Научная статья на тему 'Метод системного подхода в оценке качества обучения'

Метод системного подхода в оценке качества обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ / ЗАЧЕТНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ / QUALITY MANAGEMENT TRAINING / TESTS AND MODULAR TRAINING / MODULE-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева И. В.

Рассмотрен системный подход как средство и метод анализа образовательного процесса, направленный на выявление внутренней структуры, особенностей компонентов и специфики технологии модульно-зачетного обучения как варианта построения педагогической системы. Структура зачетно-модульного обучения с позиций системного подхода обеспечивает разнообразие и динамику управляющей части системы; способствует формированию целей системы как основы управления; представляет полноту управленческого цикла; дает возможность обеспечения временной корректности циклов (длительности периода выполнения модулей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF A SYSTEMATIC APPROACH TO QUALITY ASSESSMENT

Is considered a systemic approach as a means and method of analysis of the educational process aimed at determining the internal structure, the characteristics of the components and technology module-specific learning-goal as variants of educational system. The structure of the tests and training modules with the system approach provides diversity and the dynamics of the control part of the system, promotes the objectives of the system as a basis for management; provides complete management cycle allows time to ensure the correctness of cycles (duration of run-time modules.)

Текст научной работы на тему «Метод системного подхода в оценке качества обучения»

УДК 37.013

МЕТОД СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Николаева И.В., Уссурийский государственный педагогический институт, Уссурийск. Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрен системный подход как средство и метод анализа образовательного процесса, направленный на выявление внутренней структуры, особенностей компонентов и специфики технологии модульно-зачетного обучения как варианта построения педагогической системы. Структура зачетно-модульного обучения с позиций системного подхода обеспечивает разнообразие и динамику управляющей части системы; способствует формированию целей системы как основы управления; представляет полноту управленческого цикла; дает возможность обеспечения временной корректности циклов (длительности периода выполнения модулей).

Ключевые слова: система управления качеством обучения, зачетно-модульное обучение, модульно-рейтинговая система оценки.

THE METHOD OF A SYSTEMATIC APPROACH TO QUALITY ASSESSMENT

Nikolaeva I, Ussuriisk State Pedagogical Institute, Ussuriysk. Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. Is considered a systemic approach as a means and method of analysis of the educational process aimed at determining the internal structure, the characteristics of the components and technology module-specific learning-goal as variants of educational system. The structure of the tests and training modules with the system approach provides diversity and the dynamics of the control part of the system, promotes the objectives of the system as a basis for management; provides complete management cycle allows time to ensure the correctness of cycles (duration of run-time modules.)

Keywords: quality management training, tests and modular training, module-rating system.

Система управления качеством обучения в образовательных учреждениях представляет собой иерархическую структуру взаимосвязанных процессов реализации функций управления, направленных на получение позитивных результатов.

Проблема управления качеством обучения является одной из самых давних и столь же сложных в теории и практике образования. Однако только в последние года, в связи с утверждением в 2000 г. «Национальной доктрины образования Российской Федерации», а также нового поколения государственных образовательных стандартов, возникла актуальная потребность в создании эффективного инструментария управления качеством обучения на всех уровнях. Вследствие этого становится очевидной необходимость глубокого анализа и обобщения опыта работы образовательных учреждений в региональных системах образования по моделированию и построению образовательной среды для разных видов образовательных учреждений, разных категорий учащихся

Наиболее значительный вклад в разработку проблемы управления качеством обучения внесли работы Н.Г.Абрамовой, А.Г.Бернуса, В.П.Беспалько, В.С.Белозерова,

A.В.Беляева, М.К.Бочарова, Ю.В.Васильева, Б.З.Вульфова, Б.С.Гершунского,

B.И.Горовой, В.Н.Гурова, М.С.Дмитриевой, В.И.Загвязинского, М.М.Поташника, Б.М.Ребуса, в системный подход в управлении качеством обучения - В.И.Горовая, Ф.Ф.Королев, Н.В.Кузьмина, В.В.Монахов, А.П.Огаркова, О.П.Околелов, В.П.Симонов, А.И.Уемов, В.А.Шаповалов и др.

Однако часть исследований выполнена в иных историко-социальных условиях, что свидетельствует о необходимости совершенствования понятийного аппарата. Возрастает потребность в исследованиях, посвященных изучению феномена качества обучения в системе образовательных учреждений, характерных для современного поликультурного образовательного пространства.

Особое внимание в настоящее время в стране уделяется модернизации образования. Первостепенной задачей модернизации общеобразовательной школы, как «базового звена модернизации образования»1, является достижение нового, современного качества образования, обеспечивающего современные жизненные потребности развития страны. В педагогическом плане - это задача разностороннего развития детей, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этой многогранной проблемы нельзя обеспечить исключительно эмпирическими подходами. Нужны новые идеи, научные инновации, современные формы организации учебного процесса, широкое применение процессов информатизации в педагогических технологиях, повышение роли преподавателя, дальнейшее развитие и применение игровых обучающих технологий, системный подход к оценке качества обучения и его постоянный мониторинг.

Повышение качества образования должно рассматриваться как один из решающих факторов развития профильного обучения. А между тем во всех типах наших образовательных учреждений продолжают иметь место старые, малоэффективные методы и принципы, подходы к повышению качества образования, что, конечно же, мешает быстрее двигаться вперед. Очевидно, что новое качество образования требует решительного обновления традиционной российской педагогики.

Одним из основных методологических принципов педагогики признан системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в

1 См.: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».

системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.

При системном подходе педагогическая система рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства)2.

Относительно же системности и полноты содержания образования необходимо отметить следующее: принцип системности имеет два различных аспекта. С одной стороны, можно говорить о системности, определенной логике и последовательности изучения учебного материала, с другой стороны, можно говорить и о системности результатов обучения - знаний, умений и навыков. Это - не одно и тоже3.

Результаты, как системообразующий фактор, определяются совокупностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня обученности как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом. Наличие обоснованной системы критериев позволяет соотнести принятую цель деятельности с ее фактическим состоянием, определить пути конкретной коррекции деятельности учителей, отдельных звеньев школы, участвующих в педагогическом процессе на разных временных этапах.

Чтобы повышать качество образования, надо обязательно научиться точному измерению этого показателя процесса обучения. Определенным достижением на этом пути следует рассматривать метод системного подхода к оценке качества обучения.

Система образования, как и всякая система, характеризуется целостностью, структурностью, взаимосвязью со средой, иерархичностью, множественностью описаний .

Системный подход в оценке качества образования - это методологическое направление, выделяющее по определенному принципу в целостном образовательном процессе некую группу элементов (систему) и рассматривающее взаимодействие внутри нее и ее самой с внешними объектами (со средой). При таком системном подходе необходимо выделить компоненты образовательной деятельности (определенным образом организованного процесса), выявить их функции в системном

См.: Педагогика: Педагогические теории, системы технологии. Под редакцией С.А.Смирнова. -

М., 2001.

3 См.: Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: Методические рекомендации. -М., РАО, 2005.

4 См.: Марухина О.В., Берестнева О.Г. Системный подход к оценке качества образования// Открытое образование. Научно-практическое образование. 2002. №3.

целом, а также процесс взаимодействия компонентов, обеспечивающий воспроизводство целого, установить все факторы саморазвития процесса образования в качестве относительно самостоятельной части общего социального процесса.

Социальная норма по качеству образования распадается на компоненты по иерархическим уровням организации (управления) самой образовательной системы. Для всех типов подсистем образовательной системы страны должны выделяться следующие компоненты социальной нормы по качеству образования:

• федеральный компонент;

• региональный компонент;

• особый компонент данного учебного заведений;

• индивидуальный компонент социальной нормы по качеству образования данного обучаемого.

Таким образом, можно говорить о реализации многоуровневой и многомерной пространственной модели системы социальных норм по качеству образования и развития современного человека. При этом общая структура такой многомерной пространственной модели совпадает с общей структурой требований к современному человеку5.

Анализ опыта работы образовательных учреждений показывает, что в практике проверки и оценки результатов обучения по-прежнему имеют место существенные недостатки, снижающие эффективность учебно-воспитательного процесса. Многие из них традиционны, другие особенно ярко проявились в практике в последние годы и в известной мере стали тормозом в развитии школьного (и не только школьного) образования, внедрения новых технологий обучения, в частности, зачетно-модульной системы.

Развитие зачетно-модульной или модульно-рейтинговой систем непосредственно связано с совершенствованием проверки и оценивания учебных достижений учащихся.

Модульная система обучения, в основе которой иное, чем сегодня построение содержания образования, требует изменения не только организации усвоения, но и форм контроля и оценки учебных достижений обучающихся. Поскольку текущий контроль становится весьма затруднителен, а зачастую и невозможен, то основным средством контроля становится аттестация обучающихся по итогам освоения модуля.

См.: Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. - М., 2007.

А поскольку учебный курс может содержать весьма значительное число модулей, то можно предусмотреть не только оценивание освоения каждого из них, но и всех модулей в целом. Такая оценка по своему характеру может быть уже не усредненной (3 - 4 - 5), а накопительной, т.е. суммой баллов за усвоение содержания курса через оценку модулей, его составляющих. Такая оценка называется рейтинговой. А система в целом становится модульно-рейтинговой6.

Системный подход как средство и метод анализа образовательного процесса направлен на выявление внутренней структуры, особенностей компонентов и специфики технологии модульно-зачетного обучения как варианта построения педагогической системы. Педагогическая система представляется как совокупность социально педагогических феноменов, взаимодействие которых приводит к появлению новых качеств, несвойственных отдельно взятым образующим ее компонентам.

Оценивая структуру зачетно-модульного обучения с позиций системного подхода, можно отметить, что оно в целом соответствует основным требованиям этого подхода: обеспечивает разнообразие и динамику управляющей части системы; способствует формированию целей системы как основы управления; представляет полноту управленческого цикла; дает возможность обеспечения временной корректности циклов (длительности периода выполнения модулей).

Таким образом, системный анализ - это не только методологическая основа научных исследований и разработки новых технических и управленческих решений. Его можно расценивать как инструментарий для рационального овладения знаниями, постижения их природы, способов их запоминания и систематизирования. Он помогает осмыслению новых знаний. Овладение навыками системного анализа способствует формированию творческого мышления, реинтеграции информации на новом качественном уровне с пониманием системных связей.

Список литературы:

1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».

2. Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: Методические рекомендации. - М., РАО, 2005.

3. Марухина О.В., Берестнева О.Г. Системный подход к оценке качества образования// Открытое образование. Научно-практическое образование. 2002. №3.

См.: Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: Методические рекомендации. -М., РАО, 2005.

4. Педагогика: Педагогические теории, системы технологии. Под редакцией С.А.Смирнова. - М., 2001.

5. Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. - М., 2007.См.: Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: Методические рекомендации. - М., РАО, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.