Научная статья на тему 'МЕТОД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ КЕПНЕРА-ТРЕГО'

МЕТОД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ КЕПНЕРА-ТРЕГО Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
545
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Емельянова Е.Ю.

Данная статья посвящена проблеме выбора при принятии решений, присутствующей во всех сферах деятельности современного человека. Люди вынуждены принимать решения постоянно: в любом месте и в любое время. При всем этом, принимаемое решение должно быть наилучшим. Чтобы помочь справиться со всеми этими решениями, создаются различные модели, структуры, инструменты, методики и компьютерные программы. Одна из наиболее известных и полезных моделей - модель Кепнера-Трего.This article deals with the problem of choice in decision-making that is present in all areas of modern man. People have to make decisions all the time: at any place and at any time. In this case, decisions should be the best. To help cope with all of these decisions are different models, patterns, tools, methods, and computer programs. One of the most famous and useful models - model Kepner-Tregoe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ КЕПНЕРА-ТРЕГО»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

Емельянова Е. Ю. студент 4 курса факультет «бизнес-информатика» Северный (Арктический) Федеральный университет

Институт математики, информатики и космических технологий

Россия, г. Архангельск МЕТОД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ КЕПНЕРА-ТРЕГО

Данная статья посвящена проблеме выбора при принятии решений, присутствующей во всех сферах деятельности современного человека. Люди вынуждены принимать решения постоянно: в любом месте и в любое время. При всем этом, принимаемое решение должно быть наилучшим. Чтобы помочь справиться со всеми этими решениями, создаются различные модели, структуры, инструменты, методики и компьютерные программы. Одна из наиболее известных и полезных моделей - модель Кепнера-Трего.

Ключевые слова: метод принятия решений, системы поддержки принятия решений, метод Кепнера-Трего, информационные технологии.

This article deals with the problem of choice in decision-making that is present in all areas of modern man. People have to make decisions all the time: at any place and at any time. In this case, decisions should be the best. To help cope with all of these decisions are different models, patterns, tools, methods, and computer programs. One of the most famous and useful models - model Kepner-Tregoe.

Keywords: method of decision-making, decision support systems, Kepner-Tregoe method, information technology.

Несмотря на растущее число фактов, подтверждающих то, что многие решения в бизнесе не являются по-настоящему рациональными, приверженность теории принятия решений сохраняется.

Модели принятия решений предполагают, что тщательно обработанный массив информации позволит людям учиться на опыте других и принимать более точные решения.

Понятие СППР. Система поддержки принятия решений, СППР -компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.

Система поддержки решений СППР решает следующие задачи:

- выбор наилучшего решения из множества возможных (оптимизация),

- упорядочение возможных решений по предпочтительности (ранжирование).

Методика Кепнера-Трего - один из инструментов систематизированного поиска фактической причины возникновения проблем, применяется в различных областях человеческой деятельности, где есть потребность в организованном, систематическом мышлении, чтобы разрешить проблемы.

Метод Кепнера - Трего используется для принятия решений и обеспечивает эффективную основу для сбора, систематизации и оценки информации, чтобы в последствие на ее основании принять решение. Метод был разработан Чарльзом Кепнер и Бенджамином Трего в 1960-х годах, этот метод является полезным способом расследования причин проблем.

Кепнер и Трего выделили три основных компонента эффективного принятия решений: качество решения относительно требующих внимания факторов, качество оценки альтернатив, качество понимания того, что могут дать альтернативы.

Метод Кепнера - Трего выделяет 5 шагов анализа: определение проблемы, описание проблемы, анализ вариантов возможных причин, анализ рисков для каждой причины, исследование наиболее вероятных причин с выявлением потенциальных проблем и отрицательных воздействий, проверка истинной причины, выработка мер. Данная последовательность гарантирует, что ничего не будет упущено и действия не продублируются. Метод принятия решений основан на том, что конечной целью любого принятого решения становится наилучший выбор из возможных вариантов, необходимо заметить, что "наилучший", но не идеальный в данной ситуации.

Последовательность действий при применении метода

1. Определение проблемы

Например, возникла в офисе проблема "Не работает 1С". Задав несколько простых вопросов, можно выявить гораздо больше информации о природе проблемы и определить возможные причины ее возникновения.

Для этого удобно использовать метод пяти вопросов:

1) Кто испытывает проблему? (Иванов)

1) Что случилось: каков уровень влияния, симптомы, какие ошибки или что-нибудь, что вы ожидали не произошло? (Когда сотрудник запускает 1С:Бухалтерия, система выдает ошибку "Нет подключения к базе данных".)

2) Когда возникла проблема, или когда она начинает происходить? (С утра, после того, как был включен компьютер.)

3) Где возникает проблема? (На рабочем месте Иванова.)

4) Почему это важно, почему проблема происходит? (Ему необходим доступ в систему, чтобы выполнять должностные обязанности.)

При наличии новой информации проблему можно сформулировать

следующим образом: "Иванов не может выполнять работу, потому что при запуске 1С:Бухгалтерия система выдает ошибку "Нет подключения к базе данных", проблема началась с того, момента, как он сегодня пришел на работу включил свое рабочее место". Такое описание проблемы гораздо лучше и понятнее первого описания проблемы, оно позволяет понять, в чем проблема с первого взгляда и позволяет понять последствия.

При регистрации проблем всегда важно проверять описание, это исключит возможность человеческой ошибки и подтвердит обстоятельства.

Может быть несколько причин, почему 1С не запускается: у сотрудника может не быть доступа к сети, не работает сетевое оборудование и т.д.

2. Описание проблемы

На этом этапе отвечаем уже на 4 вопроса по проблеме: в чем проблема, где возникает проблема, когда она произошла и уровень влияния проблемы. Часть ответов уже получено на первом шаге.

ВОПРОС 18 (ЕСТЬ) COULD but IS NOT (Может быть, но не произошло)

WHAT (ЧТО) Выдает ошибку при запуске 1С Нет проблем с сервером 1Сг нет других ошибок связанных с 1С

WHERE (ГДЕ) 1С на рабочем месте пользователя Иванова 1С на рабочем месте пользователя Иванова при доступе через удаленный рабочий стол не выдает ошибку

WHEN (КОГДА) Сегодня при запуске рабочего места Могло случиться ранее сегодняшнего дня

EXTEND (ЗОНА ДЕЙСТВИЯ) Люди, системы, инструменты затронутые проблемой На других рабочих местах, имеющих доступ к 1С, все работает нормально.

Рисунок 1 - Описание проблемы

3. Определение возможных причин

Наличие информации о том, что могло произойти, но не произошло, помогает нам объективно увидеть, какие изменения могли повлиять на работу систем. Опыт показывает, что большинство проблем связаны с недавними изменениями, особенно для существующих систем, которые работают последнее время без проблем.

Для расширения "Описания проблемы" к "Возможные причины" добавим еще 2 колонки: "Различия", где перечислены различия и "Изменения", которые могли бы объяснить различия.

ВОПРОС IS (ЕСТЬ ) Рахлачка Нтмемчта

»•HAT (ЧТО) Оопм ца япти 1С Настройка к-шеата Нет

WHERE (ГДЕ) 1С в рабочем mkic Версма клиента 1С. аерсаа У » тЛоъч На рабочем месте тжпавш раоочего стала оонлиенааа серена клиента ОС »'rndowi

»■HEN (КОГДА) Сегали ара запуске рабочем месте mnm проогсс Вчера «ив установлена* ооааэвтгази на серверную часть треоааалоск оомоаатк иаап

EXTEND (ЗОНА ДЕЛСТИОГ) lua. cat темы, ■мстр^мгты жраоттме ЦХХИОЮ* Обвоктение клиента ж ашшов оовоалетше ОС »'aadcnrt w аыптнгио На jpvna рабочих мест клеш а ОС »"axkmi оаишяи аатомапгческа ж« iK-prjarpvrae

Рисунок 2 - Определение возможных причин

Важно отметить, что при рассмотрении необходимо учитывать не только последние изменения, но и более давние.

4. Тестирование наиболее вероятных причин

Сравниваем текущее состояние с последними изменениями. С ранжированием возможных причин по вероятности. В нашем случае:

1) Обновление клиента 1С. Не обновленный клиент не запускается под актуальной версией серверного ПО 1С. Причина более вероятна.

2) Обновления Windows. Некоторые обновления могут быть причиной проблемы запуска ПО на рабочем месте. Причина маловероятна.

5. Проверка истинной причины

Далее следует сравнить вероятные причины, удовлетворяют ли они описанию проблемы? Когда нашли причину, которая объясняет все условия, ее необходимо протестировать, чтобы подтвердить, что она является причиной. Можно дополнительно, используя метод пяти вопросов, подтвердить еще раз данную причину. В качестве немедленных действий можно установить Иванову обновления вручную и уведомить других сотрудников использующих 1С обновить клиента. Но, самым лучшим вариантом будет проверка причин, почему обновление не сработало при перезапуске и устранить эту причину.

Использованные источники:

1. Кузьмин, А.М. Методика Кепнера-Трего/А.М. Кузьмин, Е.А. Высоковская // Методы менеджмента качества. 2011. - №7. - С. 35.

2. А.В.Вишнеков. Методы принятия проектных решений в системах электронной вычислительной техники: Учебное пособие. - МГИЭМ. - М., 1999. - 78 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.