Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)'

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / образовательные технологии / индивидуализация обучения / мотивация / проектная методика. / competence approach / educational technologies / individualization of training / motivation / design methodology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умарова Обидахон Авазхоновна

процесс модернизации всех областей народного хозяйства нашей страны неизбежно повлечет за собой модернизацию всей системы образования. Одним из направлений модернизации современного высшего образования является внедрение компетентностного подхода в образовательную парадигму. Существующий ныне знание-центричный подход к обучению не может в полной мере обеспечить формирование у учащихся готовности использовать полученные знания и приобретенный опыт в условиях реальной действительности. Задача образования сегодня – дать учащемуся не только теоретические знания, но и сформировать у него опыт осуществления определенной деятельности для решения практических задач. Метод проектов рассматривается сегодня в качестве одной из инновационных методик обучения иноязычному общению. Он способствует формированию у учащихся коммуникативной, социокультурной, страноведческой компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умарова Обидахон Авазхоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHOD IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES (USING THE EXAMPLE OF THE FRENCH LANGUAGE)

the process of modernization of all areas of the national economy of our country will inevitably entail the modernization of the entire education system. One of the directions of modernization of modern higher education is the introduction of a competency-based approach into the educational paradigm. The current knowledge-centric approach to learning cannot fully ensure the formation of students' readiness to use the acquired knowledge and acquired experience in real-life conditions. The task of education today is to give the student not only theoretical knowledge, but also to form experience in carrying out certain activities to solve practical problems. The project method is considered today as one of the innovative methods of teaching foreign language communication. It contributes to the formation of students’ communicative, sociocultural, and regional studies competencies.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)»

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (НА ПРИМЕРЕ

ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА) Умарова О.А.

Умарова Обидахон Авазхоновна - преподаватель французского языка, кафедра французской филологии, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: процесс модернизации всех областей народного хозяйства нашей страны неизбежно повлечет за собой модернизацию всей системы образования. Одним из направлений модернизации современного высшего образования является внедрение компетентностного подхода в образовательную парадигму. Существующий ныне знание-центричный подход к обучению не может в полной мере обеспечить формирование у учащихся готовности использовать полученные знания и приобретенный опыт в условиях реальной действительности. Задача образования сегодня - дать учащемуся не только теоретические знания, но и сформировать у него опыт осуществления определенной деятельности для решения практических задач. Метод проектов рассматривается сегодня в качестве одной из инновационных методик обучения иноязычному общению. Он способствует формированию у учащихся коммуникативной, социокультурной, страноведческой компетенций.

Ключевые слова: компетентностный подход; образовательные технологии; индивидуализация обучения; мотивация; проектная методика.

PROJECT METHOD IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES (USING THE EXAMPLE OF THE FRENCH LANGUAGE) Umarova O.A.

Umarova Obidakhon Avazhonovna - French teacher, DEPARTMENT OF FRENCH PHILOLOGY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the process of modernization of all areas of the national economy of our country will inevitably entail the modernization of the entire education system. One of the directions of modernization of modern higher education is the introduction of a competency-based approach into the educational paradigm. The current knowledge-centric approach to learning cannot fully ensure the formation of students' readiness to use the acquired knowledge and acquired experience in real-life conditions. The task of education today is to give the student not only theoretical knowledge, but also to form experience in carrying out certain activities to solve practical problems. The project method is considered today as one of the innovative methods of teaching foreign language communication. It contributes to the formation of students' communicative, sociocultural, and regional studies competencies.

Keywords: competence approach; educational technologies; individualization of training; motivation; design methodology.

УДК 372.881.111.1

Следовательно, в современном образовательном процессе первостепенную роль играет умение учащегося получать, обрабатывать информацию, использовать ее для реализации собственных целей и задач, проявлять активность. А это и является основными характеристиками компетентностного подхода.

Компетентностный подход не отрицает значения других подходов, например деятельностного, а дополняет их. В.А. Далингер [1, С. 122] считает, что с позиции компетентностного подхода цели обучения можно свести к следующим:

- научить обучаемых решать проблемы в сфере учебной деятельности;

- определять и объяснять сущность, причины и взаимосвязь явлений действительности;

- научить ориентироваться в ключевых проблемах реальной жизни;

- научить решать проблемы реализации определенных социальных ролей;

- научить решать проблемы профессиональной деятельности и профессионального выбора.

Реализация новых целей образования требует внедрения в учебный процесс новейших

образовательных технологий, разработки новых учебников и учебных пособий, создания новых условий для организации учебного процесса, адекватных поставленным целям обучения. Под образовательной технологией сегодня понимается «научно и/или практически обоснованная система деятельности,

применяемая человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей» [2, C. 46]. Современные образовательные технологии, и технология проектирования учебной деятельности в том числе, дают возможность управлять педагогическим процессом, анализировать и систематизировать практический опыт, выбирать и разрабатывать наиболее эффективные новые приемы и средства для решения педагогических задач [3, C. 47].

Метод проектов - это структурно-организационная форма педагогического процесса в вузе, моделирующая будущую профессиональную деятельность учащихся или области их социальной жизни и реализующая личностно-ориентированный подход в обучении. Этот подход основывается на принципах гуманистического направления в педагогике и психологии, главной идеей которого является концентрация внимания, обучающего на личности обучаемого. Надо сказать, что основные принципы гуманистической педагогики позволяют новым образовательным технологиям свободно вписываться в традиционную систему обучения.

Одним из главных принципов работы с проектами является принцип автономности, который реализуется через предоставление учащимся реальной возможности проявления самостоятельности и инициативы.

Надо отметить, что при работе над проектами со студентами неязыковых факультетов ведущую роль играет преподаватель. Он, как правило, будет инициатором проекта, помогает учащимся отбирать и строить материал проекта, оценивает проект. Работа студентов носила репродуктивно-продуктивный характер. Воспроизводя изученный и обобщенный материал, по окончании работы в качестве результата проекта студенты предоставляли красочно оформленные альбомы, стенды, стенные газеты, программы экскурсий. Группа студентов, работавшая над проектом «Франция сегодня», представила результаты работы над проектом в виде печатного учебного пособия, которое сегодня используется в реальном учебном процессе по французскому языку. Все результаты разработанных проектов широко применяются преподавателями французского языка при обучении французскому языку студентов языковых и неязыковых факультетов.

Список литературы /References

1. Далингер В.А. Целеполагание в условиях компетентностного подхода к образованию // Вестник Омского университета. 1996. Вып. 2.

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1.

3. Терегулов Ф.М., Штейнберг В.Э. Образование третьего тысячелетия: от мифологии - через кризис педагогики - к технологии // Школьные технологии. 1998. № 3.

4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.