Научная статья на тему 'Метод проектов в обучении иностранным языкам'

Метод проектов в обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / РЕЗУЛЬТАТ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будикова Маргуба Хошимовна, Маматова Нилуфар Абдухошимовна

В этой статье рассматривается первоочередное значение методов преподавания речевой деятельности в процессе обучения иностранным языкам, а также этапы работы с проектом. Кроме того, обсуждался результат проектной деятельности в виде презентации и защиты ее конечного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будикова Маргуба Хошимовна, Маматова Нилуфар Абдухошимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод проектов в обучении иностранным языкам»

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

1 2 Будикова М.Х. , Маматова Н.Х.

1Будикова Маргуба Хошимовна - преподаватель;

2Маматова Нилуфар Абдухошимовна - преподаватель,

кафедра языков, педагогики и психологии, Андижанский государственный медицинский институт, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается первоочередное значение методов преподавания речевой деятельности в процессе обучения иностранным языкам, а также этапы работы с проектом. Кроме того, обсуждался результат проектной деятельности в виде презентации и защиты ее конечного продукта. Ключевые слова: инностранный язык, результат, проект.

Актуальность темы. Прежде чем перейти к специфике использования метода проектов на уроках иностранного языка, обратимся к роли и месту метода проектов в обучении иностранным языкам. Метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение [1].

Довольно подробно изучением использования метода проектов в обучении иностранному языку занимается Е.С. Полат. В своей работе «Метод проектов на уроках иностранного языка» она подчеркивает первостепенность обучения способам речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку, который выступает средством межкультурного взаимодействия [3]. Е.С. Полат говорит о посреднической роли языка, как средства для формирования и формулирования мысли, выдвигая следующие выводы:

• необходимость активной устной практики для каждого ученика с целью формирования умений и навыков речевой деятельности и необходимого уровня лингвистической компетенции;

• важность предоставления ученикам возможности мыслить, рассуждать над возможными путями решения проблем с тем, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей;

• необходимость включения учащихся в активный диалог культур, чтобы язык воспринимался «как средство межкультурного взаимодействия.

Данный подход к обучению, по мнению исследователя, предполагает перенос акцента со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся. Для чего, безусловно, подходит проектная деятельность.

В ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения [2].

Особый интерес представляют предложенные Е.С. Полат международные телекоммуникационные проекты, в которых посредством компьютерных телекоммуникаций организуется совместная проектная деятельность учащихся-партнеров из разных стран. Исключительность их использования в обучении

иностранному языку состоит в создании языковой среды и на ее основе создании потребности в использовании иностранного языка на практике. Участники подобного проекта в реальности применяют полученные знания и могут оценить всю важность имеющихся навыков общения. Однако телекоммуникационные проекты оправданы педагогически только в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

• предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

• предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений.

Внимание стоит уделить также и этапам работы с проектом, так как работа над любым проектом предполагает определенную последовательность действий. На этапе ориентирования в ходе «мозговой атаки» или «круглого стола» определяется проблема и вытекающие из нее задачи исследования. Использование метода проектов предполагает наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи требующей интегративного знания, исследовательского поиска для ее решения. Соответственно, для учеников очевидна практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов исследования. На этом же этапе формируются проектные группы, поскольку основной принцип технологии проектной деятельности - сотрудничество и сотворчество [4].

Следующий этап - этап реализации - включает в себя следующие фазы:

• фазу выдвижения гипотезы решения проблемы; фазу обсуждения методов исследования и поиска информации; фазу сбора, систематизации и анализа полученных данных; фазу подведение итогов.

Работа над проектом предполагает самостоятельную деятельность учеников, но учитель координирует работу проектной группы групповой деятельности. Именно с ним обсуждаются промежуточные результаты исследования. Итогом проектной деятельности является презентация и защита ее финального продукта. Конечный продукт проектной работы может быть представлен в виде письменного или устного отчета, статьи, презентации, выставки или в каком-либо другом виде. выступлением не менее серьезна и важна, чем предыдущие этапы. Авторы проекта представляют и обосновывают актуальность, значимость, новизну и логику своего проекта, отвечают на вопросы слушателей ( желательно) на иностранном языке, а это предполагает не только владение определенной суммой формальных знаний в области лексики, грамматики и фонетики иностранного языка, но и умения выбирать языковые средства, подходящие контексту деятельности, умения выстраивать свою речь логично, последовательно, убедительно [1]. Е.С. Полат выделяет следующие этапы работы с проектом:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). б.Защита проектов, оппонирование.7.Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Список литературы

1. Полат Е. С. Методы обучения иностранным языкам. Москва, 2011.

2. Миронова З.С. К вопросу обучения методов. Москва, 2000.

3. Бруннер Карл. История английского языка. М., 1955. 1-2 том.

4. Расторгуева Т.А., Жданова И.Ф. Курс лекций по истории английского языка. М., 1972. Вып. 3-4.

5. Расторгуева Т.А. История развития безличных предложений в английском языке. АКД, М., 1954.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В НАУКЕ И В ОБРАЗОВАНИИ

12 3

Ахмедова Н.Д. , Гафурова Ю.К. , Хаитбаева Г.И.

1Ахмедова Нигора Дадахановна - преподаватель;

2Гафурова Юлдуз Каххаровна - преподаватель;

3Хаитбаева Гулбахор Икрамовна - преподаватель, кафедра языков, педагогики и психологии, Андижанский государственный медицинский институт, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы инновационной активности в науке, образовании и частном секторе. Авторы выражают различные точки зрения о понятии «инновация». Изучена ценность инновационных процессов, происходящих в сфере науки и образования.

Ключевые слова: инновация, инновационные процессы, бизнес-модель, научная деятельность, интеграция науки, технология.

В современном мире экономикой движут инновации, которые характеризуют процесс преобразования знаний и идей в востребованную потребителем ценность и приводят к повышению производительности, а, следовательно, к росту бизнеса. Инновационная активность является ключевым фактором динамичного развития и конкурентоспособности современной экономики [1].

Если не было бы инноваций новые товары, новые услуги и новые бизнес-модели никогда бы не появились, а производители продолжали бы производить старые вещи старыми способами. Инновационными могут быть как товары и услуги для внешних потребителей, так и технологии, бизнес-модели, стратегии, организационные структуры, и процессы, обеспечивающие инновационное развитие собственного бизнеса.

Существует различные понятия «инновации». Рассмотрим некоторые из них. Инновация - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности [2].

Инновация понимается как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство. Понятие инновации применяется ко всем новшествам в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.