-исторических событий в России // Проблемы теории и методологии предметного образования: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, дизайн: меж-вуз. сб. науч. ст. М.: Изд-во МГОУ, 2022. № 6. С. 184-188.

2. Иноземцев М. А. Зарождение реконструкторского движения, связанного с Отечественной войной 1812 года, на территории Калужской области (на примере военно-исторического похода 1988 года) // Молодой ученый. 2019. № 5 (243). С. 278-280.

3. Матвеева М. С. Военно-историческая реконструкция в современной России // Современные социальные процессы в контексте глобализации: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф., Краснодар, 14 мая 2021 года. Краснодар: Изд-во ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2021. С. 196-200.

4. Гафуров А. В., Кузнецов А. М. Военно-историческая реконструкция как один из способов патриотического воспитания // Ресурсы развития российских территорий: материалы III Всерос. открытого науч.-практ. форума, Сарапул, 27-28 сентября 2019 г. Сарапул: Сарапульское полиграф. предприятие, 2019. С. 170-173.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Примак Д. В. Военно-историческая реконструкция как новая форма воспитательной деятельности в школе // Журавлевские чтения. Взаимосвязь педагогической науки и практики: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти Журавлева В. И. М.: Изд-во МГОУ, 2021. С. 216-219.

6. Улитин А. В. Военно-историческая реконструкция как форма патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 38-43.

7. Кислова Н. А. Возрождение патриотического воспитания через военно-историческую реконструкцию // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XXII Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 25 ноября 2018 г. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 88-90.

8. Тронина Е. В. Историческая реконструкция как одна из форм гражданско-патриоти-ческого воспитания молодежи: опыт, проблемы и перспективы развития // 100-летие государственности Удмуртии: исторические вехи и перспективы развития: сб. ст. по материалам секц. Междунар. науч.-практ. форума, Ижевск, 7 октября 2020 г. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский ун-т». С. 324-337.

9. Григорьев С. А., Чистяков А. Н. Военно-историческая реконструкция как элемент публичной истории // Гуманитарный вестник военной академии ракетных войск стратегического назначения. 2018. № 4-1 (12). С. 132-135.

10. Алексушин Г. В., Безрученков А. Ю. Военно-историческая реконструкция - элемент военного туризма, и ее влияние на туризм в Самарской области // Экономика предприятий, регионов, стран: актуальные вопросы и современные аспекты: сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 30 ноября 2020 г. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. С. 125-128.

11. Гимбут В. В. Система работы по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся // Преподаватель года 2020: сб. ст. Междунар. профессионально-

исследовательского конкурса. Ч. 1. Петрозаводск, 17 декабря 2020 г. Петрозаводск: Новая Наука, 2020. С. 394-406.

12. Боровик Д. А. Военно-историческая реконструкция как молодежная субкультура, направленная на формирование здорового образа жизни // Сборник науч.-метод. материалов Всерос. науч.-практ. конф. М.: Изд-во ГЦОЛИФК, 2018. С. 198-201.

13. Андреева А. В., Самбуров Г. О., Чецкая Г. Б. Военно-историческая реконструкция как инновационная форма обучения по истории военно-морской медицины // Морская медицина. 2019. Т. 5, № 1. С. 28-34.

14. Глухарев И. В. Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 1999. 21 с.

15. Гуревич А.Я. Историческая антропология: проблемы социальной и культурной истории // Вестник АН СССР. 1989. № 7. С. 72-78.

16. Новиков А. М. Методология художественной деятельности. М.: Эгвес, 2008. 72 с.

17. Шорохов Е. В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. 207 с.

18. Кузин В. С. Психология живописи. М.: ОНИКС, 2005. 304 с.

19. Ломов С. П. Живопись. М.: АГАР, 2008. 232 с.

20. Rigaud. Series "Plumet". Picture U12 "Neuchatel battalion 1807-1809-1812".

21. Алехин П. Г. Наполеоновские войны. Униформа европейских армий. М.: Яуза: Эксмо, 2007. 160 с.

22. Guye A. Le Bataillon de Neuchâtel: dit des Canaris, au service de Napoléon, 1807-1814. La Baconnière, 1964. 254 р.

23. Голыженков И., Степанов Б. Европейский солдат за 300 лет (1618-1918). Энциклопедия военного костюма. М.: Изографус, 2001. 240 с.

24. Безотосный В., Васильев А. Русская армия 1812-1814. М.: Владос, 2000. 160 с.

25. Pigeard A., Bourgeot V. Encyclopedie des Uniformes Napoleoniens, 1800-1815. Editions Quatuor, 2003. 531 p.

26. Уртулль Ф.-Г. Армия Наполеона. Солдаты и униформа 1796-1815. М.: Эксмо, 2013. 232 с.

27. Французская армия: коллекция униформы (1791-1814). М.: Кучково поле, 2012. 224 с.

28. Суздальцев Е. Л., Чистов П. Д., Сидоренко С. В. Военный мундир армий в стиле ампир. Пехота Великой армии на примере батальона княжества Невшатель: учеб. пособие. Ч. 2. М.: Эдитус, 2019. 145 с.

References

1. Gurova E. V., Suzdaltsev E. L., Timoshenko N. K. Genezis vossozdaniya voenno-istoricheskikh sobytiy v Rossii. In: Problemy teorii i metodologii predmetnogo obrazovaniya: izobrazitelnoe iskusstvo, dekorativno-prikladnoe iskusstvo, dizayn. Interuniversity collection of scientific articles. Moscow: Izd-vo MGOU, 2022. No. 6, pp. 184-188.

2. Inozemtsev M. A. Zarozhdenie rekonstruktorskogo dvizheniya, svyazannogo s Otechestvennoy voynoy 1812 goda, na territorii Kaluzhskoy oblasti (na primere voenno-istoricheskogo pokhoda 1988 goda). Molodoy uchenyy. 2019, No. 5 (243), pp. 278-280.

3. Matveeva M. S. Voenno-istoricheskaya rekonstruktsiya v sovremennoy Rossii. In: Sovremennye sotsialnye protsessy v kontekste globalizatsii. Proceedings of the III International scientific-practical conference, Krasnodar, 14.05.2021. Krasnodar: Izd-vo FGBOU VO "KubGTU", 2021. Pp. 196-200.

4. Gafurov A. V., Kuznetsov A. M. Voenno-istoricheskaya rekonstruktsiya kak odin iz sposobov patrioticheskogo vospitaniya. In: Resursy razvitiya rossiyskikh territoriy. Proceedings of the III All-Russian Open scientific-practical forum, Sarapul, 27-28 Sept. 2019. Sarapul: Sarapulskoe poligraf. predpriyatie, 2019. Pp. 170-173.

5. Primak D. V. Voenno-istoricheskaya rekonstruktsiya kak novaya forma vospitatelnoy deyatelnosti v shkole. In: Zhuravlevskie chteniya. Vzaimosvyaz pedagogicheskoy nauki i praktiki. Proceedings of the V International scientific-practical conference, dedicated in memory of Zhuravlev V. I. Moscow: Izd-vo MGOU, 2021. Pp. 216-219.

6. Ulitin A. V. Voenno-istoricheskaya rekonstruktsiya kak forma patrioticheskogo vospitaniya sotrudnikov organov vnutrennikh del, vpervye prinimaemykh na sluzhbu. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie. 2021, No. 36, pp. 38-43.

7. Kislova N. A. Vozrozhdenie patrioticheskogo vospitaniya cherez voenno-istoricheskuyu rekonstruktsiyu. In: Sovremennoe obrazovanie: aktualnye voprosy, dostizheniya i innovatsii. Proceedings of the XXII International scientific-practical conference, Penza, 25.11.2018. Penza: MTsNS "Nauka i Prosveshchenie", 2018. Pp. 88-90.

8. Tronina E. V. Istoricheskaya rekonstruktsiya kak odna iz form grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya molodezhi: opyt, problemy i perspektivy razvitiya. In: 100-letie gosudarstvennosti Udmurtii: istoricheskie vekhi i perspektivy razvitiya. Proceedings of International scientific-practical forum, Izhevsk, 07.10.2020. Izhevsk: Izd. dom "Udmurtskiy un-t". Pp. 324-337.

9. Grigoryev S. A., Chistyakov A. N. Voenno-istoricheskaya rekonstruktsiya kak element publichnoy istorii. Gumanitarnyy vestnik voennoy akademii raketnykh voysk strategicheskogo naznacheniya. 2018, No. 4-1 (12), pp. 132-135.

10. Aleksushin G. V., Bezruchenkov A. Yu. Voenno-istoricheskaya rekonstruktsiya - element voennogo turizma, i ee vliyanie na turizm v Samarskoy oblasti. In: Ekonomika predpriyatiy, regionov, stran: aktualnye voprosy i sovremennye aspekty. Proceedings of the IIInternational scientific-practical conference, Penza, 30.11.2020. Penza: Nauka i Prosveshchenie (IP Gulyaev G. Yu.), 2020. Pp. 125-128.

11. Gimbut V. V. Sistema raboty po organizatsii poiskovo-issledovatelskoy deyatelnosti uchashchikhsya. In: Prepodavatel goda 2020. Proceedings of the International Research Competition. Part 1. Petrozavodsk, 17.12.2020. Petrozavodsk: Novaya Nauka, 2020. Pp. 394-406.

12. Borovik D. A. Voenno-istoricheskaya rekonstruktsiya kak molodezhnaya subkultura, napravlennaya na formirovanie zdorovogo obraza zhizni. Proceedings of All-Russian scientific-methodological conference. Moscow: Izd-vo GTsOLIFK, 2018. Pp. 198-201.

13. Andreeva A. V., Samburov G. O., Chetskaya G. B. Voenno-istoricheskaya rekonstruktsiya kak innovatsionnaya forma obucheniya po istorii voenno-morskoy meditsiny. Morskaya meditsina. 2019, Vol. 5, No. 1, pp. 28-34.

14. Glukharev I. V. Dvizhenie voenno-istoricheskoy rekonstruktsii kak sotsiokulturnyy fenomen. Extended abstract of PhD dissertation (Cultural Studies). Moscow, 1999. 21 p.

15. Gurevich A. Ya. Istoricheskaya antropologiya: problemy sotsialnoy i kulturnoy istorii. Vestnik AN SSSR. 1989, No. 7, pp. 72-78.

16. Novikov A. M. Metodologiya khudozhestvennoy deyatelnosti. Moscow: Egves, 2008. 72 p.

17. Shorokhov E. V. Kompozitsiya. Moscow: Prosveshchenie, 1986. 207 p.

18. Kuzin V. S. Psikhologiya zhivopisi. Moscow: ONIKS, 2005. 304 p.

19. Lomov S. P. Zhivopis. Moscow: AGAR, 2008. 232 p.

20. Rigaud. Series "Plumet". Picture U12 "Neuchatel battalion 1807-1809-1812".

21. Alekhin P. G. Napoleonovskie voyny. Uniforma evropeyskikh armiy. Moscow: Yauza: Eksmo, 2007. 160 p.

22. Guye A. Le Bataillon de Neuchâtel: dit des Canaris, au service de Napoléon, 1807-1814. La Baconnière, 1964. 254 p.

23. Golyzhenkov I., Stepanov B. Evropeyskiy soldat za 300 let (1618-1918). Entsiklopediya voennogo kostyuma. Moscow: Izografus, 2001. 240 p.

24. Bezotosnyy V., Vasilyev A. Russkaya armiya 1812-1814. Moscow: Vlados, 2000. 160 p.

25. Pigeard A., Bourgeot V. Encyclopedie des Uniformes Napoleoniens, 1800-1815. Editions Quatuor, 2003. 531 p.

26. Hourtouille F. Armiya Napoleona. Soldaty i uniforma 1796-1815. Moscow: Eksmo, 2013. 232 p. (In Russian)

27. Frantsuzskaya armiya: kollektsiya uniformy (1791-1814). Moscow: Kuchkovo pole, 2012. 224 p.

28. Suzdaltsev E. L., Chistov P. D., Sidorenko S. V. Voennyy mundir armiy v stile ampir. Pekhota Velikoy armii na primere batalyona knyazhestva Nevshatel: ucheb. posobie. Vol. 2. Moscow: Editus, 2019. 145 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 4

Статья поступила в редакцию 09.12.2022 The article was received on 09.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.