Научная статья на тему 'Метод проектов как вид педагогической технологии'

Метод проектов как вид педагогической технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекетова Куанышевна, Байманова Еркешевновна, Жакупова Гулмира Жалгасбайкызы, Казагачев Николаевич

В статье излагаются принципы проектной методики. Они эффективность процесса и обеспечивают достижение запланированного образовательного результата. Проектная технология обучения обеспечивает творческое развитие, формирование общих и профессиональных компетенций, профессиональную и мобильность. обоснование проектной технологии обучения позволило выделить основную тенденцию, в переходе от нормативной модели профессионального обучения к развитию субъективной педагога и обучающихся. Это свое в целях, и структурных компонентах профессиональной деятельности и профессионального образования. Проектная технология есть вид профессионально-педагогической деятельности, на творческой активности субъектов образовательного процесса, обеспечивающих разработку и создание инновационных педагогических процессов, разработку планов и программ развития педагогического процесса преемственность целей, и объектов проектной деятельности и включает этапы проектирования, алгоритмы выполнения технологических процедур и научно-методического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекетова Куанышевна, Байманова Еркешевновна, Жакупова Гулмира Жалгасбайкызы, Казагачев Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод проектов как вид педагогической технологии»

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Бекетова Г.К.1, Байманова А.Е.2, Жакупова Г.Ж.3, Казагачев В.Н.4

1Бекетова Гульнара Куанышевна - магистр, старший преподаватель;

2Байманова Айжангуль Еркешевновна - старший преподаватель;

3Жакупова Гулмира Жалгасбайкызы - старший преподаватель, кафедра химической технологии;

4Казагачев Виктор Николаевич - старший преподаватель, кафедра информатики, Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова, г. Актобе, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье излагаются принципы проектной методики. Они повышают эффективность учебного процесса и обеспечивают достижение запланированного образовательного результата. Проектная технология обучения обеспечивает творческое развитие, формирование общих и профессиональных компетенций, профессиональную и социальную мобильность. Теоретическое обоснование проектной технологии обучения позволило выделить основную тенденцию, заключающуюся в переходе от нормативной модели педагога профессионального обучения к развитию субъективной активности педагога и обучающихся. Это нашло свое отражение в целях, принципах и структурных компонентах профессиональной деятельности и профессионального образования. Проектная технология обучения есть вид профессионально-педагогической деятельности, основанной на творческой активности субъектов образовательного процесса, обеспечивающих разработку и создание инновационных педагогических процессов, разработку планов и программ развития педагогического процесса через преемственность целей, процессов и объектов проектной деятельности и включает этапы проектирования, алгоритмы выполнения технологических процедур и научно-методического обеспечения.

Ключевые слова: педагогическая технология, образование, проекты, проектирование.

УДК 371.13

В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения. На сегодняшний день уровни развития познавательных интересов студентов не достигают своей высшей ступени, т.е. большинство из них имеют средний, а нередко и низкий уровень развития интереса.

За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась во внедрении новых психолого-педагогических технологий.

Существуют разные определения педагогической технологии. Но наиболее удачно отражает сущность педагогических технологий следующее определение:

«Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателя».

В условиях современной казахстанской действительности институты образования столкнулись с необходимостью разработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе, формирования у студентов личностных качеств, которые позволили бы им быть созидателями демократического общества и реализовать свои

80

возможности в нем. Результативность обучения в в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому студенту, с учетом имеющегося у него опыта познания, совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения - не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого студента и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.

Преподаватель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт со студентами, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучаемых.

Многие основные методические инновации связаны сегодня применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента.

Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. студент как личность.

Личностно-ориентированное обучение позволит:

1) Повысить мотивацию студентов к обучению;

2) Повысить их познавательную активность;

3) Создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний;

4) Отследить динамику развития студентов.

Цель педагогических технологий - повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.

При изучении технических дисциплин наиболее значимые результаты дает метод проектов. Он позволяет создать на занятии творческую атмосферу, где каждый студент вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Методика проектного обучения широко используется для обобщений знаний и умений по изученной теме. Нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться студентам, что именно должен делать каждый участник работы (и студент, и преподаватель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

В основе метода проектов лежит развитие когнитивных и творческих умений студентов, а также умений самостоятельно конструировать свои знания. Проектирование - как процесс деятельности - процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния [1].

Различают этапы и стадии проектирования.

Наряду с традиционными видами проектирования (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления проектирования человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т.д.), трудовых процессов, организаций; экологическое, социальное, инженерное, психологическое, генетическое проектирование.

Проектирование в строительстве, технике - разработка проектной, конструкторской и другой технической документации, предназначенной для осуществления капитального строительства, создания новых видов и образцов продукции промышленности.

В процессе проектирования выполняются технические и экономические расчеты, схемы, графики, чертежи, пояснительные записки, макеты, составляются спецификации, сметы, калькуляции, описания [2].

Проект - комплект указанной документации и материалов (определенного состава).

Проекты подразделяют на индивидуальные и типовые. В индивидуальных проектах широко используются типовые проектные решения.

Проектирование новых видов и образцов машин, оборудования, аппаратов, приборов и другой продукции всех отраслей промышленности, или конструирование, представляет собой разработку исходных данных (чертежей, спецификаций, технических условий по монтажу, наладке, уходу и другой конструкторской документации), необходимых для производства и последующей эксплуатации продукции. При этом широко используются стандарты, нормализованные детали, унифицированные узлы, агрегаты.

Задание на проектирование содержит наименование объекта, место строительства, номенклатуру продукции, мощность производства и другие данные и условия строительства и составляется заказчиком с участием проектной организации.

Инженерные взыскания осуществляются для получения данных, необходимых для технически правильного и экономически целесообразного решения основных вопросов проектирования, строительства и эксплуатации объектов.

Проект на строительство или реконструкцию объекта может иметь две стадии: технический проект и рабочие чертежи; или выполняться в одну стадию -технорабочий проект.

На стадии технического проекта разрабатываются основные вопросы организации, технологии и экономики производства, принимаются конструктивные решения, составляется смета. Определяются технико-экономические показатели.

В проектировании различают этап конструирования и его стадии: проектное задание или эскизный проект, технический проект, рабочий проект.

Таким образом, проект - важнейшее звено технического прогресса, связывающее результаты науки с производством. В проектах реализуются результаты научных исследований, используются достижения передового опыта.

Коммуникативная сторона технического воображения всегда являлась актуальной проблемой при изучении технических и технологических дисциплин, так как большая часть усвоения технологических терминов и расчетных основ происходит через общение и создание производственно-технической среды. И одним из методов, способствующих активной речевой деятельности, повышающих мотивацию к изучению технических предметов и развивающих активность и творчество, так же является метод проектов.

Организуя работу по проектной методике нельзя забывать об особой форме ее организации. Важно помнить, что в работу необходимо вовлечь всех студентов, предложив каждому задания с учетом уровня его теоретико-технической подготовки.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выбранные традиционной и современной методикой преподавания технических предметов, которые направлены на развитие когнитивно-коммуникативных навыков у обучаемых.

Говоря о проектной методике нельзя не сказать о принципах, на которых она строится:

1) Вариативность - предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы на занятии. Что касается текстов, то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания и другие. Необходимы различные варианты тем, расчетных задач и типов упражнений.

2) Решение проблем. Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, так чтобы каждый студент смог продвинуться

82

к более высокому уровню обучения - от репродуктивного к творческому.

Проектирование позволяет формировать личностные качества студентов, в первую очередь - умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов, а также анализировать результаты деятельности.

3) Личностный фактор. Посредством проектной работы студентам предоставляется много возможностей думать и говорить о различных темах, ситуациях и т.д.

4) Адаптация заданий. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый.

В курсах предметов по специальностям 5В072100-Химическая технология органических веществ и 5В072000-Химическая технология неорганических веществ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, сочетается с любым учебно-методическим комплексом и может быть включен в работу уже на раннем этапе освоения специальных дисциплин, как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки студента.

Список литературы

1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

4. Hutchinson T. Project English - 1. Oxford, 1996.

5. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектная технология обучения студентов в условиях рофессионально-педагогического образования // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.science -education.ru/ru/article/view?id=13572/ (дата обращения: 19.05.2017).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РУКОВОДИТЕЛЯ Экперова И.К.

Экперова Ирина Константиновна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 103 первой квалификационной категории, г. Дзержинск

Аннотация: любая организация не может существовать без руководителя, и

существуют психологические особенности его деятельности.

Ключевые слова: руководитель, личностные качества, техника руководства.

Руководителю отводится главная роль в управленческой деятельности. «Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность» [3]. Со сложившейся обстановкой в стране появилась необходимость в таких руководителях, которые разбираются в основах рыночной экономике, ориентируются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.