МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Бекетова Г.К.1, Байманова А.Е.2, Жакупова Г.Ж.3, Казагачев В.Н.4
1Бекетова Гульнара Куанышевна - магистр, старший преподаватель;
2Байманова Айжангуль Еркешевновна - старший преподаватель;
3Жакупова Гулмира Жалгасбайкызы - старший преподаватель, кафедра химической технологии;
4Казагачев Виктор Николаевич - старший преподаватель, кафедра информатики, Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова, г. Актобе, Республика Казахстан
Аннотация: в данной статье излагаются принципы проектной методики. Они повышают эффективность учебного процесса и обеспечивают достижение запланированного образовательного результата. Проектная технология обучения обеспечивает творческое развитие, формирование общих и профессиональных компетенций, профессиональную и социальную мобильность. Теоретическое обоснование проектной технологии обучения позволило выделить основную тенденцию, заключающуюся в переходе от нормативной модели педагога профессионального обучения к развитию субъективной активности педагога и обучающихся. Это нашло свое отражение в целях, принципах и структурных компонентах профессиональной деятельности и профессионального образования. Проектная технология обучения есть вид профессионально-педагогической деятельности, основанной на творческой активности субъектов образовательного процесса, обеспечивающих разработку и создание инновационных педагогических процессов, разработку планов и программ развития педагогического процесса через преемственность целей, процессов и объектов проектной деятельности и включает этапы проектирования, алгоритмы выполнения технологических процедур и научно-методического обеспечения.
Ключевые слова: педагогическая технология, образование, проекты, проектирование.
УДК 371.13
В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения. На сегодняшний день уровни развития познавательных интересов студентов не достигают своей высшей ступени, т.е. большинство из них имеют средний, а нередко и низкий уровень развития интереса.
За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась во внедрении новых психолого-педагогических технологий.
Существуют разные определения педагогической технологии. Но наиболее удачно отражает сущность педагогических технологий следующее определение:
«Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателя».
В условиях современной казахстанской действительности институты образования столкнулись с необходимостью разработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе, формирования у студентов личностных качеств, которые позволили бы им быть созидателями демократического общества и реализовать свои
80
возможности в нем. Результативность обучения в в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.
Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому студенту, с учетом имеющегося у него опыта познания, совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения - не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого студента и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.
Преподаватель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт со студентами, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучаемых.
Многие основные методические инновации связаны сегодня применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента.
Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. студент как личность.
Личностно-ориентированное обучение позволит:
1) Повысить мотивацию студентов к обучению;
2) Повысить их познавательную активность;
3) Создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний;
4) Отследить динамику развития студентов.
Цель педагогических технологий - повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.
При изучении технических дисциплин наиболее значимые результаты дает метод проектов. Он позволяет создать на занятии творческую атмосферу, где каждый студент вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Методика проектного обучения широко используется для обобщений знаний и умений по изученной теме. Нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться студентам, что именно должен делать каждый участник работы (и студент, и преподаватель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.
В основе метода проектов лежит развитие когнитивных и творческих умений студентов, а также умений самостоятельно конструировать свои знания. Проектирование - как процесс деятельности - процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния [1].
Различают этапы и стадии проектирования.
Наряду с традиционными видами проектирования (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления проектирования человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т.д.), трудовых процессов, организаций; экологическое, социальное, инженерное, психологическое, генетическое проектирование.
Проектирование в строительстве, технике - разработка проектной, конструкторской и другой технической документации, предназначенной для осуществления капитального строительства, создания новых видов и образцов продукции промышленности.
В процессе проектирования выполняются технические и экономические расчеты, схемы, графики, чертежи, пояснительные записки, макеты, составляются спецификации, сметы, калькуляции, описания [2].
Проект - комплект указанной документации и материалов (определенного состава).
Проекты подразделяют на индивидуальные и типовые. В индивидуальных проектах широко используются типовые проектные решения.
Проектирование новых видов и образцов машин, оборудования, аппаратов, приборов и другой продукции всех отраслей промышленности, или конструирование, представляет собой разработку исходных данных (чертежей, спецификаций, технических условий по монтажу, наладке, уходу и другой конструкторской документации), необходимых для производства и последующей эксплуатации продукции. При этом широко используются стандарты, нормализованные детали, унифицированные узлы, агрегаты.
Задание на проектирование содержит наименование объекта, место строительства, номенклатуру продукции, мощность производства и другие данные и условия строительства и составляется заказчиком с участием проектной организации.
Инженерные взыскания осуществляются для получения данных, необходимых для технически правильного и экономически целесообразного решения основных вопросов проектирования, строительства и эксплуатации объектов.
Проект на строительство или реконструкцию объекта может иметь две стадии: технический проект и рабочие чертежи; или выполняться в одну стадию -технорабочий проект.
На стадии технического проекта разрабатываются основные вопросы организации, технологии и экономики производства, принимаются конструктивные решения, составляется смета. Определяются технико-экономические показатели.
В проектировании различают этап конструирования и его стадии: проектное задание или эскизный проект, технический проект, рабочий проект.
Таким образом, проект - важнейшее звено технического прогресса, связывающее результаты науки с производством. В проектах реализуются результаты научных исследований, используются достижения передового опыта.
Коммуникативная сторона технического воображения всегда являлась актуальной проблемой при изучении технических и технологических дисциплин, так как большая часть усвоения технологических терминов и расчетных основ происходит через общение и создание производственно-технической среды. И одним из методов, способствующих активной речевой деятельности, повышающих мотивацию к изучению технических предметов и развивающих активность и творчество, так же является метод проектов.
Организуя работу по проектной методике нельзя забывать об особой форме ее организации. Важно помнить, что в работу необходимо вовлечь всех студентов, предложив каждому задания с учетом уровня его теоретико-технической подготовки.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выбранные традиционной и современной методикой преподавания технических предметов, которые направлены на развитие когнитивно-коммуникативных навыков у обучаемых.
Говоря о проектной методике нельзя не сказать о принципах, на которых она строится:
1) Вариативность - предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы на занятии. Что касается текстов, то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания и другие. Необходимы различные варианты тем, расчетных задач и типов упражнений.
2) Решение проблем. Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, так чтобы каждый студент смог продвинуться
82
к более высокому уровню обучения - от репродуктивного к творческому.
Проектирование позволяет формировать личностные качества студентов, в первую очередь - умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов, а также анализировать результаты деятельности.
3) Личностный фактор. Посредством проектной работы студентам предоставляется много возможностей думать и говорить о различных темах, ситуациях и т.д.
4) Адаптация заданий. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый.
В курсах предметов по специальностям 5В072100-Химическая технология органических веществ и 5В072000-Химическая технология неорганических веществ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, сочетается с любым учебно-методическим комплексом и может быть включен в работу уже на раннем этапе освоения специальных дисциплин, как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки студента.
Список литературы
1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
4. Hutchinson T. Project English - 1. Oxford, 1996.
5. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектная технология обучения студентов в условиях рофессионально-педагогического образования // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.science -education.ru/ru/article/view?id=13572/ (дата обращения: 19.05.2017).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЯ Экперова И.К.
Экперова Ирина Константиновна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 103 первой квалификационной категории, г. Дзержинск
Аннотация: любая организация не может существовать без руководителя, и
существуют психологические особенности его деятельности.
Ключевые слова: руководитель, личностные качества, техника руководства.
Руководителю отводится главная роль в управленческой деятельности. «Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность» [3]. Со сложившейся обстановкой в стране появилась необходимость в таких руководителях, которые разбираются в основах рыночной экономике, ориентируются