Научная статья на тему 'Метод прогнозирования результатов многосубъектовой конкуренции в информационных технологиях'

Метод прогнозирования результатов многосубъектовой конкуренции в информационных технологиях Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
134
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / МНОГОСУБЪЕКТОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / MULTISUBJECT COMPETITION / 36 КИТАЙСКИХ СТРАТАГЕМ / 36 CHINA STRATAGEMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Вяхирев Алексей Александрович, Павлютенков Артем Александрович, Осовецкий Леонид Георгиевич

В статье описана возможность прогнозирования результатов многосубъектовой конкуренции с помощью модели философии 36 китайских стратагем на платформе информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULT FORECASTING METHOD FOR MULTISUBJECT COMPETITION IN THE INFORMATION TECHNOLOGIES

Forecasting possibility for multisubject competition results with the help of philosophy model of 36 China stratagems on the information technologies platform is described in the article.

Текст научной работы на тему «Метод прогнозирования результатов многосубъектовой конкуренции в информационных технологиях»

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 004.056.4

МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МНОГОСУБЪЕКТОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

А.А. Вяхирев, А.А. Павлютенков, Л.Г. Осовецкий

В статье описана возможность прогнозирования результатов многосубъектовой конкуренции с помощью модели философии 36 китайских стратагем на платформе информационных технологий. Ключевые слова: прогнозирование, многосубъектовая конкуренция, 36 китайских стратагем.

Введение

Конкурентные взаимодействия в многосубъектовой среде переместились из физической и материальной в информационную область. При рассмотрении конфликтных ситуаций, создаваемых субъектами обмена информацией, следует учитывать тактику и стратегию получения и представления конкурентам информации, прогнозирования поведения конкурентов с целью получения текущего преимущества и достижения конечных целей конкуренции.

Исходные положения концепции:

- субъектами конкурентного взаимодействия на платформе информационных технологий определим рабочие места или их группы, выполняющие единые функциональные задачи;

- ресурсами субъектов является информация, предназначенная для выполнения субъектами функциональных задач;

- субъекты оперируют ресурсами в части их защиты, вида и объема представления их конкурирующим субъектам, а также передачи ложной информации;

- целью конкуренции является получение объективной текущей информации и достижение максимального конечного информационного ресурса;

- конкуренция в многосубъектовой среде моделируется на основе теории игр на базе формализованных правил философии «36 китайских стратагем».

36 китайских стратагем

Разработка все более совершенных средств, форм и способов ведения информационной войны стала одной из важнейших задач военной науки. К числу перспективных форм ведения информационной войны стали относить информационные операции, информационные сражения, информационные действия, информационные удары [1].

Одним из примеров поведения субъектов в многосубъектовом взаимодействии являются китайские стратагемы. Слово «стратагема» означает алгоритм действий, план, уловку, хитрость.

Информационное превосходство определяется как способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации, препятствуя конкурирующему субъекту делать то же самое [2]. Оно может быть также определено и как способность назначать и поддерживать такой темп, который превосходит любой возможный темп конкурента, позволяя постоянно доминировать, оставаясь непредсказуемым, и действовать, опережая противника в его ответных акциях. Информационное превосходство позволяет иметь реальное представление о ситуации и дает интерактивную и высокоточную модель действий конкурента в реальном масштабе времени, т.е.

4

эффективность информационного воздействия можно оценить по степени искажения результатов действий конкурирующего субъекта путем воздействия на процессы ввода данных, обработки и выдачи результатов. Эти процессы определяются количественными и качественными характеристиками элементов субъекта, ответственными за эти процессы, количеством и качеством связей между элементами и защищенностью этих элементов [2].

Прогнозирование результатов многосубъектовой конкуренции

Для достижения выигрыша в многосубъектовой конкуренции необходимо контролировать весь процесс конфликта, управляя не только своим ресурсом, но и в какой-то мере ресурсами конкурирующего субъекта. Такое управление одного субъекта над другим посредством различного рода воздействий позволяет получать преимущества в конкурентном взаимодействии.

Конкурентное взаимодействие имеет вероятностный характер: конкурирующий субъект может определить цель проводимых по отношению к нему действий, прореагировать, исходя из собственного представления о ситуации и ценности результатов воздействия, демонстрируя при этом преувеличенные или преуменьшенные возможности, проигнорировать воздействие, предпринять ответные шаги по контруправлению. Поэтому большое значение в конкурентном взаимодействии имеет как определение цели действий конкурирующего субъекта, так и скрытие своих замыслов.

Действия по прогнозированию результатов конкурентного взаимодействия будут тем эффективнее, чем они комплекснее, комбинированннее, т.е. из всей получаемой информации конкурирующий субъект должен сделать вывод о результативности ущерба или выгоды. Вопрос прогнозирования в полной мере актуален в многосубъектовой конфликтующей информационной среде в режиме реального времени. Это позволяет с достаточно высокой вероятностью предупреждать или исключать агрессивные действия конкурирующего субъекта.

Конкуренция субъектов основывается на передаче информации, которая способствовала бы принятию выгодных, желательных решений конкурирующему субъекту. Конкурирующему субъекту передается информация, которая:

- демонстрирует силовое давление;

- формирует представление о ситуации для принятия решения;

- создает необходимость выработки новой цели действий, достижение которой потребует дополнительной подготовки, средств и времени;

- нарушает отработанные алгоритмы решения задач управления;

- влияет на момент принятия решения.

При этом может применяться демонстрация или использование (возможность использования) превосходящего ресурса, объединение с другими субъектами, создание ложной картины, ситуации, изменение режима деятельности, передача шифрованной информации с известным конкуренту ключом и т. д.

При управлении конкурентом важно сохранить соответствие между действиями по цели, времени, способам их проведения, так как неудачное осуществление одного из них может раскрыть планы субъекта, осуществляющего конкурентное взаимодействие [2].

Достижение целей защиты информации в конкурентном взаимодействии связано с планированием некоторой системы мероприятий, а значит, и с расходованием ресурсов. Насколько хорошо или плохо спланированы эти мероприятия, настолько малы или велики будут и затраты ресурсов. На рис. 1 проиллюстрирован метод прогнозирования результатов многосубъектового взаимодействия. Рассмотрим его пошагово.

Рис. 1. Метод прогнозирования результатов многосубъектового взаимодействия

Выбор субъекта (шаг 1) - выбор субъекта взаимодействия для моделирования конфликтной ситуации с ним. Этот выбор выполняется либо случайным образом (шаг 2а), либо по одному из критериев субъекта (шаг 2б).

Анализ предыдущих шагов (шаг 3) - построение предыдущей стратегии взаимодействия субъекта. После анализа возможно либо прогнозирование (шаг 4), либо новый выбор субъекта (шаг 1), если проанализированная стратегия не удовлетворяет желаемым критериям взаимодействия.

Прогнозирование эффективной стратегии (шаг 4) - построение последующей стратегии субъекта путем анализа предыдущих шагов. Если спрогнозированная на основе анализа стратегия не удовлетворяет критериям взаимодействия, то возможен выбор нового субъекта (шаг 1).

Выбор стратегии (шаг 5) - рассмотрение для дальнейшего взаимодействия наиболее эффективной стратегии оптимального распределения ресурсов, которое выполняется либо на основе критериев взаимодействия (шаг 6а), либо случайным образом (шаг 6б). От выбора стратегии (шаг 5) также зависит, на сколько шагов будет использоваться данная стратегия: на один (шаг 7б) или же на некоторое количество шагов (шаг 7а). Выбор стратегии на некоторое количество шагов (шаг 7а) позволит выбирать стратегию на основе результатов прогнозирования (шаг 8а) либо случайным образом (шаг 8б). Выбор стратегии на один шаг также позволит выбирать стратегию на основе результатов прогнозирования (шаг 8а) либо случайным образом (шаг 8б).

Результат взаимодействия (шаг 9) - результат, полученный при моделировании шага конфликтной ситуации. После получения результата мы возвращаемся к выбору субъекта (шаг 1).

При информационном взаимодействии конфликтующих субъектов можно применить различную детализацию для анализа конкурирующего субъектов с целью последующего выбора действий на основе 36 стратагем. При этом детализированный подход дает больше вариантов действий и более точное прогнозирование параметров субъектов и ситуации [2].

Анализ параметров структуры конкурирующего субъекта (количество элементов, связь между элементами, топология, защищенность и т.д.) позволяет определить применяемую стратагему или последовательность стратагем. Выбор начальной стратагемы для достижения цели определяется ситуацией в информационном пространстве, количеством субъектов, их взаимосвязью и зависимостью друг от друга. Выбор количества и последовательности стратагем в конфликтующем многосубъектовом информационном пространстве определяется временем, в течение которого необходимо обладать преимуществом. Соответственно, за относительно короткий промежуток времени на тактическом уровне выбирается и осуществляется одна стратагема. На длительный период времени выбирается связка стратагем [3].

Соответственно, выбор стратагем, последовательность, количество, необходимость вложений стратагем определяется поставленными целями и временем применения.

Заключение

В процессе конфликтного информационного взаимодействия параметры структуры субъектов изменяются. Применение стратагем приводит к определенным прогнозируемым и контролируемым результатам. Это позволяет планировать последовательность применения стратагем для стратегического информационного взаимодействия с конфликтующими субъектами на длительное время и прогнозировать состояние и развитие конфликтующих субъектов и информационной среды.

Литература

1. Завгородний В.И. Защита информации в комплексных системах. - М.: Логос, 2001. - 264 с.

2. Вяхирев А.А. Использование 36 китайских стратагем в сфере информационного взаимодействия // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. - 2006. - Вып. 25. -С.138-140.

3. Вяхирев А.А. Программный комплекс ПТ36КС (на основе 36 китайских стратагем) // Труды 10-й международной конференции «Теория и технология программирования и защиты информации». - СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. - С. 27.

Вяхирев Алексей Александрович

Павлютенков Артем Александрович

Осовецкий Леонид Георгиевич

— Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, аспирант, [email protected]

— Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, аспирант, [email protected]

— Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, доктор технических наук, профессор, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.