Научная статья на тему 'МЕТОД SMART, КАК СТРАТЕГИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

МЕТОД SMART, КАК СТРАТЕГИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
целеполагание / педагогическая цель / учебная цель / стратегия целеполагания / SMART – цели в образовательном процессе.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Анна Марксовна

в статье рассмотрен метод SMART, как элемент аналитического подхода к целеполаганию, который предусматривает не только разработку целей, но и последующий анализ осуществления этих целей, что помогает корректировать и оптимизировать учебный процесс в вузе на всех его этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОД SMART, КАК СТРАТЕГИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

МЕТОД SMART, КАК СТРАТЕГИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ Сергеева А.М.

Сергеева Анна Марксовна - кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра высшей математики, институт электроэнергетики, Национальный исследовательский университет (МЭИ), г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрен метод SMART, как элемент аналитического подхода к целеполаганию, который предусматривает не только разработку целей, но и последующий анализ осуществления этих целей, что помогает корректировать и оптимизировать учебный процесс в вузе на всех его этапах. Ключевые слова: целеполагание, педагогическая цель, учебная цель, стратегия целеполагания, SMART -цели в образовательном процессе.

Целеполагание в образовательном процессе

Целеполагание в образовательном процессе является ключевым элементом, определяющим его эффективность и результативность. Определение чётких общих и конкретных целей позволяет формализовать ожидаемые результаты обучения, что способствует повышению мотивации студентов и преподавателей, а также улучшает организацию учебного процесса.

Общие цели образовательного процесса часто связаны с развитием ключевых компетенций и личностных качеств студентов. Они ориентированы на приобретение знаний, навыков и умений, которые могут быть применимы в широком спектре ситуаций. Например, одной из общих целей может быть развитие критического мышления и способности самостоятельного принятия решений. Эти цели служат ориентирами для формирования учебных программ и выбора методов обучения.

В то же время, конкретные цели образовательного процесса более точны и измеримы. Они описывают специфические умения или знания, которые обучающиеся должны освоить в рамках определённого учебного курса или предмета. Эти цели помогают преподавателям планировать занятия таким образом, чтобы каждый аспект был направлен на достижение конкретных результатов.

Также стоит отметить, что успешное целеполагание требует взаимосвязи между общими и конкретными целями. Эта взаимосвязь обеспечивает целостность и систематичность в образовательном процессе. При этом, основное внимание следует уделять адаптации целей к возрастным и индивидуальным особенностям студентов, что предполагает гибкость в методах обучения и подходах к оценке.

Часто возникают трудности в согласовании краткосрочных (конкретных) целей с долгосрочными (общими) ориентирами. Проблема усугубляется, когда образовательные учреждения стремятся к выполнению текущих стандартов, но не уделяют должного внимания подготовке учащихся к реальным вызовам вне академической среды.

Для более эффективного целеполагания в образовательных учреждениях требуется более тесное взаимодействие между преподавателями, студентами и предприятиями отрасли. Эффективное взаимодействие и обратная связь могут значительно повысить релевантность целей и способствовать их адаптации к постоянно меняющимся требованиям и условиям. Без такой гибкости и адаптивности, цели образовательного процесса могут потерять свою актуальность, что приведет к снижению мотивации и академической успеваемости студентов.

Совмещение теоретических знаний с реальными данными позволяет создавать обоснованные, достижимые и значимые учебные цели. Аналитический подход к целеполаганию предусматривает не только разработку целей, но и последующий анализ осуществления этих целей, что помогает корректировать и оптимизировать учебный процесс на всех его этапах.

Интересно также рассмотреть различные стратегии целеполагания и их влияние на педагогический процесс. Например, метод SMART, предполагающий формулировку целей, которые должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными во времени. Применение такого подхода может значительно улучшить качество образования, делая его более систематизированным и направленным на конкретные результаты.

Параллельно следует учитывать и возможные трудности, связанные с применением структурированного подхода к целеполаганию в образовательном процессе. Аспекты, такие как индивидуальные различия в обучаемости студентов, разнообразие их интересов и способностей, могут затруднять формулирование универсальных и одновременно специфических учебных целей. Это подчеркивает необходимость гибкости в целеполагании и адаптации учебных программ к индивидуальным потребностям обучающихся.

Рассмотрение этих аспектов позволяет углубить понимание механизмов целеполагания в образовательном процессе и способствует разработке инновационных подходов к формированию образовательной среды, где каждый студент мог бы получить максимум возможностей для реализации своего потенциала. Это, в свою очередь, стимулирует поиск и внедрение новых методик и технологий в образовательный процесс для воспитания социально адаптированных личностей, способных успешно

интегрироваться в профессиональное и общественное пространство, что является предметом данного исследования.

SMART- цели в образовательном процессе

Целеполагание является ключевым аспектом в образовательном процессе, предполагая разработку чётко структурированных задач, которые должны быть достигнуты в определённый срок. Применение SMART -критериев в формулировании образовательных целей позволяет улучшить эффективность обучения и способствует развитию компетенций учащихся.

SMART-модель, включающая такие атрибуты, как специфичность, измеримость, достижимость, релевантность и временная ограниченность, обеспечивает возможность создания качественных и реализуемых образовательных стратегий. Специфичность цели в образовательном процессе требует точного определения ожидаемых результатов. Важно, чтобы преподаватель ясно определил, какие знания и навыки должны быть усвоены студентами.

Измеримость включает в себя определение критериев, по которым может быть оценено выполнение учебных заданий. Это как количественные показатели, так и качественные оценки. Достижимость подразумевает, что цель должна быть реалистичной; Студентам необходимо иметь четкое представление о том, какие ресурсы и временные рамки им доступны. Релевантность подразумевает соответствие цели общим образовательным нормам и целям курса. А временная ограниченность предполагает наличие конкретного срока, в течение которого цель должна быть достигнута.

На практике использование SMART-целей в образовательной сфере позволяет учащимся и педагогам оставаться ориентированными на конкретные задачи, обеспечивает более высокую мотивацию и вовлеченность в процесс обучения. Примером может служить формулировка цели для учащегося: «К концу первого семестра улучшить знание английского языка так, чтобы суметь свободно общаться на базовые темы, что будет подтверждено получением не менее 80 баллов из 100 возможных на тесте по английскому языку».

Внедрение такого подхода требует от педагога не только умения формулировать цели, но и критического осмысления учебного процесса, а также адаптации целей в соответствии с изменяющимися условиями и возможностями учащихся. Это, в свою очередь, предполагает наличие глубокого понимания как специфики предмета, так и индивидуальных особенностей учеников. Возможные неоднозначности, связанные с интерпретацией и реализацией SMART-целей, требуют от образовательного сообщества постоянного анализа и оценки применяемых методик, что способствует наращиванию профессиональной компетенции и развитию образовательной системы в целом. Однако, несмотря на преимущества, применение SMART-методики в образовании также влечёт за собой определённые сложности и вызовы. Во-первых, формулирование специфичных и измеримых целей может быть сложной задачей в контексте современного образования, где требуется не только передача знаний, но и развитие критического мышления, творческих способностей и навыков межличностного общения. Такие категории сложно поддаются количественной оценке, что ставит под вопрос применение измеримости в полном объеме.

Во-вторых, цель, хотя и должна быть достижимой, но также должна способствовать выходу учащихся из зоны комфорта, стимулируя их на развитие и самосовершенствование. Слишком легко достижимые цели не обеспечивают достаточного уровня вызова и могут привести к снижению мотивации учащихся. С другой стороны, слишком амбициозные цели могут вызывать фрустрацию и снижать обучающую эффективность.

Релевантность целей зависит от их соответствия образовательной программе и потребностям студентов. Например, в контексте быстро меняющихся требований рынка труда, учебные заведения сталкиваются с задачей постоянной актуализации учебных программ и адаптации целей к новым реалиям. Это требует от педагогов гибкости, предприимчивости и способности к инновациям.

Кроме того, временные рамки, устанавливаемые для достижения целей, должны учитывать индивидуальные возможности и обстоятельства учащихся. Студенты, балансирующие между учебой, работой и личной жизнью, могут испытывать затруднения в соблюдении установленных сроков, что также может влиять на их учебные достижения и мотивацию.

В общем, применение SMART-целей в образовательном процессе требует многоуровневого подхода и тщательной подготовки со стороны образовательных учреждений. Таким образом, педагогам и образовательным администраторам необходимо разрабатывать стратегии, которые поддерживают гибкость и адаптивность в целеполагании, с тем чтобы максимально эффективно использовать возможности данной модели в достижении образовательных результатов.

Список литературы

1. Гинзберг Э.А., Рогова А.М. Особенности педагогического целеполагания // Вестник ТГПУ, 1998. Вып.5.

С. 61-64.

2. The transformation of educational goals in the student's subjective purpose / Rogova A.M., Ginsberg E.A. //

Vestnik of Tomsk State Pedagogical University (Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 1999. Edition 7

(16). P. 75-76.

3. Сергеева А.М. Понятие саморегуляции у студентов// Достижения науки и образования, 2017, С. 38-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.